Как показывает практика, в настоящее время многие обучающиеся испытывают затруднения при написании сочинения по литературе, при этом школьниками прекрасно усвоены правила создания сочинения по русскому языку. Очевидно, что раньше большая часть усилий была направлена на выработку навыков, позволяющих ребятам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, а письменным творческим работам по литературе уделялось минимальное внимание.
В свете введения Итогового сочинения (изложения) как допуска к сдаче ЕГЭ представляется важным показать обучающимся разницу между частью 2 экзамена по русскому языку и работой, которая должна продемонстрировать начитанность и личностную зрелость выпускников.
Итоговое сочинение – новый вид проверочной работы, апробированный в декабре 2014 года.
Как указано на сайте ФИПИ, «сочинение оценивается по пяти критериям:
-
соответствие теме;
-
аргументация, привлечение литературного материала;
-
композиция;
-
качество речи;
-
грамотность.
Важным уточнением является тот факт, что «опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.». Для получения «зачета» за «итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5)»[1].
Часть 2 в ЕГЭ по русскому языку «содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста». При проведении экзамена в 2014-2015 учебном году «для оценки его выполнения была разработана система, включающая 12 критериев. Одни предусматривали оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1; другие – от 0 до 2; третьи – от 0 до 3 баллов. Максимальное количество первичных баллов за вторую часть работы составило 24 балла» [2].
Класс русский язык сочинение первое дыхание весны
... сочинения на тему «Дыхание весны». Определите задачи своей учебной деятельности на уроке. Ученики: Отыскать в природе первые признаки весны; ... что для полного овладения русским языком нужно общение с пажитями и ... нужно вспомнить, из каких частей состоит текст. Ученики: Вступление, основная часть, заключение. На интерактивной ... ручьи; г) весёлый гомон птиц 3. Весна – чудесное время года. Дети открывают ...
Исходя из затруднений, испытываемых обучающимися при подготовке к зачету, целесообразным представляется сопоставление структуры и содержания части 2 ЕГЭ по русскому языку и Итогового сочинения.
На первом этапе анализа различие этих двух видов письменных работ кажется минимальным, поскольку любое сочинение содержит три компонента: вступление, основную часть и заключение.
Работа над аргументами также сходна, поскольку включает следующие элементы:
Но существуют некоторые различия между частью 2 ЕГЭ по русскому языку и Итоговым сочинением. Сопоставим два сочинения, рассмотрев объем, виды и содержание вступления, основной части и заключения.
Первым существенным различием является объем работы.
Объем
Виды и формы вступления также различаются.
Виды и формы вступления
Наибольшие различия между сочинением по русскому языку и сочинением по литературе содержатся в основной части. *
Содержание основной части
Варианты заключений Итогового сочинения и части 2 ЕГЭ примерно схожи.
Виды заключения
Таким образом, тщательно разъяснив обучающимся разницу между двумя видами работ, мы облегчаем и для учителя, и для ученика их подготовку и успешное выполнение.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/chem-otlichaetsyapo-literature-ot-sochineniya-po-russkomu-yazyiku/
-
Итоговое сочинение (изложение). [Электронный ресурс] Режим доступа:
-
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. [Электронный ресурс] Режим доступа:
-
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения). [Электронный ресурс] Режим доступа:
22 стр., 10660 словМетодическая разработка «Подготовка к сочинению-рассуждению ...
... сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. При этом подготовка к сочинению неразрывно должна быть связана с повторением теоретического материала. Прежде всего, ответим для себя на вопрос: «Что такое сочинение на лингвистическую тему?». ... На рубеже 2.Рассуждение – Тезис – структурный элемент рассуждения (сочинение-рассуждение обычно начинается с части, ... в школе”, интернет-ресурсы, в частности, блог ...
-
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для экспертов итогового сочинения (изложения). [Электронный ресурс] Режим доступа:
-
Письмо Рособрнадзора от 01.10.2015 г. № 02-248. [Электронный ресурс] Режим доступа:
-
Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе /Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С., под ред. Сениной Н.А. Ростов н/Д: Легион, 2014.
-
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки / Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Ростов н/Д: Легион, 2014.