Исследовательская работа «Искусство канзаши»

Научно - исследовательская работа

Актуальность выбранной темы

Объектом нашего исследования являются особенности техники канзаши.

Предмет исследования:

Целью нашего исследования является пропаганда данного направления декоративно-прикладного искусства и знакомство с технологией изготовления канзаши (украшений для волос, причесок).

Задачи:

  • Изучить историю возникновения канзаши;

  • Познакомиться с технологией изготовления канзаши;

  • Изготовить информационные буклеты о данной технике;

  • Создать изделия канзаши, проведение МК в классе с учащимися.

Для достижения поставленных целей и решения поставленных задач предполагается использовать разнообразные методы исследования, включая анализ литературы, практические занятия, создание информационных материалов и организацию мастер-классов.

Гипотеза исследования:

Целью данного исследования является анализ истории канзаши, включая их социокультурную значимость, изменения в стиле причесок, а также влияние на моду и характеристики женщин японского общества в период с 18 века по современность.

Методы исследования:

Для достижения поставленной цели были применены следующие методы исследования:

  1. Анализ исторических источников, включая литературу, художественные произведения и документальные материалы о традициях японской культуры.
  2. Изучение социологических аспектов влияния канзаши на понятие социального статуса и стиля жизни японских женщин различных социальных классов.
  3. Анализ визуальных материалов, включая фотографии, рисунки и цифровые реконструкции для воссоздания типичных причесок и украшений в разные исторические периоды.
  4. Изучение академических исследований по теме канзаши и их влиянию на японскую культуру и моду.

Данные методы были выбраны для максимально полного анализа истории и значения канзаши как объекта культурного наследия Японии.

1.2 Канзаши в настоящее время.

В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности — такие как гейши, таю и юдзо или знатоки японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако, с некоторых пор наблюдается возрождение традиций канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.

10 стр., 4827 слов

Редакторский анализ — профессиональный метод редактора

... издательскую работу целесообразным путем в полном объеме и с должным по качеству результатом" . Таким образом, редакторский анализ предполагает решение трех взаимосвязанный профессиональных задач: исследование ... процедура, а сложная умственная деятельность, включающая в себя множество операций: и сравнение, и классификацию, и синтез . Редакторский анализ представляет собой рассмотрение рукописи и ...

Канзаши изготовляются из широкого диапазона материалов. Варианты изготовления включают лакируемое дерево, золото и серебро, различные металлы — зачастую покрытые серебром или золотом, панцири черепах и шелка. Недавно стали выпускать канзаши из пластмассы.

Одним из интересных аспектов канзаши является их ношение. Способ, которым гейша носит свои украшения для волос, прямо указывает информированной аудитории на ее статус. Количество и месторасположение канзаши в прическе строго регламентировано. Например, мэйко (ученица гейши) обычно носит гораздо больше украшений на голове, чем старшая гейша.

Гейши, как представительницы японской культуры, выбирают разнообразные виды hanakanzashi в зависимости от текущего месяца или праздника. Эти украшения отражают сезонные изменения, подражая природным краскам различных растений в течение года. Гейши, по сравнению с мэйко, более активно используют kanzashi, что делает сезонные тенденции более заметными в их украшениях.

В течение года, каждому из 12 месяцев, характерен свой цвет кимоно и соответствующая канзаши для каждого сословия. Для гейш и мэйко, носящих разнообразные украшения, особенно выделяются Hanakanzashi – цветочные аксессуары в виде шпилек, заколок, палочек и гребней с изысканными шелковыми цветами.

Мастера Японии создают Hanakanzashi, используя технику tsumami (складывание).

Каждый лепесток цветка формируется из квадрата шелковой ткани, скрученного с использованием щипцов. Лепестки объединяются, создавая полноценные цветы, либо мастера соединяют их с помощью шелковой нити, создавая композиции из цветов.

Замужние дамы предпочитают носить цветочные канзаши в более сдержанном стиле – один или два небольших цветка. В отличие от них, молодые девушки, в том числе мэйко, активно носят разнообразные канзаши, превращая их в украшение не только на повседневность, но и на особенные события, такие как свадьбы, Новый Год или детские праздники.

15 ноября в Японии отмечается праздник «Сити-го-сан», аналогичный западному «7-5-3». Этот день считается общим Днем Рождения для детей, достигших возраста 3, 5 и 7 лет. Особенно торжественно девочки отмечают свой «7-летний юбилей», надевая взрослый «оби» и проходя церемонию «перемены пояса». В этот день они особенно украшают свои прически шёлковыми цветами, являющимися неотъемлемой частью традиции.

1.3. Основные виды канзаши.

Мацуба («сосновая игла») — украшения, в основном, изготавливаются из черепашьего панциря и имеют форму сосновой иглы. Этот вид kanzashi представляет собой наиболее простую форму декора.

Мимикаки («палочка для чистки ушей») объединяют различные подтипы kanzashi с небольшим декоративным элементом на длинной ножке (или двух).

Исторически мимикаки не обладали изысканной отделкой, но со временем они стали разнообразными и декоративными.

Традиционные мотивы Kanzashi по месяцам

Январь. Вид январских кандзаси меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Цвета январских кандзаси — зеленый, красный и белый — ассоциируются с праздниками.

Наступил Новый год, а вместе с ним и красивые, оригинальные kanzashi! Самые популярные из них сосна, цветы сливы и бамбук. Они известны как три подруги зимы, как три частички счастья.Также январским мотивом являются китайская астра, рисовый колос и маленькая фигурка голубя, приносящая удачу в Новом году.А еще в новогодние праздники на счастье прически украшают канзаши из бамбука и животных китайского зодиака.

20 стр., 9788 слов

Рассуждение про Цветы

... через два дня, а умели любоваться их красотой. Сочинение на тему Цветы Одни из самых ярких и красивых созданий природы — это цветы. Они украшают наши сады, городские парки и клумбы. ... чёрная, Брусник, Барвинок и многие другие. Цветы — огромный подарок, который природа сделала человеку, и которым человек пользуется. Цветы служат украшением, предметом обожания, вдохновения, а некоторые из них ...

Февраль. В кандзаси обычно присутствуют различные оттенки темно-розового, иногда красный. Цветок февраля – слива, символизирующая юную любовь и приход весны.

Март. Желтые и белые цветы рапса, персика, нарцисса, пионов. И, конечно, бабочки. 6

Апрель. Светло-розовые цветы вишни, бабочки и фонарики сигнализируют скорый приход, предвкушение лета. Также, в апреле возможны кандзаси, состоящие только из серебряной или (иногда) золотой бабочки.

Май. Фиолетовые глицинии и синие ирисы. Ирисы символизируют окончание весны. Маленькие серебряные бабочки могут быть дополнительным оформлением майскихкандзаси.

Июнь. Зеленая ива, гвоздика или, реже, цветы гортензии. Июнь — открывает дождливый сезон в Японии, и поэтому, ива (дерево, любящее воду) и светло-синий цвет гортензии подходят к нему как нельзя лучше.

Июль. В июле кандзаси поражают своим разнообразием — это круглые и сложенные веера. Однако в июле можно носить и более нейтральные кандзаси – со стрекозами и каплями росы на траве.

Август.

Фиолетовая ипомея или пампасная трава, для старших майко – серебряная или белая, а для младших – розовая или красная.

Сентябрь.

Октябрь.

Тут правит бал любимица японцев — хризантема. Она недаром символизирует Императорскую Семью. Обычно хризантемы в кандзаси красные и белые, это сочетание символизирует окончание осени.

Ноябрь.

Ноябрьскаякандзаси — это осенние листья. Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист клена. Любование кленом — осенний эквивалент весеннего любования сакурой.

Декабрь.

Декабрьские кандзаси также включают в себя два maneki – тонких чистых листочка. Некоторые декабрьские кандзаси включат в себя бамбуковые листья.

Исследование технологии

Традиционно хана-канзаши делают из квадратных кусочков шелка, которые сворачиваются при помощи щипцов в технике цумами (tsumami).

Из каждого кусочка шелка делают один лепесток. Потом лепестки склеивают рисовым клеем или собирают на шелковую нить, и цветок канзаши готов. Чтобы сделать настоящий цветок канзаши, японским мастерам требуется очень много времени. Но освоить технику изготовления простых цветов может любой желающий. Главное запастись терпением и необходимыми материалами.

Инструменты и материалы

Инструментов и материалов эта техника также требует самый минимум. Начинающей мастерице понадобятся лишь

  • атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
  • линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
  • ножницы;
  • зажигалка или свечка;
  • пинцет;
  • клей «Момент-кристалл» или «Супер-момент» (в маленьком тюбике) и клеевой (горячий) пистолет;
  • длинная и нетолстая игла, минимум 5-7 см;
  • нитки;
  • бусины и стразы, бисер.

Раскрывающая часть исследования:

Стоит отметить, что в классической технике канзаши используется только натуральный шелк и рисовый клей. Учитывая высокую стоимость этих материалов и ценность ручной работы, можно предположить, сколько стоят настоящие японские канзаши.

Однако, техника эта весьма демократична. Современные украшения изготавливаются из различных видов ткани и с использованием любых синтетических клеев. Главное – подойти к этому занятию творчески, и тогда превосходный результат не заставит себя ждать.

Организация рабочего места

Каждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.

Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса учащихся вызывает у них преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т т.д.

Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:

  • Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо.

  • Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как придругом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.

  • Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.

  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол.

  • Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см.

  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

  • После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место:

    детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.

Техника безопасности при выполнении работ

Техника безопасности при работе с тканью:

  • Работая с булавками, вкалывай их в ткань от себя.

  • Рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.

  • Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.

  • Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.

  • Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.

  • Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:

  • Заряженный стержнем термоклеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимости от пистолета).

  • Когда клей разогрелся и стал жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу.

  • Самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете — это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.

Чтобы поближе познакомиться японским искусством, я решила изготовить один из видов хана канзаши в техникой цумами. Мы с мамой будем делать пару школьный резиночек под цвет школьной формы.

Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков — острый и круглый. На их основе делается большинство хана-канзаши, которыми поражают мир японские мастера. В данной случае мы еще добавим плоские лепесточки.

Для изготовления 2-х школьных резиночекканзаши нам понадобиться лента серого и белого цвета, резинка , фетровая основа и красивая серединка , а также зажигалка, ножницы и клеевой пистолет.

Делаем заготовки:

Из атласной ленты серого цвета делаем 12 заготовок 5 на 5 см на плоские лепестки.

Из атласной ленты белого цвета делаем 12 заготовок 5 на 5 см на круглые лепестки.

Так же делаем еще по 18 заготовок 5 на 5 см белого и серого цветов на острые лепестки.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом  1

Изготавливаем лепестки:

— 12 белых круглых лепестков

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом  2

12 серых плоских

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом  3

6 серо-белых острых и 6 бело-серых острых лепестков

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом  4

Из фетра вырезаем кружок – основу для цветка. Заготовленные острые лепестки собираем поочередно по цвету в первый слой основу.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом  5

между ними с помощью клеевого пистолета приклеиваем плоские серые лепестки.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом  6

Белые круглые лепесточки собираем по кругу с помощью клеевого пистолета.

Клеим белый цветочек вторым слоем.

Украшаем серединкой.

Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом  7

Резинку крепим к фетровой основе.

Соединяем резинку с изготовленным цветком.

Получились очень красивые и нарядные резиночки, я очень довольна !

3. 2 Социологический опрос «Знаете ли вы, что такое канзаши?»

Для того, что бы понять знают ли о канзаши учащиеся нашей школы, я решила провести опрос среди учащихся начальной школы.

Цель: изучить степень осведомлённости учеников о технике декоративно- прикладного искусства японии – канзаши.

Методы: проведение опроса учащихся начальной школы с последующим анализом полученных данных.

Было опрошено 56 человек из числа учащихся начальной школы. Возраст учащихся 8- 9 лет. Им было предложено ответить на следующий вопросы:

1. Носите ли вы украшения?

2. Знаете ли вы что такое канзаши?

3. Из чего делают канзаши? И варианты ответов (металл, пластмасса, атлас(ткань), дерево)

Результаты социологического опроса приведены и показаны на диаграммах

На вопросНосите ли вы украшения? 10 человек ответили, что не носят никаких украшений, в основном это были мальчики, остальные же 46 человек, носят украшения.

Выводы: по результатам опроса были получены следующие данные:

  • 18% числа опрошенных не носят никаких украшений;

  • 82% учащиеся носят украшения броши, заколочки, бабочки или галстуки.

На следующий вопрос, который мы задавали учащимся: Знаете ли вы что такое канзаши? Большинство отвечало, что не знает такого слова.

Выводы: по результатам опроса были получены следующие данные:

  • 90%числа опрошенныхне имеют представление о канзаши, не видели изделия, выполненные в этой технике;

  • 10% учащихся знают, что такое канзаши, видели изделия, выполненные в этой технике.

И последний вопрос, который мы задавали ученикам, это Из чего делают канзаши? И предлагали варианты ответов (металл, пластмасса, атлас(ткань), дерево) Большинство, а именно 37 человек предположили, что канзаши могут делать из ткани, 6 учеников сказали из металла, 4 из дерева и 9 из плассмасы.

Выводы:

11% числа опрошенных представляют, что канзаши изготавливаются из металла;

16% учащихся думают, что такое канзаши делаются из пластмассы;

66% числа опрошенных представляют, что канзаши изготавливаются из атласа (ткани)

7% числа опрошенных представляют , что канзаши изготавливаются из дерева.

Conclusion

Канзаши имеет множество преимуществ перед другими видами рукоделия — всегда будет оставаться модным.

Реализуя этот проект, я убедилась, что ничего невозможно. Применив эту технику впервые, я создала оригинальные украшения для школы. На Мастер классе вместе с девочками мы изготовили прекрасную зимнюю снежинку. Я освоила и закрепила навыки изготовления лепестков, узнала много нового и интересного.

Любой творческий проект открывает возможности для развития способностей.

Считаю, что поставленная цель была достигнута. Результат полностью оправдал наши ожидания. Внешний вид работы, цветовое решение вызвали положительные отзывы родителей, учителей и друзей. Мне и моим близким очень понравился результат, и я считаю, что эти украшения прекрасно дополнят мой образ и будут хорошо сочетаться с моей одеждой. Планирую и дальше заниматься изготовлением украшений в технике цумами, намерена создавать еще больше разнообразных украшений для волос в различной цветовой гамме.

Не упустите возможность раскрыть свои творческие способности! Занимайтесь рукоделием!

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/nauchno/iskusstvo-kanzashi/

1. СильваБлондо. Цветы из ткани канзаши: Крафт Клуб, 2011, с. 17-21

2. ХристианеХьюбнер.Канзаши: японские украшения для волос и аксессуары для волос: Азбука рукоделия, 2003. с. 87-102

3.URL: http://avonessa.kz›index.php

4.URL: http://liveinternet.ru›users/sanata71/post173257112/

5.URL: http://nelyager.ru›post156437248

Приложение 1

Приложение 2

Список использованной литературы 1