Дидактический материал в работе над м

Сочинение

Дидактический материал в работе над сочинением

1.Чтение и анализ текста

Сочинение по литературе-это серьёзный труд; который показывает знания пишущего, его способность самостоятельно мыслить, умение правильно и последовательно излагать материал. (Владение литературным материалом, вся совокупность литературных знаний и навыков абитуриента прямо отражается в сочинении, написанном на свободную тему).

Что входит в понятие: «владение литературным материалом»?

Работе над сочинением должно предшествовать вдумчивое, серьёзное чтение художественного текста. Читать произведение следует полностью и целенаправленно, обращая внимание не только на перипетии сюжета , но и на расстановку персонажей, на отношение к ним автора, на то, какие важные обобщающие осуждения возникают в ходе развития действия.

Ведь каждое художественное произведение- это своеобразный, неповторимый мир образов, тесно связанный со своим временем, эпохой,- мир, в котором отражаются особенности таланта, личность самого писателя.

Настоящее, глубокое прочтение произведения может найти правильный путь его осмысления.

Анализируя произведение прошлого, следует рассматривать героев в соотношении осовременной им эпохой, о тем кругом проблем, которые вызывали размышления писателя. Недопустимо мелкое и примитивное «осовременивание» героя, как это бывает в работах некоторых учащихся, утверждающих, что «и в наши дни можно встретить современного Онегина, жизнь которого проходит в праздниках, развлечениях, не принося ему удовлетворения»(из сочинения).

Очень важно также при анализе произведения стремиться понять его в единстве формы и содержания. В подлинном произведение искусства мысль художника всегда выражается в конкретной художественной форме. Вот почему отвечая на вопрос о художественном произведения, необходимо показать на конкретных примерах, как достигается и какую особенность имеет у данного писателя это единство формы и содержания.

Так, в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир» замысел художника-дать «историю народа», передать влюблённость в жизнь, в человека-находит органическое воплощение в самой форме романа: в эпическом размахе повествования о великих исторических событиях, в сложных связях философии, истории и быта, в сопряжении судеб героев и страны.

7 стр., 3318 слов

Р.Р. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям ...

... в число самых известных писателей России начала ХХ века. Устная речь Учитель . На доске цветы, они необычные, они цветы сочувствия и сострадания. Они еще необычные потому, ... произведением, опубликованным при жизни писателя. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, ...

Стремление понять произведение в целостном единстве формы и содержания должно быть отражено и в построении сочинения. Некоторые учащиеся всё своё внимание уделяют идейной проблематике произведения, анализу характеров героев и лишь в самом конце несколькими фразами отмечают художественные достоинства и особенности произведения.

Между тем, идея, основная мысль произведения принимает конкретные художественные формы и выражается в создании реалистических образов-типов, в соотнесение их между собой(например, Онегин-Ленский-Татьяна), а в оценке их автором; в построении сюжета, в особенностях произведения; в своеобразии образно-речевых средств.

Поэтому с самого начала сочинения старайтесь убедительно показывать не только ЧТО хотел сказать писатель в произведении, но и КАК, с помощью каких выразительных средств он сумел это сделать.

2.Тема сочинения, плач, композиционная структура

Начинать непосредственную работу над сочинением следует с серьёзного продумывания темы и чёткого определения круга вопросов, относящихся к ней. При этом нужно помнить о формулировке темы и подчинять её раскрытию все компоненты сочинения. Неполное, приблизительное раскрытие темы, подмена её другой, близкой по смыслу, по неравнозначной, — распространённый и серьёзный недостаток многих сочинений.

Итак, первое, к чему должен стремиться пишущий,- это точное соответствие излагаемое материала теме.

Ещё раз обратимся к примерам. Идентичны ли темы: «Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и «Народ как главный герой романа «Война и Мир»? Разумеется, толкование этих тем должно быть различным.

Тема первого сочинения(«Мысль народная…») шире второй, поскольку предполагает разговор не только о народе как главном герое романа. «Мысль народная» положена обеих тем.

«Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир»

1.Изображение героических событий из истории народа («В «Войне и Мире» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года»).

2.Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.

3.Отношение Толстого к своим героя., Основной критерий оценки героев автором-степень близости их к народу:

а) осуждение аристократического общества-людей, далёких от народа(Курагины, и др.); высокая оценка Кутузова ка народного полководца, носителя «народного чувства». Наполеон как его антипод; в) нравственные искания А.Болконского и Пьера Безухова. Пути их сближения с народом; г)органическое, непосредственное постижение русского народного духа Наташи Ростовой

4.Горячий призыв Толстого к сближению народов, преодолению вражды и разобщённости между ними., Народ как главный герой романа Толстого «Война и мир»

1.Признание народа единственный силой, способной решать исторические судьбы нации.

2.Народ как герой-победитель в Отечественной войне 1812 года: а) поведение жителей Смоленска и Москвы; б) героизм и бесстрашие русских солдат в Бородинском сражении; в)партизанское движение как выражение могучего стихийного протеста против захватчиков.

3 стр., 1090 слов

Как правильно составить план к сочинению: рекомендации

... рассмотрим, как правильно подготовиться к написанию сочинения. В целом составление плана подразумевает выделение отдельных пунктов. Необходимо обозначить ключевые мысли уже готового текста или же того, который вы планируете написать. Здесь план стихотворения ...

3.Изображение у Толстого двух типов русского крестьянина (Тихон Щербатый и Платон Каратаев, различие в их отношении и жизни, к собственной судьбе).

4.Особый характер народного героизма у Толстого: простота, скромность(«скрытая теплота патриотизма»), естественность величия. Отражение этих двух черт в поведении отдельных представителей дворянского сословия(Тушин, Тимохин и др.).

Чтобы умело организовать материал, сочинению следует предпослать тщательно разработанный план. Наверно мнение некоторых учащихся, что план сковывает их, мешает свободно излагать свои мысли. Несомненно, составление плана-задача нелёгкая. Но нужно всегда помнить, что план-это не «привесок» к сочинению, а необходимый его компонент: он дисциплинирует и конкретизирует мысль, побуждая к логически связному изложению. В правильном составленном плане фактически в сжатом виде уже раскрыта тема. Специально вписывать план в беловой текст сочинения не обязательно, он не является непременным элементом письменной работы по русскому языку и литературе. Но тщательно подумать его и набросать в черновике для себя-очень полезно

План может быть простым и сложным, но предпочтительнее, полезное обращение к сложным планам, широко распространённым в школьной практике. Такой план, состоящий из трёх частей,-вступления, основной части и заключения, -позволит наиболее глубоко и всесторонне раскрыть тему. Какой план из двух, приведённых далее, поможет лучше организовать изложение темы?

«Свободолюбивая лирика Пушкина»

1.Вступление.

2.Главная часть. Свободолюбивая лирика Пушкина. Вступление Пушкина против самодержания и крепостного права: а)»Деревня», б)»К Чаадаеву», в)»В Сибирь», г) «Арион», д) ода «Вольность».

3.Заключение

Как видим, в данном случае(пример взят из практики) нарушены элементарные требования к составлению плана: не озаглавлены вступительная и заключительная части-их смысл не продуман пишущим; в главной части нет чёткой разработки каждого пункта, не соблюдён принцип хронологической последовательности анализируемых стихотворений.

Приводим примерный план к сочинению на эту тему.

1.Вступление. Широта тематики пушкинской лирики.

2.Главная часть. «Хочу воспеть свободу миру». 1)Ода «Вольность»-первое политическое вступление поэта. 2)Призыв Пушкина посвятить Отчизне «Души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»)).

3.Возмущение поэта «барством диким» («Деревня»)

4.Эпиграммы на царя и его приближённых

5.Верность заветам декабристов («Арион», «В Сибирь», «Анчар»)

6.Общая направленность пушкинской свободолюбивой лирики: тесная связь с эпохой, высокий гражданский пафос, патриотическое звучание, глубина и сила эмоционального воздействия.

3.Заключение. « В мой жестокий век восславил я свободу»., В работе над сочинением нужно придерживаться продуманного плана.

Главная мысль сочинения должна звучать и в эпиграфе. Нельзя брать в качестве эпиграфа случайные слова, не имеющие прямого отношения к теме. Лучше оставить работу без эпиграфа, чем брать слова, малоподходящие к идейному содержанию работы. Нужно учитывать соотнесённость эпиграфа с эпохой и идейной направленностью творчества писателя. Несоблюдение этого положения приводит к курьёзам. Так, совершенно не подходят гордые слова испанской коммунистки Долорес Ибаррури «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» в качестве эпиграфа к теме «Катерина-луч света в тёмном царстве». Неуместно строки «Бороться и искать, найти и не сдаваться», ставшие жизненным девизом для героев Каверина, брать эпиграфом к теме «Духовные искания героев Толстого»(Андрей Болконский и Пьер Безухов).

5 стр., 2353 слов

Урок развития речи. Подготовка обучающихся 10 класса к итоговому ...

... теме можно добиться высоких результатов в подготовке обучающихся 10 класса к написанию экзаменационного сочинения в 11 классе. Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме ...

К последней теме правильнее было бы взять слова Л.Н.Толстого: »Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».

Обратимся к композиционной структуре сочинения и требованиям, предъявляемым к каждой его части.

В соответствие с планом сочинение должно состоять из трёх частей-вступления, главной части, заключения.

Вступление

Характер вступления зависит и от вида сочинения. Если сочинение представляет собой характеристику одного героя, то можно указать, какое место занимает анализируемый образ в структуре художественного произведения. В сочинения более широкого плана (например, «Смысл заглавия поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») можно писать и об авторском замысле, и о той цели, которую ставил Н.В.Гоголь при создании произведения.

Пишущий сочинение может дать во вступлении свою мотивировку выбора данной темы и наметить определённые задачи.

Можно начать сочинение и с описания какого-то факта или события, например дискуссии в современной печати о том или ином литературном произведении или его герое; можно использовать свои впечатления о кинофильме по художественному произведению, и это будет отправной точкой в работе над сочинением.

Варианты могут быть самыми различными. Но из всех возможных нужно выбрать тот, который наилучшим образом подведёт к раскрытию темы. Не следует затягивать и расширять вступление. Нужно помнить о соразмерности частей письменной работы: и вступление, и заключение не должны превышать ¼ части всего сочинения.

Главная часть

Выдвигаемые положения должны быть аргументированы и подтверждены фактами или цитатами из художественного произведения. При этом можно использовать также высказывания общественно-политических деятелей, оценки литературных критиков и писателей.

Особое внимание следует обращать на логичность, стройность в самом непосредственном изложении материала, помнить о том, что каждое предложение должно быть связано с последующим. Следует хорошо подумать также последовательность смысловых объединений предложений(абзацев).

Заключительная часть

3.Основные типы сочинений, Наиболее распространённым типом письменных работ по литературе является сочинение-характеристика., Этот тип сочинения может быть свои разновидности., Характеристика одного героя:

Разночинец-демократ Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»; образ коммуниста Семёна Давыдова («Поднятая целина» М.А.Шолохова).

Сравнительная характеристика, Групповая характеристика образов, Обобщающая характеристика, Какие требования предъявляются к написанию сочинения этого типа?, Сочинение-характеристика

Следует помнить, что характеристику героев нельзя давать по одному образцу: нужно учитывать стиль, жанр произведения, объект изображения и т.д

2 стр., 860 слов

Главные герои произведения Аленький цветочек (характеристика)

... что: герои сказки такие как купец, его младшая дочь, чудовище - все они следуют порывам сердца. и как оказывается, поступают правильно. Также читают: Картинка к сочинению Главные герои произведения Аленький цветочек ... всегда обогащают духовный мир каждого из нас. 2 вариант В сказке «Аленький цветочек» главными героями можно назвать практически всех персонажей. Каждый из них выполняет важную ...

Так, романтический герой отличается обычно немногими концентрированно выраженными яркими ведущими чертами (образ Мцыри, например)-именно это и должна выявить его характеристика в сочинении.

Герой реалистического произведения (особенно большой эпической формы-роман, повесть) обычно бывает обрисован многообразно, в широких, полных связях с миром, показан в обычные и «высшие» моменты своей жизни, в борении чувств и мыслей- и в повседневном быту, глазами других людей и в собственной самооценке, которые иногда не совпадают (герои Л.Н.Толстого).

Эту полноту реалистической характеристики и следует раскрывать.

Если же пишущий сочинение обращается к гоголевским или щедринским произведениям, то ему нужно будет учитывать особенности сатирического образа, который создаётся писателем с особой разоблачающей целеустремлённостью: это обычно личность примитивная, не развивающаяся, её свойства раскрыты с использованием гиперболических и гротескных приёмов, комической предметной детали, портрет заострён, карикатурен и т.д.

Сравнительная характеристика героев, Приводим возможный план сравнительной характеристики на тему:

«Давыдов и Нагульнов».

Вступление.

1.Роль коммунистов в проведении коллективизации сельского хозяйства вГремячем Логу., Главная часть.

1.Черты различия между Давыдовым и Нагульновым: а) политическая дальнозоркость, принципиальность Давыдова и левацкие перегибы Нагульнова, объяснимые его недостаточной политической зрелостью, б) методы и приёмы руководства (убеждение, разъяснение, внимание к людям – у Давыдова и окрик, принуждение, нажим у Нагульнова), в) портретная и речевая характеристика как средство индивидуализации характеров героев.

2.Сходство героев: а) безграничная преданность партии, своему народу, вера в светлое будущее; б) гражданский темперамент героев.

Заключение.

1.Рост Нагульнова в общении с питерским рабочим-коммунистом Давыдовым., Групповая характеристика

Следует показать идейный смысл образов, отношение Гоголя к своим героям (осуждение безоговорочное и беспощадное), художественные приёмы раскрытия образов (изображение героев через мир предметный, внешний, бытовой; статичность образов; гиперболизация и т.д).

Обобщающая характеристика, Другой тип сочинения- сочинение проблемное, или сочинение-рассуждение, Далее в настоящей статье даются, в основном, методические разработки к некоторым темам этого типа., Сочинение на «свободную» тему, или публицистические, Как видим, диапазон «свободных» тем чрезвычайно широк.

Как раскрывать подобные темы? Ошибаются те, кто считает этот тип сочинения самым лёгким и простым: публицистические темы требуют и большой начитанности, широкого кругозора, гражданской зрелости пишущего, и умения целенаправленно отобрать материал, чётко, ясно выразить свои мысли, чувства впечатления. Сочинение на свободную тему не может быть калейдоскопом излишне патетических фраз (такое иногда встречается в экзаменационных работах).

В нём также непременно должна быть своя логика изложения, определяемая продуманным планом. Полезно сразу точно спланировать: о чём и в какой последовательности будет говориться в работе.

13 стр., 6426 слов

Белые ночи характеристика настеньки. «Белые ночи» характеристика ...

... не обижен на Настеньку. Он желает ей счастья. У него была целая минута блаженства.. . “Да разве этого мало хоть бы и на всю ... только для себя, но и для остальных героев выбор. Именно этот момент, с моей точки зрения, является самым кульминационным во вс ... опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину ...

Раскрывая подобные темы, нужно опираться на художественную литературу: можно писать о своём личном отношении к поставленным проблемам. Нужно только соблюдать чувство меры в использовании различного рода материала.

Следует быть особенно внимательным к формулировке тем. Если в качестве заглавия взяты яркие слова какого-либо писателя или общественного деятеля, логично будет привлечь вначале материал, связанный с автором строк. Например, тема « Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» позволяет начать сочинение с обращением к Пушкину, который выступил с призывом, обращённым к передовой дворянской молодёжи, служить Отчизне. Заглавие темы «Перекуём наши мечи на орала!» даёт повод вспомнить прекрасную скульптуру Вучетича, и разговор об этом может быть отправной точкой в работе.