Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности

Курсовая работа

Проектная деятельность в жизни человека играет роль развивающую роль. Особенно это важно в младшем школьном возрасте, который представляет собой один из самых сложных и неоднозначных для анализа периодов развития в жизни человека. В рамках процесса обучения в этом возрасте закладываются основы социализации человека, особенности его взаимодействия с окружающими, а также формируется та образовательная база, которая в последствии, станет фундаментом его образовательной и трудовой деятельности.

Все стороны развития в этом возрасте повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. В этой связи творческий подход в обучении в соответствии с психологическими особенностями, мотивационными предпочтениями и ощутимой результативностью деятельностью, которая так важна для школьников, просто необходим.

Актуальность исследования обусловлена интересом к данной проблеме с точки зрения её изучения в рамках психологии и педагогики, а с другой стороны растущими требованиями школы к высокому уровню творческой активности. От эффективности организации процесса проектной деятельности младших школьников зависит эффективность его дальнейшей проектной деятельности и успешность дальнейшего процесса социализации. Сразу сталкиваясь с новыми трудностями, далеко не все младшие школьники могут их преодолеть в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей, что, в свою очередь порождает самые разноплановые и внутриличностные противоречия, которые, обычно, детьми не осознаются.

Объектом исследования является проблема развития творческих способностей.

Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности

Цель исследования состоит в изучении путей развития творческих способностей в рамках проектной деятельности для младших школьников.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть творческие способности: сущность и основные характеристики.
  • Определить особенности развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности .
  • Выявить педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности.
  • Провести диагностику уровня сформированности творческих способностей у младших школьников.
  • Рассмотреть особенности реализации педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности
  • Проанализировать результаты исследования .

Проблема исследования состоит в том, что роль интересов, а именно развитие интереса к творчеству, в процессах проектной деятельности очень велика. Интересы непосредственно заставляют личность активно искать различные пути и способы удовлетворения возникающей у нее жажды знаний и понимания.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. ... мнению писателя Альберта Лиханова,- учитывать творческая педагогика”. исследования творческих возможностей уровень образования и характер интересов членов семьи; образ ...

Гипотеза исследования состоит в том, что Удовлетворение интереса, который выражает художественную направленность личности, обычно, не приводит к его угасанию, а постоянно внутренне перестраивается, обогащая и постоянно углубляя его, вызывая возникновение все новых, интересов, которые отвечают более высокому и разнообразному уровню познавательной активности.

Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников.

В исследовании приняли участие 46 человек, в возрасте 9 — 10 лет, среди которых 26 девочек и 20 мальчиков, занимающиеся художественным творчеством. Испытуемых разделили на две группы, активно занимающихся творчеством и учащихся, которые не посещают ИЗО. Группа художников составила 32 человека, из которых 16 мальчиков и 16 девочек, группа школьников — 14 человек, из которых 10 девочек и 4 мальчики.

По структуре данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности. Во второй главе приведенные результаты опытно — экспериментальной работы по развитию развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности. В заключении приведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования.

творческий младший школьник проектный

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности

1 Творческие способности: сущность и основные характеристики

ФГОС общего образования является главной основой для разработки основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, а также разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов. Стандарт применяется для организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, которые реализуют базовую основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Современный образовательный процесс в ходе реализации инвариатного модуля был направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций по проектированию и реализации образовательной работы с детьми школьного возраста с учетом новых требований ФГОС:

24 стр., 11626 слов

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

... школьников во внеурочной деятельности». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на ...

  • Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или школьного возраста в соответствии с ФГОС и ООП;
  • Понимание основных теоретических положений культурно-исторической концепции деятельностного подхода для построения образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС школьного образования;
  • Понимание основной миссии и целей ФГОС школьного образования: а именно, организация ведущих в раннем и дошкольном возрасте видов деятельности: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссёрской, с правилами), конструирования, продуктивной деятельности, создавая широкие возможности для развития свободной деятельности детей.

Творческие способности рассматриваются исследователями на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне — это личностные качества человека. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность». На эмоциональном уровне — это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из наследственности и опыта народа (2, с. 37).

Структура творческой активности в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.

Основными показателями творческой выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться (2, с. 39).

Развитие отдельной личности непосредственно обнаруживается в общем единообразии поведения народа, а также в стереотипных ситуациях, которые являются схожими в самых общих представлениях об окружающей действительности. Самосознание человека не передается людям при рождении как биологическая наследственность, а формируются прижизненно и при этом на постоянной основе. Творческое развитие личности происходит в неразрывной связи с самосознанием личности. Самосознание является одной из фундаментальных проблем психологии. С помощью самосознания человек не только выделяет себя из окружающего мира, но и противопоставляет себя ему. Субъект осознает себя как личность, оценивает свои особенности и определенным образом относится к себе. Причем осознание себя происходит не как осознание чего-то абсолютно обособленного от окружающего мира, а в многообразном отношении с ним.

17 стр., 8256 слов

Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям ...

... успешная адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации средствами музыкальной деятельности? Степень разработанности темы. Теоретические основы адаптации детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации были проанализированы в трудах таких авторов, как: ...

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей (креативности): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и 14 способность к глубокому осознанию своего опыта» (32, c.114).

Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей дошкольного возраста. Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности. Дошкольное обучение призвано обеспечить детям речевую, социальную и прочую подготовку. Суждение об успехах, достигнутых дошкольниками, выносится на основании сравнения этих достижений с предыдущими результатами. Некоторые педагоги, вместе с тем, считают, что творческие способности являются врожденным свойством, причем природа награждает ими далеко не всех.

2 Особенности развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В данный период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Портрет младшего школьника можно представить как «начало общественного бытия человека — субъекта деятельности», субъекта учебно-познавательной деятельности, являющейся ведущим видом деятельности в школьном возрасте. Объективно ребенок физиологически и психологически готов к школьному обучению. Субъективность мы можем наблюдать в стремлении и желании учиться в школе. Практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.

Неуспеваемость, которая связана, как правило, с неадекватными способами в проектной работе, может носить как ярко выраженный, так и избирательный характер и непосредственно проявляться лишь только по отношению к отдельным предметам или разделам школьной программы. Однако она может носить и более общий характер, и тогда она будет проявляться в пробелах в знаниях, а также недостатках в усвоении многих или сразу всех учебных дисциплин (18, с. 27).

Если не обращать внимания на развитие неправильных навыков и приемов проектной работы, то они могут закрепляться и приводить к стойкому отставанию ребенка в учебе. Это, свою очередь, будет способствовать постепенному закреплению недостатков в проектной деятельности. Поэтому, необходимо исключить такие особенности у обучении, которые могут быть связаны с относительной легкостью учебного труда в самом начале обучения, несмотря на кажущуюся на первых порах эффективность использование облегченных способов усвоения материала без заметного отставания в учебе ребят испытывающих трудности в обучении, и, во-вторых, не допустить отсутствие реального контроля со стороны учителя и родителей за теми способами проектной работы, которые использует ученик в своей проектной деятельности. С точки зрения построения образовательной среды, приобретение социального опыта, социализация — это проектирование полноценной системы человеческих отношений, основанных на социокультурных ценностях (18, 37).

5 стр., 2485 слов

Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

... художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Что такое изобразительная деятельность? В чем ее смысл? И почему она так важна для полноценного развития ребенка? Главный смысл изобразительного искусства заключается в развитии личности человека, ...

Основными целями деятельности педагогического коллектива является формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основанных на компетентностном подходе. Процесс привыкания ребенка к школе довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в этом возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям школы по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжелой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях. Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к школе: состояние здоровья детей, возрастные закономерности протекания адаптации, уровень развития общения ребенка, тип нервной системы ребенка. Адаптироваться приходится не только ребёнку к классу, к учителю, но и педагогам к новым для них воспитанникам, родителям к своему ребёнку в статусе школьника.

Период социально — психологической адаптации — это первоначальный этап пребывания в школе. Результат адаптации — «адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности». Как и в случае физиологической адаптации, социально — психологическая у разных детей протекает по-разному. Исследователи выделяют три уровня социально — психологической адаптации на начальном этапе обучения в школе.

Высокий уровень — отношение первоклассника к школе положительное, он с удовольствием ходит на занятия, легко и глубоко осваивает программный материал, прилежен, способен решать усложнённые задачи, объяснения учителя слушает внимательно, при этом проявляет интерес к самостоятельной деятельности, положение среди сверстников высокое, охотно и добросовестно выполняет все общественные поручения.

Средний уровень адаптации — ребёнок также с удовольствием посещает школу, успешно осваивает учебный материал, но если учитель подробно и наглядно всё объяснил, способен самостоятельно решать типовые задачи, при этом внимателен лишь в том случае, если занят чем-то для него интересным, со многими одноклассниками находится в дружеских отношениях, добросовестно выполняет общественные поручения. Низкий уровень адаптации — первоклассник либо равнодушен к школе, либо относится отрицательно, его настроение часто подавленное, на уроках нередки нарушения дисциплины, учебный материал усваивается отдельными фрагментами, никакого интереса при самостоятельном выполнении учебных заданий не проявляет, да и сами задания выполняет не регулярно. Взрослые должны регулировать напоминать и контролировать учебный процесс помогать в приготовлении уроков, выполнении общественных поручений (18, с. 37).

77 стр., 38414 слов

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего ...

... вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало ... театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и ...

Среди одноклассников такой ребёнок, как правило, не имеет друзей, и лишь часть из них знает по именам и фамилиям. Итак, чтобы период адаптации в школе прошёл относительно легко, очень важно, чтобы первоклассник осознал важность учения, чтобы отсутствовали конфликтные ситуации, был благоприятный социальный статус в группе сверстников.

Ранний школьный возраст — особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста (6 — 8 лет) характерен ряд особенностей:

Быстрый темп развития и неравномерность. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.

Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.

Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Повышенная эмоциональность (4, с. 18)

В современной системе формирования проектной деятельности необходимо выделить три ключевых этапа, которые проходит учащийся в ходе усвоения знаний:

Первый этап — общеобразовательный, в котором происходит знакомство учащегося с иностранным языком и культурой страны изучаемого языка, осваиваются общие коммуникативные навыки, необходимые для того чтобы объясниться в ежедневном общении, поделиться впечатлениями, ориентироваться в городской среде, выяснить и получить необходимую информацию в быту. Второй этап — личностно-ориентированный, который позволяет уже изучить основы общения на определенную тему, которая важна для учащегося и постоянно присутствует с ним в проектной деятельности.

Третий этап — специализированный, личностно-ориентированный этап, на котором осуществляет совершенствование общения в узкоспециальном профиле и растет общий уровень овладения языком (42).

Эта градация предполагает, что характер обучения на каждом из этапов является автономным с одной стороны, и подразумевает взаимосвязь всех этапов обучения с другой стороны. Основным мотивационном средством в младшем школьном возрасте является игра.

Русская педагогическая наука конца XIX-начала ХХ вв. разработала несколько подходов к феномену игры в образовательном процессе.

Основу изучения игровой деятельности в образовании, которая принята и в российской педагогике, заложил выдающийся врач и педагог дореволюционной России П.Ф. Лесгафт.

Лесгафт в своих трудах связывал физическое и психическое развитие ребенкаи отмечал, что их нужно рассматривать в комплексе.

Игровые методы лесгафта можно условно разделить на следующие напрваления:

  • Имитация — это повторение чего-либо, увиденного ребенком в окружающей среде. Разнообразие данных игр зависит от детской впечатлительности, а также от развития его физических сил и умения ими пользоваться.

— Игры по правилам, в которых проявляется самостоятельность ребенка в придумывании игры, а также ее правил, чтобы вместе со своими сверстниками учится управлять собой, своими действиями и силами, получал опыт преодоления препятствий, которых будет много в его будущей взрослой жизни.

26 стр., 12600 слов

Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах

... . Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной). . Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений. . Обобщение материала. Структура 1. Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе .1 Характеристика жанров сочинений и изложений Сочинения как устные (то ...

Таким образом, П.Ф. Лесгафт создал целую систему подвижных игр и разработал их методику, которая опиралась на имитацию деятельности взрослых или поведения животных и явлений природы, в них он показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных (25, с. 147).

В работах Рубинштейна уже сама игра подвергается анализу. Он выделяет в каждой игре:

  • Идею.
  • Сюжет.
  • Содержание игры.
  • Игровые впечатления.

От сюжетного разнообразия, увлеченности им детьми зависят эмоции и, в том числе, степень умственного и волевого усилий, прилагаемых в конкретной игровой ситуации.

Детей увлекают такие игры, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей (41, c. 69).

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

3. Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности

Важнейшей задачей в современных условиях развития системы образования является непосредственное формирование условий проектной деятельности, которые обеспечивают школьникам именно умение учиться, а также развивают способности к саморазвитию и личностному самосовершенствованию. Все эти успехи достигаются при помощи сознательного, а также активного присвоения учащимися их социального опыта в проектной деятельности. Основная задача учительской организации — добиться самоорганизации. Общий вектор в развитии произвольного внимания определен в переходе ученика от движения к цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных задач. Произвольное внимание младшего школьника меняется, что объясняется отсутствием средств саморегуляции (25, с. 121).

Преимущества реализации требований ФГОС в данном аспекте состоят в том, что:

  • значительно повышается качество подготовки (компетентность) обучаемых как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;
  • обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;
  • изменяются функции преподавателя, его деятельность становится более творческой, консультативной, он освобождается от горловой работы;
  • гибкость и открытость — форма организации процесса обучения.

Опыт проведения модульных уроков по дисциплине ОБЖ показал перспективность этой педагогической технологии. При изучении курса ОБЖ по модульной системе необходимы условия:

Четкая организация учебного процесса.

Постановка целей и задач обучения всего блока.

Сочетание словесных и наглядных методов.

Широкое вовлечение обучаемых в различные виды самостоятельной деятельности.

Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.

17 стр., 8409 слов

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности

... творческий. С учетом субъектно-позиционного подхода разработана модель развития познавательной активности в процессе проектной деятельности, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. •Развитию познавательной активности учащихся, формированию ... литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов, на ...

Непостоянство обнаруживается в неумении распределять внимание, в отвлекаемости, быстрой потерей тонуса, сложности в переключении внимания с одного объекта на другой. Если брать учебное занятие, то школьник может удерживать внимание в среднем пределе 15-20 минут, отсюда необходимость прибегать к использованию разнообразных видов проектной работы. Младшие школьники в силу особенностей возраста чаще отвлекаются, если им приходится выполнять монотонную работу, нежели при решении сложных задач, требующих вовлечения разных видов и приемов работы. Восприятие в младшем школьном возрасте также характеризуется непроизвольностью. Следует отметить, что дети поступают в школу с достаточным уровнем развития восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Восприятие представляет собой целенаправленный, управляемый процесс, разный и многоступенчатый. В восприятии определенной сюжетной картины отмечается стремление к объяснению, интерпретации линии повествования, в то же время следует отметить и обычное перечисление представленных предметов или их описание.

В общем, процесс формирования восприятия протекает как произвольный процесс. Вариант, когда учитель целенаправленно учит наблюдать, ориентируя обучаемых на те или иные характеристики объектов, он лучше материал. Память также представляет собой непроизвольный процесс. Лучше всего ребенок запоминает то, что включается в его активную деятельность, то, что ему знакомо, с чем он действовал, а также то, на что направлены его интересы и потребности. Изменения, происходящие с в развитием памяти, проявляются, во-первых, в том, что ребенок достигает осознания задачи запомнить материал. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания.

На первых этапах учащиеся используют самые простые способы — длительное рассматривание материала, многократное повторение материала при разделении его на элементы, обычно, не совпадающие со смысловыми единицами. Необходимо заметить, что младшие школьники эффективней усваивают наглядный материал и гораздо хуже — словесный. Устный метод помогает запомнить названия предметов и труднее — абстрактные понятия. В целом и в произвольной, и непроизвольной памяти происходят значительные качественные перемены, и в I классе память становится более продуктивной.

Важнейший познавательный процесс, объединяющий все другие -мышление. Мышление младшего школьника переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, то есть конкретное мышление, связанное с действительностью и житейским наблюдением, теперь подчиняется логической схеме, но с другой стороны абстрактные, формально-логические умозаключения младшему школьнику пока не доступны. Отсюда идет формирование разнообразных типов мышления, способствующие результативности в усвоении учебного материала. Последовательное становление внутреннего плана действий приводит к значительным переменам в интеллектуальной сфере.

Первым делом дети усваивают способность обобщать по внешним, чаще всего, посредственным характеристикам. Но в процессе обучения учитель заостряет их внимание на связях, отношениях, на том, что прямым образом не останавливается детский ум, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, приобретают способности усваивать научные понятия, без опоры на наглядный материал. Переход мышления на новую высокую ступень знаменует собой перестройку всех психических процессов, память теперь мыслящая, а восприятие думающее. Переход операций мышления на новый этап и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и образуют главное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Воображение формируется в несколько этапов. На первом формирующиеся образы достаточно условно характеризуют объект, отсутствуют детали, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Второй этап заключается в значительной переработке образного материала и созданием новых образов — это продуктивное воображение. Главная тенденция в развитии детского воображения — это переход ко все более правильным и полным выражениям действительности на основании приобретенных знаний. С течением времени детского воображения усиливается. Это объясняется накопленными знаниями и развитием критичного мышления. Так как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная, то вся его деятельность, направленная на познание окружающего мира, непосредственно осуществляется через учебу, а сам дошкольник познает окружающий мир посредством игры. В процессе обучения ребенок должен быть не объектом, а субъектом проектной деятельности, поэтому главные идеи введения в школьное обучение новых стандартов — усиление заботы о его развивающей стороне, формирование у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в частности, при работе с начальными классами закономерно требуется смена былого «знаниевого» подхода подходом деятельностным, что предполагает выполнение

15 стр., 7263 слов

Проектная деятельность на х литературного чтения

... организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Задачи работы: Рассмотреть теоретические сведения о проектной деятельности Провести анализ стандарта на предмет рассмотрения метода проектов Изучить специфику организации проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения Разработать проект для использования на уроках литературного чтения ...

наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной проектной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

  • выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего им осознанно применять приобретенные знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия — как в процессе этих действий, так и по их завершении;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (28, с.

54).

В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения.

Выводы по первой главе

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования проектной деятельности ребенка, включающую в себя систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

При такой организации обучения ученик является субъектом проектной деятельности, т. е. тем, кто учится. Ставя перед учениками проблемные вопросы, нужно говорить просто и ясно. Успех урока зачастую зависит от умения вести диалог, поэтому я стремлюсь слушать и слышать учеников, находить верные решения в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускать при этом излишней категоричности и нетерпимости к иным суждениям. Таким образом, для того чтобы сформировать познавательные действия младших школьников, необходимо учитывать их возрастные особенности.

ФГОС является главной основой для разработки основных образовательных программ дошкольного, среднего (полного) общего образования и воспитания, а также разработки программ учебных предметов, курсов, проектной литературы, контрольно-измерительных материалов.

Стандарт применяется для организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, которые реализуют базовую основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Современный образовательный процесс в ходе реализации инвариатного модуля был направлен на формирование и развитие профессиональных компетенций по проектированию и реализации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста с учетом новых требований ФГОС:

  • Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС и ООП;
  • Понимание основных теоретических положений культурно-исторической концепции деятельностного подхода для построения образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности

1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей у младших школьников

В исследовании приняли участие 46 человек, в возрасте 9 — 10 лет, среди которых 26 девочек и 20 мальчиков, занимающиеся художественным творчеством. Испытуемых разделили на две группы, активно занимающихся творчеством и учащихся, которые не посещают ИЗО. Группа художников составила 32 человека, из которых 16 мальчиков и 16 девочек, группа школьников — 14 человек, из которых 10 девочек и 4 мальчики.

Тест М. Селигмана — «Опросник атрибутивного стиля». Центральный вопрос теста Айзенка — это вопрос об интеллекте, вернее, о той важной стороне интеллекта, которую Айзенк называет скоростью умственных процессов.

Перед началом тестирования испытуемым зачитывалась инструкция, объяснялись цели и задачи исследования.

На Рисунке 1 отображены результаты тестирования учащихся посещающих ИЗО. Из диаграммы видно, что в условиях соревновательного процесса перед ними стоит задача достижения результата.

При достижении результата испытуемые формируют своеобразный план действий, обозначают различные способы достижения поставленных задач, затем они шаг за шагом проигрывают в голове возможные последствия и лишь затем начинают реализовывать собственно намеченный план.

Таким образом, у данной группы респондентов выстраивается очень четкая структура с последовательностью, совершаемых действий, что в условиях творчества необходимо.

2 Реализация педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников средствами проектной деятельности

Воспитательные задачи связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе:

  • Обеспечить формирование у учащихся устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • Содействовать формированию уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • Воспитывать терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • Воспитывать аккуратность.

Обучение строится на сочетании как коллективных, так и индивидуальных форм работы, что непосредственно воспитывает взаимное уважение, умение работать в группе, развивать способность к самостоятельному творческому поиску и ответственности за свою работу, от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия.

Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям.

Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе.

Данная программа разработана для учащихся, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Программа предназначена для учащихся 5 — 7 классов

Форма организации занятий — индивидуально-групповая.

Целесообразно заниматься группой 12-15 человек два раза в неделю для учащихся 1 класса по одному академическому часу, для остальных по 2 часа два раза в неделю группой 10-12 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе учащихся. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Методы организации педагогической деятельности

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

  • рисование с натуры
  • рисование по представлению
  • рисование на тему
  • иллюстрирование
  • декоративная работа с элементами дизайна
  • аппликация
  • беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

  • словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий;
  • обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
  • наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников;
  • видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
  • репродуктивный метод — метод практического показа.

Виды занятий:

  • приобретение новых знаний (теоретических)
  • занятия по формированию знаний, умений, навыков (самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)
  • повторение, подобные занятия являются заключительными.
  • проверка знаний, умений, навыков
  • комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Формы работы:

  • беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание
  • демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал
  • работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов
  • организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества
  • организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
  • организация выставок детских работ
  • создание и развитие детского коллектива
  • работа с родителями Методы, обеспечивающие организацию деятельности учащихся на занятиях:
  • фронтальный — одновременная работа со всеми обучающимися;
  • коллективный — организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный — чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
  • групповой — организация работы по группам (2-5 человек);
  • индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий.

Конкретные проявления определённого метода на практике — приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

  • объяснительно-иллюстративный — учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный — воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый — участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • проектно-исследовательский — творческая работа обучающихся.

Оборудование и материалы

Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования и черчения.

  • парты
  • стулья
  • доска
  • смартдоска
  • магнитофон
  • жалюзи
  • учебные пособия
  • объяснительно-иллюстративный материал
  • изделия художественных промыслов
  • репродукции картин
  • натюрмортный фонд

Предметы быта:

Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда).

Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки).

Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли).

Керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.

Драпировки.

Гипсовые предметы: Орнаменты, гипсовые головы с античных слепков.

Материалы

  • гуашь
  • акварель
  • кисти
  • бумага
  • картон
  • клей

Учебно-тематический план

Организационные мероприятия:

обработка заявлений, формирование групп, беседа с родителями.

  • Вводное занятие.

Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

  • Графический тест. «Рисую, как умею».
  • Рисуем штрихом.

Подготовка руки к письму. Выполнение штриховых упражнений. Понятие « композиция листа». Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение работ штриховкой фломастерами (пушистые игрушки, цветы, пейзажи, иллюстрации к сказкам).

  • Пятно и линия.

Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий».

Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек).

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна.

  • Конструирование из бумаги.

Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, резания, скручивания и склеивания. Развитие мелкой моторики.

Работа с рваной бумагой.

Работа с мятой бумагой. «Лепка» из мятой бумаги.

Смешанная техника (скручивание, складывание, скатывание, резание).

  • Работа с трафаретами.

Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).

Печатанье по трафарету при помощи поролона.

Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов.

  • Различные техники работы с гуашью.

Живопись — язык цвета, цветное изображение мира.

Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки. Техника «сухая кисть».

Рисование мягких игрушек.

Волшебные превращения красок — смешение цветов.

Техника «примакивание». Рисование деревьев.

Техника «тычок». Теплые и холодные цвета.

Понятие «плотный цвет».

  • Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.

Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка.

Стилизованные натюрморты.

Симметрия и асимметрия на примерах природных форм.

  • Иллюстрации к сказкам.

Сказка — любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и характер.

  • Графомоторные упражнения.

Упражнения — рисунки, которые помогут формированию навыков правильного письма и развитию зрительно-моторной координации.

Коррекция дисграфии.

  • Экскурсии.

Посещение художественных музеев и выставок. Путешествие в мир искусства. Музей-квартира В.Васнецова.УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения.

  • Формирование групп.
  • Вводное занятие.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Просмотр летних работ. Обсуждение.

  • Работа с трафаретами.

Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенние листья. Вырезание трафаретов. Печатанье поролоном. Многоцветная печать. Набрызг.

  • Рисунок (карандаш).

Пропорции — соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды.

  • Натюрморт. Азы композиции.

Композиция листа. Композиции из геометрических тел. Построение натюрморта.

  • История искусств. Жанры живописи:

натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты.

  • Бумажная пластика.

Знакомство с объемными и рельефными композициями. Мятая бумага. Технические приемы работы с бумагой: нарезание, скручивание, резки.

Живопись — гармония цвета.

Основы цветоведения. Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте.

— Пейзаж. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Рисование пейзажей по временам года. Колористическое решение.

  • Декоративное рисование. Рисование цветов. Рисование декоративных композиций. Основы дизайна.
  • Пластилинопластика.

Изображение в технике пластилинографии. «Подводный мир».

  • Народные промыслы России.

Дымково. Матрешка. Городецкая роспись.

  • Экскурсии на выставки и в музеи. Экскурсии в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Третьяковскую галерею. Музей — усадьба « Коломенское».

Вводное занятие.

Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии. Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год. Просмотр летних работ.

  • Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерные особенности.

Граттаж — графическая работа на восковой подкладке (способ процарапывания).

Монотипия. Гравюра. Линогравюра. Гризайль.

  • Натюрморт.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Натюрморт в холодных цветах. Натюрморт в теплой гамме.

  • Фигура и портрет человека.

Образ человека — главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Наброски с натуры. Портрет в технике силуэта. Живописный портрет. Фигура человека в движении.

  • Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях.

  • Декоративно-прикладное искусство.

Стилизация природных форм. Витражи. Роспись ткани.

  • Народные промыслы России.

Жостово. Гжель.

  • Дизайн.

Дизайн интерьера. Ландшафтный дизайн.

  • Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскиза с натуры. Рисование деревьев, цветов, архитектуры.

  • Экскурсии. Экскурсии в Третьяковскую галерею, в музей — усадьбу Царицыно.
  • Выставка работ.

2.3 Анализ результатов исследования

Достижение высоких результатов невозможно без веры в свои силы и потенциальные возможности. В тех случаях, где поражение неизбежно или цель не достигнута, эти испытуемые склонны обращаться к успехам и результатам, которые они достигли ранее, что позволяет не заострять внимание на неудачах, преодолевать травмирующую ситуацию и ставить перед собой новые цели.

Необходимо отметить, что огромную роль в художественном творчестве непосредственно играют эмоции, которые зачастую выступают в форме психологической защиты, когда невозможно разрешить сложившуюся проблемную ситуацию, то есть уйти от поражения в реальности, так как учащиеся посещающие ИЗО переживают все, прежде всего, на эмоциональном уровне, поэтому стараются они стараются относится к случившемуся с оптимизмом, что позволяет справиться с поражением.

На Рисунке 2 приложение отображены результаты, которые были получены для учащихся без художественного уклона.

Для учащихся школы ведущей, безусловно, является учебная деятельность, так как их будущее в ближайшей и отдаленной перспективе напрямую связано только с образованием, с успешным окончанием школы, и поступлением в ВУЗ, и выбором профессии.

Возможно, выбор стратегии поведения у них связан с тем, что для этих испытуемых необходимо сделать серьезный выбор, который важно предварительно продумать, взвесив все «за» и «против».

Предстоящие экзамены усиливают переживания связанные с успешной/неуспешной сдачей экзаменов. В связи с этим школьники в процессе переживаний «готовятся» к тому, что не смогут сдать экзамены, прокручивая данную ситуацию у себя в голове.

Теперь, когда определены основные отличия в мотивации поведения двух группу учащихся, рассмотрим те ценности, которые выделили обе группы испытуемых.

На рисунке 3 приложения представлены ценности, которые были выделены учащимися посещающими ИЗО, чаще всего называли ценности: престиж, семья, образование и творческие достижения. Ценности, которые вообще не назвали учащиеся посещающие ИЗО: ценность уюта, статус, знания, свобода, духовные ценности.

Учащиеся, посещающие ИЗО выделили ярко ценность семьи, что связано с тем, что родные в их жизни играют значительную роль. Учащиеся посещающие ИЗО выделили престиж, так как быть престижным значит быть значимым и авторитетным.

На рисунке 4 представлены ценности, которые были выделены учащимися. Чаще всего они называли ценность семьи и престижа.

Ценности, которые не назвались школьниками или назывались редко это карьера, успех, мобильность, долг, самореализация, е достижения, удовольствие, честь, радость, развитие, любвь, экстрим, боль и мир. Следует сказать, что небольшой процент учащихся среди ценностей выделил образование. Это связано с экзаменами и в связи с этим общим увеличением проектной нагрузки, что негативно в данном случае влияет на отношение испытуемых к учебе.

Что касается престижа, то участники исследования выделяют его как ценность в тесно связи с условиями, которые диктует время. Быть престижным значит быть значимым, авторитетным. Испытуемым важно быть лидерами, что может быть это связано со сферой образования, так как испытуемые это ученики старших классов и скоро сдавать различные экзамены, где придется доказывать, что ты лучший (См. Рис. 4 Приложения).

Родители относятся к испытуемым с большим доверием в этот период, и уже начинают воспринимать их не как детей, а как взрослых, поэтому, школьники примеряют на себя новую важную роль в семейных отношениях, где им позволено непосредственно принимать решения, которые принимаются практически наравне со старшими родственниками.

Выводы по второй главе

На основе анализа результатов можно отметить, что стратегии поведения, которые были выбраны респондентами, сильно не отличаются друг от друга.

Обе группы испытуемых склонны планировать свои действия, и лишь затем претворять их в жизнь, обоим группам свойственна эмоциональность в поведении. Ценности так же принципиально не отличаются, так как учащиеся и учащиеся, посещающие ИЗО выделили для себя такие ценности как престиж и семья, при этом добавили к ним еще две, это ценность образования и ценность достижений, причем ценность достижений характерна только для посещающих ИЗО, в связи с родом деятельности.

Соотношение между атрибутивными стилями и чертами характера. Показано, что средний суммарный балл на неблагоприятные события (шкала “Пессимизм”) достоверно не отличался у учащихся, однако средний суммарный балл на благоприятные события (шкала “Оптимизм”) достоверно выше у посещающих ИЗО.

Таким образом, применение описанных средств обучения в рамках работы кружа ИЗО дает двойной эффект — управление и стимуляция мыслительной деятельности обучаемого, и второй, не менее важный, — развитие когнитивных способностей, формирование практических художественных навыков, а также навыков интеллектуальной деятельности.

Это особенно важно в связи с гуманистическими принципами, утвердившимися в образовании. Сделаны выводы о том, что визуальные технологии обучения обладают важным развивающим потенциалом, который заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей визуального мышления учащегося.

Роль интересов, а именно развитие интереса к творчеству, в процессах проектной деятельности очень велика. Интересы непосредственно заставляют личность активно искать различные пути и способы удовлетворения возникающей у нее жажды знаний и понимания.

Удовлетворение интереса, который выражает художественную направленность личности, обычно, не приводит к его угасанию, а постоянно внутренне перестраивается, обогащая и постоянно углубляя его, вызывая возникновение все новых, интересов, которые отвечают более высокому и разнообразному уровню познавательной активности.

Таким образом. в рамках работы кружка ИЗО, развитие учебных интересов напрямую зависит как от организации проектной работы.

Поэтому учителю ИЗО необходимо ориентироваться, прежде всего, на закономерности развития и воспитания интересов учащихся, помнить, что развитие всегда идет от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от описания к объяснению.

Заключение

В многочисленных исследованиях современных отечественных психологов выделены существенные условия, которые должны помочь родителям и педагогам сформировать у ребенка способности к самостоятельному управлению как своим поведением, так и процессом обучения. В основе желаний лежит учебная мотивация школьника, а познавательный интерес как переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника сталкивается с отвечающим этой потребности содержанием обучения.

Смысл любого образования состоит том, чтобы создать каждому учащемуся условия для перехода из внешнего обучения непосредственно в самообучение, из внешнего воспитания непосредственно в самовоспитание, а развития, непосредственно в творческое саморазвитие. Так как непременными условиями для саморазвития являются ответственность, инициативность, самостоятельность и творчество, а также выработка собственного стиля индивидуальной проектной деятельности, то обучаемый всегда должен сначала научиться оценивать значимость и трудность заданий, а также временных затрат, и научиться рассчитывать свои силы, научиться прогнозировать различные возможные последствия, а также планировать результаты проектной деятельности.

Понимание основной миссии и целей ФГОС дошкольного образования: а именно, организация ведущих в раннем и дошкольном возрасте видов деятельности: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссёрской, с правилами), конструирования, продуктивной деятельности, создавая широкие возможности для развития свободной деятельности детей.

Именно игровая и творческая проектная деятельность представляет собой активное взаимодействие взрослого с ребенком на условиях последнего, когда именно ему предоставляется возможность открытого ми свободного самовыражения с одновременным принятием чувств взрослым.

Для активного развития ведущих интересов учащемуся необходимо постоянное стимулирование, а также мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности к которым относятся познавательные игры, создание творческих ситуаций эмоционального переживания, создания ситуаций занимательности, создания ситуации опоры на жизненный опыт, создания ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности, сотворчество учителя и ученика.

Социологические исследования сегодня показывают, что чем раньше формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким оказывается он на протяжении всей жизни человека.

Поэтому важно начиная с занятий сформировать у ребят увлеченное отношение к миру изобразительного искусства, развить их творческие способности.

Благодаря использованию в работе различных методик и художественных материалов, сотрудничеству учителя и ученика, это, чаще всего, можно с успехом сделать. Родители, чьи учащиеся в детском саду считались не способными к изобразительной деятельности, боялись творчества, но занимались в начальной школе по программе с творческим учителем, замечают большие перемены в своих ребятах. Пусть они не будут художниками, но заложенная в них тяга к прекрасному сохранится на всю жизнь.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-proektnoy-deyatelnosti/

1. Белова Е. С. Одаренность. Раскрыть, понять, поддержать. — М.: МПСИ, Флинта, 2004. — 180 с.

— Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2001. — 220 с.

— Боденко Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: автореф.дис. … канд.пед.наук/Л.А.Боденко. — М., 1999. — 220 с.

— Веденькина М.В. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников с учетом полоролевых особенностей: автореф.дис…. канд.пед.наук. Волгоград, 2007. — 28с.

— Выготский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Просвещение, 1960. — 420 с.

— Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. — М.: Знание, 1987. — с. 79.

— Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение в начальной школе». М.: Вентана-Граф, 2010.

— Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие/ И.А. Зимняя. Ростов н/Дону: Феликс. — 1997. — 480с.

— Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М., 2003.

— Малая Н. На рыбалке у реки // Воспитание школьников, 1999, № 3. С — 18-23

— Манеева О.И. Загадок несчесть // Начальная школа, 1999, № 4. С — 22-43

— Марипова Г.В. Неделя биологического разнообразия // Биология в школе, 2001, №7.. С — 51-63

— Маркова А.К. Мотивация проектной деятельности школьника // Вопросы психологии, 2008, № 3. С — 11-13

— Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. — М.,2013.

— Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 2013.

— Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 2014.

— Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для младших школьников.- М., 2015.

— Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др.; Под ред. Дубровиной И.В. — М.: Просвещение, 2013. — с. 208.

— Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. — М., 2016.

— Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М., 2015.

— Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов//Начальная школа.-2012.-№10.-с.6-12.

— Пасько Т.К. Пословицы, поговорки, приметы//Начальная школа, 1998,№3.

— Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г.И. Щукиной. — М., 2015.

— Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. — М., 2012.

— Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 2000.

— Проничева И.К. Живая природа / Начальная школа, 2001, № 6.. С — 18-23

— Психология детства / Под ред. А.А. Реана. — СПб., 2003.

— Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Автор-составитель З.И. Мищенко. — Курск, 2002.

— Репина И.В. Мир под ногами // Начальная школа, 2005, № 10. С — 28-33

— Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

— Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников СПб.: Питер, 2004

— Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии.- М., 2003.

— Сироткина Е.Я. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа, 2000, № 6. С — 45-53

— Развитие творческой активности школьников / Под ред. Матюшкина А.М. — М.: Педагогика, 2011. — с. 160.

— Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. Учебных заведений. — М., Акадения, 2012. — 576с.

— Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб.научн.трудов/. — М., 2011. — 136с.

— Спинул А.Л. Формирование навыка чтения литературных произведений // Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования. — Калининград, 2012. — 218с.

— Столяренко Л.Д., Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Дону, «Феникс», 2006. — 736с.

— Терешонок Г.В. Литературное чтение младшего школьника. Анализ художественных произведений в начальной школе. — СПб, 2007. — 80с.

— Уфимцева Л.П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С -51-63

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010.

Приложение

Список литературы 1

Рисунок 1. Наиболее выбираемые поведенческие стратегии у учащихся посещающих ИЗО.

Список литературы 2

Рисунок 2. — Наиболее выбираемые поведенческие стратегии у школьников.

Список литературы 3

Рисунок 3. — Ценности, выделенные учащимися ИЗО

Список литературы 4

Рисунок 4. — Ценности, выделенные учащимися

Таблица 1. Первый год обучения

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

Организационные мероприятия

2

1

Введение в программу. Правила техники безопасности

1

1

2

Графический тест «Рисую, как умею»

1

1

3

Рисуем штрихом

0,5

6,5

7

4

Линия, точка, пятно.

0,5

3,5

4

5

Конструирование из бумаги

1

7

8

6

Работа с трафаретами

1

4

5

7

Различные техники работы гуашью

2

9

11

8

Декоративное рисование

3

14

17

9

Иллюстрации к сказкам

1

6

7

10

Графомоторные упражнения

1

4

5

11

Выставка работ Итоговое занятие года

2

2

12

Экскурсии

2

2

всего

72

Таблица 2. Второй год обучения

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование групп. Оформление заявлений. Беседа с родителями. Особенности второго года обучения.

1

1

2.

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ.

1

1

3.

Работа с трафаретами.

1

6

7

4.

Рисунок (карандаш).

2

10

12

5.

Натюрморт. Азы композиции.

3

10

13

6.

Жанры живописи.

6

6

7.

Бумажная пластика.

1

10

11

8.

Живопись — гармония цвета.

3

17

20

9.

Пейзаж.

5

17

22

9.

Декоративное рисование.

2

20

22

10.

Пластилинопластика.

1

6

7

11.

Народные промыслы России.

4

10

14

12.

Экскурсии на выставки и в музеи.

6

13.

Итоговое занятие. Выставка работ.

2

2

Всего

144

Таблица 3.Третий год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Формирование групп. Беседа с родителями.

2

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

2

2

2.

Графика.

2

20

22

3.

Натюрморт.

3

15

18

4.

Фигура и портрет человека.

2

10

12

5.

Образ природы.

5

15

20

6.

Декоративно — прикладное рисование.

2

20

22

7.

Народные промыслы России.

3

9

12

8.

Дизайн.

3

19

22

9.

Работа на пленэре.

2

6

8

10.

Экскурсии.

11.

Выставка работ.

2

2

12.

Итоговое занятие года.

2

2

Всего:

144