Творческое воображение

Курсовая работа

Работа была написана мной и защищена на отлично. …

Актуальность исследования данной темы можно объяснить тем, что взаимодействуя с объективным миром, человек не только воспринимает, запоминает, осмысливает этот мир, но и создает образы того, с чем он непосредственно не встречается. Эти образы могут отражать события, факты, явления, свидетелем которых он был. Нередко в жизни ему приходится создавать образы таких объектов, которых не существует в действительности, над созданием которых он работал. Этот процесс называют воображением или фантазией. Он значительно расширяет и углубляет познания мира. Следовательно, наряду с восприятием, памятью и мышлением воображение является одним из важных познавательных процессов человека. Над ее изучением работали такие известные исследователи, как Эрдман, Гензелинг, Сегал, Т.Рибо, Ю.Линдварський, Б.Зальцм ан, В.Роменец, А.Петровский и др

Воображение становится произвольным, когда деятельность человека направляется с целью создать определенный образ. Так, учитель, объясняя ученикам новый материал, иногда ставит перед ними задачи как представить определенное событие, литературного героя, комбинацию геометрических фигур и т.д. Произвольное создание образов различных объектов широко распространенно в творческой деятельности человека: конструктор ставит перед собой цель представить образ будущей машины, писатель — образ будущего героя, композитор — будущую мелодию. [25]

Физиологические основы воображения.

Как и все другие психические процессы, воображение — это функция коры больших полушарий головного мозга. Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний тех нервных связей, которые возникли раньше в процессе отражения человеком объективной реальности. Для возникновения нового образа нужно, чтобы ранее образованные системы связей, структура которых была детерминирована характером объектов, которые воспринимались, распались (происходили диссоциацию) и образовались новые сочетания в соответствии с новыми потребностями, что актуализировались в деятельности человека. Богатство образов фантазии зависит от оригинальности того, как в новом его продукте сочетаются черты известных объектов, как новые, нестандартные есть эти сочетания. [10]

Деятельность воображения тесно связана с эмоциями, неотделимыми от создания нового образа. Это дает основания предположить, что механизмы процесса воображения расположены не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в подкорковых центрах, в частности, в лимбической системе (через гипоталамус), повреждение которой вызывает нарушение регулятивной функции психики, связанной с программированием поведения человека. Экспериментально доказано, что импульсы, поступающие из подкорковых отделов мозга, активизируют деятельность коры больших полушарий, способствуют выработке плана и программы действий, имеют важное значение при создании образов новых объектов.

11 стр., 5425 слов

Особенности профессионального типа «Человек – художественный образ»

... природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом [8]. Традиционно труд представителей профессий «человек - художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. ... наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности. Всю область профессий типа «человек - художественный образ» можно ...

Создавая образы объектов, которые оказываются непосредственно связанными с эмоциональной сферой личности, ее чувствами, человеческий мозг может производить регулирующее влияние на периферийные части организма, изменять их функционирования. Еще в древние времена было замечено, что у некоторых людей, преимущественно тех, которые страдают истерией, после размышлений о муках, которые согласно евангельским текстам подвергался Христос, появлялись знаки распятия на ладонях, ступнях ног в виде кровавых пятен , язв. Такие отпечатки называются как Стигма (от греч. Stigma — «клеймо», «рубец», «знак»).

Известны случаи, когда люди, имея яркую фантазию, меняли температуру руки, всего тела, представляя в ней (на нем) лед или раскаленный предмет. Неосторожно сказанное врачом слово может вызвать у впечатлительного пациента реальное ощущение болезненного состояния и в него могут проявиться соответствующие симптомы заболевания. Болезни такого происхождения называются ятрогенией.

1.2. Показатели воображения человека. Конкретизация предмета

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности, от психической жизни человека вообще. Особая роль в создании образов воображения принадлежит интересам, потребностям, мировоззрению личности, составляющие ее духовный мир. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности — гуманности, отзывчивости, чувства долга и т.п. Понятно, что обнаружить чуткость может человек, который, зная жизнь и особенности характера другого человека, способен представить его душевное состояние в определенный момент. [4]

Воображение может характеризоваться по стороне как количественно и качественно. Способность порождать определенное количество новых образов в течение определенного промежутка времени мы назовем производительностью воображения . Но само количество новых образов за единицу времени не может считаться признаком уровня развития воображения. Иногда количество вовсе не свидетельствует о новом качестве и открывает перед человеком «глупую бесконечность» нелепых образов; так большое количество денег в государстве может обнаруживать не его богатство, а лишь инфляцию. Поэтому от производительности как количественной характеристики понятия не следует отделять характеристики качественные. К ним относится осмысленность — соответствие образов воображения определенному назначению, их сущностная глубина, степень выражения в них какой-то скрытой реальности . Эта характеристика обнаруживает ту глубину воображения, которая совсем отсутствует при плоском комбинировании образов — и которая является главным измерением участия воображения в познании человеком действительности. Также качественную сторону воображения представляет оригинальность — мера индивидуальности, непохожести на других, тех образов, которые являются продуктами воображения . В исследовании воображения, в котором большом количестве исследуемых предлагается определенное творческое задание, действительно оригинальным будет такое решение задачи, которое встретится только один раз. [13]

17 стр., 8436 слов

Проблема развития творческой личности ребенка

... творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности ... на “личностно-ориентированную” модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. ...

Сила творческого воображения и его уровень, как отмечает С. Л. Рубинштейн, определяются соотношением двух показателей:

  • того, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит ее насыщенность смыслом , объективная значимость ее продуктов;
  • того, насколько новые и оригинальные, отличные от непосредственно данного его порождения.

Воображение, которое не удовлетворяет одновременно обоим условиям, является творчески бесплодным, какое бы формально продуктивным оно не выдавалось. Итак, главными характеристиками воображения выступают:

  • производительность;
  • осмысленность;
  • оригинальность. [4]

Анализ творческого воображения как сложного явления позволяет исследователям выделить факторы, которые во взаимодействии составляют это единство. Французский ученый Т. А. Рибо приводил такие факторы воображения:

Интеллектуальный фактор . В нем воображение берется в качестве познавательного процесса, в котором происходит диссоциация (разложение) образов и ассоциация по отдельным и случайным признакам. Главным интеллектуальным моментом воображения Рибо признает «мышление по аналогии». Конкретными приемами такого мышления по аналогии выступают персонификация (попытка все наделить душой) и преобразования (перенос значения с одного предмета на другой на принципе отдельного сходства)

Эмоциональный фактор . Все формы творческого воображения невозможны без эмоций; все аффективные состояния могут влиять на воображение.

Бессознательный фактор . Существенными чертами вдохновения выступают внезапность и безличность , оно зависит не от воли индивида, а от бессознательной деятельности духа (однако же состояние вдохновения является не причиной воображения, а ее симптомом).

Органические условия воображения. К ним Рибо относит анатомические (отследите корреляции между развитием определенного участка коры головного мозга и художественным или мыслительным типом творчества) и физиологические .

Начало единства . Синтетический принцип единства факторов творческого воображения может оказаться в трех формах: органическим (нормальным, творческим) неустойчивым (репродуктивным, неспособным к созданию нового) и крайним (болезненным, выражающим в бреду).[16]

В едином творческом процессе воображение идет рядом с интуицией и опережает мышление. Воображение, включающее в творческую деятельность, и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим. Воображение, которое включается в процесс усвоения того, что уже создали и описали другие люди, называется воспроизведенным, или репродуктивным. Так, у конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение творческое, а у инженера, по словесному описанию или чертежам создает образ этой машины, — репродуктивное. Творческое воображение активизируется там, где человек открывает что-то новое, находит новые способы труда, создает новые, оригинальные, ценные для общества материальные и духовные продукты. Продукты творческого воображения, их богатство и общественная значимость напрямую зависят от знаний и жизненного опыта личности, ее отношение к деятельности, ее социальной позиции и т.д. Важную роль в творческом воображении играет язык, который является средством осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности. [13]

13 стр., 6403 слов

Роль воображения в жизни человека

... Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что ... воображение», задачей - показать, что воображение действительно играет огромную роль в жизни человека. Объект исследования - воображение как психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения ...

Репродуктивное воображение — это процесс создания человеком образов новых объектов на основе их словесного описания или графического изображения.

Потребность в репродукции образов объективной действительности — постоянная и актуальная в жизни и деятельность человека как сознательного общественного существа. Репродуктивное воображение играет чрезвычайно важную роль в процессе общения людей, которое во многом привело человека к развитию. Языковое описание явлений всегда требует от человека создания соответствующих образов. Репродуктивное воображение необходимо при чтении художественной литературы, при работе с учебными пособиями по географии, биологии, анатомии и т.д. Образы объектов формируются также на основе их графического описания, например, в инженерном деле, при пользовании схемами, картами. Творческое и репродуктивное воображения тесно взаимосвязаны, постоянно взаимодействуют и переходят друг в друга. Эта связь проявляется, с одной стороны, в том, что творческое воображение всегда базируется на репродуктивном, содержащем его элементы. С другой стороны, сложные формы репродуктивного воображения содержат элементы творческого. Например, в деятельности актера воплощение является результатом деятельности творческого и одновременно репродуктивного воображения в зависимости от содержания деятельности и характера труда человека, воображение разделяется на художественное, техническое, научное и др. [10]

Художественное воображение имеет преимущественно чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и др.).

Образы, очень яркие и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», писал, что голова кругом идет от их юмора и шума. Г. Флобер говорил, что он остро чувствовал во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Художнику, писателю благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают, изображая в своих произведениях. Для технического воображения характерны создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их легкая ассоциация и объединение в новые сочетания, воображаемое перенесение их в различные ситуации. Образы технического воображения чаще всего реализуются в чертежи, схемы, на основе которых затем создаются новые машины, объекты. Научное воображение проявляется в построении гипотез, проведении экспериментов, в обобщениях, которые делают при создании понятий. Фантазия играет важную роль в планировании научного исследования, построении экспериментальной ситуации, в предвидении хода эксперимента. При построении научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить недостающие звена в цепочке фактов. Фантазия имеет большое значение для плодотворной творческой деятельности ученого. Без фантазии его труд может превратиться в деятельность по накоплению научных фактов, аккумулирования своих мыслей, а не на реальный прогресс новых изобретений, идей, создание принципиально нового в науке. [7] Особой формой воображения является мечта.

7 стр., 3158 слов

Личностные особенности творческого человека

... деятельности. Исследователь творческого фактора человека ... особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, ... деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение ... видимой работу ...

Мечта — это процесс создания человеком образов желаемого будущего. Мечта является необходимым условием претворения в жизнь творческих замыслов, когда образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации мечта выступает как реальное побуждение, как мотив деятельности, благодаря которому становится возможным завершение начатого дела. Без мечты, замечал Д. Писарев, невозможно было бы понять, какая побудительная сила заставляет человека начинать и доводить до конца изнурительные и большие по объему работы в области искусства, науки и практической жизни. Мечта является элементом научного предвидения, прогноза и планирования деятельности. Эта ее функция убедительно проявляется в художественной, творческой деятельности, создании государственности. Яркой иллюстрацией этого являются произведения Ж. Берна, в которых он гениально предвидел произведения будущей технической мысли — подводной лодки, вертолета. [10]

Мечты могут быть реальными, действенными и нереальными, бесплодными. Действенность мечты — необходимое условие воплощения в жизнь творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ей большей целенаправленности в жизни, помогают преодолевать трудности, противостоять неблагоприятным воздействиям. Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют человека, лишают его видение реальных жизненных перспектив, толкают на путь призрачного удовлетворения его собственных предпочтений, делают его неспособным противостоять невзгодам реального бытия. Положительно на жизнь человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает жизнь человека, делает его ярким и интересным .

В силе и яркости образов воображения оказываются типологические особенности высшей нервной деятельности. Воображение — один из показателей, по которым И. Павлов относил людей к художественному или мыслительному типам. Художник имеет дело с образами (зрительным, двигательным, слуховым и т.д.), что свидетельствует о доминирующей роли в его деятельности первой сигнальной системы, образного отражения мира. Итак, воображение не только влияет на течение психической жизни человека, но и обусловливает формирование ее важных личностных качеств.[26]

Раздел 2. Эмпирическое исследование

2.1. Процедура исследования

Для того чтобы исследовать уровень развития творческого воображения у наших испытуемых, мы провели и эмпирическое исследование. Контингентом реципиентов были избраны студенты 4-го курса, количеством 10 человек. Исследование проводилось в дневное время в светлом помещении с хорошей вентиляцией. Для изучения творческого воображения мы использовали следующую методику:

16 стр., 7689 слов

Игра как средство развития творческих способностей человека

... игра. Объектом – человек с его творческим потенциалом. Практическая значимость работы обусловлена индивидуальным подходом. Материалы работы можно использовать на спецкурсах и семинарах по психологии. 1. Теоретические особенности игры 1.1 Понятие игры В своей работе ... показал существенное влияние игр на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте. человеческая игра На протяжении ...

«Методика исследования творческого воображения»

Методика исследования творческого воображения

Цель: Исследовать индивидуальные особенности творческого воображения.

Экспериментальный материал: любые три слова в сочетании ранее не известному испытуемому (например, разбойник, зеркало, котенок), чистый лист бумаги, ручка, секундомер.

Описание методики: испытуемого просят придумать предложение таким образом, чтобы они включали в себя все три заданные ему слова. Предложение записываются на листе чистой бумаги. Работа продолжается в течение 5 минут. По команде «стоп» работа заканчивается.

Обработка результатов: написанные предложения оцениваются по двум параметрам: коэффициент творческого воображения и количество предложений.

Каждое предложение оценивается по пятибалльной шкале в соответствии с предложенными критериями. Баллы оценки каждого предложения сводятся, а коэффициент творческого воображения — сумма баллов делится на количество предложений.

где

К — коэффициент творческого воображения,

П — сумма баллов по всем предложениям,

М — количество предложений.

Обработка результатов:

Каждое предложение оценивается по 5-ти бальной шкале:

5 баллов — оригинальная комбинация слов

4 балла — правильное, логическое сочетание слов

3 балла — допустимое сочетание

2 балла — два слова связаны, кроме третьего

1 балл — бессмысленное сочетание слов

2.2. Анализ результатов исследования

В процессе изучения творческого воображения нами были получены результаты, приведенные в таблице № 1.

Таблица № 1

Уровень развития творческого воображения

респон-

дента

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже

среднего

Низкий

Наличие

Баллы

(5)

Наличие

Баллы

(4,5-4,9)

Наличие

Баллы

(4-4,4)

Наличие

Баллы

(3-3,9)

Наличие

Баллы

(1-2,9)

1

+

4

2

+

3,8

3

+

4,6

4

+

4,2

5

+

5

6

+

3,5

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tvorcheskoe-voobrajenie-i-lichnost/

1. Боровик А.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. — М.: ООО «ЦГЛ» Рон «» 2000. — 112с.

2. Веккер Л.М. Психические процессы. — Т.1 — л., 1974. / Воображение и психологическое время: 262 — 271. Представление / воображение / 278 — 295.

3. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып.76.М., 1956.

4. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. — Т.1 — М., 1989. / Воображение 344 — 360 /.

5. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. — М. 1990. / Представление и воображение: 80 — 100 /.

6. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М. 1989.

11 стр., 5213 слов

Психология творческого мышления

... одному воображению, одному мышлению или одному чувству. 2. История развития психологии творчества, .1 Зарубежные исследования С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое мышление?". Этой ...

7. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. — Москва, 2001. — 205с.

8. Геркинблит М.,Петровский А. Фантазия и реальность. Москва, 1968.

9. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / /

Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984. Т. 3. — 198с.

10. Общая психология / Под ред. Максименко С.Д. — М., 2000. — 258с.

11. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — См., 1994.-156 с.

12. Пономорев Я. А. Психология творчества. — М., 1976. — 360с.

13. Психология / Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М.

14. Теплова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948. -540с.

15. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 530с

16. Маклаков А. Г. Общая психология. — М. Издательство «Питер» 2007. — 592с.

17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 573с.

18. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии., — М.: Педагогическое общество России.2001. — 276С.

19. Гоноболин Ф.Н. Психология. — М., «Просвещение» 1973.-240с.

20. Психология. Учебник / Под ред. Головко С.В. — М., 2000.

21. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение. — Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.

22. Дьячено А.Н. Об основных направлениях развития воображения

23. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М., 1979.

24. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. -М.: Знание, 1982. — 96с