Образ Жириновского в прессе

Курсовая работа

Мы живем в постиндустриальном обществе, в век инновационных технологий и всеобъемлющего информационного пространства. В нашу речь все шире входит понятие «медиа», которое включает в себя не только систему расширяющихся коммуникаций, но и особую реальность, ежедневно воздействующую на наше мировосприятие. Посредством каналов медиа один из которых печатные издания мы потребляем не только готовые ситуативные и предметные модели, но и модели человеческого поведения. Все чаще читаем в прессе про людей, чьи имена у всех на слуху, о тех кто является объектом внимания, а иногда даже и поклонения. Появляясь практически повсеместно, они транслируют свой образ жизни, моральные, жизненные установки, отношение к происходящему в стране и мире и даже свой имидж. И конечно не малая доля в этой сфере отводится политическим фигурам. И Владимира Жириновского можно по праву считать одним из самых ярких политических деятелей современности.

Данная курсовая работа посвящена теме медиа образа Владимира Жириновского в современных печатных изданиях общероссийского масштаба.

В последние годы политика стала восприниматься более «персонализировано», через призму личностных особенностей конкретных политический деятелей. Увеличилось число политиков, представляющих самые различные движения, партии, фракции. Перед каждым человеком встала проблема необходимости выбора из многочисленного списка баллотирующихся одного кандидата, отвечающего личным представлениям о том, каким должен быть политический лидер. Открытым остается вопрос: какие механизмы влияют на формирование образа политического лидера в сознании масс.

Все чаще мы сталкиваемся с противоречием, когда образ политика, создаваемый в массовом сознании средствами массовой информации, в частности печатными органами, не совпадает с его реальными характеристиками и способностью эффективно решать поставленные перед политиком задачи. Налицо явные манипуляции с сознанием масс, снижение порога рационального осмысления политических процессов.

При этом образ политического лидера, внедряемый в массовое сознание, предстает как сложный социально-психологический феномен, в котором отражена совокупность его реальных личностных качеств, сформированных его деятельностью, средствами массовой информации, политической рекламой на фоне соответствующих стереотипов массового сознания. Инструментарий и выводы исследования базируются на основных положениях компетентного подхода, применяемого в психологии, культурологи и философии, на анализе газетных статей и интервью свыше обозначенным политиком в контексте исследований феномена медиа образа.

11 стр., 5041 слов

Роль масс-медиа в современном информационном противоборстве

... и человека. Целью курсовой работы является определение роли масс-медиа в условиях современного информационного противоборства. Задачи исследования: )определить роль и место средств массовой информации и массовой ... функция выполняет трансформацию состава общества и изменяет характер и содержание социально-политических отношений во всех сферах. Получается, что одна функция выполнима с учетом ...

Эмпирической базой исследования

Объектом нашего исследования является медиаобраз.

Предметом нашей работы станет образ лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского в массовой и официальной общественно-политической общероссийской прессе.

Цель нашего исследования

В связи с этим мы ставим пред собой следующие задачи:

)раскрыть понятие медиа образ

2)изучить приемы и методы создания образа

)проанализировать медиаобраз В. Жириновского созданный массовой общественно-политической газетой «Московский комсомолец»

)проанализировать медиаобраз В. Жириновского, созданный официальным изданием «Российская газета».

Глава I. Медиаобраз в печатных периодических изданиях: понятие и способы создания

1.1 Структура медиаобраза

Для того чтобы понять структуру медиаобраза, мы рассмотрим его составляющие, которыми являются имидж и образ.

Понятие «имидж», в психологическом аспекте имеет множество определений одно из которых — «целостное видение конкретного социального объекта, построенное на базе его стереотипизированного восприятия, эмоционально окрашенный схематизированный образ этого объекта, представленный в сознании его социального окружения». Термин «имидж» чаще всего используется, когда речь идет о конкретной личности. В социологии под имиджем подразумевается — «целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании имидж возникает и корректируется в результате восприятия и сопутствующего профильтровывания поступающей из внешней среды информации о данном объекте сквозь сеть действующих стереотипов. В качестве обладателя имиджа может выступать любой объект окружающей действительности».

Г. Почепцов в работе «Профессия имиджмейкер» опираясь на труды других авторов выделяет следующие типы имиджа:

. Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе.

. Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж политика или организации в не меньшей степени, чем реальные поступки. Это не просто взгляд внешней публики вообще (хотя он может быть весьма существенным для данной организации или данного политика), это могут быть взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. И самой важной задачей здесь становится не столько благоприятный, сколько верный, правильный тип имиджа.

. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для новых структур, которые только создаются. О них еще никому ничего не известно, поэтому именно этот желаемый имидж и может выступать в виде единственно возможного. Мы достаточно часто встречаемся с таким подходом в описаниях и самоописаниях партий и новых общественных движений. Каждый приход нового лица в старую структуру тоже сразу увязывается с ее новым желаемым имиджем.

12 стр., 5793 слов

Имидж телеведущего на рейтинг программы

... а именно: 1. раскрыть понятие имидж; 2. проанализировали что такое «идеальный» имидж телеведущего, и каким образом он создается; 3. Рассмотреть технологии создания имиджа телеведущего; Объектом данного исследования является коммуникативная ...

. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы. Здесь и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности. Особенно важен подобный тип имиджа для финансовых структур. Эта область должна интересовать тех, кто работает в области PR, например, трастовые компании.

. Множественный. Это имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

. Отрицательный. Это имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом, то есть вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно

При запуске такого отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения. В соответствии с определенными законами коммуникации сделать это весьма сложно: считается, что легче запустить новый стереотип, чем опровергнуть имеющийся. Поэтому одной из возможных стратегий считается показ заинтересованности оппонента именно в таком представлении события.

жириновский медиаобраз политическая пресса

Что же касается образа то». субъективный характер образа делает его совершенно особым проявлением сущности того объекта, который он презентует…» пишет в своей работе С.Д. Смирнов. А в психологических словарях можно найти и такое определение образа: «Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий» .

Таким образом рассмотрев структурные компоненты медиа образа, на основании полученной информации мы можем перейти к формулированию понятия медиа образа в целом.

«Медиа образ — это отражение имиджа объекта в зеркале масс-медиа, т.е. ровно те его элементы, которые были отмечены в СМИ». «Понятие «медиа образ» обозначает то суммарное представление о человеке (предмете), которое создается средствами массовой информации в результате отражения в журналистских материалах тех или иных его черт, тех или иных сторон его жизни. Это представление выступает в качестве этапа формирования в общественном сознании целостного образа, который создается усилиями разных субъектов духовного творчества. Вместе с тем медиа образ является частью такого целостного образа, существуя документировано, в виде текстов СМИ, а потому обладающей известной автономностью и поддающейся исследованию».

То есть медиа образ это то, что создается на основе работы СМИ, в нашем случае печатных изданий, своеобразная коллективная работа журналистов создает медийный образ человека или предмета.

Итак, под медиа образом в данной курсовой работе мы будем понимать отображение объекта материального мира (в данном случае политического деятеля В. Жириновского) в СМИ, выполненное средствами журналистики, содержащее некоторое структурное сходство с объектом и основанное на определенной мировоззренческой системе автора.

5 стр., 2067 слов

Имидж в шоу-бизнесе

... имидж создается, основываясь на личных психологических и физиологических особенностях. Имидж - это закодированное послание, призыв к многозначному диалогу, приглашение, игра. В шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, ... Цензура постепенно отмерла, и появилась так называемая советская модель раскрутки. Раскручивались артисты в основном в расчете на прибыль от концертов, причем главным инструментом ...

Для аудитории основным источником получения информации о политической реальности выступают массмедиа. Именно они формируют представления о событийной структуре политической реальности, ранжируют явления политической жизни по определенным шкалам их социальной значимости, выступают интерпретаторами фактов политики.

СМИ выступают, с одной стороны, фильтрами, отбирающими для массовой аудитории группы актуальных политических проблем, а, с другой стороны, — дизайнерами виртуальной политической реальности, на основании которой граждане выносят свои суждения о политике. Более того, именно СМИ обладают сегодня наибольшими техническими и идеологическими возможностями по формированию векторов общественного мнения и доминант политических предпочтений публики.

Главными медийными конструктами, из которых складывается виртуальная политическая реальность, выступают события, новости и медиа образы (имиджи) политических субъектов и институтов.

Вместе с тем, применяя определенные технологии воздействия, СМИ способны значительно увеличить интерес общественности к тем или иным событиям или персонам, сделав их на какое-то время центральными и наиболее значимыми в обсуждаемой повестке дня.

Медиаобразы задают и формируют определенное видение политических реалий, придают имиджевый характер политическим объектам. Другими словами медиа образы, вступая в пространство политики, выступают репрезентантами политических имиджей.

Репрезентации политических имиджей посредством трансляции медиа образов в последнее время выступают предметами пристального внимания политологических исследований.

Как мы видим, понятие образ, имидж и медиа образ тесно сплетены между собой. Этим понятиям свойственна изменчивость, и вместе с тем стереотипность восприятия.

Некоторые отечественные имиджмейкеры, специализирующиеся в сфере политического консультирования, не без оснований разводят понятия «имидж» и «образ», хотя последнее и является дословным переводом английского image на русский язык. Так, в частности, рассматривая проблему формирования имиджа кандидата в ходе предвыборной компании, Е. Малкин и Е. Сучков отмечают: «Говоря о имидже кандидата, мы будем иметь в виду его внешний вид, манеру держаться и говорить и т.д. Под образом же кандидата мы понимаем представление о нем, которое формируется в головах избирателей. Понятно, что имидж и образ кандидата связаны между собой (а также с реальной личностью кандидата), но далеко не тождественны. Иногда специалисты говорят в этом плане о личном имидже и социальном имидже, однако, нам такая терминология, хотя и абсолютно точная, представляется несколько громоздкой».

Вначале создается имидж того или иного объекта. Имидж начинает тесно взаимодействовать с образом — у аудитории формируется эмоциональное отношение к объекту. Коллективная работа журналистов формирует медиа образ объекта на основе его имиджа и образа.

7 стр., 3357 слов

Современные политические лидеры

... состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны. Имидж политического лидера политический лидерство диктатор оппозиция имидж Имидж политика, по определению "Энциклопедии Этикета" - это специально формируемый образ в глазах ...

Подводя итог выше сказанному мы можем выделить основные критерии медиа образа:

) Субъективность

) Обусловленность внешними факторами (историческими, религиозными, внутриполитическими и т.д.)

) Изменчивость

Медиа образ создается разными журналистами, одни характеристики могут противоречить другим, к примеру такая категория образа как «возраст» может быть описана одними СМИ в положительном ключе, другими в отрицательном. Молодость может быть расценена как неопытность или наоборот будет являться неким новаторством.

Медиа образ это коллективная работа журналистов, в силу чего он не может целиком состоять из положительных или отрицательных компонентов.

Что же касается медиа образа политика, то он вполне может быть однообразным, такая ситуация характерна для стран с авторитарной моделью управления. «В авторитарной стране пресса не должна критиковать правительство и его политику, новости должны побуждать к поддержке политики правительства. В странах с демократической моделью ситуация другая — пресса должна критиковать правительство, когда чиновники и политики ошибаются, Новости должны стимулировать критическое отношение к политике правительства».

1.2 Методы создания медиа образа

Мы выяснили, что существование медиа образа не возможно без главных его компонентов — образа и имиджа. Для того чтобы понять технологию создания медиа образа мы должны знать, как создается имидж и образ.

В.М. Шепель отмечает, что имидж человека вытекает из прошлого опыта, и является сложным системным образованием. Он должен быть целостным образованием, все его черты не должны противоречить друг друга.

«Имидж — это тот образ, который возникает в общественном сознании в результате воздействия личности лидера на социум, главным образом, через СМИ. Средства массовой информации, с одной стороны, отражают образ, создаваемый самим лидером и его имиджмейкерами, а с другой стороны сами формируют этот образ, иногда спонтанно, а, как правило, целенаправленно».

В нашей работе мы анализируем медиа образ видного политического деятеля современной России В.В. Жириновского. Безусловно лидерство — это главное качество медиа образа политика. Жириновский стал знаковой фигурой не только для государственного центра, но и для России в целом.

В разное время медийный образ Жириновского претерпевал некоторые изменения в СМИ, тем не менее политик продолжает оставаться в сознании многих людей оппозиционером и приверженцем крайних мер.

Для того чтобы лучше разобраться в методах построения медиа образов, мы решили разделить его на компоненты:

Первый — политические позиции лидера.

Второй — практическая политика лидера.

2 стр., 729 слов

Кого можно назвать «лидером»? (2 варианта)

... силой духа, харизмой, решительностью. Таким образом, настоящий лидер — этот тот, кто может увлечь за собой коллектив ... и силу воли. Он имел непогрешимый авторитет в своей среде, поэтому даже смог ... новую литературу и обдумывать актуальные темы. Евгений был магнитом для людей разных сословий и воззрений. ... была уготована миссия разрушения отживших основ, на месте которых должно было появиться нечто ...

Третий — личные качества лидера.

Самый большой и чрезвычайно важный для политика компонент имиджа — «политические позиции». Он отражает всю информацию, которая проходит в прессе относительно социально-экономической и политической платформы лидера и стоящих за ним сил. Иными словами, данный компонент отражает информацию о том, что предлагает политический лидер обществу.

Политическая практика лидеров. Данный компонент имиджа политических лидеров отражает ту информацию, которая освещает реальные действия лидера. Являясь равнозначным компоненту «политические позиции», он тем не менее несёт более важную нагрузку как функциональный инструмент политической борьбы. Уровень требований к активно действующему политику на этом направлении особенно высок: информация о провалах в сфере реальной политики, взятая в разработку СМИ, превращается в мощный дискредитирующий фактор, способный в некоторых случаях перечеркнуть перспективы карьерного роста и независимой политической деятельности.

Третий компонент, личные качества лидера достаточно дистанциирован от двух предыдущих. Информация, касающаяся личности лидера, оказывает глубокое воздействие на массовое сознание и в определённых случаях может оказаться решающим фактором, обеспечивающим симпатии или антипатии широких слоёв населения. Данный компонент представляет собой очень выгодную позицию для ведения боя в конкурентной борьбе политических лидеров.

Визуальный имидж лидеров. Результаты исследования по этому компоненту позволяют оценить силу визуального воздействия информации, проходящей по лидерам в прессе. «Появление имени лидера в заглавии статьи, отведение ему больших газетных площадей, публикация фотографий и иных изображений, создает отдельный мощный канал воздействия на социум».

Очень важным является постоянство имиджа, его узнаваемость во все новых ситуациях.

Лидер — это другой. Мы отдаем ему свои голоса, поскольку он отличен от нас. Стиль политика в этом плане акцентирует чисто мужские качества. Он должен активно демонстрировать нам чувства агрессивности, соперничества. Лидер не может извиняться за свои действия. В вину ему может быть поставлено только то, что он сам признает.

Внешний вид лидера перестает быть только его собственной заботой. Появившись на людях, лидер не может проявить замешательство, волнение — все это нарушит его имидж всезнающего, всесильного, прекрасно владеющего собой отца нации. Политики даже решения свои принимают в соответствии с теми имиджами, которые сложились у них в голове.

При этом технология построения имиджа из заданных характеристик не требует усилий, достаточно подчеркивать те черты, которые существуют в действительности — они должны быть особо привлекательны для избирателей с точки зрения их представлений об идеализированном лидере.

30 стр., 14525 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет «Lenta.ru», ...

... работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; ... в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и ... повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев; отношение автора к изображаемому; способы и ...

«Политика можно описывать при помощи таких характеристик: место рождения, принадлежность к определенному классу, образование, достаток (богатство).

Для западного мира важными характеристиками могут быть вера и цвет кожи».

Место, где родился лидер, существенно влияет на избирателей. Сельское детство, проведенное в Черниговской области, постоянно упоминалось в предвыборном марафоне Леонида Кучмы. В западных регионах Украины хорошо знают, что Леонид Кравчук родился в Тернопольской области. Кстати, все первые лица советского времени, на удивление, были родом из сельской местности. Важное значение имеют составляющие имиджа политика, или политик на фоне неполитики.

К структуре дополнительных составляющих имиджа мы отнесем параметры не основной деятельности человека, а скорее его альтернативного функционирования. Это контекст, в котором действует лидер. Вот его основные составляющие: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости.

В этом списке есть все то, что носит альтернативный характер, что может так или иначе варьироваться. Если нам сложно поменять основную функцию лидера (поскольку она является для него определяющей), то остальные функции явно могут иметь варианты, более или менее выгодные для лидера. Но главным правилом имиджмейкера должно стать обязательное заполнение этой информационной ячейки (в противном случае она будет заполнена массовым сознанием произвольно).

«Тогда и оппонентам будет труднее внедрить в массовое сознание новую информацию, им придется преодолевать барьер уже существующей установки. Это один из имеющихся в арсенале имиджмейкера видов оружия, один из рычагов воздействия, и было бы неправильно с точки зрения разумной стратегии оставлять его неиспользованным».

Е.Б. Шестопал в работе «политическая психология» выделяет следующие характеристики образа лидера:

внешность (одежда, манера поведения) и телесные характеристики (здоровье — болезнь, физическая конституция, полнота — худоба, вредные привычки, маскулинность — фемининность, возраст, темперамент, физическая привлекательность);

психологические особенности (характер, отдельные черты, речевые обороты) и морально-этические оценки политика;

политические, профессиональные и деловые качества (опыт, политические взгляды, лидерские качества, навыки политической деятельности, компетентность) .

Каким бы ни был набор привлекательных качеств того или иного лидера по содержанию, эти качества необходимо также оценить с точки зрения двух других личностных измерений: силы и активности. Личностная сила, без сомнения, укрепляет привлекательность политика. В этот параметр входят такие компоненты, как здоровье, возраст, физические и интеллектуальные ресурсы, психологическая устойчивость, способность защищать интересы страны и многое другое. Оценивая все ответы респондентов по этому показателю, мы получаем дополнительный инструмент, отсеивающий многие, казалось бы, бесспорные личные черты (например, ум, компетентность), которые без силы не много дают для оценки и прогноза политической карьеры лидера.

11 стр., 5043 слов

Политика и ее роль в жизни современного общества

... науки и ее роль в жизни современного общества. Задачи работы – определение и выявление границы политики в обществе, показать структуру и функции политики, рассмотреть взаимоотношения политики и морали. 1. Политика и ее роль в жизни современного общества Понятие «политическое» ...

В российской политической культуре вообще и в постперестроечный период особенно параметр силы играет особую роль. Не только сила, но и насилие традиционно оценивается в российской и советской традиции достаточно амбивалентно, но чаще — со знаком плюс. Что делает фигуру скандально известного Жириновского весьма популярной. Это не удивительно в условиях незрелости правового государства. Здесь уместно отметить, что «мало кто из респондентов будет открыто восхвалять насилие. Но даже в осознаваемых оценках качеств, которые нравятся или не нравятся респондентам, есть менее осознанный слой аттитюдов, связанный с представлением о том или ином политике как о сильном или слабом».

Сказанное о параметре силы во многом относится и к показателям активности. Активность как личностная характеристика политика имеет отношение к исполнению властных полномочий.

В образе политика, каким его видят респонденты, всегда есть «двойное дно» — те пласты образа, которые самими респондентами не осознаются. При этом одни бессознательные характеристики связаны с индивидуальными особенностями того, кто оценивает политика, другие — с массовыми стереотипами, порожденными средствами информации, третьи коренятся в глубинных представлениях, общих для людей данной культуры.

Таким образом мы можем говорить о том, что медиа образ это коллективная работа СМИ, имиджмейкеров и самого медиа объекта. При выявлении особенностей образа стоит опираться на исторические, религиозные, внутриполитические факторы.

Медиа образ складывается из множества мельчайших деталей. Образ политического лидера должен быть устойчив. Резко меняющиеся взгляды и поведение могут оттолкнуть аудиторию.

Политик должен выглядеть уверенным, отличаться от других. Например избирателям Владимира Жириновского нравится его прямолинейность и экстравагантная манера общения.

СМИ активно влияют на создание медиа образа, причем часто медиа образ многогранен. Достаточно вспомнить что некоторые группы СМИ поддерживают открыто славянофильские выпады Жириновского, а некоторые напротив порицают.

Глава II. Медиаобраз В. Жириновского в СМИ

2.1 Специфика медиаобраза Владимира Жириновского в массовом общественно-политическом издании

Во второй главе мы проанализируем медиаобраз Владимира Жириновского для чего воспользуемся следующей оценочной шкалой

. Позитивный образ

. Нейтральный образ

. Негативный образ

Для наглядного представления оформим положительные и отрицательные категории образа в таблице. Кроме того в работе мы будем учитывать визуальные факторы создания образа — иллюстрации.

«Московский комсомолец» — это общероссийское, ежедневное общественно-политическое издание. Распространяется во всех 83 субъектах РФ, странах СНГ, а также в ближнем и дальнем зарубежье. На сайте газеты можно найти следующее описание ее деятельности: «Газета специализируется на публикации острых социальных и политических материалов, экономических обзоров, городских новостей, светской хроники и развлекательной информации. Отличается эмоциональностью и узнаваемым стилем письма. По заключению английской Википедии, публикует попросту «сенсации и провокации». В последние годы материалы газеты содержат много высказываний, расцениваемые как ксенофобские. В результате мониторинга ряда российских СМИ, проведенного Московской Хельсинкской группой и Центром развития демократии газета Московский комсомолец признана «безусловным лидером по количеству высказываний, способствующих возбуждению национальной розни».

4 стр., 1971 слов

Искусство и политика

Мы, конечно, не говорим о прагматике, т.е. использовании какими-либо политическими организациями и политиками каких-либо произведений искусства в своих целях. В другом смысле, искусство, конечно ... актёр, например, видят не саму личность, а созданные им образы героев на экране телевизора. Ну и за музыкантов там, поддержат потому, что творчество нравится, а ...

За время нашего исследования в «Московском Комсомольце» было опубликовано 18 материалов о Владимире Жириновском. Рассматриваемый нами период оказался для политика не самым благоприятным, в связи с последними высказываниями лидера партии ЛДПР по поводу Кавказской политики. Но, несмотря на происходящие с ним события, Жириновский по-прежнему, выступает в роли сильного лидера.

В материале «Владимир Жириновский разъяснил слова в адрес Кавказа: под колючей проволокой имелись в виду блокпосты» (см. приложение1), газета публикуют комментарий политика. Он приносит извинения, за то, что его неправильно поняли, в целом сохраняя сой имидж экспрессивного политика.

В материале мы видим положительный черты: характер (спокойный) и высокие профессиональные навыки. Только сильный человек, способен признать свои ошибки, но сама ошибка состоит только в том, что некоторые его неправильно поняли.

В целом медиабораз Жириновского в «Московском комсомольце» представлен неоднозначно. С одной стороны это негативные публикации «Парламент Дагестана призывает власти России разобраться с Жириновским» (см. Приложение 2), «Депутат Магомед Вахаев просит думскую комиссию проверить Жириновского на экстремизм» (см. Приложение 3) и т.д. Но и сами негативные публикации издания создают образ «жертвы» пострадавшей за правое дело.

Жириновский как бы выступает заложником межнациональных отношений, создается образ человека не имеющего права свободно высказать свое мнение. Позитивные публикации среди которых: «Партия Жириновского перейдет на вегетарианскую пищу» (см. Приложение 4), «Жириновский хочет отменить ЕГЭ и армейский призыв» (см. Приложение 5), аппелируют к наиболее животрепещущим социальным темам живописуя образ героя, пекущегося о нуждах народа.

Выразим характер журналистских произведений в процентном соотношении друг к другу:

Позитивный образНейтральный образНегативный образ40% (7 публикаций) 60% (11 публикаций)

Однако, стоит заметить, что данное деление на положительно-отрицательные характеристики, весьма условно, потому как нападки на лидера партии со стороны кавказских политиков, русским населением могут восприниматься в патриотическом ключе. В данной курсовой, производя имиджевое деление материалов, мы опираемся на официальную точку зрения.

Стиль речи доминирующий в публикациях о Жириновском — повествовательный.

В следующей таблице мы проанализировали положительные и отрицательные характеристики медиа образа политика в газете «Московский комсомолец»:

Положительный образОтрицательный образуверенныйправдолюбивыйкомичныйсильныйжертва обстоятельств

Обращаясь к основным составляющим медиа образа политики можно сказать следующее:

В газете «Московский комсомолец» внешность Владимира Жириновского, которую мы можем оценить по прилагающимся к материалам фотографиям представлена в стабильном для политика позитивном, слегка неофициальном ключе. Расстегнутый ворот рубахи, говорит о том, что политик не относит себя к белым воротничкам и близок простому народу. Твердые черты лица свидетельствуют о непоколебимой воле;

Что касается психологических особенностей, то пред нами вырисовывается воспитанный, образованный и компетентный политик: «Я сожалею, что у части нашего общества все-таки сложилось отрицательное впечатление. Речь шла только о борьбе с терроризмом. Тема передачи была теракт в Волгограде». В плане морально-этической оценкой политика, сложно сделать объективный вывод, потому что, как уже говорилось выше, именно этот период был для политика сложным. И картина вырисовывающаяся за эти два месяца не соответствует обычной действительности. В рассматриваемых нами материалах, партийного лидера характеризуют как невоспитанного, необузданного, славянофила и человека склонного к экстремизму.

Политические, профессиональные и деловые, лидерские качества политика при этом не пострадали. Он по-прежнему способен вести за собой повинующуюся партию: «Лидер ЛДПР Владимир Жириновский намерен постепенно перевести всю партию на вегетарианскую пищу, так как мясо очень вредно для здоровья», а разгорающийся вокруг скандал не мен=шает ему заботится о населении: «Владимир Жириновский побывал в Ново-Огарево, где предложил Владимиру Путину отменить призыв в армию и единый государственный экзамен на Дальнем Востоке, чтобы привлечь дополнительное население в этот регион».

2.2 Специфика медиаобраза Владимира Жириновского в официальной общественно-политической прессе

В этом параграфе мы обратимся к «Российской газете», которая по роду издателя, форме финансирования и распространения значительно отличается от рассматриваемого нами выше издания.

«Российская газета» — газета, выходящая на русском языке, издаваемая в России, официальный печатный орган Правительства Российской Федерации. Печатается в 44 городах России, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками и тематическими приложениями. Газетой издаются серии книг с государственными документами и комментариями к ним.

Согласно исследованию, «Российская газета» является ключевым источником деловых и политических новостей в российском информационном пространстве».

За время нашего исследования в «Российской газете» было опубликовано 4 материала о Владимире Жириновском. В отличии от частной газеты делающей упор на скандальные публикации в целях привлечения читательской аудитории, государственная газета представляет политика в позитивных красках и не заостряет внимания на произошедшем конфликте.

В материале «Жириновский пришел на заседание Госдумы в траурном костюме из-за Кипра» (см. политике как о эпатажном и неординарном человеке. Что помогает расположить к лидеру партии более молодое поколение.

В материале мы видим положительные черты: прозорливость, умение тонко шутить и не терять чувство юмора даже с серьезных вопросах. «Я оделся в черный костюм. Это день траура по республике Кипр, по Еврозоне, по частной собственности, по Шенгенской зоне, по Евросоюзу. Мы об этом предупреждали много раз».

В общем можно говорить о том, что «Российская газета создает» исключительно положительный образ политика. Который слегка разбавляют, нейтральные «Персона: Владимир Жириновский» (см. Приложение 7) и не ярко выраженные негативные публикации. Выразим характер журналистских произведений в процентном соотношении друг к другу:

Позитивный образНейтральный образНегативный образ80% (2публикации) 10% (1 публикация) 10% (1 публикация)

Так же как и в предыдущей, рассматриваемой нами газете стиль речи доминирующий в публикациях о Жириновском — повествовательный.

В следующей таблице, по аналогии с первым изданием, мы проанализировали положительные и отрицательные характеристики медиа образа политика в газете «Московский комсомолец»:

Положительный образНегативный образуверенныйправдолюбивыйкомичныйэпатажныйсильныйсамобытный

Выделим основные составляющие медиа образа политика раскрытые данным изданием:

В «Российской газете» внешние характеристики Владимира Жириновского несут более негативный оттенок, чем в «Московском комсомольце». Фотографии говорят о напористом и скандальном характере политика.

«Российская газета» представляет нам харизматичного политика, дальновидного, компетентного и вместе с тем обладающего чувством юмора. Сильного лидера умеющего держать удар и с достоинством выходить из положения.

Политические, профессиональные, деловые и лидерские качества, как и в предыдущей газете, поставлены во главу угла. Первым делом политик заботится о народе и справедливости: «Жириновский настаивает на уголовном наказании для навального» (см. Приложение 8).

Заключение

Ни для кого не секрет, что основным инструментом, действенной силой в формировании образа политического лидера, в частности, в настоящее время являются средства массовой информации. Многие исследователи отмечают, что средства массовой информации уже стали «четвертой властью» и зачастую имеют возможность непосредственно влиять, определять и регулировать действия политических субъектов. СМИ, создавая мощные информационные потоки и являясь своеобразным ретранслятором деятельности органов власти, способны существенно повлиять на формирование общественного мнения. СМИ играют важную роль и в процессе взаимодействия органов власти с гражданским обществом. В современном мире именно массовая политическая коммуникация обеспечивает взаимообмен информацией между политической и социальной системами, а СМИ, с помощью которых она осуществляется, являются важнейшим политическим институтом. При этом аудитория становится свидетелем политических событий, носителем политических симпатий и антипатий. Вместе с тем возрастает и роль журналистов, которые, отбирая определенные факты, и дополняя их своими комментариями, в значительной мере выступают организаторами общественного сознания и общественного настроения. В этой связи говоря о медиаличности Жириновского, необходимо помнить, что публичный образ этого долгожителя российской политической сцены весьма неоднозначен.

В результате проведенного нами исследования мы сформулировали определение понятия медиа образ, изучили приемы и методы его создания. В результате чего мы выяснили, что медиаобраз — это сложная система многостороннего отображения объекта материального мира (в данном случае политического деятеля В. Жириновского) в СМИ, создаваемое средствами журналистики, содержащее некоторое структурное сходство с объектом и основанное на определенной мировоззренческой системе автора.

А также мы проанализировали медиаобраз В. Жириновского созданный массовой газетой «Московский комсомолец» и правительственным изданием «Российская газета», и выяснили следующее:

Как правительственной, так и в массовой прессе журналисты рисуют читателю В. Жириновского харизматичным политиком, дальновидным, компетентным и вместе с тем обладающего чувством юмора. Сильного лидера умеющего держать удар и с достоинством выходить из любого положения. В публикациях можно проследить политические, профессиональные, деловые и лидерские качества политика. Тем не менее, правительственная газета освещает деятельность лидера партии, в более привлекательном, позитивном ключе. Тогда в массовой прессе в публикациях о Владимире Жириновском сделана ставка на сенсационность и объективность, в следствии чего в «Московском комсомольце» нами было выявлено больше материалов негативного толка, чем в «Российской газете» за тот же период.

Кроме этого, мы установили, что медиа образ тесно взаимосвязан с имиджем и образом. Вначале появляется имидж, который включает в себя внешние данные, профессиональные и т.д. Он начинает взаимодействовать с аудиторией, так появляется образ, после чего журналисты коллективно создают медиаобраз, одной из главных характеристик которого является изменчивость. Так же мы выяснили, что медиа образ — это сложная структура, которую невозможно разрушить или создать за короткое время.

Скандал с вопросом Кавказской политики нашел отклик только на полосах частной газеты. Изученные нами печатные СМИ имели кардинально противоположное отношение к созданию медиа образа известного политика. Но оба издания, в общем, давали положительную оценку лидеру партии. Происходило двухстороннее взаимодействие героя и издания.

1. Абашкина Е., Егорова-Гантман Е. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М.: Антиква, 1993. — 280с

. Большой энциклопедический словарь — М.: изд-во АСТ, 2009г. — 816с

. Будаев Э.В. Современная политическая лингвистика. М.: Из-во «Сократ», 2006г.

. Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. и др. Политическая имиджелогия. — М.: Аспект Пресс, 2006г.

. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. — М., 1995

. Ольшанский Д. Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2001.496 с.

. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 2001

. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000г.

. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния, М. 2006

. Шестопал Е.Б. Политическая психология. #»justify»>Интернет ресурсы:

Приложения

Приложение 1

«Владимир Жириновский разъяснил слова в адрес Кавказа: под колючей проволокой имелись в виду блокпосты».

Лидер ЛДПР выразил сожаление по поводу недавних своих высказываний о необходимости ограничить рождаемость на Северном Кавказе и оградить регион колючей проволокой.

«Я сожалею, что у части нашего общества все-таки сложилось отрицательное впечатление. Речь шла только о борьбе с терроризмом. Тема передачи была теракт в Волгограде», — заявил Жириновский на пленарном заседании Госдумы, и добавил, что слова его касались только принятия мер, если совершены теракты.

Под колючей проволокой подразумевались блокпосты. Владимир Вольфович вспомнил события в Москве в октябре 93-го года, когда повсюду были ограждения, разъединяющие враждующие стороны, и посетовал, что не всегда бывает правильно понят.

Напомним, слова лидера ЛДПР вызвали волну негодования у определенной части жителей северокавказских республик, президента Чечни Рамзана Кадырова, а также лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина и других.

Материал: Борис Токиев

Приложение 2

«Парламент Дагестана призывает власти России разобраться с Жириновским».

Депутаты дагестанского парламента на прошедшей 31 октября сессии Народного собрания приняли обращение на имя президента страны Владимира Путина, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, а также спикера Госдумы Сергея Нарышкина с просьбой разобраться с Владимиром Жириновским.

Поводом послужило выступление вице-спикера Госдумы в передаче «Поединок» на телеканале «Россия-1», где Жириновский позволил себе антикавказские высказывания.

«Мы, депутаты Народного собрания Дагестана, от имени всех жителей республики решительно осуждаем антигосударственные, националистические заявления и действия провокаторов — людей, которые разрушают единство России — и просим политическое руководство страны навести порядок, лишить депутатского мандата Владимира Жириновского», — говорится в обращении.

При этом депутаты сразу нескольких фракций Дагестанского парламента, выступившие на сессии, считают, что заявления либерал-демократа могут стать основанием для его привлечения к уголовной ответственности. В частности, Фикрет Раджабов («Патриоты России») призвал власти республики инициировать против Жириновского дело по статье УК «Возбуждение ненависти либо вражды между народами Российской Федерации».

В свою очередь представитель КПРФ, Магомед Магомедов, заявил, что в ситуации с лидером ЛДПР отчасти виноваты федеральные и дагестанские власти, которые своевременно не реагируют на подобные выступления. При этом во фракции единороссов призвали «дать правовую и моральную оценку» высказываниям Жириновского.

Приложение 3

«Жириновский хочет отменить ЕГЭ и армейский призыв».

Пока только на Дальнем Востоке.

Владимир Жириновский побывал в Ново-Огарево, где предложил Владимиру Путину отменить призыв в армию и единый госэкзамен на Дальнем Востоке, чтобы привлечь дополнительное население в этот регион.

Приложение 4

«Владимир Жириновский».

В кабинет Путина Владимир Жириновский вошел бодрым шагом, сжимая в руках увесистую синюю папку. В ней, как выяснилось, оказались предложения по наиболее актуальным, с его точки зрения, проблемам. Перво-наперво лидер ЛДПР посоветовал президенту ужесточить миграционное законодательство, возложив большую ответственность на работодателей. Квоты на прием иностранной рабочей силы, по его мнению, нужно выделять конкретному лицу и жестко контролировать их использование. «Продавать эти квоты фирмы не должны», — подчеркнул Жириновский.

Надо сказать, что его высказывания на тему миграции на сей раз оказались значительно мягче тех, что недавно прозвучали с телеэкрана. Выступая в одной из популярных вечерних программ, лидер ЛДПР предложил обнести Кавказ колючей проволокой и ввести налог на рождение мигрантами второго ребенка. Не удивительно, что в ответном слове Путин мягко, но твердо попросил Жириновского работать с электоратом таким образом, чтобы «они понимали фундаментальные интересы своей страны». Дополнительно ужесточать миграционное законодательство, по мнению главы государства, не нужно. Достаточно соблюдать уже существующие законы и искоренять имеющуюся в этой сфере коррупцию.

Впрочем, самые интересные идеи Жириновского на сей раз касались увеличения численности населения Дальнего Востока. ЛДПР уже напечатала их в отдельной брошюре, состоящей из 23 пунктов. В беседе с президентом лидер ЛДПР озвучил лишь некоторые из них — отменить единый госэкзамен и армейский призыв, а также ввести ускоренную натурализацию для желающих получить российское гражданство. «Тем, кто согласится переехать, например, в Хабаровск, паспорт можно давать сразу, а не через 10 лет», — пояснил свою мысль Жириновский. Путин комментировать эти инициативы не стал. Но в целом, назвал идеи лидера ЛДПР интересными и реализуемыми, заметив, что говорит об этом совершенно серьезно.

Материал: Елена Егорова

Приложение 5

«Депутат Магомед Вахаев просит думскую комиссию проверить Жириновского на экстремизм».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Магомед Вахаев направил запрос в комиссию по вопросам депутатской этики для проверки высказываний вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского о Северном Кавказе на предмет экстремизма, сообщили в аппарате Госдумы.

В запросе также содержится просьба инициировать парламентское расследование в отношении лидера ЛДПР по этому поводу.

Резкую критику вызвали высказывания Жириновского о Северном Кавказе в передаче «Поединок» в эфире канала «Россия 1» 24 октября. Политик предложил контролировать рождаемость в этом регионе для борьбы с терроризмом.

Приложение 6

«Партия Жириновского перейдет на вегетарианскую пищу».

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский намерен постепенно перевести всю партию на вегетарианскую пищу, так как мясо очень вредно для здоровья.

«В Норвегии ввели день без мяса, правда, пока для военнослужащих. Это очень правильно. Мясо — очень вредный продукт. Норвегия — богатая страна, они прекрасно понимают, что нужно приучать людей больше к вегетарианской пище. В ЛДПР не курят, алкоголь не употребляет. Теперь мы еще будем навязывать членам ЛДПР вегетарианскую пищу», — сказал Жириновский журналистам.

По его словам, сам он уже давно не употребляет мяса. «Постепенно будем переходить на вегетарианскую пищу», — заключил Жириновский.

Приложение 7

«Жириновский пришел на заседание Госдумы в траурном костюме из-за Кипра».

Владимир Жириновский сегодня пришел в Государственную Думу РФ в черном траурном костюме. По словам Жириновского, это связано с событиями, происходящими на Кипре.

Как сообщает РИА Новости, лидер ЛДПР не только оделся в черное, но и предложил устроить у нас в стране всеобщую амнистию, которая позволила бы вернуть все иностранные капиталы обратно в Россию.

Я оделся в черный костюм. Это день траура по республике Кипр, по Еврозоне, по частной собственности, по Шенгенской зоне, по Евросоюзу. Мы об этом предупреждали много раз. Никакого злорадства не испытываем, потому что там в основном наши вкладчики и это деньги нашей страны, как бы они их здесь ни заработали, — сообщил Владимир Жириновский.

Напомним, в выходные Еврозона увеличила однократный налог на депозиты граждан в кипрских банках. Для депозитов объемом до 100 тысяч евро этот показатель будет равняться 6,75%, а для сумм, превышающих 100 тысяч, — 9,9%. Эти меры, как ожидается, помогут спасти экономику Кипра от дефолта.

Мы давно предлагали и сейчас предлагаем провести полную амнистию, финансовую, экономическую, налоговую, земельную, дачную, тотальную амнистию по всем позициям, — отметил Владимир Жириновский. По его словам, это позволит вернуть капиталы обратно в нашу страну.