Среди величайших композиторов прошлого Бах – явление исключительное. Этот художник и сегодня кажется нам неисчерпаемым, а его творчество – всеобъемлющим. Бах воплотил существенные стороны своей эпохи. Композитор раскрыл внутренний мир своего современника, его высокий нравственный идеал, его богатую сложную духовную жизнь.
Бах обобщил, подытожил художественные тенденции большой исторической эпохи. И вместе с тем, всей силой своего гения он устремлен в будущее. Действительно, все, что появилось в музыке после него, было им разработано или творчески предсказано. Творения Баха остались бы теми же, даже если бы его жизненный путь был иным.
Бах – музыкант-философ, размышляющий о самых глубоких вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о нравственном долге и предназначении человека. Его философия – не умозрительные построения, она всегда окрашена чувством, искренним и правдивым.
Бах – лирик. Каждая строчка его музыки согрета теплом человеческого сердца. Но как бы ни были проникновенны лирические высказывания Баха, мы всегда ощущаем в них могучую дисциплинирующую власть разума. Чувство проверяется разумом; мысль вызывает живой эмоциональный отклик – в этом весь Бах. Нельзя понять его искусство, не ощутив этого нерасторжимого единства.
Многосторонность Баха ошеломляет. Острейший драматизм и чистая созерцательная лирика, воплощение чувств больших масс и интимная исповедь – все вмещает его искусство. Маленькие детские пьесы из тетради Анны Магдалины Бах соседствует с грандиозными органными фантазиями, высокий пафос мессы си-минор и пассионов – с живой жанровостью «Кофейной кантаты». Ему равно доступно величественное и простое.
Бах не был отдельной, обособленной личностью. В себе самом он пережил музыкальное развитие трех или четырех поколений Бахов. Когда вспоминаешь историю этой семьи, занимающей такое своеобразное место в немецкой художественной жизни, то кажется, что все творчество этих мастеров должно было привести к чему-то более совершенному. В творчестве Баха завершается определенный период немецкой музыки, воплотившийся в данной семье.
Вся история немецкой средневековой музыки и поэзии ведет к Баху. Лучшее, что создала песня от XII до XVIII века, украшает его кантаты и «Страсти». Современники Баха не использовали ценное сокровище хоральных мелодий. Бах чувствует иначе. Он кладет в основу своего творчества хорал. Бах не только гармонизовал мелодию, он одновременно в звуках передает содержание текста. Из мотета под влиянием итальянской и французской инструментальной музыки образуется кантата. В течение целого столетия духовный концерт борется за свои права и свободу в церкви. Чувствуется, как эта музыка теряет свое богослужебное назначение. Она все больше выходит за рамки культа, стремится стать самостоятельной религиозной драмой, сходной по форме с оперой. В своем творчестве Бах увековечивает данный жанр.
Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и творчество вне времени
... знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде. Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением средств на карету, отправился в Любек пешком. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство ... фактор в формировании молодого музыканта. Так в атмосфере богатых и живых традиций постигал Бах искусство и мастерство. С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней ...
В конце XVII века музыкальная драма – «Страсти» — требует, чтобы ее допустили в церковь. Разгорается спор за и против, которому Бах положил конец, написав две свои музыкальные драмы – «Страсти». И по тексту, и по форме они находятся в русле своего времени, но дух, который в них живет, преображает их и из преходящего создает вечное.
Глава 1. Хоровое творчество.
Произведения вокально-инструментальных жанров – кантаты, оратории, пассионы, мессы – составляют основу баховского творчества. Самое великое, самое значительное в художественном наследии композитора принадлежит именно к музыке этого рода. Здесь полнее всего раскрылся его обобщающий взгляд на мир, ярче всего претворилось главное – философско-этическая – тема его творчества. Никогда не обращаясь к опере, Бах, тем не менее, настойчиво тяготел к синтетическим жанрам, где вокальная и инструментальная стихии выступают в единстве, где музыка связана с литературным текстом, определяющим ее образный мир, конкретизирующим ее содержание.
Примерно с начала XVIII века либретто немецкого церковного произведения того времени – духовного концерта, страстей, ораторий, кантаты – как правило, было неоднородно и составлялось чаще всего из трех основных источников. Это:
- цитаты из Библии,
- традиционные (в лютеранских общинах)
церковные песни (хоралы),
Автор такого либретто сам сочинял текст (авторская поэзия), но в целом, он действовал и как составитель: к подобающему фрагменту Библии подбирал близкие по лексике, теме и тону тексты песен и соотносил с ними свою собственную поэзию. Всё это делалось, чтобы добиться целостности поэтической композиции. Распознать и отличить песню от библейского изречения, евангельскую притчу от свободного стиха мог почти каждый образованный прихожанин. Поэтому и в литургических текстах, положенных на музыку Бахом, всегда заметны чередования авторского и цитатного текста – поэзии и прозы, старинного (от лютеровских времен) и современного Баха.
Из вокально-инструментальных жанров по количеству созданного Бахом первое место принадлежит кантатам.
- 1.1 Кантаты.
В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых только 200 дошли до наших дней (последняя — в виде единственного фрагмента).
Композитор исходил из существовавших в его время типов кантат. Он усвоил особенности духовной немецкой кантаты – произведения хорового, опирающегося на мелодии протестантских хоралов. Бах овладел закономерностями светской сольной кантаты, сложившейся в итальянской музыке и очень близкой по духу опере. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха являются “Christ lag in Todesbanden” (номер 4), ”Ein feste Burg” (номер 80), “Wachet auf, ruft uns die Stimme” (номер 140) и “Herz und Mund und Tat und Leben” (номер 147).
Хоровое творчество И.С. Баха
... сочинения иногда возникает хор или ария в духовной кантате. Говоря о хорале, следует отметить, что в хоровом искусстве И.С. Баха протестантский хорал сыграл основополагающую роль. Из него так же исходят национальные черты в его ...
Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям. Повод мог быть разный: получение наследства, присвоение звания, свадебные торжества. Светские кантаты Баха отличаются от духовных прежде всего общей художественной атмосферой. В них ярче воплотилась народно-жанровая стихия, мир природы. Чаще всего они создавались по заказу богатых и именитых граждан. Среди самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты, шуточная Кофейная кантата и Крестьянская кантата. Кофейная кантата предвосхищает новый музыкальный жанр – немецкую комическую оперу (зингшпиль), которая появится несколькими десятилетиями позже.
- 1.2 Пассионы, или страсти. Страсти (от лат. passio — страдание), или пассион, являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха и состоят из 78 музыкальных номеров, в том числе речитативов (вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора, включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Общая продолжительность звучания — около 3 часов. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных произведений Баха. Евангельский сюжет у Баха перерастает в подлинно народную эпопею. В ней раскрываются образы страдания Родины и народа, преломленные через скорбные раздумья самого композитора. В хорах, ариях, хоралах выражены думы и переживания народа. Через хорал устанавливается связь с народным песнетворчеством, и хорал составляет музыкальный стержень всего произведения. Благодаря драматизированному сюжету и конкретным действующим лицам, пассионы тяготеют к опере больше, чем другие хоровые произведения Баха.
- 1.3. Оратории и магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и магнификат представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной (ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
8 стр., 3962 слов
Бах. о музыке и о судьбе Сергей Шустов
... музыки Баха, прежде всего, новичкам в музыкальном деле. Это связано еще и с тем, что Бах был весьма скуп на ... каталог всех известных сочинений Баха, в котором каждое ... представляла собой очертания Креста. Она стала для Баха ... Мессы и Магнификаты. Лютеранин Бах посвятил католическую мессу ... что органная часть является самой весомой в его наследии. Второй обязательной и необходимой формой музыки, в которую Бах ...
Глава 2
Высокая месса «H–moll»
- Мессы. Месса си минор – самое монументальное сочинение И.С.Баха. И по сей день, ведутся споры о том, почему и для чего протестант Бах написал полную католическую мессу. Месса — произведение величайшей философской мудрости, человечности, глубины чувств. Ее образы — страдания, смерти, скорби, а вместе с тем — надежды, радости, ликования, — поражают глубиной и силой.
«Высокая месса» си минор была написана в 1733 — 1738, в полном виде впервые исполнена в 1896 году. Месса — центральный и наиболее
2.1. История создания
Свою Мессу си минор Бах посвятил курфюрсту Саксонии Фридриху Августу III (король польский и великий князь литовский с 1734 года) переслав ему kyrie и gloria. : «Светлейший курфюрст, милостивый государь!
В глубоком почтении приношу я вашему королевскому высочеству настоящую скромную работу мастерства моего, коего я достиг в музыке, и всеподданнейше прошу вас воззреть на оную благосклонным взором не по достоинству самой композиции, которая сочинена плохо, но исходя из вашей, известной миру милости…» — такими словами Бах в 1733 году сопроводил отправку курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу.
Протестант, служивший в протестантской Германии, Бах писал в основном музыку для исполнения в лютеранских храмах. Правда, согласно реформе Лютера, отдельные разделы мессы в протестантском богослужении допускались, но Бах написал полную католическую мессу не случайно, как не случайно именно ее посвятил саксонскому курфюрсту. Дело в том, что Фридрих Август был еще и королем Польши, страны, неизменно приверженной католицизму, а потому и сам перешел в католичество. С 1717 года и его двор в Дрездене стал официально католическим. Отсюда естественное обращение Баха к этому жанру (от Фридриха Августа он получил звание придворного композитора и в последующие годы, желая показать свое прилежание, отправил ему еще несколько месс, преимущественно составленных из ранее написанных кантат).
Бетховен за сочинением торжественной мессы
... Торжественная месса написана на традиционный латинский текст праздничного церковного богослужения, разделенный на 5 частей, исторически сложившихся к концу Средневековья. Однако сам Бетховен не считал ее сочинением, ... части, Gloria (Слава), — блестящая ликующая фуга. Еще более сложная, грандиозная по размаху двойная фуга венчает 3-в часть, Credo (Верую). В 4-й части ... 1-й части, Kyrie (Господи помилуй): ...
Мессу h-moll Бах создавал на протяжении многих лет. Далекий прототип Sanctus, по мнению исследователей, относится еще к 1724 году. Последние же поправки в партитуру композитор вносил вплоть до того дня, когда окончательно ослеп в 1750 году. Жанр мессы исторически сложился в виде пятичастного произведения, состоящего из:
Часть первая: «Господи, помилуй» – Kyrie – мольба и просьбы о прощении.
Часть вторая: «Слава» – Gloria – гимна хвалы и благодарения.
Часть третья: «Верую» – Credo – догматическая часть — символа веры.
Часть четвертая: «Свят» – Sanctus – литургическая кульминация, взятая из ветхозаветной Книги Исайи (Книга пророка Исайи — двенадцатая часть Танаха, часть Библии, традиционно связываемая с пророком Исаией (Йешайаху).
В канонической Библии эта книга находится под номером 23. В книге приводится ряд дат выступлений пророка, в связи с чем его деятельность датируют между 733—701 годами до н. э ).
Часть пятая: «Агнец Божий» – Agnus Dei – благодарение и прославление Господа Иисуса Христа. (Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт, тенор, бас, два хора, оркестр.)
2.2 Структура частей мессы
Месса си минор состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»).
Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу. Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».
В начале 2-й части, Gloria (№4), радостно светло звучат трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. Особенно выделяется №5, Laudamus — ария сопрано в сопровождении солирующей скрипки, как будто один из голосов хора вырвался со своей лирической песнью.
Следующая, 2-ая, обширная часть Мессы — «Gloria» («Слава») – содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто)