Критерии оценивания творческих работ обучающихся. Работа над м в начальной школе

Сочинение

Критерии оценивания творческих работ обучающихся., Работа над сочинением в начальной школе.

Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.

Сочинение- вид учебной работы обучающихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания.

Это один из самых сложных видов деятельности для младших школьников, поскольку предполагает максимальную самостоятельность обучающихся.

По характеру текстового материала

  • повествовательные;
  • описательные;
  • сочинения-рассуждения;
  • сочинения-рецензии;
  • характеристики

По содержанию

  • свободные (на основе личных наблюдений или впечатлений);
  • критические (на заданную тему по картинке или изучаемому литературному произведению)
  • рецензии ( по впечатлениям от книги, спектакля,

выставки, кинофильма,

экскурсии)

По объему

  • сочинения-миниатюры;
  • сочинения без ограничений объёма

По наличию дополнительных учебных задач

  • на основе опорных слов ( словосочетаний, предложений);
  • с использованием определенных грамматических форм ( конструкций)
  • с конкретным лексическим, грамматическим или стилистическим заданием

На протяжении всей начальной школы обучающиеся овладевают основными видами сочинений:

  • сочинения по наблюдениям;
  • сочинения по картинам;
  • сочинения на основе прочитанного (отзыв);
  • сочинения в форме письма;
  • сочинения с элементами рассуждения.

В начальной школе обучающиеся знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

В процессе обучения в первом классе обучающиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением.

Чтобы первоклассники приобретали необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:

1.Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;

2.Составление предложений, объединенных темой;

3.Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;

3 стр., 1459 слов

О проведении республиканского межведомственного конкурса сочинений ...

... межведомственного конкурса сочинений среди учащихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия Приложение 2 к приказу Прокуратуры Республики Мордовия и Министерства образования Республики Мордовия ... конкурса В конкурсе сочинений принимают участие обучающиеся 11 классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Порядок проведения конкурса Республиканский конкурс проводится ...

4.Устные ответы на вопросы, объединенные темой;

5.Составление предложений по сюжетным картинкам;

6.Устные рассказы по прочитанному., Во 2 классе работа над сочинениями усложняется. Сочинения во втором классе —

это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме. Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.

План работы над сочинением во втором классе:

1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. На данном этапе необходимо вызвать интерес, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2. Подготовительная беседа. Определяем, о чем будем писать (тему), с какой целью будем об этом рассказывать (выявляем главную мысль).

3. Коллективное составление плана .

План – это «проект» предстоящего высказывания. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений.

Во 2 классе роль плана выполняют вопросы учителя; в 3 классе план составляется коллективно; в 4 классе — самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений.

4. Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов.

6. Запись обучающимися составленного рассказа.

7. Самопроверка.

Основные виды сочинений во 2 классе:

Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания):

1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Игрушка», «Домашнее животное») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);

2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;

3) описание картин природы и других явлений.

Сочинения по картинам художников., Что изображено на картине?, Где и в какое время происходит действие?, Что можно сказать о героях, изображенных на картине?, А вот рассматривая картину-пейзаж, учитель может задать такие вопросы:, Что изобразил художник на полотне?, Какой цвет является основным в картине? Почему?, С помощью каких красок художник создает впечатление, например, летнего солнечного дня?, Чтобы создать у нас радостное или тревожное настроение, какие краски использует художник?

Переходя к композиции картины необходимо рассмотреть передний план, задний, центральную часть, определяя сюжет.

Важным этапом урока развития речи при обучении написанию картины является словарно- стилистическая работа. Чтобы исключить повторы подбираем синонимы к словам:

художник (живописец, пейзажист, мастер кисти),

создает (пишет),

2 стр., 866 слов

Конспект по русскому языку в 6 классе. Тема «РР. Систематизация ...

... самое главное из того, что заметил. Систематизация материалов к сочинению Работа с раздаточным материалом: распределить слова по столбикам. Материал к сочинению: Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ... находится. Стоит(шкаф) – поставлен. Класс – комната, помещение, кабинет. Попутно работаем с Фото из музея., Как собирать материал к сочинению ( 1. Присмотрись внимательно к тому, о чем ...

картина (полотно, репродукция).

В ходе беседы, обучающиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения. Закончить сочинение необходимо, выражая своё отношение к герою, картине, описывая свои чувства, которые вызывает картина. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

В 3- 4 классах школьники учатся работать самостоятельно.

Сочинения третьеклассников — это небольшие сюжетные рассказы, сочинения по сюжетным картинкам, сочинения на основе прочитанного (сочинения – отзывы).

Методика работы над сочинениями та же, что и во 2 классе.

С новым видом работы — сочинение с элементами рассуждения, учащиеся знакомятся

В тексте- рассуждении объясняется, доказывается что-либо.

Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.

В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; Обучающиеся учатся давать объяснение какому- либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопросы «Почему?», «Что из этого следует?».

Например: «Почему осенью с деревьев опадают листья?»

«Почему я люблю книги?»

«Почему нужен друг?»

Сочинения в форме письма.

В сочинениях- письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуя конкретным лицам.

Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.

Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.

Каждое письмо имеет составные части:

1. Обращение.

2. Сообщение.

3. Прощание.

4. Подпись., Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.

В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого — то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов.

План работы над сочинением-отзывом:

1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).

2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих обучающихся.

3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.

4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь (с дополнениями и изменениями).

Сочинения- отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы, заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

12 стр., 5588 слов

. Классификация ошибок по ФИПИ методическая разработка

... а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, ...

Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

ПАМЯТКА Сочинения отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию <a href=речи в начальной школе 1">

Как подготовиться к сочинению

  • Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).

  • Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать

(главную мысль).

(план текста).

  • Определи, о чём нужно сказать подробнее.

  • Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.

  • Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.

  • Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.

  • Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.

Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей., Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений.

Исправление ошибок.

Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:

  • неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
  • речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.

Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения.

Неправильно написанное в скобки не берется., Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:

I – орфографическая;

  • V – пунктуационная;
  • С – ошибка в содержании;
  • Р – речевая ошибка.

Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... фразу « перестал бояться» одним словом. (привык) (исправления вносятся в текст сочинения) Возможный вариант: Потом еж привык. ... немножечко устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы ... слово повторяется и в 3, и в 4 предложении? (повторяется слово еж) Учитель: Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 ...

Классификация ошибок в содержании., Композиционные ошибки:

  • несоответствие сочинения плану;
  • неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Логические ошибки:

  • пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
  • нарушение логической последовательности и обоснованности;
  • употребление в одном ряду понятий разных уровней;
  • нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок., Лексико-стилистические (словарные) ошибки:

  • необоснованное повторение одних и тех же слов;
  • употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
  • нарушение общепринятой сочетаемости слов;
  • употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
  • употребление диалектных слов и просторечий.

Морфолого-стилистические ошибки:

  • ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
  • употребление диалектных или просторечных форм;
  • пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
  • образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.

Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):

  • нарушение управления;
  • нарушение согласования;
  • неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
  • нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
  • двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
  • употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
  • неумение находить границы предложений.

Согласно требованиям программы для проведения письменных упражнений в связной речи типа обучающего сочинения учитель выделяет специальные часы из общего фонда, отводимого на русский язык.

На эти работы предусматривается 1 час. Периодичность- один раз в 10-12 дней (15 16 обучающих уроков в год).

Нормы объема письменных работ

по развитию речи в начальной школе

Количество творческих работ в течение учебного года

Класс

Сочинение

I

II

III

IV

1

2

1

2

2

3

3

2

2

3

2

4

2

2

2

2

Оценка сочинений

Цель сочинения – формирование навыка письменной речи.

Критерии:

  • правильность построения предложений;

  • употребление слов в соответствии с их значением;

    26 стр., 12840 слов

    Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)

    ... рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение ... Прочитав стихотворение, начинаешь верить в победу человечности, в способность доброго слова вернуть людям радость жизни. Маяковский пытается раствориться в «мы» и ...

  • достаточно полное, последовательное, логическое составление собственного текста;

  • грамотное речевое оформление, правильное употребление слов;

  • нормативное построение предложений;

  • лексическое разнообразие;

  • орфографическая грамотность.

Для текущего и итогового контроля обучающимся начальных классов предлагается только обучающие сочинения.

При проверке сочинения во 2-3 классах рекомендуется выставлять только одну общую оценку за содержание .

Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи важно, чтобы дети сосредоточили внимание на речевом оформлении.

В 4 классе, в оценке письменных работ обучающихся начальной школы, выставляются две отметки: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. ( Решение о системе оценивания творческих работ учащихся начальных классов принимается на заседании школьного методического объединения и утверждается педагогическим советом .)

Оценка содержания и речевого оформления.

«5»

  • за логически последовательное раскрытие темы
  • фактические ошибки отсутствуют
  • работа отличается богатством словаря;
  • правильное речевое оформление
  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила)
  • достигнуто стилевое единство и выразительность текста
  • не более 1 речевой неточности;
  • 1-2 исправления.

«4»

  • правильно, достаточно полно раскрыта тема,

но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

  • имеются отдельные речевые неточности.
  • лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  • не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста;
  • не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки;
  • 1-2 исправления.

«3»

  • допущены некоторые отклонения от темы.
  • допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;
  • беден словарь;
  • имеются речевые неточности,
  • речь недостаточно выразительна.
  • не более 5 недочетов в содержании и построении текста;
  • 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста;
  • 1-2 исправления.

«2»

  • работа не соответствует теме;
  • допущено много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей ;
  • отсутствует связь между частями текста;
  • крайне беден словарь;
  • работа написана короткими однотипными предложениями.
  • более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
  • 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки;
  • 3-5 исправлений.

Оценка «2» за сочинение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку на словах.

19 стр., 9179 слов

Сообщение «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые ...

... материалы (как один из вариантов) для организации обучения. Знакомство с понятиями “Текст”, “Тема текста”, “Заголовок”, “Основная мысль”, “План текста”, “Признаки текста” 1. Прочитайте и сравните две записи ... было связное высказывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием, логическим построением, языковым оформлением. Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед ...

В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность, и наша задача – не дать угаснуть этой искорке. Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.