Серия графических работ «Матееринство»

Курсовая работа

3.1. «Венеры» первых художников Земли

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым ученые дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. В первобытном обществе существовал культ женщины, воплощавший в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далеких предков. Каждое из подобных изображений – настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.

3.2. Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед богом.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери»

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как радость «святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» – одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э.Грабарь справедливо назвал «несравненно, чудесной, извечной песнью материнства».

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать – пресвятая Богородица; вторая мать – сыра земля», – гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

11 стр., 5217 слов

Образ матери в лирике Сергея Есенина

... в жизни. Цель реферата - анализ образа матери в лирике С. Есенина. 1. Появление и развитие женского начала в лирике Есенина Сергей Александрович Есенин входит в литературу в ... Вся скорбь материнства отразилась в образе Богоматери. В тварном ... в единое целое. Такое сопоставление было и в русских духовных стихах. Г.П. Федотов писал: “В кругу небесных сил - Богоматерь, в кругу природного мира - земля, в ...

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырем основным типам: Богоматери Знамение (знаменующей рождение спасителя, воплощение новой жизни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитрии («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках) и Елеуса ( «умиления», ласкающей и обнимающей своего сына).

К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Богоматерь Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждет мученическая смерть во имя спасения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие темные тона, все же создает ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

3.3. Женщина-мать в искусстве XIX-XX веков

Искусство XIX века по-новому раскрывает образ женщины-матери. Например, признанный портретист, академик живописи А.Г.Венецианов (1780-1847) стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребенком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» – множество картин, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С.Петрова-Водкина (1878-1939).

Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров Эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами русской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (илл.10) (1913,1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915).

Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн. Молодая века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох">женщина с ребенком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но все это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повернута спиной к городу. Ее главные заботы – заботы о ребенке, о его настоящем и будущем.

3 стр., 1344 слов

Рассуждение о роли матери в жизни «Слово о матери»

... мамы любят вас всей душой и сердцем. Если ваши мамы рядом, то говорите им ласковые слова о том, как вы их сильно любите, как вы им благодарны за то, что они вам дали жизнь, ... одиночестве они живут. Я понимаю, если у матерей не остается родных и ... нас мама - самый красивый человек на свете. Ведь именно ей, как женщине, присуща ... ночами, качая больного сына на руках или ждала, когда дочь вернется ...

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.А.Дейнеки (1899-1969)

Поражают своей красотой, величественной простотой и силой образы матери в живописных полотнах М.А. Савицкого. Пережитые ужасы войны оставили глубокий след в его творчестве. В образе матери воплощается израненная войной родная страна Беларусь. Савицкий поклонился Беларуси–партизанке. Ярким и необычным явлением в эпопее о Великой Отечественной Войне стала картина «Партизанская мадонна» (1967).

Сидит и кормит грудью ребенка молодая крестьянка с крепкими босыми ногами и загорелыми натруженными руками. Голова туго повязана темно-синим платком. Накинутая на плечи красная шаль превращает белую блузку и черную юбку в торжественное одеяние. Иконная красота цветового созвучия дополнена золотом холмистой земли, где, как и в мирное время, так и в годы войны, женщины жали хлеб. Ритм их согнутых спин, образующих серповидный полукруг, вторит линейным ритмам в изображении молодой матери, певучей плавности ее силуэта. Она и земля – единый образ гармонии. Но драматично противопоставлены ему резкие перекрестные ритмы винтовок и решительная поступь тех, кто уходит в бой. Лишь на минуту задержался около нее молодой партизан, может муж, может брат. А она, не глядя ни на кого, делает свою вечную работу – кормит ребенка. Она – сама надежда. Надежда на доброту, на счастье, на жизнь. Пока есть дети – выживет страна.

В 1978 г. художник вновь обращается к этой тематике и пишет новую картину, которая не только не уступает художественным достоинством первой, но и несет новое содержание. И в названии у нее добавилось слово – «Минская». Глядя на эту работу, невольно вспоминаешь «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Вертикальный формат полотна, недетская серьезность сына на руках у матери. У Рафаэля преклонил колени перед Марией старый Сикст. Здесь вместо молодого партизана на переднем плане, как бы в дополнение к окаменевшей в тяжких раздумьях старой женщине, нарисован старый мужчина с винтовкой в руках, готовый защищать их до последней капли крови.

Наследие мастеров прошлого и настоящего невероятно велико. Образ матери будет вечным сквозь века.

4. Характеристика работы

Мой курсовой проект представляет собой композицию из трёх графических листов в смешанной технике. Работы посвящены самым теплым чувствам и незабываемым воспоминаниям с образом будущей мамы, которая позже будет давать первые уроки нравственности, духовности, доброты и терпимости. Потому что мать – это самый важный человек в нашей жизни, это человек, который подарил в мир новую жизнь.

15 стр., 7451 слов

Образ матери в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова

... образа матери - предсмертное стихотворение Н. А. Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасовской святыни - родины. Но в поэзии Н. А. Некрасова ...

Объединяют серию, как манера исполнения, так и композиция. Во всех работах я ввожу образ матери на условном, театральном, декоративном и одновременно символично-философском фоне жизни, тем самым создаю работу с характером. Это моя попытка соотнести, свет и тень при помощи цвета, лини, пятна, используя контраст и полутон, штриховку, а также другие технические приёмы.

4.1. Идейно-смысловое содержание серии

Где бы ни жила женщина, какое бы небо не раскинулось перед ней, низкое и темное или высокое и прозрачное, какие бы ветры, полные колких снежинок или душистых медвяных запахов не обвевали ее,- каждая женщина одарена светлым и неистребимым, тревожным и радостным чувством материнства. Иногда оно приходит незаметно и постепенно прорастает в душе будущей матери, иногда оно возникает внезапно и требовательно, но это чувство материнства неизбежно и естественно, как смена зимы и лета, как цветение, как жизнь и любовь.

Сюжет всей серии – это «Женщина – настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты — тоже великая сила, они дают матери великую радость». Так писала Н. К Крупская в одной из своих статей. И радость эта совершенно особая. Она какая-то всеобъемлющая. В ней и тревога, и радость, и самозабвение, чувство исполненного долга. Это чувство исполненного долга появляется сразу после рождения ребенка. И не зависимо от того, будут ли на следующий день цветы и улыбки или мать одна в тишине удивленно и благодарно прижмет к себе свое дитя, — все равно для нее это праздник, огромный, особенный и неповторимый праздник.

Идейное содержание моей курсовой работы состоящей из 3 работ заключается в попытке показать и раскрыть для зрителя всю истину красоты женского образа во всём своём многообразии при помощи выразительных средств графики в жанре портрета. Мне хотелось передать своё отношение и понимание к самому волнительному моменту жизни любой женщины – беременности при помощи графики, которая в идеале стремиться к узору, а не к форме.

4.2. Композиция

В процессе работы над композицией в работах, продумывая построение изображения, я стремилась найти такое соотношение отдельных его частей, которые в конечном итоге образовало единое целое – завершенное и законченное по линейному и тональному строю изображение.

Композицию я строила при помощи цвета, лини, пятна, используя контраст и полутон, штриховку, а также другие технические приёмы.

Симметрия в работах достигается за счёт организованной соразмерности, уравновешивания основных и второстепенных элементов композиции через распределение света, тени, размещение частей композиции на плоскости. Условность графического языка позволяет придать образность и определённую значимость женским образам.

5. Ход работы.

Изучение аналогов и сбор литературы в ходе работы над курсовым проектом играет важную роль. Прежде, чем браться за создание собственных композиций, следует изучить творчество мастеров графического искусства прошлого и настоящего.

Огромную часть времени для создания серии графических работ занимает создание эскизов. Каждая деталь в проделанной работе должна быть осознана, все детали должны соподчиняться единому восприятию образа. Эскизная часть работы – это кропотливый труд, исправление, дополнение, уточнение каждой детали все ведет к завершению общего состояния серии, как в целом, так и в каждой отдельной работе. Основные задачи, которые я ставила перед собой в ходе выполнения работы: набрать нужный тон, уравновесить соотношение цветовой гаммы, показать фактуру, стараясь не перегрузить работу.

15 стр., 7141 слов

Скорая медицинская помощь

... пожертвования учреждено Общество скорой медицинской помощи. Несколько лет Общество безуспешно пыталось переподчинить себе полицейские станции скорой помощи, считая их работу недостаточно эффективной. К 1912 ... круглосуточное дежурство врачей и фельдшеров, читателям сообщила газета «Пермские губернские ведомости». «Скорая помощь, – писала газета, – подаётся всякому, кто внезапно заболел или пострадал ...

5.1. Описание последовательности выполнения работы.