«Конспект урока «Работа над сочинением по литературе»»
- Технологическая карта по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
на тему: «Описание действий. Как написать сочинение по литературе?».
Тип урока |
Комбинированный урок. Тема « Описание действий. Как написать сочинение по литературе?» |
Авторы УМК |
«Русский язык. 7 класс» Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Научный редактор- академик РАО, доктор филологических наук Н.М. Шанский |
Цели урока |
Предметные- 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении; 2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;
Метапредметные — 1) сформировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения; 2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом; 3) формировать умение строить собственное высказывание. Личностные — 1) воспитание способности и готовности работать в коллективе, выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов; 2) формирование способности рационального использования времени; самооценки. |
Планируемые результаты (личностные , метапредметные, предметные) |
В процессе работы формируются: познавательные УУД:
регулятивные УУД: коммуникативные УУД: Личностные УУД: — работать в коллективе, — выполнять определённую функцию; — объективно оценивать свою работу. |
Оборудование |
Портреты И.С. Тургенева, А.И. Солженицына. Игровой материал, раздаточный материал: крохотка «Шарик» А. И. Солженицына. Памятки: «Алгоритм написания сочинения», «Проверка сочинения». |
Образовательные ресурсы |
Справочные материалы: Словарь синонимов, Учебник литературы 7 класс, Словарь литературоведческих терминов. |
Автор: Фролова Лариса Юрьевна, учитель МБОУ СОШ № 19 города Междуреченска, Кемеровской области .
Описание материала:
- Цели:
П редметные: 1) актуализировать знания о тексте, сочинении — рассуждении;
2) сформировать опыт универсальных учебных действий, необходимых для реализации поставленной цели- написания сочинения- рассуждения по литературе;
З) зафиксировать полученный опыт в форме алгоритма написания сочинения., Метапредметные:
1) формировать осознание необходимости ставить цель и идти к ней, выбирая средства её достижения;
2) формировать универсальные учебные действия работы с текстом;
3) формировать умение строить собственное высказывание.
Личностные:
1) воспитание способности и готовности работать в коллективе,выполняя определённую функцию, считаясь с мнением других его членов;
2) формирование способности рационального использования времени; самооценки.
Тип урока:
Форма проведения урока, Решаемые проблемы:, Технологии:, Виды деятельности:, Планируемые результаты., В процессе работы формируются:
познавательные УУД:
-
актуализировать имеющиеся знания;
-
работая с текстом,определять тему,формулировать основную мысль( авторскую позицию),делить текст на смысловые части,
находить ключевые слова и словосочетания,перерабатывать исходный текст в план ( 3 типа: слово-вопрос- ответ);
-
составлять собственный текст- рассуждение: выдвигать тезис,аргументировать его,формулировать вывод.
регулятивные УУД:
коммуникативные УУД:
Личностные УУД:, Занятие рассчитано на 2 урока., Доска: портреты И.С. Тургенева и А.И. Солженицына
Ход урока
Рассадка: справа сидят ребята, у которых есть проблемы с написанием сочинения (заранее им предлагалось выбрать смайлик «улыбка» или «разочарование», который символизировал отношение к сочинению).
«Разочарование» — это «аналитики», слева — «консультанты» (у них сочинения «получаются»).
Из числа «консультантов» назначается «хранитель времени», его функция — следить за рациональным использованием времени во время обсуждений. Чтобы подводить итог обсуждения и записывать алгоритм назначается «спикер» — самый подготовленный по теме ученик. После прохождения очередного этапа « спикер» записывает на доске очередной пункт «пошаговой инструкции».
На партах дидактический и справочный материалы:
Тексты: И.С. Тургенев «Мы ещё повоюем!», А.И. Солженицын «Шарик».
Справочные материалы., Компьютер: Специфические черты поэзии и прозы.
Поэзия (стихи) |
Проза |
|
Ритм |
есть |
нет |
Рифма |
есть |
нет |
Способ размещения на листе |
строфы все строки- красные |
сплошной текст |
Выражение мысли |
краткость |
развернутость |
многозначность |
сужение смысла до одного |
|
Задача слова |
передать чувства (создает особый мир взаимодействия слова и стихотворной формы, нет фабулы) |
передать сюжет , вызвать представление(пересказ романа возможен, стихотворения-нет) |
Специфика повествования |
Слово автора тождественно речи персонажей, монологичность |
изображение речи персонажей,диалогичность |
Словарь литературоведческих терминов:, Дидактический материал
Едят там вилками компот Там пьют из чашек бутерброд Из сыра с хлебом там котлеты Из мяса свежего конфеты С начинкой сладкой суп с фасолью В тарелках всё там варят с солью
Отсканированное сочинение
Этапы урока
I — II. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: —
Тема урока
Цели урока: —
— Я не оговорилась: написание сочинения- это трудовой процесс. Вспомните, как делается посуда с хохломской росписью. Вы легко это вспомнили, потому что знаете «пошаговое» выполнение этой работы. Работаем по аналогии. Время -2 урока. Рассадка согласно вашему выбору- справа «аналитики».Вы первыми высказываете своё мнение. Слева- «консультанты» — помощь в трудных ситуациях. Представляю вам «хранителя времени» и «спикера»-он запишет наш алгоритм.
III. Актуализация знаний.
- Прочитайте работу. Какие советы вы могли бы дать написавшему её?
(Учащиеся работают в паре, «хранитель времени» сообщает об окончании обсуждения «время прошло», «спикер» после оглашения советов и замечаний делает записи на доске, отвечают «аналитики»- это те, у кого с сочинением проблемы, «консультанты» включаются в работу в моменты затруднений).
Запись на доске:
Алгоритм написания сочинения — рассуждения по, Общие требования к оформлению сочинения:
1.Пиши отчетливым почерком, правильно соединяя буквы. 2. Не забывай о том, что предложение – законченная мысль, избегай «предложений без конца». 3. Помни о единстве стиля, тщательно отбирай слова, не используй просторечную и жаргонную лексику. 4.Сочинение — это текст: не забывай об абзацном членении (красная строка).
-
Вы, ребята, обратили внимание на то, что это сочинение трудно прочитать, а ещё труднее понять. Часто мы просто забываем о знаках препинания, стремясь записать пришедшую мысль.
Игровой момент
IV. Первичное усвоение новых знаний.
« Работа с текстом И С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»
Чтение текста., Беседа по тексту:
План — слово
- Теперь оформим этот план в форме вопросов. (Устно составляется вопросный план)
План — вопрос, Что сказано о малости?
2. Основная часть. Что сказано о мыслях? Чем удивили воробьи? Что сказано о ястребе? Как изменилось настроение рассказчика?
Что значит «Повоюем!»?
План — ответ
Малость может перестроить жизн, Человек шёл с тяжёлыми мыслями. Воробьи удивили, Рассказчик понял, что с бедами можно справиться. Надо с, Переживая неудачи, человек должен верить, что с
« Обдумывание темы сочинения»
В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?
- Подчеркните ключевые слова темы . (своеобразие произведения).
Делаем вывод:
- Это маленький рассказ, есть сюжет, есть образ — переживание (чувства и переживания), есть герой, вместе с ним переживаем мы, нам понятны его чувства — это похоже на стихотворение.
— А что, по-вашему, в произведении важнее — рассказ о воробьях или то, что прочувствовал герой.(Картина – только причина возникновения эмоций).
— Вспомните, как мы называем героя лирического произведения, чьи чувства и переживания мы « проживаем»? ( лирический герой).
— А теперь сформулируем ТЕЗИС : что мы можем сказать по теме.
« Мы ещё повоюем !» И.С. Тургенева – это стихотворение в прозе, в нём есть признаки эпоса и лирики.
- Чтобы доказать свою правоту, подберём доказательства — АРГУМЕНТЫ:
Обсуждение, отбор и оглашение доказательств
АРГУМЕНТЫ:
- есть сюжет, как в эпическом произведении ( можно пересказать);
- есть образ- переживание, как в лирике;
- есть лирический герой;
- есть выразительные средства (какие?)
- Мы доказали, что это стихотворение в прозе, осталось сделать вывод.
Опять обращаемся к теме. Чтобы не повторяться, отберите из справочного материала то, что поможет написать в заключение.
Динамическая пауза
V. Первичная проверка понимания и первичное закрепление.
- Мы закончили работу над сочинением. Что запишем в алгоритм?
1) Обдумай произведение.
VI. Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
« Написание сочинения»
— Сочинение начинается с плана. Составьте схему сочинения — рассуждения .
( работа в парах, составление схемы, наполнение схемы пунктами, связанными с темой и содержанием текста, по которому работали).
- Отвечают « аналитики», исправляют и дополняют «консультанты».
- На доске записываются очередные пункты алгоритма:
Динамическая пауза
« Редактирование».
— Когда сочинение написано, приступаем к редактированию. 1 чтение « читаю и думаю» : соответствует ли сочинение теме, раскрыта ли основная мысль, связаны ли между собой части. Задаю себе вопросы: — Поймет ли читатель мою мысль? — Подходит ли заголовок к тексту сочинения? — Может нужно что-то изменить?
2 чтение «чужими глазами» . Исправляю написанное. Памятка.
3 чтение «на голос» , читаю и слышу речевые ошибки. Исправляю их.
— Вернемся к алгоритму. Делаем заключительную запись:
Отредактируй работу., Алгоритм написания сочинения — рассуждения по литературе, Общие требования к оформлению сочинения:, Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.
тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности)
I . Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.
II. Основная часть.
1) Сформулируй своё понимание темы
2) Подбери для доказательства аргументы.
III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение — думаю : соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение — «чужими глазами» — поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос » — слышу речевые ошибки,
- Мы составили алгоритм работы по написанию сочинения. (
VII. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Самооценка. Взаимооценка.
- Всё ли вам понятно? Какие трудности? Что вам дал этот урок? Какой
- Всем спасибо за активную работу. Оцените самостоятельно своё участие и свои успехи
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
— Проверим результативность нашей работы. Дома вы напишите сочинение по стихотворению в прозе «Шарик» А.И. Солженицына (свои стихи в прозе он называл « Крохотки»).
Тема сочинения: « В чём смысл произведения?» Текст крохотки у вас на столе. Сейчас вам предстоит проверить работы, написанные по теме «В чём своеобразие произведения И. С. Тургенева «Мы ещё повоюем!»?
Вам поможет памятка «Проверка сочинения».
Памятка «Проверка сочинения»
[ ]- убрать лишнее
Z- абзац, красная строка
П- неоправданный повтор, Р- речевая ошибка
V- пропуск, вставить
- непоследовательность
Z – абзац не нужен
Проверяются работы,предоставленные обучающимися параллельного класса.
После выполнения этапного задания проводятся короткие динамические паузы, последняя « Смех укрепляет здоровье» продолжительней других, она проводится перед проверкой сочинения ( смешные выписки из школьных сочинений).
Алгоритм написания сочинения — рассуждения по литературе, Общие требования к оформлению сочинения:, Помни о том, что, не зная произведения, сочинения не напишешь.
тема, идея, сюжет, композиция, герои, художественные особенности)
I . Вступление. Завяжи разговор с читателем. Сообщи о теме. Виды вступлений: лирическое, биографическое, историческое, литературоведческое.
II. Основная часть.
1) Сформулируй своё понимание темы
2) Подбери для доказательства аргументы.
III. Заключение. Подведи итог сказанному. 3. Напиши сочинение. 4. Отредактируй написанное (1 чтение — думаю : соответствует ли сочинение теме? раскрыта ли основная мысль? связаны ли между собой части? 2 чтение — «чужими глазами» — поймет ли меня читатель?3 чтение – «на голос » — слышу речевые ошибки,