1.Введение.
И мне равны и миг, и век…
Глинка Ф. Н.
В прошлом году исполнилось 200 лет Бородинской битве, которая стала одной из самых заметных и судьбоносных вех в русской истории. К сонму известных земляков, принимавших самое деятельное участие в войнах с Наполеоном, смоляне с полным правом могут отнести и Федора Николаевича Глинку.
Служением Отечеству можно по справедливости назвать жизненный путь Федора Николаевича Глинки. Боевой офицер, прошедший путь от прапорщика до полковника, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов от Аустерлица до Парижа, редактор «Военного журнала», помощник военного губернатора Петербурга, член Союза Спасения и Союза Благоденствия, политический ссыльный, затем чиновник тверской губернской управы, военный писатель-мемуарист, историк, ученый-краевед и географ, археолог, путешественник, организатор народных училищ и помощи бедным в Твери, естествоиспытатель и, наконец, стихотворец, проживший на земле почти целый век,- вот «послужной список» его жизни. «Письма русского офицера» и «Очерки Бородинского сражения» наряду с «Наукой побеждать» Суворова и партизанскими дневниками Дениса Давыдова выходили в годы Великой Отечественной войны в «Библиотеке офицера», на них воспитывались после войны суворовцы и нахимовцы. А стихи его «Москва» («Город чудный, город древний…»), «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…»), «Узник» («Не слышно шума городского…») и многие другие стали песнями и романсами. Они справедливо любимы народом. И все же мы крайне мало знаем о поэте. А ведь он не только автор известных и популярных стихотворений, но и глубочайший поэт-философ, стоящий в одном ряду с Тютчевым. Он один из создателей «космической поэзии», во многом опередившей XIX век и созвучной концу века XX: в стихотворении «Две дороги» Глинка предсказал выход человека в космос и одновременно возможность самоуничтожения. Да, это поэт во многом сложный, непростой… Но деятельная любовь к родине всегда определяла и его жизнь и его писательство.
Цель моего реферата — проследить этапы жизни и творчества Федора Николаевича Глинки. Задачами являются
Почему я выбрал эту тему
Федор Николаевич Глинка- стихотворец и публицист, родился в селе Сутоках, Духовщинского уезда Смоленской губ., 8 июня 1786 г., как значится в метрических книгах духовной консистории. Федор Николаевич с самого своего рождения был довольно слабым и болезненным ребенком и еще в раннем детстве успел переболеть всеми детскими недугами. Особенно много мучений пришлось перенести ребенку из-за разнообразных сыпей, покрывавших порой его детское тело сплошною корою. Желудочные болезни и постоянные кровотечения еще более ослабляли организм Ф. Н.; в семье его считали поэтому обреченным на смерть, и никто не ожидал, что этому чахлому и хрупкому ребенку суждено прожить почти целое столетие.
«Отечественная война 1812 года в творчестве поэтов – воинов»
... война 1812 года породила много славных имен воинов-поэтов. Не будет преувеличением сказать, что одной из самых ярких была личность поэта, воина, партизана, военачальника – Дениса Давыдова. Выполненное в ... Многие русские писатели и поэты были непосредственными участниками войны с Наполеоном: В. А. Жуковский, Денис Давыдов, Владимир Раевский, Александр Грибоедов, Федор Глинка, Кондратий Рылеев и ...
Федор Николаевич Глинка –человек , родившийся на Смоленщине, герой Отечественной войны 1812 года. Об этом должен знать каждый культурный и уважающий себя человек. Я очень мало знал о Ф.Н.Глинке, поэтому, чтобы узнать больше об этом замечательном человеке, я занялся изучением жизненного пути и творчества поэта. Также я считаю, что историческая память о людях, событиях, традициях родного края должна изучаться и навсегда сохраняться. Глинка Ф.Н. – удивительный человек, память о нём должна быть не только в учебниках и энциклопедиях, но и в памятниках, сердцах людей.
2. Жизнь и творчество поэта
2.1Первые годы жизни
Ф.Н. Глинка родился 20 июня 1786 года в селе Сутоках, Духовщинского уезда, в семье отставного капитана, помещика средней руки. В детстве Глинка рос слабым и хилым ребёнком, перенёсшим очень много различных сильных и слабых болезней. Его постоянно терзали то сыпи, то чирии, то кровотечения из носу, то глазные болезни. Тем не менее, он позже легко переносил тяжелые военные походы, которым часто сопутствовали бессонные ночи, изнурительные марши, голод и холод. «Было одно лекарство для всего, — писал Глинка, — это чудесный сон, заменявший слабый аппетит и восстанавливавший силы».
Воспитан Глинка был в кадетском корпусе, а не в тёплом родовом гнезде. О родителях известно довольно мало, но всё же интересен тот факт, что мать его Анна Яковлевна – прямой выходец из рода Каховских.
Учёба в кадетском корпусе, вступление в армию, служба
Тринадцати лет глинка поступил в кадетский корпус, в котором проявил большие успехи во всех преподаваемых науках. Особое пристрастие он проявил к литературе и поэзии. В 1803 году, по окончании этого учебного заведения, он был направлен прапорщиком в Апшеронский пехотный полк, являвшейся для него замечательной практической школой военной службы. Первое боевое крещение он получил в войне против Наполеона 1805-1806 годах. Будучи адъютантом генерала Милорадовича, командовавшим в то время бригадой, он провёл всю упомянутую компанию и принимал непосредственное участие в Аустерлицкой битве. Вследствие слабого состояния здоровья в 1806 году Глинка вышел в отставку и поселился у себя в Сутоках. Вновь начавшаяся война с Наполеоном в 1807 году застала его именно там. Где он был избран сотенным начальником Смоленского ополчения.
В июне 1812 года на земли России вторглась полумиллионная армия Наполеона. Через полтора месяца французские войска оказались под древними стенами Смоленска. «Ужели, думал я, — писал Глинка в те дни, — и древняя слава России угаснет в бурях Нет! Восстал дух русской земли. Он спал богатырским сном и восстал в могуществе своём»
Вступив в ряды регулярной армии в самом начале войны, Глинка прошёл с ней весь славный боевой путь. Глинка – активный участник сражений за родной Смоленск, участвует в боях под Вязьмой, на Бородинском поле, под Малоярославцем. Он был активным участником крупнейших сражений на родной земле и в Европе, за что был награждён русскими и иностранными орденами, золотой саблей, выдававшейся за особый героизм и преданность Отечеству. Со своим родным апшеронским полком он дошёл до Парижа.
Урок 85 Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня»
... Шурале». 4. Тематика стихотворений Габдуллы Тукая. – Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Габдуллу Тукая? 3. Выразительное чтение стихотворения «Родная деревня». 4. Устное рецензирование ... Практическая деятельность: сравнительный анализ стихотворений о малой родине План сравнительного анализа (примерный) 1. Чем отличается настроение в этих стихотворениях? 2. Какие мысли ...
Заграничные походы с армией послужили важным этапом в формировании гражданского самосознания и политических взглядов множества молодых людей, и Глинки в том числе. Вернувшиеся из походов, прошедшие весь огонь войны, видившие беспримерный героизм народа передовые люди были в своих взглядах на жизнь на голову выше остальных. Они просто не могли жить как все в такой, обременённой крепостничеством и неразумным правлением, стране.
Гражданская позиция Глинки.
По возвращении в столицу Глинка начал вести весьма активный образ жизни. Он посещал лекции виднейших профессоров Петербурга Куницына, Галича, Германа. Дружеские беседы с революционно настроенными сверстниками так же заполняли его досуг. Помимо того Федор Николаевич являлся членом масонской ложи «Избранного Михаила». Узнав о существовании тайного общества декабристов, он тут же решился на вступление в него. Глинка стал тесно знаком с Муравьевым, Трубецким.
В 1816 году Глинка был избран вице-председателем, а затем и председателем только что создавшегося Вольного общества любителей российской словесности, одной из задач которого была пропаганда освободительных идей.
С этого времени он начинает принимать самое деятельное участие в декабристском
движении, создавая кружки и общества, легальные и тайные, ведя в них декабристскую
пропаганду.
Ф.Глинка был членом «Союза спасения», одним из организаторов и руководителей «Союза Благоденствия». Он близко стоял к Пушкину, Бестужеву, Кюхельбекеру, Дельвигу и Рылееву. Его военно-патриотические песни – знаменитая «Тройка» («Вот мчится тройка Удалая»), декабристские стихи, стихотворение «Москва», поэма«Девша карельских лесов», фрагменты поэмы «Карелия» и многие другие, навсегда вошли в большую летопись классической русской поэзии.
Когда в мае 1820 году А.С.Пушкин был сослан на юг, Ф.Глинка в стихотворении, напечатанном в журнале «Сын Отечества», приветствовал опального, гонимого светским обществом поэта.
Обращаясь к А.С.Пушкину, Ф.Глинка писал:
Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений
А.С.Пушкин был признателен «великодушному гражданину» Ф.Глинке, чей голос был ему отрадой. Он очень высоко оценил благородство и мужество Глинки. Думы о Родине никогда не покидали Ф.Глинку, как и многих других передовых русских людей. Доказательством в этом отношении может служить стихотворение Ф.Глинки, написанное во время заграничного похода,- «Сон русского на чужбине».
Заснувшему солдату видятся
долины
В наряде праздничном весны
И деревенские картины
Заветной русской стороны!
Ф.Н.Глинка с искренней любовью к Отчизне и лирическим проникновением говорит о молодых елях, которые густеют на родине, о запахе берез, о колокольчике удалой тройки и грустной песне ямщика. Но вот «милый сон» исчез:
Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...
... не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой ... но как только она в опасности, нужен свой, родной человек», - скажем об этом назначении ... И эту мысль — "мысль народную" — Толстой доказывает на примере войны 1812 года: "Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал... что сила, решающая ...
И чужеземная картина
Сияла пышно предо мной.
Немецкий город все красиво;
Но я в раздумье молчаливо
Вздохнул по стороне родной
Большой успех имели его «Очерки Бородинского сражения»(1839), высоко оцененные
Белинским; прочно запомнилось и стало хрестоматийным сильное патриотическое
стихотворение «Москва».
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!..
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе,-
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!
Ты. Как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною!
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Существует любопытная записка Глинки, дающая описание планам действия его будучи декабристом. Вот её содержание: «Порицать:1) Аракчеева и Долгорукова;2) военные поселения;3) рабство и палки;4) леность вельмож;5) слепую доверенность к правителям канцелярии (Геттун и Анненский);6) жестокость и неосмотрительность уголовной палаты;7) крайнюю небрежность полиции при первоначальных следствиях; желать открытых судов». По своим политическим взглядам Глинка принадлежал к первому умеренному крылу декабристов. Его мечтой была конституционная монархия.
Но после распада «Союза благоденствия» он перестал принимать активное участие в деятельности декабристов, хотя был в курсе всего происходящего. Глинка открыто выказывал своё неприятие к готовящемуся восстанию. После восстания 14 декабря 1825 года как член «Союза спасения» и «Союза благоденствия» Глинка был арестован, в 1826 году был посажен в Петропавловскую крепость. После допросов в Верховной следственной комиссии, Федор Николаевич был отставлен от военной службы и сослан в Олонецкую губернию, в Петрозаводск, под тайный надзор полиции, на сравнительно короткий срок, где спокойно служил в губернском правлении.
Интересный момент: после своего ареста Фёдор Глинка добился встречи с императором и доказывал ему, что все обвинения против него результат клеветы подспудных «доносителей» и «ловителей». В ответ император произнёс слова, вошедшие во все жизнеописания поэта: «Глинка, ты совершенно чист, но всё-таки тебе надо окончательно очиститься».
И самое интересное, позже Фёдор Николаевич будет вспоминать, что именно в ссылке освободился он от губительных заблуждений очистилось сердце, исправились помыслы. В одном из стихотворений времён карельской ссылки он написал: «В твоей живительной волне переродилось всё во мне».
После этого он поживал ещё в четырёх разных губерниях. Его жизненные позиции обратились к славянофильству, а декабризм остался далеко позади.
Ф.Н. Глинка поселяется в Твери и довольно долго здесь служит на разных должностях.
Исследователь жизни и творчества Ф.Н. Глинки Владимир Карпец пишет: «В первый же год пребывания в Твери в одном из городских собраний Фёдор Николаевич познакомился с Авдотьей Павловной Голенищевой-Кутузовой, дочерью тверского помещика Павла Ивановича Голенищева-Кутузова. Авдотья Павловна имела блестящие способности и разностороннее образование и получила известность в обществе своими переводами из Шиллера. Кроме того, она питала склонность к поэзии, музыке, вышиванию. В то же время она всегда стремилась помочь бедным, любила разговаривать с крестьянскими девушками, привечала нищих, странников, калек. Но больше всего времени она уделяла сочинению нравоучительных книг для народа.
Пушкин и Глинка: июньские гении русского искусства
... национальные, оба создали новый русский языку – в поэзии и музыке». Знакомство Глинки и Пушкина состоялось в 1828 году. 24-летний Глинка в своих воспоминаниях называл Пушкина по имени-отчеству и «известнейшим поэтом», несмотря ...
С Федором Николаевичем они познакомились случайно, и уже ничто не могло ихоторвать друг от друга. Им казалось, что у них всё, все общее и думы, и чувства, и чаяния сердца. И оба они были уже не в юношеском возрасте, чувства стали зрелыми, окрепли навсегда. Глинке же после всего пережитого встреча с Авдотьей Павловной показалась неожиданным подарком судьбы, нечаянной радостью. С тех пор они не расставались. Как писала автор воспоминаний о Ф.Н. Глинке, опубликованных в 1877 году в «Русском вестнике», Ольга Н., «супруги жили не только дружно, но постоянно и добросовестно восхищаясь друг другом».
Венчание их состоялось в 1830 году в Твери, во Владимирской церкви. Вскоре после венчания молодые отправились в село Кузнецове Бежецкого уезда Тверской губернии родовое имение Голенищевых-Кутузовых.
Глинка временно не служил. Счастье молодых, однако, было омрачено болезнью матери Авдотьи Павловны, и новобрачная почти всё время проводила у её постели. Фёдор Николаевич целые дни был предоставлен самому себе. И посвятил своё время исследованию местности и древностей, оставшихся там в изобилии.
Умер Федор Николаевич Глинка в Твери, в 1880 году, в возрасте 94 лет. Похоронен в Желтиковом монастыре, что под Тверью. При погребении славному поэту и гражданину были отданы воинские почести как герою Отечественной войны, награждённому золотым оружием «За храбрость».
Литературная деятельность: стихи и проза о войне, свободе, революции
В жизни Глинки очень большое место занимает его литературное творчество. Свой путь на этом поприще он начал ещё до формирования гражданского романтизма декабристов и тяготел к нему до начала 20-х годов. В духе своего революционного, поворотного времени Глинку привлекала героика, не чужд он был и к гражданским порывам. Однако он почти всю жизнь сохранял в себе влияния классицизма и сентиментализма. Самое раннее и самое известное его произведение – «Письма русского офицера», начатые в 1808 году. Хотя Глинке в тот момент было всего двадцать лет, он уже успел повоевать, повидать зарубежные страны и их порядки.
Огромный резонанс получили его мемуарно-публицистические «Письма русского офицера», которыми восхищался Л. Н. Толстой, черпая из них материал во время создания «Войны и мира». Много ценных подробностей автор «Писем» оставил о событиях Отечественной войны на Смоленщине о смоленском сражении, о сдаче города французам, о бегстве неприятеля из России, о крайне бедственном положении разоренного войной хозяйства родного края.
С верностью историографа Ф. Н. Глинка передает ход событий Отечественной войны 1812 года с того момента, когда она стала всенародной, а именно с событий на Смоленщине, где в деревне Сутоки он жил после возвращения из заграничного похода русской армии. Документальная ценность писем повышается в связи с тем, что в них нашли отражение важнейшие этапы войны: битва за Смоленск,
Бородинское сражение, оставление русскими войсками Москвы, блестящий, с точки зрения военного искусства, демарш М. И. Кутузова под Тарутиным, отступление, а затем бегство Наполеона по Старой Смоленской дороге, изгнание неприятеля из пределов России. Может быть, имея в виду эту особенность «Писем», журнал «Русский вестник» в 1870 году утвердил за их автором «славу Карамзина».
Влияние Первой Мировой войны на русское искусство
... на войне, литература словно стерла знаки различия на погонах, увидев его незащищенность и человечность, набожность и растущую ожесточенность. Можно сказать, что в русской литературе был «реабилитирован» русский офицер ... первой ощущает бесчеловечность войны. В художественном воплощении материнского горя многие поэты испытали влияние ... что на первом месте в поэтических откликах на мировую бойню стала ...
Подобно историку, Ф. Н. Глинка упоминает конкретные города, села, местечки, деревни, называет имена участников событий, даже рядовых русских солдат; в письмах приводятся цифры, схемы военных построений, описание укреплений и т. п. Так, в письме, датированном 26 октября 1812 года, написанном «в два часа пополудни», автор сообщил о том, что «только кончился штурм крепостного замка в Дорогобуже». Кому приходилось бывать в этом городе, может себе представить, насколько трудным был этот штурм и скольких солдатских жизней он стоил. В письме от 7 ноября 1812 года рассказывается о большой победе русских войск под городом Красным на Смоленщине; перечислено количество взятых в плен вражеских генералов, офицеров, солдат, пушек. При анализе военных событий автор проявляет исключительную осведомленность в чисто военных вопросах, обширные познания в военной истории; широко используются им исторические аналогии. «Так караются враги, дерзающие наступать на святую Русь, — пишет он 26 октября 1812 года. — Подобная казнь постигла татар, дерзко набежавших на Россию в дни малолетства Ивана Васильевича: «Великие снега и морозы познобили татар; а остальных «козаки добивали», — так говорит Царственная книга».
С такой же основательностью раскрываются в «Письмах русского офицера» важнейшие нравственные проблемы времени. Очень характерно с этой стороны письмо из города Борисова Белоруссии, датированное 22 ноября 1812 года. В нем с явной иронией, а вместе и тревогой поднимается вопрос о французских военнопленных, которые по тем или иным причинам остались в русских помещичьих семействах. «За недостатком русских мужчин, сражающихся за Отечество, они, — как пишет Ф. Н. Глинка, — могут блистать и на балах наших богатых помещиков, которые знают о разорении России только по слуху. И как ручаться, что эти же запечные французы, доползя до России, прихолясь и приосанясь, не вскружат голов прелестным россиянкам, воспитанницам француженок!»
Аналогичные факты воспроизведены М. Н. Загоскиным в романе «Рославлев, или Русские в 1812 году». Автор рассказывает, как невеста главного героя Александра Рославлева предпочла ему пленного французского офицера и вышла за него замуж.
Автор «Писем русского офицера» выступает не Только как историк или правовед, с его «моралью строгой», но прежде всего как беллетрист -писатель: в .сюжете, языке и стиле его писем широко представлены атрибуты художественной прозы. Так, о Наполеоне, бросившем на произвол судьбы свою армию, сказано с иронией: «Ушла лисица, только хвост в западне остался». О Бородинском сражении рассказывается в письме от 28 августа 1812 года таким образом: «Надобно иметь кисть Микеланджело, изобразившую, страшный суд, чтобы осмелиться представить это ужасное побоище». «И земля, — продолжает он, — казалось, шаталась под бременем сражающихся». В связи с этим невольно вспоминаются строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича ...
... ” на на темы 2-х русских песен: свадебной лирической(“Из-за гор, гор высоких) и бойкой плясовой. Последние годы Глинка жил в Петербурге. То в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был ...
Земля тряслась — как наши груди.
Лермонтовское стихотворение было создано 25 лет спустя — в юбилейный год Бородинского сражения, так что приоритет в этом случае принадлежит Ф. Н. Глинке. В цитируемом письме он пишет: «Французы метались с диким остервенением: русские стояли с неподвижностью твердейших стен». И в этом случае припоминаются аналогичные строки стихотворения поэта:
- ..сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи…
Не следует из-за громоздкости сопоставления проводить параллели между «Письмами русского офицера» и «Войной и миром». Однако М. И. Кутузов на Бородинском поле показан двумя авторами в одном и том же ракурсе, и сходство в этом плане между произведениями значительное. «Казалось, — пишет о М. И. Кутузове Ф. Н. Глинка, — что весь он превратился в слух и зрение, то вслушиваясь в гремящие переходы сражения, то внимательно обозревая положение мест. Часто пересылался с ним Багратион». Собственно такими же штрихами рисует главнокомандующего русской армией и Л. Н. Толстой. Это тем более заметно, поскольку оценка М. И. Кутузова как главнокомандующего в Отечественной войне 1812 года не одномерна в эпистолярном наследии первой трети XIX века. Если Ф. Н. Глинка как человек военный восхищается М. И. Кутузовым, то Н. М. Карамзин, напротив, упрекал его в сдаче «святыни кремлевской»; этой же точки зрения придерживался в стихотворении «Полководец» и А. С. Пушкин.
Вторгаясь в пределы России, Наполеон, по словам Ф. Н. Глинки, рассчитывал, что крепостные крестьяне «при первой возможности готовы будут восстать против своих законных властей, что пламя бунта столь же легко разольется по России, как пламя сжигаемых ими селений и городов». Однако горящие русские села разожгли огонь мщения к пришельцам; тысячи крестьян, укрываясь в лесах, превратили серпы и косы в оружие борьбы против непрошеных гостей. В «Письмах русского офицера» раскрывается ряд сюжетов такого рода: рассказывается, например, о 14-летнем мальчике и двух крестьянских девушках, активно участвовавших в операциях против французских мародеров, об отсутствии единства перед грозной опасностью между разными классами. «Народ просит воли, — пишет автор, — чтоб не потерять вольности. Но война народная слишком нова для нас. Кажется, еще боятся развязать руки. До сих пор нет ни одной прокламации, позволяющей собираться, вооружаться и действовать, где, как и кому можно». Получилось так, что вопреки предосторожностям и сдерживающим началам, народ русский сам поднялся на борьбу с врагами, в результате чего война 1812 года приняла характер всенародной войны. Ф. Н. Глинка считал, что Наполеон воюет с «народом и чувствует уже тяготу этой священной войны, в которой миллионы готовы пролить свою кровь для спасения свободы, алтарей, престолов и древних своих прав».
В «Письмах русского офицера» ярко раскрывается личность автора и манера его повествования. Его мы видим наедине с собою: вот он едет в свои родовые Сутоки после оставления русскими войсками Смоленска, чтобы в последний раз помолиться «на гробах родителей»; он присутствует как участник печального зрелища ухода объединенной русской армии из Смоленска, когда «в глубине сумерек вынесли из города икону Смоленской Божьей матери,., унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражений, сопровождал печальное шествие это». Эта обрядовая сторона, по мнению автора «Писем», составляла глубинную основу русского характера.
По произведению : Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя ...
... Россию писатель видит иную Русь, “птицу тройку”. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? ... доедет ли колесо до Москвы, — часть русского народа. Но не лучшая ... “подобное явление редко попадается на Руси”. Здоровяка Собакевича, способного съесть ... часть. Истинный образ народа видится, прежде всего, в описании умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, ...
Литературные письма, к жанру которых принадлежит произведение Ф. Н. Глинки, как форма выражения содержания, имеют преимущества перед другими эпистолярными жанрами своей эстетической нацеленностью, но зато они, как правило, проигрывают в своей повседневности — в этом преимущество частных, личных писем, которые неповторимы и всеобъемлющи, как сама жизнь. Но даже имея это в виду, можно указать, что «Письма» Ф. Н. Глинки и своей конкретности раскрывают разные грани жизни и личности автора. П. А. Вяземский, анализируя карамзинские письма, заметил, что в письмах своих Карамзин, как в чистом и верном зеркале, изображается «во всей своей ясности». Таким же предельно ясным и конкретным предстает в своих «литературных» письмах Ф. Н. Глинка. Не случайно К. Н. Батюшков через несколько лет после окончания Отечественной войны вспомнит о них и даст им самую высокую оценку. «Пришли мне, — напишет он своему другу Н. И. Гнедичу из Неаполя в 1829 году, книги Броневского и Свиньина. Любопытно прочитать их на поле сражения; но полно, здесь ли они писали? Часто путешественники пишут, воротясь, дома. Один Глинка писывал на походе: обними его за меня очень крепко и скажи, что его люблю и вечно помнить буду».
Броневский и Свиныга были участниками экспедиции Сенявина в Средиземном море; некоторое время спустя они выступили в печати со своими записками и воспоминаниями. Как можно установить из письма К. Н. Батюшкова, он заподозрил их в том, что они писали мемуары по памяти. И он противопоставил им Ф. Н. Глинку, который создавал свои «Письма» на поле брани, в связи с чем они выгодно отличались от других произведений этого жанра своей достоверностью, точностью и ясностью.
Свой опыт и наблюдения Федор Николаевич попытался изложить в этой древней, но всё ещё ёмкой структуре путешествия. С одной стороны, Глинка увидел многое и смог сложить широкую мозаичную картину тогдашней русской и зарубежной действительности. Но с другой стороны «путешествующий» отнюдь не по своей воле офицер не может остановиться на одном месте, чтобы вникнуть в суть подчас «злободневных» явлений. Он вынужден скользить взглядом по поверхности изображения, даже не ставя перед собой задачу добраться до корня событий, порядков, обстоятельств, лиц, характеров. В этом и заключается основной минус этого литературного стиля.
Описание стран и местечек мелькает, как в калейдоскопе, одна за другой. Пол Европы и России оказываются под пером писателя. Глинка храбро сражался, и с такой же храбростью брался за объяснение вопросов, над которыми бились выдающееся умы того времени. Проблемы лингвистики, демографии, социологии, вопросы тактики и стратегии, предложения о реорганизации военного дела – вот круг его описаний и размышлений. Так, мимоходом. Ф. Глинка осмеливается дать «краткое замечание о тактике французов», в котором отзывается об их умении вести войны.
Россия (на английском языке) с переводом
... в России. Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/Russia.html Сочинение на английском про Россию с переводом Привет! Бьюсь об заклад, что при переписке с ... устным выступлением на английском языке, а не продолжением общения с иностранцем, то необходимо начать с логического вступления. ... Москве, в столице страны, проживает 10 млн человек, это один из самых больших городов мира. Россия ...
Во время плавания по Волге Глинка присматривался к быту и условиям жизни крестьян. В отличие от Радищева он не заметил сцен надругательства над крестьянами и их нищеты. Простые и чистые нравы, здравый смысл, довольство своей жизнью, крепкие семьи и браки по любви – вот что обнаруживает Глинка в приволжских селениях. Тут видна не только развёрнутая полемика – разумеется, скрытая: автор реабилитирован, но его книга оставалась под запретом ещё несколько десятилетий! – с Радищевым, но явственно выраженный руссоизм. Глинка рассуждает о падении нравов и прочих издержках современного ему общества. Отсюда был один шаг до славянофильства, самобытничества, и Глинка впоследствии его сделал. Книга пропитана патриотизмом. Глинка пишет: «Мой друг! Настают времена Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя угрозу военную». Эти строки служат прекрасным примером тому настрою и порывам, на которых написаны «Письма русского офицера».
Известны и другие труды глинки на литературном поприще. В 1871 году он написал отзыв на статью о К.Ф. Рылееве, опубликованную в одном из еженедельных изданий. «Статья о Рылееве так меня заинтересовала, что я, хоть кое-как и как попало, спешу набросать несколько мыслей об этом человеке» — так он начал свой отзыв. Глинка перекликает краткую автобиографию знаменитого поэта с историей их дружбы. Также им писаны ряд небольших рассказов – собственная биография, о Пушкине и разные бытовые темы.
Как поэт Глинка впервые заявил о себе в 1812 году «Военной песней, написанной во время приближения неприятеля к Смоленской губернии». По своей стилистике она близка к героическим одам. Чёткая логика сочетается в ней с возвышенными чувствами: с одной стороны – мы, с другой – противник. Вслед за этим было писано ещё несколько стихотворений на военную тематику и «Песнь узника», посвященная чувствам декабристов в ссылках, послужившая поводом для его ареста и следствия.
Глинкой создано много произведений на высокие темы: патриотические, религиозные, философские, исторические. В то же время он автор многочисленных лирических произведений. Темы этих стихотворений – природа, тоска и грусть, раннее увядание, неудовлетворённость жизнью. Характерен для них мотив противопоставления скромного, но истинного счастья блеску губительной славы, роскоши. С этим связано противопоставление свободной жизни – жизни в неволе, среди вельмож.
Пусть земные полубоги
В недрах славы и честей
Громоздя седее чертоги,
Будут в них рабы страстей!
Для чего мне дом огромный?
Дайте мне шалаш укромный
Из соломы и ветвей,
Дайте дружбу и свободу –
Стану петь, хвалить природу,
Как на воле соловей!
Обличительные выпады здесь несколько нейтрализуются провозглашением скромного, «карамзинского» идеала в виде «шалаша укромного из соломы и ветвей».
Во время своей ссылки на Карельском полуострове, он занимается этнографией. Глинка в своей литературе уделяет значительное внимание карело-финскому фольклору. Он переводит первые руны финского эпоса «Калевала», изучает местные обычаи. Он пишет поэмы «Дева карельских лесов» и «Карелия». Обе они были достаточно высоко оценены А.С. Пушкиным.
В своём творчестве Глинка никогда не скрывал своего пристрастия к русскому классицизму: «Поэзия моя, если так можно назвать мои псалмы, возгласы и тому подобное, не по нынешнему веку: она жестка и темна, не посыпана тем сахаром, который льстит современному вкусу».
Творчество Глинки любили и любят не только в России. Его стихотворение «Ура» (1854), написанное по поводу Крымской войны, было переведено на немецкий, французский, английский, польский, молдавский, сербский, китайский языки.
Федор Николаевич Глинка в литературе зарекомендовал себя как хороший поэт и писатель. Его до последних лет жизни воспринимали как «поэта-воина» эпохи наполеоновских войн и как «великодушного гражданина» эпохи декабризма. Произведения Глинки полны светлых чувств, мыслей и идей, они ясно отражают картину того времени, и именно поэтому люди читают его до сих пор.
3. Заключение
Современники единогласно изображают Федора Глинку, как человека с исключительно ясной душой, с неисчерпаемым запасом добродушия и горячей любви к людям.
Поэтический пыл не покидал его и он продолжал отзываться стихами почти на всякое общественное или лично его касавшееся событие. Стихами он проводил в могилу свою жену, стихами «Уже прошло четыре века» отозвался на объявление новой войны с Турцией, со стихотворными же спичами выступал он на различных вечерах, в собраниях, на званых обедах, пикниках, при проездах Высочайших особ и в других торжественных случаях.
Литературное наследие Ф.Н. Глинки огромно, причём значительная часть его не издана. В Государственном архиве Тверской области сохранился самый большой рукописный фонд его литературных произведений и бытовых документов.
4. Список используемой литературы и интернет-ресурсов.
Глинка, Ф. Письма русского офицера / Ф. Глинка. – М. : Воениздат, 1987. – 383 с., ил.
Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. Г.С. Меркин. Том 1. 1994.
Орлов, В. С. Федор Николаевич Глинка // Орлов, В. С. Декабристы-смоляне / В. С. Орлов. – Смоленск, 1951
Русские писатели. 18001917. Биографический словарь. Т. 1: А Г. Москва: Советская энциклопедия, 1989. С. 578581.
Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие для средней школы. Под редакцией профессора Ильина В.В. –ТРАСТ-ИМАКОМ,Смоленск,1995. С.171-176.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение
1.
БЕГГРОВ КАРЛ (КАРЛ-ИОАХИМ) ПЕТРОВИЧ
ПОРТРЕТ Ф.Н. ГЛИНКИ
1821
Изображен в мундире с орденам: св. Владимира 4-й степени (крест на груди), баденским орденом Карла Фридриха (белый крест под короной на груди), св. Анны 2-й степени (крест на шейной ленте), прусским орденом «За заслуги» (Pour le Mйrit; крест, слева), серебряной (на ленте ордена св. Андрея Первозванного) и бронзовой (на ленте ордена св. Владимира) медалями «В память Отечественной войны 1812 года» (обе — на груди справа).
Портрет датируется благодаря тому факту, что 1 августа 1821 года на заседании «Вольного общества любителей российской словесности», председателем которого изображенный являлся, помощник председателя Н.И. Гнедич представил «литографически отпечатанный портрет г. Председателя Ф.Н. Глинки по желанию друзей его».
Литография послужила оригиналом для гравированного портрета Глинки работы К.Я. Афанасьева.
Гравюра. 1825г. Автор К. Афанасьев
Из «Каталога моего собрания русских гравированных и литографированных портретов» Морозова Алексея Викуловича. Том 1. А.-Г. — 1912.
2.
Солдатская песнь
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть — чем в рабстве жить.
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!
Под смоленскими стенами,
Здесь, России у дверей,
Стать и биться нам с врагами!..
Не пропустим злых зверей!
Вот рыдают наши жены,
Девы, старцы вопиют,
Что злодеи разъяренны
Меч и пламень к ним несут.
Враг строптивый мещет громы,
Храмов божьих не щадит;
Топчет нивы, палит домы,
Змеем лютым в Русь летит!
Русь святую разоряет!..
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем!
Июль 1812
Из истории
Многие произведения Глинки положены на музыку, но в народную среду проникли лишь некоторые. Среди них и «Солдатская песнь…», которая была популярна, видимо, короткое время, а именно в 1812 году, во время нашествия французов. Сам Ф. Н. Глинка вспоминал: «Сидя у полевых огней, я написал солдатскую песню, которую в некоторых полках пели» (Ф. Н. Глинка. Письма русского офицера, ч. IV. М., 1815, с. 21)
3.
4.
Анализ стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва»
Ф. Н. Глинка
Москва
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.
На твоих церквах старинных
Врастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
И Ивана-звонаря?
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе, —
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!
Ты, как мученик, горела.
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
1840.
Федор Николаевич Глинка (1786 — 1880) – выдающийся человек своего времени. Военный и литератор, он пользовался большой известностью в Москве, да и во всей России. Близкий идеям декабризма, Глинка всю свою жизнь проповедовал идеи Добра, Справедливости, Нравственности, Веры. Будучи человеком военным, Глинка прошел почти все воины, выпавшие на долю его поколения. В них закалялся его характер, а вместе с тем утверждалась мысль о величии России, о богоизбранности Родины.
Самым известным произведением Глинки является его стихотворение «Москва» (1840).
Его можно назвать одним из лучших образцов патриотической лирики, созданных русскими поэтами.
В стихотворении Глинки Москва предстает перед нами величественным и древним городом, истинным воплощением русского характера, русского народа. Первое четверостишие, играющее роль вступления, раскрывает нам Москву как большой и старинный город, «город контрастов». Он вмещает в себя и роскошные дворцы, и купеческие посады, и деревни. Глинка показывает, что в этом городе живут самые разные люди, от знатных вельмож до простых крестьян.
В первой части стихотворения герой восхищается красотой Москвы. Он как бы смотрит на нее сверху, и пейзаж, который ему открывается, захватывает дух:
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Лирический герой гордится Москвой. По его мнению, это великий город, обладающий мощным духом, огромной энергий, которые позволили ему «и над малою рекою стать» великим и знаменитым. В этой части раскрывается, что же создает и поддерживает силу города. По мнению Глинки, это русский народ, его талант и мощь. Недаром автор приводит истинно народное название Москвы – «матушка Москва!»
Эта часть наполнена тропами. Это и эпитеты («исполинская рука»), и метафоры («исполинскою рукою развит»).
Также здесь присутствует сравнение: «как хартия, развит» и гипербола: «Глаз не схватит улиц длинных».
Вся сила и одаренность русского народа воплотились в Москве. В третьей части герой описывает ее достопримечательности, даже названия которых говорят о непобедимости этого русского города: «холм Кремля-богатыря», «златая шапка Ивана-звонаря?», «Царь-колокол», «Царь-пушка», «святые в Кремле ворота». Интересно, что в этом ряду указаны и ворота Кремля, которые ведут в храм Василия Блаженного. По мнению Глинки, Москва сильна и своей святой христианской верой.
Вторая часть стихотворения наполнена эпитетами, превозносящими Москву: «Кремль-богатырь», «златая шапка», «святые ворота». Кроме того, эта часть произведения насыщена метафорами: «Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря?», «Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?»
Автор наполняет эту часть риторическими вопросами, подчеркивающими силу и могущество города.
Следующая, третья, часть стихотворения рассказывает о многострадальной истории Москвы. Глинка подчеркивает, что никогда, несмотря на все беды, выпавшие на его долю, этот город не унизился перед врагом:
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой твоей судьбе
Далее следует перечисления бедствий, происходивших в Москве: нашествие Наполеона, сильнейший пожар Но из всех бед Москва выходила «неизменною». Лирический герой сочувствует своему любимому городу, считает его святым. Поэтому в стихотворении появляются следующие тропы: «как мученик, горела» (сравнение), «бурнопламенная река» (эпитет), «из пепла ты восстала» (метафора).
Кроме того, здесь автор использует древнерусскую лексику («Ты не гнула крепкой выи»), чтобы подчеркнуть крепкие корни, огромную историю и русскую душу этого города.
В этой части меняется ритм стихотворения, его размер. Здесь он напоминает народные песни, плачи: «И под пеплом ты лежала Полоненною».
В финальной части ритм стихотворения выравнивается, потому что автор верит в непобедимость и славу Москвы. Заканчивается стихотворение пламенными строками:
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Из финального четверостишия мы понимаем, что для Глинки Москва – это воплощение России. России настоящей, «коренной», народной. Москва является символом непобедимости и святости нашей страны, у которой свой, особый, избранный путь. Автор всем сердцем желает ей процветания и вечной славы, величия.
Это четверостишие, впрочем , как и все стихотворение, эмоционально насыщено, поэтому оно наполнено восклицаниями и обращениями, содержащими большое количество эпитетов.
Стихотворение Ф.Н. Глинки «Москва» является гимном Москвы и России, наполненным любовью и гордостью, восхищением и благоговением.
5.
6.
Афоризмы и цитаты Федора Глинки.
Военное время всякого делает военным.
Истина не знает тайного подручного шепота; она любит говорить откровенно и смело.
Истина не имеет нужды скрываться.
Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству.
Люди приходят и отходят, но содеянное ими остается!
Многие, входя в вельможи, выходят из людей.
Праздность усыпляет мужество.
Прилежание, соединенное с терпением, может всему научить.
Простота есть ближайшая родственница ума и дарований.
Скупые богачи, замыкающие доходы свои в сундуках, похищают у общества часть его состояния.
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
Чем больше опасности, тем больше славы!
13PAGE \* MERGEFORMAT141815
Дом Ф.Н. Глинки в Твери
15