Сказки и их значение

Курсовая работа

Исследование этнографических материалов в Орловской губернии: Иосиф Федорович Каллиников

В отчете о деятельности Отделения этнографии и состоящих при нем комиссий Императорского Русского Географического общества за 1914 год отмечается имя Иосифа Федоровича Каллиникова. Ему была вручена Серебряная медаль Общества за его работу по собиранию этнографических материалов в Орловской губернии, а именно сказок (отзыв дан академиком А. А. Шахматовым).

И. Ф. Каллиников был известным писателем, поэтом и переводчикоме, жившим в Орле с 1890 по 1934 годы. Он стал продолжателем работы своих земляков, таких известных этнографов, как П. В. Киреевский и П. И. Якушкин, по сбору устно-поэтического творчества родного края.

Еще будучи студентом Петербургского политехнического института им. Петра Великого, Каллиников проявил интерес к народному творчеству и начал записывать народные песни и сказки в Орловской области. Все собранные им материалы он предоставил в редакцию журнала «Русское богатство», где работал редактором литературного отдела его бывший учитель из Орловской гимназии, писатель Ф. Д. Крюков. Именно Крюков посоветовал начинающему этнографу показать свои записи академику А. А. Шахматову.

В это время Императорское Русское Географическое общество поддерживало инициативы, связанные с собиранием материалов по диалектологии, истории русской письменности, бытовой поэзии и фольклору, а также для составления словарей. Известно, что в те годы общество активно занималось сбором и публикацией сказок. Интерес Шахматова к материалам Каллиникова был вызван как содержанием собранных материалов, так и географической принадлежностью.

Первые экспедиции по Орловской области с целью сбора этнографического материала и фольклора были предприняты П. И. Якушкиным в начале 19 века. Некоторые из собранных им сказок были включены в собрания А. Н. Афанасьева. Однако позднее богатейший сказочный фольклор Орловской области не собирался и не изучался. В ответ на это Шахматов сказал: «Собирайте сказки в деревне».

Иосифу Федоровичу Каллиникову была предоставлена легитимация отделения русского языка и словесности, фонографическое оборудование и материальная помощь со стороны Императорского Русского Географического общества. В своей первой экспедиции по Орловской области Каллиников отправился собирать этнографические материалы.

Исследование работы Калинникова в Орловской губернии

В начале XX века молодой этнограф Калинников провел значительную работу по сбору и изучению сказок в Орловской губернии. Его доклады и исследования были опубликованы в журнале «Живая старина» в период с 1913 по 1915 годы. Кроме того, основные его работы «О собирании сказок в Орловской губернии» и «Сказочники и их сказки» были выпущены отдельными оттисками.

10 стр., 4511 слов

Сказки разных народов мира

... сказочной традиции народа. - Сказки Азии: В сказках присутствует своеобразие национального характера, быта, одежды, обычаев разных азиатских народов. В них отражен мир, в котором живёт народ, их создавший ... её мать -- госпожа Вильд и рассказала сказки «Гензель и Гретель», «Госпожа Метелица», «Столик-накройся». Среди знатоков сказок, давших материал для первого тома, братьями был выделен вклад ...

Значимость работы Калинникова была высоко оценена академиком А.А. Шахматовым, который дал положительный отзыв и рекомендовал его к представлению на получение серебряной медали. В письме от 4 марта 1915 года академик Шахматов сообщил Калинникову, что Российская Императорская Академия наук выделяет ему средства на издание собранных им сказок в течение трех лет.

В 1916 году началась печать собранных Калинниковым сказок под названием «Народные сказки Орловской губернии». Однако издание было приостановлено в 1919 году, и удалось напечатать только первые семь и половину печатных листов.

Значение фольклорных экспедиций

Сам Калинников высоко ценил значение фольклорных экспедиций в Орловской губернии для своей дальнейшей писательской деятельности. В его автобиографии, написанной в 1932 году, он писал о том, как каждая мелочь в деревенской избе запечатлелась в его памяти. Фольклор, по его словам, является школой жизни для писателя, а записи и разговоры с жителями глубинки помогли ему углубить знание языка и обогатить свой запас выражений.

Орловская губерния стала источником его изучений, где фольклорные материалы собирали его земляки Якушкин и братья Киреевские, которые также передавали орловские сказки Пушкину. Также из этого источника черпали свои запасы языка такие известные писатели-земляки, как Тургенев, Лесков, Андреев, Бунин и другие.

В письме своему однокашнику-орловцу Е. Соколу, Каллиников признавался, что для него Россия, деревни и их раздольные песни стали вдохновением и смыслом жизни. Он считал, что без этого источника его существование не имело бы смысла.

Изучение и рассмотрение сказок

В народном творчестве слово всегда играло мощную и центральную роль, несмотря на разнообразие приемов и подходов. Даже в простейших сказках оно оказывает заметное воздействие. Изначально дети становятся знакомыми со сказками вместе с тем, как они усваивают способность понимать и связывать понятия с помощью слов. С течением времени роль сказки в жизни ребенка возрастает, и доходит до такой степени, что взрослые могут даже чувствовать дискомфорт от постоянных требований детей рассказывать новые сказочные истории или бесконечно повторять уже известные.

Великое множество родителей даже рассказывают детям не только детские сказки, но и сказки, не предназначенные специально для маленьких детей.

При всей разнообразности сюжетов и подходов, в каждой сказке присутствует фантазия. У детских сказок фантазия используется в целях наставления и воспитания, даже если она включает в себя самые ценные аспекты. Фантазия в детской сказке имеет особое значение. Сказка в первую очередь создает воображению ребенка картинки и сцены, которые позволяют ему переживать все происходящее. Ребенок следит за развитием событий в сказке и счастлив, когда она имеет хорошее разрешение. Способность сочувствовать героям и быть причастным к борьбе за победу является основной ценностью сказочной фантазии, особенно в контексте волшебства.

20 стр., 9521 слов

Исследование сказок А.Н. Толстого и К.И. Чуковского

... цели и задачи реализуются в исследовании материалов сказок Чуковского и Толстого в тесной связи с исследуемыми теоретическими аспектами рассматриваемого вопроса. Дипломная работа основывается на достаточно разработанной теоретической базе, ...

1. Исследование и изучение сказок

Важной стороной в изучении происхождения волшебной фантазии в сказках является связь с ритуалами. Исследование этой связи может пролить свет на многое в происхождении сказочной фантастики, однако это не означает, что мы полностью разобрались в сущности фантазии.

Исследование магических представлений и верований в первобытных обществах представляет собой важную тему для изучения развития человеческой мысли и культуры. В данной работе рассмотрим различные виды магии, которые присутствуют в народных сказках и поверьях.

Первобытный человек, живущий в окружении природы, сталкивается с множеством опасностей и неизвестностей. Для него окружающий мир полон враждебных сил, которые могут причинить несчастье и болезнь. В своем стремлении уйти от власти этих таинственных сил, люди создавали систему запретов, известных как табу.

Табу заключалось в запрете на определенные действия, прикосновения к определенным предметам и другим ограничениям. Нарушение табу воспринималось как опасное и могло привести к потере защиты и стать жертвой внешнего мира. Представления о табу и его нарушении были отражены во множестве сказок, где герой нарушает запрет и подвергается воздействию враждебных сил.

Волшебные сказки являются свидетельством могучего размаха человеческой мысли, стремящейся выйти за пределы практической реальности. В них отчетливо передается ощущение постоянной опасности, с которой сталкивается человек перед лицом незримых и могущественных сил окружающего мира.

Одним из видов магии, представленных в сказках, является парциальная магия. Примером такой магии может служить история о смерти Кощея. Согласно сказке, смерть Кощея находится на конце иглы, которая находится в яйце, а яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук находится на высоком дубе. Герой сказки разбивает все преграды и, наконец, побеждает Кощея, ломая иглу.

Еще одним видом магии в сказках является магия соприкосновения. Примером такой магии может служить сказка о волшебном зеркальце. В ней рассказывается, как девица повязывает ленту на шею и засыпает. Злое чудовище пожирает сердце убитого змея, чтобы сравняться с ним в силе, но оказывается побеждено героем, соприкоснувшимся с волшебным зеркальцем.

Также встречается контактная магия, которая основана на соприкосновении с определенными предметами или действиями. В ряде магических обычаев контакт с определенными вещами влечет достижение желаемого результата.

Исследование магических представлений в сказках и поверьях помогает нам понять, как первобытные люди пытались объяснить и контролировать окружающий мир. Магия, присутствующая в народных сказках, отражает их верования и позволяет нам проникнуть в мир древних обществ.

Сказки являются разнообразными источниками вербальной магии. В них использованы различные словесные заклинания и заклинательные фразы для достижения желаемых результатов. Например, в одной из сказок достаточно произнести фразу «Дверцы, дверцы, отворитеся!» и подземелья откроются. Иван, молодец, используя свои посвисты и крики, вызывает явление, которое воспроизводит чудо. Это связано с обрядово-магическими действиями, которые выполняются в сказке.

Сказки также содержат разнообразные предметы, олицетворяющие магию, но это лишь художественный вымысел. Некоторые предметы, такие как ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, чудесные пяльцы и другие, имеют свою сказочную сущность, но не являются реальной магией. Они являются отголоском древних хозяйственных магических обычаев, которым первобытные люди придавали магические свойства.

20 стр., 9947 слов

Сказки для детей: зачем нужны и что почитать. Почему мы любим сказки

... в то, что в этом мире все еще есть добро. В сказках животные оживают. В сказках существует магия. Ведь все мы в детстве мечтали о сапогах — скороходах, о ... делают человека твёрже и способствуют продвижению вперёд. Много пословиц собрано про сказки. В них заложен огромный смысл. Чтение развивает мыслительные способности, помогает лучше формулировать ...

Волшебные сказки отражают различные виды любовной магии. Одна из форм любовной магии — это «наговоренное» питье и еда, которые могут приворожить человека. В сказке о Василисе Премудрой героиня использует свою кровь, чтобы вернуть любовь своего суженого. Она вносит каплю своей крови в тесто для пирога, который предназначен на свадебный стол. При выпечке пирога из него вылетают голубь и голубка, которые напоминают Ивану о его позабытой любви. В сказках также отражены различные виды вредоносной магии, такие как порча, сглаз и насылка вреда. Они часто осуществляются через непосредственное соприкосновение с наговоренными предметами или употребление наговоренной пищи или напитков.

Магия в сказках имеет различные функции и смыслы. Народная магия делится на несколько видов, включая лечебную, вредоносную, любовную и хозяйственную. В сказках можно встретить всех этих виды магии, а также магию беременности и рождения. Сказочная магия является отражением древних обрядовых действий и представляет собой важный аспект народной культуры.

2. Что такое сказка?

Сказка — это жанр художественной литературы, представляющий собой устную или письменную историю, которая может быть рассказана в простой и доступной форме. В сказке обычно присутствуют главные герои, конфликт и развитие сюжета.

Сказки о животных имеют некоторые особенности, которые отличают их от других жанров сказок. Они содержат элементы древних поверьев о животных, заимствованные из преданий и рассказов о животных. Это делает их более правдоподобными и добавляет им интересный вкус. Например, в сказках о животных животные могут вести себя как люди и иметь звериные повадки, которые передаются из поколения в поколение. Например, лиса умеет подкрадываться к курятнику, она строит свою нору, и иногда попадает в ловушку, из которой не может сбежать. Это делает сказочные герои более узнаваемыми и интересными.

Сказки о животных также воссоздают бытовые ситуации и детали. Речь, поступки и мотивы героев отражают повседневную жизнь и привычные ситуации. Например, герои могут жить в избушке, как обычные люди, и сталкиваться с проблемами, которые могут быть знакомы детям. Это делает сказки более доступными и узнаваемыми.

Сказки о животных имеют как комический, так и печальный характер. Они могут вызывать у ребенка веселье и радость, а также грусть и печаль. Контрастные переходы от одного состояния к другому делают сказку эмоционально насыщенной и яркой. Например, зайчик может плакать от горя, после чего его может утешить другой герой, и веселье зайца будет заменять грусть. Это помогает детям понять и выразить различные эмоции.

ученых, углубляющихся в понятие и природу сказок.

В сказках воплощена позиция народа к проблемам добра и зла, справедливости и лжи, смелости и трусости. Сказки содействуют пониманию того, какие действия считать примерными или как наоборот избегать ошибок в своей жизни.

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ... дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее ... естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста ...

Однако, толкование сказок — это решительно индивидуальное дело. Каждый читатель или слушатель найдет свое зерно истины в озвучиваемой истории. Чувство любви и эстетического восприятия, вызываемое этим наивнейшим искусством имеет многомерный характер.

Также стоит учесть, что дальнейшие продукты, связанные с сказками, такие как фильмы, аудиосказки, и театральные постановки, во многом заглавляют и продолжают дух народного творчества, хотя уже и в других формах эстетической культуры.

Волшебство и реальность, люди и животные, благие и злые силы, неизменно встречающиеся в сказках, не случайны. Они вырастают из глубин духовного начала народа и всегда имеют глубокие метафорические значения.

Сказки составляют неотъемлемую часть духовного наследия любой культуры, они обучают, воодушевляют и развлекают. Сохранять и изучать волшебные сказки, изысканный цветок народного творчества, — это значит заботиться о сохранении, пополнении и обогащении каждой архитектуры духа.

3. Основные принципы сказок

Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. У каждой жанровой разновидности сказки есть свои особенности, но и специфические черты, отличающие одну разновидность сказок от другой, сложились в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.

Сказке как жанру фольклора свойственны черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора.

Сказки убеждают нас в том, что в них преобладает стремление сказочников изложить задуманную мысль.

В волшебных сказках создан целый мир фантастических предметов, вещей и явлений. В медном, серебряном и золотом царствах, разумеется, свои законы и порядки, не похожие на известные нам. Здесь все необычно. Недаром волшебные сказки предупреждают слушателя уже в самом начале словами о неведомом тридевятом царстве и незнаемом тридесятом государстве, в котором произойдут «неправдошние» события и будет поведана затейливая и занятная история удачливого героя.

Исследование сказок является важным направлением исследования народной культуры. Сказки играют значительную роль в воспитании и формировании личности человека. Они передают нравственные и эстетические понятия, основанные на опыте и традициях трудового народа. Таким образом, сказки отражают черты народа, его чаяния и ожидания.

Сказки как идейно-эстетический кодекс

Сказки являются своеобразным идейно-эстетическим кодексом народа. В них заключены обобщенные мысли и идеи, которые передаются через сказочные образы и сюжеты. Каждая сказка несет в себе определенную мысль, которая может быть понята и принята разными людьми. Именно поэтому сказки могут воспитывать лучшие качества в людях.

Сказки и народный быт

Сказки вышли из народного быта и отражают его особенности. В них часто упоминаются такие элементы как сватовство, спесь и другие аспекты реальной жизни. Однако, в сказках присутствует элемент вымысла, который позволяет передать общие истины и нравственные ценности. Сказки содержат много верных реалий истин, которые помогают людям понять и осознать определенные аспекты жизни.

19 стр., 9126 слов

«Анализ сказки «Пчелка»

... смекалка. -Провести литературный анализ сказки. 2. В верховьях реки Томи и ее притоках Кондомы и Мрассу селились, да и живут сейчас шорцы. Этот народ получил название от ... ее сюжета лежит рассказ о поиске выхода из трудных ситуаций в жизни. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные ...

Стиль и ритм в сказках

Сказки обладают особым стилем и ритмом повествования. Некоторые сказки имеют ироническую подоплеку, которая сопровождается ритмическими элементами. Рифмовки и созвучия слов создают комический и насмешливый эффект, что делает сказки более привлекательными для читателей и слушателей. Также в сказках используется богатство образности, которое скрыто в разговорной речи. Все это делает сказки уникальными и запоминающимися.

Роль слова в сказке

Слово в сказке играет важную роль. Оно передает устно-исполнительскую игру и помогает раскрыть образы и персонажей целиком. Словесный текст является основой сказочного повествования и содержит все богатство сказки. Игра и слово взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая уникальную атмосферу и эффект при чтении или прослушивании сказки.

Таким образом, сказки являются важным элементом народной культуры. Они передают нравственные и эстетические понятия, отражают черты народа и воспитывают лучшие качества в людях. Стиль и ритм в сказках делают их привлекательными и запоминающимися, а слово играет важную роль в передаче образов и смысла сказки.

4. Значение сказок в жизни человека

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос — какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Волшебная сказка как национальное русское искусство

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен материал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

10 стр., 4887 слов

«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»

... народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые непрерывно связаны между собой. Русская народная сказка – сокровищница народной ... и способах композиции, повествования и стиля. Сюжеты волшебных сказок построены на цепи чудес. Однако вопрос о фантастике в волшебных сказках требует рассмотрения ее характера, ...

Волшебная сказка является образцом национального русского искусства. Ее глубочайшие корни проникают в психику, восприятие, культуру и язык народа. Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа, отражая его характер и жизнь. Через сказку перед нами раскрывается тысячелетняя история русского народа.

Сказочная фантастика имеет реальное основание. Любое изменение в жизни народа неизбежно приводит к изменению содержания фантастических образов и их форм. Сказочный вымысел развивается в соответствии с народными представлениями и понятиями, претерпевая новые переработки. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности вымысла в народной сказке.

Сказочная фантастика, складывавшаяся в тесной связи с бытом и жизнью народа, обладает своей самобытностью и неповторимостью. Эти качества объясняются особенностями народа, которому принадлежит вымысел, а также ролью сказки в народной жизни.

Суть и особенности сказки

Сказки представляют собой коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования. Они содержат элементы неправдоподобного изображения реальности, что делает их уникальными в сравнении с другими жанрами фольклора.

Отличие сказочного вымысла от вымысла, который встречается в других фольклорных произведениях, заключается в его генетической природе. Сказочный вымысел отличается особой функцией и мерой использования. Своеобразие вымысла в сказках любого типа проистекает из их особых содержательных особенностей.

Введение

Сказки — это уникальный жанр литературы, который находится на стыке фольклора и искусства. Они являются неотъемлемой частью культуры народа и представляют собой ценный источник информации о мышлении и представлениях людей разных эпох.

Основная часть

Обусловленность формы жизненным содержанием

Одной из главных особенностей сказок является их обусловленность жизненным содержанием. Форма сказки всегда определяется своим содержанием и выражает его в самом лучшем виде. Сказки не являются просто набором бессвязных красивых слов, они описывают сложные отношения и связи в реальном мире.

Важно понимать, что сказки не являются беспочвенной фантазией. Сквозь форму сказки мы можем увидеть отражение реальности и мышления народа, которое выражается через взаимоотношения героев внутри сюжета.

Современность сказок

Сказки по-прежнему остаются актуальными в нашей современной жизни. Для многих людей, особенно для детей, сказки остаются чрезвычайно важными и любимыми. В них мы можем найти утешение и мудрость, которые сделают нашу жизнь более счастливой и прекрасной.

Несмотря на все технические открытия и изменения в нашей жизни, в сердцах людей остаются ощущения величия и красоты жизни. В сказках мы можем найти те жизненные ценности, которые составляют основу нашей культуры и общества.

Сюжетные элементы и герои

В народных сказках мы найдем разнообразных персонажей и сложные сюжеты. Медведь и заяц, гуси-лебеди, Кощей, огнедышащие змеи и другие герои давно стали вечными спутниками народа.

6 стр., 2534 слов

Что такое родина это весь народ это его культура его язык

... что такое Родина, рождается из чувств своего единения с народом и сопричастности к его истории. Авторская позиция такова: Родина – это основа жизни для каждого человека, это его «родное гнездо», земля «оттич и дедич», его народ и его культура. ...

Каждый персонаж символизирует какую-то особенность человеческого характера или является носителем определенных ценностей. Их сложные сюжеты отражают нашисторические, моральные, и культурные традиции, и они продолжают быть актуальными и интересными для детей и взрослых по всему миру.

Заключение

Вывод ясен: народные сказки — это мудрое и красивое наследие нашей культуры и также основа подлинных человеческих ценностей. Они доступны каждому человеку, кто желает насладиться красотой и мудростью русской культуры. Время и технологический прогресс не смогут уничтожить связь между поколениями и традициями.