Учебный план оу как средство развития поликультурного пространства шк олы

Курсовая работа

высшей квалификационной категории

Эпиграф урока

…будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть.

С- Щедрин.

Цель урока

  • определить идейное и художественное значение сказки;

  • помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла;

  • продолжить формирование умений, связанных с умением анализировать текст.

Ход урока.

  1. Тема и цель урока.

  2. Сюжет сказки (сюжет рассказывает один ученик)

  3. Определим тему сказки? ( нравственное значение совести в жизни человека)

  4. Определяем лексическое значение слова «совесть» (используем любые толковые словари).

  5. Зачитать первые два абзаца сказки. «Пропала совесть.» Какой композиционной частью является это предложение? (Завязка)

  6. Какие средства выразительности помогают усилить смысловое звучание темы?

( Учащиеся называют и подтверждают текстом средства выразительности:

  • синтаксический параллелизм;
  • градацию;
  • эпитеты и др.)

7. Как Щедрин на протяжении всей повести называет совесть?

( надоедливая приживалка, обличительница- совесть, последнее иго, негодная ветошь, бедная изгнанница и др.)

8.Как изменяется человек, у которого появляется совесть?

  • у последнего пропойца;
  • «…его пронзила словно электрическая струя… голова…освобождается от винных паров… он почувствовал страх…память извлекла …подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд…».

« …процесс самоосуждения… бьёт его больнее и строже, нежели самый строгий людской суд»

«…несносно! – криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет».

9. Самый яркий герой созданный Щедриным – Ловец.

  • Каким мы видим Ловца до того, как у него окажется совесть?

(«Малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно»; «…руки зацепляли всё, что попадалось по дороге…»: «…этого человека начало коробить»; «Пришёл на базарную площадь, и кажется ему, что всё это не его, а чужое»; «Стали Ловца – Фофаном Фофановичем звать»)

10. Ученица нарисовала две иллюстрации данного героя с совестью и без совести? Что удалось, смогла ли передать авторские замыслы? (самопрезентация)

13 стр., 6159 слов

Экономическая сущность, значение и цели инвестирования

... и частные инвесторы), по территориальному признаку (отечественные и иностранные), по целям инвестирования (стратегические и спекулятивные), по склонности к риску и т.д. т.е. типы ... долгоокупаемые 5. по целям инвестирования – по соотношению наиболее важных компонентов инвестирования: прямые инвестиции – т.е. вложения в УК компаний с целью управления объектами инвестирования. портфельные инвестиции – ...

11. Зачитаем заключительные абзацы сказки со слов «Вот и взмолилась она последнему своему содержателю..» Как поняли эти слова? Что может быть идеей данной сказки? Почему к нашему уроку взят данный эпиграф?

(Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди.)

12. Салтыков – Щедрин пишет о совести как о великой нравственной ценности, именно так относился народ к этому нравственному началу. Прочитайте пословицы и поговорки, найденные вами. Смог ли автор передать значимость совести в жизни человека?

(Звучат русские, татарские, чувашские, марийские и др. пословицы. Учащиеся устанавливают параллели между ними и сказкой. Определяют, что совесть воспринимается автором и народом как необходимое нравственное качество)

13. Учащиеся знакомят с проведённым блиц-опросом, проведённым среди взрослых и учащихся.( Вопросы: Что такое совесть? Легко ли нынче жить с совестью? Всегда ли ты поступаешь по законам совести? И др.

Вывод : Совесть всегда была современна, так как она помогает делать добро, сохраняет духовную красоту, сердечность, вселяет веру и надежду. Совесть помогает очистить свою душу, предостерегает от нравственных пороков. С совестливым человеком легко и надёжно. Сколько ещё людей сегодня продолжают вступать с совестью в сделку. Вопрос, поднятый сегодня нами, актуален. Не к нам ли обратился Салтыков – Щедрин «…будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть».

Перейти к началу статьи>> Перейти к содержанию>>

^

Фесенко Ирина Владимировна,

учитель музыки второй кв. категории

^

  • познакомить учащихся с произведениями искусства России, Татарстана, Зарубежья.
  • воспитывать навыки слушателей у учащихся;
  • формировать чувства патриотизма;

^

  • видеоролики балетов А.Адана «Жизель», П.И. Чайковского «Спящая красавица», Ф. Яруллина «Шурале».
  • портреты композиторов;
  • аудиозаписи фрагментов балетов А.Адана «Жизель», П.И.

Чайковского «Спящая красавица», Ф. Яруллина «Шурале».

Оборудование:

  • мультимедийные средства;
  • музыкальный центр;

^

  • Индивидуальные задания учащимся: инсценировка отдельных моментов урока (диалог француженок, письмо композитора).

  • Прочитать биографии композиторов, познакомиться с историей создания балетов.

^

Учитель: Здравствуйте! Прежде чем обозначить тему сегодняшнего урока, обратите внимание на экран.

Показ слайдов, фотографий балетов.

Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, какой жанр искусства представлен вашему вниманию!

6 стр., 2862 слов

Исследовательский Художественный мир сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

... все свойственные сатире Щедрина приёмы – художественное преувеличение, иносказание, уподобление критикуемых социальных явлений образам животного мира, фантастику. Сохраняется в «Сказках» и характерная для Щедрина тематика: сатира на ... робкая и захочет распоряжаться всем сама». В массовом сознании Щедрин был насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться и во многом ...

Предполагаемые ответы учащихся: балет.

Учитель: Что же такое балет?

Ответы учащихся:

Учитель: А вот точное определение этого жанра.

^

Термин «балет» появился в Италии в эпоху ренессанса в 16 веке. И означал показ танцевальных номеров во время спектаклей. Затем балет развивался как самостоятельный вид искусства и пик своего совершенства достиг в эпоху романтизма, когда ничто так более красочно не могло выразить чувства людей как пластика и музыка. И сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие. Мы побываем в точках земного шара, где родились истинные шедевры балетного искусства. Итак, Франция, июнь 1841 года. Несмотря на знойное летнее марево, весь Париж собрался в театре Гранд-опера.

Инсценировка

1. Эжен, ты не представляешь, как танцует балерина Карлотта Гризи. Именно для неё хореограф Жюль Перро и поэт Теофиль Готье (кстати они, похоже, влюблены в Карлотту) и создали «Жизель».

2. Да, Мэри, постановка необыкновенная, но ничего бы не вышло, если бы не труд Адольфа Адана, чьи выразительные, хотя и неприхотливые мелодии обеспечили, да-да уже, ему звание одного из самых модных композиторов Парижа.

1. А как прекрасен сюжет. Всё очень-очень романтично. История любви пейзанки и знатного дворянина. Жизель, умершая до свадьбы, по ночам поднимается из своей могилы, чтобы утолить не исчерпанную при жизни страсть к танцам. Как же трогательно.

2. Я думаю, что «Жизель» превратится в спектакль-легенду, останется бесспорной вершиной романтического балета.

Девочки уходят.

Учитель: Именно так всё и получилось. Давайте посмотрим одну из самых ярких сцен этого балета.

^

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы переносимся в Россию 19 века. Если во Франции балетное искусство получило развитие благодаря Адольфу Адану, то в России первооткрывателем считают Петра Ильича Чайковского. Композитор написал музыку к трём балетам, каждый из которых считается шедевром музыкального искусства.

Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет «Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей Одетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь Одиллия — двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь. Принцесса Одетта чарами злого волшебника превращена в лебедя. Спасти Одетту может только человек, который полюбит ее, даст клятву верности и сдержит эту клятву. Принц Зигфрид во время охоты на берегу озера встречает девушек-лебедей. Среди них находится лебедь Одетта. Зигфрид и Одетта полюбили друг друга. Зигфрид клянется, что он всю жизнь будет верен Одетте и спасет девушку от чар волшебника. Мать Зигфрида – Владетельная принцесса – устраивает в своем замке праздник, на котором принц должен выбрать себе невесту. Полюбив Одетту, принц отказывается от выбора невесты. В это время в замке появляется Злой волшебник под видом рыцаря Ротбарта со своей дочерью Одиллией, похожей на Одетту. Обманутый этим сходством, Зигфрид избирает невестой Одиллию. Злой волшебник торжествует. Поняв свою ошибку, принц спешит на берег озера. Зигфрид молит Одетту о прощении, но Одетта не может избавиться от чар волшебника. Злой волшебник решил погубить принца: поднимается буря, озеро выходит из берегов. Видя, что принцу угрожает смерть, Одетта бросается к нему. Для спасения любимого она готова на самопожертвование. Одетта и Зигфрид побеждают. Гибнет волшебник. Буря стихает. Белый лебедь становится девушкой Одеттой.

4 стр., 1514 слов

Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского

... о дружбе и верности. Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — ... тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире. При этом каждый танец может существовать сам по себе. Лебеди маленькие и большие Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида ...

Легенда? Конечно, но Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединое озеро», искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и его современникам. Так родилось произведение, где, следя за происходящим на сцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, в попытке отстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, света и тьмы… Одетта и принц Зигфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия – вторые.

П.И. Чайковский уже был, несмотря на свою молодость, известным композитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро». Его проникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки «Лебединое озеро» вошёл как альбом задушевных песен без слов.

О чем думал композитор, когда писал музыку «Лебединого озера»? О тех ли русских сказках, где живут «красны девушки-лебёдушки», что слышал в детстве. Или вспоминал стихи из «Царя Салтана», любимого своего поэта Пушкина: ведь и там величавая птица, спасенная князем Гвидоном, «полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась». А может быть, перед его мысленным взором возникли картины того счастливого времени, когда он гостил в Каменке — имении своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой и устраивал там с ее детьми домашние спектакли, одним из которых было «Лебединое озеро» и к которому Чайковский специально сочинил музыку. Кстати, тема лебедей, написанная им тогда, вошла в партитуру его нового балета.

Наверное, воздействовало на композитора все – и то, и другое, и третье: таково уже было в то время состояние его души. Но нам важно еще одно обстоятельство — композитор-симфонист, он писал такую партитуру балета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, но организовывала сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла его формировать развитие событий на сцене, образы их участников – действующих лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. «Балет – та же симфония», — скажет Петр Ильич позже. Но, создавая балет «Лебединое озеро», он уже тогда мыслил именно так – в его партитуре все взаимосвязано, все лейттемы «сплетены» в тугой узел, называемой музыкальной драматургией.

К сожалению, в 1877 году, когда состоялась премьера «Лебединого озера» на московской сцене, хореографа, который бы понял автора и поднялся до уровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстер Большого театра Юлиус Рейзингер добросовестно пытался своими сценическими решениями проиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В. Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции – в качестве ритмической основы. Но московский зритель, пленённый мелодиями Чайковского, ходил в Большой театр не столько смотреть балет, сколько слушать его волшебную музыку. Наверное, поэтому и спектакль, несмотря ни на что, достаточно долго – до 1884 года.

Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет – до 1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере его памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в своей постановке.

Скромный балетмейстер Мариинского театра, всегда второй после всесильного мэтра Мариуса Петипа, он обладал поистине уникальной музыкальной памятью: по рассказам очевидцев, Иванов мог, прослушав один раз сложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещё более редким даром Иванова была его способность к пластическому видению музыкальных образов. И всем сердцем любя творчество Чайковского, он глубоко и тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета и создал, действительно, зримую танцевальную симфонию – аналог «задушевным песням» Чайковского. Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину», сочинённую Ивановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа, независимо от его постановочной концепции в целом. За исключением, конечно, откровенно модернистских.

Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижёр Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора Модест Ильич переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М. Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. Главный балетмейстер Московского Большого театра Александр Горский также неоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняя постановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место на современной сцене.

В 1969 году в Большом театре зрители увидели ещё одну постановку «Лебединого озера» — своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковского выдающегося мастера Юрия Григоровича.

Сейчас «Лебединое озеро» — один из самых знаменитых и любимых зрителем балетов. Он обошел, наверное, все балетные сцены мира. О нём размышляли и размышляют и, видимо, еще будут размышлять, силясь постичь тайны и философские глубины музыки, сочиненной Чайковским, представители многих поколений хореографов разных стран. Но самый белый лебедь, рожденный фантазией великого композитора, всегда останется символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты. И не случайно именно русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались в памяти людей, как прекрасные легенды – Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова…

Мастерство артистов балета России признано во всем мире. Одной из лучших балетных трупп страны уже много лет является балет Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Этот самобытный, никому не подражающий коллектив имеет свое лицо и пользуется любовью зрителей как в России, так и за рубежом.

^

Учитель: Вот мы с вами и возвращаемся на Родину, в Республику Татарстан 1941 года. Сейчас мы заглянем в окно Казанской консерватории, где молодой композитор Фарид Яруллин и поэт Ахмет Файзи трудятся над созданием национального балета. И вот дописаны финальные аккорды. Но творческий процесс был прерван внезапно начавшейся Великой Отечественной Войной.

Инсценировка., Солдат под музыку читает письмо.

Дорогая мама, как неожиданно началась эта война. Только – только моё творчество дало первые всходы. Мои песни, романсы и инструментальные миниатюры, соната для виолончели и фортепиано, струнный квартет, симфония восприняты слушателем. Уже дописана партитура «Шурале» и состоялась репетиция оркестра. Я каждый вечер мечтаю о том, дорогая мама, как после войны мы с тобой придём в театр на премьеру нашего балета.

Учитель: Фарид Яруллин так и не узнал, что «Шурале» впервые был поставлен 8 марта 1945 года на сцене нашего театра, и с тех пор этот непревзойденный татарский балет не сходит с подмостков.

17 октября 1943 года, в самом начале творческого пути, в расцвете сил и та молодой композитор погибает. В 1958 году Ф.Яруллину за балет «Шурале» посмертно была присуждена Государственная премия Татарстана им.Г.Тукая.

^

Подведение итогов

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились с творчеством композиторов разных национальностей. Каждый из этих композиторов является величием развития своей культуры. Какие впечатления вы ощущаете после сегодняшнего урока?

^

Учитель. Все балеты, которые мы сегодня затронули имеют общие черты. Давайте попробуем выделить их.

  • сказочный сюжет,
  • лирическая драматургия;

Учитель: В начале урока мы познакомились с научным определением термина «балет». Скажите, а чем стал балет для Чайковского, Адана, Яруллина?

Предполагаемые ответы учащихся

^

Перейти к началу статьи>> Перейти к содержанию>>