«Хор — как инструмент со многими голосами»

Эссе

Конкурс профессионального мастерства музыкальных руководителей муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений

«Осенний калейдоскоп»

ЭССЕ

Хор как инструмент со многими голосами

Выполнила:, Зайцева Марина Владимировна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Д/с «Антошка», Абакан, 2017, Идите в хоры и обретёте гармонию!

Роберт Шоу Лаусон,

американский дирижёр

Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали… Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств пели огромным хором, даже цари пели в хоре.

Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

На мой взгляд, хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

Хор – как инструмент со многими голосами, он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.

« Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере ».

Хоровое пение, Певческий голос, Г. Рукавишников

Исключительно важное место хоровому пению придавал Р. Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов», где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения.

2 стр., 570 слов

Какова роль общества в формировании личности человека?

... человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в целом. Дополнительные аргументы Предлагаем вашему вниманию другие аргументы по направлению «», необходимые для подготовки к итоговому сочинению.

А. Карасева

Считаю, что специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе дети, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

  • в коллективной хоровой деятельности, когда ребенок на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

  • участие в общем деле формирует у ребенка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

  • работая в хоре, ребенок формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

  • хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ребенка необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые будущему ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

  • в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ребенка, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

  • в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений детей, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться. Какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;

  • в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; замечу, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Итак, на мой взгляд, хоровое пение детей — одно из главных средств дошкольного музыкального воспитания. Занятия в хоровом коллективе способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

15 стр., 7290 слов

Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

... восприятие. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей ...

Участие в хоровом пении способствует развитию различных качеств. Одним из таких качеств является формирование определенных навыков и умений. Хоровое пение требует от участников точности и синхронности исполнения, что развивает слух и музыкальное чутье.

Кроме того, пение в хоре способствует развитию познавательных процессов. Участники хора изучают музыкальные произведения, анализируют их строение, разбираются в музыкальных терминах и понятиях. Это способствует расширению и углублению их музыкальных знаний.

Хоровое пение также помогает развить специальные умения и навыки. Участники хора работают над развитием своего вокального аппарата, учатся правильно дышать и артикулировать. Они также учатся работать в коллективе, слушать других участников и сотрудничать с ними.

Однако, хоровое пение не только развивает музыкальные навыки, но и интегрирует с другими культурными практиками. В процессе изучения различных музыкальных произведений, участники хора встречаются с разными музыкальными стилями и жанрами. Это расширяет их культурный кругозор.

Как отмечает К.Д. Ушинский, для работы хормейстера необходимы определенные качества. Прежде всего, это любовь к детям и профессии, высокий уровень общения и нравственности. Он должен обладать знаниями в хоровом искусстве и разнообразными методиками обучения детей. Также важным требованием является наличие педагогической интуиции и высокоразвитого интеллекта.

Таким образом, хоровое пение не только развивает музыкальные навыки, но и способствует формированию качеств, развитию познавательных процессов и усовершенствованию специальных умений. Оно также интегрирует с другими культурными практиками и требует от хормейстера определенных качеств.



  • научить детей быть руководителями в групповой деятельности.


    Например, президент хора, министр культуры, труда и т.д.



  • научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями.


    Например, подчиняться уставу хора;



  • научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;



  • научить детей создавать в хоре эмоционально благоприятные личные взаимоотношения


    (дружба, доверительные отношения между хористами);



  • научить каждого ребенка быть независимым в хоровом коллективе, т.е. уметь исполнять хоровую партию сольно;



  • научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей;

    20 стр., 9692 слов

    ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ...

    ... хоровых навыков детей на уроках музыки и избрали тему курсовой работы: «Формирование вокально-хоровых навыков детей ... также ряд задач: 1. Научить детей петь начальные молитвы и ... хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа. Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению: 1. Развитие присущих детям ... качеств ребёнка. Глава 1. Развитие вокально-хоровых навыков детей ...



  • научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.



Профессиональные качества хормейстера помогают не только заинтересовать детей в посещении хоровых занятий, но и развить в них творческие способности, воспитать личность. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни ребенка, его адаптации в школьном, а в дальнейшем и трудовом коллективе.

Закончить свое рассуждение о значимости хорового пения в развитии ребенка как личности хочется словами: « Мир без искусства, людям тесен, поверьте в это мне друзья. Без праздников, хороших песен, жить человечеству нельзя».