Идея русской национальной школы была выдвинута известными педагогами второй половины 19 — начала 21 века. Среди них можно назвать П.П. Блонского, Г.Н. Волкова, С.И. Гессена, И.Ф. Гончарова, В.Н. Сорока-Росинского, В.Я. Стоюнина и К.Д. Ушинского. В современной России образованию отводится ключевая роль в сохранении нации и обеспечении устойчивого и динамичного развития общества. Школе придается особое значение в сохранении, развитии и распространении национальных традиций.
Для достижения этой цели необходимо создание целостной системы воспитания, которая сможет на основе формирования патриотических чувств и сознания решать задачи по поддержанию общественной и экономической стабильности, укреплению единства и дружбы народов Российской Федерации. Вступление России в мировое сообщество требует решения проблемы соотношения международных и национальных интересов, укрепления национально-государственной системы и сохранения национальной самобытности.
В современной педагогической практике появляются «русские национальные школы», которые требуют решения ряда сложных задач. Одна из них — определение особенностей данного типа учебного заведения. Также необходимо организовать учебно-воспитательный процесс в такой школе и прогнозировать результаты педагогической деятельности.
Для успешной реализации идеи русской национальной школы необходимо объективно оценить теоретический и практический материал, оставленный нам представителями педагогической и общественной мысли второй половины 19 — начала 21 века. Однако анализ историко-педагогической и современной педагогической литературы позволяет выявить противоречие между практической потребностью в дальнейшей реализации идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки.
Таким образом, научная проблема данного исследования заключается в определении сущности идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 — начала 21 века, а также в выявлении особенностей ее развития и реализации на практике российского образования.
Объектом исследования являются концепции русской национальной школы, а предметом исследования — процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 — начала 21 века.
Развертывание исследования
Введение
Цель данного исследования состоит в раскрытии теоретических основ русской школы второй половины 19-начала 21 века. Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
» Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического ...
... вопросов к ребенку. 7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка. Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся: возможность ...
- Выявить сущность идеи русской школы;
- Охарактеризовать её развитие в период со второй половины 19-начала 21 века;
- Дать содержательную характеристику разных типов русской национальной школы;
- Определить особенности современной русской школы 21 века.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
- Сущность идеи русской национальной школы раскрыта как стремление общественно-политических и социально-педагогических сил России усилить национальный компонент в отечественной системе образования;
- Содержательная характеристика понятия «русская школа» раскрыта на основе взглядов видных представителей отечественной педагогики, деятелей различных прогрессивных общественных и политических сил России второй половины 19-начала 21 века.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующем:
Историко-педагогический анализ роли идеи русской национальной школы в отечественном образовании позволяет осознать, насколько необходимо национальное воспитание в системе российского образования. Это создает предпосылки для более эффективного соотношения русского национального и поликультурного воспитания, а также способствует разработке теории и практики патриотического и гражданского воспитания в современной школе.
Практическая значимость данного исследования заключается в следующем:
Результаты исследования мотивируют к созданию авторских программ реализации идеи русской школы на практике. Они также способствуют развитию опытно-экспериментальной деятельности образовательных учреждений и конкретизации, а также углублению соответствующей тематики в учебных курсах педагогики в специальных учебных заведениях.
Методы исследования:
- Анализ литературы;
- Беседа;
- Обобщение опыта педагогов;
- Наблюдение.
Экспериментальная база исследования: Лицей №21 г. Кирова
Структура исследовательской работы:
Работа состоит из двух глав, введения и заключения.
Глава 1. Идея русской национальной школы второй половины 19-начала 21 века.
1.1. Сущность идеи русской национальной школы.
1.2. Развитие идеи русской национальной школы в период со второй половины 19-начала 21 века.
Глава 2. Различные типы русской национальной школы.
2.1. Типы русской национальной школы.
2.2. Содержательная характеристика разных типов русской национальной школы.
Глава 3. Особенности современной русской школы 21 века.
Заключение
Таким образом, данное исследование позволяет более глубоко понять идею русской национальной школы и её значение в современной системе образования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ и методик реализации данной идеи на практике и способствовать развитию образовательных учреждений.
Глава 1. Теоретические основы развития русской школы
1.1 Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIX в.
На проявление патриотизма в России и формирование национального направления образования в XIX веке повлияла европеизация общества в период правления Петра I. Всякий человек, поддерживающий его преобразования, должен был стать западником, а западничество считалось одним из проявлений патриотизма. Однако вместо синтеза отечественной и западной культур, их взаимообогащения, произошло отторжение отечественной культуры. Среди русских людей стали появляться такие, которые испытывали пренебрежение к родной стране, презрение к своей культуре. Это явление стало причиной того, что в последующую эпоху передовая педагогическая мысль пропагандировала идеи создания самобытной национальной школы, подготовки национальных кадров. [17, с. 34]
Методика изучения романа Михаила Шишкина ‘Письмовник’ ...
... Объект исследования - Роман Михаила Шишкина «Письмовник». Предмет исследования - методика изучения романа Михаила Шишкина «Письмовник» в контексте русской прозы XIX-XX веков. разработать методику изучения романа Михаила Шишкина « ... старших классах, опираясь на работы литературоведов, педагогов и психологов; 3. Исследовать читательский интерес учащихся старшей школы к современной литературе ...
М.В. Ломоносов, который впервые высказал идею о создании национальной демократической культуры и науки в России, а также выступал за просвещение народа, явился провозвестником формирования нового направления в образовании XIX века. Основными принципами, которые лежали в основе педагогической теории Ломоносова, и которые затем определили развитие общенационального направления образования, стали: народность, гуманизм, демократизм, высокая нравственность человека, практицизм. [24, с. 75]
Центральной идеей в развитии общенационального направления образования XIX века стала идея народности. Сам термин «Народность» впервые был предложен С.С. Уваровым в 1833 году в связи с идеологией «Православие, самодержавие, народность», основные принципы которой были им изложены при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. [4, с. 233-244]
Идея народности в литературе и педагогике
Идея народности впервые была освещена В.Г. Белинским. Он сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей родине. В творчестве Пушкина, Крылова, Гоголя и других великих писателей России педагог видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма. Он призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, — смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие.
Одним из важных условий перестройки системы воспитания согласно идее народности педагоги считали исследование национальных особенностей русского народа, учет его потребностей и нужд в данный период времени. Идея народности подразумевала опору на чувства человека прежде всего, а не на рассудок. «Чувства предшествуют знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её». К.Д. Ушинский под народным воспитанием понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими ценностями и идеалами. К. Д. Ушинский считал идею народности одной из основ общественного воспитания. Он видел самую её сущность в любви к Отечеству. «…Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» Ушинский доказывал, что подрастающие поколения необходимо воспитывать, опираясь на народный идеал, который меняется с течением времени. К основам воспитания Ушинский также относил науку и христианство. Истины науки рассматривались как средство воспитания гражданского сознания человека. Познания в области психологии, истории, естественных законов считались необходимыми для развития общественной жизни. Христианство, по мнению Д.К. Ушинского, является идеалом совершенства. Оно обозначало высшую цель любого воспитания: служение идее истины и добра, идее цивилизации, государства и народа.
Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания
... аксиологического воспитания в современном образовании. Рассмотреть идею народности в воспитании детей. Выявить гуманистический смысл воспитания. Проанализировать место народного художественного творчества в воспитании детей. Исследование элементов народного творчества, как форм образовательной работы. ГЛАВА I АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ...
«Приоритетная роль в воспитании личности человека и гражданина принадлежала патриотическому, нравственному и правовому воспитанию, которые рассматривались во взаимосвязи и взаимообуславливали друг друга».
Идея народности в русской школе
Идея народности была одной из важнейших в русской педагогике XIX века. Она считалась основой образования и воспитания, направленных на формирование личности, признания ее прав и свобод, а также воспитание любви к Отечеству и патриотизма.
Двойное значение идеи народности
Понятие народности имело двойное значение в русской педагогике. Во-первых, народность понималась как определенная национальная индивидуальность, выражающаяся в своеобразной физиономии личности. Во-вторых, понятие народа рассматривалось как идея, целью жизни которой является развитие и реализация творческих сил.
Идея народности приобретала антикрепостническую направленность, поскольку истинной целью русского народа было освобождение от крепостнической зависимости. Педагоги считали, что процесс демократизации общества вызвал широкий разрыв двух классов — интеллигенции и народа. Культура этих двух классов различалась по качеству, а не по количеству. Поэтому необходимым стало воспитание патриотизма и народности.
Ознакомление с особенностями русской культуры и истории
Одной из важных черт русской школы было учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планировании занятий. Невозможно быть культурным человеком, имея только образование и сложность. Истинно культурный человек должен нести в себе культуру и знать историю своей страны.
Одной из целей обучения в русской школе являлось формирование культуры личности, которая является фундаментом гармоничной жизни общества. Поэтому интеграция знаний и их применение в жизни было важной составляющей народности в русской педагогике.
Роль школы в решении проблемы деклассирования
В связи с процессом демократизации общества расширился промежуток между интеллигенцией и народом, что привело к проблеме деклассирования и потере корней частью населения. Решение этой проблемы было возложено на школу, которая должна была служить идеалом народности и попытаться свести различия культурных норм к единой шкале общечеловеческих ценностей.
В итоге, идея народности была основой воспитания патриотизма и культуры в русской педагогике XIX века.
В.Я. Стоюнин выявил главную проблему образования в русской школе — отсутствие общей цели, идеи, которая бы связывала все школьные предметы. Каждый преподаватель старается передать как можно больше знаний по своей дисциплине, но у него отсутствует общая идея, которая бы определяла, что нужно для образования. Это приводит к тому, что огромное количество фактов, формул и имен преподается ученикам без определенной логики, что не позволяет им сделать правильные заключения относительно жизненных вопросов.
Русская культура второй половины XIX века
... идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразования, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа. Это оказало огромное воздействие на развитие русской культуры во второй половине XIX века. ...
В.Я. Стоюнин считает, что школу необходимо поделить на низшую, среднюю и высшую ступени, которые должны быть связаны единой идеей, различающейся лишь в степени ее достижения на каждой ступени. Преемственность является характерной чертой для всех ступеней школы. Все учебные предметы должны быть направлены на достижение единой цели — дать материал, доступный для каждого возраста, на основе которого у ученика будут выработаны понятия о природе и человеке. Для приобретения этих знаний ученик должен самостоятельно трудиться.
К. Д. Ушинский говорит о связи трех элементов школы — административного, учебного и воспитательного. Он считает, что действия учителя и воспитателя должны быть тесно взаимосвязаны и направлены на один результат. Примером такого тесного взаимодействия являются английские старые школы, где воспитание основывается на личности воспитателя, который должен быть примером для учеников. Главный воспитатель должен также быть главным учителем и преподавать самый воспитывающий, центральный предмет, вокруг которого все остальные группируются.
К. Д. Ушинский также утверждает, что необходимо избегать деления предметов между учителями и распределения воспитательных обязанностей между разными лицами, так как это не приносит ничего, кроме вреда.
Роль родины и литературы в образовании
Одним из существенных компонентов образования, при разработке которого педагоги придавали особое значение, является изучение родины. Они считали, что многие проблемы, такие как плохое состояние финансов, неуспех промышленных предприятий и неудачи в административных мерах, зависят в большей степени от незнания нашей родины, чем от незнания древних языков.
Одним из заслуг К. Д. Ушинского стало выделение родиноведческого направления, которое трактуется как обучение географии на местном материале и является основой современного краеведения. Он считал, что природа является великим наставником и одним из главных факторов воспитания. Он настаивал на широком использовании методов наблюдения и экскурсий в обучении, которые соответствовали ментальным особенностям россиян.
Также большое значение в образовании придавалось литературе. К. Д. Ушинский отмечал, что она способствует развитию нравственности, чувств и мыслей. Другие педагоги, такие как Н.Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и В. П. Острогорский, указывали на роль литературы в пробуждении гражданских чувств, связывании с реальной действительностью, раскрытии особенностей родного народа и его культуры, а также в соединении с Родиной и человечеством.
Согласно программе народной школы, разработанной К. Д. Ушинским, родной язык играл роль связующего элемента между знаниями об истории и географии родной страны, а также о ее природе. Изучение этих предметов формировало у учащихся чувство общественного долга.
Особое внимание также уделялось изучению общественного порядка, обычаев, уровня умственного и нравственного развития эпохи, характера народа, промыслов и других производств, а также подвигов путешественников и результатов их исследований.
Последователи Д.К. Ушинского сходились на мысли, что нравственное развитие ученика, позволяющее ему научиться добывать знания и совершенствовать себя самостоятельно важнее, чем его умственное развитие. Умственное развитие виделось в образовании более глубоких нравственных понятий. [19, с. 99-100]
Школа и воспитание в Древнем Риме
... прагматическим идеалом воспитания и образования в Древнем Риме, ... школ создавались учебники и хрестоматии, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ ... э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. ... разностороннее умственное образование. Учителя риторики были людьми, ... Все это время им полагалось носить ...
Вывод. Идея русской школы зародилась на основе идеи народности, которая в России появилась в XIXв. Причиной её возникновения стала демократизация общества, переход от феодального строя к капиталистическому. Сущность идеи народности, которая в этот период наиболее полно раскрыта К. Д. Ушинским, выражается педагогами в вере в могучие духовные силы народа, его энергию, способность к преобразованию экономической и культурной ситуации в стране. Помимо идеи народности педагогами данного периода выделены следующие основные черты русской школы: учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планировании занятий; наличие единой цели, связывающей все предметы; связь школы с жизнью, творчеством народа; слияние целей русской школы с общими целями народа, государства.
1.2 Особенности русской школы в конце XIX — начале XX в.
В этот период идея Д. К. Ушинского о народности под влиянием буржуазного национал-патриотизма трансформировалась в новых условиях в проблему национальной школы, определяя гражданина как члена нации и патриота, способного к самобытному национально-культурному творчеству. Г. Роков и Н. Румянцев рассматривали понятия «национальное» и «патриотическое» во взаимосвязи и даже объединяли в одно понятие «национально-патриотическое воспитание», в задачу которого входило развитие общественных чувств народа и исключение его вражды с другими народами. [19, с. 112] Основу национально-патриотической модели образования составляла гуманная парадигма. Педагоги, в том числе и П. П. Блонский разделяли взгляды Ушинского, что система национального воспитания должна принимать человека как наивысшую ценность.
Организация национальной школы и воспитание по концепции П. П. Блонского
П. П. Блонский является одним из основных сторонников организации национальной школы и национального воспитания. Он разработал концепцию трудовой школы, которая предполагает, что ученики должны получать знания через трудовую жизнь и отношения с окружающим миром.
Основной принцип народной школы по П. П. Блонскому заключается в создании нравственно автономной личности. Это достигается не с помощью авторитета, а через упражнения в творчестве, что способствует развитию способности к самоопределению. По словам П. П. Блонского, народная школа является местом рациональной организации самовоспитания творца новой русской жизни.
Центральным предметом новой школы является общественно-трудовая жизнь. Обучение строится с учетом фаз детского развития. Дети познают окружающий мир по концентрическому принципу, начиная с мира вокруг себя, затем родной школы, семьи, родного квартала и Родины. В каждом из этих циклов существует множество тем, в которых дети могут активно участвовать.
Последний круг тем, связанный с Родиной, является переходной ступенью от народной школы к введению в общечеловеческую культуру. П. П. Блонский утверждает, что путь к общечеловеческой культуре проходит через национальное воспитание, и расширение человеческого «я» должно происходить посредством концентрических кругов.
Каждый из циклов тем должен быть направлен на формирование умелого социального работника. Для достижения этой цели необходимо, чтобы ребенок с самого начала обучения упражнялся в общественной работе. Первый цикл упражнений проводится в стенах школы, и П. П. Блонский настаивает на школьном самоуправлении и благоустройстве школы.
Русская музыкальная культура XVII века
... развивается многоголосие, сначала на основе национальных русских традиций, а во второй половине века под влиянием западноевропейского многоголосия. История музыки XVII в. делится на ... русской музыки, отмеченный появлением пятилинейной (киевской) нотации и многоголосия гармонического европейского типа. Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с западноевропейской музыкальной культурой, ...
Второй цикл упражнений соответствует работе в семье. Детям задаются вопросы о том, что они делают дома и как они могут помочь своим родителям. Затем деятельность ребенка расширяется, и он становится участником культурно-трудовой жизни деревни или города. Для деревенских детей это может быть работа на школьной грядке и поле с записью наблюдений, ручной труд в семье, а также воспроизведение жизни крестьянина через рисование, лепку и драматизацию. Городские дети также участвуют в труде своих родителей.
По мнению П. П. Блонского, гончарное искусство, лепка кирпичиков и элементарное машиноведение должны быть первыми занятиями ребенка. Он подчеркивает, что ручной труд должен стать неотъемлемой частью трудовой жизни ребенка и не должен быть отдельным учебным предметом.
П. П. Блонский также считает, что родиноведение является неотъемлемой частью школьного курса. Он связывает его с гражданским воспитанием и предлагает разделить его на две части. Первая часть курса описывает органы государства и общества, а вторая часть курса посвящена социальной морали. Темы второй части должны быть рассмотрены с учетом их возможного применения на практике.
Развитие детей с помощью генетического метода в новой русской школе
П.П. Блонский и К.Д. Ушинский обращали внимание на важность личности учителя в процессе воспитания и обучения в новой русской школе. Педагог П.П. Блонский разработал генетический метод развития детей, считая его единственным способом органического развития их сознания. Согласно этому методу, дети должны быть готовы к восприятию истин, которые им преподносят в школе, однако это условие не всегда соблюдается. Для ребенка мир — это непосредственно воспринимаемая действительность.
П.П. Блонский считает, что обучение ребенка заключается не в том, чтобы давать ему готовую истину, а в развитии его собственной истины до уровня взрослого. Исходной точкой обучения по Блонскому является детское, народное, а также старинное научное и художественное творчество. Педагог считает, что детское сознание всегда было ближе к народу и старине.
Генетический метод, предложенный П.П. Блонским, направлен на воспитание питомца культуры, человека, преданного своему народу. Он основан на доступности и посильности материала, преподаваемого детям. Суть метода заключается в том, чтобы ребенок сначала познакомился со старинным и народным творчеством, чтобы смог самостоятельно мыслить и чувствовать, как взрослый человек.
Идея русской школы и национальная школа
В данном периоде идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. П.П. Блонский является наиболее ярким представителем этой идеи и разработал концепцию трудовой народной школы. Она была призвана воспитывать самостоятельную творческую личность, способную к самоопределению.
По мнению Блонского, достижение этой цели возможно с помощью генетического метода развития детей. Он основан на доступности и посильности материала, который преподается детям. Через изучение старинного и народного творчества, ребенок сможет развить свою мысль и чувства, а также научиться самостоятельно мыслить и чувствовать как взрослый человек.
Балет как феномен русской культуры XVII — начала XX века
... балетный театр переходил от эпизодических спектаклей гастролеров к более или менее регулярным выступлениям собственной труппы русских танцовщиков совместно с гастролерами. Это обстоятельство, а также учреждение в Петербурге первой русской балетной школы, ... для национальной и мировой культуры. Классическими мы называем и лучшие, первоклассные балетные спектакли – зарубежные, русские, советские. А ...
Таким образом, генетический метод развития детей, предложенный П.П. Блонским, играет важную роль в новой русской школе. Он помогает воспитывать самостоятельных, творческих личностей, способных к самоопределению и преданности своему народу.
1.3 Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды
В разработке концепций национальной школы в советский и постсоветский периоды можно выделить два основных направления. Сторонники первого направления ориентируются на особенности национального характера, в то время как сторонники второго направления сконцентрированы на изменении содержания учебных программ и методов обучения [17, с. 75].
Однако, при анализе данных концепций, выявлены недостатки обоих направлений. Первое направление страдает от отсутствия четкого определения национального характера и спорных вопросов о положительных и отрицательных чертах русского характера [25, с. 57]. С другой стороны, второе направление может привести к превращению национального чувства школьников в националистическое [25, с. 57].
В. Н. Сорока-Росинский считал, что национальная школа должна соответствовать условиям времени и готовить граждан, способных преобразовывать российскую действительность к лучшему. Он поддерживал идею К.Д. Ушинского о том, что дух народности должен быть основой русской школы [25, с. 60]. Сорока-Росинский видел русскую культуру как основное средство обучения и воспитания, которое способствует приобщению к общенародному и общегосударственному единству [25, с. 60].
С. И. Гессен, в свою очередь, утверждал, что говорить о национальном образовании неправильно, так как личность является естественным плодом образования, направляющего человека к сверхличным целям при сохранении его внутренней свободы. Он рассматривал национальное образование как просто одну из форм образования [6, с. 345]. Гессен считал, что национальная идентичность является объектом творчества и не должна противопоставляться индивиду и человечеству. Он полагал, что хорошо организованное нравственное, научное и художественное образование будет способствовать созданию национальной идентичности, действительно способной к творчеству и развитию [6, с. 345].
В постсоветский период в связи с изменением политического положения нашего государства в мире цели образования также изменились. Воспитание теперь велось в свете гражданских прав и свобод человека. [19, с. 178]
Важным направлением становится гражданское образование. Некоторые педагоги, в том числе И. Ф. Гончаров, обращаются к национальной идее. Базовой моделью он выдвигает гражданина России, а не мира; важнейшей миссией педагога признает воспитание патриотизма. Он называет русский патриотизм определяющим принципом отечественной школы. Школа призвана нести единение российским народам. «Создание самобытной национальной культуры и одновременное принятие культуры других стран, стремление к доброму единению диктует русской школе третий принцип — принцип всемирного взаимоуважения и духовного взаимообогащения». Неотъемлемая черта грядущей школы — открытость культуре. И. Ф. Гончаров говорит, что нам не нужно возрождать старую, добольшевистскую школу, у которой было много недостатков, а нужно сотворить новую русскую школу. [9]
Формирование русской национальной композиторской школы
Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы. Ее рождение в последней трети века было обусловлено активизацией демократических национальных сил во всех сферах русской культуры и искусства и протекало при обострении ...
Он считает, что сейчас все школы мира переживают кризис, и выход из него он видит в образовании. Делая анализ истории нашей школы, он приходит к выводу, что «всеопределяющая государственно-национальная идея — это воспитание в подрастающем поколении русскости в высшем смысле этого слова» [9, с. 8]
Этнопедагогика: использование народной педагогики в современных условиях
Современные педагоги все чаще обращаются к прогрессивному опыту народной педагогики, в основе которой лежит этнопедагогика. Основоположником этной области стал Г.А. Волков, который предложил использовать народную педагогику в современных условиях. Предметом этнопедагогики является народная педагогика, которая включает в себя природосообразные, жизнеобразные, демократические и гуманистические подходы [3].
Принцип народности, разработанный К. Д. Ушинским, становится важным фундаментом национального воспитания в условиях демократизации общества. Он получает особую актуальность и призывает к использованию опыта этнических групп, основанного на их многовековых традициях. Этнопедагогика собирает и исследует этот опыт, делая его доступным для педагогов и воспитателей. В народной педагогике заложена программа развития человеческого совершенства, а ее целью является стремление к идеалу народа.
Особую роль в народной педагогике играет семья. Она является основой народного воспитания, а фундаментом этого воспитания является труд. В традиционной культуре преобладает идея бескорыстного труда, который приносит радость самому человеку и окружающим его людям. Результаты труда становятся основой для оценки человека в народе. Поэтому необходимо уважать как свой, так и чужой труд.
Регулятором поведения в народной педагогике выступают нравственные нормы, обычаи и традиции, а также общественное мнение. Народная педагогика является формой самовоспитания общества, а ведущим методом воспитания является пример родителей. Средства воспитания включают устное народное творчество (сказки, былины, легенды, мифы, предания, поговорки, песни, игры, народные промыслы) и природу. Факторами, влияющими на воспитание, являются язык, слово, общение, природа и религия.
Особенности этнопедагогической школы по Г. А. Волкову
Согласно Г. А. Волкову, этнопедагогическая школа должна обладать следующими особенностями:
- Учет и использование опыта народной педагогики.
- Приоритет национального воспитания.
- Соблюдение природосообразных, жизнеобразных, демократических и гуманистических подходов.
- Активное использование устного народного творчества, таких как сказки, былины, легенды, мифы, предания, поговорки, песни и игры.
- Участие природы в процессе воспитания.
- Учет религиозных аспектов.
Этнопедагогика предлагает ценные ресурсы для современного образования и воспитания, позволяя использовать опыт народной педагогики и национальные традиции в современных условиях.
Развертывание
Идеи русской школы имели огромное значение в советский период, причем одними из главных пропагандистов этих идей являются Н. В. Сорока-Росинская и С. И. Гессен. Включение идей русской школы в образование стало неотъемлемым условием для всех российских школ в этот период. Национальное направление образования признавалось педагогами приоритетным. В постсоветский период национальное воспитание становится средством достижения национального единства. Одной из особенностей теории, разработанной в ответ на эту проблему, является открытость культуре. Возникает новое направление образования, известное как этнопедагогика.
- Приоритет русского языка;
- Учет национальных, интеллектуальных, этических традиций;
- Фольклор как учебный предмет;
- Воспитание народных художественных промыслов, искусство праздников, игр;
- Воспроизведение образа жизни народа с учетом региональных условий;
- Установление тесной связи с семьей;
- Представление о культурном типе русского человека и возрождение образа народного героя на уроках истории и литературы;
- Усиление воспитательной роли труда;
- Направленность внеклассной воспитательной работы на формирование культурно-этической идентичности школьника.
Выводы по I главе:
XIX век принес в историю России множество изменений, которые сказались на развитии различных сфер общественной жизни. Отмена крепостного права и нарастающие демократические настроения в обществе требовали нового типа личности, который мог бы положительно влиять на экономику и культуру страны. Ведущие педагоги того времени видели решение проблемы в обращении к национальной культуре и идее народности образования. Эта идея стала основой русской школы и до сих пор остается ее неизменной приоритетной мыслью. Она была разработана К.Д. Ушинским и нашла поддержку у П.П. Блонского, Г.Н. Волкова и В.Н. Сорока-Росинского.
Концепция русской школы является изменяемой и эволюционирует в зависимости от политических и культурных процессов, которые происходят в обществе. С появлением демократических настроений в XIX веке и отменой крепостного права возникла идея народности. В период конца XIX — начала XX века под влиянием буржуазного национал-патриотизма проблема русской школы стала ассоциироваться с проблемой национального воспитания. В постсоветский период, в процессе интеграции России в мировое сообщество, возник вопрос о национальном воспитании как средстве органического объединения нашей страны с мировой культурой.
Глава 2. Апробация идей русской школы на практике
2.1 Описание опыта апробации идей русской школы в учебных заведениях РФ
Опыт апробации обсуждаемой идеи был проведен Лебедевой О.В. в фабричной школе Лузского района Кировской области в начале 90-х годов. Она разработала цикл внеклассных мероприятий, направленных на формирование у подростков национального достоинства и уважения к русскому народу. Содержание предлагаемых форм внеклассной работы органично связано с учебным материалом и в определенной степени компенсирует и корректирует недостатки учебного процесса в данной области.
Цикл включает несколько внеклассных мероприятий для подростков:
- Методические разработки классных часов о русском народном творчестве;
- Мероприятия, посвященные героизму — «Галерея портретов народных героев», «Рисованный фильм «богатыри земли русской».
Целью этих мероприятий является показать живительную силу русского народа и раскрыть такие черты русского характера, как любовь к отечеству, национальное достоинство, самоотверженность, мужество, свободолюбие, трудолюбие, настойчивость, доброжелательность, неподкупность и готовность прийти на помощь. Они способствуют формированию этих черт у учащихся.
Изучение эффективности мероприятий по воспитанию учащихся национальной гордости и культуре
Введение
Сегодня, когда мир становится все более единой коммуникационной средой, национальная культура имеет значение не только для самоидентификации личности, но и для успешного функционирования в обществе. Понимание и уважение к многообразию культур и традиций необходимо для защиты и сохранения культурных наследий. Одним из путей формирования уважения и любви к своей культуре является ее пропаганда в образовательном процессе.
Цель исследования
Целью данного исследования является изучение эффективности мероприятий, проводимых в школах для воспитания учащихся национальной гордости и культуре.
Задачи исследования
- Провести анализ литературных источников и научных публикаций, посвященных вопросу изучения эффективности мероприятий, проводимых в школах для воспитания учащихся национальной гордости и культуре.
- Опросить учащихся школы и выявить их интерес к мероприятиям, посвященным национальной культуре.
- Изучить программы и методики воспитания гражданской и национальной идентичности.
- Провести мониторинг проводимых в школе мероприятий, посвященных национальной культуре.
- Оценить эффективность проводимых в школе мероприятий в достижении поставленных целей.
Методы исследования
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Анализ литературных источников и научных публикаций по теме исследования.
- Опрос учащихся школы для выявления их интересов и желаний относительно проводимых в школе мероприятий, посвященных национальной культуре.
- Изучение программ и методик воспитания гражданской и национальной идентичности.
- Мониторинг проводимых в школе мероприятий, посвященных национальной культуре.
- Оценка эффективности проводимых мероприятий в достижении поставленных целей.
Результаты исследования
Исследование показало, что проведение мероприятий, посвященных национальной культуре, является эффективным инструментом воспитания учащихся национальной гордости и культуре. Одним из наиболее эффективных является проведение экскурсий, аукционов и других мероприятий, связанных с народными промыслами. Они позволяют обратиться к корням русского народа и способствуют раскрытию таких качеств, как трудолюбие, оптимизм, бережливость, юмор, потребность русского человека «строить жизнь по законам красоты», содействуют воспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств, чувства национальной гордости, высокого художественного вкуса, художественно-творческих способностей. Также эффективными мероприятиями являются праздники и игры, посвященные русским традициям.
Проведенный опрос школьников также подтвердил, что учащиеся проявляют интерес к мероприятиям, посвященным национальной культуре, и считают их важными для воспитания уважения и любви к родному народу.
Выводы
Исследование показало, что проведение мероприятий, посвященных национальной культуре, является эффективным инструментом воспитания учащихся национальной гордости и культуре. При использовании правильных подходов к проведению таких мероприятий, можно создавать условия для формирования у учащихся уважения к разнообразию культур и традиций, что является одним из условий повышения общественно-культурного уровня общества в целом.
Влияние русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников
Данный исследовательский проект был направлен на определение влияния русского музыкального фольклора на нравственное воспитание младших школьников. Основной целью работы было формирование нравственного поведения у детей этой возрастной категории при помощи использования народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Анализ планов уроков исходной школы
Проведенный анализ по планам уроков учителей начальных классов и учителя музыки показал, что данный учебный заведение уделяет большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей. Однако оказалось, что знаний учеников в области народного искусства не достаточно. При разговоре с младшими школьниками выяснилось, что они проходили русские народные сказки, песни и т.д., но не понимали их народное происхождение.
Для проверки этих знаний был проведен констатирующий эксперимент. В ходе исследования стало ясно, что дети знают русские народные песни, сказки, могут различать авторские произведения и народные. Тем не менее, они путают русские пословицы и поговорки, названия авторов, блюда, игры и не могут определить инструменты, принадлежащие русскому фольклору.
Разработка программы для воспитания нравственной культуры
На следующий учебный год была разработана программа для воспитания нравственной культуры учеников этих классов. На основе результатов констатирующего эксперимента были подготовлены занятия по воспитанию нравственной культуры через средства народной педагогики. Она включала в себя как теоретический, так и практический курс.
- Теоретический курс состоял из лекций о русском фольклоре, а также народной эстетики;
- Практический курс включал занятия на народных инструментах и пение народных песен, прослушивание народных сказок, узнавания блюд, игр и привычек, присущих русскому фольклору.
Проведение праздника «Масленица»
В четвертом классе проведение праздника «Масленица» в третьей четверти было посвящено русским народным инструментам. Е. П. Гаврилова провела урок, классный час и сам праздник «Масленица». Дети познакомились с русским народным творчеством. Во время занятий дети играли на народных инструментах, пели народные песни, просматривали народные сказки.
Таким образом, проводимые занятия помогли ребятам понять народное происхождение культурных наследий и осознать романтику русской истрой политики. При таком подходе к учебно-воспитательному процессу формируется речь, память, мышление, музыкальные способности и воспитывается нравственно-эстетическая культура детей.
В результате проведенного теста после занятий было выявлено, что ребята класса отлично ответили на вопросы, однако были допущены некоторые ошибки, связанные с использованием не исконно русских имен, а таких, которые привыкли считать русскими. Преподаватель Е. П. Гаврилова решила провести небольшую беседу на следующий день по теме «Русские имена». Для выполнения домашнего задания детям было предложено найти информацию о значении своих имен. Беседа прошла успешно, в ходе которой была представлена информация о значениях имен всех детей класса, а также было обращено внимание на происхождение имен из других стран, которые утвердились в России.
2.2 Описание опыта апробации идей русской школы в лицее М2 21 г. Кирова
Апробация идей русской школы была проведена в период с 1 февраля по 8 марта 2010 года в 2 «а» классе лицея №21 г. Кирова. Программа опытной работы включала:
- Организацию и проведение интеллектуально-познавательной игры «В гостях у сказки».
- Организацию и проведение военно-патриотической беседы «Герои Вятки».
Целью проведения первого мероприятия было развитие патриотических начал через привитие чувства любви и уважения к русским народным сказкам. В ходе организации игры были поставлены следующие задачи:
- Проверить глубину знаний детей в области русских народных сказок.
- Дать детям возможность творчески проявить себя.
- Приобщить детей к русскому творчеству.
Свои знания дети показали в последнем конкурсе — викторине по русским народным сказкам. С разной степенью уверенности и с разной скоростью реакции, но дети ответили на все вопросы викторины. Это говорит о том, что они хорошо разбираются в сказках, т. к. проходят устное народное творчество на уроках чтения. Из беседы с классным руководителем выяснилось, что дети посещают уроки с удовольствием, они очень любят сказки. При проведении нескольких конкурсов детям предоставлялась возможность проявить свои творческие способности. Перед мероприятием им было дано задание нарисовать иллюстрацию к сказке, чтобы потом она применялась на конкурсе «Угадай сказку по рисунку». Почти все дети отлично справились с заданием. I4ллюстрации были красочные, было легко угадать, сцену из какого произведения они изображают. Около 5 человек изобразили не русские народные сказки, а сцены из современных американских мультфильмов, которые регулярно показываются по телевизору. Эти рисунки также были отгаданы, что свидетельствует о популярности нерусских мультфильмов среди детей. Мы попросили этих школьников попытаться ещё раз нарисовать иллюстрации к одной из русских народных сказок. Конкурс актёрского мастерства и постановка сказки «Теремок» дали возможность показать свои актёрские способности. На конкурсе актерского мастерства нужно было изобразить героя сказки, а команда соперника должна была угадать. Дети вместе с ведущими выбрали Лису, Волка, Медведя, Зайчика. У детей возникла сложность с Волком и Медведем; они их перепутали. Это связано с тем, что характеристики этих героев в сказках обычно похожи: оба обычно изображаются как злые и устрашающие герои. Конкурс «Наборщик» предполагал, что школьникам раздаются наборы картинок, по которым они должны угадать сказку; он был направлен на активизацию памяти детей и включение воображения. Были выданы иллюстрации к сказкам «Колобок», «Лиса и заячья избушка», «Маша и три медведя», «Репка». Команды быстро справились с заданием, выполнив его почти одновременно. «Угадай сказку по песне» был самый яркий, эмоционально насыщенный момент в игре. Дети не только угадывали сказки, но и подпевали. Совместное пение способствовало поднятию общего настроения класса. Конкурсы загадок о сказках активизировали умственную деятельность, повысили дальнейший стимул детей к изучению сказок. Игра в целом способствовала повышению интереса ребят к устному народному творчеству, в частности — к сказкам; это является хорошим средством воспитания моральных ценностей, приобщения к культуре своего народа. .
Военно-патриотическая игра «Герои Вятки» проводилась с целью привития таких патриотических чувств как: чувства сопричастности, уважения к своей стране, родному краю, гордости за свой народ; а также расширению кругозора и общих познаний о Великой Отечественной войне. Цель достигалась через реализацию следующих задач: дать ребятам определённые знания о жизни своего края в период Великой Отечественной войны; а также через беседу с ведущими дать ребятам понять, что необходимо помнить своих героев. Выполнение задач происходило с помощью различных приемов и методов. Ведущие сообщили детям много фактов о героях Кировской области;
- рассказали, какие улицы были названы в нашем городе в честь этих героев. Затем мы спросили, кто из ребят живет на этих улицах. Это способствовало формированию чувства гордости за своих соотечественников-героев, стремлению быть похожими на них. Ведущие старались как можно чаще задавать детям вопросы, которые заставляли их задуматься;
- вызывали у детей ответную эмоциональную реакцию с помощью разных стимулов (наглядность, музыка, удивительные факты из жизни героев).
Мы рассказали им о положении нашей области во время Великой Отечественной войны и сразу после неё;
- об одном из героев Вятки — Якове Падерине, а также о некоторых героях-детях. Эти рассказы произвели на детей сильное впечатление и заставили их глубоко прочувствовать ценность их поступков. В начале мероприятия ведущий спросил ребят, кого мы называем героями. Дети сказали, что это люди, которые сделали что-то хорошее и важное в жизни, это те, кого долго помнят;
- люди, участвовавшие в войне. Несмотря на свой юный возраст, у школьников уже имелось правильное представление о героях. Этот вопрос заставил ребят активизировать умственную деятельность, включиться в ход беседы и общими усилиями сформулировать понятие героизма, которое было ключевым в беседе. Затем ведущий зачитал рассказ Пантелеева «Честное слово», в котором поднималась проблема выполнения данного обещания, и спросил детей, правильно ли поступил мальчик;
- можно ли назвать его героем. После проведенного анализа ответов детей можно сделать вывод, что у них уже достаточно хорошо сформирована система ценностей;
- они отметили такие положительные качества героя как честность, умение держать слово, надёжность;
- т. е. они действительно понимают, что такое героизм. Детям было представлено произведение кировского поэта Виктора Гусева «Такой народ не будет побежден», которое вызвало у них эмоциональный отклик. Одним из вопросов к детям был рассказать, как война отразилась на их семье. Дети не были предупреждены заранее, дискуссия велась спонтанно. Из 24 человек поделились историями о своих прадедушках и прабабушках около 7 человек. Остальные дети с интересом слушали. На последовавший вопрос «Гордитесь ли вы своими прабабушками и прадедушками?» школьники уверено ответили «Да!» Последняя часть мероприятия была посвящена памятникам в нашем городе. Дети знают о существовании памятников Кирову, Ленину;
- также о памятнике «Кировчане — фронту», но не знали его точного названия. Ведущие рассказали и показали фотографии Диорамьи, Областного дворца пионеров, «Воинам-кировчанам», Александровского сада. Викторина ставила целью проверить знания детей по военной теме. Дети знают, как называется военный головной убор, в чем носят офицеры свое оружие, с помощью чего передвигается танк, что такое парад. На вопросы, ответами которых были «приклад» и «шинель» дети не ответили. Ведущие объяснили им, что это такое;
- также мы вместе с детьми выяснили, чем отличается разведчик от шпиона. В конце мероприятия детям было предложено спеть один куплет песни «Пусть всегда будет солнце», слова были выданы. Было очевидно, что дети не первый раз поют эту песню, они пели её на уроках пения, и исполнили её с удовольствием. Данное мероприятия оказалось самым первым мероприятием по воспитанию патриотизма у школьников данного класса. Мы считаем, что оно стало хорошим стартом на пути воспитания у этих ребят чувства патриотизма, приобщения к истории своей страны.
Вывод. Вышеописанные мероприятия ещё раз подтвердили применимость идей русской школы на практике..
Выводы по II главе
Проведенное экспериментальное исследование показало практическую значимость описанной в I главе концепции русской школы. Проведенная внеклассная работа была направлена на оформление культурно-этической идентичности школьников; т. е. на формирование чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, стремления способствовать позитивным изменениям в своей стране.
Все материалы были подобраны с учетом жизненного опыта учеников, чтобы обеспечить максимальную их усваиваемость; в процессе мероприятий были приложены усилия, чтобы дать детям как можно больше шансов проявить себя творчески, что тоже является неотъемлемым условием реализации идей русской школы.
Апробация была проведена на школьниках разных возрастов, что свидетельствует об эффективности апробируемых идей на любой степени обучения.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что основой идеи русской школы стала идея народности, которая зародилась в XIXв. Причиной её возникновения стала демократизация общества, переход от феодального строя к капиталистическому. Сущность идеи народности выражается педагогами как вера в могучие духовные силы народа, его энергию, способность к преобразованию экономической и культурной ситуации в стране. «Отцом» идеи народности по праву считается К. Д. Ушинский. Помимо идеи народности педагогами XIXв. выделены такие черты русской школы как наличие единой цели, связывающей все предметы; учет особенностей русской культуры и исторических предпосылок при планировании занятий; слияние целей русской школы с общими целями народа, государства; связь школы с жизнью, творчеством народа.
На рубеже XIX-XXвв. идея русской школы рассматривалась как проблема национальной школы. Наиболее ярким её представителем является П.П. Блонский, являющийся автором программы трудовой народной школы. Эта школа призвана воспитывать самостоятельную творческую личность, способную к самоопределению. П.П. Блонский проявил новаторство в разработке генетического метода, без которого он не мыслит существование школы. Суть метода заключается в доступности и посильности материала, преподаваемого детям.
В советский период, в который одними из главных выразителей идей русской школы является Н.В. Сорока-Росинский и С.И. Гессен, идеи русской школы рассматривается применительно ко всем учебным заведениям. Педагоги этого периода приходят к выводу, что любая российская школа должна стать национальной. В постсоветский период, представителем которого в нашей работе является И.Ф. Гончаров, национальное воспитание становится не только способом вывести страну из кризиса, но и средством достижения единства народов. В данный период развития русской школы особенно подчёркивается её открытость культуре. Как воплощение идей русской школы, появляется новое направление образования, известное, как этнопедагогика, автором которого является Г. Н. Волков.
Проведенная апробация вышеизложенных идей на практике показала практическую значимость концепции русской школы. Проведенная внеклассная работа способствовала оформлению культурно-этической идентичности школьников; формированию чувства любви и уважения к своей истории, традициям и обычаям, стремления способствовать позитивным изменениям в своей стране. При подборке материалов учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей; была обеспечена максимальная доступность материалов для школьников. Детям было предоставлены широкие возможности для творческой деятельности. А это также является неотъемлемым условием реализации идей русской школы.
Цель и задачи данного исследования выполнены. В будущем тему данной работы можно расширить и продолжить исследование возможностей применения различных подходов, основанных на идеях русской школы.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/russkaya-natsionalnaya-shkola-i-ee-vozrojdenie/
1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения [Текст]/В . Г. Белинский. — М.: Педагогика, 1982. — 288с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х Т. Т.1[Текст]/П.П. Блонский. — М.: Педагогика,1979. — 304с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст]/Г. Н. Волков. — М., 1999.
4. Вортман Р.С. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии ХIХ века II РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе [Текст]/Р. С. Вортман. — М.: ОГИ, 1999, с. 233—244
5. Гаврилова, Е.11. Влияние традиция народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника. дипломная работа, 2007 г. Ижевск. (ресурсы интернета).
6. Гессен С.И. Проблема национального образования //Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст]/С. И. М., 1995. — С.332-357.
7. Гончаров И.Ф. Всё будущее России: судьбоносная роль современной школы 1/Север. — 2000. Т48. — с.103-122.
8. Гончаров И.Ф. Животворная сила сокровенной России: [О необходимости создания русской национальной школы] // Народное образование. 1997. №8. с. 80-88.
9. Гончаров И.Ф. Какой быть русской школе? //Воспитание школьников,1993..№5. с. 8-12.
10. Гончаров 14.Ф. Какой быть русской школе? //Воспитание школьников, 1994. З5. с. 5-10.
11. Гончаров И.Ф. Школа отживающая и восходящая: [Размышления о принципах создания русской национальной школы] // Народное образование. 1993. №1. с. 12-17.
12. Гончаров И.Ф. Самая животворная идея России: [О проблеме создания новой национальной русской школы // Север. 1998. №2. С. 105— 113.
13. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции).
Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст]/С. Ф. Егоров. — М., «Просвещение», 1974.
14. Зонова, Г.П. Вятка. Краеведческий сборник [Текст]/Г.П. Зонова. — Кировское отделение Волго-Вятского книжного издательства. — Киров, 1972. — 128с.
15. Колеватов, Н. А. Их именами названы. Справочник [Текст]/Н. А. Колеватов. — Волго-Вятское книжное издательство. Кировское отделение, 1973.
16. Лебедев, П.А. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ в. (до реформ 60-х гг.) [Текст]/П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
17. Лебедева О.В. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения школьников: Учебное пособие [Текст] /О. В. Лебедева. — М.: ТЦ Сфера,2007. — 168с.
18. Лебедева О.В. Вятский характер: Методическое пособие для учителя [Текст]/О.В. Лебедева. — Киров: Кировский педагогический институт, 1993. — 80с.
19. Лебедева О.В. Гражданское образование в России. (историко-педагогическое исследование) [Текст]/О. В. Лебедева. — М., 2004. — 242с.
20. Лебедева 0.В. «Я верю в свой народ». Методическое пособие для учителя [Текст]/О.В. Лебедева. — Киров, Кировский педагогический институт, 1993. — 70с.