Критерии оценивания творческих работ обучающихся. Работа над м в начальной школе

Критерии оценивания творческих работ обучающихся., Работа над сочинением в начальной школе.

Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.

Сочинение- вид учебной работы обучающихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания.

Это один из самых сложных видов деятельности для младших школьников, поскольку предполагает максимальную самостоятельность обучающихся.

По характеру текстового материала

  • повествовательные;
  • описательные;
  • сочинения-рассуждения;
  • сочинения-рецензии;
  • характеристики

По содержанию

  • свободные (на основе личных наблюдений или впечатлений);
  • критические (на заданную тему по картинке или изучаемому литературному произведению)
  • рецензии ( по впечатлениям от книги, спектакля,

выставки, кинофильма,

экскурсии)

По объему

  • сочинения-миниатюры;
  • сочинения без ограничений объёма

По наличию дополнительных учебных задач

  • на основе опорных слов ( словосочетаний, предложений);
  • с использованием определенных грамматических форм ( конструкций)
  • с конкретным лексическим, грамматическим или стилистическим заданием

На протяжении всей начальной школы обучающиеся овладевают основными видами сочинений:

  • сочинения по наблюдениям;
  • сочинения по картинам;
  • сочинения на основе прочитанного (отзыв);
  • сочинения в форме письма;
  • сочинения с элементами рассуждения.

В начальной школе обучающиеся знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

В процессе обучения в первом классе обучающиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением.

Чтобы первоклассники приобретали необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:

1.Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;

2.Составление предложений, объединенных темой;

3.Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;

3 стр., 1459 слов

О проведении республиканского межведомственного конкурса сочинений ...

... межведомственного конкурса сочинений среди учащихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия Приложение 2 к приказу Прокуратуры Республики Мордовия и Министерства образования Республики Мордовия ... конкурса В конкурсе сочинений принимают участие обучающиеся 11 классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Порядок проведения конкурса Республиканский конкурс проводится ...

4.Устные ответы на вопросы, объединенные темой;

5.Составление предложений по сюжетным картинкам;

6.Устные рассказы по прочитанному., Во 2 классе работа над сочинениями усложняется. Сочинения во втором классе —

это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме. Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.

План работы над сочинением во втором классе:

1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. На данном этапе необходимо вызвать интерес, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2. Подготовительная беседа. Определяем, о чем будем писать (тему), с какой целью будем об этом рассказывать (выявляем главную мысль).

3. Коллективное составление плана .

План – это «проект» предстоящего высказывания. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений.

Во 2 классе роль плана выполняют вопросы учителя; в 3 классе план составляется коллективно; в 4 классе — самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений.

4. Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов.

6. Запись обучающимися составленного рассказа.

7. Самопроверка.

Основные виды сочинений во 2 классе:

Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания):

1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Игрушка», «Домашнее животное») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);

2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;

3) описание картин природы и других явлений.

Сочинения по картинам художников., Что изображено на картине?, Где и в какое время происходит действие?, Что можно сказать о героях, изображенных на картине?, А вот рассматривая картину-пейзаж, учитель может задать такие вопросы:, Что изобразил художник на полотне?, Какой цвет является основным в картине? Почему?, С помощью каких красок художник создает впечатление, например, летнего солнечного дня?, Чтобы создать у нас радостное или тревожное настроение, какие краски использует художник?

Переходя к композиции картины необходимо рассмотреть передний план, задний, центральную часть, определяя сюжет.

Важным этапом урока развития речи при обучении написанию картины является словарно- стилистическая работа. Чтобы исключить повторы подбираем синонимы к словам:

художник (живописец, пейзажист, мастер кисти),

создает (пишет),

2 стр., 770 слов

Подготовка к итоговому сочинению-2020. Из опыта работы учителей-словесников

... литературы _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами. РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ Продолжим. Важной составляющей работы по подготовке к декабрьскому сочинению является формирование банка аргументов, ... произведения. Среди них небольшие по объему, но глубокие по содержанию рассказы Александра Сергеевича Пушкина, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Андрея ...

картина (полотно, репродукция).

В ходе беседы, обучающиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения. Закончить сочинение необходимо, выражая своё отношение к герою, картине, описывая свои чувства, которые вызывает картина. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

В 3- 4 классах школьники учатся работать самостоятельно.

Сочинения третьеклассников — это небольшие сюжетные рассказы, сочинения по сюжетным картинкам, сочинения на основе прочитанного (сочинения – отзывы).

Методика работы над сочинениями та же, что и во 2 классе.

С новым видом работы — сочинение с элементами рассуждения, учащиеся знакомятся

В тексте- рассуждении объясняется, доказывается что-либо.

Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.

В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; Обучающиеся учатся давать объяснение какому- либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопросы «Почему?», «Что из этого следует?».

Например: «Почему осенью с деревьев опадают листья?»

«Почему я люблю книги?»

«Почему нужен друг?»

Сочинения в форме письма.

В сочинениях- письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуя конкретным лицам.

Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.

Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.

Каждое письмо имеет составные части:

1. Обращение.

2. Сообщение.

3. Прощание.

4. Подпись., Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.

В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого — то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов.

План работы над сочинением-отзывом:

1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).

2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих обучающихся.

3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.

4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь (с дополнениями и изменениями).

Сочинения- отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы, заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

2 стр., 900 слов

Сочинение добрые слова для 2 класса

... жизни. Давайте будем богатыми. Богатыми добрыми словами и хорошими поступками. 2 класс, 3 класс, 9, 10, 11 класс Доброе слово Сейчас читают: Дружба является ... должное. Что стоит для нас искренне сказать доброе слово? Давайте подумаем, а ведь ничего. На самом деле все слова, которые исходят ... вот что бы исправить свою ошибку нам порой очень сложно подобрать нужные слова. Из-за этого мы часто теряем ...

Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

ПАМЯТКА Сочинения отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию <a href=речи в начальной школе 1">

Как подготовиться к сочинению

  • Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).

  • Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать

(главную мысль).

(план текста).

  • Определи, о чём нужно сказать подробнее.

  • Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.

  • Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.

  • Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.

  • Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.

Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей., Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений.

Исправление ошибок.

Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:

  • неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
  • речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.

Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения.

Неправильно написанное в скобки не берется., Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:

I – орфографическая;

  • V – пунктуационная;
  • С – ошибка в содержании;
  • Р – речевая ошибка.

Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

3 стр., 1364 слов

Введение цитат в текст сочинения

... не дают счастья». Косвенная речь Об учителях говорят, что они «сеятели разумного, доброго, вечного». Цитата как часть предложения Л.Чуковская в данном тексте вспоминает своего отца ... (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония) позволят вам безошибочно определить позицию автора. Типичные ошибки при формулировании позиции автора: в сочинении отсутствует формулировка ...

Классификация ошибок в содержании., Композиционные ошибки:

  • несоответствие сочинения плану;
  • неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Логические ошибки:

  • пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
  • нарушение логической последовательности и обоснованности;
  • употребление в одном ряду понятий разных уровней;
  • нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок., Лексико-стилистические (словарные) ошибки:

  • необоснованное повторение одних и тех же слов;
  • употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
  • нарушение общепринятой сочетаемости слов;
  • употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
  • употребление диалектных слов и просторечий.

Морфолого-стилистические ошибки:

  • ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
  • употребление диалектных или просторечных форм;
  • пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
  • образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.

Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):

  • нарушение управления;
  • нарушение согласования;
  • неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
  • нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
  • двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
  • употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
  • неумение находить границы предложений.

Согласно требованиям программы для проведения письменных упражнений в связной речи типа обучающего сочинения учитель выделяет специальные часы из общего фонда, отводимого на русский язык.

На эти работы предусматривается 1 час. Периодичность- один раз в 10-12 дней (15 16 обучающих уроков в год).

Нормы объема письменных работ

по развитию речи в начальной школе

Количество творческих работ в течение учебного года

Класс

Сочинение

I

II

III

IV

1

2

1

2

2

3

3

2

2

3

2

4

2

2

2

2

Оценка сочинений

Цель сочинения – формирование навыка письменной речи.

Критерии:

  • правильность построения предложений;

  • употребление слов в соответствии с их значением;

    26 стр., 12840 слов

    Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)

    ... рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение ... Прочитав стихотворение, начинаешь верить в победу человечности, в способность доброго слова вернуть людям радость жизни. Маяковский пытается раствориться в «мы» и ...

  • достаточно полное, последовательное, логическое составление собственного текста;

  • грамотное речевое оформление, правильное употребление слов;

  • нормативное построение предложений;

  • лексическое разнообразие;

  • орфографическая грамотность.

Для текущего и итогового контроля обучающимся начальных классов предлагается только обучающие сочинения.

При проверке сочинения во 2-3 классах рекомендуется выставлять только одну общую оценку за содержание .

Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи важно, чтобы дети сосредоточили внимание на речевом оформлении.

В 4 классе, в оценке письменных работ обучающихся начальной школы, выставляются две отметки: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. ( Решение о системе оценивания творческих работ учащихся начальных классов принимается на заседании школьного методического объединения и утверждается педагогическим советом .)

Оценка содержания и речевого оформления.

«5»

  • за логически последовательное раскрытие темы
  • фактические ошибки отсутствуют
  • работа отличается богатством словаря;
  • правильное речевое оформление
  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила)
  • достигнуто стилевое единство и выразительность текста
  • не более 1 речевой неточности;
  • 1-2 исправления.

«4»

  • правильно, достаточно полно раскрыта тема,

но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

  • имеются отдельные речевые неточности.
  • лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  • не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста;
  • не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки;
  • 1-2 исправления.

«3»

  • допущены некоторые отклонения от темы.
  • допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;
  • беден словарь;
  • имеются речевые неточности,
  • речь недостаточно выразительна.
  • не более 5 недочетов в содержании и построении текста;
  • 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста;
  • 1-2 исправления.

«2»

  • работа не соответствует теме;
  • допущено много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей ;
  • отсутствует связь между частями текста;
  • крайне беден словарь;
  • работа написана короткими однотипными предложениями.
  • более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
  • 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки;
  • 3-5 исправлений.

Оценка «2» за сочинение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку на словах.

11 стр., 5060 слов

Для чего в языке нужны правила. рассуждение. : Почему необходимо ...

... орфографические правила сочинение, есть на этой странице! Сочинение-рассуждение зачем нужны правила орфографии.Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических ... настраивается на чтение правильно написанного текста и противится восприятию ... бы научить избегать орфографических ошибок. Тем более что, ... Жи-ши через «И» пиши!» показывает историческую мягкость ...

В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность, и наша задача – не дать угаснуть этой искорке. Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.