Диалог в литературе справедливо признан одним из главных стилистических приёмов. Он разбавляет авторскую речь, сменяет темп повествования. Одним из главных определений диалога является «разговор двух или нескольких лиц в художественном произведении», но можно к этому добавить ещё и то, что диалог передает особенности внутреннего мира героя, помогает нам верно его охарактеризовать.
Для того чтобы ответить на вопрос, что такое диалог в художественном произведении, необходимо разобрать его основные функции и дать определение.
Как на уроках русского языка для иностранцев работать над диалогами? , При работе над диалогами на уроках русского языка для иностранцев
1. Преподавателю нужно прочитать диалог, отделяя реплики разных людей более длинными временными промежутками. Если у Вас сильный ученик, то первый раз иностранцу лучше прослушать диалог, не смотря в книгу. Если ученик слабый, то он может слушать диалог и следить по тексту.
2. Теперь иностранец должен прочитать диалог по книге и перевести его (если это групповые занятия, то иностранцы читают диалог по ролям).
Преподавателю нужно обратить внимание иностранца на те места в диалоге, которые иностранец не совсем понял (объяснить лексику, грамматику, модели построения предложения).
3. После этого надо попросить иностранца закрыть книгу. Преподаватель читает реплики одного из участников диалога, а ученик должен отреагировать на реплики в соответствии с ситуацией в диалоге. Ученик не обязательно должен дословно воспроизводить реплики из диалога. Если иностранец делает ошибки, то преподаватель должен объяснить иностранцу, почему так сказать нельзя и как лучше выразить эту мысль. (Если урок русского языка проходит с группой иностранцев, то на реплики преподавателя иностранцы отвечают по очереди).
Русский язык в жизни беларуси
... не замечала. А вы? Сочинение на тему русский язык в республике беларусь 10 класс 8 вариантов Русский язык не только единый язык для многогранной нации, но ... иностранцы, так как популярность русского языка находится на высоте. На русском языке разговаривают естественно сами русские, а так же: белорусы, украинцы и т.д. Государственный статус в Белоруссии имеет русский язык. В Украине на русском языке ...
После этого преподаватель меняется с учеником ролями, т.е. преподаватель читает реплики другого персонажа диалога (книга у иностранца закрыта!).
! Если Ваш ученик говорит, что все понял и хочет идти дальше, не проработав диалог (не ответив на все реплики преподавателя из диалога с закрытой книгой), то иностранцу нужно объяснить, что понять – мало , это только первая ступень: чтобы говорить по-русски легко и с удовольствием в реальных жизненных ситуациях, необходимо выработать автоматизм в речи. И данное упражнение поможет это сделать.
Если иностранец делает много ошибок в диалоге, то к этому диалогу нужно вернуться в конце урока и на следующих уроках, пока иностранец не сможет быстро и без ошибок реагировать на реплики.
4. Обсудить с иностранцем данный диалог: например, спросить у иностранца, как бы он поступил на месте персонажей. Если это диалог в магазине, спросить, что он обычно покупает, часто ли он ходит в магазины, в какие магазины он ходит, любит ли он готовить и есть дома или предпочитает ходить обедать в кафе и рестораны, он предпочитает покупать вкусные продукты или полезные продукты и т.д.
Для примера посмотрите, как реализуется этот принцип в учебнике издательства нашего : — стр.12 — стр.13 — стр. 14 — стр. 15
Если учебник русского языка для иностранцев или учебное пособие не содержит вопросов на понимание текста, Вам обязательно нужно самим придумать и задать вопросы иностранцам, чтобы убедиться, что они поняли смысл прочитанного правильно, а также могут выразить свои мысли. После этого нужно обсудить прочитанный текст с иностранцами (для примера используйте страницы 12-15 учебника издательства нашего ).
Если на уроках русского языка для иностранцев придерживаться данных рекомендаций при работе над диалогами, то иностранцы извлекут максимальную пользу от уроков русского языка, смогут выучить разговорный русский язык и выработать автоматизм в речи !
Диалог и стили речи
Диалог – это суть человеческого общения. Оно может происходить на разных уровнях, в устном и письменном виде.
в разных стилях речи
- разговорный (бытовой);
- официально-деловой;
- публицистический;
- научный;
- художественный.
В разговорной речи, Письменный, В официальной обстановке
Такой диалог строго задокументирован, каждая его часть (деловая бумага) составляется строго по образцу.
В публицистике
Если статья, репортаж, выступление с трибуны не вызывают вопросов и противоречивых откликов, можно констатировать неуспех оратора или журналиста.
В науке диалогом называют научную дискуссию, прения после представления научного открытия сообществу специалистов.
в художественной литературе
Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе
... красивым русским языком. Кстати, при чтении современных женских романов или детективов каких-либо существенных изменений своей речи вы не ... правильно вести деловые встречи и произносить речь перед большой аудиторией, строить диалоги, верно расставляя акценты. Кроме этого, вы ... что родились в человеческом обществе. Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как ...
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napishiterassujdenie-dialog-v-hudojestvennom-proizvedenii/
Этимология и правописание
Перевод слова «диалог» с латинского языка, где оно выглядит как dialogus, – это «беседа, разговор». До того как попасть из латинского в русский язык, оно было заимствовано из древнегреческого где пишется, как διάλογος. Там оно было образовано от слияния двух греческих слов:
- διά, что значит«раздельно, через»;
- λόγος, обозначающего «речь, слово, мнение».
По мнению исследователей, слово λόγος восходит к праиндоевропейскому leg, обозначающему «собирать».
Вопрос о том, как пишется слово «диалог», отнюдь не праздный, так как многие пишут его с ошибками, не зная, как правильно «деолог» или «диалог». Проверочных слов у рассматриваемой нами лексемы не существует. Поэтому нужно запомнить, что она состоит только из корня, который пишется как «диалог».
От Нового времени к современности
Диалог как жанр продолжил свое развитие и в дальнейшем. Его использовали, например, французские писатели – Фонтенелль и Фенелон в XVII и XVIII веке, соответственно. В философских кругах в XVII веке к нему прибегал философ Мальбранш, который опубликовал «Диалоги о метафизике и религии». В Германии XVIII века диалог – это жанр, применявшийся в сатирических произведениях, например, у Виланда.
Конечно, без диалогов не обходятся драматические произведения, в которых он является их органическим признаком. Но среди недраматических произведений также встречаются те, что написаны в этом жанре. Так, в русской поэзии это «Разговор книгопродавца с поэтом», написанный А. С. Пушкиным, произведение М. Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель». В них авторами отражено их общественное и эстетическое кредо.
В современной действительности платонический диалог также используется в качестве отдельного жанра, в котором двумя или большим количеством собеседников обсуждаются философские вопросы.
Диалог из вопросов
Изредка в литературных и других произведениях встречаются диалоги персонажей, состоящие только из вопросов, причём вопросы одного собеседника являются одновременно и ответами на вопросы другого собеседника:
— Горянка, зачем ты блуждаешь так поздно в горах? — О милый, но кто же пойдёт для меня за водою? — Горянка, зачем ты ведёшь незнакомца впотьмах? — О милый, но это не есть ли кувшин за спиною? — Горянка, зачем ты всегда в поцелуйных следах? — О милый, но как же я пятна родимые смою? — Горянка, зачем ты с извечной тоскою в глазах? — О милый, но разве не ты их наполнил тоскою?
— Айдын Ханмагомедов[12]
Двойственная природа диалога
Русский философ М. М. Бахтин в его теории диалога подчеркивал, что дискурс углубляет понимание между людьми, открывает множество перспектив и точек зрения, создавая бесчисленное множество возможностей. Он считал, что все живое основано на тесной взаимосвязи, поэтому диалог дает новое понимание ситуаций, требующих изменения. В работах Бахтина выстроена лингвистически-философская методология определения природы и значения диалога.
Любимое блюдо семьи по английскому. «Мое любимое блюдо» на английском ...
... любимый. Recipe – рецепт. To try – пробовать. Примеры Давайте посмотрим, что можно сказать на тему «Любимое блюдо» на английском языке, используя вышеперечисленные слова. Чтобы ... "творение" . Сочинение на тему моя любимая еда. Моя любимая еда пицца.Она мне очень нравится, моя мама часто готовит ... many necessary vitamins. – Я люблю есть на завтрак фрукты, в них содержится много необходимых витаминов. ...
Согласно данной методологии, для диалогических отношений характерна специфическая природа. Они не могут быть сведены ни до чистой логики, ни до лингвистических отношений, то есть только до слов, используемых в диалогах. Они возможны лишь тогда, когда существуют завершенные высказывания говорящих субъектов. Там же, где нет языка и нет слов, таких отношений быть не может. Но и между элементами языка они невозможны.
У Бахтина можно выделить два значения понятия «диалог», неразрывно связанных между собой:
- Первое из них, более общее, заключается в том, что диалог – это некая общечеловеческая реальность, являющаяся условием для формирования человеческого сознания.
- Второе является более узким и рассматривает диалог как событие общения.
Диалоги в литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napishiterassujdenie-dialog-v-hudojestvennom-proizvedenii/
В литературе диалогом называется разговор героев друг с другом , устная или письменная речевая структура, посредством которой происходит обмен мнениями, взглядами на мир.
Мы видим, как общаются между собой персонажи, и, исходя из этого делаем вывод об их характерах, отношению друг к другу. Диалог – важная часть общей портретной характеристики персонажа.
Из трёх родов литературы диалог наиболее важен для драмы . Он является её структурообразующим элементом.
В самом деле, трудно представить пьесу, в которой герои не общаются. Даже если они не разговаривают, на сцене разворачивается живое действие, участники которого определённым образом реагируют друг на друга, взаимодействуют.
Актёры используют для этого жесты, мимику, элементы танца, режиссёр-постановщик даёт подсказки зрителю с помощью декораций, освещения, предметного ряда. Разговор глухонемых – это тоже диалог, но он невербальный (что это значит?), то есть эмоции, мысли и чувства в нём выражены без помощи слов.
В драме диалог – это основа сюжета, его двигатель. В эпосе и лирике диалоги героев также служат для ускорения действия.
Ф.М.Достоевский использовал драматическую силу диалогов для раскрытия основной проблематики своих романов. Разговоры братьев Карамазовых о бытии Бога, беседы князя Мышкина с другими героями романа «Идиот», диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича о Наполеоне и Магомете – вот лишь некоторые примеры знаменитых диалогов в русской классике.
Другие толкования
В словарях присутствуют и другие толкования слова «диалог». К ним относятся, например, такие, как:
- Термин, применяемый в области компьютерных технологий, обозначающий двусторонний обмен информацией. Он имеет форму вопросов и ответов, задаваемых и получаемых человеком и компьютером. (Пример: Во вновь разработанной программе на экран при помощи оператора вывода выводятся не просто результаты решения, но также и остальные элементы диалога).
3 стр., 1238 слов
«Сила слова» — примеры текстов с аргументами
... люди не умели писать, общались друг с другом в устной форме. С возникновением письма ценность слова выросла: со временем образовалось написанное и устное рассуждение — сочинение, ... как «Спаси Бог!». Словесный посыл, как благодарность, оберегает человека от общения, негатива. Чаще всего люди произносят «Спасибо» для завершения диалога, ... («Что-то гложет, отравлять жизнь, сам себе не принадлежу, надоело ...
- В переносном смысле под диалогом понимается взаимодействие между двумя сторонами, контакт между ними. (Пример: В заключение речи посла прозвучала фраза о том, при всех имеющихся разногласиях между странами всегда лучше вести политический диалог, чем продолжать эскалацию конфликта).
Возникновение диалога как жанра
Считается, что диалог как жанр возник очень давно. Появился он в Азии и на Среднем востоке и восходит к диспутам шумеров. Их копии сохранились со 2-го тысячелетия до н. э. А также диалоги присутствуют в индийских гимнах Ригведы и Махабхараты.
На Европейском континенте в использование диалога на постоянной основе главный вклад внес Платон. Он начал работать с этой формой около 405 г. до н. э., и используя ее почти во всех своих философских произведениях, достиг в ней большого мастерства.
После платоновских диалогов этот жанр стал основным в античной литературе, когда на греческом и латыни было написано много выдающихся работ. К ним относятся, например, такие, как:
- «Пир» Ксенофонта.
- Философские диалоги Аристотеля.
- «Оратор», «Республика» Цицерона.
- «О богах», «О смерти», «О куртизанках» Лукиана.
- «Сумма философии»,«Сумма против язычников» Фомы Аквинского.
Что сказано в словаре?
В словарях отмечается несколько лексических значений слова «диалог». Среди них находятся следующие:
- Последовательность речевых актов, связанных между собой, в которые включаются также и жесты, паузы, молчание. Осуществляется не менее чем двумя участниками, которые поочередно становятся говорящими и адресатами обращенных к ним слов. (Пример: Между Еленой и ее руководителем состоялся серьезный диалог, который в конечном итоге привел к взаимопониманию).
- В искусстве под диалогом подразумевается обмен репликами, совершаемый персонажами литературного произведения, – драматического или прозаического. Используется в качестве основного способа отображения характеров, а также развития действия. (Пример: В пьесах А. П. Чехова диалоги героев зачастую построены таким образом, что становится понятным: каждый из них погружен в собственные мысли и, по сути, не слушает и не слышит собеседника).
6 стр., 2841 слов
Все жанры искусства хороши кроме скучных примеры. все жанры искусства ...
... Все жанры хороши, кроме скучного. Выбор жанра Выбрать жанр – значит написать сочинение в жанре рецензии, обзора, литературно-критической статьи, научной статьи, очерка, дневника, письма, интервью, эссе и т.д. Выбор жанра, ... сделав их, к примеру, Вашими соседями ... эссе могут служить ʼʼОпытыʼʼ Мишеля Монтеня. Познакомьтесь с некоторыми из них: ʼʼО речи живой и о речи медлительнойʼʼ, ʼʼОб искусстве ...