Бах. о музыке и о судьбе Сергей Шустов

Эссе

Введение

Музыка имеет уникальную способность оказывать влияние на наши эмоции и переносить нас в другие миры. Существуют композиции, которые заставляют нас забыть о реальности и погрузиться в мир музыкальных звуков. Одной из таких композиций является «Тёмная сторона неба» (The Obscured side of the sky) от группы Lord of Equator. Эта музыка способна собрать все наши разбитые мечты и создать небо, полное звёзд, в наших душах.

Влияние музыки на нас

Музыка способна стирать наслоения из пережитого и перенести нас в другую реальность, где нет войн, смерти и страданий. Она обладает чарующими звуками, которые могут вызывать у нас сильные эмоции и воспоминания. Музыка является источником вдохновения и утешения, она может стать нашим проводником в мире, где все возможно.

Иоганн Себастьян Бах

Прежде чем погрузиться в рассмотрение творчества Баха, необходимо взглянуть на мир, который он создал своей музыкой. Список его творений впечатляет своим разнообразием и масштабом. Бах создал настоящий океан музыки, который сложно представить, как работу одного человека.

Бах был необыкновенно плодовитым композитором, который с неукротимой энергией и упорством создавал шедевр за шедевром. Его музыка была прекрасной и изумительной, но выполнение такого объема работы казалось непосильной задачей для обычного человека.

Наследие Иоганна Себастьяна Баха

Наследие Баха остается невероятно важным и значимым в мире музыки. Его произведения оказывают влияние на многих композиторов и музыкантов по сей день. В дальнейшем в данной работе мы будем часто обращаться к различным музыкальным произведениям Баха, поэтому важно иметь представление о его наследии и творческом вкладе.

Все направления и жанры музыки позднего барокко (а этот период датируется примерно 1705 — 1760 годами) были освоены Бахом. Исключение составила только опера. Бах, по-видимому, принципиально сторонился театрализованной музыки, стремясь только лишь одними музыкальными средствами достигать эффекта «трогать душу».

Часто исследователи именно с датой смерти Баха заканчивают всю барочную эпоху (1750 год).

Тем не менее, очевидно и то, что стиль Баха не укладывается только в общие принципы искусства этой эпохи. Его, баховский стиль, сейчас вполне естественно выделяют как совершенно самостоятельный, но, конечно же, корнями питающийся от предшественников (Генрих Шютц, Самуэль Шейдт, Иоганн Адам, Георг Бём, Иоганн Пахельбель, Иоганн Фробергер и др.) и не избежавший влияния современников (Дитрих Букстехуде, Иоганн Рейнкен, Иоганн Кунау, Антонио Вивальди, Алессандро Марчелло, Арканджелло Корелли, Франсуа Куперен, Георг Телеманн и др.).

8 стр., 3790 слов

Музыка Древнего мира и средневековья

... данной работе мы рассмотрели развитие музыки от Древнего мира до Нового времени: Музыка Древнего мира и средневековья Музыка древней Руси Музыка эпохи Возрождения Музыка XVII – XVIII вв Музыка XIX - начало XX века ... первые представления о музыкальных жанрах и ладах. Традиции древних цивилизаций в различных регионах сохранялись по-разному: ес­ли музыка Египта, Двуречья или античности воспринимается ...

«Бах — не барокко, а Космос!» (М. Казиник).

Ни один из основных музыкальных инструментов той эпохи не был обойден вниманием Баха. Мало того, он изобретал сам новые вариации и формы инструментов (например, струнная виола помпоза, к сожалению, не дошедшая до нас. Впрочем, есть и иное мнение — что этот инструмент сохранился и известен!) и придумывал усовершенствования для существующих. Так, он прекрасно разбирался в органостроительной «кухне» и служил авторитетом для мастеров, изготавливающих органы. Робкому клавесину он придал новое звучание, сделав его солидным клавиром, и сочинил первый в истории музыки оркестровый концерт для солирующего клавира (5-й Бранденбургский) и, по сути, первый клавирный концерт соло (Итальянский концерт).

Для многих своих произведений Бах не указал — для какого именно инструмента оно предназначено.

Dошедшее до нас из созданного Бахом ошеломляет! Свыше 1 100 произведений! Многие музыковеды считают, что чуть ли не треть от этого числа еще и утрачена (возможно, навсегда, хотя находки баховских сочинений происходят чуть ли не каждый год в архивах различных стран и городов).

Среди потерянного значатся воистину грандиозные творения, например, многочасовая оратория «Страсти по Марку», а также порядка 150 кантат! Но и то, чем мы располагаем сейчас, повергает любого начинающего разбираться в баховском наследии в изумление! Чтобы не потеряться в таком массиве, не заблудиться среди форм, жанров и наименований, был составлен и предложен к использованию так называемый список Шмидера. Это каталог всех известных сочинений Баха, в котором каждое произведение имеет свой номер после букв BWV (Bach-Werke-Verzeichnis — «Каталог работ Баха»).

Его предложил Вольфганг Шмидер (W.Schmieder) в 1950 г. Впоследствии для творчества многих других композиторов были созданы подобные каталоги (так, у Вивальди — RV).

Можно смело шутить, что немцы могут уж точно гордиться двумя национальными достижениями — BMV и BWV, намекая на достижения немецкого автопрома и на подаренного миру величайшего композитора. Каталог Шмидера сам по себе составляет (если его просто распечатать на листах формата А4, указывая только название произведения и его номер) свыше 50 страниц!

Список Шмидера

Список Шмидера — это нумерованный каталог музыкальных произведений, созданных Иоганном Себастьяном Бахом. Он был создан в 1950-х годах немецким музыковедом Вольфгангом Шмидером.

Нумерация Шмидера облегчает поиск понравившихся произведений в огромном мире музыки Баха, прежде всего, новичкам в музыкальном деле. Это связано еще и с тем, что Бах был весьма скуп на названия своих опусов.

Нумерация Шмидера постоянно обновляется и корректируется. Последнюю версию BWV подготовили специалисты Альфред Дюрр и Ёшитакэ Кобаяси. На этот каталог, выпущенный издательством Брейткопф в 1998 г., музыковеды более не ссылаются как на «Шмидера», а называют его «Дюрр-Кобаяси».

Органная музыка

Любимым инструментом Баха был орган. Поэтому неудивительно, что органная часть является самой весомой в его наследии. Орган был еще и инструментом, за которым Бах исполнял свои рабочие обязанности. Это был его «станок», его «поприще» при исполнении лютеранских служб.

8 стр., 3544 слов

Французские сюиты Иоганна Себастьяна Баха

... и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера). Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы: вокально-инструментальная музыка; органная музыка, музыка для других ... тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы. Рассмотрим влияние творчества И.С. Баха на примере Французских клавирных сюит. ...

Духовные кантаты

Второй обязательной и необходимой формой музыки, в которую Бах облекал свои мысли, была духовная кантата. Бах написал их свыше 300 (до нас дошло чуть более 200).

Кантаты сочинялись композитором к церковным праздникам, а также к субботним и воскресным богослужениям.

Всё созданное Бахом можно в первом приближении разделить на 4 основные жанровые группы — музыка для органа, музыка для иных инструментов соло (клавир, флейта, лютня, скрипка, виолончель и пр.), музыка для инструментальных ансамблей (в том числе — для оркестра) и вокально-инструментальная (для голоса с сопровождением инструмента или оркестра).

Интересно, что в определенные периоды своей жизни Бах отдавал явное предпочтение тому или иному жанру. Так, произведения для клавира созданы, в основном, в Кётене, лучшие органные творения — в Веймаре (например, знаменитая токката и фуга ре минор BWV 565, хотя, возможно, это произошло в Арнштадте), большинство вокально-инструментальной музыки написано в Лейпциге.

Пассионы (нем. Die Passion), или «Страсти». Всего Бахом сочинено 4 цикла Страстей — «Страсти по Иоанну» (BWV 245), «Страсти по Матфею» (BWV 244, BWV 244b — 2 редакции), гигантские по объему «Страсти по Марку» (BWV 247).

Последние считаются утерянными, но реконструированы в XX веке по фрагментам других, уцелевших и дошедших до нас произведений (главным образом, «Траурной оды», BWV 198 и «Кётенской траурной музыки», BWV 244a).

Для сравнения: в «Страстях по Матфею» 78 номеров, а в «Страстях по Марку», судя по сохранившемуся баховскому «плану» их построения — 132 номера! Самыми известными реконструкциями «Страстей по Марку» являются таковые Фридриха Сменда (1940), Густава Тайля (1975), Андора Гомме (1997).

Четвертому евангелисту — Луке — «повезло» еще меньше: от его баховских Страстей остался только текст. Все эти произведения — по сути монументальные музыкальные иллюстрации евангелических сочинений. Им Бах придавал особое значение, ведь Иисус и его жизнь были для глубоко верующего композитора идеалами. Образ Христа олицетворял для Баха проявление лучших качеств человека — верности избранному пути, силы духа и веры, готовности служить другим. Пишут, что «самое сокровенное в истории Христа для Баха — это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества». В написании своей фамилии — BACH — композитор, вероятно, видел божественное провидение, «перст судьбы»; ведь каждая буква его имени издавна обозначала ту или иную ноту (B — си бемоль, A — ля, C — до, H — си бекар), а разложенная в аккорд представляла собой очертания Креста. Она стала для Баха своеобразной монограммой. Он использовал ее во многих своих произведениях (например, в тройной фуге ре минор из «Хорошо темперированного клавира»).

Возможно, за этим он видел некую религиозно-музыкальную миссию всего своего рода. «Страсти» Баха считаются сейчас подлинным образцом этого крупного жанра. Многие композиторы, отдавая дань памяти великому кантору и вслед за ним, создавали свои версии музыкальных Страстей (Софья Губайдуллина, Кшиштоф Пендерецкий, Арво Пярт, Вольфганг Рим (Wolfgang Rihm), Хуго Дистлер (Hugo Distler), митрополит Илларион (Алфеев) и др.).

12 стр., 5959 слов

Мой любимый композитор — И. Бах

... же необъяснимое", -- сказал Мендельсон, ознакомившись с партитурами произведений Баха. Когда двадцатилетний Мендельсон в 1829 году исполнил в Лейпциге "Страсти по Матфею", это стало настоящим триумфом -- подлинным ... сочинения других композиторов, из которых черпал вдохновение. Он не боялся заимствовать у других темы, которые нередко ложились в основу его фуг, хоралов, мотетов, кантат и концертов. Бах ...

Оратории.

Оратории являются одной из важнейших форм музыкального искусства. Они представляют собой большие музыкальные композиции, в которых сочетаются хоры, солисты и оркестр. Оратории часто основаны на религиозных или библейских сюжетах и содержат множество арий, рецитативов и хоральных партитур.

Мессы и Магнификаты.

Мессы и Магнификаты являются разновидностью религиозных музыкальных произведений. Месса обычно представляет собой обширную церковную службу, включающую различные части: кюре, главный канон, причастие и т. д. Магнификат, напротив, является гимном, в котором прославляется Бог и воспевается Дева Мария.

В творчестве Баха есть как католические, так и лютеранские мессы. Интересно, что Бах посвятил католическую мессу саксонскому курфюрсту, который был также королем католической Польши. Магнификат, в свою очередь, был написан Бахом как в форме магнификатов, так и в виде магнификатных антем.

Кантаты.

Кантаты являются основным творчеством Баха. Большая часть его кантат являются религиозными и созданы для церковных праздников. Бах написал пять циклов кантат, каждый из которых соответствует одному воскресению или религиозному празднику в году. Однако некоторые кантаты утеряны, а до нас дошло около 200.

В начале своей карьеры Бах часто использовал стилистику Пахельбеля и Букстехуде, но впоследствии его кантаты стали отличаться большой вариативностью и разнообразием. Фактически, Бах сочинял кантаты каждую неделю в течение примерно 6,5 лет, исполняя их и управляя многими другими своими обязанностями.

Светские кантаты Баха

Светских кантат у Баха немного (примерно 10% от числа сохранившихся, BWV 30a, 36b, 36c, 134a, 173a, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 207a, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 249a, 249b).

Они сочинялись в связи с днями рождений, именин, свадеб титулованных особ и по прочим торжественным случаям. Некоторые, такие, как «Кофейная» (BWV 211) можно рассматривать и как небольшую комическую оперу (если добавить сценическое театрализованное действо), а также и как рекламный заказ (от владельца кофейни герра Циммермана).

«В своих кантатах Бах преуспел в объединении эмоциональной значимости как мелодии, так и слов хорала в более крупную структуру, которая стала независимой от хорала и в то же время составляет с ним органическое единство» (Эрнст Ньюман).

Утраченные кантаты Баха

После смерти Баха его тщательно каталогизированная библиотека в церкви св. Фомы была разобрана и выброшена в кучу пыли. А бумага, сделанная из дорогого хлопка, была продана в сырные и мясные лавки или садовникам, которые либо заворачивали в неё сыр и мясо, либо обматывали ею фруктовые деревья, чтобы защитить от зимних холодов. Да, вот что произошло со 140 величайшими шедеврами всех времён…

Подробнее — см. Главу Кантаты в этой книге.

Мотеты. Мотет — вокальное многоголосное произведение (от старофранцузского mot — слово).

Многие баховские мотеты, как считается, утеряны, но до нас дошло 6 на немецкие литургические тексты (BWV 225—230).

Любопытно, что именно мотеты оставались известными в течение долгого времени после смерти Баха и часто исполнялись в кирхах, тогда как другие вокально-инструментальные композиции были уже прочно всеми забыты. Наиболее известны сейчас BWV 225 Singet dem Herrn ein neues Lied, «Пойте Господу», BWV 229 Komm, Jesu, komm!, «Приди, Иисус, приди!» и BWV 227 Jesu, meine Freude, «Иисус — моя радость».

9 стр., 4086 слов

Жизнь и творчество Иоганна Себастьяна Баха

... нежное чувство”. Враждебно относились к Баху и приверженцы ортодоксальной церковной музыки. Таким образом, творчество Баха, намного опередившее свою эпоху, отрицалось ... в шкафу храниться тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и ... в город Люнебург. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор ...

Именно с одним из этих мотетов связана история знакомства великого Моцарта с музыкой Баха. Историю эту впервые обнародовал музыковед Иоганн Фридрих Рохлитц. В 1789 году, спустя почти сорок лет после смерти Баха, Моцарт оказался в Лейпциге. Там, в Томасшуле, силами учеников был для него исполнен мотет «Пойте Господу» («Singet dem Herrn», BWV 225).

Цитируем Рохлитца: «…Моцарт знал Баха скорее понаслышке, чем по его сочинениям… Едва хор пропел несколько тактов, как он подскочил; еще несколько тактов — и он вскричал: что это? И с этого момента весь обратился в слух. Когда пение закончилось, он воскликнул в восторге: на этом и вправду можно поучиться! Ему сказали, что в школе… хранится полное собрание мотетов Баха. Партитур этих произведений не было, тогда он потребовал принести расписанные партии. В тишине присутствующие с удовольствием наблюдали, с каким увлечением Моцарт раскладывает вокруг себя эти голоса — на коленях, на ближайших стульях. Забыв все на свете, он не вставал с места, пока тщательно не просмотрел все, что имелось из произведений Баха. Он выпросил себе копию мотета и очень ею дорожил».

Отдельные песни, гимны и арии.

Органные произведения.

Бах создал множество органных произведений, среди которых стоят особняком:

  • 6 трио-сонат для органа (BWV 525 — 530), плюс Andante ре минор (альтернативная версия 2 части BWV 528);
  • 50 прелюдий и фуг, токкат и фуг, фантазий и фуг для органа (BWV 531 — 581).

    Следует оговориться, что некоторые номера в этом перечне, возможно, ошибочно приписываются Баху. Так, 8 коротких прелюдий и фуг (BWV 553 — 560) принадлежат, по мнению многих специалистов-баховедов, перу ученика Баха Иоганну Тобиасу Кребсу;

Хотя Бах ценил органные произведения прежде всего как часть богослужения, эти произведения вызывают искреннее восхищение среди музыкантов и слушателей своей красотой, богатством и глубиной.

Пассакалья и фуга до минор (BWV 582)

Величественное произведение Баха, поражающее своей глубиной и мощью. Известно множество переложений, в том числе для симфонического оркестра и ансамбля баянов.

Трио и прочие сочинения для органа (BWV 583 — 591)

Здесь мы встречаем ряд спорных творений, так как Бах не всегда ставил свой автограф, и некоторые сочинения известны нам только в копиях, сделанных другими людьми. Например, Маленький гармонический лабиринт возможно принадлежит авторству Иоганна Давида Хайнихена.

8 концертов для органа (BWV 592 — 598)

Из 8 концертов, 3 представляют собой искусное переложение концертов герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, а еще 3 — переложение кончерто гроссо Антонио Вивальди. Особенно интересен номер BWV 598 Pedalexercitium («Педальное упражнение», соль минор), которое представляет собой импровизацию ногами на органных педалях и было записано сыном Баха — Карлом Филиппом Эммануэлем, но в незавершенном виде.

Органная тетрадь (Das Orgel-Büchlein, BWV 599—644)

В нее входит 48 хоральных прелюдий для органа соло, приуроченных к значимым религиозным праздникам.

7 стр., 3289 слов

«Музыкальное приношение» Баха

... произведения), необходимо более внимательно присмотреться к некоторым номерам. Трехголосный ричеркар. Никогда не вызывало сомнений, что он был задуман и в действительности является первым номером "Музыкального приношения". ... Бенду. За клавиром, безусловно, Карл Филипп Эмануэль Бах, второй сын Иоганна Себастиана Баха, известный ... же это произведение содержит, кроме названных пьес, еще трио-сонату, три ...

Шюблеровские хоралы (BWV 645 — 650)

Темы всех 6 хоральных прелюдий взяты Бахом из его собственных кантат и являются органными переложениями. Они получили название по имени органиста и музыкального издателя Шюблера, ученика И.С.Баха.

Лейпцигские хоралы (BWV 651 — 668)

Эти 18 хоральных прелюдий (с версиями и ранними веймарскими редакциями автора) названы в честь города, где и были сочинены Бахом или редактировались им уже незадолго до своей смерти. Часто исполняются многими прославленными органистами везде и всюду как самостоятельный цикл;

Немецкая органная месса (BWV 669 — 689)

В ней собрана 21 хоральная прелюдия, обозначенные самим Бахом как канонические части мессы (Kyrie, Gloria, Credo и пр.), но имеющие заглавия на родном немецком (тексты из «Катехизиса» Мартина Лютера).

Кроме того, туда входят 4 дуэта и Прелюдия и фуга ми бемоль мажор. Этот цикл составлял у Баха третий том сборника Clavir-Ubung («Клавирные упражнения»).

Не лишне напомнить, что за скромным названием «Клавирных упражнений» на самом деле скрывается грандиозный цикл Баха, куда он включил 4 самостоятельных сборника. Первый том составляют клавирные Партиты, во второй входят Итальянский концерт и Французская увертюра для клавесина. Третий том — целиком органный, завершен Бахом в 1739 году. Название получила после смерти Баха; оно связано с тем, что многие части Немецкой мессы четко соотносятся с определенными разделами протестантского богослужения;

Произведения для клавира (клавесина).

Музыка Иоганна Себастьяна Баха восхищала и удивляла своих современников и наследников своим творческим великолепием. В его работах для клавира можно проследить эволюцию его музыкального стиля.

Среди произведений для клавира Баха особое место занимают инвенции, они отражают развитие клавесинной музыки того времени. Сочинения, такие как двухголосные инвенции и трехголосные инвенции, доказывают, что Бах был не только великим композитором, но и прекрасным педагогом. Они были созданы как упражнения для учеников, чтобы они могли совершенствовать свои навыки в игре на клавесине.

Кроме инвенций, среди произведений для клавишных инструментов Баха есть особо знаменитые сюиты, которые были написаны для различных инструментов и хора. Французские сюиты написаны для клавесина и состоят из различных танцев, таких как аллегро, бурре и галлоп. Английские сюиты тоже написаны для клавесина, но они имеют более свободную форму и содержат в себе различные вариации.

Однако самым знаменитым и значимым произведением для клавира Баха является его «Хорошо темперированный клавир», который состоит из 2 томов, каждый из которых включает 24 прелюдии и фуги. Эти произведения были написаны Бахом в различных тональностях, что показывает его мастерство в работе со всем спектром тональности и гармонии.

Остановиться на каком-то конкретном произведении для клавишных инструментов Баха невозможно, так как каждое произведение имеет свою уникальность и значимость. Их мелодии и гармонии продолжают вдохновлять музыкантов по всему миру и создавать великолепные произведения новой эпохи.

13 стр., 6387 слов

Сонаты и партиты И.С. Баха для скрипки соло

... (часть концерта) являются одновременно оркестровыми произведениями. Произведения для скрипки и цифрованного баса – камерно ансамблевая музыка. Собственно «скрипичной музыки» у Баха не много, но сольные скрипичные ... камерных произведениях (Бранденбургские концерты, сюиты, трио-сонаты с флейтой), в ариях из вокально-симфонических циклов – кантат, «Страстей», h-moll’ной мессы. Эти произведения, весьма ...

Одной из наиболее впечатляющих частей творчества Иоганна Себастьяна Баха является «Гольдберг-вариации». Эта работа состоит из арии с 30 вариациями и была напечатана в сборнике Clavir-Ubung IV под номером BWV 988. Интересно, что «Гольдберг-вариации» были написаны Бахом для игры на клавесине именно во время ночей бессонницы у графа Кая-Августа Харденберга, который просил музыканта исполнять музыку для снятия его бессонницы. Музыка «Гольдберг-вариаций» по своей природе очень динамична и необычайно красива, и считается одной из величайших композиций для клавесина в истории музыки.

Произведения для лютни соло:

  • Семь сонат и партит для скрипки соло
  • Шесть сюит для виолончели соло
  • Партита для флейты соло ля минор

Произведения для дуэта клавира (клавесина) с другим инструментом

Со скрипкой:

  • 7 Сонат для скрипки и клавира (BWV 1014 — 1019, 1019a)
  • Адажио для скрипки и клавира фа минор (BWV 1018а)
  • 2 Сонаты для скрипки и генерал-баса (BWV 1021, 1023) (партию генерал-баса обычно ведет орган)

С виолой да гамба:

  • 3 сонаты для виола да гамба и клавира (BWV 1027 — 1029)
  • Трио соль мажор для органа (BWV 1027a)

С флейтой:

  • 7 сонат для флейты и клавира (или генерал-баса) (BWV 1030 — 1035)

Трио-сонаты:

  • 2 Трио для 2 скрипок и клавира (BWV 1036, 1037)
  • Трио для флейты, скрипки и клавира (BWV 1038)
  • Трио для 2 флейт и генерал-баса (BWV 1039)
  • Трио для гобоя, скрипки и генерал-баса (BWV 1040)

Оркестровые произведения

  • 4 Концерта для скрипки с оркестром (BWV 1041, 1042, 1045, 1056)
  • Концерт для 2 скрипок ре минор (BWV 1043)
  • Тройной концерт (для флейты, скрипки и клавира ля минор) (BWV 1044)
  • 6 Бранденбургских концертов (BWV 1046 — 1051)

Поздние контрапунктические сочинения:

Музыкальное приношение («Musikalisches Opfer», BWV 1079);

Искусство фуги («Die Kunst der Fuge», BWV 1080)

Кроме того, после времени составления первоначального списка Шмидера было открыто (найдено, реконструировано) еще порядка 150 произведений Баха. Среди них, например, 31 Ноймейстерский хорал (BWV 1090 — 1120, названы в честь Эрдманна Ноймейстера, теолога, поэта, либреттиста баховских кантат) и «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», BWV Anh. 113 — 132).

(Anhang (нем.) — Приложение).

А вот еще пример: в июне 2005 года 2 рукописи Баха были найдены… в обувной коробке. Это, ни много-ни мало, органная фантазия «Wo Gott der Herr nicht bei uns halt», BWV 1127 и Ария «Alles mit Gott, und nichts ohn ihn», BWV 1128. Неисповедимыми путями возвращается к нам Бах…