«Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы»

Сочинение

Введение

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далек от желаемого.

На мой взгляд, для современной начальной школы проблема формирования коммуникативных качеств и умений у младших школьников сегодня чрезвычайно актуальна, так как степень сформированности данных качеств и умений влияют не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Качества и умения формируются в деятельности, а коммуникативные качества и умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности.

Поэтому так необходимо развивать коммуникативные качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания ребенком своего собеседника.

К сожалению, сегодня круг общения школьников ограничен и это вызывает серьезную тревогу. Это обусловлено тем, что дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Значит, коммуникативные качества должны быть сформированы именно в школе.

Основными педагогическими условиями эффективного формирования коммуникативных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения являются следующие:

  • оснащение учащихся знаниями о коммуникации как процессе общения людей между собой;

Формирование коммуникативных умений у младших школьников

В настоящее время особую актуальность приобретает формирование коммуникативных умений у младших школьников. Коммуникативные навыки играют важную роль в развитии личности ребенка, ведь они способствуют успешному общению, установлению отношений в коллективе и приспособлению к различным социальным ситуациям.

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения ...

... к оценке личности учителя и созданию портретной зарисовки учителя (уровень сформированности специальных коммуникативных умений, возникающие трудности и др.); определить цель, задачи, количество и содержание занятий для обучения младших школьников написанию сочинения в ...

Одним из эффективных методов формирования коммуникативных умений является использование диалога. В современном мире дети испытывают потребность в общении, поэтому коллективный диалог и дискуссия играют важную роль в развитии их коммуникативных навыков.

Важно соблюдать определенные правила при работе в диалоге:

  1. У каждого участника должно быть право на свою версию.
  2. Каждый имеет право поддерживать версию другого.
  3. Каждый имеет право аргументировано оспаривать версию другого.
  4. Важно действовать не рядом с другими учениками, а вместе с ними (Г.А.Цукерман).

Однако, формирование коммуникативных умений требует не только использования диалога, но и других методических приемов. Например, важным методическим приемом является самостоятельный поиск учащихся, добывание ими знаний из разных источников. Ученики должны иметь возможность решать, обсуждать, сравнивать, группировать, делать выводы, определять закономерности, высказывать свое мнение и выступать в роли исследователей.

Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию и дать простор детской мысли, выслушивая каждого участника, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

Формирование коммуникативных качеств у младших школьников является важной задачей педагогов. Однако, для успешного развития этих навыков необходимо положительное отношение учителя к ребенку. Именно учитель является значимой личностью для учащихся и влияет на формирование их межличностных отношений с окружающими.

Важно фиксировать внимание ребенка на его успехах, достижениях и положительных сторонах личности. Доброжелательные и доверительные отношения между учителем и учеником способствуют заинтересованности и искренности. Дети ценят положительное отношение педагога и стремятся заслужить похвалу и поощрение. Только в такой среде возможно развитие полноценных коммуникативных качеств младшего школьника.

При выборе форм, методов и приемов работы по формированию коммуникативной грамотности у учащихся начальных классов учитываются следующие принципы: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, личностно-ориентированная самостоятельная работа и вовлечение детей в коммуникативную деятельность.

Для реализации этих принципов используются следующие приемы: 1) ролевое общение; 2) дискуссионное общение; 3) формирование ориентировочной способности учеников; 4) обучение коммуникативному взаимодействию.

Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников основывается на обучении через общение. Речь является индикатором уровня мышления и развития говорящего. Поэтому, работая над развитием коммуникативных навыков, необходимо учитывать осознание учеником этих навыков, его активное участие и целенаправленность в процессе обучения.

13 стр., 6184 слов

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей старшего ...

... на формирование изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП, изучить и апробировать ее эффективность. Объект исследования - изобразительная деятельность детей с различными формами церебрального паралича в возрасте 6-9 лет. Предмет исследования - процесс обучения изобразительной деятельности детей с нарушением ...