«Диалог поколений» по произведению горе от ума

Сочинение

Диалог в литературе справедливо признан одним из главных стилистических приёмов. Он разбавляет авторскую речь, сменяет темп повествования. Одним из главных определений диалога является «разговор двух или нескольких лиц в художественном произведении», но можно к этому добавить ещё и то, что диалог передает особенности внутреннего мира героя, помогает нам верно его охарактеризовать.

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое диалог в художественном произведении, необходимо разобрать его основные функции и дать определение.

«Диалог поколений» по произведению горе от ума 1

Как на уроках русского языка для иностранцев работать над диалогами? , При работе над диалогами на уроках русского языка для иностранцев

1. Преподавателю нужно прочитать диалог, отделяя реплики разных людей более длинными временными промежутками. Если у Вас сильный ученик, то первый раз иностранцу лучше прослушать диалог, не смотря в книгу. Если ученик слабый, то он может слушать диалог и следить по тексту.

2. Теперь иностранец должен прочитать диалог по книге и перевести его (если это групповые занятия, то иностранцы читают диалог по ролям).

Преподавателю нужно обратить внимание иностранца на те места в диалоге, которые иностранец не совсем понял (объяснить лексику, грамматику, модели построения предложения).

3. После этого происходит фаза диалога, где преподаватель читает реплики одного из участников, а ученик должен правильно отреагировать на них. Важно, чтобы ученик при ответе не повторял реплики дословно, а выбрал соответствующую реакцию с учетом ситуации в диалоге. В случае ошибок со стороны иностранца, преподаватель должен объяснить, почему конкретное выражение неправильное и дать рекомендации по его корректному использованию. Если урок проводится с группой иностранцев, они отвечают на реплики преподавателя по очереди.

10 стр., 4951 слов

Монолог, диалог, полилог. Психологизм и его формы

... диалогической речи. В этом сказывается влияние диалогической речи на монологическую, а также отсутствие четких границ между монологом и диалогом. Вот характерный пример из книги актера М. Козакова ... поступки - все противно, - Я с вами тотчас бы сношения пресек, И перед тем, как навсегда расстаться, Не стал бы очень добираться, Кто этот вам любезный ...

После выполнения этой части, роли меняются, и преподаватель читает реплики другого персонажа, при условии, что книга у иностранца остается закрытой.

Важно отметить, что если ученик заявляет, что он все понял и хочет перейти к следующему этапу урока, не отнесся серьезно к диалогу (т.е. не ответил на все реплики преподавателя из диалога с закрытой книгой), преподаватель должен объяснить, что понимание — это только первый шаг. Чтобы легко и уверенно говорить на русском языке в реальных жизненных ситуациях, нужно достичь автоматизма. Именно это упражнение поможет этого добиться.

Если иностранец допускает много ошибок во время диалога, диалог должен быть рассмотрен повторно в конце урока и на последующих уроках, пока иностранец не сможет быстро и без ошибок реагировать на реплики.

4. После выполнения диалога, важно обсудить его с иностранцем. Например, спросить, как бы он поступил на месте персонажей. Если диалог происходит в магазине, можно спросить, что он обычно покупает, как часто ходит по магазинам, какие магазины предпочитает, готовит ли дома или предпочитает обедать в кафе и ресторанах, предпочитает ли вкусные или полезные продукты и т.д.

Вот пример из учебника, который наглядно демонстрирует этот принцип: — стр.12 — стр.13 — стр.14 — стр.15

Если учебник русского языка для иностранцев или учебное пособие не содержит вопросов на понимание текста, Вам обязательно нужно самим придумать и задать вопросы иностранцам, чтобы убедиться, что они поняли смысл прочитанного правильно, а также могут выразить свои мысли. После этого нужно обсудить прочитанный текст с иностранцами (для примера используйте страницы 12-15 учебника издательства нашего).

Если на уроках русского языка для иностранцев придерживаться данных рекомендаций при работе над диалогами, то иностранцы извлекут максимальную пользу от уроков русского языка, смогут выучить разговорный русский язык и выработать автоматизм в речи!

Диалог и стили речи

Диалог – это суть человеческого общения. Оно может происходить на разных уровнях, в устном и письменном виде.

в разных стилях речи:

  1. разговорный (бытовой);
  2. официально-деловой;
  3. публицистический;
  4. научный;
  5. художественный.

В разговорной речи, Письменный, В официальной обстановке

Такой диалог строго задокументирован, каждая его часть (деловая бумага) составляется строго по образцу.

В публицистике

Если статья, репортаж, выступление с трибуны не вызывают вопросов и противоречивых откликов, можно констатировать неуспех оратора или журналиста.

В науке диалогом называют научную дискуссию, прения после представления научного открытия сообществу специалистов.

в художественной литературе

Этимология и правописание

Перевод слова «диалог» с латинского языка, где оно выглядит как dialogus, – это «беседа, разговор». До того как попасть из латинского в русский язык, оно было заимствовано из древнегреческого, где пишется как διάλογος. Там оно было образовано от слияния двух греческих слов.

21 стр., 10099 слов

По русскому языку «Развитие речи»

... их работах рассматривались вопросы: роли речи в развитие ребенка, роль упражнений в воспитание правильной речи у детей. Вопрос о развитии речи ... и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся ... по картинке, серии картин, по аналогии с прочитанным; пересказ текста; развернутые ответы на вопросы; рассказы учащихся ...

  • διά, что значит«раздельно, через»;
  • λόγος, обозначающего «речь, слово, мнение».

По мнению исследователей, слово λόγος восходит к праиндоевропейскому leg, обозначающему «собирать».

Вопрос о том, как пишется слово «диалог», отнюдь не праздный, так как многие пишут его с ошибками, не зная, как правильно «деолог» или «диалог». Проверочных слов у рассматриваемой нами лексемы не существует. Поэтому нужно запомнить, что она состоит только из корня, который пишется как «диалог».

От Нового времени к современности

Сценический диалог

Диалог как жанр продолжил свое развитие и в дальнейшем. Его использовали, например, французские писатели – Фонтенелль и Фенелон в XVII и XVIII веке, соответственно. В философских кругах в XVII веке к нему прибегал философ Мальбранш, который опубликовал «Диалоги о метафизике и религии». В Германии XVIII века диалог – это жанр, применявшийся в сатирических произведениях, например, у Виланда.

Конечно, без диалогов не обходятся драматические произведения, в которых он является их органическим признаком. Но среди недраматических произведений также встречаются те, что написаны в этом жанре. Так, в русской поэзии это «Разговор книгопродавца с поэтом», написанный А. С. Пушкиным, произведение М. Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель». В них авторами отражено их общественное и эстетическое кредо.

В современной действительности платонический диалог также используется в качестве отдельного жанра, в котором двумя или большим количеством собеседников обсуждаются философские вопросы.

Диалог из вопросов

Изредка в литературных и других произведениях встречаются диалоги персонажей, состоящие только из вопросов, причём вопросы одного собеседника являются одновременно и ответами на вопросы другого собеседника:

Двойственная природа диалога

Русский философ М. М. Бахтин в своей теории диалога подчеркивал важность этой формы общения, отмечая, что она обогащает взаимопонимание между людьми и раскрывает множество перспектив и точек зрения, открывая бескрайние возможности. Бахтин считал, что жизнь в ее основе имеет глубокую связь, и диалог создает новые понимания ситуаций, которые требуют изменений. В его работах разработана лингвистическо-философская методология для анализа природы и значения диалога.

Согласно этой методологии, диалогические отношения обладают специфической природой, которую нельзя свести ни к чистой логике, ни к лингвистическим отношениям, то есть только к словам, используемым в собеседованиях. Они возможны только тогда, когда существуют завершенные высказывания говорящих субъектов. Там, где нет языка и слов, такие отношения не могут существовать, но и между элементами языка они невозможны.

У Бахтина можно выделить два понимания понятия «диалог», тесно связанных друг с другом:

  • Первое — это более общее понимание, согласно которому диалог является неотъемлемой человеческой реальностью, которая создает условия для формирования человеческого сознания.
  • Второе — это более узкое, где диалог рассматривается как событие общения, где происходит обмен мнениями и взглядами на мир между участниками.

Диалоги в литературе

В литературе под диалогом понимается разговор персонажей друг с другом, будь то устный или письменный обмен мнениями и взглядами на мир. Диалог является важным элементом литературных произведений, позволяя героям выразить свои чувства, идеи и конфликты. Он придает тексту живость и помогает читателю лучше понять внутренний мир персонажей и развитие сюжета.

15 стр., 7410 слов

Современная литература

... современный мир, органично вписанный в контекст нового художественного видения мира. Поэтому постмодернистский роман, как правило, полон «инкрустаций», посторонних включений, культурных воспоминаний о прошлом. Иными словами, литература ... его статье о диалоге культур. Эта картина Пабло Пикассо «Герника» - шедевр изощренного модернистского сознания. невозможно понять это произведение искусства вне ...

Таким образом, диалог, как форма общения, имеет двойственную природу, и его значение в литературе и в повседневной жизни трудно переоценить. Он открывает двери к новым пониманиям и обогащает наше восприятие мира.

Цитата: «Горянка, зачем ты блуждаешь так поздно в горах? — О милый, но кто же пойдёт для меня за водою? — Горянка, зачем ты ведёшь незнакомца впотьмах? — О милый, но это не есть ли кувшин за спиною? — Горянка, зачем ты всегда в поцелуйных следах? — О милый, но как же я пятна родимые смою? — Горянка, зачем ты с извечной тоскою в глазах? — О милый, но разве не ты их наполнил тоскою?» — Айдын Ханмагомедов

Мы видим, как общаются между собой персонажи, и, исходя из этого, делаем вывод об их характерах и отношении друг к другу. Диалог является важной частью общей портретной характеристики персонажа.

Из трех родов литературы диалог наиболее важен для драмы и является её структурообразующим элементом.

В самом деле, трудно представить пьесу, в которой герои не общаются. Даже если они не разговаривают, на сцене всегда разворачивается живое действие, участники которого взаимодействуют и определенным образом реагируют друг на друга.

Актёры используют для этого жесты, мимику, элементы танца, а режиссёр-постановщик даёт подсказки зрителю с помощью декораций, освещения и предметного ряда. Даже разговор глухонемых является диалогом, но в нем эмоции, мысли и чувства выражены без помощи слов.

В драме диалог является основой сюжета и его двигателем. В эпосе и лирике диалоги героев также служат для ускорения действия.

Ф.М.Достоевский использовал драматическую силу диалогов для раскрытия основной проблематики своих романов. Разговоры братьев Карамазовых о бытии Бога, беседы князя Мышкина с другими героями романа «Идиот», диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича о Наполеоне и Магомете – вот лишь некоторые примеры знаменитых диалогов в русской классике.

Другие толкования

В словарях присутствуют и другие толкования слова «диалог». К ним относятся, например, такие, как:

  • Термин, применяемый в области компьютерных технологий, обозначающий двусторонний обмен информацией. Он имеет форму вопросов и ответов, задаваемых и получаемых человеком и компьютером. (Пример: Во вновь разработанной программе на экран при помощи оператора вывода выводятся не просто результаты решения, но также и остальные элементы диалога).

  • В переносном смысле под диалогом понимается взаимодействие между двумя сторонами, контакт между ними. (Пример: В заключение речи посла прозвучала фраза о том, при всех имеющихся разногласиях между странами всегда лучше вести политический диалог, чем продолжать эскалацию конфликта).

    2 стр., 735 слов

    Изображение предпринимателя в русской литературе на примере образа Чичикова

    ... игрушку. Но это лишь эпизод в карьере предпринимателя Чичикова. Он пускается в "другие спекуляции". Продать товарищу ... проявляется ум, оборотливость, ловкость, "русская изобретательность" героя, который смог "обратить... в свою пользу" даже самые ... и другие примеры родительского напутствия. "Береги честь смолоду" - так говорит отец сыну в повести " ... Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ Читайте также:

Возникновение диалога как жанра

Платон - автор философских диалогов

Считается, что диалог как жанр возник очень давно. Появился он в Азии и на Среднем востоке и восходит к диспутам шумеров. Их копии сохранились со 2-го тысячелетия до н. э. А также диалоги присутствуют в индийских гимнах Ригведы и Махабхараты.

На Европейском континенте в использование диалога на постоянной основе главный вклад внес Платон. Он начал работать с этой формой около 405 г. до н. э., и используя ее почти во всех своих философских произведениях, достиг в ней большого мастерства.

После платоновских диалогов этот жанр стал основным в античной литературе, когда на греческом и латыни было написано много выдающихся работ. К ним относятся, например, такие, как:

  • «Пир» Ксенофонта.
  • Философские диалоги Аристотеля.
  • «Оратор», «Республика» Цицерона.
  • «О богах», «О смерти», «О куртизанках» Лукиана.
  • «Сумма философии»,«Сумма против язычников» Фомы Аквинского.

Что сказано в словаре?

Диалог со множеством участников

В словарях отмечается несколько лексических значений слова «диалог». Среди них находятся следующие:

  • Последовательность речевых актов, связанных между собой, в которые включаются также и жесты, паузы, молчание. Осуществляется не менее чем двумя участниками, которые поочередно становятся говорящими и адресатами обращенных к ним слов. (Пример: Между Еленой и ее руководителем состоялся серьезный диалог, который в конечном итоге привел к взаимопониманию).

  • В искусстве под диалогом подразумевается обмен репликами, совершаемый персонажами литературного произведения, – драматического или прозаического. Используется в качестве основного способа отображения характеров, а также развития действия. (Пример: В пьесах А. П. Чехова диалоги героев зачастую построены таким образом, что становится понятным: каждый из них погружен в собственные мысли и, по сути, не слушает и не слышит собеседника).