Эмоциональное развитие самодеятельного актера

Курсовая работа

1. Проблематика актерской психологии

Вопрос о психологии актера и театральном творчестве в одно и то же время чрезвычайно старый и совершенно новый. С одной стороны не было ни одного человека театра, который так или иначе не ставил бы вопрос, который в практической деятельности, преподавании, оценках не исходил бы из того или иного понимания психологии актера. С другой стороны в театральных системах проблема психологии актера при всех изменениях сохранила в качестве центрального парадокс об актерской эмоции. Сейчас исследования вовлекают актерскую профессию в круг общих исследований по психологии профессий.

Вопросы профессионализации, влияния профессии на личность, исследование особенностей актерских профессий, исследования эмоционального развития актеров не достаточно освещены в работах психологов. Именно поэтому, необходимо изучить данный вопрос. Наиболее интересен для изучения самодеятельный театр, поскольку в нем играют дети, подростки и юноши. Хотелось бы знать, как на становление личности влияет самодеятельный театр. 如果 достаточно всего это, чтобы понять, в чем особенности актерской психологии и как влияет актерская деятельность на формирование личности.

Эмоциональное развитие и его особенности

Изучение эмоционального развития человека отображает интерес к тому, что приносит радость или вызывает грусть. Эмоциональные переживания отражают состояние внутреннего мира, будучи неотъемлемой частью психических явлений. В результате этнографических наблюдений формируется «эмоциональный язык», подверженный изменениям в социальном контексте.

Удовольствие и неудовольствие могут быть интенсивными и продолжительными, однако они редко бывают однозначными. Это означает, что чем больше внимания уделяется ощущениям, тем яснее они становятся, и тем лучше их запоминают. Однако, попытка активно концентрироваться на чувствах, приводит к их исчезновению, они ускользают от нас.

Эмоции, подобно мыслям, существуют объективно и имеют широкий спектр форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворение, разочарование и тревога – все эти эмоциональные состояния находятся в сфере человеческого опыта. Они могут быть мимолетными, но также существуют и длительные переживания, которые находят выражение в языке и обозначаются соответствующими терминами.

Для актера важно не только вербальное выражение чувств и эмоций, но и умение их правильно воплотить на сцене. В процессе взаимодействия с другими людьми, актер учится различным проявлениям эмоций и впитывает лучшие примеры из окружения. Исследование проявлений эмоций приобретает особую важность в контексте актерского мастерства.

В целом, эмоциональное развитие человека остается важным объектом изучения, отражающим широкий спектр психических процессов и социокультурных особенностей.

3. Влияние театральной постановки на становление личности

Театральная постановка представляет собой самый частый и распространенный вид творчества в школьном возрасте. Это объясняется двумя основными причинами:

  • Драма, основанная на действии, совершаемым самим подростком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

-Драма ближе, чем любой вид деятельности связана с игрой, и поэтому синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом заключается наибольшая ценность самодеятельной театральной постановки, она даёт повод и материал для самых разнообразных видов творчества. В театральной постановке творчество подростка и ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего напряжения, в том числе и психики.

В драматической форме, таким образом, сказывается с наибольше ясность тот полный круг воображения. Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы условно.

Всем хорошо известно о целительной роли искусства, одна из разновидностей катарсиса – психодрама. Когда человеку предлагается на время стать актером и забыть о своем внутреннем кризисе или конфликте, словом, любом отрицательном явлении в жизни человека.

Потребность в отвлекающих сильных положительных эмоциях во все времена была не менее важной, чем биологические потребности. Неоднократно высказывалось предположение, что нервное напряжение и душевное беспокойство вследствие дурного настроения могут объясняться недостатком условий, которые бы привели эмоциональную реакцию в действие.

Как многие жанры искусства направлены на переключение внимания, в частный случай — самодеятельный театр, в который мы приходим просто отдохнуть и развеяться. Театр украшает нашу жизнь, делает более содержательной и интересной. Он обогащает нас информацией, которую мы воспринимаем без напряжения, и даже с удовольствием.

4. Обзор главных понятий, рассматриваемых в работе

Есть много попыток определить что такое «эмпатия». Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Ты ощущаешь радость или боль другого человека, как он их ощущает. И воспринимаешь их, как их воспринимает он. Генделин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает в себя постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают собеседника. Это подразумевает частное обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к полученным ответам. Указывая на возможные смыслы переживаний другого человека, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в странном и причудливом мире. [4]

Каждый человек обладает экстраверсией и интроверсией, только у всех она выражена в разной степени. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Своей нормальности экстравертированный тип обязан, с одной строны тем обстоятельствам, что он отноительно без трений применяется к данным отношениям и не имеет претензий, кроме объективно данных возможностей. Например, избирание профессии, которая в данном месте и в данное время представляет многообещающую возможность делать то,что от него ждет и требует окружающая среда. Но с другой стороны, его нормальность основана еще и на том, что экстравертированный тип считается с реальностью своих субъективных потребностей и нужд. Его особый пункт заключается в том, что тенденция этого типа направлена во вне, что из всех объективных фактов даже наиболее связанный с чувтсвами, как физическое здоровье, часто остается незамеченным, как слишком мало связанным с внешним.

Эмоции в экстравертированном типе установке ориентируются на объективно данное, то есть объект является необходимым определителем рода чувствования. Они находятся в согласии с объективными ценностями. Экстравертированному типу свойственны эмоциональные переживания сильнее, нежели интровертированному. Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективно данное как экстравертированный тип, но субъективные факторы. Интровертированное сознание хотя и видит внешние условия, но решающим избирает субъективные опредлители. Интровертийное чустввование опредляется главным образом субъективным фактором. Это означает для эмоционального суждения настолько же существенное различие от экстравертийного чувствования, как интроверсия мышления от экстраверсии.

В рамках исследования была проведена оценка нейротизма и эмоциональной стабильности у испытуемых. Для этого использовались следующие методики:

  • Торонтская шкала алекситимии, состоящая из 26 вопросов, позволяет оценить возможность испытуемых описывать свои эмоции вербально.
  • Диагностика эмпатии, состоящая из 25 вопросов, оценивает уровень эмпатии.
  • Личностная шкала проявления тревоги, состоящая из 50 вопросов, показывает уровень тревожности испытуемых.

Дополнительно, испытуемым была предложена методика, направленная на изучение способности различать эмоции по фотографиям, где профессиональная актриса изображала различные эмоции.

Полученные данные были обработаны с помощью t критерия Стьюдента. Результаты первых трех методик оказались количественными, а данные, полученные в результате последней методики, представлены как количественные, так и качественные.

Испытуемые:

Для проведения эксперимента были взяты две группы. В ходе работы было опрошено 50 человек, из них 25 занимаются в самодеятельном театре и 25 не занимаются. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, были отобраны из трех театральных студий, причем опрашивались преимущественно подростки и юноши возрасте от 15 до 19 лет, из них в каждой группе было 4 мальчика и 21 девочка. Неравномерное распределение испытуемых по половому признаку объясняется тем, что в театральных студиях мальчиков меньше, а это в свою очередь объясняется социальными установками, сложившимися в последнее время в обществе о том, что театральное искусство «не мужское дело». Людей, занимающихся самодеятельным театром, обозначим группа 1 или актеры, а людей, не занимающихся самодеятельным театром, — группа 2 или не актеры.

Цели и задачи исследования

Изучить особенности эмоциональной сферы людей, занимающихся самодеятельным театром.

Гипотезы:

1. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше умеют сопереживать другим.

2. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше распознают эмоции других людей.

3. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, имеют более высокий уровень тревожности.

4. Эмоциональная сфера самодеятельных актеров развита сильнее, чем у других людей.

Рассмотрим результаты исследования. При обработке данных мы получили следующую таблицу средних значений для уровня эмпатии.

Таблица 1

Среднее арифметическое Сигма
Актеры 71,12 19,39
Не актеры 53,36 14,16

Таблица  1

Рис.1

Диаграмма различий среднего арифметического по группе актеров и не актеров.

Подсчитаем t критерий Стьюдента для двух групп, поскольку выборки независимы, то возьмем соответствующую формулу. Окажется, что

t=15, 32 при p<0, 05 сравним получившееся значение с критическим, получим Таблица  2 . Результаты свидетельствуют о том, что группа 1 более эмоциональна, чем группа 2. Они способны лучше сопереживать другим людям в силу того, что актер, входя в роль, проживает жизнь своего героя, часто он должен переживать за него, сочувствовать ему. Актер делает себя похожим на героя, а героя похожим на себя, для этого он должен остро чувствовать природу людей, знать, как разные люди будут вести себя в данной ситуации. Скорей всего, человек, серьезно занимающийся самодеятельным театром, тонкий психолог, ибо для него важно осознавать свою роль и правильно передать ее окружающим. Актер остро чувствует чужую боль, он знает и видит страдание человека, он с легкостью распознает, как и что чувствует человек. Человек, занимающийся самодеятельным театром с легкостью примет и поймет другого человека, в силу того, что актер играет на площадке разные жизни, разные роли, разные чувства и эмоции. Таким образом, видим, что самодеятельный актер более чувственный, он лучше понимает и сопереживает другим людям.

Анализ литературы показал, что существуют различные мнения о переживаниях актера на сцене.

Возникновение парадокса об актере было связано с вопросом о внутреннем состоянии актера во время сценической игры. Один из центральных вопросов заключался в том, должен ли актер переживать роль, которую он изображает на сцене, искренне или его игра является высшим «обезьянством», подражанием идеальному образу. В данном контексте рассматривалось мнение Дидро, который утверждал, что актер, изображающий сильные страсти на сцене и волнующий зрителей, остается чуждым и тени той страсти, которую он изображает. Для Дидро все страсти и их выражение на сцене входят в состав декламации, и они подчинены некому закону единства. Однако появляется другая система игры и другая природа художественных переживаний актера на сцене, что подтверждается школой Станиславского.

Актерский талант, открывающий личность художника, покоряющий сердца зрителей, актерский труд, повседневная работа — все это неразрывные грани актерского мастерства, удивительного явления в жизни, в искусстве, ни на что не похожего, живущего по своим трудноуловимым законам. Чем крупнее талант, тем больше он стремится к совершенству и тем больше ищет – в повседневном, подчас изнурительном труде – путей к совершенству своего мастерства. Очень категорично выразился один художник: «Я убежден, что Ван-Гог создавал свои картины по системе Станиславского, сам того не подозревая. Он писал человека и в минуты творчества был не только Ван-Гогом, а и всеми людьми, им изображаемыми, со всем их внутренним миром». Все это любопытно и, возможно, имеет какие-то основания. Великолепная догматическая формула для оправдания вредности всякой тренировки отдельных элементов. Да, актеру нужна совершенная психотехника. Но приобретается она не с помощью какого-то шаманского тренинга. Психотехника рождается в практике, в актерском опыте. Организм сам нарабатывает и в жизни и в спектаклях нужные навыки, и они становятся подсознательными помощниками в творчестве. Чем опытнее талантливый актер, тем богаче его психотехника. Наверно, развитие режиссерской, писательской, драматургической фантазии, а не актерской. Актеру, не надо выдумывать ни сюжетов, ни перипетий, ни обострений, их получают в готовом виде – в пьесе, в роли углубиться в детали заданных предполагаемых обстоятельств. [4]

Подсчитаем уровень тревожности, сведем в таблицу средние значения.

Таблица 2

Среднее

Арифметическое

Сигма
Актеры 27,44 20,43
Не актеры 15,76 26,62

Таблица  3

Рис.2

Диаграмма различий по средним значениям в испытуемых группах.

Подсчитаем t критерий Стьюдента для уровня тревожности в двух группах:

  • t=17, 7 при p<0, 05 сравним Таблица  4 — это значит, что различия значимы, т.е. тревожность людей, занимающихся самодеятельным театром значительно выше.

Тревожность, у человека, связана с проявлением эмоций, с развитием эмоциональной сферы таково: чем выше тревожность, тем более эмоционален человек, тем сильнее его проявление чувств. Чем выше тревожность, тем более дифференцирована эмоциональная сфера человека. Для человека, занимающегося самодеятельным театром, важно иметь дифференцированную эмоциональную сферу, поскольку, он проживает на сцене различные жизни, а разные жизни — разные судьбы. Разные судьбы – разные эмоции, связанные с жизненными ситуациями. Вот, например, пьеса о подростковых проблемах, неурядицах, жизни трудных подростков — нужны одни проявления чувств, в основном печаль, грусть, скорбь, внутренний разлад с самим собой, конфликт с окружающим миром. Или, например, пьеса про двух влюбленных – совсем другие переживания. Самодеятельный актер должен знать и уметь показать разные эмоции и чувства. Высокая тревожность связана с контролем эмоций, поскольку человек, обладающий высокой тревожностью, чаще попадает в ситуации, в которых ему нужно контролировать свои эмоции. Такой показатель уровня тревожности говорит о том, что люди, занимающиеся самодеятельным театром более эмоциональны вследствие их театральной деятельности. Они склонны проявлять эмоции сильнее, чем люди, не занимающиеся самодеятельным театром, в силу того, что, играя роль, они должны лучше осознавать и понимать эмоции и чувства людей, чтобы правильно их передать зрителю

Посмотрим, как испытуемые отличаются в различении эмоций, для каждого испытуемого подсчитаем количество правильно определенных эмоций, сведем средние значения в таблицу.

Таблица 3

Различия по способности определения испытуемых эмоций испытуемыми группами

среднее арифметическое Сигма
Актеры 18,36 1,27
Не актеры 7,28 2,92

Таблица  5

Рис.3

Диаграмма различий среднего арифметического значения по испытуемым группам.

Подсчитаем t критерий Стьюдента t=17, 7 при p<0,05 получим, что Таблица  6

Результаты свидетельствуют о том, что люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше умеют различать эмоции других. Актер проживает на сцене другую жизнь, он, вместе со своим героем, плачет и смеется, радуется и расстраивается, любит и ненавидит. Нам трудно представить актера без эмоций, аналогично, если представить человека без сердца, без души. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, смогут лучше распознать чувства и эмоции другого человека. Они, в силу рода своей деятельности, должны уметь с одного взгляда распознать душевное состояние человека, находящегося перед ним. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, контактируют с другими людьми в реальной жизни и, определяя эмоции других, сопоставляют с тем, как выражают эти же эмоции они и, позднее применяют на сцене.

Изучение литературы по данной теме показало, что актер на сцене предстает в различных образах, разных людей и характеров. Наблюдая за партнерами на сцене, мы сталкиваемся с их проблемами, переживаем вместе с героями те же чувства и мысли. Актер воплощает образ драматурга в живом сценическом образе, который раскрывается для зрителя. Творчество актера посвящено поиску таких форм экспрессии, которые бы искренне и ярко передали зрителю мир мыслей и переживаний пьесы. Замечательная система Станиславского показывает, как актер организует свою творческую деятельность, свои стремления, мысли и чувства, чтобы на сцене в образе актера предстать «живым» человеком пьесы. Интерес к экспрессии и ее убедительному передаче зрителю, присущий актерам в силу характера творческого труда, приводит к тому, что некоторые актеры осознают и запоминают особенности своей экспрессии при своих собственных жизненных переживаниях.

Герой пьесы четко и ясно выражает свои чувства и эмоции, что может помочь зрителю развить в себе способность более ярко и понятно показывать свои чувства и эмоции окружающим людям. Очень часто люди плохо умеют выражать свое душевное состояние и, что еще хуже, плохо умеют понимать состояние другого человека. В ходе одного эксперимента людям показывали фотографии, на которых запечатлены выражение определенной эмоции — изумление, испуг, неодобрение и т.д. Но, как показали ответы опрошенных, они довольно часто неправильно определяли, какая эмоция изображена на фотографии. Возможно, эти ошибки возникли из-за недостаточной выразительности и точности выражения эмоций на фотографиях. Однако, когда в эксперименте взрослым людям предъявили фотографии, фиксирующие выражение определенных чувств у артистов, которые передали эти чувства выразительно, ошибки в «чтении» чувств были допущены, хотя и в меньшей степени. Наблюдение за игрой актера в целом позволяет правильно «читать» свои собственные чувства и эмоции, а также эмоции других людей.[10]

Сложность работы актера определяется тем, что ведь и сам он человек, которому не чужды эмоции. Однако проявления собственных, личных чувств не должны сказываться на его игре. Все личное ему приходиться оставлять дома или, по крайней ере, за кулисами, а на сцене артист должен жить жизнью своего героя не должен терять контроль над своими действиями, над своими эмоциями. [8]

Подсчитаем, как определяются отдельные эмоции в двух испытуемых группах

Таблица 4

Скорбь Среднее значение Сигма
Актеры 1,48 0,08761
Не актеры 0,44 0,0077

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=3,3788 тогда, получим что Таблица  7 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Печаль и скорбь даже в простейших формах может привести к меланхолии. Скорбь всегда является признаком слабости и в большинстве случаев привычки жить слабо. Исследован6ия в области патологической психологии показывают нам порочность печали и одновременно с этим служат доказательством весьма важного факта – ценности радости. При скорби задержка и отсутствие интереса всецело объясняются работой скорби, полностью захватившей «Я». Подобная же внутренняя работа явиться следствием неизвестной потери при меланлолии.

Таблица 5

Грусть Среднее значение Сигма
Актеры 1,4 0,07864
Не актеры 1,2 0,0576

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=2,2 тогда, получим что Таблица  8 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Грусть психологическая реакция человека на негативные события, происходящие в жизни человека, она является своеобразной психологической защитой. Человек уходит в себя, не желая общаться с окружающими его людьми.

Таблица 6

Недоверие Среднее значение Сигма
Актеры 1,16 0,0538
Не актеры 0,36 0,0051

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=13,5 тогда, получим что Таблица  9 — это значит, что мнения двух испытуемых групп различаются в определении этих эмоций.

Таблица 7

Сомнение Среднее значение Сигма
Актеры 1,12 0,0502
Не актеры 0,44 0,0077

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=2,833 тогда, получим что Таблица  10 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Таблица 8

Испуг Среднее значение Сигма
Актеры 1,76 0,1239
Не актеры 1,12 0,0501

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=3, 8 тогда, получим что Таблица  11 — это значит, что мнения двух испытуемых групп различаются в определении этих эмоций. Страх входит в 7 основных эмоций человека, а испуг это более тонка грань. Например: боязнь позвонить понравившемуся человеку – это страх, а вздрагивание от резкого стука, крика или страшного зрелища – это испуг, поэтому определение испуга вызвало значительные затруднения у людей, не занимающихся самодеятельным театром.

Таким образом, мы видим, что люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше умеют различать данные виды эмоций. На сегодняшний день выделяют 7 базовых эмоций: радость, брезгливость, страх, удивление, ужас, удивление, любопытство, которые чаще всего и без ошибочно определяют люди и остальные более сложные в определении. Люди, не занимающиеся самодеятельным театром, с меньшим количеством ошибок определяют базовые эмоции (как видно ниже).

Это, с одной стороны, можно объяснить тем, что люди, занимающиеся самодеятельным театром, в силу рода своей деятельности, должны уметь различить, а главное правильно показать эмоции других людей. С другой стороны, люди, занимающиеся самодеятельным театром, имеют некоторый опыт в определении эмоций, поскольку, актеры должны обладать наблюдательностью и, видя различные эмоции других людей, собирать в « коробочку» опыт, накопленный с течением времени. Однако можно предположить, что люди, идущие в самодеятельный театр уже имеют некоторый опыт в определении, различении и представлении публике различных видов эмоций. Одним словом, возможно, в самодеятельный театр люди уже с определенными задатками.

Таблица 9

Радость Среднее значение Сигма
Актеры 1,88 0,141
Не актеры 1,36 0,073

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=1,125 тогда, получим что Таблица  12 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций. Радость входит в 7 основных эмоций, поэтому нет значимых различий в ее определении. Радость связана с внешними условиями (прежде всего социальными), с культурой чувств. Человека нужно учить быть счастливым и жизнерадостным, то есть способность быть счастливым – поддается воспитанию.

Таблица 10

Различия по определению брезгливости по испытуемым группам

Брезгливость Среднее значение Сигма
Актеры 1,4 0,078
Не актеры 1,12 0,05

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<0,05 t=0, 77 тогда, получим что Таблица  13 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Таблица 11

Различия по определению любопытства по испытуемым группам

Любопытство,

Интерес

Среднее значение Сигма
Актеры 0, 72 0,02
Не актеры 0,52 0,0108

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<0,05 t=1,176 тогда, получим что Таблица  14 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Любопытство — естественное неотъемлемое качество каждого из нас, но мы наделены им неодинаково. Это свойство можно развивать, совершенствовать и даже «прививать». Но все – таки, по-видимому, существует категория людей буквально одаренных ей – это исследователи в широком смысле слова: ученые, изобретатели, путешественники. В какой бы области они ни работали, их специальный талант вырастает на этой общей основе. [8] Чувство интереса – сложная психологическая реакция. «Интересное» вызывает возбуждение корковых и подкорковых образований головного мозга, связанных с физиологической реализацией чувств. Значит, это чувство, сопровождающее (или не сопровождающее) любую деятельность. Поэтому чувство интереса и глубинные интересы личности не одно и то же. [7]

Таблица 1 2

Удивление Среднее значение Сигма
Актеры 1,64 0,107
Не актеры 1,28 0,065

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=0,86 тогда, получим что Таблица  15 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Таблица 13

Различия по определению страха по испытуемым группам

Страх Среднее значение Сигма
Актеры 1,4 0,0786
Не актеры 1,2 0,0576

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=1,4705 тогда, получим что Таблица  16 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Анализ литературы показал, что существует следующие виды страха.

Таблица  17 Страх перед объектом влечет за собой определенную реакцию – реакцию удаления объекта путем его разрушения или посредатвом бегства.

Таблица  18 Страх перед действием порождают собственные действия людей, в своих убеждениях они объективируют переживания, направленные на себя и свои действия.[4]

Таблица 14

Горе Среднее значение Сигма
Актеры 1,48 0,0876
Не актеры 1,2 0,0576

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=0, 73 тогда, получим что Таблица  19 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций.

Анализ литературы показал, что нормальное горе выражается следующими пунктами:

  • Физическое страдание
  • Поглощение проблемой, вызвавшей горе
  • Враждебные реакции
  • Самообвинение
  • Утрата моделей поведения
  • Отсутствие аппетита [4]

Таблица 15

Различия по определению ужаса по испытуемым группам

Ужас Среднее значение Сигма
Актеры 1,92 0,147
Не актеры 1,52 0,092

Подсчитаем t критерий Стьюдента при p<<0,05 t=1,673 тогда, получим что Таблица  20 — это значит, что мнения двух испытуемых групп совпадают в определении этих эмоций. Ужас часто путали не актеры с восторгом или большой радость, существует двойственная эмоция «экстаз», которая одновременно выражает и дикий ужас, и бурный восторг. Таким образом, люди, не занимающиеся самодеятельным театром, могут не увидеть эту тонкую грань в определении этих двух эмоций. Именно самодеятельные актеры умеют выявить эти эмоции и правильно определить в силу того, что они играют их на сцене и должны правильно передать эмоции, чтобы их правильно восприняли и поняли зрители.

Подсчитаем значение уровня алексетимии, сведем в таблицу средние значения.

Таблица 16

алексетимия Среднее значение Сигма
Актеры 74,48 2,55
Не актеры 63 4,24

Таблица  21

Рис. 4

Диаграмма различий средних значений между группами актеров и не актеров

При подсчете t критерия Стьюдента получим:

  • t=4,403 при p<0, 05 сравним, Таблица  22 окажется, что алекситимии у группы 1 выше, чем у группы 2. Получившиеся результаты можно объяснить тем, что, скорее всего людям театра не нужно выражать эмоции вербально, поскольку они выражают их через мимику, жесты и свои чувства и эмоции.

Актер на сцене выражает эмоции и чувства своего героя. Он знает, что и как он должен выразить, ему, вероятно, не нужно знать слова, описывающие эмоции, поскольку за счет своего высокого уровня эмпатии и эмоциональности они могут точно и правильно отразить переживания своего героя. Люди театра могут лучше различать эмоции других, как при личном контакте, так и при изображении той или иной эмоции на бумаге.

Подсчитаем уровень экстраверсии для испытуемых групп.

Таблица №17

Различия между группами актеров и не актеров по уровню алексетимии

Среднее значение Сигма
Актеры 16,75 8,854
Не актеры 13,5 5,416

Таблица  23

Рис.5

Диаграмма различий средних значений по группам актеров не актеров

Подсчитаем значение t критерия Стьюдента t=4,8945 для уровни значимости p<0, 05 сравним Таблица  24 оказывается уровень экстраверсии актеров значительно выше не актеров. По всей видимости, это можно объяснить тем, что актер проживает свою роль, он должен достоверно донести до зрителя образ своего героя, показать его во взаимоотношениях с другими людьми. Именно поэтому, он должен остро чувствовать других людей, легко вступать с ними в контакт в реальной жизни, потом выносить свой опыт из жизни на сцену, для общения с партнерами по площадке, по роли. Актер, в какой — то

мере, должен быть тонким психологом, « врачевателем человеческих душ». Общаясь с другими людьми в жизни, любя и ненавидя, радуясь и огорчаясь, актер берет по частичке от каждого. Обычно люди, занимающиеся самодеятельным театром, очень наблюдательны и любознательны в отношении эмоциональных переживаний. Они, как бы собирают в коробочку, различные виды переживания эмоций. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше могут понять других людей, в силу того, что чаще с ними общаются, они направлены на общение. Скорее всего, для актера важно быть наблюдательным, следить за проявлением эмоций у различных людей, вступать с ними в контакт, тем самым набираться опыта и получать знания об эмоциональной сфере человека, дабы правильно и точно выразить их на сцене. Самодеятельные актеры должны лучше осознавать эмоциональное состояние человека, потому что он должен правдиво сыграть его на сцене так, чтобы все поняли: если актер плачет – посочувствовали ему, если смеется – порадовались за него, если самодеятельный актер любят – полюбили вместе с ним.

Подсчитаем значение нейротизма для испытуемых групп.

Таблица 18

Различия по уровню нейротизма между группами актеров и не актеров по уровню нейротизма

Среднее значение Сигма
Актеры 16,08 10,08
Не актеры 13,83 13,787

Таблица  25

Рис.6

Диаграмма среднего арифметического значения по группам актеров и не актеров

Подситаем значение t критерий Стьюдента, оно равно t=2,972, окажется, что значение t критерия для p<<0,05 Таблица  26 . Это значит, что уровень нейротизма значительно выше у самодеятельных актеров. По-видимому, это можно объяснитьтем, что

Результаты исследования и их обсуждение

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что самодеятельный театр оказывает влияние на своих актеров. Из полученных результатов следует, что хотя он не обязательно делает своих актеров более эмоциональными, он все же способствует их развитию, особенно в области коммуникации и мышления. Также отмечается, что самодеятельный театр влияет на эмоциональную сферу зрителя, заражая их настроением спектакля и вызывая различные чувства после просмотра.

Более того, исследование показывает, что дети, участвующие в самодеятельном театре, развивают определенные личностные качества, которые могут быть полезны как на сцене, так и в повседневной жизни.

Дополнительно, анализ предыдущих работ позволяет выделить ряд качеств, которыми должен обладать актер, таких как: терпение, уверенность в себе, коммуникабельность, энергичность, фантазия, наивность, трудолюбие и другие. Эти качества можно развивать с помощью актерских тренингов, отмечая, что актерское искусство – это не только талант, но и результат упорной каждодневной работы.

Выводы и результаты:

1. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше различают эмоции у других людей, так как их эмоциональная сфера развита сильнее.

2. Участники самодеятельного театра имеют более высокий уровень эмпатии, что позволяет им лучше понимать других людей.

3. Эмоциональная сфера людей, занимающихся самодеятельным театром, развита сильнее, чем у людей, не занимающихся самодеятельным театром.

Данные результаты позволяют сделать вывод о положительном влиянии занятий самодеятельным театром на развитие эмоциональных навыков и эмпатии у участников. Таким образом, занятия театром могут быть полезны для развития человеческой эмоциональной сферы и способности понимать эмоции других людей.

4. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, имеют более высокий уровень тревожности.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/psihologiya-aktera/

1. Бойко В.В.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М., 1991.

3.Выготский Л.С. Психология искусства М., 1998.

4. Вилюнас В.К., Гипперейтер Ю.Б. Психология эмоций М.,1993

5. Гамезо М.В., Дамашенко И.А. Атлас по психологии М., 1986.

6. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности С., 2001.

7. Лук А.Н. Эмоции и личность М., 1982.

8. Макаренко Ю.А. Мудрость чувства М., 1970.

9. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни М., 1978.

10. Станиславский К.С. Работа актера над собой М., 1954.

11. Якобсон П.М. Психология чувств М., 1989.

Приложения

Сводная таблица по определению эмпатии

Таблица №1

48..50 51..53 54..56 57..59 60..62 63..65 66..68 69..71 72..78 79..82 83..86 83..86
2 2 7 8 4 3 1 0 0 0 2 1 0
1 0 0 0 1 2 3 5 3 8 0 0 1

Сводная таблица по уровню тревожности

Таблица №2

9..11 12..14 15..17 18..20 21..24 25..27 28..30 31..33 34..36 37..38
2 0 0 2 2 6 1 7 3 2 2
1 5 7 8 1 1 3 0 0 0 0

Сводная таблица по уровню алексетимии

Таблица №3

38..41 42..45 46..50 51..56 57..60 61..65 66..70 71..76 77..80 81..86 87..93 87..93
2 1 1 1 2 5 5 5 1 3 1 0 0
1 0 0 0 0 2 1 3 7 4 6 2 2

Сводная таблица по методикам для 1 группы

Таблица №4

актеры пол возраст эмпатия тревога эмоции алекситимия
1 М 18 82 34 18 83
2 М 19 78 38 17 75
3 Ж 18 66 29 18 72
4 Ж 18 71 22 18 84
5 Ж 18 70 30 18 73
6 Ж 17 78 27 19 60
7 Ж 17 61 28 19 76
8 Ж 19 65 27 17 68
9 Ж 17 67 22 18 92
10 Ж 17 86 32 20 82
11 Ж 17 78 37 16 81
12 М 15 57 27 19 71
13 Ж 15 67 25 20 72
14 Ж 15 67 35 21 71
15 М 49 73 32 19 78
16 Ж 16 68 23 18 69
17 Ж 15 69 25 20 65
18 Ж 16 65 25 18 82
19 Ж 16 79 29 17 80
20 Ж 15 78 30 19 78
21 Ж 15 78 25 18 81
22 Ж 15 75 28 18 58
23 Ж 18 76 31 19 80
24 Ж 18 62 23 18 93
25 Ж 18 64 28 19 68

Сводная таблица по всем методикам для 2 группы

Таблица №5

Пол возраст тревожность эмоции алекситимия эмпатия
1. Женский 16 20 12 59 59
2. Женский 16 26 9 66 60
3. Женский 16 13 8 64 48
4. Женский 17 9 8 60 51
5. Женский 17 10 16 77 56
6. Женский 17 19 9 45 49
7. Женский 17 17 5 38 53
8. Женский 18 12 4 50 48
9. Женский 18 9 3 68 55
10. Женский 19 24 6 56 54
11. Женский 18 15 7 72 53
12. Женский 18 9 8 59 53
13. Женский 18 15 12 66 58
14. Женский 18 14 11 85 62
15. Женский 19 27 3 77 54
16. Женский 15 14 7 52 53
17 Женский 17 12 8 65 52
18. Мужской 15 14 4 60 56
19. Мужской 49 27 7 68 55
20 Женский 15 17 8 70 49
21. Женский 15 16 5 60 48
22. Мужской 18 13 4 58 51
23. Мужской 19 10 6 61 52
24. Женский 15 16 7 65 54
25. Женский 16 16 5 66 54

Сводная таблица по определению эмоций

Таблица №6

актеры Зрители

Таблица  1

1.брезгливость 35 28
2.Любопытство 18 13
3.Грусть 29 18
4.Страх 34 30
5.Горе 37 30
6.Ужас 48 30
7.радость 47 34
8.Скорбь 27 11
9.Недоверие 29 9
10.Удивление 41 32
11.Сомнение 28 11
12.Испуг 42 28