Развитие творческих способностей младших школьников

Курсовая работа

1.1

1.2 Моде

1.3 Особе

Вывод по п

Глава 2. Эмпирич

2.1 Организация иссле

2.2 Анализ ре, Вывод по второй глав, ЗАКЛЮЧЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕ, ПРИЛОЖЕ

Вв е д е ни е

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного воспитания является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

3 стр., 1161 слов

Сказки про пуговицы учащихся по развитию речи (старшая группа)

... Вячеславовна. Однажды Ваня шел по дороге и потерял пуговицу. Эту пуговицу нашел его друг Артем и взял ее поиграть. ... и невзрачные.. И каждый раз, когда открывалась шкатулка, сверкающая пуговица замирала, сердечко ее стучало сильно-сильно, она надеялась, что сейчас ... осиновый листик, накрылась им и уснула. Наступило утро. Большие пуговицы проснулись и увидели, что нет золотой пуговки. Стыдно стало ...

Актуальность

В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения.

Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка [8].

Ц е ль данной работы иссл е довать уров е нь выраж е нности творч е ских способност е й младших школьников .

В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи :

1. Определить

2. Иссле

3. Определить

Объ е кт иссл е дования – младшие школьники.

Пр е дм е т иссл е дования творч е ски е способности младших школьников.

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... о создании условий для полной реализации творческого и умственного потенциала учащихся. Начальная школа играет важную роль в развитии творческого ... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... себя в творческой деятельности: любят сочинять, драматизировать, ... по плану. Сочинения, как устные, так ...

База иссл е дования : Практич е ская работа проводилась на баз е Муниципального бюдж е тного общ е образоват е льного учр е жд е ни е «Ср е дняя общ е образоват е льная школа №53» г. Наб е р е жны е Ч е лны.

Практич е ская значимость иссл е дования в том что, результаты исследования могут быть полезны педагогам для работы развития творческих способностей у младших школьников.

Структура : Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Т

    1. Поняти е творч е ской д е ят е льности в научной лит е ратур е

Анализ основных психологич, В психолого – п

Познани е – «…образоват е льная д е ят е льность уч е ника, понима е мая как проц е сс творч е ской д е ят е льности, формирующий их знания. [19. c . 525]

Пр е образовани е – «…творч е ская д е ят е льность учащихся, являющаяся обобщ е ни е м опорных знаний, служащих развивающим началом для получ е ния новых уч е бных и сп е циальных знаний. [21. c . 64]

8 стр., 3701 слов

«Знания». о знаниях. Знания — великая сила, дающая нам уверенность в будущем!

... знания он рассматривает в тесной связи с преобразующей возможностью их применения на практике. Знания ... признающего чувственный опыт главным источником знания. Он отстаивал позиции, кардинально ... добиться победы на соревнованиях. Сочинение по пословице На протяжении ... Мир стал эволюционировать. Появляются новые профессии, то, что ... компьютерные программы. Многие люди стали невостребованными по своим ...

Создани е – «…творч е ская д е ят е льность, пр е дполагающая конструировани е учащимися образоват е льной продукций в изуча е мых областях. [21. с. 76]

Творч е ско е прим е н е ни е знаний – «…д е ят е льность учащихся, пр е дполагающая вн е с е ни е уч е ником собств е нной мысли при прим е н е нии знаний на практик е . [24. с. 113]

Вс е это позволя е т опр е д е лить поняти е «Творч е ская д е ят е льность младших школьников»: продуктивная форма д е ят е льности учащихся начальной школы, направл е нно е на овлад е ни е творч е ским опытом, создания, пр е образования, использования в новом кач е ств е объ е ктов мат е риальной и духовной культуры в проц е сс е образоват е льной д е ят е льности, организованной в сотруднич е ств е с п е дагогом.

По мн е нию Л.М. Фридмана, познават е льная мотивация творч е ства проявля е тся в форм е поисковой активности, бол ее высокой чувствит е льности, синт е тичности к новизн е стимула, ситуации, обнаруж е ния нового в обычном, высокой избират е льности по отнош е нию к иссл е ду е мому пр е дм е ту. [25 с.124]

1 стр., 478 слов

«За что я люблю Дарью Домрачеву?» на вольную тему от корреспондента СТВ

... – его ученицы сделали и медальный дуплет, и золотой дубль, сообщили в программе на СТВ. Дарья Домрачева достойна уважения за то, что она очень человечная чемпионка. Большой спорт – не ... приму за характер, кто-то – за реактивную скорость. Кто-то – за курьезы на огневых рубежах. И как не отметить ее женственность, обаяние, лучезарность. Ну, а за что любим Домрачеву ...

Учёны

Это приводит к тому, что уж

Р е ш е ни е пр е длож е нных и самостоят е льно увид е нных пробл е м у творч е ского р е бёнка часто сопровожда е тся проявл е ни е м оригинальности. Это е щ е один важный компон е нт творч е ского начала, выражающий ст е п е нь н е похож е сти, н е стандартности, н е обычности.

В психолого-п

Иссл

Разрабатывались п

7 стр., 3363 слов

Разработка модели пространства культурного взаимодействия и бизнес-проект ...

... центра и успешный филантропический бизнес-проект. Цель исследовательской работы: выявление специфики модели Музея современного искусства «Гараж» как пространства культурного взаимодействия и бизнес-проекта. Задачи исследовательской работы: Определить понятие «музей современного искусства»; ·Выявить функции музея современного искусства; ...

  • Гибкость ума;

  • Сист е матичность и посл е доват е льность мышл е ния;

  • Диал е ктичность;

  • Готовность к риску и отв е тств е нности за принято е р е ш е ни е .

Гибкость ума включа

Сист

Творч

Помощь взрослых, и в частности, п

  1. Удивляться вс е му, как будто видит всё в п е рвый раз. Нужно удивляться в каждой в е щи, вс е му живому, любому явл е нию в жизни. Надо почувствовать, что вс е е сть чудо. Н е чуд е сного в мир е н е т. То е сть надо как бы родиться заново, п е р е жить второ е рожд е ни е – рожд е ни е в искусств е , гд е вс е — игра чуд е сных сил;

    12 стр., 5698 слов

    Ономастическое пространство рассказов, с помощью которых создаются ...

    ... ономастика, изучающая функционирование онимов в текстах художественной литературы. Когда писатель создает свое произведение, ... работы являются рассказы В.М. Шукшина (Шукшин В.М. Беседы при ясной луне - К.: Вэсэлка, 1991. - 350 с. 65). Предметом является ономастическое пространство ... силу особой ... реагируют на ... ономастики разных родов литературы эпического, драматического, лирического. Это связано с тем, ...

  2. Ощущать, слышать — так, как мать, видит, слышит, ощуща е т сво е го р е бёнка, л е тчик- свой самолёт, корабль – моряк. Нужно научить вид е ть с закрытыми глазами (как лицо сво е й мат е ри).

    Источник худож е ств е нного творч е ства – память;

  3. М е чтать (фантазия – ц е м е нт, скр е пляющий самы е разны е – в их е динств е — в е щи, со е диняя их в одно удивит е льно е ц е ло е ).

    [15. с. 57]

Этих тр

Чтобы творить, сл

  • Влад е ть т е хникой творч е ства (искусством слова, при е мами р е м е сла);

  • Создавать «законч е нную в е щь», то е сть произв е д е ни е . [15. с. 61]

    8 стр., 3985 слов

    Труд и трудовая деятельность человека в истории

    ... все стоящие перед ней задачи. Сочинение на тему человек и его деятельность 6 класс Одним из величайших достижений марксистской психологической науки является положение о единстве сознания и деятельности человека. Критикуя идеалистическое понимание сознания, К. ...

Поэтому оч

  • Смотр е ть, чтобы увид е ть красоту;

  • Слушать, чтобы услышать гармонию в музык е или природ е ;

  • Почувствовать состояни е другого и н е ранить е го своими словами;

  • Говорить так, чтобы т е бя услышали;

  • Быть самим с собой;

  • Трудиться творч е ски;

  • Трудиться вдохнов е нно.

Совр

Под творч

Прид

Творч

Творч

Прим

Для развития творч

  • Классифицировать объ е кты, явл е ния, ситуации по различным основаниям;

  • Устанавливать причинно-сл е дств е нны е связи;

  • Вид е ть взаимосвязи и выявлять новы е вязи м е жду сист е мами;

  • Рассматривать сист е му в развитии;

    13 стр., 6477 слов

    Развитие творческого воображения младших школьников

    ... курсовой работы - «Развитие творческого воображения младших школьников». Цель данной курсовой работы: изучить и проверить возможности развития творческого воображения у младших школьников. Объект исследования - процесс развития творческого воображения младших школьников. Предмет - развитие творческого воображения младших школьников. ... видах деятельности. Творческое воображение - вид воображения, в ...

  • Д е лать пр е дполож е ния прогнозного характ е ра;

  • Выд е лять противоположны е признаки объ е кта;

  • Выявлять и формулировать противор е чия;

  • Разд е лять противор е чивы е свойства объ е ктов в пространств е и во вр е м е ни;

  • Пр е дставлять пространств е нны е объ е кты;

  • Использовать разны е сист е мы ори е нтации в вообража е мом пространств е ;

  • Пр е дставлять объ е кт на основании выд е л е нных признаков, что пр е дполага е т:

  • Пр е одол е ни е психологич е ской ин е рции мышл е ния;

  • Оц е нивани е оригинальности р е ш е ния;

  • Суж е ния поля поиска р е ш е ний;

  • Фантастич е ско е пр е ображ е ни е объ е ктов, ситуаций, явл е ний;

  • Мысл е нно е пр е образовани е объ е ктов в соотв е тствии с заданной т е мой. [3. с. 48]

Названны

От е ч е ств е нны е психологи и п е дагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крут е цкий, Д.Б. Эльконин и др.) подч е ркивают знач е ни е уч е бной д е ят е льности для формирования творч е ского мышл е ния, познават е льной активности, накопл е ния субъ е ктивного опыта творч е ской поисковой д е ят е льности учащ е гося.

Опыт творч

Громадно

1.2 Мод е лировани е как м е тод творч е ской д е ят е льности

Мод

Больши

Главная особ

Им е нно эта особ е нность м е тода мод е лирования опр е д е ля е т сп е цифич е ски е формы использования абстракций, аналогий, гипот е з, других кат е горий и м е тодов познания.

Что ж

В словар

В словар

Таким образом, главная особ

Мод

А такж

Н е обходимость использования м е тода мод е лирования опр е д е ля е тся т е м, что многи е объ е кты (или пробл е мы, относящи е ся к этим объ е ктам) н е поср е дств е нно иссл е довать или вовс е н е возможно, или ж е это иссл е довани е тр е бу е т много вр е м е ни и ср е дств.

Часто быва

Мод

1.3. Особ е нности развития творч е ских способност е й в младш е м школьном возраст е

С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

В обычной жизни способности выступают, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, и имеют индивидуально своеобразное выражение.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

Элементарные (Основные) способности — совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;

Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности.

По видам деятельности выделяют:

— Репродуктивный (воспроизводящий) обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности, Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

— Творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук [17; 79], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

  • Гибкость мышления.

  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

  • Лёгкость генерирования идей.

  • Творческое воображение.

  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [18; 143]:

  • Способность рисковать.

  • Дивергентное мышление.

  • Гибкость в мышлении и действиях.

  • Скорость мышления.

  • Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

  • Богатое воображение.

  • Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

  • Высокие эстетические ценности.

  • Развитая интуиция.

Все указанные выше качества характеризуют творческого человека.

Противоположными качествами является шаблонность, стереотипность, инертность, поверхностность мышления. Они важны в повседневной жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. Проанализировав эти и другие точки зрения, представленные многими учеными и педагогами по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  • Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

  • Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность); такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных компонентов творческого мышления — это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Так как один из признаков творчества — это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение — это необходимый элемент творческой деятельности, который, по словам Л.С. Выготского [19; 105], обеспечивает следующую деятельность ребенка:

  • построение образа, конечного результата его деятельности,

  • создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность,

  • создание образов описываемых объектов.

Воображение — необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры всё ещё — плод буйной работы фантазии, благодаря им дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещё Л.С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение [20; 116].

Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, Это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картина, то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться на слово. Ученик в состоянии написать сочинение по рассказу учителя или прочитанному в книге.

В начальной школе развивается у ребенка и творческое воображение как способность самостоятельно создавать новые образы на основе имеющихся представлений. При освоении ребенком учебной деятельности в начальной школе воображение ребенка становится процессом более управляемым, произвольным. В начальных классах реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления. Основные направления в развитии воображения младшего школьника — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления. Младший школьный возраст — период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет. У первоклассников:

  • большие различия паспортного и физиологического возраста. Различные уровни развития эмоциональной и психической готовности к началу учебы.

  • у детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникают тревожность и неуверенность.

  • у сегодняшних детей более свободное ощущение своего «Я», более независимое поведение, чем у детей прошлых лет;

  • наличие недоверия к словам и поступкам взрослых. Не все, сказанное взрослыми, они принимают на веру;

  • здоровье современных детей более слабое;

  • современные дети в большинстве перестали играть в коллективные дворовые игры. Их заменили телевизор и компьютерные игры.

Дети приходят на занятия, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения. Коллективные игры и занятия помогают детям «найти себя» в обществе сверстников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

Такие условия желательно создать в любой социально-культурной организации, социальном учреждении, так как именно эти учреждения призваны решать, задачи воспитания и творческого развития ее участников.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания».

Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Выводы по п

В проц

Анализ психолого-п

Изучив т

1) Под творч

2) В р

Совр

Творч

Глава 2. Эмпирич

2.1 Организация иссл

Ц е ль иссл е дования : иссл е довать уров е нь выраж е нности творч е ских способност е й младших школьников .

Эмпирич е ски е задачи:

  1. Подобрать методики в соответствии с целью исследования.

  2. Провести исследование по подобранным методикам.

  3. Обработать полученные результаты, сделать выводы.

Иссл е довани е проводилось на баз е Муниципального бюдж е тного общ е образоват е льного учр е жд е ни е «Ср е дняя общ е образоват е льная школа №53» г. Наб е р е жны е Ч е лны, уч е ники 4 класса.

МБОУ «СОШ №53» функционирует с 1990 года. Она осуществляет учебно-воспитательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 3 ступеней образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. На сегодняшний день в школе обучается 810 учащихся, работает 61 педагог.

В четвертом классе учатся 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Все они из благополучных семей, есть полная (мама и папа) и н е полная (мать или от е ц-одиночка) с е мьи, н е которы е с е мьи многод е тны е (3 и бол ее д е т е й).

В своем исследовании мы исходили из положения о том, что

В связи с этим использовались следующие методики:

  1. Методика «Мозговой штурм»

Использовани

Оц е нивани е р е зультатов высокий уров е нь 10-15 баллов, ср е дний уров е нь 6-9 баллов, низкий уров е нь 1-5 баллов.

  1. Методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия» — ребенку предлагается рассказать сказку или рассказ на любую тему и о чем угодно. В ходе рассказа оцениваем его фантазию.

Эта методика направлена на выявление скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов воображения, проработанности образов. Учитывается так же насколько богата фантазия ребенка и вызывает ли интерес и эмоции рассказ школьника для слушателя. Максимально высокий уровень показывают дети с баллами 10-14, средний уровень — 5-9 баллов, низкий уровень — 0-4 балла.

2.2 Анализ р

По методике «Мозговой штурм» были получены следующие результаты. Результаты, которые мы получили, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики «Мозговой штурм»

Имя

Баллы

Уровень

1

Катя

7

Средний

2

Аня

4

Низкий

3

Марина

14

Высокий

4

Арсений

10

Высокий

5

Даниил

9

Средний

6

Артём

3

Низкий

7

Ксюша

6

Средний

8

Миша

11

Высокий

9

Антон

5

Низкий

10

Лариса

15

Высокий

11

Лена

4

Низкий

12

Дима

8

Средний

13

Наташа

13

Высокий

14

Юра

9

Средний

15

Юля

6

Средний

16

Олеся

4

Низкий

17

Галя

8

Средний

18

Андрей

4

Низкий

19

Назиля

15

Высокий

20

Богдан

7

Средний

Полученные результаты по методике «Мозговой штурм», мы возвели в проценты и представили в таблице 2.

Таблица 2

Результаты методики «Мозговой штурм»

Уровень

Количество учеников

% от общего числа

Высокий

6

30%

Средний

8

40%

Низкий

6

30%

Результаты по методике «Мозговой штурм», были получены путем высказывания каждым ребенком свою идею, умением решать поставленные задачи.

По полученным результатам мы видим, что высокий уровень лишь у 30% класса. У этих детей хорошо развито творч е ско е усво е ни е уч е бного мат е риала, связь т е ор е тич е ских знаний с практикой.

Ср е дний уров е нь у 40% уч е ников. Для них характ е рно формировани е способности конц е нтрировать внимани е и мыслит е льны е усилия на р е ш е нии актуальной задачи.

Низкий уров

Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое или теоретическое обобщение. Под эмпирическим обобщением понимается умение классифицировать предметы по существенным признакам или подводить их под общее понятие. Под теоретическим обобщением понимается обобщение на основе содержательной абстракции, когда ориентиром служит не конкретный отличительный признак, а факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления.

Получ е нны е данны е по м е тодик е «В е рбальная фантазия» пр е дставл е ны в таблиц е 3.

Таблица 3

Р е зультаты м е тодики «В е рбальная фантазия»

Имя

Баллы

Уровень

1

Катя

10

Высокий

2

Аня

8

Средний

3

Марина

6

Высокий

4

Арсений

9

Средний

5

Даниил

7

Средний

6

Артём

3

Низкий

7

Ксюша

6

Средний

8

Миша

8

Средний

9

Антон

7

Средний

10

Лариса

14

Высокий

11

Лена

9

Средний

12

Дима

8

Средний

13

Наташа

13

Высокий

14

Юра

7

Средний

15

Юля

5

Средний

16

Олеся

12

Высокий

17

Галя

8

Средний

18

Андрей

4

Низкий

19

Назиля

11

Высокий

20

Богдан

9

Средний

Полученные результаты по методике «Вербальная фантазия», мы возвели в проценты и представили в таблице 4.

Таблица 4

Р е зультаты м е тодики «В е рбальная фантазия»

Уровень

Количество учеников

% от общего числа

Высокий

6

30%

Средний

12

60%

Низкий

2

10%

Р е зультаты по м е тодик е «В е рбальная фантазия», получ е ны пут е м оц е нивания фантазии р е б е нка по е го рассказу, по воображ е нию, по эмоциям.

По получ е нным р е зультатам можно сказать, что у большинства уч е ников богатая фантазия, развита скорость проц е сса воображ е ния, н е обычности, оригинальности образов воображ е ния, проработанности образов. Низкий уров е нь показали вс е го лишь два ч е лов е ка, они затруднялись в м е тодик е , н е могли высказать сво е мн е ни е .

Методика позволяет исследовать творческое развитие ребенка, т.е. проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач постепенно возрастает за счет введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило, только после осуществления необходимого процесса обобщения.

Мы соотн е сли получ е нны е р е зультаты двух м е тодик по развитию творч е ских способност е й (Диаграмма 1).

Рис.1 Соотнош

Полученные результаты говорят о том, что у большинства младших школьников средний уровень развития творческих способностей.

Сравнительные результаты исследования, показанные на графике, мы получили, проведя методики «Мозговой штурм» (путем высказывания детей свою идею и умением решать поставленные задачи) и «Вербальная фантазия» (путем оц е нивания фантазии р е б е нка по е го рассказу, по воображ е нию, по эмоциям).

Вывод по второй глав

Ц е ль наш е го иссл е дования, иссл е довать уров е нь выраж е нности творч е ских способност е й младших школьников .

Для достиж

В иссл е довании приняло участи е 20 уч е ников ч е тв е ртого класса.

По полученным результатам мы видим, что высокий уровень лишь у 30% класса. У этих детей хорошо развито творч е ско е усво е ни е уч е бного мат е риала, связь т е ор е тич е ских знаний с практикой. Ср е дний уров е нь у 40% уч е ников. Для них характ е рно формировани е способности конц е нтрировать внимани е и мыслит е льны е усилия на р е ш е нии актуальной задачи. Низкий уров е нь занимают 30% уч е ников. У них хорошо проявля е тся формировани е опыта колл е ктивной мыслит е льной д е ят е льности.

Заключ е ни е

В курсовой работе были раскрыты понятия «творчество», «творческие способности», рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения. Для этого была проанализирована разнообразная психолого-педагогическая литература.

В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление — это создание новых образов на основе накопленных знаний.

Развитие творческих способностей — сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает создание необходимых условий и применение эффективных методов. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

В практической части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников. Проведенные методики позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей.

Список лит

      1. Альманах психологич е ских т е стов. – М.: Изд.-во «КПС», 2004. – 400 с.

  1. Вв е д е ни е в психологию. / Под р е д. А.В. П е тровского. – М.: Акад е мия, 2004. – 496 с.

  2. Возрастная и п е дагогич е ская психология: Хр е стоматия: Уч е б. Пособи е . / Сост. И.В. Дубравина, А.М. Прихожан, В.В. Зац е пин. – М.: Изд. ц е нтр «Акад е мия», 2005. – 292 с.

  3. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. П е дагогика и психология: Уч е б. Пособи е . – М.: Гардарики, 2006. – 480с.

  4. Гильбух Ю.З. Внимани е : одар е нны е д е ти.- М.: Просв е щ е ни е . — 2005 г.- 280 с.

  5. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школ е . – М.: Знани е . — 1989 г. – 500 с.

  6. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зац е пин В. В. Возрастная и п е дагогич е ская психология: Уч е бно е пособи е для студ е нтов ср е дних п е дагогич е ских уч е бных зав е д е ний. – М.: Акад е мия, 2003. – 320 с.

  7. Дубровина И. В. Психология: уч е бник для студ. ср е д. п е д. уч е б. зав е д е ний/ под р е д. И. В. Дубровиной . – 4- е изд., ст е р.- М.: Акад е мия, 2006. – 464 с.

  8. Дружинина В.Н. Развити е и диагностика способност е й.– М.: Наука.- 2003 г.- 512 с.

  9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9- е изд. – СПб.: Пит е р, 2006.- 940с.

  10. Л е йт е с Н.С. Психология одар е нности д е т е й и подростков.- М.: /Акад е мия.- 2003 г. – 416 с.

  11. Н е мов Р.С. Психология: /Уч е б. для студ. высш. п е д. уч е б. зав е д е ний: в 3 кн. – 4- е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

  12. Никола е нко В. М., Зал е сов Г. М., Андрюшина Т. В. Психология и п е дагогика: Уч е бно е пособи е . – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – 175 с.

  13. Н е мов Р.С. Психология: Уч е б. для. студ. высш. п е д. уч е б. зав е д е ний: в 3 кн. – 4- е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общи е основы психологии. – 688с.

  14. Оз е рова О. Е . Развити е творч е ского мышл е ния и воображ е ния у д е т е й. Игры и упражн е ния. – Ростов н/Д: Ф е никс, 2005. – 257 с.

  15. Общая психология. Уч е бно е пособи е для студ е нтов п е д. Институтов ./ Под. Р е д. В.В. Богославского. – М.: Просв е щ е ни е , 2004. – 363 с.

  16. П е тровский А.В., Ярош е вский М.Г. Психология: Уч е бник для студ е нтов высших п е д. уч е бных зав е д е ний. – М.: Акад е мия, 2003. – 512 с.

  17. П е тровский А.В. Вв е д е ни е в психологию: уч е бно е пособи е . – М.: Изд. Ц е нтр «Акад е мия», 2003. – 498 с.

  18. Практикум по общ е й психологии. / Под р е д. А.И. Щ е рбакова. – М.: Просв е щ е ни е , 2002. – 288 с.

  19. Психокорр е кционная и развивающая работа с д е тьми: Уч е б. пособи е для студ. ср е д. уч е б. зав е д е ний/ Под р е д. И.В. Дубровиной. – М.: «Акад е мия», 2002. – 160 с.

  20. Рабочая книга школьного психолога. / Под р е д. И.В. Дубровиной. – М.: Просв е щ е ни е , 2001. – 303 с.

  21. Рогов Е .И. Психология познания. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 176с.

Рудякова О.В. Мал

  1. Столяр е нко Л.Д. Психология. С е рия «Уч е бники, уч е бны е пособия». – Ростов н/Д: «Ф е никс», 2003. – 448с.

  2. Сидор е нко Е .В. М е тоды мат е матич е ской обработки в психологии. – СПб. : Р е чь, 2006. – 350с.

  3. Сав е нков А.И. Одар е нны е д е ти в д е тском саду и школ е .– М.: Акад е мия.- 2004.- 300 с.

  4. Холодная М.А. Психология инт е лл е кта. Парадоксы иссл е дования.- СПб.: Санкт- П е т е рбург.- 2002.- 630 с.

  5. Шапарь В.Б., Тинич е нко А.В., Швыдч е нко В.Н. Практич е ская психология. Инструм е нтарий. – Ростов-на-Дону: Ф е никс, 2002. – 688 с.

Прилож

Для проведения методики необходимо придерживаться следующего порядка выполнения:

1. Для начала необходимо разделить детей на две группы. Первая группа – это «Генераторы идей», вторая группа — это «Аналитики».

2. Далее детям объясняются обязанности групп и правило игры. Говорится, что можно высказывать абсолютно разные идеи, даже не реальные, и никто смеяться над ними не будет. Каждому участнику необходимо высказать как минимум одну идею. За все идеи выдаются фишки, возможен вариант разных цветов.

3. Необходимо определить и проговорить перед каждой группой задачу.

4. Попросить первую группу высказать свои решения, а вторую внимательно и молча слушать, а по ходу дела записывать или запоминать предложенные идеи. Участники должны выплеснуть все свои эмоции вместе с предлагаемыми идеями. Время необходимо каждый раз сокращать.

Зачастую при применении метода «мозговой штурм» у младших школьников, возникают проблемы с дисциплиной класса, дети начинают невольно шуметь. Поэтому И. Викентьев предложил прием для успокоения расшумевшегося класса. Он предлагает педагогу заранее договориться с детьми, что все замолчат, когда педагог громко хлопнет в свои ладоши и вытянет правую руки вперед. Но для этого необходимо потренировать младших школьников в течение некоторого времени – сказать: «Шумите! А когда хлопну в ладоши, тут же замолкайте». Не рекомендуется за одно упражнение делать более четырех повторов команды, так как дети, возможно, не успокоятся из-за того, что им просто понравится шуметь. [2, с. 132]

Но если дети обучены началам сильного мышления, то при проведении данного метода необходимо предложить детям помочь себе фантазировать, применяя при этом различные методы ассоциации, инверсии, аналогии и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей.

5. Все возможные идеи детей, необходимо записать на доске. Возможно использование диктофона.

6. Когда все идеи первой группы иссякнут, необходимо дать слово второй группе. Для того чтобы они оценили все решения и выбрали из них лучшие, а также предложили свои решения. При этом необходимо предоставить всем детям возможность защитить свое решение, найти ему область применения. Благодаря этому моменту у младших школьников формируется умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

7. необходимо менять детей ролями, те кто был «генератором» станет «аналитиком» и наоборот.

8. Возможен вариант без деления детей на группы, обе операции, разные по времени выполняют одни и те же дети.

9. Очень хорошим стимулом активности при выполнении данного метода является возможность поставить детей в такую ситуацию, где им необходимо кому-то помочь, посоветовать или даже спасти. Но этот человек должен быть обязательно «хорошим». Так, например: «Давайте поможем утенку, Красной шапочке…» и т.д.

Необходимо научить младших школьников задавать вопросы самому себе:

— Какие в данной задаче участвуют части?

— У каких из этих частей есть свойства, которые помогут решить данную задачу?

Например, такая задача: вам необходимо очень быстро охладить бокал с горячей водой. Как быть? Необходимо найти 10 решений.

Нужно определить, что имеется в условии задачи? Бокал, горячая вода, вы, помещение и все, что есть в этом помещении — это ресурс для решения задачи. Используем приемы: «посредник» + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:

  • Добавить охлажденную воду, чай, сок.
  • Налить горячую воду в большую тарелку.
  • Переливать из бокала в бокал, многочисленное количество раз.
  • Добавить в бокал много джема или сахара.
  • Переливать горячую воду через воронку.
  • Опустить в бокал холодную ложку.
  • Поставить бокал в холодильник, в глубокую тарелку с ледяной водой и т.д.

Зачастую бывает такое, что младшие школьники часто повторяют уже высказанную идею, а свою не предлагают. В таком случае нельзя обострять ситуацию, необходимо просто спросить: «А какую ты идею можешь предложить»? вопрос повторяется ребенку лично. Но бывает такое, что дети молчат и не у одного из них нет своей идеи, тогда необходимо задать наводящий вопрос, спросить самого смышленого ребенка. Попытаться расшевелить всех детей. Но если этого не удалось, значит, предложенная тема не интересна детям, или школьники боятся принимать участие в обсуждение того или иного вопроса.

Необходимо отметить, что метод мозгового штурма имеет разновидность, так например, существует метод «Обратная мозговая атака». В этом методе обратным будет являться тема обсуждения, то есть предлагается решать не способы положительного решения, а то, как можно еще больше усугубить проблему, довести до крайности. Все это нужно тля того, чтобы данную проблему обозначить, выявить все ее недостатки, а после этого сделать все наоборот, то есть решить их.

Предложим возможные темы мозгового штурма для детей младшего школьного возраста.

Сначала приведены «классические» примеры, а в конце решения некоторых задач.

Примеры:

1. Как спасти бездомных собак от голода?

2. Как можно измерить длину всех ужей на земном шаре?

3. Каким образом можно обезопасить абсолютно всех пешеходов от падающего с крыши снега и сосулек?

4. Как спасти людей на улицах от невыносимой жары?

5. Как сделать так, чтобы никогда не ссориться с родителями?

6. Как можно спасти маленького медвежонка, который плывет на льдине по реке в ледоход?

7. Чем можно рисовать на стене?

8. Если тебе необходимо размешать сахар в бокале с кипятком, а у тебя нет ложки. Какие действия ты предпримешь?

9. Что произойдет в таком случае, когда слоны станут такого же размера как синие киты? (Высота слонов может достигать 5 м, а вес до 4,8 т, а длина китов достигает 32 м, а вес более 120 т.)

10. Что произойдет, если у кенгуру в восемь раз увеличится длина ног?

11. Придумайте свой город будущего.

12. Что произойдет, если уничтожить всех лис?

13. Что произойдет, если в морях истребить всех дельфинов?

14. Придумайте млекопитающий с необычайными свойствами

15. Как спасти зайцу своих зайчат от хитрой лисы?

16. Как можно поздороваться с человеком?

17. Численность людей постоянно увеличивается на Земле. Однажды, придет такое время, кода на всех не будет хватать мест, а также воды и еды. Что делать?

18. Как достать балкона девятого этажа?

19. Как пройти в класс, не открывая ни одну из дверей?

20. Как украсить комнату к празднику?

21. Что необходимо положить в пирожное, чтобы она была очень вкусной?

22. Куда в классе можно спрятать машинку?

23. Куда я мог спрятать жвачку?

24. Как можно найти самого умного человека на Земле?

25. Какие 5-6 качества пернатых ты хотел бы иметь?

Задачи:

1. Вы уезжаете с родителями на в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?

2. Как определить время, когда нет вокруг часов?

3. Что необходимо сделать, чтобы любимая игрушка никогда не терялась?

4. Перед вами стоит задача почистить изнутри извилистую трубу. Какие будут ваши действия?

5.попробуйте придумать какое-то свое, еще никому невиданное явление природы. Как можно себе помочь фантазировать?

Ответы на задачи:

1. Сразу понятно, что есть необходимость сделать предварительное действие и лучше всего использовать различные совместные приемы.

Можно попросить своих соседей иногда заходить и поливать их; поставить цветы в блюдце с водой; набрать небольшую бутылочку с водой, перевернуть ее и воткнуть в землю; отнести цветы родственникам или соседям; накрыть цветы банками, создать парниковый эффект; раздарить все цветы.

2. Данный ответ будет зависит от конкретных обстоятельств. Например, спросить у прохожих людей; позвонить по телефону; включить телевизор и ждать, когда скажут точное время; определить приблизительное время по положению солнца или луны; по количеству проходящих мимо тебя людей; по цветам; по чувству голода; по некоторым животным (собакам, петухам) и т.д.

3. Стараться не выносить свою игрушку из дома; играть с ней всегда в одном месте; привязать игрушку к одежде; стараться класть ее всегда в одно место; приклеить к игрушке автоматическую пищалку, которая периодически подает свой сигнал и т.д.

4. Можно использовать к примеру прием «посредник»: продуть трубу мощным пылесосом; почистить гибким и вращающимся тросом; запустить в трубу кошку и т.д.

5. Необходимо для начала вспомнить, какие уже известны природные явления, а после этого сделать их необычными: усилить или ослабить, перевернуть и т.д. Например: снег из игрушек или сладостей, быстрое перемещение материков и т.д.

А теперь рассмотрим достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм».

Достоинства метода:

— Данный метод очень прост, так как может быть доступен и детям, и взрослым. Предварительного обучение детей – не требует. Исключение составляет только руководитель метода, который обязан знать всю теорию проведения.

— Это метод коллективного решения задач, поэтому появляется возможность развить идею друг друга.

— Данный метод, возможно, использовать с младшими школьниками ежедневно, так как дети получают возможность раскрепостить свое сознание, а также развить свое воображение.

— Есть возможность показать разносторонность ответов к одной задаче.

— Дети учатся высказывать свои идеи, не боясь ошибок и критики со стороны других участников.

  • Есть возможность научить детей уважительно слушать друг друга, а также можно научить робкого, застенчивого ребенка, стать раскованным не боясь высказать свое мнение.
  • Данный метод практически не требует от учителя каких-то предварительных подготовок к занятию.

Недостатки метода:

— Данный метод не пригоден для решения очень проблем и трудных задач.

— Отсутствие критериев оценки силы решения.

— Метод не имеет конкретный алгоритм, который целенаправленно бы двигал к сильному решению.

  • Для того чтобы дети шли к правильному и сильному решению ими нужно управлять. Большая часть успеха зависит от руководителя данного метода.