«ОСОБЕННОСТИ БАШКИРСКОЙ ПРИРОДЫ»

Сочинение

«Сочинение «ОСОБЕННОСТИ БАШКИРСКОЙ ПРИРОДЫ»»

Башкортостан — Родина моя,

Башкортостан — дивные края.

Это леса и тысячи рек,

Дорог Отчизне здесь каждый человек…

Ф. Даутова

Нашу Малую Родину я полюбил любовью исследователя-путешественника. И очень горд тем, что родился и живу в Башкортостане! На этой чудесной земле очень много красивых мест, которые я мечтал и мечтаю посетить. В школе я узнал, про семь чудес света. Прошлым летом я открыл свои чудеса во время поездки к пещере Шульган-Таш. Эта удивительная и познавательная поездка навсегда останется в моём сердце. Мы с семьёй решили посетить одну из крупнейших пещер на Южном Урале. С собой взяли атлас автомобильных дорог нашей республики. Он помог нам не пропустить ни один необыкновенный уголок природы родного края.

Первой остановкой на пути к нашей цели был курортный посёлок Красноусольск. Когда я пил красноусольскую минеральную воду, то всегда думал, откуда она? Оказалась, что она не так далеко от села Ермекеево. Славится эта вода своими целебными свойствами. Не зря, первое упоминание о красноусольских источниках относится к концу шестнадцатого века. Увидели мы и завод, где разливается эта лечебная вода, и источник из которого его набирают. И даже попробовали воду, она оказалась солоноватой на вкус. Недалеко от завода находился санаторий, в очень красивом здании, видневшемся издалека, сразу привлекающее внимание. Сестра рассказала, что её подружка отдыхала в нём и ей очень понравилось. Но было то, что мне не понравилось- это неприятный запах тухлых яиц. Он шёл из реки, давшей название посёлку Усоль. Позже папа мне объяснил, что так пахнет сероводород, который тоже имеет целительные свойства. Оно лечит раны, язвы. Так я узнал о первом чуде Башкирии.

Дорога от Красноусольска довела нас до рифовых, одиночных холмов – шихан. Я увидел маленькие сопки, покрытие травой и лесом. Оказывается эти горы очень старые, появились на месте древнего моря. Существует легенда о том, что кто заберётся на вершину самого высокого шихана, тот год не будет болеть. Наверное, поэтому ни один день я не пропускал школу в прошлом учебном году. Поднимаясь на Торатау, я увидел причудливые узоры на камушках — следы и отпечатки ракушек, растений и животных. Мама поведала нам о том, что было четыре шихана, но один из них исчез по вине Человека, думавшего только о наживе, а не о том, чтобы сберечь и сохранить богатства Родины. Спустившись к подножию, мы стали купаться в реке Белой, протекавшей рядом. Перед нами открылась необычайно красивая картина. Величавый шихан красовался над водой, а от его отражения невозможно было оторвать глаза. Такую красоту заметила и девушка, рисующая над обрывом второе чудо природы, облюбованное мною. И я подумал: «Есть ещё люди, которые измеряют богатства земли не деньгами, а чувством любви к ней».

14 стр., 6874 слов

«Сила природы. «Сила природы Сила природы пример из жизни

... такому творчеству далеко до творений природы, ибо человек сам является её творением и может быть только частью небольшого эксперимента в промежутке природных фантазий. Сочинение-рассуждение ... ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если ... природу! Текст ЕГЭ Пришвина о природе, цели, времени. Примерный круг проблем. (1)Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по ...

С такими мыслями, по дороге к знаменитой пещере, мы прибыли к скале Калимоскан. Там альпинисты соревновались меж собой в скалолазании. Меня удивило, что среди них была девушка. Она смело поднималась, и на минуту я даже испугался за неё. Однако, всё обошлось. Пусть и не первой, но всё же она дошла до финиша. В скале было небольшое углубление, как оказалось — это была Салаватская пещера. Неужели она названа в честь башкирского народного героя Салавата Юлаева. Но и в ней Человек оставил свои следы. Папа поднялся и заглянул вглубь. Там лежала большая куча мусора, которую мы собрали и увезли с собой. Всю дорогу до водопада мы возмущались тому, как некоторые люди могут легко засорять природу. Они никак не поймут, что это наш общий дом, который надо содержать в чистоте.

К водопаду вела деревянная лестница. Природный памятник состоял из множества каскадов, вокруг него росли заросли из липы, ольхи, папоротника. Название Кук-Караук переводится с башкирского языка как грохочущая. Хотя, никакого шума мы не услышали. Ведь летом воды в нём очень мало, течёт она тонкой струйкой, как змейка среди старых валунов-великанов, которые заросли зелёным мхом и тиной. Покидая ещё одно чудо света, я задумался о том какая разнообразная и особенная природа нашего Башкортостана.

Вслед за водами родника, мы отправились дальше к нашей главной цели. Мы проезжали мимо деревушек с деревянными домами, бескрайних хвойных лесов, грузовиков, возивших древесину, коров, пасущихся на сочных лугах. И вот горная извилистая дорога довела нас до самого знаменитого на весь мир чуда — Каповой пещеры. Вместе с одноклассниками мы смотрели в районном Доме культуры спектакль про неё. Согласно эпосу, по которому его ставили, «Акбузат» Урал батыр, победивший злого подводного духа Шульгана, заставил его вырыть в скале глубокое стойло для своего крылатого коня Акбузата — пещеру Шульган-Таш. Было необычным и то, как всё обустроено по пути к ней: макеты мамонтов из соломы, древние башкирские избы, искусственные дупла для пчёл. Но больше всего меня поразили размеры пещеры, её загадочность, история, легенды, былины, исследования про которые нам рассказал экскурсовод. По легенде, в ней есть два озера — одно с живой водой, а другое –с мёртвой. Нам разрешили взять с собой «живую» воду из глубокого озера у входа в пещеру. А ещё, исследователи — спелеологи обнаружили на скале рисунки, сделанные первобытными людьми красной краской, там отчётливо видны изображения человека, мамонтов, пчелы, носорогов, лошадей. Всё же и это чудо коснулась рука Человека, сосульки из известняка он забирал на память, на стенах написал свои имена, разрушая созданное природой красоту. Чтобы сохранить пещеру и окружающую её природу, здесь создали заповедник. «Всё-таки есть на земле хорошие люди, думающие не только о себе»,- подумал я, покидая заповедную территорию.

6 стр., 2512 слов

На башкирском языке про курай

... языке и в культурном наследии, сколько прекрасных и выдающихся поэтов, писателей, певцов, художников и музыкантов родилось на башкирской ... сочинение, посвященное Дню республики Башкортостан « Пою мою республику». Прекрасны дальние края, Но я шептала на рассвете, Что соловьиная моя Башкирия – одна на свете. ... вопросы и послужили выбору темы моей исследовательской работы: «Курай – символ Башкортостана». ...

Переночевав в палатке, отправились уже по другой дороге домой. Решив, завернуть на Нугушское водохранилище мы не пожалели, потому что этот объект хоть и не создан природой, но по-моему является ещё одним чудом света. Это не только песчаный пляж, места отдыха, но и незабываемая и неописуемая красота башкирской земли. По прозрачной воде плавают теплоходы, яхты, гидроциклы и парусники. Вдалеке меж двух скал, в белой дымке виднеется голубая река, дающая начало искусственному озеру. По легенде, Нугуш – это батыр, освобождавший башкирскую землю от злых чудовищ. Вдоль берега тянутся скалы с пышной растительностью, там расположены места отдыха. На одной из них мы переночевали. Вода тёплая, мягкая, чистейшая, ведь Нугуш – в переводе с башкирского означает «чистая вода». Ни в каком природном водоёме не было так приятно купаться, нырять и плескаться. На седьмом чуде света наше путешествие подошло к концу. И мы с отличным настроением вернулись в родные места. На ум приходили строчки из стихотворения, жаль не помню автора:

«Откуда родом ты?”

Меня спросили.

И я ответил гордо:

» Из России,

А если говорить точней –

С Урала я.

Там родина – Башкирия моя”…

Я знаю в Башкирии много чудес, моя мечта посетить их и исследовать. Мой папа работал в разных уголках нашей страны и даже за рубежом, но по его словам, с которыми я согласен, нет прекрасней башкирской природы. Особенность её заключается в каждой травинке, щепочке, камешке, истории, легендах, … И чтобы всё это увидело наше будущее поколение нам надо беречь, охранять, любить и преумножать её богатства. Начинать надо с малого, прежде всего с самого себя. Я думаю, надо к окружающей среде относиться как к самому ценному, родному, живому существу.