Разделы:
При написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора.
Цель: проанализировать содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.
(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
(3) Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
(5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.
Д.С.Лихачёв
Задания группам:
Результаты исследования
В ходе исследования были сформированы три группы участников, каждая из которых отвечала на свои вопросы, связанные с текстом Д.С.Лихачёва о смысле жизни.
1-я группа
Участники первой группы отвечали на вопросы о том, изменилось ли их настроение после прочтения текста и насколько важно то, о чём говорится в нём. Большинство участников отметили, что их настроение изменилось в положительную сторону после прочтения текста. Они считают, что то, о чём говорится в тексте, является важным, так как помогает задуматься о смысле жизни и научиться выбирать свою жизненную цель.
Примеры сильного человека из жизни
... отвечать злом на зло. Также читают: Картинка к сочинению Примеры сильного человека из жизни Популярные сегодня темы Замечательное сказочное произведение под ... агрессоров. Именно такие «сильные» люди добиваются в жизни того, чего хотят. Ведь у них четко поставлены цели и отработана самодисциплина. ... что это один из самых известных романов У. М. Теккерея. Он весь наполнен сатирой. Автор нападает на самые ...
2-я группа
Участники второй группы должны были выбрать название, которое, по их мнению, отражает тему текста. Большинство участников выбрали название «Для чего я живу?», так как оно наиболее точно отражает основную тему текста. Некоторые участники предложили и другие названия, такие как «Поиск смысла жизни» или «Цель и задачи жизни».
3-я группа
Участники третьей группы должны были выбрать изречение, которое наиболее точно отражает главную мысль текста. Большинство участников выбрали следующее изречение: «Смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз и навсегда данным, уже утверждённым». Они считают, что главная мысль текста заключается в том, что смысл жизни каждого человека уникален и не может быть предопределен заранее.
Выводы исследования
Исследование показало, что текст Д.С.Лихачёва о смысле жизни вызывает положительные эмоции у большинства участников. Они считают, что то, о чём говорится в тексте, является важным и помогает задуматься о смысле жизни. Большинство участников также согласны с главной мыслью текста, которая заключается в том, что смысл жизни нельзя найти готовым, он уникален для каждого человека.
Введение
Цель данной работы — более глубоко изучить мысли и рассуждения Дмитрия Сергеевича Лихачёва по поводу ценностей и самооценки человека. Тема исследования представляет собой актуальную проблему в современном обществе.
Будучи известным учёным и литературоведом, Лихачёв посвятил свою жизнь изучению России и её культуры. И одной из главных задач на пути к познанию культуры является понимание ценностей, которые были и остаются важными для русского народа. Важность этой проблемы обуславливается тем, что наши ценности формируются еще с детства и определяют многие наши поступки и решения в будущем.
Анализ текста Лихачёва
Дмитрий Сергеевич Лихачёв обращает внимание на то, что в современном обществе очень часто человек оценивает самого себя и других по количеству имущества и материальных благ, которыми он обладает. Эта мысль звучит очень актуально и безусловно является одной из главных проблем нашего времени. Лихачёв указывает на то, что такой подход приводит к тому, что человек теряет свои истинные ценности и борется за материальное, забывая о духовных потребностях своей души.
Основная идея рассуждений Лихачёва заключается в том, что нашу ценность как личности нельзя оценивать вещами и деньгами. Наши духовные и нравственные качества, а также наша культура и образование формируют наши ценности и вносят вклад в нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей. Лихачёв напоминает, что важно помнить об этих ценностях и не забывать о них, чтобы не потерять свою личную ценность.
Для выражения своей позиции Лихачёв использует однокоренные слова «жизнь», «жизненная», «живёт», чтобы подчеркнуть жизненность ценностей, о которых он говорит. Авторское мнение явно проявляется в рассуждениях о том, что наши ценности не могут быть измерены материальным богатством и что они являются важным фактором не только в нашей личной жизни, но и в общей культурной жизни.
«Ценность человеческой жизни. “Ценность человеческой жизни”
... помогает самоутвердиться человеку, двигаться дальше и быть самим собой. Эссе ценность человеческой жизни. Сочинение на тему «Ценность человеческой жизни Сочинение на тему «Ценность человеческой » Иногда я размышляю по поводу того, к какой цели стремится человечество в своем ...
Выводы
Раскрывая в своих текстах проблему ценностей и самооценки человека, Дмитрий Сергеевич Лихачёв поднял важную тему, которая остаётся актуальной и по сей день. Он напоминает, что наша ценность зависит не от количества материальных благ, которыми мы обладаем, а от качеств нашей личности. Наша культура, образование и внутреннее богатство формируют наши ценности и определяют, как мы живём и как мы воспринимаем мир вокруг себя.
Исследование мыслей Лихачёва в данной работе помогло нам лучше понять значение ценностей в жизни человека. Рассуждения учёного подтверждают то, что наши ценности формируют нашу личную ценность и способствуют нашему личностному росту. Именно они помогают нам раскрывать наши таланты и находить себя в этом мире.
Любуются люди храмом Василия Блаженного, Исаакиевским собором, росписями Сикстинской капеллы. Века прошли со времени их создания, а все любуются. Какой была самооценка их творцов? Такой же, как и цель, – на века.
1. Удалось, ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
2. Какие аргументы он приводит в подтверждение своей точки зрения? Назовите их.
3. Предлагаем вашему вниманию логические схемы исходного текста. Оцените их. При необходимости внесите уточнения.
Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения
1. О необходимости высокой цели знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
Именно поэтому к данной теме и обращается Д.Лихачёв. Он помогает нам увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.
2. Как часто говорят: «У него заниженная самооценка, у него завышенная», но задумывались ли вы, как можно измерить степень точности самооценки? Д.Лихачёв помогает нам найти ответ на этот весьма актуальный вопрос.
3. О необходимости иметь высокую цель в жизни знает каждый. К сожалению, часто только «знает». Д Лихачёв, замечательный литературовед, философ и, прежде всего, Человек, помог мне увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.
4. Проблемы нравственности, духовности – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть рещено. Но особенность нравственных проблем в том и заключается, что каждый человек находит в них что-то своё.
Вот и Д.Лихачёв помогает нам по-новому посмотреть на проблему взаимозависимости жизненной цели и самооценки человека.
1. Соответствуют ли вступления основной проблеме?
2. Какие виды вступлений использовались? Какое вступление использовали бы для своего сочинения вы? Обоснуйте своё мнение.
14.04.2012