Художественное образование в современной России

Курсовая работа
  • средства массовой информации и некоторые другие социокультурные институты.

Художественное образование, воспитание и частично обучение, как правило, слиты в едином процессе, хотя и имеют разные цели. Задачи художественного образования – дать знания по истории и теории искусства, сформировать художественный вкус:

  • для непрофессионалов – привить элементарные навыки продуктивной художественной деятельности;
  • для профессионалов – способствовать приобретению мастерства в данном виде искусства.

В этой системе подготовки в той или иной культурной практики следует отметить учреждения искусства, выступающие институциональной основой производства и распространения художественных ценностей, учреждения и организации культурно-досуговой деятельности, творческие союзы и объединения, не только производящие и распространяющие искусство, но и вовлекающие в художественно-творческую деятельность людей, профессионально искусством не занимающихся, потребителей, искусства[5.С.8].

1.2.Содержание и формы художественного образования

Согласно Концепции художественного образования в Российской Федерации, содержание художественного образования включает:

  • эстетическое воспитание;
  • общее художественное образование;
  • профессиональное художественное образование.

Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства. Содержание и методологические принципы художественного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности.

Содержание художественного образования включает:

  • формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;
  • — формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;
  • — формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

14 стр., 6963 слов

Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...

... к народному творчеству. В приложении представлены варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей и организация культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования. 1.1 Исторические предпосылки педагогической направленности народного художественного творчества воспитание образование ...

  • — формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  • — формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • — формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Освоение содержания художественного образования осуществляется на основе принципов:

  • — начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;
  • — мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
  • — опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;
  • — комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;
  • — распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
  • — внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям обучающихся.
  • В настоящее время художественное образование в России представляет собой развернутую систему профессиональной подготовки специалистов и приобщения молодого поколения, широких социальных масс к изобразительному искусству, художественному творчеству посредством специальных учебных заведений, широкой системы государственных и общественных мероприятий (художественные выставки, конкурсы, пропаганда изобразительного искусства и т.

    п.), различных форм художественной самодеятельности. Специалистов со средним художественным образованием готовят художественные и художественно-промышленные училища, училища (техникумы) декоративно-прикладного искусства и театральные художественно-технические училища. Высококвалифицированных рабочих архитектурно-отделочного профиля, мастеров и художников для народных художественных промыслов выпускают профессионально-технические (строительные) училища и художественно-профессиональные училища и школы. Высшее художественное образование дают художественные и художественно-промышленные вузы — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (ведет историю с 30—40-х гг. XIX в.), Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (основан в 1757 г.), Московское (бывшее Строгановское, основано в 1825 г) и Ленинградское имени В. И. Мухиной (основано в 1876 г.) высшие художественно-промышленные училища и др. Художественные институты — высшие учебные заведения искусства — готовят художников, архитекторов и искусствоведов высшей квалификации по специальностям: живопись, графика, музыка, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности, интерьер и оборудование, промышленное искусство, монументально-декоративное искусство, теория и история изобразительных искусств, архитектура. Кроме того, подготовка профессионалов высшей квалификации различного профиля осуществляется на соответствующих факультетах в театральных, полиграфических, текстильных и технологических институтах, а также во всех государственных институтах кинематографии. Более 40 художественно-графических факультетов педагогических институтов страны готовят преподавателей изобразительного искусства (с художественной направленностью).

    14 стр., 6606 слов

    По «Теория художественного образования» «Художественные ...

    ... теме исследования. Рассмотреть историю развития высших учебных художественных заведений России и за рубежом в различные исторические периоды. Охарактеризовать систему современного профессионального художественного образования в России и за рубежом. Рассмотреть историю и современность университета Оксворд Брукс как одного из ...

    Педагогическая и методическая подготовка студентов в некоторых художественных институтах позволяет им в дальнейшем преподавать изобразительное искусство в общеобразовательных и детских художественных школах, а также в специальных учебных заведениях искусств. Обучение специальным дисциплинам в художественных вузах и училищах ведется под руководством опытных преподавателей — известных художников, академиков, профессоров, доцентов, которые определяют творческое развитие обучающихся, постоянно совершенствуют методы обучения и воспитания будущих художников, скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Кроме профессиональных учебных заведений система художественного образования в России включает широкую сеть детских художественных школ, изостудий при Домах и Дворцах культуры, заочные университеты культуры, культурно-просветительные учреждения, мастер – классы, широкую пропаганду по интернету, радио, телевидению, в печати шедевров мирового зарубежного, русского дореволюционного и советского изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театрального и музыкального искусства, скульптуры и архитектуры[8.C.7]

  • Процесс историко-культурного становления системы художественного образования в России отражает принципы формирования художественной культуры в целом.

    На протяжении многих веков шло накопление опыта, совершенствование методов и форм обучения в каждом из видов искусств. Такая относительная самостоятельность образования в области музыкального, театрального и изобразительного искусства неизбежна[10.C.4].

До недавнего времени художественное образование в России было в стороне от указанного интегративного процесса. Тем не менее, сама художественная культура, искусство, дает многочисленные примеры межвидовой, внутривидовой, межродовой, межжанровой, формообразующей интеграции, что обусловило стремление синтетично войти, проникнуть в смежные области (виды) искусства. Этот процесс получил свое отражение в художественном образовании на рубеже ХХ-ХХІ вв., где наблюдаются новые тенденции в организации художественного образования, в интерпретации смысла специализаций. Через современное художественное образование реализуются социально-функциональные потребности общества, в соответствии с которыми не только совершенствуются традиционные специальности (в области музыкального, театрального, изобразительного искусств), но и формируются новые, техногенные, аудиовизуальные: кино и телережиссер, кино и телеоператор, актер экрана, телеведущий, дизайнер, менеджер в области искусства, компьютерный аранжировщик музыкального произведения, компьютерный график и др.

35 стр., 17189 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... народного искусства в работе учителя. Избыток художественности, бесхитростность творческого взгляда на мир, можно усмотреть как в искусстве ранних эпох, так и в народном творчестве. Избыток художественных ... (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. В данной концепции он состоит в определении гуманистической направленности образования как социально-целостного комплекса ...

Появление и распространение инновационных специальностей в системе художественного образования демонстрируют ее большие творческие возможности, с помощью которых приобретается новый профессиональный опыт, переосмысливаются художественные проблемы, реализуются инновационные образовательные возможности, совершенствуются формы. Тенденция к синтезированию художественных знаний обусловила введение в практику средних учебных заведений в начале 90-х годов ХХ в. такой дисциплины, как мировая художественная культура. Соответственно началась подготовка преподавательских кадров в вузах, где изучаются история, теория и анализ всех видов искусства. В итоге в теоретических дипломных работах, магистерских, кандидатских и докторских диссертациях всё шире используются аналитические принципы, методы, формы изучения разных видов искусства в их сопоставлении и сравнении. Современные тенденции в развитии искусства способствуют разработке новых методологических подходов в искусствоведческой науке, одним из которых является компаративизм — метод сравнительного изучения связей, сходств или отличий в разнообразных художественных явлениях. Интеграционные процессы в реалиях современного искусства приводят к расширению, динамике системы художественного образования, внедрению инновационных форм и методов.

Имея практические навыки в разных видах искусства (принимаются на эту специализацию только лица, окончившие среднее специальное художественное учебное заведение), студенты вместе с преподавателями достигают главной цели — овладевают инновационным методом компаративного анализа, вырабатывают навыки комплексного исследования интеграционных процессов в искусстве. Компаративное искусствоведение проецирует его на несколько видов искусств, избирая для анализа единый подход, стержень, структуру. Это дает возможность найти нечто общее для всех и то особенное, что свойственно тому или иному виду искусства. Таким образом, появляется возможность сравнения, компаративного сопоставления форм и выразительных средств, жанров и видов. Подобные приемы приводят к расширению ассоциативного мышления, к обогащению трактовки и восприятия художественного текста, приданию ему дополнительных интерпретационных обертонов. На основе сплава аналитических принципов, академических и инновационных формируется новое, во многом приоритетное направление в искусствознании. Опыт организации инновационных форм и методов художественного образования часто вызывает сопротивление со стороны «традиционалистов», продолжающих углубляться в дифференцированное, узкоспециальное образование.

Такая позиция также правомерна в художественном образовании, но лишь как часть образовательного процесса, как один из принципов, не отрицающий инноваций. Подтверждая уникальность классического образования в каждом виде искусства, одновременно нельзя отрицать процесс их интеграции. Сама жизнь, современные социокультурные условия, интеграционные процессы в искусстве обуславливают, востребуют инновационные подходы к организации художественного образования[15.C.23]. Если рассматривать систему художественного образования в целом (школа — среднее специальное учебное заведение — вуз), то в ней может присутствовать не только традиционное классическое разновидовое (в соответствии с разными видами искусства) дифференцированное образование, но и инновации, базирующиеся на практике художественного синтеза искусств. Всегда есть выбор, на каком материале и как воспитывать. Современное искусство «многоканально», соответственно «многоканальным» должно быть и художественное образование. Одним из ракурсов его организации становится принцип: в средних специальных учебных заведениях дается узкопрофессиональное классическое образование, в вузах образование обеспечивается на новом уровне, обобщающем и синтезирующем знания, образование инновационное по смыслу (содержанию) и форме подачи материала (технологиям)[16.C.20].

22 стр., 10704 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...

... по вопросам нравственного воспитания Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, ...

  • В связи с вышесказанным можно сделать следующий вывод: в искусстве возникли новые унифицирующие тенденции, новые направления, которые либо сами по себе являются интегрированными, либо способствуют и определяют необходимость выработки новых различных форм и явлений в искусстве. Такие реалии современной художественной культуры дают основания для инновационного расширения возможностей системы художественного образования. Ретроспективный и актуальный опыт интеграции искусств обуславливает необходимость определения и внедрения новых форм, а также выработки новых методов в художественном образовании.
  • Глава 2. Художественное образование в России: генезис, становление и развитие

2.1Исторические этапы развития художественного образования в России

Одна из важных проблем истории образования: становление и развитие художественного образования в России, которая обусловлена противоречивыми тенденциями. Система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование.

В самом раннем зарождении государственности, даже человечества происходит зарождения искусства, а вместе с ним и художественного образования, так как главной целью этого образования становится уже не просто обучение, а передача наследованной информации искусств и носило общекультурный, эстетический или служебно-административный характер. Можно выделить три основных этапа становления художественного образования на Руси в X- XV веках:

  • 1 этап – это заложение истоков искусства;
  • 2 этап – это освоение оставленных заложенных истоков искусства;
  • 3 этап – это дальнейшая передача знаний искусства в художественном образовании.

Художественное образование на Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. Уже к XI веку рисование рассматривается, как общеобразовательный предмет и был связан с обучением грамоте. Навыки в профессиональном художественном образовании приобретались в монастырских иконописных школах[15.C.42].

XVIII век явился тем этапом в развитии художественного образования, который, характеризуется сменой парадигм образования. Институциональный тип «школа-мастерская» заменяется быстро утвердившейся и долго господствовавшей классической моделью. Смена парадигм связана с изменением ценностных приоритетов, лежащих в основе культуры и художественно — исторического сознания. Утверждение в XVIII веке новой системы ценностей, идеалов, норм художественного мышления и языка вело к кардинальным преобразованиям в образовательной сфере, касающихся основ организации, методов обучения. С реформами Петра I появилась необходимость в художниках различных специализаций и потребность в правильно организованной школе, способной подготовить людей для несения различных видов государственной службы. Возросла потребность и в светском искусстве. Из-за границы приглашаются художники-педагоги. Рисование начинает широко внедряться как общеобразовательный предмет. Так рисование было включено в число предметов Московской академии (1715),Хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), Кадетском корпусе (1732).

3 стр., 1260 слов

Миниатюра как литературно-художественный прием развития литературного ...

... предполагает следование в описании выбранному стилю речи. Если, к примеру, в сочинении дети используют художественное описание, то не следует включать какие-либо научные (предметные) ... положений гипотезы опытно-экспериментального исследования о влиянии сочинения-миниатюры как театрально-художественного приема на развитие навыков литературного творчества младших школьников предполагало проведение ...

А в 1724 году в Российской академии наук предусматривалось преподавание «знатнейших художеств». Система образование отличалась тем, что ученик пока не пройдет положительно программу каждого класса, не перейдет

Несмотря на то, что уже к концу XVIII века государство начало определять свои обязанности в вопросах организации образования для всех граждан Российской империи, о народном образовании как сложившейся государственной системе можно говорить вместе с образовательными реформами Александра I, начиная с первой четверти XIX века. Именно при Александре I были приняты законодательные акты, заложившие основы государственной образовательной политики, принципы управления народным образованием, структура, уровни, содержание этой системы. Художественное образование являлось частью образовательной системы, было связано с ней неразрывно. В начале XIXстолетия начинают появляться негосударственные художественные школы, в которых система обучения строилась на академических принципах. Начиная с середины XIX века процесс развития сети негосударственных учебных заведений в области художественной культуры, как и в других сферах образования, приобретает общероссийский масштаб, становится заметным явлением социальной жизни. Это сказывалось, в частности, в основании множества провинциальных частных художественных школ, для которых Академия художеств организовывала государственные дотации, осуществляла активное методическое руководство: снабжала методическими пособиями, выделяла на их развитие средства.

Новая учебная реформа, проведенная в период царствования Александра II, готовилась правительством с привлечением широких общественных кругов, которая отразилась во второй половине XIX века, где особого внимания заслуживают гимназический и университетский вопросы, вбирающие в себя, наряду с содержательными, структурными особенностями динамики развития, и вопросы академических свобод, взаимоотношения и влияния правительственной власти и общественных кругов, структурно-неоднородных, отстаивающих различные, свойственные тем или иным слоям населения России взгляды и пути развития школы. В конце XIXвека все большее понимание находит точка зрения П.П. Чистякова: общеобразовательная начальная школа, среднее художественное образование и высшее учебное заведение должны быть связаны в единую систему, каждая из ступеней которой представляет собой последующую стадию овладения единым в своей основе изобразительным методом. Отсюда – необходимость разделения функций, ступеней, как в профессиональном, так и в общехудожественном образовании. Реформаторская художественная педагогика достигла своего апогея отхода от академических традиций на рубеже XIX – XX веков[8.C.7].

1 стр., 471 слов

Социальная психология как основа профессионального становления ...

... прогресс оказывает на жизнь человека и всего общества. Социальная психология получила широкое развитие в обществе Психолог , работающий в образовании должен ... для психолога . преобразований школы психологического основ социальной психологии поможет психологу Социальная психология психологию социальной психологии необходимо психологу Психолог в образовании психолог должен заниматься самообразованием ...

После Октябрьской революции 1917 г. во всех городах СССР и союзных республиках созданы художественные ВУЗы училища и школы.

В истории развития художественного образования советской эпохи и предшествующего ему периода можно выделить четыре основных исторических периода.