«Хор — как инструмент со многими голосами»

Эссе

Конкурс профессионального мастерства музыкальных руководителей муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений

«Осенний калейдоскоп»

"Хор - как инструмент со многими голосами"

ЭССЕ

Хор как инструмент со многими голосами

Выполнила:, Зайцева Марина Владимировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Д/с «Антошка», Абакан, 2017, Идите в хоры и обретёте гармонию!

Роберт Шоу Лаусон,

американский дирижёр

Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали… Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств пели огромным хором, даже цари пели в хоре.

Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

На мой взгляд, хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

Хор – как инструмент со многими голосами, он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.

« Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере ».

Хоровое пение, Певческий голос, Г. Рукавишников

Исключительно важное место хоровому пению придавал Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов», где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения.

2 стр., 570 слов

Какова роль общества в формировании личности человека?

... человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в целом. Дополнительные аргументы Предлагаем вашему вниманию другие аргументы по направлению «», необходимые для подготовки к итоговому сочинению.

По моим наблюдениям дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.

А. Карасева,

Считаю, что специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе дети, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

За долгую работу музыкальным руководителем, я пришла к выводу, что хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры воспитанников, свойственны следующие положительные особенности:

  • в коллективной хоровой деятельности, когда ребенок на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

  • участие в общем деле формирует у ребенка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

  • работая в хоре, ребенок формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

  • хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ребенка необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые будущему ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

  • в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ребенка, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

  • в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений детей, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться. Какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;

    13 стр., 6281 слов

    Методические основы управления самодеятельным хоровым коллективом

    ... терминологии«некоммерческих») хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором -- сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность ...

  • в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; замечу, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Итак, на мой взгляд, хоровое пение детей — одно из главных средств дошкольного музыкального воспитания. Занятия в хоровом коллективе способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

Формируются такие качества как:, Развиваются познавательные процессы:, Развиваются специальные умения и навыки:, Хоровое пение интегрирует с другими культурными практиками:, К.Д. Ушинский

Как быстро пролетело занятие!

К личности музыкального руководителя предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без которых невозможно стать высококвалифицированным хормейстером, и второстепенные, соответствие которых не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и заинтересовать к творчеству другую личность.

Главным требованием является любовь к детям, к профессии, наличие знаний в хоровом искусстве, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др. Например, в процессе разучивания много разных ситуаций, когда нужно ребенка раскрепостить. Значит, придется, и посмешить его и подурачиться, передразнить, т.е. надеть маску клоуна. Или наоборот придать строгость хоровому произведению. Это и есть искусство. Все перечисленные качества в совокупности составляют индивидуальность педагога и своеобразность личности.

Немаловажным моментом в работе с детским хоровым коллективом играет стиль, методы, руководства и самоуправления. Организуя работу хорового коллектива, преследую следующие цели:

  • научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности. Например, староста хора, трудовой сектор, ответственный за партию в хоре и т.д.;

    12 стр., 5756 слов

    Анализ хорового произведения: хор русалок из оперы А.С. Даргомыжского "Русалка"

    ... Даргомыжский увеличил количество народно-бытовых (хоровых) эпизодов и произвёл замену отдельных второстепенных персонажей и подробностей действия. Заключительные сцены, отсутствующие у Пушкина, досочинены Даргомыжским. Русалка - опера ... в воду, Наташа ждала ребенка. Четвертое действие происходит в ... Музыкально-теоретический анализ Форма первого хора русалок довольно нетрадиционна. Она отличается ...

  • научить детей быть руководителями в групповой деятельности. Например, президент хора, министр культуры, труда и т.д.;

  • научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями. Например, подчиняться уставу хора;

  • научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;

  • научить детей создавать в хоре эмоционально благоприятные личные взаимоотношения (дружба, доверительные отношения между хористами);

  • научить каждого ребенка быть независимым в хоровом коллективе, т.е. уметь исполнять хоровую партию сольно;

  • научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей;

  • научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

Профессиональные качества хормейстера помогают не только заинтересовать детей в посещении хоровых занятий, но и развить в них творческие способности, воспитать личность. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни ребенка, его адаптации в школьном, а в дальнейшем и трудовом коллективе.

Закончить свое рассуждение о значимости хорового пения в развитии ребенка как личности хочется словами: « Мир без искусства, людям тесен, поверьте в это мне друзья. Без праздников, хороших песен, жить человечеству нельзя».