Репортаж и специальный репортаж в информационных программах телевидения

Контрольная работа

Репортаж – один из самых оперативных жанров современной журналистики. Его популярность объясняется, прежде всего, максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда есть субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план.

Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора — репортера, то есть человека со своей точкой зрения.

Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события — причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Он говорит о неочевидном, но важном.

Журналист призван не только передать читателю/зрителю основные факты, но и эмоции. Репортаж в газете позволяет «пережить» событие вместе с автором, недаром корень французского слова «reportage», report – передавать. С помощью текста показать эмоции и настроение может только опытный и внимательный журналист. Поэтому неотъемлемая часть репортажа – это «картинка». В газете её роль выполняют фотографии, а на телевидении – видеоряд.

Репортаж на телевидении существенно отличается от репортажа в газете. Можно сказать, что репортаж – это «родной» жанр телевидения, потому что с помощью видеоряда можно передать и показать если не всё, то многое.

Прогресс позволил телевидению реагировать на события оперативно и передавать информацию быстро.

Создание телевизионного сюжета, который будет интересен и полезен людям — долгая и кропотливая работа, особенно для человека с небольшим опытом работы на телевидении.

ПОНЯТИЕ РЕПОРТАЖА

Репортаж — жанр журналистики, в котором события, участником или свидетелем которых стал журналист, оперативно сообщаются на телевидение, радио или в печать. Здесь в первую очередь важно восприятие события самим автором, его взгляд на произошедшее.

Репортажность считается внутренним свойством телевидения, именно поэтому он и является ведущим жанром тележурналистики. Часто считается, что репортажи многих информационных программ – это в буквальном смысле лицо самого телеканала, его отображение.

Целью репортажа является рассказ вовремя и оперативно, а также достоверно доставленный до зрителя. В репортаже часто используется метод наглядного изображения действительности. Но здесь данная наглядность несет только информативный характер, сообщение об определенном событии.

19 стр., 9156 слов

Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...

... и оперативно реагирует на жизнь страны и жизнь мира. Какой стиль оказывается востребованным на страницах газет, журналов и телевидении? У: Публицистический стиль. П: ... признаках текста репортажа. Репортажу присущи следующие неязыковые признаки: документальность (точное указание места, времени, участников событий), логичность. В репортаже всегда присутствует личность автора («эффект присутствия»), ...

Ход события – это предмет репортажа. Он должен совмещать в себе и визуальную и устную форму выражения. Корреспондент обязательно должен представить свой материал так, чтобы самому наблюдать картину события. Другие способы добавления информации при этом не исключаются.

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕПОРТАЖА

Специальным репортажем является документальная передача, которая снята именно там, где события произошли, происходят или будут происходить. Он полностью посвящен рассмотрению одной определенной проблемы, вопроса. Корреспондент во время работы над специальным репортажем осуществляет анализ события, его историю, предполагаемые последствия, рассматривает участников, дает слово экспертам, делает какие-либо выводы из происходящего. Многое здесь зависит от самого автора, его личности. Так как в любом репортаже сохраняется в первую очередь взгляд автора, его восприятие ситуации. К тому же корреспондент сам отбирает необходимые факты, которые и вызвали интерес к происходящему.

Журналист не просто дает комментарий к событию, он тщательно объясняет его, истолковывает, согласует со многими факторами, в первую очередь – стремиться создать объективную картину. В том случае, когда журналист уже имеет свою аудиторию, зрителей, располагает их доверием, уважением, то его взгляд на те или иные проблемы и ситуации считается верным, он привлекает многих людей. Соответственно не имеет права дать неверную информацию и оценку. Делая выводы из вышесказанного, можно убедиться, что специальный репортаж – это авторское произведение, где крайне важна личность автора и его точки зрения. Таким образом, специальный репортаж делает зрителя непосредственным участником события, наблюдателем, который не просто находиться в стороне, но еще и в курсе всех деталей, причастным.

ВИДЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ РЕПОРТАЖЕЙ

Существуют несколько способов классификации репортажей. Например, по способу трансляции. Здесь существуют прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции.

Также разделяются типы репортажей и по способу фиксации: видео-, кино- и фоторепортажи.

Существуют разновидности телерепортажа по особенностям звукового сопровождения. Также бывают репортаж комментированные и некомментированные. Некомментированный репортаж используют в прямом эфире, когда идет показ событий общественно-политических или культурных, важных для общества. Здесь интерес зрителей привлекает само происходящее.

Сюда относятся имеющие основополагающее значение заседания высших законодательных органов страны, пресс-конференции отечественных и зарубежных государственных деятелей, представляющие всеобщий интерес, спортивные состязания, в которых комментарий сведен до минимума.

Комментированный репортаж предполагает активное участие репортера в съемке, также как и оператора, режиссера, звукорежиссера. Именно репортер становится в некотором роде «гидом» зрителя, которому он помогает вникнуть в смысл происходящего, понять суть события.

Существует также разновидность событийного репортажа. Здесь определяющим становиться само событие, ход его развития, последовательность. В этом репортаже работа корреспондента особенно ответственна, все зависит от его закадрового слова. Он как бы ведет событие за своими словами. Особенная сложность состоит в том, что репортеру некогда размышлять над каждой своей фразой, а тем более перечитывать материал и править его.

12 стр., 5758 слов

Особенности спортивного репортажа

... широких масс населения о происходящих событиях. Именно данным фактом продиктована актуальность данного исследования. Следует отметить, что спортивный репортаж имеет не только повествовательную функцию, ... печати, СМИ, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которой является корреспондент» [14, с. 280]. Оперативность репортажа заключается в том, что он фиксирует ...

Тематический репортаж часто связан с регулярно повторяющимся действием, которое интересно зрителю, как например состояние дорог, гололед, репортаж из студии звукозаписи и прочее. В этом случае, событие – это приезд съемочной группы с целью показа будничной жизни более широкому кругу людей. К такому репортажу необходимо готовиться тщательнее, так как заранее должны быть определены все ключевые моменты и действия, а также последовательность. Репортер должен представить событие в простой, интересной и популярной форме. Как правило, хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение найти что-то интересное в обычном и незаметном.

ОТЛИЧИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА ОТ ГАЗЕТНОГО

Телевизионный репортаж отлается от репортажа в газете или на радио тем, что помимо рассказа, он еще и наглядно демонстрирует событие для зрителя. Работникам печатных средств массовой информации и радио необходимо как можно более детально обрисовать картину произошедшего, чтобы мог возникнуть зрительный образ. За телерепортаж же играет видеоряд, который и обрисовывает событие. Он помогает сократить рассказ репортера до мелочей – не объяснение, что происходило, а в следствие чего. Конечно, это делает репортера зависимым от события. Ведь ему необходимо быть предельно оперативным, мобильным, успеть пообщаться с важными людьми и очевидцами, представляющими интерес. Здесь очень важен информационный повод для журналиста. Например, на радио или в газете журналист должен думать о том, насколько интересно событие пользователю. Телерепортер в свою очередь должен оценивать картинку, которую он сможет показать. Зрелищность видеоряда – один из основных условий удачного репортажа.

Важен так же и тот факт, что в работе над телевизионным репортажем задействована целая команда. Если журналист печатного СМИ может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения больших сил. Важны такие люди, как оператор, водитель, корреспондент, корректор, монтажер.

А также важен отбор событий. Это повод для репортажа, один из важнейших моментов в работе тележурналистов. Только правильно расставив акценты в информационной картине дня, можно создать новости, которые будут интересны зрителю. Но даже самая актуальная и скандальная тема не всегда является хорошим репортажем. В работе журналиста на телевидении положительный результат прежде всего зависит от соблюдения определенных профессиональных правил и норм.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА

Сейчас перед телевидением открылись немалые горизонты благодаря революции в технологиях массовых коммуникаций. Прямой эфир стал использоваться шире, что дало зрителю возможность стать прямыми участниками программ. А кабельное телевидение улучшило качество изображения. Спутниковое же телевещание сократило расстояние. Во многих странах распространяется цифровое телевидение.

11 стр., 5377 слов

Работа журналиста в прямом эфире на примере программ «Город ...

... темы, Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества 1.1 Особенности работы журналиста на телевидении О светлом будущем заботятся политики, О светлом прошлом - историки, О ... том или ином событии. 5. Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план ...

Благодаря современной технике перед журналистами открылась масса возможностей. Но при этом прибавилось и сложностей: необходимо успевать за появляющимися техническими новинками, активно и умело использовать их для своей работы в прямом эфире.

Рабочий материал журналиста на телевидении входит устное и письменное слово, а также шумы, музыка, изображения. Это в первую очередь влияет на распределение телевизионных жанров. Так как телевидение позволяет зрителю своими глазами увидеть событие, услышать, прочитать текст, дополнить полученную информацию комментариями репортера, журналист должен совмещать в своей работе и навыки режиссера, оператора, уметь обращаться с аппаратурой. Весь спектр требований к телерепортеру достаточно велик и совмещает массу сложных функций.

Телевидение имеет больший эффект на зрителя, чем печатные СМИ и радио, что ведет за собой и некоторые опасности. Недавно во Франции был о выпущено исследование, касающееся пристрастия населения к телевидению. Как оказалось, больше всего телевизор любят смотреть японцы и посвящают этому занятию не менее четырех часов в день. А это на одну минуту больше, чем в Мексике, и на две минуты больше чем в Америке. В России же счет идет на шестнадцать минут меньше, но, тем не менее, наша страна возглавляет список европейских стран. Любовь британцев к экрану несколько меньше: они проводят у телевизора всего три с половиной часа в день. Французы и немцы – чуть больше трех часов.

История телевидения включает в себя несколько ключевых моментов. Во-первых, это использование видеомагнитофонной записи, далее выход программы «Время».

Во-вторых, времена «вседозволенности», вторая половина 80-х годов, когда выходили прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР и публицистические передачи в прямом эфире.

В-третьих, сформированная к концу десятилетия группа новейших технологий телекоммуникаций, таких как кабельное вещание, телерадиовещание в Интернете, спутниковое телевидение.

Жанр репортажа стал популярным во второй половине 80-х годов. Вместе с тем исследователи отметили связанный с этим ряд проблем, которые были связаны ,прежде всего, с функционированием жанра. Так, в 1995 году произошёл всплеск познавательного репортажа, аналитический репортаж трансформировался в «расследование – корреспонденцию», «расследование – статью».

События набирали обороты и стремительно неслись вперед. Репортеры открывали зрителям глаза на те события, которые раньше никто не замечал. Например, показывали притоны наркоманов, рынки живого товара, салоны хиромантов. Для населения, у которого и своих проблем было предостаточно, было интереснее просто наблюдать ситуацию со стороны.

Изменения в практике журналистики происходили последние 25 лет, когда общественные процессы во многом ускорились. Актуализация и оперативизация подготовки репортажей вредит его качеству. Сегодняшние газеты, журналы, ТВ, радио и онлайн-издания ставят во главу угла оперативность. Но наблюдение всегда требует неспешности. Поэтому репортажи чаще удаются профессионалам, имеющим большой опыт работы в журналистике.

10 стр., 4887 слов

Репортаж: от теории к практике

... ее фактическое состояние; Сопоставление разных взглядов на проблему, тезисы и антитезисы, авторская точка зрения на проблему. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб.,2005 Заголовок - это главный ... более характерен ля аналитических жанров. Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над текстом. Его виды - перефразировка, намеренное нарушение грамматики, замена слова в ...