Критерии оценивания творческих работ обучающихся., Работа над сочинением в начальной школе.
Развитие связной речи младших школьников – одно из важных направлений в работе над развитием речи. Эффективным средством развития связной речи является написание сочинений.
Сочинение- вид учебной работы обучающихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания.
Это один из самых сложных видов деятельности для младших школьников, поскольку предполагает максимальную самостоятельность обучающихся.
По характеру текстового материала
- повествовательные;
- описательные;
- сочинения-рассуждения;
- сочинения-рецензии;
- характеристики
По содержанию
- свободные (на основе личных наблюдений или впечатлений);
- критические (на заданную тему по картинке или изучаемому литературному произведению)
- рецензии ( по впечатлениям от книги, спектакля,
выставки, кинофильма,
экскурсии)
По объему
- сочинения-миниатюры;
- сочинения без ограничений объёма
По наличию дополнительных учебных задач
- на основе опорных слов ( словосочетаний, предложений);
- с использованием определенных грамматических форм ( конструкций)
- с конкретным лексическим, грамматическим или стилистическим заданием
На протяжении всей начальной школы обучающиеся овладевают основными видами сочинений:
- сочинения по наблюдениям;
- сочинения по картинам;
- сочинения на основе прочитанного (отзыв);
- сочинения в форме письма;
- сочинения с элементами рассуждения.
В начальной школе обучающиеся знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
В процессе обучения в первом классе обучающиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением.
Чтобы первоклассники приобретали необходимые умения для написания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:
1.Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
2.Составление предложений, объединенных темой;
3.Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
О проведении республиканского межведомственного конкурса сочинений ...
... межведомственного конкурса сочинений среди учащихся общеобразовательных организаций Республики Мордовия Приложение 2 к приказу Прокуратуры Республики Мордовия и Министерства образования Республики Мордовия ... конкурса В конкурсе сочинений принимают участие обучающиеся 11 классов общеобразовательных организаций Республики Мордовия. Порядок проведения конкурса Республиканский конкурс проводится ...
4.Устные ответы на вопросы, объединенные темой;
5.Составление предложений по сюжетным картинкам;
6.Устные рассказы по прочитанному., Во 2 классе работа над сочинениями усложняется. Сочинения во втором классе —
– это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме. Со 2 полугодия в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.
План работы над сочинением во втором классе:
1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. На данном этапе необходимо вызвать интерес, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.
2. Подготовительная беседа. Определяем, о чем будем писать (тему), с какой целью будем об этом рассказывать (выявляем главную мысль).
3. Коллективное составление плана .
План – это «проект» предстоящего высказывания. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений.
Во 2 классе роль плана выполняют вопросы учителя; в 3 классе план составляется коллективно; в 4 классе — самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений.
4. Коллективное составление, рассказывание и обсуждение вариантов предстоящего сочинения. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов.
6. Запись обучающимися составленного рассказа.
7. Самопроверка.
Основные виды сочинений во 2 классе:
Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания):
1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Игрушка», «Домашнее животное») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);
2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;
3) описание картин природы и других явлений.
Сочинения по картинам художников., Что изображено на картине?, Где и в какое время происходит действие?, Что можно сказать о героях, изображенных на картине?, А вот рассматривая картину-пейзаж, учитель может задать такие вопросы:, Что изобразил художник на полотне?, Какой цвет является основным в картине? Почему?, С помощью каких красок художник создает впечатление, например, летнего солнечного дня?, Чтобы создать у нас радостное или тревожное настроение, какие краски использует художник?
Переходя к композиции картины необходимо рассмотреть передний план, задний, центральную часть, определяя сюжет.
Важным этапом урока развития речи при обучении написанию картины является словарно- стилистическая работа. Чтобы исключить повторы подбираем синонимы к словам:
художник (живописец, пейзажист, мастер кисти),
создает (пишет),
Конспект по русскому языку в 6 классе. Тема «РР. Систематизация ...
... самое главное из того, что заметил. Систематизация материалов к сочинению Работа с раздаточным материалом: распределить слова по столбикам. Материал к сочинению: Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ... находится. Стоит(шкаф) – поставлен. Класс – комната, помещение, кабинет. Попутно работаем с Фото из музея., Как собирать материал к сочинению ( 1. Присмотрись внимательно к тому, о чем ...
картина (полотно, репродукция).
В ходе беседы, обучающиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства: эпитеты, сравнения. Закончить сочинение необходимо, выражая своё отношение к герою, картине, описывая свои чувства, которые вызывает картина. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
В 3- 4 классах школьники учатся работать самостоятельно.
Сочинения третьеклассников — это небольшие сюжетные рассказы, сочинения по сюжетным картинкам, сочинения на основе прочитанного (сочинения – отзывы).
Методика работы над сочинениями та же, что и во 2 классе.
С новым видом работы — сочинение с элементами рассуждения, учащиеся знакомятся
В тексте- рассуждении объясняется, доказывается что-либо.
Написанию таких сочинений предшествует большая подготовительная работа.
В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям, объяснение причинно-следственных связей явлений; Обучающиеся учатся давать объяснение какому- либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопросы «Почему?», «Что из этого следует?».
Например: «Почему осенью с деревьев опадают листья?»
«Почему я люблю книги?»
«Почему нужен друг?»
Сочинения в форме письма.
В сочинениях- письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям. Требования к сочинениям в форме письма: писать грамотно, ясно, адресуя конкретным лицам.
Письмо особым образом оформляют: вначале пишут приветствие и называют человека, которому письмо адресовано, а в конце ставят подпись, дату.
Начинается работа такого вида с коллективного составления небольших писем.
Каждое письмо имеет составные части:
1. Обращение.
2. Сообщение.
3. Прощание.
4. Подпись., Сочинения – отзывы проводятся в 3-4 классах.
В 1 и во 2 классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого — то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. Так постепенно школьники подготавливаются к 3 классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов.
План работы над сочинением-отзывом:
1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).
2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих обучающихся.
3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.
4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь (с дополнениями и изменениями).
Сочинения- отзывы это одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он приучается осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы, заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
. Классификация ошибок по ФИПИ методическая разработка
... а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, ...
Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
ПАМЯТКА речи в начальной школе 1">
Как подготовиться к сочинению
-
Определи, о чём следует написать в сочинении (тема).
-
Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать
(главную мысль).
(план текста).
-
Определи, о чём нужно сказать подробнее.
-
Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
-
Составь устный рассказ по плану. Запиши его в черновик.
-
Прочитай окончательный вариант своего сочинения, внеси, если нужно, последние исправления.
-
Проверь правописание слов и постановку знаков препинания.
Запомните, что при написании сочинений вы можете пользоваться всеми видами словарей., Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений.
Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
- неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
- речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения.
Неправильно написанное в скобки не берется., Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
- V – пунктуационная;
- С – ошибка в содержании;
- Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...
... фразу « перестал бояться» одним словом. (привык) (исправления вносятся в текст сочинения) Возможный вариант: Потом еж привык. ... немножечко устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы ... слово повторяется и в 3, и в 4 предложении? (повторяется слово еж) Учитель: Как можно исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 ...
Классификация ошибок в содержании., Композиционные ошибки:
- несоответствие сочинения плану;
- неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
- пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
- нарушение логической последовательности и обоснованности;
- употребление в одном ряду понятий разных уровней;
- нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок., Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
- необоснованное повторение одних и тех же слов;
- употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
- нарушение общепринятой сочетаемости слов;
- употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
- употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
- ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
- употребление диалектных или просторечных форм;
- пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
- образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
- нарушение управления;
- нарушение согласования;
- неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
- нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
- двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);
- употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
- неумение находить границы предложений.
Согласно требованиям программы для проведения письменных упражнений в связной речи типа обучающего сочинения учитель выделяет специальные часы из общего фонда, отводимого на русский язык.
На эти работы предусматривается 1 час. Периодичность- один раз в 10-12 дней (15 16 обучающих уроков в год).
Нормы объема письменных работ
по развитию речи в начальной школе
Количество творческих работ в течение учебного года
Класс
Сочинение
I
II
III
IV
1
2
1
2
2
3
3
2
2
3
2
4
2
2
2
2
Оценка сочинений
Цель сочинения – формирование навыка письменной речи.
Критерии:
-
правильность построения предложений;
-
употребление слов в соответствии с их значением;
26 стр., 12840 словТексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)
... рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение ... Прочитав стихотворение, начинаешь верить в победу человечности, в способность доброго слова вернуть людям радость жизни. Маяковский пытается раствориться в «мы» и ...
-
достаточно полное, последовательное, логическое составление собственного текста;
-
грамотное речевое оформление, правильное употребление слов;
-
нормативное построение предложений;
-
лексическое разнообразие;
-
орфографическая грамотность.
Для текущего и итогового контроля обучающимся начальных классов предлагается только обучающие сочинения.
При проверке сочинения во 2-3 классах рекомендуется выставлять только одну общую оценку за содержание .
Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи важно, чтобы дети сосредоточили внимание на речевом оформлении.
В 4 классе, в оценке письменных работ обучающихся начальной школы, выставляются две отметки: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. ( Решение о системе оценивания творческих работ учащихся начальных классов принимается на заседании школьного методического объединения и утверждается педагогическим советом .)
Оценка содержания и речевого оформления.
«5»
- за логически последовательное раскрытие темы
- фактические ошибки отсутствуют
- работа отличается богатством словаря;
- правильное речевое оформление
- отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (учитываются ошибки на изученные правила)
- достигнуто стилевое единство и выразительность текста
- не более 1 речевой неточности;
- 1-2 исправления.
«4»
- правильно, достаточно полно раскрыта тема,
но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные речевые неточности.
- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста;
- не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки;
- 1-2 исправления.
«3»
- допущены некоторые отклонения от темы.
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности,
- речь недостаточно выразительна.
- не более 5 недочетов в содержании и построении текста;
- 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста;
- 1-2 исправления.
«2»
- работа не соответствует теме;
- допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей ;
- отсутствует связь между частями текста;
- крайне беден словарь;
- работа написана короткими однотипными предложениями.
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
- 6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки;
- 3-5 исправлений.
Оценка «2» за сочинение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку на словах.
Сообщение «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые ...
... материалы (как один из вариантов) для организации обучения. Знакомство с понятиями “Текст”, “Тема текста”, “Заголовок”, “Основная мысль”, “План текста”, “Признаки текста” 1. Прочитайте и сравните две записи ... было связное высказывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием, логическим построением, языковым оформлением. Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед ...
В каждом живом и непосредственном рассказе, высказывании, сочинении отражается детская пытливость, любознательность, любовь к окружающему миру, простота и искренность. Именно так формируется новый человек, личность, и наша задача – не дать угаснуть этой искорке. Роль сочинения в начальной школе неизмеримо велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем.