Что такое опыт?
Опыт – это единство знаний и умений, то, что приобретается в процессе непосредственных наблюдений, практических действий.
Мы учимся и развиваемся благодаря собственному опыту. Практический опыт помогает приобретать навыки и умения, необходимые человеку, позволяет познавать окружающий мир. Например, пока ребёнок не убедится на собственном опыте, что огонь обжигает, слова родителей на него будут действовать слабо. Причём, человек сам стремится познать всё на личном опыте, ему нравится делать что-то самостоятельно, ему интересно, и это естественно. Получается, что личный опыт – лучший учитель, ибо знание, подтверждённое на собственном опыте, не забывается и никуда не уходит, это истинное знание.
«Когда человек получит собственный опыт, ему не нужны будут «тысячи слов», различные пояснения для ума, ему достаточно будет намёка на проявление того или иного явления, чтобы его идентифицировать и понять, что происходит и как.»
А. Новых «АллатРа»
Статья на тему «Передовой педагогический опыт» , Передовой педагогический опыт., Педагогический опыт
- целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
Творчество в педагогической деятельности
... важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя. Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не ... но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который ...
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Критерии передового педагогического опыта:
- Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.
Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
- Главным критерием определения передового педагогического опыта является: Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.
ППО должен давать «обильный урожай», высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
Так как обоснованное суждение о работе можно вынести лишь при получении конечных результатов, а не запланированных достижений. Критерий результативности нуждается в пояснении. Она сводится к уменьшению учебного времени на проработку материала при одновременном увеличении объема усвоенных знаний, умений и навыков. Критерий результативности характеризуется через понятия интенсивности и эффективности педагогического труда. Высокая интенсивность понимается либо как экономия времени, либо как резкое количественное увеличение усвоенного учебного материала при тех же затратах времени, что и раньше. М.Н. Скаткин и О.С. Богданова подчеркивали: «Более передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил учителя и учеников. Нельзя считать передовым опыт, при котором высокий уровень знаний по одному предмету достигается за счет других дисциплин».
- Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога – новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
- Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.
Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
37 стр., 18280 словПедагогические условия развития изобразительного творчества детей ...
... школьник Именно поэтому мы выбрали тему "Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции". В нашем исследовании мы попытаемся решить ... в целом, а предметом выступает сам процесс его развития. Целью работы является выявление педагогических условий развития детского декоративного творчества. Гипотеза исследования - это ...
- Наличие в нём элементов новизны.
Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются «на показ», в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития.
- Актуальность и перспективность.
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
- В какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы.
- Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.
- Репрезентативность.
- Это достаточная проверка опыта по времени.
- Это подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение.
- Это возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
- Соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
23 стр., 11080 словПедагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого
... Педагогические сочинения С.Т. Шацкого в четырех томах, куда вошли не только опубликованные труды, но и сохранившиеся стенограммы его докладов и выступлений, рукописи неопубликованных статей. Деятельность С.Т. Шацкого ... школы. После смерти С.Т. Шацкого был издан сборник его избранных педагогических произведений (1958), а в 1962-1965 гг. ближайшие сотрудники Шацкого - В.Н. Шацкая, Л.Н. Скаткин, М.Н. ...
При наличии этих признаков опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Классификация передового педагогического опыта:
- Комплексный
(взята за основу широта содержания) – объединение обучения и воспитания.
- Коллективный, групповой и индивидуальный
, в зависимости от того, кто является его автором.
- Дающий высокие результаты по признаку эффективности.
- Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный
– определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов – мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) – это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
- Эмпирический, научно-теоретический
– определяется по степени научной обоснованности
- Психолого-педагогический, практический
– определяется по характеру научной обоснованности.
- Длительный, кратковременный
– по продолжительности во времени.
Что может быть опытом?
- Алгоритмы учебных действий по предмету.
- Технология урока или элементы технологии.
- Авторская программа (учебного курса, воспитательная).
- Система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.).
- Эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры).
- Реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.).
- Эффективная система оценки знаний и др.
Формы обобщения ППО:
- Статья о своем опыте работы (сборник статей).
- Подготовка открытого урока с подробным самоанализом.
- Подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса.
- Проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция.
- Методический альбом.
Распространение опыта:
- Педагогический совет.
- Заседание методического объединения.
- Творческий отчет.
- Различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.).
- Научно-практические конференции.
- Наставничество.
- Публикации в методических журналах.
- Мастер-классы.
- Семинары.
Глоссарий передового педагогического опыта., Актуальность педагогического опыта
– (греч. actualis – деятельный) один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки
Анализ педагогического опыта
– способ исследования педагогических объектов, позволяющий вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Процедура мысленного расчленения результатов педагогической деятельности на диагностируемые признаки свойств личности педагога с целого изучения их самих и закономерных связей между ними.
Творческая деятельность учителя
... А. Данилов выделил два источника педагогического творчества. Первый из них - практическая деятельность учебно-воспитательного характера, ее ... к детям и глубокий, устойчивый интерес к педагогической работе. Хорошо об этом сказал Л.Н. Толстой: « ... решение педагогических задач в изменяющихся условиях. Функционирование педагогических умений опирается на активное и целенаправленное использования опыта, ...
Воспроизводимость
- (репродуктивность) педагогического опыта – один из критериев передового педагогического опыта, отражающий возможность воспроизведения (репродуцирования) достаточно квалифицированным педагогам его основной идеи и технологии его реализации; при этом достигается более высокий результат, чем в предыдущей деятельности.
Зафиксированный педагогический опыт
– сообщение о деятельности педагогов и ее результатах, содержащиеся в личных записях учителя или руководителя школы, тезисах или докладах на совещаниях различного уровня, материалах школьных методкабинетов, районных (городских) управлений образованием, картотек передового педагогического опыта, курсовых и практических работ слушателей.
Инновация педагогическая
(нововведение) –
- Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
- Процесс освоения новшества (нового средства, методы, методики, технологии, программы);
- Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Коллективный педагогический опыт
- разновидность педагогического опыта, возникающая в результате целенаправленной работы всего учительского коллектива.
Массовый педагогический опыт
- разновидность педагогического опыта, возникающая при достижении положительных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения на основе соблюдения нормативных требований.
Методика в образовании
- описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Новаторский
(творческий)
педагогический опыт
– высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.
Опубликованный педагогический опыт
- сообщение о деятельности и достижениях передовых коллективов или отдельных учителей, содержащаяся в материалах средств массовой информации.
Опыт педагогический
– подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).
Передовой педагогический опыт
– это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты».
Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности
... учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности, на третьем этапе (2003-2006 гг.) делилась опытом организации проектной деятельности ... процесса обучения школьников на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного ... в педагогическом процессе; проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие ...
Творчество педагогическое
- оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.
Техника педагогическая
- совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
Технология обучения
- совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
Духовная работа над собой — получение практического опыта
Чтобы развиваться духовно, человек должен работать над собой, получать практический опыт. Духовная работа над собой подразумевает ежесекундный контроль своего состояния, контроль мыслей, эмоций, распознавание в себе проявлений Духовного и Животного начал, нахождение в моменте «здесь и сейчас».
«Только изменяя себя внутренне, работая над собой, можно понять реальные процессы видимого и невидимого миров, осознанно идти по духовному пути. Иначе говоря, внутренние перемены должны быть, прежде всего, в самом человеке, в этом смысл его духовного развития!
Духовный опыт помогает понять, в чём заключается истинное счастье, рождающее чувство душевного покоя и комфорта, и почему не стоит гнаться за призрачной иллюзией этого мира. Самое главное, что приобретаешь понимание кто ты истинный и в чём смысл твоего существования здесь, в этом мире.»
А. Новых «АллатРа»
Путем проб и ошибок
Рассмотрим отдельные его виды. Что такое жизненный опыт? Это совокупность событий, которые происходили с человеком в течение всей его жизни. Принято считать, что пережитые ситуации и их характеристики оказывают влияние на систему ценностей индивида и на его внутренний мир.
Сталкиваясь с препятствиями на жизненном пути, человек учится находить решения проблем, приобретая при этом знания и навыки. Попутно индивид получает ответы на интересующие его вопросы и формирует свое отношение к миру.
Рекомендуем: Что такое проницательность?
Контактируя с другими людьми, человек приобретает социальный опыт. Дается следующее определение данного понятия: навыки, необходимые для существования в социуме. На его основе усваиваются ритуалы, обычаи, нормы и принципы поведения, принятые в обществе. Язык, эмоции, ориентиры, взгляды, мировоззрение передаются от взрослых к детям только при помощи него.
В связи с этим обратим внимание на социальный опыт ребенка, основным источником которого является семья. В процессе взросления другим источником становятся образовательные учреждения. Так осуществляется процесс социализации ребенка. При этом он, безусловно, будет иногда ошибаться, и важно не погубить личностные характеристики, индивидуальность ребенка, пытаясь придать ему желаемые особенности поведения.
Следует отметить, что восприятие опыта происходит бессистемно. Вне зависимости от характера и количества передаваемой ему информации ребенок обладает собственным мышлением и все воспринимает по-своему.
От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
... для Элджернона<p> Опыт и ошибки на жизненном пути человека Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать? Какие ошибки я могу ... может допустить ошибку, Необходимо сохранять письменные источники, обобщающие опыт человечества. Человек и природа – непримиримые враги. И природа может ответить человеку уничтожением. Единственная причина, по которой человек ...
Личный опыт индивида является важнейшим источником знаний. К нему относят личные решения ребенка, принятые на основе пережитого, а также выработанные привычки. Так, пока ребенок не убедится в чем-то в результате своей деятельности, предупреждения родителей могут не восприниматься им в полной мере.
Рекомендуем: Генетическая память человека
Личный опыт бывает субъективен или просто травмирует личность. Если человек неуравновешен, его опыт может стать источником предрассудков и суеверий. А мнению здравого и рассудительного человека, основывающемуся на наблюдениях и проверке полученных знаний, будут доверять окружающие.