Философия Фомы Аквинского

Сочинение

Философские направления в истории мысли можно разделить на материализм и идеализм, в зависимости от того, что считается первичным — материя или дух. Материализм относит первичность к материи, а мышление рассматривается как вторичное явление. Идеализм, напротив, полагает первичность духа, а материя рассматривается как его продукт.

Идеалистическое направление в философии можно разделить на две разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм утверждает, что окружающая нас действительность существует независимо от нас, но является продуктом идеального начала. Например, у Платона окружающий мир является отражением идеальных форм, а у Гегеля — порождением абсолютного духа. Субъективный идеализм предполагает, что мир и материальные тела являются комплексом наших ощущений.

Философия Фомы Аквинского относится к идеалистическому лагерю, так как признает первичность духа — Бога, а материя является его творением. Однако, она также признает, что материальный мир существует независимо от нас и не является комплексом наших ощущений. Таким образом, философия Аквината можно отнести к объективному идеализму.

В рамках томизма также признается существование душ и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Это подтверждает спиритуалистический характер томизма, который утверждает, что духовная реальность имеет первичное значение.

Однако, можно также рассматривать томизм как форму реализма в строгом определении этого понятия. Реализм в данном случае противостоит субъективному идеализму в его онтологической трактовке. Томизм признает существование материального мира, который не зависит от субъекта.

Предмет исследования

Цель данной статьи заключается в изучении философских взглядов Фомы Аквинского. Фома предлагает свое видение реальности, основанное на различии между сущностью и существованием. Предметом исследования являются концепции сущности и существования в философии Фомы Аквинского.

Анализ философских взглядов

Фома Аквинский считал, что реально существуют только единичные вещи, состоящие из сущности и существования. Он утверждает, что различие между сущностью и существованием является не только мысленным понятием, а имеет фактическую основу.

Фома полагает, что все существующее в мире создано Богом и зависит от Него. В отличие от сотворенных вещей, сущность Бога имплицирует его существование. Таким образом, сущность сотворенных вещей не имплицирует их существования и зависит от божественного акта творения.

14 стр., 6924 слов

Сочинение что первично материя или сознание

... Однако и те и другие утверждают первичность сознания и вторичность материи, бытия. А это, я ... идеализма. Объективные идеалисты утверждают, что материальный мир — это продукт мирового разума, который существует вне сознания ... всё первично и всё равноценно, то есть одно определяет другое. Природа и материя — ... такое понятие, как «деловая женщина» или, что еще хуже, женщина на руководящей должности. ...

Фома также использует категории материи и формы, заимствованные из аристотелевской метафизики. Он объясняет, что единичные вещи состоят из материи и формы. Материя представляет основу индивидуализации и является пассивной и недифференцированной без формы. Форма, в свою очередь, конструирует единичное бытие и дает ему способность к изменениям.

Однако, Фома утверждает, что форма существует только вещи определенного вида и не существует независимо от них. Он различает три рода форм: универсалии, содержащиеся в вещи в качестве ее сущности, непосредственные универсалии и универсалии связанные с вещами определенного вида.

Заключение

Философия Фомы Аквинского основывается на различии между сущностью и существованием. Он полагает, что все существующее в мире зависит от Бога, в то время как Бог существует безусловно и не зависит от ничего. Категории материи и формы играют важную роль в его трактовке реальности. Данное исследование позволяет более глубоко понять философские взгляды Фомы Аквинского и их влияние на развитие философии в целом.

В данном исследовании рассматривается концепция универсалий, предложенная Фомой Аквинским. Фома делит универсалии на два типа: универсалии, абстрагированные от субстанции и существующие только в человеческом уме, и универсалии, независимые от вещей и существующие в божественном уме.

Первый тип универсалий, согласно Фоме, существует только в уме человека. Они являются абстракциями, рефлексивными формами, которые имеют свою основу в вещах. Таким образом, форма, или общее, существует в вещах как сущность, еще не абстрагированная, а в уме человека — как извлеченная активным умом.

Второй тип универсалий, согласно Фоме, существует в божественном уме и является неизменными, постоянными, вечными формами или образцовыми экземплярами вещей. Они служат моделью для творения единичных вещей определенного вида. Фома полагает, что в процессе рационального познания ум извлекает из вещей божественную идею, определяющую их объективное существование.

Единичные вещи, по Фоме, состоят из возможности и акта. Под возможностью понимается возможное бытие, а под актом — действительное, абсолютно существующее бытие. Форма и материя, в свою очередь, являются более общими категориями, чем категории возможности и акта.

Фома также отмечает, что материя, как потенция, была создана Богом из ничего и поэтому является вторичной и производной. Возможность присуща материи не в силу ее природы, а благодаря вложению творцом. Любое изменение в природе и обществе, по Фоме, имеет свой конечный источник в творческой божественной силе. Бог является абсолютным актом и неким перводвигателем.

Однако Фома не останавливается на этих рассуждениях и вводит понятие естественных причин, через которые Бог правит миром. Из этого следует, что человек не должен пассивно ожидать божьего приговора, а активно заниматься земными делами в соответствии с целями, преследуемыми провидением.

3 стр., 1403 слов

Пять путей доказательства бытия Бога Фомы Аквинского

... своих рассуждениях далее, Фома подходит к пяти возможностям доказать бытие Бога. Свои доказательства Фома Аквинский именует емким и конкретным латинским тер­мином demostratio - «демонстрация», «показ». Первое доказательство Фома Аквинский выводит первое доказательство из факта существования перемен в мире. ...

Фома Аквинский классифицирует истины откровения на две категории: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Естественная теология занимается рациональным доказательством догматов веры и выполняет пропедевтическую функцию по отношению к теологии. Центральной проблемой естественной теологии является «доказательство» существования Бога.

Фома Аквинский утверждает, что высказывание «Бог существует» является очевидным, однако, не имея понимания о том, что такое Бог, мы не можем принять его существование как нечто очевидное. Поэтому, для подтверждения существования Творца и для укрепления веры, необходимо обосновывать его существование с помощью более очевидных фактов, таких как результаты его творения.

Фома Аквинский утверждает, что существование Творца может быть доказано двумя способами: через причину (propter quid) и через следствие (quia).

Первый подход основан на априорном доказательстве, которое идет от причины к следствию, в то время как второй подход основан на апостериорном доказательстве, которое идет от следствия к причине. В соответствии с этим Фома Аквинский формулирует пять «доказательств-путей» Бога.

Первое доказательство — доказательство от движения (кинетическое).

Оно исходит из того, что все вещи находятся в движении, и все, что движется, приводится в движение чем-то другим. Причина движения — это актуализация потенциала, и тем, кто актуализирует потенциал, является форма, некое бытие в акте. Следовательно, понятие движения включает в себя и движущееся, и двигающее. Если бы существо, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то оно было бы приведено в движение чем-то другим, и так далее. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, поэтому мы должны прийти к первой причине движения, которая сама не движется, но движет все остальное. Этой первой причиной является чистая форма, чистый акт, то есть Бог.

Видно, что кинетическое доказательство основано на двух предпосылках: 1) Всякое существо, находящееся в движении, должно быть приведено в движение другим существом, являющимся его двигателем. 2) Цепь двигателей не может быть бесконечной. Эти предпосылки не являются следствием законов физики или механики.

Развертывание исследования

В данном исследовании мы рассмотрим несколько доказательств, предложенных Фомой Аквинским, которые свидетельствуют о существовании Бога. Основываясь на производящей причине, необходимости и случайности, степени совершенства и божественном руководстве миром, Фома приходит к выводу о существовании Бога как первичной причины и целенаправленного руководителя миром.

Доказательство от производящей причины

Фома утверждает, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, начинающийся от первой причины — Бога. Он отвергает возможность того, что что-то может быть собственной производящей причиной, так как это предполагало бы существование этого чего-то раньше самого себя, что нелепо. Фома заключает, что необходимо признать существование первичной производящей причины, а именно Бога.

Доказательство от необходимости и случайности

Фома указывает на то, что в природе и обществе существуют вещи, которые возникают и исчезают, могут существовать или не существовать. Он считает, что эти вещи не являются необходимыми и имеют случайный характер. Фома отвергает идею о том, что подобного рода вещи могут существовать всегда, так как то, что может существовать, временами не существует. Он заключает, что существование этих случайных вещей требует наличия необходимой причины, которая вытекает из сущности. И этой причиной является Бог. Однако, мы можем заметить, что это доказательство противоречит закону сохранения материи, так как материя не исчезает, а лишь подвергается трансформации.

5 стр., 2195 слов

Фома Аквинский: жизнь и деятельность

... католической церкви и таким путём ещё более укрепить её позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве ... на этику, экономику (трактующую проблемы домашней жизни) и политику. Во всех трех сферах мысль ... диспуты «Об истине», и, возможно, начинает работу над «Суммой против язычников». Затем Фома провел почти ... богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация ...

Доказательство от степени совершенства

Фома считает, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия, добра и красоты. Однако, по его мнению, о различных степенях совершенства можно говорить только в сравнении с самым прекрасным существом, которого нет прекраснее — с Богом.

Доказательство от божественного руководства миром

Фома указывает на то, что в мире наблюдается целесообразность в деятельности и поведении как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях. Он считает, что это не является случайностью и что кто-то должен целенаправленно руководить миром. Фома называет этого руководителя Богом. Однако, мы можем заметить, что Фома сводит закономерность к целесообразности, не учитывая возможность существования объективных законов, управляющих природой.

Влияние эмпирии и чувственного познания в философии Фомы Аквинского

Фома Аквинский в своих сочинениях очень часто отмечал большую роль эмпирии и чувственного познания. Это же усиленно подчеркивают и современные томисты, следующие философским основам своего учителя. Почти во всех трудах Аквината часто используются понятия «опыт», «чувственное познание», «sensibilia» и т.д. Фома неоднократно подчеркивает, что «всякое естественное знание происходит из чувств», что предметом познания является действительность вне чувств, независимая от субъекта, или от человеческого сознания.

Хотя Фома Аквинский оперирует теми же представлениями, что и эмпирики, однако содержание этих представлений по существу своему противоположно.

Рассмотрим некоторые понятия, употребляемые Фомой Аквинским: понятия материального и формального объекта. Материальный объект — это просто конкретное бытие, любая чувственная вещь, независимая от сознания и наблюдаемая или воспринимаемая с помощью чувств. Объект же формальный — это определенный элемент, какая-то сторона познаваемой вещи. Т.е. материальный объект является более широким понятием, чем объект формальный. В процессе познания интеллект в определенном отношении отождествляется с объектом, или с формой, но не материальной, а духовной. Следовательно, сущность познания, по Фоме, заключается в том, что познающий становиться познаваемым (cognoscens fit cognitum).

Это происходит потому, что ум нетелесен и не может подвергаться воздействию чувственных вещей. Рациональное познание всегда является общим, и потому отдельные, единичные вещи не могут быть его объектом. «Intellectus est universalium et non singularium», — пишет Фома. В этой формулировке содержится очень существенное методологическое указание, облегчающее понимание объекта томистской гносеологии. Если в единичных вещах индивидуальным является материя, то общим должно быть нечто нематериальное. В ходе познания субъект в известном смысле уподобляется объекту, его духовной, идеальной форме. Отсюда мы можем сделать вывод, что объектом познания является не материя, а некоторая нематериальная действительность. По мнению Аквината, познание основано на способности воспринимать от единичных вещей духовные познавательные формы и является способностью сопричаствовать нематериальному божественному существованию. А поэтому нематериальная действительность — это следы Бога в естественных предметах, это их зависимость от творца.

12 стр., 5727 слов

Человек и правда в пьесе горького на дне

... рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл… Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел ... она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Актеру Сатин говорит, что Лука «наврал» насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который ...

Анализ процесса познания

Фома Аквинский начинает анализ процесса познания с объяснения подразделения, иерархии и функций чувственных органов. Он дихотомически подразделяет их на внешние (senses exteriores) и внутренние чувства (senses interiores).

В иерархии пяти внешних чувств самое низкое положение занимает осязание, потому что оно наиболее материально, т.е. более всего связано с телом. Однако, будучи самым низким, оно выполняет основную роль, поскольку от него зависит не только темперамент человека, но и правильное функционирование как чувственных, так и умственных познавательных органов. К разряду низших чувств Фома относит кроме осязания более высокий, чем оно, вкус и более совершенное, чем последний, обоняние. Среди внешних чувств выше всего стоят слух и зрение, которые считаются чувствами наиболее познающими (maxime cognoscivi) и оказывающими наибольшие услуги разуму.

Внешние чувства, связывающие человека со средой, подвергаются воздействию материальных тел, которые отпечатывают на них чувственные образы (species sensibiles) единичных предметов. По мнению Аквината, познание является переходом возможности в акт, своеобразным отождествлением познающего субъекта с познаваемым объектом. Однако познаваемая вещь — материальный объект — никогда не может быть познана исчерпывающим образом. Отсюда следует, что познающий объект должен отождествляться не с вещью как материальным объектом, а лишь с определенной ее стороной, т.е. формальным объектом. Другими словами, эта идентификация носит не реальный, а чисто потенциальный характер. Чтобы это могло произойти, из единичной вещи должен попасть в чувства познающего ее отпечаток — образ, или изображение. Именно эти образы материальных объектов во внешних чувствах Фома Аквинский называет чувственными познавательными формами — species sensibiles.

Фома утверждает, что всякое чувственное познание является просто отождествлением в определенном отношении субъекта с познаваемой вещью, которое происходит при посредстве формы.

Подобно всякому органу чувственного познания, интеллект обладает адекватным себе, т.е. приспособленным к своим возможностям, объектом познания, которым является сущность телесных вещей, или то, что в них общее, духовное. Из такого понимания объекта интеллектуального познания Фома делает вывод, что интеллект не может иметь материального, телесного характера, а должен быть нематериальным, духовным.

Введение

В данной статье рассматривается концепция истины и человека в философии Фомы Аквинского. Фома утверждает, что каждая вещь истинна в той мере, в которой она приближается к сходству с Богом. Согласно томистской истине, она соответствует разуму действительности, созданной Богом. Целью данного исследования является понимание томистской концепции истины и ее связи с человеком.

2 стр., 512 слов

Человек вне общества — или бог, или зверь

... даётся обществом. Не развивая свои интеллектуальные способности, человек перестает быть личностью и живёт на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности, как зверь. В современном ... весь род христианский. Такие люди действительно ближе к Богу, чем к человеку. Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. В обществе человек – субъект общественно- ...

Томистская концепция истины

Томистская истина основана на соответствии разума действительности, созданной Богом. По мнению Фомы, вещи называются истинными по своей природе, так как они имеют сходство с Богом. Для Фомы истинность может быть логической и онтологической. Логическая истинность присуща нашим суждениям, а онтологическая — вещам.

Томистский критерий истины служит доказательству зависимости человека и его несовершенства по сравнению с Богом. Критерий человеческого знания заключен в врожденных истинах и божественной мудрости. Божественная истина является мерой для всякой истины, так как Бог — первый ум и первый объект понимания.

Концепция человека в философии Фомы Аквинского

Фома Аквинский рассматривает человека как микрокосм, подобного вселенной. Человек нуждается в своем «двигателе» — человеческой душе, которая не только является двигателем тела, но и его формой. Человек представляет собой психофизическое бытие, соединение материи и формы.

Тело в томистской антропологии не является оковами для души, они соединены и служат благом для души. Бог создал душу и вдохнул ее в человеческий эмбрион, приспосабливая ее к телу, которое составляет основу ее индивидуальности и бессмертия. Душа является самой совершенной формой в иерархии земного бытия, способной существовать без материи, но она ниже чистых духов. Таким образом, человек находится посредине — между животным миром и ангелами.

Заключение

Томистская концепция истины и человека в философии Фомы Аквинского представляет собой связь между разумом и действительностью, созданной Богом. Истина соответствует высшей природе Бога, а человек является психофизическим бытием, соединением материи и формы. Понимание томистской концепции истины и человека позволяет лучше понять роль Бога в жизни человека и его место в мире.

Защита совершенства Бога и проблема зла в христианской философии

Одной из наиболее традиционных тем христианской философии является проблема защиты совершенства Бога и объяснения возникновения зла в мире. Фома Аквинский, в своих работах, определяет зло как отрицательное явление, отсутствие добра. Он утверждает, что зло не существует само по себе, а является недостатком или ущербностью добра.

Согласно Аквинату, понятие зла выводится из понятия добра, ибо одно противоположно другому и они познаются через свои противоположности. Под добром он понимает «то, что все желают». Однако, возникает вопрос: «Если мы стремимся к пониманию первопричины, следует ли прийти к выводу, что все зло исходит от Бога, как высшего бытия и добра?» Такой вывод несовместим с основами христианской философии. Аквинат утверждает, что Бог создает зло не намеренно, а случайно.

Еще два тезиса томистской теодицеи, представленные Аквинским, заключаются в следующем: зло необходимо для гармонии мира, а также Бог является творцом зла как наказания, а не как вины.

Свободная воля и роль человека в моральном выборе

Фома Аквинский также выступает в защиту свободной воли человека и доказывает, что свобода является характерной особенностью человеческой личности. Человек, по мнению Аквината, руководствуется суждениями, вытекающими из его интеллекта, в своей практической деятельности. Благодаря этим суждениям, человек способен производить выбор.

13 стр., 6025 слов

Сокровенный человек в творчестве А. Платонова

... в художественном мире Андрея Платонова», в которой автор исследует способы и приемы изображения героев, их духовного мира посредством портретных характеристик. Большое количество работ, посвященных изучению проблемы «сокровенного человека» в творчества Андрея Платонова ... хотят нам сказать «сокровенные» герои Платонова. Глава 1. Проблема изображения «маленького человека» в литературе [Электронный ...

Аквинат утверждает примат интеллекта над волей, однако признает, что воля иногда может влиять на интеллект, побуждая его к познанию. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в соответствии с моральными нормами и добродетелями, так как он обладает способностью выбирать между плохим и хорошим.

Однако, Аквинат подчеркивает, что свобода воли существует только тогда, когда она поддерживается Богом. Таким образом, стремление человека к выбору и поступкам определяется творцом, а не самим человеком.

Философия Фомы Аквинского и ее признание

Философия Фомы Аквинского, представляющая собой объединение религиозных и философских идей, не сразу получила всеобщее признание среди разнообразных схоластических течений. Однако лишь с XIV века томизм становится официальной философией католической церкви.

Впрочем, бурный расцвет человеческой мысли в эпоху Ренессанса задвинул философию томизма в духовные семинарии и в орденские школы. Она вышла из-за стен монастырей лишь в конце XIX века.

Непосредственным толчком к возрождению томизма стала энциклика «Aeterni Patris», изданная в 1879 году папой Львом XIII. В этой энциклике рекомендуется философия Фомы Аквинского как доктрина, наиболее соответствующая потребностям общественной ситуации и в наилучшей степени выражающая дух католицизма.

Однако основными причинами возрождения томизма стали стремительное развитие капитализма, усиление рабочих движений, развитие исторического материализма и появление в самой церкви неортодоксальных течений, таких как модернизм.

По указанию папы Льва XIII были также сделаны переводы трудов Фомы Аквинского на современные языки. В Риме была создана Академия св. Фомы, а в Лувене — Высший философский институт, который стал международным центром неотомизма.

Неотомизм как форма объективного идеализма

Неотомизм представляет собой теологическую форму современного объективного идеализма. Он признает независимость внешнего мира от субъекта и является объективно-идеалистической философией. Неотомизм утверждает, что он представляет собой «третий путь» в философии, превосходящий идеализм и материализм.

Согласно неотомизму, быть объективно-реальным не означает быть материальным. Объективное существование превосходит чувственное существование. Неотомисты считают, что реально-нематериальное бытие является первичным. Материя, будучи реальной, не обладает субстанцией, то есть самостоятельным бытием, и охватывается нематериальным бытием.

Единство мира и духовная основа всего

Бытие составляет единство мира и присутствует как в материальных, так и в нематериальных предметах. За конкретными материальными и нематериальными предметами лежит «чистое бытие» — духовная основа всего сущего, которая является Богом. Бог является бытием всех вещей, поскольку каждая вещь существует только через его бытие. Однако Бог не существует в смысле существования, а является причиной частного бытия всех вещей.

Существование представляет собой воплощение сущности в действительность, а все сущности изначально содержатся в божественном разуме как отражение его природы. Вопрос о соотношении Бога и сотворенного бытия вещей для неотомизма является сложным. Если признать их единую природу, это будет считаться «кощунством». Если же утверждать, что их природа различна, то на основе познания объективного мира невозможно сделать выводы о существовании Бога и доказать его существование.

9 стр., 4407 слов

Античная философия

... проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека. ... природе и ее перевоплощениях Пифагор учил о том, что все в мире есть число. Об этом основном принципе пифагорейской философии Аристотель писал, что здесь «число есть сущность всех вещей ...

Неотомисты предлагают решение этой проблемы через существование «аналогии» между Богом и миром конкретных предметов.

Неотомизм и его отношение к современной науке

Неотомизм, философское течение, которое получило развитие в начале XX века, уделяет значительное внимание толкованию современных естественнонаучных теорий. Одним из ключевых аспектов данного направления стало признание эволюционной теории с условием ее телеологического осмысления.

Современные телеологи, отождествляя понятие «информация» с формой вещей и с одной стороны, и с коммуникацией и действием цели — с другой, приходят к выводу, что наука возвращает нас к мысли Аристотеля и Аквината. Они утверждают, что организация и структура вещей в своей сущности являются информацией. Рассуждения о всеобщих циклах регуляции и обратных связях в фундаменте материи интерпретируются как «кибернетическое доказательство существования Бога». Таким образом, неосхоласты находят в «синтропических процессах», связанных с уменьшением энтропии, обратном течении времени при распаде элементарных частиц и в морфогенезе организмов, проявление божественной целенаправленности в природе.

Неотомизм утверждает, что сомнение в познаваемости мира является недопустимым, поскольку оно подрывает основы философии и знания. Причем, познание не ограничивается только явлениями, но распространяется и на реальность в целом. Важно отметить, что объектом познания является не материальное вещество само по себе, а его имматериальная форма. В процессе ощущения, внешние предметы вступают в контакт с душой и становятся реальными объектами познания, но уже такими, которые лишены материи. Активность мышления представляет собой проявление проникающего в разум человека «божественного света». Этот свет передается мышлением через естественные образы, освещая теперь уже своим «активным светом» всеобщее и существенное.

Интерпретация истины в неотомизме связана с соответствием между мыслями интеллекта и предметами. Она принимает две формы: онтологическую — соответствие мыслей предметам, и логическую — соответствие человеческой мысли реальным вещам. Важно отметить, что это лишь частичное приближенное знание истины бывания. В теологическом аспекте решается вопрос о взаимосоответствии абсолютной и относительной истин как соотношения божественного и человеческого разума. Неотомизм метафизически разделяет и противопоставляет абсолютное и относительное.

Согласно неотомизму, философия является мостом между науками и теологией. Взгляд этих философов заключается в том, что если теология спускается с небес на землю, то философия поднимается с земли к божественному, и, в конечном счете, приходит к тем же выводам, что и теология.

Развитие неотомизма в настоящее время

Неотомизм, философское направление, основанное на учениях Фомы Аквинского, продолжает развиваться и включает в себя отдельные положения других современных философских течений. В данном разделе рассмотрим некоторые из этих течений: экзистенциализм, феноменологию, философскую антропологию и идеализм.

8 стр., 3976 слов

Философские взгляды С.Н. Булгакова

... Соловьева дает современному сознанию целостное и последовательное развитое христианское миросозерцание". Булгаков не только философски освободился от доктрины экономического материализма, не только принял основные положения идеализма, ... - духовного пути". Книга эта, собственно, заканчивает период чисто философского творчества Булгакова; ныне, за исключением небольшого сборника "Тихие думы" (Москва, ...

Экзистенциализм

Экзистенциализм – философское направление, основанное на идее о приоритете человеческого существования и индивидуального опыта. В неотомизме присутствуют некоторые положения экзистенциализма, в частности, в отношении значимости личного опыта и свободы воли.

Феноменология

Феноменология – философское учение, которое ставит на первый план изучение явлений, предметных вещей и субъективного опыта в их чистой форме. В неотомизме также можно найти элементы феноменологии, так как они связаны с анализом действительности и отражением общих сторон реальности.

Философская антропология

Философская антропология – наука о человеке, занимающаяся изучением человеческого сознания, самосознания, деятельности и смысла жизни. Неотомизм также учитывает аспекты философской антропологии, и понятия антропологии в нем являются основными категориями для понимания человека и его места в мире.

Идеализм

Завершая обзор современных течений, которые включаются в неотомизм, стоит отметить идеализм. Идеализм – философское учение, которое придает первоочередное значение идеям, сознанию и духовным аспектам. Отдельные положения идеализма также могут быть включены в рамки неотомизма, развивая его идеи о приоритете духовного и сознания.

Таким образом, неотомизм активно развивается в настоящее время, включая в себя положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и идеализма. Эти современные течения обогащают неотомическую философию и позволяют лучше понять человека, мир и смысл бытия.