3 5 5 8 9 10 14 14 15 24 27 29 29 33 35 38 |
В В Е Д Е Н И Е
Многие современники уже и не помнят, когда появилось телевидение – так давно это было…
Однако осмысление его роли и особенностей как зрелища и механизма восприятия до сих пор привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, «что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство».
Телевидение как особое, специфическое средство информации, пропаганды и развлечения требует осмысления. Также требует исследований и такая область телевидения как журналистика. Предлагая пищу для размышлений, творческая практика телевидения и его журналистика не могут еще «предложить необходимый материал для определения жестких норм и эталонов». Оказывая большое воздействие в силу присущих телевидению “влияющих и формирующих” свойств на характер развития общества и его членов, на их политические, моральные и эстетические критерии, телевизионная журналистика становится существенным фактором социального управления. Необходимость анализа ее сильных и слабых сторон, осуществленных и неосуществленных возможностей, диктуется ее ролью в современном обществе.
Актуальность
Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие социальных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с наpодом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации. Hаучно-техническая революция, возникновение и расширение влияния общедемократических движений, интенсификация международного сотрудничества и другие важные факторы повышают значение телевизионных передач.
Характер подачи телеинформации, когда телевидение вплетено в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения, имеет большую проблематику как в философском, социальном, творческом и прочем значении, поскольку продолжающееся эволюционное преобразование телевидения оказывает возрастающее воздействие как на материально-пpоизводственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую и другие области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.
В связи с этим целью данной работы является выделение и исследование творческого опыта телевизионной журналистики и тенденций ее развития, чтобы иметь представление о современных возможностях и перспективах представления телеинформации для выявления неиспользованных резервов и роста профессионального мастерства телевизионных журналистов.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ, ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1. Становление телепублицистики
Первые попытки веления публицистического телерепортажа были предприняты в 1952-1953 гг. Передачи из Центрального Дома работников искусств и с промышленных выставок, развернутых тогда в Центральном парке культуры и отдыха г. Москвы, можно считать началом освоения телевидением достижений репортажного радиовещания и кинематографа. «Репортаж на киноэкране был тогда уже жанром вполне определившимся; в частности, было ясно, что дикторский текст-комментарий должен составлять единое целое с изображением — не дублировать его, а дополнять и обогащать. Исходя из этого, литературные работники телевидения стали готовить текст комментария, который во время передачи читал за кадром диктор. Конечно, тот факт, что читался текст, написанный заранее, не мог не отразиться на телерепортаже. Если для киноэкрана с его тщательно отобранным отмонтированным изображением отход от разговорности, «устности» в комментарии — вовсе не порок то для телеэкрана показывающего событие в момент его совершения, необходима живая речь, необходимо слово, творимое импровизационно».
Жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания: аудитория телевидения стремительно росла, становясь, все более массовой.
22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР.
В 1954 г. на Центральном телевидении были образованы редакция литературно- драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и общественно-политическая редакция.
В новые редакции пришли работать впервые в практике телевидения- журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовешания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.
«Процесс становления тележурналистики выразился в попытках создать специфическими телевизионными средствами информационно-публицистические и художественные произведения в жанрах прессы и радиовещания (прежде всего репортажа и интервью, а затем и комментария, корреспонденции, очерка) в апробированных прессой и радиовещанием формах (журнала, обозрения, выпуска новостей и т.п.)».
До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю. Не предпринималось даже попыток разделить публицистические программы по жанровым признакам, любая из них неопределенно называлась “тематическая передача”.
Общие с радиовещанием организационные рамки позволили распространить на телевидении, хотя по началу и ограниченно, информационные задачи, уже давно решаемые радиожурналистикой.
«В ноябре 1954 г. по столичному телевидению был передан очерк известного журналиста Е. Рябчикова. Он рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен выступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием». Так впервые в телевизионный кадр вошел автор – журналист.
В начале 1957 г. накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов были созданы новые редакции: Главная редакция программ для молодежи ЦТ и редакция “Последних известий” (ныне – Информационное телевизионное агентство – ИТА); а также кинопроизводство.
«История журналистики – это в большей мере история становления и совершенствования жанра репортажа. В конце 50-х годов телевидение стало все шире пользоваться репортажем не только как жанром, но и как методом отражения действительности, позволяющим наиболее полно использовать специфические качества языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком». Однако репортажи, в большинстве случаев, велись в виде кинохроники».
Впоследствии стало ясно, что, не прибегая к форме устных сообщений, невозможно дать телезрителю достаточно полную и вместе с тем необходимую информацию о важнейших событиях.
В 60-е годы дальнейшее совершенствование получила материально-техническая база телеинформации: редакции были оборудованы телетайпами, выросла сеть собственных корреспондентов, кинопроизводство получило новую технику. Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с кинохроникой. Стала использоваться словесная форма сообщений, когда событие не удавалось зафиксировать на пленке. Однако в дальнейшем, по мере развития телевидения с все большей очевидностью обнаруживались слабые стороны такой формы передачи информации. Кроме того, «процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков телевизионных новостей, и в нестабильности форм сообщений. Телевизионной информации не доставало качества ансамбля, который создается отчетливой целенаправленностью содержания и гармоничностью сочетания жанров и стилей, какой свойствен хорошо поставленной газете или журналу» . Программа «Время» (стала выходить с января 1968 г.) в некоторой степени устранила эти недостатки, завоевала зрителя, благодаря как регулярности, так и содержательного углубления и увеличения познавательной ценности телематериала.
Многие последующие телепрограммы стали учиться у программы «Время» и подражать ей.
1.2. Развитие «разговорных» жанров на телевидении
Появление и развитие разговорных жанров телепублицистики потребовало введение в кадр автора, особенно в публицистических программах, вызвав к жизни их особую форму – персональную (авторскую) программу. Ее отличие от других состояло в том, что автор- исполнитель выступал перед зрителями как центр и основа программы (С. Смирнов, И. Андроников, В. Зорин и др.).
«Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения сполна раскрылись к середине 60-х годов.(«КВН», «А ну-ка девушки», «Алло, мы ищем таланты» и др.) …Возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизированные действия, были использованы и в других программах».
Среди принципиально новых в 60-х годах форм вещания можно отметить и художественно-публицистическую программу «Голубой огонек». Однако так как телевидение находится в прямой зависимости от политики, после событий в Чехословакии в 1968 г. эти и другие важные программы надолго прекратили свое существование. В 70-х годах разговорные жанры свое дальнейшее “развитие” получили в форме использования видеозаписей после тщательного монтажа.
Возможность прорыва на экран “незапланированной” правды привела к господству на телевидении в 70-х – начале 80-х гг. видеозаписи и ужесточению “внутрителевизионных порядков”. Вместе с тем этот период принес с собой новое творческое использование техники видеозаписи и видеомонтажа, в результате чего появился видеофильм. Однако телепублицистика представляла из себя “застывшую музыку”. Разговорный жанр сводился к разговорам о мнимых победах социализма.
1.3. Телевидение периода «перестройки»
«Гласность, закон о печати, отмена цезуры, вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и авторов информационных программ. …Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов («12-й этаж», «Взгляд», «Общественное мнение» и др.)». Однако, принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Многие прогрессивные передачи были закрыты.
Телевидение в передачах о предвыборной борьбе и со съездов народных депутатов играло лишь роль посредника. Работа режиссеров и операторов по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью.
Некоторые журналисты вместо нейтральности и объективности демонстрировали явную предвзятость, подыгрывали тем или иным лидерам, продолжали отстаивать принцип партийности в эфире. Кто нарушал его, отстраняли от передач. Однако некоторых опальных журналистов народ выбирал в депутаты. Депутатская неприкосновенность для них стала гарантией свободы слова, защитой от всевозможных преследований.
«Отечественное телевидение – плод тоталитарного режима и инструмент его самосохранения. Центральное номенклатурное управление, госбюджетная экономика, вещательно-производственная монополия, установка на среднего зрителя и практически полная изоляция от остального мира – вот совокупность факторов, существовавших до августа 1991 года.
Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной это же переломного 1991 года. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения».
1.4. Тележурналистика в конце ХХ века
В последние годы тележурналистика прошла нелегкий путь преобразований: вырвалась из-под диктата идеологических доктрин, существенно ограничила себя от политической цензуры, перестала быть под давлением государственной собственности.
«Произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьютеры); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка
зрительских интересов».
Дифференциация и профилирование российских телевизионных каналов по различным признакам (тематическому, аудиторному, учредительскому, национальному и др.) обуславливает соответствующее многообразие и телепублицистики.
Так, в частности, канал ОРТ выпускает собственные новости, аналитические программы и различные игровые, развлекательные передачи. Часть программ приобретается у продюсерских компаний АТВ, ВиД и других мелких производителей. Традиционно сохраняются публицистические программы «Тема», «Чтобы помнили», «Взгляд» и т.п.
«Основу программы второго канала – РТР – составляют информационные, общественно-политические, музыкально-развлекательные программы, но по причине крайне скудного государственного финансирования РТР вынуждено также встать на путь коммерции, что приводит к «вымыванию» серьезных программ из вещательной сетки».
Между различными другими сетями идет конкурентная борьба за влияние в регионах. Различные политические, финансовые и творческие силы отстаивают прав вещать, а, следовательно – влиять на общественное мнение, на умонастроение и эмоции людей.
«Для повышения качества телепрограмм в 1994 году создан Российский фонд развития телевидения, при нем Академия ТВ, учредившая ежегодные премии «Тэфи» по 12 номинациям… в номинациях, связанных с журналистикой, ежегодно представляется свыше 300 местных телепрограмм достаточно высокого уровня».
Сегодня телевидение и его журналистика – это живой, постоянно меняющийся организм. Несмотря на трудности развития, интерес зрительской аудитории достаточно высок. Это говорит о постоянном росте качества телепередач и о возрастающей возможности их выбора.
Таким образом, история развитие отечественного телевидения и его журналистики неразрывно связаны с историей нашей страны. Растущий объем и дифференциация информации на каждом отдельном ее этапе способствовали созданию программ для каждой категории телезрителей и для всего общества в целом. С каждым годом аудитория уделяла телевидению все большее внимание. В последнее время, наряду с освоением ТВ трансляций глобальных мегасобытий, происходит разделение программ по особым интересам. Тенденция к трансграничному вещанию с помощью спутников и поиску тем, одинаково интересных в любом регионе, сопровождается локализацией и гиперлокализацией информации на кабельном телевидении. То же можно сказать и о содержании информации. «Растет объем серьезной оперативной информации и интерес к ней со стороны зрителей – и одновременно экран заполняется дешевыми в производстве псевдоинформационными передачами…Огромные усилия затрачиваются на создание чего-то оригинального, непохожего – и вместе с тем происходит беззастенчивое копирование наиболее удачных форм, ведущее к нивелированию программы».
Принцип сбалансированного программирования для массовой аудитории сохраняется в общенациональных телекомпаниях, его придерживаются и некоторые развлекательные кабельные каналы. Но с каждым годом жанровый диапазон таких программ становится все более ограниченным. И то, что некогда составляло часть их репертуара, обнаруживается теперь на тематических, узко специализированных спутнико-кабельных каналах.
Последующие годы станут этапом нового прорыва в телевизионных технологиях. Но «на телевидении главное значение имеет вовсе не степень совершенства техники. Главное – был бы тот человеческий, интеллектуальный, нравственный импульс, который стоит передавать, который заставит откликнуться других людей. Главное – куда и для чего направлены объективы. Главное – слово и чувство, мысль и образ, ради которых существует и совершенствуется техника».
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
2.1. Телевидение сегодня и завтра
В конце ХХ века в традиционной системе массовой информации – печать, радио, телевидение – «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации».
Кабельное телевидение. Работников кабельного телевидения интересует не только творческая самостоятельность, но и возможность сделать свой бизнес. Однако, на демонстрации только фильмов с видеокассет создать полноценную программу невозможно. Поэтому в штаты “кабельщиков” набирают репортеров для подготовки выпусков региональных новостей, интервью с представителями местных органов власти и организации других тематических программ. Ввиду относительно слабой финансовой и технической базы перспективным направлением для российских кабельных сетей является международное сотрудничество в области спутникового вещания, а также взаимодействие с крупнейшими российскими эфирными станциями.
Сотовое телевидение. Работающее в микроволновом диапазоне сотовое телевидение позволяет применять малогабаритные технические средства. К ним можно подключать компьютер, телефон, пользоваться Интернетом. Это предоставляет журналистам дополнительные возможности: телефонное интервью, компьютерно-телевизионный опрос и другие.
Интерактивное телевидение. Технические возможности интерактивности позволяют не только многократно увеличить количество каналов вещания, но и обеспечивают журналистам “удобный спектр” формирования информационных выпусков, использования электронной энциклопедии (базы данных), применения различных жанров телевизионной публицистики.
Спутниковое телевидение. Содержательный стержень спутникового вещания – это прямые трансляции и передача новостей. Неограниченные возможности для журналистов предоставляют круглосуточные специализированные информационные, спортивные и музыкальные каналы, основанные создателями крупных спутниковых телекомпаний.
2.2. Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики
В объеме одной курсовой работу невозможно в полном объеме дать характеристику современных тенденций развития всех жанров телевизионной публицистики. Поэтому мы ограничимся кратким изложением перспектив всех основных жанров и более подробно остановимся на телерепортаже.
Видиосюжет. Сегодня автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых творческих и организационных проблем. Это происходит потому, что у нас не утвердилась еще такая профессия, как продюсер. На него в будущем ляжет ответственность за выбор темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана и даже участие в съемке и монтаже написанного текста.
Отчет. Жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем. Тематическая основа отчета – событие определенного социального значения. И написание текста, которым сопровождается показ отснятого материала, в будущем не будет требовать, как сейчас, присутствие журналиста на съемках. Отчеты с текстом и без него, в полном или сокращенном виде записи будут составляться непосредственно в телестудии.
Интервью. Уже сейчас беседы журналиста с политическими, общественными или иными деятелями по актуальным вопросам зачастую происходят “на расстоянии”. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, будут использоваться традиционные и сейчас виды интервью. Но доминирующими способами общения, на наш взгляд, станут диалоги, проводимые за пределами студии и через спутниковые средства связи.
Обозрение. Один из наиболее традиционных, устойчивых жанров современной аналитической публицистики, как представляется, будет трансформироваться от монологическо-диалогического характера к дискуссионному с большим количеством участников в сопровождении тематических клипов и рекламы. Изобразительные средства, с помощью которых на экране представляется обозрение, общественных событий, будут более разнообразны. Оперативный материал информации и архивный видеоматериал будут отбираться и компоноваться ЭВМ в соответствии с логикой авторской мысли.
Пресс-конференция будет, как нам кажется, больше походить на ток-шоу. В самих же ток-шоу будут расширены возможности подключения к разговору телезрителей по телефону, в сети Интернет и «громкой связи» в студии. Непременно расширится обсуждение видеосюжетов и видеорепортажей. Не будет забыт и «телемост», его применение от политических тем расширится до познавательных и развлекательных передач.
Очерк. Наиболее богатый изобразительными средствами и выразительными возможностями важнейший жанр художественной публицистики – очерк – будет распространяться и на другие жанры. Органичное сочетание исследований документального материала и рассказа приведет к созданию более образных характеристик и значительной степени типизации во всех жанрах публицистики. Очерк аккумулирует и очевидную фактичность, и проблемность, и аналитичность как проявление авторской позиции.
Вернутся на экраны телевизоров и относительно забытые сегодня сатирические жанры: фельетон и памфлет. Возможно, свое рождение найдут и другие. Шире будут использоваться жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики – эссе , и жанр, в котором образность преобладает над информационностью – зарисовка.
Репортаж. Наиболее распространенный, действенный и ведущий жанр тележурналистики – репортаж.
Репортаж телевизионный — это, используя известное выражение уже не в переносном, а в прямом смысле слова — «жизнь в формах самой жизни». Наблюдая процессы реальной действительности в их возникновении, становлении и развитии, репортер создает особое состояние сопричастности, психологического и эмоционального соучастия аудитории. Это состояние называют «эффектом присутствия», и его также следует считать одним из основных признаков жанра.
Обладая рядом общих признаков с жанром в газете, на радио, в кинематографе и вместе с тем отчетливо обнаруживая свои, специфические качества, репортаж телевизионный как жанр далеко не однозначен. Следовательно, возникает вопрос: какие существуют разновидности телерепортажа? Ведь в их познании — ключ к творческому овладению жанром, к решению различных пропагандистских задач. Таким образом, перед нами опять встает вопрос о классификации репортажа.
Любая классификация определяется тем основным, генеральным признаком, который заложен в ее основу или, пользуясь терминологией, принятой в логике, зависит от основания деления.
Среди множества оснований деления можно принять признак, наиболее близкий журналистской деятельности: классифицировать телерепортаж в зависимости от объекта и по принципу участия репортера в структуре репортажа.
События, которые показывает телевидение, подчинены лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, они происходят перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но «за кадром», по ту сторону экрана, идет напряженная работа, не зависящая от того, идут ли кадры в прямой эфир непосредственно, или фиксируются на магнитную пленку: операторы, стоящие у камер, меняют объективы и точки съемки, убирая лишнее, выделяя детали и т.п. И все нити от «глаз» и «ушей» техники сходятся к режиссерскому пульту, где осуществляется монтаж. А зритель, в конечном счете, видит своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события.
Журналистская работа — это отбор социально значимого объекта, т.е. реального факта, события, явления. С этого, по существу, и начинается оценка, выражающая идейно-политическую позицию автора. Ведь и оператор, и режиссер не могут не выражать своего отношения к событию.
Человек, оперирующий камерами, всегда имеет свою точку зрения (и как художник, и как политик), и с этой точки зрения он вглядывается в происходящее. В первоначальном отборе материала и заложены начала журналистского видения жизни тех, кто «творит реальность» зрительными образами.
Однако в подобной форме передач митинга, сессии, торжественного церемониала и т.п.) всегда следует помнить о двух определяющих факторах: во-первых, о неприкосновенности самого жизненного явления, невозможности его обработки, перестройки; и, во-вторых, о том, что на экране предстает не описание события, а само событие — в реальных, физически зримых образах.
Первая, начальная форма использования прямого телевидения может быть названа не комментированным показом или трансляцией события, это и есть простейший вид телерепортажа.
Характер репортажной передачи определяется содержанием материала, диктуется самой жизнью. Только соответствие формы содержанию, конечно, при главенстве последнего, при подчинении ему, обусловливает в результате достоинства передачи, ее пропагандистский и познавательный смысл. Истина эта в журналистской практике и теории общеизвестна.
Иные события, явления действительности хотя и не допускают прямого вмешательства творческой мысли режиссера и сценариста, но решаемые лишь визуальными средствами (без словесного комментария), они утрачивают на экране значительную часть своего содержания: для телезрителя многое может остаться непонятным, или неверно понятым, или просто незамеченным.
Именно объективный характер материала определяет другой вид телевизионного репортажа: комментированный репортаж. Здесь уже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, хотя само событие предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер, как очевидец события, наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.
Репортер — это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к явлениям и фактам действительности он помогает понять суть, смысл происходящего на экране.
Какой же материал должен служить объектом комментированного телевизионного репортажа? Очертить его строгими рамками, сгруппировать по каким-либо признакам невозможно. Все зависит от того, в каких условиях, с какой целью, по какой причине происходит то или иное событие, насколько велик его политический смысл или познавательное значение, общественный к нему интерес, будь то официальные события: церемонии торжественных встреч государственных деятелей, или открытие выставок, пуск промышленных объектов, наконец — спортивные соревнования.
Всем этим жизненным явлениям присуща общая, особенно важная для телевидения закономерность: в их основе лежит действие, развивающееся во времени и в пространстве, т.е. непременно наличествует «репортажный стержень» как основа передачи.
И главная творческая проблема в подготовке и проведении таких репортажей — проблема сочетания изображения и слова.
В передаче события по телевидению определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера находящегося по другую сторону экрана не организует, не ведет действие, а наоборот следует за ним.
Каким же должно быть это слово — живое слово журналиста ведущего репортаж?
Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не может подобно газетчику размышлять над каждым словом каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, выправить его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель, так же изумляясь, так же волнуясь, так же «болея», как и сидящие у телевизоров. Вся подготовка к репортажу в подобных случаях сводится к сбору предварительных, но по возможности самых полных сведений о предстоящем событии. А задача — та же, что и у радиожурналиста или газетчика искать и находить одно-единственное словосочетание слов, находить яркий запоминающийся образ, емкую, порой и остроумную фразу.
Как некомментированный репортаж (трансляция), так и репортаж с закадровым комментарием хотя и в разной степени, но обладают следующими общими и обязательными чертами: во-первых, композиционным строем передач как бы «владеет» само жизненное явление — событие; изменить его развитие невозможно, допустима лишь интерпретация происходящего либо в характере показа, либо в словесном закадровом комментарии; во-вторых налицо стабильный «эффект присутствия» — совпадение во времени действия и его восприятия зрителем. В-третьих, динамика отражения объекта, развитие в пространстве и времени, зримо раскрывающее логика события. В-четвертых, экранная природа обусловливает то, что перед зрителем предстают сами факты, а не описание их (при этом комментирующее слово в данном случае играет роль, подчиненную зрительному образу).
Основным предметом рассмотренных видов репортажа остается факт, событие, однако в комментарии репортер может уйти от констатации фактов к их объяснению и толкованию происходящего, т.е. к анализу. Здесь-то и намечается переход к иным жанрам — аналитическим.
Основным для экрана является зримое движение, действие. Но за событием, за фактом журналист должен разглядеть нечто большее — увидеть связь с другими фактами, выяснить их причинную зависимость. В таком случае конкретное явление действительности становится как бы отправным пунктом в работе журналиста, а факт — поводом к обобщениям. Но при этом факт может вырасти в проблему. Нужно лишь несколько изменить точку зрения аудитории — приучить зрителя видеть значительное и волнующее в казалось бы обыденном и каждодневном, в том, что остается порой незамеченным, А это уже проблема журналистского мастерства.
И, наконец, еще один вид репортажа — с журналистом в кадре. Меняется строй жанра — событие становится лишь поводом, перестает быть «неприкасаемыми объектом. Репортер, работающий в этом виде жанра, должен быть вездесущим, подходить к явлениям и фактам действительности с определенным критерием, вдумываясь в смысл событий, заглядывая в их будущее, показывая их логические связи. Объектом жанра становится вся жизнь, в ее разнообразных и типических проявлениях.
Тематический (проблемный) репортаж чаще всего связан с показом интересного для зрителя происходящего события. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов – различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.
Проблемный репортаж возможен лишь при тщательной, всесторонней подготовке. С технической стороны это проведение осмотра объекта с целью выяснить возможность ведения передачи; затем — проверка всех узлов техники. Процесс подготовки изобразительного решения репортажа складывается из ряда задач, решаемых в творческом взаимодействии режиссера, оператора, звуковиков, осветителей. Важнейшим в построении изобразительного материала, объединяющим все творческо-технические приемы и средства, является монтажная логика репортажа в целом.
Всему перечисленному предшествует авторский замысел, так как мысль журналиста — первооснова процесса подготовки и проведения репортажа. После выбора темы и обстоятельного, всестороннего ознакомления с объектом журналист приступает к разработке подробной композиции репортажа — к написанию сценарного плана.
Сценарный план выполняет ряд функций, отвечая как творческим, так и техническим требованиям телевизионного производства. Основная задача, которую должен решить репортер, — это раскрыть идею, содержание во взаимосвязи зрительных образов и звучащего слова. Тщательно отбирая и организуя актуальный материал, репортер строит предполагаемое действие, параллельно обдумывая словесную сторону репортажа — текст-комментарий.
Такое построение несомненно фабульно, близко к сюжетному: в проблемном репортаже находят место элементы драматургии: завязка — отыскание первого кадра, первого эпизода, который сразу же привлек бы внимание зрителя; может иметь место кульминация действия, например, неожиданный для зрителя эпизод, повернувший развитие репортажа; наконец, развязка — обобщение конкретного, частного материала, итог репортажа, ради которого он и создавался.
Сценарный план, а значит, и экранное действие, строится поэпизодно с указанием содержания эпизода, его участников, с обозначением объекта и учетом использования технических средств, а также примерным хронометражем каждого эпизода. Таким образом, помимо основной (смысловой) задачи план решает еще и ряд вспомогательных, производственно-творческих задач.
Природа репортажа обусловливает «эскизность» сценарного плана: при более или менее точном, последовательном описании изображения — весьма приблизительный, тезисный характер текстовой его части.
Написание подробного текста и следование ему в процессе показа неизбежно «снимет» простоту, естественность, непринужденность общения репортера с участниками передачи; чаще всего предварительное написание полного текста попросту невозможно, так как нельзя предвидеть все повороты, сюжетные детали при отражении «живой жизни».
Нужно стремиться, чтобы основой репортажа (в том числе проблемного, где событие — не основа, а лишь повод) стало зримое действие. Требование это — правило построения репортажа как жанра.
Проблемный репортаж — явление отнюдь не однозначное, не одноплановое, которое можно было бы заключить в четко очерченные рамки формулы-определения. Да в этом и нет необходимости. Ведь стоит теоретическому анализу сойти с пути обогащения практики, как он неизбежно влечет к установлению канонов, которые есть не что иное, как кодификация ограничений.
Заключая разговор о репортаже как жанре, можно отметить, что развитие техники телевидения позволило, веди наблюдение и одновременно — фиксацию «живой жизни», создавать условное (экранное) время, а при необходимости — и пространство.
Благодаря этому репортаж на телевидении, развиваясь от прямой передачи в реальном времени и пространстве к репортажу, предварительно зафиксированному, как бы совершает восхождение по спирали к прямому телевидению, но организуемому по принципам кино.
Сегодня телевидение и его журналистика – это живой, постоянно меняющийся организм. Несмотря на трудности развития, интерес зрительской аудитории достаточно высок. Это говорит о постоянном росте качества телепередач и о возрастающей возможности их выбора.
В конце ХХ века в традиционной системе массовой информации – печать, радио, телевидение – «окончательно сформировались новейшие средства коммуникации, связанные с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации».
И, тем не менее, репортаж остается основным «способом» передачи информации во всех средствах коммуникации. Он является наиболее распространенным, действенным и ведущим жанром тележурналистики. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов – различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. В будущем технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.
2.3. Будущее каналов, программ и передач
Все из рассмотренных нами телевизионных жанров встречаются крайне редко в так называемом чистом виде. В будущем они будут еще теснее переплетаться. Сейчас все жанры объединяют более сложные телевизионные “конструкции”: передачи, программы и видеоканалы. Представляется, что в дальнейшем процесс интеграции телевидения пойдет по пути создания телепрограммных концернов и конгломератов.
и технические изменения на телевидении повлекут за собой и принципиально новые подходы к конструированию телепрограмм. Так, например, верстка новостной программы сейчас является высшим проявлением журналистского мастерства, требующим большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма. Но пройдет один-два десятка лет, и компоновку новостей будет осуществлять технический оператор, режиссируя банк данных новостей, который будет создаваться информационными спутниками-роботами.
На современном этапе, реализуя свои социальные функции, телевидение весьма быстро пришло к широкому использованию хорошо известного в периодической журналистике способа сочетания подчас разнородных, чаще тематически связанных между собой, но всегда достаточно независимых, автономных и даже самобытных материалов – журнала («Клуб путешественников», «В мире животных», «Дог-Шоу» и др.).
Журнальная форма действительно открывает путь для многопланового освещения определенной тематики (экономика, спорт, наука, искусство и пр.) В недалеком будущем эта форма будет меняться по пути обретения новых черт и качеств. Углублению тематической дифференциации и появлению новых разделов послужат новые научные открытия. А в более отдаленном будущем работа журналиста примет характер компоновки программы-журнал через интерсетевой компьютер, в который, например, любой путешественник сможет отправить свои “видеовпечатления”.
Более продолжительные программы журнального типа сейчас называют видеоканалами. Это не только технический термин. Весьма протяженная по времени, объединяющая различные темы программа, одновременно включающая самостоятельные передачи, имеет общего ведущего, характерную тематическую направленность и, как правило, территориальное единство. Представляется, что в перспективе телеканалы станут круглосуточными, строго тематическими (спортивный, художественный, экономический и т.д.),
“разбавленными” рекламой, новостями и музыкой.
Безусловно, в работе журналиста на подобном канале будут предъявляться особые требования к творческим, техническим и физическим возможностям.
Произойдут изменения и в таком многочисленном классе передач, как шоу. Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и развлекательные передачи. По мере развития технических возможностей, открытия новых видов искусства, спорта и внедрения пока неизвестных форм телевизионной публицистики шоу станут принимать более глобальный, разноплановый и виртуальный характер. Возрастет и количество телевизионных игр, состязаний и викторин. Они будут более интеллектуальными, творческими и интересными.
Понятно, сколь велика роль автора в создании таких пространственно-временных и творчески сложных составных передач. «Здесь он будет вторгаться в сферу деятельности и редактора, и режиссера, и других участников творческого процесса. От его знаний в во всех областях, эрудиции, такта, обаяния, находчивости, чувства юмора, способности публично мыслить вслух, умение «разговорить» гостя студии перед камерой и множество других необходимых качеств обеспечивают в конечном счете успех тележурналу, видеоканалу, шоу, викторине».
Программа, как форма существования телевидения, останется. Но она, в зависимости от вида передачи, будет менять свою сущность и содержание. Относительно неизменным по сравнению с другими жанрами останется жанр теледокументалистики. Эволюция социального характера в проблемном телекино будет происходить параллельно возникающим и волнующим вопросам и особенностям общественного развития. Думается, что перспективы документального кино ближайшего будущего связаны с гуманитаризацией и правовым обеспечением социальных процессов.
2.4. Журналистские профессии на телевидении
Среди современные амплуа, в которых журналист предстает перед зрителем, наиболее выделяются следующие основные специализации: обозреватель, репортер, комментатор, интервьюер, редактор и ведущий программы (передачи, ток-шоу, новостей).
Практика отечественного телевидения не всегда дает возможность увидеть ту или иную специальность в “чистом виде”. Сама форма телепередачи «требует от журналиста переключения на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского канала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала».
Вместе с тем страдает качество телепередач, когда, например, один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг берется вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседникам на поле или на стадионе репортер, часто не выдерживает студийного монолога. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком. А отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора- аналитика или неловок в ток-шоу.
Это происходит по многим причинам. Среди них: и недостатки профессиональной подготовки журналистов, и неразвитость необходимых личностных свойств, и отсутствие всесторонней практики работы, и инертность мышления, и то, что «пока журналисты по привычке думают в первую очередь не об интеллектуальном импульсе, а о том, что доступно показу, исходя из возможностей техники».
В то же время логика технического развития телевидения и требований к специалистам уже сегодня подсказывают, что тележурналист должен уметь многое, владеть сразу несколькими специальностями.
Корреспондент телевидения завтрашнего дня, как представляется, будет сочетать в себе качества и комментатора, и обозревателя, и интервьера, и ведущего телепрограммы. Несомненно на отечественное телевидение придут и продюсеры, и модераторы, и универсальные редакторы, и шоу-аналитики. В недалеком будущем практика работы в глобальных информационных сетях и острая конкуренция “заставят” тележурналиста стать универсальным работником, способным, не выходя из студии, подготовить и провести любую телепередачу.
Особый акцент будет сделан на обеспечение интеграции высокого технического уровня и художественности материала, выходимого в эфир, компьютерной грамотности, компетентности и редакторской подготовке тележурналиста.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДАЧИ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ
3.1. Телевидение и информационные потребности аудитории
Эффективность деятельности телевидения может быть изучена и оценена, по нашему мнению, только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед средствами массовой информации. Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание работников телевидения к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло.
Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.
Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача.
Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности телевидения его роль в удовлетворении информационных потребностей населения.
информационные потребности
Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.).
Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах).
Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются получаемой телевизионной информацией, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому, на наш взгляд, важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.
Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует также учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории телевидения, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Материалы проведенных социологических исследований показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и общественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов.
Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности телевидения и критериев его эффективности. Функции, которые выполняет телевидения, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.
Всеобщей тенденцией, которая сопутствует распространению урбанизированного образа жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразия информационных потребностей, и обращение все большей части населения к различным каналам телевидения. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастания эффективности системы массовых коммуникаций, а с другой, повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемых сообщений.
Рассмотрение проблемы эффективности телевидения с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности такой информационной системы как телевидение.
3.2. Формы и средства повышения эффективности тележурналистики
Телевидение – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. По мере расширения технических возможностей роль телевидения возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей оно остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы телевидения, его включающих.
Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности телеинформации, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления на телевидении несомненно более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.
Одним из наиболее важных, на наш взгляд, путей повышения действенности телевидения является вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие в формировании информационного пространства – это высокая степень обоснованности, реальности и правдивости телевизионной продукции, это глубина и эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.
В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого информационного пространства рождаются новые формы работы телевидения. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобного рода сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует на решение важнейших социальных, экономических и политических задач.
Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение к широкому участию в телевизионных выступлениях представителей аудитории – надежный путь повышения действенности, а, следовательно, и эффективности телевизионной информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одно из направлений повышения эффективности телевизионного вещания состоит в творческом осмыслении и использовании исторического опыта, оценки достоинств и негативных сторон в работе российских тележурналистов.
Всестороннее восприятие исторического опыта отечественной тележурналистики может помочь журналисту точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль. Журналист должен постоянно учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой – цели, поставленные руководством вещательной компании. В отечественной тележурналистике традиционно считается, что и то и другое, в общем совпадает как в прошлом тоталитарном обществе, так и при современной ориентации телевидения на реальные интересы зрителя. Но это слишком поверхностный взгляд. Анализ прошлого, настоящего и перспектив тележурналистики позволяет лучше представить себе, что может телевидение, и какую роль играет журналист в реализации этих возможностей.
Как же можно использовать исторический опыт тележурналистики в перспективе? Если в качестве концептуального положения использовать принцип: все новое – это забытое старое, то можно попытаться предложить наполнить старые формы работы ТВ-журналиста новым содержанием через современные жанры телевизионной публицистики.
Почему бы, например, не воссоздать такие передачи как “Кинопанорама”, “Музыкальный киоск”, “Алло, мы ищем таланты”, “Международная панорама”, различные телемосты и вести их в жанре ток-шоу или дискуссии. Аналогично можно дать второе рождение (может быть, под другим названием) телепередачам “Мастер – золотые руки”, “А ну-ка парни!”, “Семь раз отмерь”, “Артлото” и сделать из них грандиозные шоу.
Если говорить о других функциях телевидения – воспитательной, образовательной и просвятительской, то неплохо было бы вспомнить такие передачи как телеальманах “Подвиг”; программы “Шпаргалка”, “От всей души”, “Лица друзей” и внести в них «свежую струю».
Характерной особенностью развития российской экономики на современном этапе является тот, что происходит все более тесное переплетение рынка и коммуникаций. Именно поэтому телевидению следует приступить к разработке новой категории журналистики и освоить новую тематику для домашнего экрана в более крупных масштабах, чем это делается сейчас – телешопинг.
Нужно сформировать три уровня деловой информации: для крупных промышленно-финансовых деятелей, для представителей “среднего класса” и для миллионов рядовых зрителей, желающих знать, что происходит в области, от которой зависит благосостояние всех и каждого в отдельности. Следует искать адекватные каждому адресату формы подачи материалов, обеспечивая телевидению заинтересованную аудиторию.
Это возможно при многих условиях, но главными из них, на наш взгляд, являются профессиональная и этическая основа журналистской деятельности. А они тесно взаимосвязаны между собой, в каком бы жанре или передаче ни работал тележурналист.
«Наблюдение за событием, диалог в кадре, “спровоцированная ситуация”, монолог журналиста – все это мы находим в экранных произведениях различных жанров. Выбор метода тесно связан с общим идейно-творческим замыслом, с позицией журналиста».
Эта позиция – не в словестных оценках, а в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы.
Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория телевидения раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудитории относятся качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы телевидения. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях с телевидением выражается рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия телеинформации на сознание аудитории.
Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – телевидения и аудитории, в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Телевидению же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/telejurnalistika/
1. Андроников И. Слово написанное и сказанное//Соч. в 2 т. М., 1975. Т.2.
2. Багиров Э., Кацев И. Телевидение – ХХ век. — М., 1968.
3. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. – М., 1987.
4. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М., 1988.
5. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. – М., 1998.
6. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. – М., 1996.