Конспект «Работа над м по литературе»

Сочинение

«Конспект урока «Работа над сочинением по литературе»»

  1. Технологическая карта по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе

на тему: «Описание действий. Как написать сочинение по литературе?».

Тип урока

Комбинированный урок. Тема « Описание действий. Как написать сочинение по литературе?»

Авторы УМК

«Русский язык. 7 класс»

Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

Научный редактор- академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский

Цели урока

Предметные- 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении;

2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;

  • З) зафиксировать полученный опыт в форме алгоритма написания сочинения.

Метапредметные —

1) сформировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения;

2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом;

3) формировать умение строить собственное высказывание.

Личностные —

1) воспитание способности и готовности работать в коллективе, выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов;

2) формирование способности рационального использования времени; самооценки.

Планируемые результаты (личностные , метапредметные, предметные)

В процессе работы формируются:

познавательные УУД:

  • актуализировать имеющиеся знания;

  • работая с текстом, определять тему,формулировать основную мысль( авторскую позицию), делить текст на смысловые части, находить ключевые слова и словосочетания, перерабатывать исходный текст в план ( 3 типа: слово-вопрос- ответ);

  • составлять собственный текст- рассуждение: выдвигать тезис,аргументировать его,формулировать вывод.

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

Личностные УУД: — работать в коллективе, — выполнять определённую функцию;

— объективно оценивать свою работу.

Оборудование

Портреты И.С. Тургенева, А.И. Солженицына.

Игровой материал, раздаточный материал: крохотка «Шарик» А. И. Солженицына. Памятки: «Алгоритм написания сочинения», «Проверка сочинения».

Образовательные ресурсы

Справочные материалы: Словарь синонимов, Учебник литературы 7 класс, Словарь литературоведческих терминов.

Автор: Фролова Лариса Юрьевна, учитель МБОУ СОШ № 19 города Междуреченска, Кемеровской области .

Описание материала:

  1. Цели:

П редметные: 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении;

2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;

З) зафиксировать полученный опыт в форме алгоритма написания сочинения., Метапредметные:

1) формировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения;

2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом;

3) формировать умение строить собственное высказывание.

Личностные:

1) воспитание способности и готовности работать в коллективе,выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов;

2) формирование способности рационального использования времени; самооценки.

Тип урока:

Форма проведения урока, Решаемые проблемы:, Технологии:, Виды деятельности:, Планируемые результаты., В процессе работы формируются:

познавательные УУД:

  • актуализировать имеющиеся знания;

  • работая с текстом,определять тему,формулировать основную мысль( авторскую позицию),делить текст на смысловые части,

находить ключевые слова и словосочетания,перерабатывать исходный текст в план ( 3 типа: слово-вопрос- ответ);

  • составлять собственный текст- рассуждение: выдвигать тезис,аргументировать его,формулировать вывод.

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

Личностные УУД:, Занятие рассчитано на 2 урока., Доска: портреты И.С. Тургенева и А.И. Солженицына

Ход урока

Рассадка: справа сидят ребята, у которых есть проблемы с написанием сочинения (заранее им предлагалось выбрать смайлик «улыбка» или «разочарование», который символизировал отношение к сочинению).

«Разочарование» — это «аналитики», слева — «консультанты» (у них сочинения «получаются»).

Из числа «консультантов» назначается «хранитель времени», его функция — следить за рациональным использованием времени во время обсуждений. Чтобы подводить итог обсуждения и записывать алгоритм назначается «спикер» — самый подготовленный по теме ученик. После прохождения очередного этапа « спикер» записывает на доске очередной пункт «пошаговой инструкции».

На партах дидактический и справочный материалы:

Тексты: И.С. Тургенев «Мы ещё повоюем!», А.И. Солженицын «Шарик».

Справочные материалы., Компьютер: Специфические черты поэзии и прозы.

Поэзия (стихи)

Проза

Ритм

есть

нет

Рифма

есть

нет

Способ размещения на листе

строфы

все строки- красные

сплошной текст

Выражение мысли

краткость

развернутость

многозначность

сужение смысла до одного

Задача слова

передать чувства (создает особый мир взаимодействия слова и стихотворной формы, нет фабулы)

передать сюжет , вызвать представление(пересказ романа возможен, стихотворения-нет)

Специфика повествования

Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность

изображение речи персонажей,диалогичность

Словарь литературоведческих терминов:, Дидактический материал

Едят там вилками компот Там пьют из чашек бутерброд Из сыра с хлебом там котлеты Из мяса свежего конфеты С начинкой сладкой суп с фасолью В тарелках всё там варят с солью

Отсканированное сочинение

Этапы урока

I — II. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: —

Тема урока

Цели урока: —

— Я не оговорилась: написание сочинения- это трудовой процесс. Вспомните, как делается посуда с хохломской росписью. Вы легко это вспомнили, потому что знаете «пошаговое» выполнение этой работы. Работаем по аналогии. Время -2 урока. Рассадка согласно вашему выбору- справа «аналитики».Вы первыми высказываете своё мнение. Слева- «консультанты» — помощь в трудных ситуациях. Представляю вам «хранителя времени» и «спикера»-он запишет наш алгоритм.

III. Актуализация знаний.

  • Прочитайте работу. Какие советы вы могли бы дать написавшему её?

(Учащиеся работают в паре, «хранитель времени» сообщает об окончании обсуждения «время прошло», «спикер» после оглашения советов и замечаний делает записи на доске, отвечают «аналитики»- это те, у кого с сочинением проблемы, «консультанты» включаются в работу в моменты затруднений).

Запись на доске:

Алгоритм написания сочинения — рассуждения по, Общие требования к оформлению сочинения:

1.Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай «предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не используй просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение — это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).

  • Вы, ребята, обратили внимание на то, что это сочинение трудно прочитать, а ещё труднее понять. Часто мы просто забываем о знаках препинания, стремясь записать пришедшую мысль.

Игровой момент

IV. Первичное усвоение новых знаний.

« Работа с текстом И С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»

Чтение текста., Беседа по тексту:

План — слово

  • Теперь оформим этот план в форме вопросов. (Устно составляется вопросный план)

План — вопрос, Что сказано о малости?

2. Основная часть. Что сказано о мыслях? Чем удивили воробьи? Что сказано о ястребе? Как изменилось настроение рассказчика?

Что значит «Повоюем!»?

План — ответ

Малость может перестроить жизн, Человек шёл с тяжёлыми мыслями. Воробьи удивили, Рассказчик понял, что с бедами можно справиться. Надо с, Переживая неудачи, человек должен верить, что с

« Обдумывание темы сочинения»

В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?

  • Подчеркните ключевые слова темы . (своеобразие произведения).

Делаем вывод:

  • Это маленький рассказ, есть сюжет, есть образ — переживание (чувства и переживания), есть герой, вместе с ним переживаем мы, нам понятны его чувства — это похоже на стихотворение.

— А что, по-вашему, в произведении важнее — рассказ о воробьях или то, что прочувствовал герой.(Картина – только причина возникновения эмоций).

— Вспомните, как мы называем героя лирического произведения, чьи чувства и переживания мы « проживаем»? ( лирический герой).

А теперь сформулируем ТЕЗИС : что мы можем сказать по теме.

« Мы ещё повоюем !» И.С. Тургенева – это стихотворение в прозе, в нём есть признаки эпоса и лирики.

  • Чтобы доказать свою правоту, подберём доказательства — АРГУМЕНТЫ:

Обсуждение, отбор и оглашение доказательств

АРГУМЕНТЫ:

  • есть сюжет, как в эпическом произведении ( можно пересказать);
  • есть образ- переживание, как в лирике;
  • есть лирический герой;
  • есть выразительные средства (какие?)
  • Мы доказали, что это стихотворение в прозе, осталось сделать вывод.

Опять обращаемся к теме. Чтобы не повторяться, отберите из справочного материала то, что поможет написать в заключение.

Динамическая пауза

V. Первичная проверка понимания и первичное закрепление.

  • Мы закончили работу над сочинением. Что запишем в алгоритм?

1) Обдумай произведение.

VI. Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

« Написание сочинения»

— Сочинение начинается с плана. Составьте схему сочинения — рассуждения .

( работа в парах, составление схемы, наполнение схемы пунктами, связанными с темой и содержанием текста, по которому работали).

  • Отвечают « аналитики», исправляют и дополняют «консультанты».
  • На доске записываются очередные пункты алгоритма:

Динамическая пауза

« Редактирование».

— Когда сочинение написано, приступаем к редактированию. 1 чтение « читаю и думаю» : соответствует ли сочинение теме, раскрыта ли основная мысль, связаны ли между собой части. Задаю себе вопросы: — Поймет ли читатель мою мысль? — Подходит ли заголовок к тексту сочинения? — Может нужно что-то изменить?

2 чтение «чужими глазами» . Исправляю написанное. Памятка.

3 чтение «на голос» , читаю и слышу речевые ошибки. Исправляю их.

— Вернемся к алгоритму. Делаем заключительную запись:

Отредактируй работу., Алгоритм написания сочинения — рассуждения по литературе, Общие требования к оформлению сочинения:, Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.

тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности)

I . Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.

II. Основная часть.

1) Сформулируй своё понимание темы

2) Подбери для доказательства аргументы.

III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение — думаю : соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение — «чужими глазами» — поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос » — слышу речевые ошибки,

  • Мы составили алгоритм работы по написанию сочинения. (

VII. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Самооценка. Взаимооценка.

  • Всё ли вам понятно? Какие трудности? Что вам дал этот урок? Какой
  • Всем спасибо за активную работу. Оцените самостоятельно своё участие и свои успехи

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Проверим результативность нашей работы. Дома вы напишите сочинение по стихотворению в прозе «Шарик» А.И. Солженицына (свои стихи в прозе он называл « Крохотки»).

Тема сочинения: « В чём смысл произведения?» Текст крохотки у вас на столе. Сейчас вам предстоит проверить работы, написанные по теме «В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?

Вам поможет памятка «Проверка сочинения».

Памятка «Проверка сочинения»

[ ]- убрать лишнее

Z- абзац, красная строка

П- неоправданный повтор, Р- речевая ошибка

V- пропуск, вставить

  • непоследовательность

Z – абзац не нужен

Проверяются работы,предоставленные обучающимися параллельного класса.

После выполнения этапного задания проводятся короткие динамические паузы, последняя « Смех укрепляет здоровье» продолжительней других, она проводится перед проверкой сочинения ( смешные выписки из школьных сочинений).

Алгоритм написания сочинения — рассуждения по литературе, Общие требования к оформлению сочинения:, Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.

тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности)

I . Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.

II. Основная часть.

1) Сформулируй своё понимание темы

2) Подбери для доказательства аргументы.

III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение — думаю : соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение — «чужими глазами» — поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос » — слышу речевые ошибки,