Школа и воспитание в Древнем Риме

Курсовая работа

грамматические школы

Школа и воспитание в Древнем Риме

Рим был основан в 752 г. До н. э. В конце VI в. до н. э. он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н. э. Рим превратился в столицу огромной империи, город с миллионным населением. В 330 г. н. э. императорская резиденция была перенесена в Константинополь. В V в. разрушенный германским племенем вандалов «вечный Рим», как говорили о нем, стал провинциальным городом, пока не возродился в VIII в. в качестве резиденции пап и столицы папской области. В Древнем Риме существовала смешанная греко — римская культура, и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семейно — домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским — отец имел право лишить жизни сына — младенца, продать взрослого сына, был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи — дома нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных. Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца.

Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась, куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16 — летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнее и полевые работы, осваивали искусство владения оружиемую. Все это время им полагалось носить длинные волосы. Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. «Вся наука из родного дома», — так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г.

16 стр., 7763 слов

«Специфика изобразительной деятельности разностороннего ...

... дошкольного образования. Он направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого реб ...

до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме — в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни — няньки следили за детьми до 4 — 5 лет. Рабы — педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь — нянек и рабов — педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан. Программы обучения в грамматических школах включали такие предметы, как латынь и греческий язык, основы римского права, грамматика, риторика. Обучение в этих учебных заведениях было индивидуальным, хотя некоторые источники указывают на попытки распределения учеников, на отдельные группы — прообразы классов. В отличие от аналогичных греческих школ в школах Рима из образовательных программ были исключены все «изящные науки»: музыка, пение, танцы, спорт, так как считалось, что эти предметы «побуждают больше мечтать, нежели действовать». Это было связано с чисто прагматическим идеалом воспитания и образования в Древнем Риме, который опирался на понятие пользы, так как получение образования использовалось для того, чтобы обеспечить себе удачную военную или политическую карьеру, активное участие в общественной и государственной жизни. В связи с подобным характером воспитательно — образовательной системы в Римской империи в начале нашей эры был сформирован устойчивый школьный канон, определивший содержание образования, формы и методы его организации. Школьные предметы представляли собой свободные искусства, которые следовал отличать от «механических искусств», подготавливавших к ремесленной деятельности и не признававшихся римской знатью. Первоначально в эту схему Марк Варрон включил девять дисциплин: риторику, диалектику, грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. Однако позднее эта схема была сокращена, а школьный курс семи свободных искусств стал двухчастным и подразделялся на тривиум и квадриум . В тривиум входили такие науки, как риторика, диалектика, грамматика, а в квадриум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7 — летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской — абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому философу и автору школьных учебников Боэцию (ок.480-524 н. э.).

2 стр., 502 слов

«Может ли Интернет заменить учителя в обучении?»

... с более низкими баллами в обучении, так как именно им будет труднее всего при обучении без наставника, следовательно, Интернет не может во все заменить учителя. К тому же Интернет ... Минусы: Разбор какой-либо темы в Интернете может занять слишком много времени, в отличие от того, сколько времени на это уйдет у учителя. При возможности пройти ту или ...

В основу построения школьных учебников им был положен принцип компиляции — сведения в единый текст различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное влияние на средневековую школу. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы, где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв, — трехпутье).

Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Обучение в Риме, в общем, мало чем отличалось от обычной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», так распространенные в эпоху средневековья. У Горация, римского поэта I в. до н. э., в первой книге «Сатир» мы читаем: «Сыновья благородных центурионов, к левой руке подвесив пеналы и счетные доски, шли обучаться, проценты по идам (название 15-го дня в месяце, по древнеримскому календарю, время уплаты долгов) считать и просрочку». Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы как частные заведения, сами искали учеников и сами взимали плату с родителей. По сути дела любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Доходы профессия учителя приносила мизерные. Школы повышенного типа — грамматические — первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других регионах эллинистического мира. Со II в. до н. э. распространяются латинские и смешанные Греко — латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались учебники и хрестоматии, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение в обществе по сравнению с учителями элементарных школ. Иногда они состояли на государственной службе и получали жалованье. Для молодежи аристократического происхождения, готовившейся к практической карьере, существовали риторские школы. Программа обучения здесь складывалась из преподавания основ ораторского искусства и из практических упражнений, заключавшихся в составлении речей на заданную тему. Учителя ораторского искусства параллельно давали ученикам необходимые к каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории. Обучение было ориентировано на разностороннее умственное образование. Учителя риторики были людьми, как правило, состоятельными, играли определенную роль в политической жизни Римской империи и даже занимали высокие государственные посты. В школьном обучении красноречию ценилась, прежде всего, внешняя эффектность, форма, а не содержание. Считалось, что для оратора необходимо иметь природные способности, освоить само искусство красноречия, уметь подражать высоким образцам, постоянно упражняться в этом деле, иметь практический опыт выступлений перед публикой. В школьной риторике сложилось устойчивое представление о структуре образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, на тщательно отобранных примерах, говорилось, как украсить речь стилистически, как ее подать слушателям. Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры — Коллегии юношества . Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи. В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Пергам, Александрию.

20 стр., 9951 слов

Рабство в Древнем Риме

... на дальнейшую судьбу античного мира. Развитие рабовладельческого хозяйства обусловило развитие торговли и денег. Поэтому выбор темы не случаен. Объект курсовой работы: рабство в Древнем Риме. Предмет курсовой работы: история Древнего Рима. ... производства в Риме. Но преобладание рабского труда в производстве неизбежно приводило к вытеснению мелкого свободного производителя. Так как Италия в это ...

Грамматические школы -, Заключение

В целом воспитательно — образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Воспитательные средства в Древнем Риме были те же, из которых в Греции возникли впоследствии и науки, и искусства; но в Риме эти зародыши развивались в совершенно ином направлении. Римский мальчик учился управлять конем и колесницей, отчасти упражнялся в охоте и, главное, готовился быть хорошим воином; в этом заключались первые элементы гимнастики. В праздничных гимнах, в песнях в честь предков, в маскарадных фарсах лежали основы для различных отраслей музыки и поэзии как важных образовательных средствах. Но этим задаткам искусства не суждено было достигнуть того правильного развития, какое мы видим у греков. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. На почве римского образования впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад Древнего Рима в развитие ораторского искусства. Именно поэтому педагогические идеи сыграли столь важную роль в возникновении педагогики нового времени, её развитии. В целом же педагогические взгляды видных римских теоретиков воспитания явились основой для дальнейшего развития мировой педагогики . В ходе исследования не раз отмечались схожие и различные черты в Древнем Риме и в Древней Греции, что сейчас может позволить четко выделить уникальные, индивидуальные, присущие только римлянам особенности образования. Это всестороннее развитие личности, идеи индивидуальный подход к каждому ученику, гуманитарный характер образования. Также исследование помогло провести параллель с современной системой образования, найти что — то общее, и, наоборот, что-то совсем иное, узнать, когда же появились первые классы, учебные пособия, кто были первыми учителями.

13 стр., 6087 слов

История педагогики и философии образования

... части основаны на принципе природосообразности Дистервег А. «Избранные педагогические сочинения». М., 1956. Они или подчиняются ему или ... в книге «Руководство по немецкому педагогическому образованию». I. Правила обучения, относящиеся к ... А с другой - именно на этой сжатой работе особенно удобно фиксировать «проблемные узлы»: положения, которые сторонники «неклассических взглядов» на педагогику ...

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..….1

Школа и воспитание в Древнем Риме……………………………………………………1

Марк Варрон………………………………………………………………………………3

Грамматические школы………………………………………………..…………………5

Риторские школы………………………………………………………………………….5

Марк Туллий Цицерон………………………………………………………….………..7

Катон Старший…………………………………………………………………….…….8

Плутарх…………………………………………………………………………….…..…9

Луций Анней Сенека…………………………………………………………………….9

Марк Фабий Квинтилиан……………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/imya-nastavnika-aleksandra-makedonskogo-avtora-sochineniya-ritorika/

1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима 1988. – 496 с.

2. Гордиевич О., Высшее образование в Риме во времена императоров, К., 1894.

3. История древнего Рима/Под ред. Бокщанина А.Г. — М.: Высшая школа, 1971.

4. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М.: Высшая школа , 1990.

5. Мелихов В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме, ч. 1, Хар., 1913.

6. Хрестоматия по истории древнего Рима.- М., 1956

7. История древнего Рима/Под ред. А.Г. Бокщанина — М.: Высшая школа, 1971. — 336с.

8. lib . ru / pedagogika Джуринский А. Н. «История педагогики»: Учеб. Пособие для студ. Стр. 55 – 58

9. Латышина Д.И. История педагогики. М.,