«Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы»

Сочинение

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далек от желаемого.

На мой взгляд, для современной начальной школы проблема формирования коммуникативных качеств и умений у младших школьников сегодня чрезвычайно актуальна, так как степень сформированности данных качеств и умений влияют не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Качества и умения формируются в деятельности, а коммуникативные качества и умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу.В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности.

Поэтому так необходимо развивать коммуникативные качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания ребенком своего собеседника.

К сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен и это вызывает серьезную тревогу. Это обусловлено тем, что дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Значит, коммуникативные качества должны быть сформированы именно в школе.

Основными педагогическими условиями эффективного формирования коммуникативных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения являются следующие:

15 стр., 7073 слов

«Работа над речевыми жанрами как условие реализации коммуникативного ...

... коммуникативной культуры является культура речевого общения. Культура речевого общения - это совокупность и система свойств и качеств ... в определенной социальной группе как своеобразные общения. Коммуникативную культуру (культуру общения) нужно рассматривать через ... низкая культура речевого общения взрослых. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает ...

— оснащение учащихся знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой;

— включение в коллективно – игровую деятельность диалогового характера, которое

состоит из умения межличностного общения и умения строить отношения в коллективе;

— использование ситуации успеха в качестве средства, стимулирующего мотивацию детей на общение, содержащее в себе проявление навыков социальной приспособленности и навыков выходы из сложных ситуаций.

Важными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников, по моему мнению, являются монологическая и диалогическая речь, постановка вопросов, организация групповой работы учащихся.

Для формирования коммуникативных умений в своей работе я использую диалог. Современные дети испытывают потребность в общении. Поэтому важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.

Для этого необходимо соблюдать правила при работе в диалоге:

1.

2.Каждый имеет право на свою версию.

3.Каждый имеет право поддерживать версию другого.

4.Каждый имеет право аргументировано оспаривать версию другого.

5. «Действуй не рядом с другими учениками, а вместе с ними» (Г.А.Цукерман)

Важным методическим приемом работы является самостоятельный поиск учащихся, добывание ими знаний из разных источников. Ученики не просто решают, обсуждают, сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей.

Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

Только положительное отношение педагога к ребенку является важным условием формирования межличностных отношений ребенка к окружающим его одноклассникам и взрослым. Именно учитель для учащихся является значимой личностью.

Я считаю, что нам, педагогам, необходимо фиксировать внимание ребенка на его успехах, достижениях, на положительных сторонах личности. Ведь доброжелательные и доверительные отношения рождают заинтересованность и искренность. Дети ценят положительное отношение учителя и стараются сделать все для этого, чтобы получить похвалу и поощрение. Только в такой среде возможно формирование и развитие полноценных коммуникативных качеств младшего школьника.

Таким образом, при выборе форм, методов, приемов работы по формированию коммуникативной грамотности у учащихся начальных классов были учтены следующие принципы: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, личностно-ориентированная самостоятельная работа, вовлечение детей в коммуникативную деятельность.

24 стр., 11570 слов

Формирование конструкторских умений старших

... «Формирование конструкторских умений старших дошкольников при изготовлении подвижной игрушки». Объект исследования: формирование конструкторских умений старших дошкольников; Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений старших ... дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены ...

Выделенные принципы реализуются в приемах: 1)ролевого общения; 2)дискуссионного общения;3)формирование ориентировочной способности учвщихся;4)обучение коммуникативному взаимодействию.

На основании всего сказанного я могу сказать, что формирование коммуникативных качеств личности младших школьников – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития.

Работая над эссе, пришла к выводу, что успешность и интенсивность формирования коммуникативных качеств личности и умений зависят от того, насколько они осознаются учеником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.