Методические основы управления самодеятельным хоровым коллективом

Курсовая работа

Актуальность темы исследования

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и в конечном счёте его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает самодеятельное вокальное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д. Потребность в самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга. В работе самодеятельных (в современной терминологии«некоммерческих») хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.

Цель работы состоит в том, чтобы определить методы и формы управления самодеятельным вокальным коллективом.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи :

1) Изучить историю развития русского хорового искусства в СССР;

2)Рассмотреть специфику управления самодеятельным вокальным коллективом;

3) Рассмотреть народные хоровые самодеятельные коллективы города Тюмени

4)Проанализировать работу хорового коллектива «Сибирята» на базе ГАУК ТО ДНК «Строитель»

Объект исследования :Самодеятельное вокальное творчество

Предмет исследования :специфика организации самодеятельных вокальных коллективов

Гипотеза : Методологический процесс управления любительским хоровым предполагает внутреннюю организацию и регулирование процесса познания объектом музыкальной лексики хоровых произведений и осознания их образно-художественного содержания.

71 стр., 35201 слов

Управление социальным развитием коллектива ООО "ОРтранс"

... посвятивших свои работы аспектам социального планирования, социальный проблемы коллективов современных предпринимательских фирм остаются нерешенными, что и подтверждает актуальность настоящего исследования. Объект дипломного проекта: управление социальным развитием ООО «ОРтранс». Предмет: процесс планирования социального развития ООО «ОРтранс». ...

Методологическая база исследования:, Каргина А.С, Ю.Кустова, Смирновой Е.И ,В.Чабанного

База исследования: ГАУК ТО ДНК «Строитель» образцовый хоровой коллектив «Сибирята»

Теоретическая значимость исследования: определяется вкладом его результатов в развитие самодеятельного вокального творчества.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы студентами и специалистами культурной сферы

Исходные понятия :

Вокальная музыка- произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом.

Досуг- совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время .

Самореализация — реальное выражение в действительности сущностных сил личности.

Художественная самодеятельность — непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно — прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др.

Развитие личности — это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека;

— Любительский хор -хор, объединяющий людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, при организациях и учреждениях, при учебных заведениях и т. п.: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Коллектив художественной самодеятельности — творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях.

Данная работа состоит из введения, 2х глав, заключения, списка литературы, примечания. Во введении определяются : актуальность ,цель, объект ,предмет , гипотеза исследования, а также методы и методологическая база исследования.

В первой теоретической главе «Теоретические основы самодеятельного вокального творчества» раскрываются :

1) История развития русского хорового искусства в СССР

2)Специфика управления самодеятельным вокальным коллективом

Во второй практической главе «Методические основы управления самодеятельным хоровым коллективом» раскрываются :

1) Народные хоровые самодеятельные коллективы города Тюмени

2)Работа хорового коллектива «Сибирята»

В заключении сформированы основные выводы и итоги проведения исследования, а также представлены методические рекомендации по эффективности работы самодеятельным хоровым коллективом

Глава I. Теоретические основы самодеятельного вокального творчества

1.1История развития русского хорового искусства в СССР

Огромные возможности для своего развития хоровое искусство получило после Октябрьской революции. Тогда впервые формы народного искусства получили равные права с академическими. Это было закономерно, так как сама фольклорная основа сближала профессиональное и самодеятельное народное исполнительство, а богатые художественные народные традиции , высокий уровень народного исполнения в его лучших образцах служили и служат почвой для развития национального профессионального искусства.

19 стр., 9405 слов

Хоровое творчество И.С. Баха

... инструментального сочинения иногда возникает хор или ария в духовной кантате. Говоря о хорале, следует отметить, что в хоровом искусстве И.С. Баха протестантский хорал сыграл основополагающую роль. Из него так же исходят национальные черты в его творчестве. Хорал, ...

Сразу же после Октябрьской революции серьезную государственную поддержку получил старейший русский народный хор , организованный М.Е. Пятницким в 1911 году из крестьян Воронежской , Рязанской и Смоленской губерний. Утверждение народного певческого стиля в профессиональных формах хорового искусства протекало не всегда гладко. В 50-60-е годы особенно четко обозначились проблемы народных хоров, связанные со спецификой концертной формы исполнения произведений фольклора. Стало очевидно, что современный народный хор, в отличие от фольклорно- этнографического , имеет иную форму сценического воплощения фольклора и произведений, созданных на его основе. Последние два десятилетия знаменуются серьезным научным осмыслением закономерности развития народного хорового исполнительства, разработкой методики народного пения. В большей степени этому способствовали работы В.Одоевского , А.Серова, П.Сокальского, Е.Линевой, А.Кастальского, А.Листопадова, А.Никольского, Н.Брюсовой и других ранних исследователей и собирателей народных песен , чьи наиболее ценные положения нашли свою дальнейшую разработку в трудах советских фольклористов- теоретиков и практиков (В.Захарова, П.Казьмина, А.Колосова, А.Абрамского, А.Рудневой, Н.Мешко, Н.Калугиной) .

В настоящее время традиции русской народной песни успешно развиваются в творчестве государственных народных хоров: имена Пятницкого, Северном, Воронежском, Уральском, Сибирском, Рязанском, Омском, Волжским, Оренбургском, Всесоюзного радио и Центрального телевидения , а также в ансамблях песни и пляски донских и кубанских казаков.

Традиции русского академического пения развиваются в творчестве Ленинградской академической капеллы имени М.Глинки , Республиканской русской хоровой капеллы имени А.Юрлова, Большого хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения , Государственного академического хора СССР , Магнитогорской хоровой капеллы, Государственного Московского хора, Московского Камерного хора.

Советское хоровое искусство выдвинуло замечательную плеяду хоровых дирижеров, видных общественных деятелей, теоретиков и практиков хорового дела. Среди них следует назвать имена А.А.Давиденко, М.Г.Климова, И.В.Немцова, И.И.Юхова, А.В.Никольского, П.Г.Чеснокова, Н.М.Данилина, А.В.Александрова, И.М.Кувыкина, Г.А.Дмитревского, В.В.Степанова, В.П.Мухина, В.А.Булычева, А.А.Егорова, Н.М.Демьянова, К.К,Пигрова, А.В.Преображенского, А.С.Степанова, И.П.Пономарькова, Д.Л.Локшина, И.Г.Лицвенко, А.В.Свешникова, А.И.Анисимова, Г.А.Колышкина, А.А.Юрлова, В.С,Попова.

Современное хоровое искусство обогащается новым идейным. содержанием, развивает и совершенствует свои формы и жанры, методы и приемы. В целом сейчас наблюдается подъем хоровой культуры на качественно новую ступень. Это выражается прежде всего в практике хорового исполнительства, особенно в развитии, самодеятельных форм, в композиторском поиске новых средств выразительности, в совершенствовании подготовки хормейстерских кадров.

Хоровая самодеятельность активно включается в самые различные формы музыкально-просветительной работы: в концерты-митинги по случаю крупных событий времени, где политические речи чередовались с пением революционных рабочих песен, в военно-шефскую работу по музыкальному просвещению красноармейцев и краснофлотцев Рабоче-Крестьянской Армии, во всевозможные народные инсценировки, празднества и гуляния, в многочисленные конкурсы, смотры, олимпиады, развернувшиеся по всей стране в 20—30-е годы.

8 стр., 3614 слов

Художественная самодеятельность СССР 60-80-х годов

... искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. И. В. Сталина, растущими экономическими трудностями. всеобщее пшное среднее образование. Развитие науки в СССР в середине 60 - 80-х гг. в ... Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода). На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. ...

В 1926 году состоялась Первая конференция по вопросам музыкально-просветительской работы. На ней впервые был поставлен вопрос о создании массовой музыки и массовой песни, близкой народу. В репертуаре хоровой самодеятельности зазвучали новые произведения на современную тему. Это были хоры Д. Васильева-Буглая в жанре «агитмузыки», хоровые песни А. Давиденко, В. Белого, Б. Шехтера, М. Коваля, А. Александрова, И. Дунаевского, братьев Д. и Дм. Покрасс, В. Захарова, А. Новикова, В. Соловьева-Седого.В 1929 году создан Центральный Дом самодеятельного искусства. Постепенно закладывались и укреплялись организационные и методические основы хоровой самодеятельности. Встала новая задача — переход к более развитым формам работы, которые позволили бы решать задачи музыкального просвещения масс на более высоком уровне.

Большую роль в дальнейшем развитии художественной самодеятельности, и в частности хоровой, сыграло Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Появилась возможность развернуть среди участников самодеятельности серьезную учебно-воспитательную работу. Благодаря овладению музыкальной грамотой, профессиональными навыками и специальными знаниями многим коллективам стало по плечу исполнение произведений в четырехголосном изложении, нередко без сопровождения, решение сложных художественно исполнительских задач. Росли контакты хоровой самодеятельности с музыкальными учебными заведениями, с деятелями профессионального хорового искусства.

Наибольшее распространение начинает получать художественная песня. Хоровая самодеятельность становится мощным стержнем музыкально-эстетического воспитания народа.

В 1936 году в Москве была проведена Первая Всесоюзная хоровая олимпиада, впервые сосредоточившая внимание общественность одним из самых распространенных видов искусства — хором.

Примечательно, что среди двадцати девяти участвовавших в смотре хоров наряду с профессиональными коллективами представлены и самодеятельные.

Число хоровых кружков и коллективов росло интенсивно и подчас стихийно. Одновременно поднимался их исполнительский уровень. Возникла необходимость создания координации методического центра в масштабах страны, способного вживлять деятельность миллионов любителей, оказывать им творческую и организационную помощь. В 1936 году, с Всесоюзным Домом народного творчества, художественная самодеятельность и ее наиболее многочисленная часть — хоровой самодеятельность— получили возможность еще более цельного развития.

В 40—50-е годы создаются государственные народные хоры во многих областях России (на Урале, Волге, в Сибири, Воронеже, Омске, Оренбурге).

Это отразилось и на развитии самодеятельного движения.

Самодеятельным хорам были близки и понятны народная основа исполнения, народно-песенный репертуар коллективов их профиля. Вот почему наряду с профессиональными в эти года возникают многочисленные самодеятельные народные хоры и ансамбли. Хоровая самодеятельность становится богатейшим репертуаром для пополнения профессионального хорового искусства, наиболее одаренными исполнителями, а иногда и ценовыми коллективами. Напомним, что многие профессионнальные хоры выросли из самодеятельности. Так родился Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Александрова, большой хор государственных русских народных хоров. Тесная связь между профессиональными и самодеятельными формами хорового исполнения является отличительной чертой советского искусства.

3 стр., 1137 слов

Развитие русского советского хорового искусства

... массовой песни, близкой народу. В репертуаре хоровой самодеятельности зазвучали новые произведения на современную тему. Это были хоры Д. Васильева-Буглая в жанре «агитмузыки», хоровые песни А. Давиденко, В. Белого, Б. ...

Самодеятельное хоровое творчество масс стало особенно активным в конце 50-х годов, когда был принят ряд кардинальных мер, существенно укрепивших хоровую самодеятельность. Значительную роль при этом сыграли многочисленные регулярно проводимые смотры, фестивали художественной самодеятельности (районные, городские, областные, зональные, всероссийские, всесоюзные) .

В 1958 году было принято решение об организации Всероссийского хорового общества с отделениями на местах. Его первым председателем стал видный хоровой деятель — Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, профессор А. В. Свешников. Главная задача общества состояла в том, чтобы всемерно способствовать развитию вокально-хоровой самодеятельности, повышать певческую культуру народа. Позднее аналогичные музыкально-хоровые общества были также огранизованы и в других союзных республиках.

В конце 50-х — начале 60-х годов хоровая самодеятельность стала заметно приближаться к профессиональным формам деятельности, заимствуя у нее традиционные методы работы, организационную структуру и творческие приемы. На базе лучших самодеятельных хоров и ансамблей при активной поддержке партийных и государственных органов в 1960 году возникла сеть любительских хоровых коллективов. Согласно «Положению о любительском хоровом и музыкальном коллективе», утвержденном специальным приказом Министерства культуры , любительские хоры получили серьезную материальную основу для своего развития. В частности, коллективы, удостоившиеся звания любительского, приобретали право на штат руководителей в составе: художественный руководитель, хормейстер, концертмейстер и балетмейстер (в ансамблях).

Таким образом, форма любительских хоровых коллективов была официально закреплена как высшая форма современной хоровой самодеятельности, которую отличает разносторонняя учебная и воспитательная работа, глубокое проникновение в основы исполнительского мастерства, широкая концертно-пропагандистская деятельность.

Создание сети любительских коллективов (в настоящее время звание любительского заменено званием народного) укрепило самодеятельность, стабилизировало работу большого числа хоров, что, в свою очередь, благоприятствовало росту идейно-художественного уровня всей массовой хоровой самодеятельности.

В 1964 году было положено начало организации институтов культуры, осуществляющих систематическую планомерную подготовку кадров руководителей самодеятельных коллективов, в том числе хоровых. Если раньше хоровая самодеятельность могла рассчитывать лишь на незначительное количество специалистов-хормейстеров, оканчивающих музыкальные учебные заведения, то сейчас хормейстеров для самодеятельности, помимо специальных музыкальных учебных заведений, только в Российской Федерации 11 институтов культуры, 2 филиала и 66 культурно-просветительныхельных училищ.

10 стр., 4621 слов

Психолого-педагогические и организационные основы функционирования ...

... деятельности, организация творческих встреч с различными самодеятельными и профессиональными коллективами, организация и осуществление гастрольных поездок хора, деловые контакты. В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым ...

В связи с интенсивным развитием народно-хоровой манеры исполнения как в профессиональных, так и в самодеятельных формах возникла необходимость подготовки специальных кадров. Для этого в 1966 году на дирижерско-хоровом факультете Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных открылось первое в стране отделение по подготовке руководителей народных хоров. У истоков нового дела стояли такие замечательные деятели хорового и народного искусства, как А. Юрлов, А. Руднева, В. Харьков, Н. Калугина, Н. Мешко, Христиансен.

1.2 Специфика управления самодеятельным вокальным коллективом

Хоровое пение — искусство истинно народное. Это положение обосновал и всегда отстаивал академик Б. В. Асафьев. Он утверждал, что «в своих истоках русская музыкальная культура была исключительно интонационно-песенной и распевной, чем определялась вся система музыки»[1.217]. Именно с этих позиций ученый определил концепцию хора как модель человеческого коллектива, создающего гармонические отношения между отдельным певцом и хором, а также между хоровым дирижером и коллективом.

Результаты последних всероссийских фестивалей непрофессионального художественного творчества свидетельствуют, что наиболее высокую оценку жюри получают те коллективы, которыми управляют дирижеры, использующие разносторонний, системный подход в руководстве хором, опираясь на базу знаний специальных и смежных наук.

Методологический процесс управления любительским хоровым коллективом как форма системного подхода к обучению и воспитанию объекта педагогического воздействия обязательно предполагает внутреннюю организацию и регулирование процесса познания объектом музыкальной лексики хоровых произведений и осознания их образно-художественного содержания. Любительскому хоровому коллективу как стабильной досуговой группе свойственна функциональная взаимосвязь и взаимозависимость певцов его образующих. Основой этих взаимодействий являются потребности, которые выражают связь людей с жизненно важными для них другими людьми. Каждый певец хора связан с другими певцами определенными обязанностями, обусловленными необходимостью коллективного взаимодействия. Следовательно, основой организации хорового коллектива является общность интересов певцов и их коллективное взаимодействие на добровольных началах. Функциональная зависимость певцов-любителей обеспечивается рядом объективных и субъективных организационных предпосылок.

Первой объективной предпосылкой деятельности любительского хора следует считать потребность общества в любительской форме хорового искусства. В условиях нашего общества такая потребность одновременно отражает и возможность ее реализации. Приобщение широких масс к культуре и искусству является неотъемлемой частью клубных и государственных учреждений.

Второй объективной предпосылкой деятельности любительского хора является коллективный массовый характер хорового исполнительства. Коллективная основа хорового исполнительства вытекает их специфических особенностей хорового пения, имеющего многоголосную природу. Многоголосное пение предполагает функциональную взаимосвязь и взаимозависимость любителей хорового пения, являя собой важную составную второй организационной предпосылки деятельности любительского хорового коллектива.

Третьей организационной предпосылкой деятельности любительского хорового коллектива следует считать демократическую основу непрофессионального хорового исполнительства. Демократизм в любительской хоровой сфере, как известно, обусловливается широкой доступностью любительских хоров. Участие певца-любителя в хоре не регламентируется строгими профессиональными требованиями, так как для этого ему достаточно обладать элементарно развитым голосом, но имеющим музыкальный слух. А поскольку, как утверждал знаменитый пианист и педагог А. Б. Гольденвейзер, «абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко», то участие любителя пения в непрофессиональном хоре в большинстве своем зависит от его собственного желания[3.285]. Широкая возможность участия в работе хора открывается перед человеком еще и тем обстоятельством, что зачатки творческой силы существуют почти у всех и маленьких и больших людей, надо лишь создать для проявления ее подходящие условия, ибо «одаренность определяет только возможность для успешной деятельности, реализация же той возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания, навыки и умения».

6 стр., 2807 слов

Хоровой коллектив. Структура хора. Количественный и качественный состав

... детским образует смешанный состав хора. Таким образом, хоровой коллектив объединяет в себе разные группы голосов. Голоса одной группы, исполняющие в унисон свою мелодию, называются хоровой партией. Хоровые партии комплектуются из певцов, ...

Для развития творческого начала личности певцов-любителей в хоровом коллективе имеются все необходимые условия, где у них развивается сенсорная культура, т. е. способность слышать музыку, активизировать свое образно-художественное мышление, эстетическую отзывчивость и восприятие хоровых произведений. Именно поэтому в общей художественной культуре хоровое пение выступает действенной и наиболее распространенной формой музыкального воспитания нашего современника. Известный мастер хорового исполнительства XX в. А. В. Свешников хорошо знал песенную хоровую культуру России и ее роль в нравственно-эстетическом воспитании человека. «Нет более простого, — писал А. В. Свешников, — более доступного вида коллективного отдыха, чем задушевная песня, спетая хором»[14.10]. Сложные современные условия в сфере хорового любительства затрудняет задачу руководства непрофессиональным хором. Однако и в настоящее время квалифицированное руководство любительским хором может обеспечить тот дирижер, который способен реализовать в своей деятельности комплексный подход в управлении коллективом с методологических позиций.

Методология управления любительским хором — это путь познания содержательной сущности этого феномена и поиски разнообразных музыкально-педагогических и психологических методов воздействия на хоровой коллектив как на объект обучения и воспитания. Наиболее характерной чертой любительского хорового искусства является исполнительство. «Музыку следует исполнять, а не интерпретировать, — полагает Игорь Стравинский и далее продолжает, — всякая интерпретация раскрывает в первую очередь индивидуальность интерпретатора, а не автора».

Известно, что развитие музыкальной культуры общества тесным образом связано с исполнительством музыкальных произведений, когда, по мнению академика Асафьева, раскрывается их содержательный смысл через «интонирование». В хоровом любительстве показ художественных достижений через концертное выступление любительских хоровых коллективов вытекает из самой природы музыкального исполнительского искусства, с одной стороны, с другой — является продолжением воспитательной функции репертуара. Для слушателей исполнительская деятельность любительского хора представляется как особый вид творческой самореализации, в которой в полной мере раскрывается образно-художественное содержание музыкальных произведений. В этих условиях перед хоровым дирижером стоит сложная задача: понять авторов произведений, уловить их образно-художественное содержание, гармонический язык, мелодику и пр. При этом необходимо понять и расшифровать творческие позиции авторов, что в совокупности и должен проявить в своем концертном выступлении любительский хоровой коллектив. Следовательно, творчество композиторов для всех музыкантов является первичным. Именно «композиторы играют основную роль в формировании музыканта, создавая материал, на котором он воспитывается».

24 стр., 11523 слов

Пейзажная хоровая лирика русских композиторов

... степени присущими лирической поэзии; в состав её входят картинки природы, коротенький рассказ от лица автора или предполагаемого автора, описание какой-либо сцены, места действия и прочее. Народная ... природы занимают важное место в творчестве многих ... картины природы создавали фовисты, кубисты, сюрреалисты и абстракционисты. Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке неизменно оставались и ...

Итак, выше были рассмотрены организующие факторы хорового любительства, являющиеся в целом и предпосылками деятельности певцов в хоровых коллективах. Однако эти общие знания еще недостаточны для создания законченной методологической концепции управления непрофессиональным хором. Методологическое мышление хорового дирижера ставит перед ним задачу всестороннего изучения участников хора как объекта обучения и воспитания. Теперь руководителю важно выявить субъективные организующие предпосылки участия певцов-любителей — в работе хора, что психологи называют «мотивацией личности». «Под мотивацией, — пишет Б. С. Мерлин, — мы должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий».

Приступая к изучению этой проблемы, мы исходили из рабочей гипотезы, что в любительских хоровых коллективах можно выделит три вида мотивов:

1. Мотивы вступления в хор.

2. Мотивы деятельности в хоре.

3. Мотивы ухода из хора.

Известно, что руководство мотивами в сфере производства осуществляется при помощи рациональных методов управления, где имеют место поощрения и наказания. Художественное творчество воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу человека. Следовательно, руководить творческим процессом

при помощи рациональных методов недостаточно. Поэтому методологическое мышление дирижера подсказывает необходимость использования группы методов музыкально-педагогического, образно-художественного, психологического и сценического воздействия на эмоциональную сферу певцов, но обязательно с опорой на мотивы их вступления в хор. Хоровой дирижер стимулирует стремление певцов к творческой активности и ищет пути управления их ценностными мотивами и ориентациями, как для себя, так и для коллектива.

Хоровая музыка по своему содержанию программна, так как ее основой являются литературный и музыкальный тексты. Истинно талантливое хоровое произведение всегда отличается цельностью и слитностью музыкального и поэтического начала. Репертуар любительского хорового коллектива, как и вообще в сфере художественного исполнительства, является его творческим лицом. По репертуару судят об исполнительском уровне и творческой направленности коллектива. Изучение профессиональной деятельности ведущих мастеров хорового исполнительства свидетельствует, что в хоровом коллективе репертуар выступает тремя основными функциями: а) формирование исполнительской культуры певцов и хора в целом, нравственно-эстетическое воспитание певцов-любителей и их слушателей. Поэтому хоровому дирижеру необходимо знать, из чего складывается его педагогические, воспитательные и концертные функции репертуара руководимого им коллектива.

9 стр., 4004 слов

Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

... связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений будет разрешена, если: хору будет присуща большая культура и техническое мастерство исполнения; руководитель хора будет знать природу хорового пения; хормейстер будет ...

Педагогическая функция репертуара состоит в том, чтобы способствовать постепенному развитию вокально-хоровой техники и на этой основе развивать исполнительское мастерство певцов. Особую важность обретает принцип непрерывности, систематичности, последовательности постепенного усложнения технического и художественного роста индивидуума. Воспитательный аспект предполагает нравственно-эстетическое воздействие репертуара на чувственную и рациональную сферу человека. Нравственные идеалы в хоровых произведениях заложены в тексте, эстетические — в музыке. В высокохудожественных хоровых произведениях понятия нравственного и эстетического смыкаются, образуя единый образно-художественный поток, воздействующий на эмоциональную сферу как хористов, так и слушателей.

Исходя из вышесказанного, воспитательная функция репертуара хора складывается из двух слагаемых:

1.Тематической направленности текстов произведений (нравственное начало).

2.Музыкальной ткани хоровых произведений (эстетическое начало).

Многозначность репертуара в развитии исполнительской культуры хорового коллектива диктует необходимость системного подхода к составлению репертуара с методологических позиций. Известно, что составление репертуарного плана, как правило, осуществляется уже тогда, когда хоровой дирижер познакомился с коллективом как объектом музыкально-педагогического воздействия. Это значит, что он выяснил уровень развития музыкальных способностей, голосовых данных, вокальных навыков участников хорового коллектива и пр. Демократическая природа хорового любительства, как известно, предоставляет возможность людям, имеющим мало-мальски развитый голос и музыкальный слух, стать участником хора. Однако дирижер помнит педагогическую сущность хорового репертуара. Он знает, что составленный им репертуар несколько превосходит их вокально-хоровой опыт, что необходимо для постепенного развития исполнительских возможностей и творческого развития певцов. Руководитель хора осознает, что ставит перед певцами сложные, порой трудновыполнимые задачи, так как пытается стимулировать их познавательные мотивы в хоровом исполнительстве. Дирижер постоянно помнит о том, что он руководит певцами-любителями, которые еще не все готовы к серьезной работе в коллективе, с одной стороны, с другой — они приходят в хор добровольно и не отвечают за коллектив ни материально, ни административно. Зная роль репертуара в общественно-исполнительской деятельности хора, руководитель составляет его концертный вариант. Он должен отличаться различной тематической направленностью поэтического текста, доступной хоровой фактурой и высокой образно-художественной ценностью музыкального языка. Через художественное восприятие хоровой дирижер должен уметь «читать» хоровую литературу. Используя различные каналы общего и музыкального интеллекта, он ставит перед собой задачу «как можно глубже и точнее понять сущность произведения, т. е. не только формально „прочесть» музыкальный текст, но и понять автора, его время, его образный мир, замысел, стиль, средства художественной выразительности и, более того, воспринять все это активно, иными словами — стремиться по-своему изменить познанную действительность».

Известно, что в эстетическом переживании человек свободен от утилитарного интереса к художественному произведению. Еще И. Кант называл это явление «незаинтересованного удовольствия», получаемого человеком от созерцания прекрасного. Однако процесс восприятия хоровых произведений дирижером, соотношение эстетического и утилитарного являются сложными и неоднозначными. Дирижер, будучи профессионалом, воспринимает произведение с установкой, имеющей двоякий смысл: с одной стороны, оно для него выступает как специфический эстетический объект, которым он наслаждается, с другой — руководитель хора рассматривает его целенаправленно, или по Канту «утилитарно», т. е. с целью включения произведения в репертуар хорового коллектива.

Далее процесс эстетического восприятия углубляется, получает новый импульс и постепенно перерастает в свою вторую стадию, где еще более актуализируется поисковая направленность изучения образно-художественного смысла произведения. Теперь дирижер не только ищет в произведении, но и требует от автора дополнительной художественной информации, он хочет ее воспринять и дополнить своим воображением. И в этом психологическом состоянии эмоции хормейстера не угасают и далее получают новый импульс, наступает взаимосвязь эмоционального и рационального, чем и характеризуется третья стадия эстетического восприятия хоровым дирижером музыкальных произведений. Новые рафинированные эмоции наполняют музыкальное сознание хорового дирижера.

Выше были рассмотрены подготовительная стадия управления любительским хором как непрофессиональным художественным коллективом, мотивация любителей пения, методика составления репертуара для любительского хорового коллектива и обоснование методологии управления непрофессиональным хором и др. Дальнейшее изучение музыкально-педагогической, психологической и организационной природы хорового любительства показало, что эта сфера художественной деятельности детей и взрослых является областью музыкальной педагогики, которая предполагает органическое единство педагогической триады, выраженной формулой: субъект, объект и процесс педагогического воздействия. Содержательное и гармоничное взаимодействие названной педагогической триады в хоровом любительстве осуществляется лишь тогда, когда дирижеру как субъекту педагогического воздействия удается установить доверительные контакты с певцами-любителями через общение. В этом случае коммуникативность дирижера является формой познания специфики хорового исполнительства и в то же время регулятором поведения хористов, с одной стороны, с другой — коммуникативность руководителя служит психологическим инструментом познания предмета деятельности и формирования творческой личности певцов-любителей. Цель такого диалога с участниками хора — облегчить им вхождение в несвойственную, другую роль по сравнению с их занятиями в обыденной жизни. Специалистам известно, что руководство любительским хоровым коллективом как динамический творческий процесс отражает сложную диалектику взаимоотношений хорового дирижера и участников хора. Опытные дирижеры, хорошо знающие музыкально-педагогическую и психологическую природу хорового любительства, утверждают, что нередко взаимоотношения между руководителями и участниками хоров бывают напряженными и противоречивыми.

Таким образом, создание теоретической и практической концепции руководства любительским хоровым коллективом академического типа тесным образом связано с проблемой поиска наиболее эффективных методов музыкально-педагогического, психологического и художественного руководства, обоснованного опытно-эксперементальной работой.

Глава 2. Методические основы управления самодеятельным хоровым коллективом

2.1. Народные хоровые самодеятельные коллективы города Тюмени

Образцовый детский хоровой коллектив «Сибирята»

Создан в 1984 году, состоял всего из 30 девочек и мальчиков, вырос в большой дружный коллектив «Сибирята». Основатель — преподаватель, хормейстер и композитору Владимиру Кайгородов.

С 1986 г. коллектив «Сибирята» продолжил свою творческую деятельность как музыкально-хоровая студия в ОДК «Строитель». С 2005 года коллектив является вокально-хоровым отделением МАОУ ДОД «ДШИ «Этюд» г. Тюмени.

В 1999 году «Сибирятам» присвоено звание — детский Образцовый коллектив руководителем, которого являлась Тамара Кайгородова.

В коллективе «Сибирята» три хора —младший (7-9 лет), кандидатский (8-11лет), старший (11-15 лет)

Младший хор Руководитель: Шацкая Татьяна Юрьевна

Младший хор «Сибирята» несмотря на юный возраст, участвует в фестивалях — конкурсах детского хорового искусства, выступает в различных концертных залах г. Тюмени.

Хор является многократным Дипломантом и Лауреатом городских и областных конкурсов детского и юношеского творчества, имеет грамоты, дипломы и заслуженные награды.

Основным направлением в творчестве младшего хора «Сибирята» являются сочинения композиторов-классиков, русские народные песни, песни современных композиторов и песни народов мира.

Кандидатский (средний) хор Руководитель: Солодовникова Татьяна Владимировна

Кандидатский хор — одна из ступенек хорового коллектива «Сибирята», созданного в 1984 году.

В кандидатском хоре «Сибирята» занимается 57 детей с 2-по-4 класс (возраст детей 8-11 лет)

Кандидатский хор «Сибирята» ведет большую концертную деятельность, выступает на городских и областных, всероссийских и Международных хоровых фестивалях-конкурсах:

  • Международный фестиваль детского творчества «Лето в Обзоре» Болгария;, г. Обзор 2005 г. (Дипломант);
  • Международный конкурс-фестиваль детских и молодежных хоровых коллективов «Артековские зори» Украина, г.Гурзуф 2005 г. (Диплом III степени);
  • Всероссийский конкурс-фестиваль детских хоровых коллективов «Молодые голоса будущего» г.Москва 2006 г. (Диплом I степени);
  • Международный фестиваль — конкурс детского и юношеского творчества «Северная Венеция» г. Санкт-Петербург 2007 г. (Дипломант);
  • Региональный вокальный конкурс «К успеху через творчество» (Диплом Лауреата II степени);
  • Международный фестиваль искусств «Звездная юность планеты» г.Туапсе, ВДЦ «Орленок» 2009 г. (Лауреат III степени);
  • Региональный вокально-хоровой конкурс «Нам воспевать Тюменский край» г.Тюмень 2009 г.

(Диплом Лауреата I степени).

На Международном конкурсе «Гатчинская радуга» г.Гатчина 2010 г. (Диплом III степени).

В январе 2011года «Сибирята» принял участие в Ежегодном V Международном конкурсе-фестивале искусств «Зимний карнавал SUOMI», который проходил в Финляндии г.Ямся и завоевали (Диплом Лауреата II степени).

Хор также является активным участником хоровых фестивалей и концертов, проводимых городским и областным Комитетами по культуре г.Тюмени. Коллектив имеет награды и грамоты за творческие успехи и вокальное мастерство Комитета по культуре города Тюмени. В средствах массовой информации работа кандидатского хора всегда отмечалась как яркое и успешное выступление, а также артистичность и выразительность исполнения.

Старший хор Руководитель: Шацкая Татьяна Юрьевна

С 1986 по 2004 год коллектив являлся хоровой студией «Сибирята» и работал в Областном Дворце Культуры «Строитель». С 2005 года коллектив «Сибирята» является вокально-хоровым отделением Детская школы искусств «Этюд» г. Тюмени.

В настоящее время, в старшем хоре занимается 47 детей со всего областного центра, в возрасте от 11 до 15 лет.

Старший хор «Сибирята» ведет активную концертную деятельность. Коллектив неоднократно становился Лауреатом многих вокально-хоровых фестивалей и конкурсов в г.Тюмени. И неоднократно представлял г. Тюмень на российских и Международных фестивалях и конкурсах:

  • Всемирная Хоровая Олимпиад г. Бремен, Германия, 2004 г. (Серебренный диплом);
  • Международный конкурс — фестиваль детских и молодежных хоров «Рождество в России» г.Екатеринбург, 2006 г. (Диплом III степени);
  • Региональный конкурс академических хоров и вокальных ансамблей «Поющая Россия» г.Екатеринбург 2006 г. (Дипломант);
  • X Международный детский хоровой конкурс-фестиваль «Артековские зори» г.Гурзуф, Украина, 2008 г. (Бронзовый диплом I степени);
  • Городской вокально-хоровой конкурс «Пою, мое Отечество» г.Тюмень 2008 г.

(Лауреат I степени).

  • Региональный вокально-хоровой конкурс «Нам воспевать Тюменский край» г. Тюмень 2009 г. (Лауреат I степени).

— На Международном конкурсе «Гатчинская радуга» (г.Гатчина 2010 г.) Диплом II степени. В январе 2011 года «Сибирята» принял участие в Ежегодном V Международном конкурсе-фестивале искусств «Зимний карнавал SUOMI», который проходил в Финляндии г.Ямся и завоевали Диплом III степени.

Старший хор Образцового коллектив «Сибирята» много выступает, ведет большую просветительскую деятельность, совершает концертные поездки по городам Урала и Западной Сибири. А также активно участвует в осуществлении крупных культурно-образовательных проектах «ДШИ «Этюд»: постановках музыкальных спектаклей, оперы «Мойдодыр» и т.д. В рамках празднования тематических мероприятий

Старший хор «Сибирята» — постоянный участник местных радио и телепередач, концертов совместно с хоровыми коллективам города Тюмени.

Хор русской песни «Ветеран»

Народный самодеятельный коллектив хор русской песни «Ветеран» был основан в 1986 году. С 2003 года коллектив возглавляет Николай Иванович Кириченко. Николай Иванович имеет высшее образование, окончил Челябинскую академию культуры и искусства по специальности — художественный руководитель народного хора, преподаватель. Аккомпаниатором коллектива является Александр Михайлович Клещенко.

Занятия ведутся по учебной программе, рассчитанной на 2 года. Данная программа компилятивная, разработана на основании методик Л.В. Шаминой и Н. Мишко. Основными направлениями программы являются: хоровое пение, актёрское мастерство.

Целью коллектива является приобщение широких слоёв населения к самодеятельному хоровому творчеству. Формирование высоких моральных качеств у зрительской аудитории, воспитание патриотизма и осознанной твёрдой жизненной позиции у подрастающего поколения на лучших примерах военных, советских и современных песнях, посредством концертных выступлений коллектива.

24 февраля 2005 года за активную работу по пропаганде самодеятельного искусства и высокое исполнительское мастерство хору «Ветеран» присвоено звание «Народный самодеятельный хоровой коллектив», в марте 2008 года подтвердил свое звание.

Хор «Ветеран» состоит из 25 участников, о каждом из которых можно говорить много и долго. Всех их объединяет большая и крепкая дружба, любовь к песне, к природе, к общению. В коллективе сложились свои традиции, своя культура выступления. Хор объединяет людей преклонного возраста, которые любят петь, знают множество прекрасных песен. В репертуар коллектива входят русские народные песни, произведения советских и русских композиторов. Многожанровость, разнохарактерность репертуара, исполнение песен на три голоса, позволили коллективу поднять качество исполняемых произведений на новый уровень и быть востребованным на городских мероприятиях.

Репертуар хора богат не только количеством песен, но и языковым наполнением, и каждый год он пополняется все новыми песнями.

В 2011 году коллектив отметил 25 юбилей. За время своего существования коллектив заработал признание среди жителей города, практически не один концерт не проходит без их участия.

Коллектив «Ветеран» участвует во многих конкурсах-фестивалях, которые проходят в округе.

В 2010 году коллектив получил Диплом Лауреата 1 степени в номинации «Вокал» на 8-м районном фестивале-конкурсе художественного творчества людей старшего поколения «Струны сердца» (п. Юганская Обь).

Диплом 2 степени в номинации «Вокал. Ансамбли» на городском фестивале конкурсе вокальных исполнителей и хоровых коллективов «Голоса России» (г. Пыть-Ях 2010 г.).

В 2011 году Диплом Лауреата 3 степени в номинации «Коллективное исполнение» на фестивале-конкурсе художественного творчества людей старшего поколения «Струны сердца» (п. Сингапай).

В 2012 году коллектив получил Диплом Лауреата 1 степени в номинации «Хоровое пение» в открытом Региональном фестивале военной песни «Песня, опаленная войной» (г. Нефтеюганск).

Это небольшой список побед коллектива за время своего существования.

10 ноября 2013 года коллектив принял участие в МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ «VIVAT, ТАЛАНТЫ!», на котором был награжден ДИПЛОМОМ ЛАУРЕАТА 1 СТЕПЕНИ, НОМИНАЦИЯ «ВОКАЛ».

1 декабря 2013 года в городе Нефтеюганске коллектив принял участие в Фестивале — конкурсе художественного творчества людей старшего поколения «Струны сердца» на котором был награжден Дипломом Лауреата III степени в номинации «Вокал» (коллективное исполнение — хоры).

30 марта 2014 года хор представил концертную программу на подтверждение звания «Народный хоровой коллектив» — «Песня — наша душа».

Вокальная группа финно-угорских народов «Хэс»

Созданна в 2006 году, руководитель — Иосиф Еприн. За годы своего существования вокальная группа «Хэс» провела немало выездных мероприятий с концертной программой: в воинских частях, санаториях «Снежинка», «Ласточка», «Геолог», библиотеках, школах, музеях, домах престарелых, в местах компактного проживания финно-угорских народов (с. Ивановка Ялуторовского района, с. Калиновка Сорокинского района).

Коллектив принимает участие в мероприятиях ДНК «Строитель», ежегодно участвует в Днях культуры финно-угорских народов», празднике коми «День села», «День коренных народов мира», удмуртском празднике «Гербер», в традиционном празднике «Вороний день».

За годы своей творческой деятельности коллектив «Хэс» повысил мастерство, что особенно было отмечено на фестивале дипломами лауреата «Я люблю мой край родной» и на фестивале «Играй, гармонь Тюменская». В репертуаре коллектива фольклорные песни народов ненцы, ханты и манси, коми, удмуртские, марийские. У ансамбля в наличии 6 творческих программ, которые представляются на разных площадках города и области. Коллектив принял участие в Межрегиональном фестивале этнокультурных центров Севера, Сибири и Дальнего Востока и был награжден дипломом лауреата Министерства культуры РФ. В перспективе у ансамбля новый репертуар, т. к. песни исполняются на многих языках финно-угорского мира.

Ансамбль русской песни «Сударушка»

Ансамбль «Сударушка» был организован Татьяной Федоровной Манько в 1989 году и с тех пор является одним из ведущих творческих русских коллективов Тюменской области. Благодаря высокому профессионализму, богатому опыту руководителя, заложен тот класс песенного искусства, который обеспечил ансамблю признание и успех на областных песенных праздниках «Сибирские родники», «Тюменская частушка», «Зеленые святки» и фестивале национальных культур «Мост дружбы». Коллектив неоднократно был удостоен высоких наград на всевозможных смотрах и конкурсах, в том числе и международных. География выступлений ансамбля широка и разнообразна: юг и север области, Екатеринбург, Петропавловск, Астана, Москва и многие другие.

2.2 Работа Образцового детского хорового коллектива «Сибирята»

Организация занятий:

Хор занимается регулярно в течение 10-11 месяцев в году. Основной вид занятий- репетиция. В неделю проводится не менее двух репетиций , каждая по 1-1,5 часа с 10 минутным перерывом. Каждое занятие хора четко организуется и планируется с учетом долговременных задач хорового коллектива.

Репетиция, как правило, начинается с распевания. Оно проводится одновременно со всем хором. А иногда и по хоровым партиям. Длится оно в среднем 10-20 минут и используется не только для разогревания голосового аппарата ,но и для совершенствования певческих навыков коллектива. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приемов и навыков. Начинается распевание в среднем отрезке диапазона каждой хоровой партии. Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно — часть очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению хора, то имеет большое значение объем выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость хора отрицательно сказывается на качестве исполнения. самодеятельный хоровой репертуар

Разучивание репертуара :

Основное репетиционное время отводится работе над репертуаром. Репетиции условно можно подразделить на две группы: рабочие репетиции и репетиции перед концертом. Две-три репетиции перед концертом хора включают, главным образом, репертуар, который будет исполнен в концерте.

Если выступление хора состоит всего из двух-трех произведений, то непосредственная репетиционная подготовка к выступлению может быть сокращена. Обязательно выделяется репетиция в день концерта. Помимо распевания в нее включаются повторение наиболее сложных фрагментов из исполняемого в концерте репертуара . По времени репетиция в день концерта недолжна превышать 1 час.

Организация рабочей репетиции определяется степенью сложности репертуара, состоянием его освоения на данный момент.

Рабочая репетиция хора проводится , используя разнообразные формы ее организации ( по партиям, группам, совместно) . Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников хора. Группы хора могут состоять из различных партий. Разделение хора на группы определяется спецификой фактуры изучаемых произведений. Помимо организации занятий качество репетиционной работы с хором зависит от правильного выбора методов разучивания произведения. Детальная их разработка определяется хормейстером в процессе подготовительного этапа работы над произведением и составления тщательного и хорошо продуманного плана работы. «Дирижер должен прежде всего усвоить простую истину, — пишет П.Г.Чесноков в своём бестселлере «Хор и управление им» —…нельзя учить других тому, чего сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера». Начинают «Сибирята» работу над новым произведеньем целесообразно с общего знакомства с ним артистов хора. Формы знакомства с новым произведением могут, быть разными: можно сыграть произведение на фортепиано, прослушать его в записи. Следует рассказать о его художественных достоинствах, кратко остановившись на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придется преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное — заинтересовать участников хора новой работой. Методы работы над репертуаром — повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей и всего произведения. Для разучивания произведения его делят на несколько частей. Очередность их разучивания бывает разной. Не обязательно начинать работать над произведением с самого начала. Обычно на репетиции разучивается несколько произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии освоения, это объясняется различной сложностью произведений, неодновременностью включения их в репетиционный процесс. На начальной стадии освоения произведения преобладают педагогический и технологический процессы, на заключительной — процесс художественно-выразительный. Каждое разученное произведение с хором должно пройти стадию впевания — процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приемов, приобретенных за время разучивания этого произведения. Ощущение хормейстером степени впевания произведения достигается опытом работы с хором.

В работе с хором недопустима грубость, раздражительность, невыдержанность. Наряду с требовательностью к коллективу хормейстеру нужно уметь доброй шуткой, мягким юмором смягчить порой напряженную репетиционную работу хорового коллектива. Один из популярных принципов декларации статуса руководителя самодеятельного хора — «Старший среди равных». При этом в деятельности хора должна доминировать аксиома — и дирижёр и артисты хора делают одно дело, все заинтересованы сделать его хорошо.

Особенности расположения хора:

Успешная творческая деятельность «Сибирят» во многом зависит от правильного расположения участников на репетициях и концертах. Ведь успех репетиционной работы хорового коллектива определяется не только вокально-хоровым мастерством его участников, но и психологической атмосферой в хоровом коллективе. Особенно это относится к артистам хора, находящимся на репетиции и концертной эстраде рядом друг с другом. Они в первую очередь должны ощущать дружескую эманацию внутри хоровой партии. Это необходимо учитывать руководителю хора при расположении певцов внутри каждой хоровой партии. При нахождении хотя бы пары певцов в отношении конфликта руководитель принимает все меры для его погашения или вынесения за пределы хорового коллектива. «Собака не виновата, что она собака. Кошка не виновата, что она кошка. Просто не следует сажать их в один ящик», — пишет Роберт Шоу в соей педагогической монографии «Хор. Маленькие инструкции». Безусловно, маэстро утрирует, но в этом высказывании заложен один из принципов, которым должен руководствоваться руководитель самодеятельного хора в подобных ситуациях. Кроме психологического аспекта, при взаимном размещении артистов хора нужно руководствоваться их вокальными данными. Голоса рядом находящихся певцов должны быть предельно органичны между собой по тембру и силе. При расположении певцов в хоровой партии следует учитывать не только вокально-хоровые умения и навыки, но и музыкальную грамотность участников хора. Нередко новичков, пришедших в опытный хоровой коллектив, располагают с краю, с тем, чтобы в первое время они, находясь в хоре, больше вслушивались в пение своих опытных товарищей и постепенно входили в исполнительский процесс.