Значение памяти и внимания для медицинского работника

Курсовая работа

2.1. Общее представление о памяти.

Впечатления, которые человек получает об окружающем его мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно — рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

4 стр., 1749 слов

Мое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья

... Только сочувствия мало, надо развивать возможности Что такое инвалидность? Наверное, приговор, потому как человек с ограниченными возможностями — неполноценный член общества. И все- ... 8(49643)3-29-55 «Ребенок с ОВЗ: мой опыт общения» Масленникова Наталья Андреевна Региональная дистанционная педагогическая конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: равные возможности-новые ...

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда — то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

3. Основная часть.

3.1.Виды памяти и их особенности.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Мгновенная, Кратковременная

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной, Долговременная, Генетическую память, Зрительная память, Слуховая память, Двигательная память, Эмоциональная память, Осязательная, обонятельная, вкусовая

непроизвольную

3.2. Основные процессы памяти.

К основным процессам памяти относятся:

  • запоминание
  • сохранение
  • воспроизведение
  • забывание

запоминания

забывание

Итак, на входе — запоминание, запечатление, на выходе — воспроизведение. При этом часто по одному-единственному процессу — воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти. И качества всех других процессов памяти выводятся из представления о том, каким должно быть воспроизведение. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным : аппарат должен выдать нужную информацию тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственно особое качество — готовность памяти .

15 стр., 7297 слов

Историческая память свой аргумент из жизни. Проблема памяти, ...

... будущих поколений. Аргумент 1 Размышляя о проблеме памяти, я вспоминаю повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, сильная духовно женщина, бережет прошлое с помощью сохранения покинутых домов и ... замечая того, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми. В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин умело показал не только судьбы людей в переломные моменты их жизни, но и их отношение ...

3.3. Индивидуальные различия памяти у людей.

количественные

зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая

Наибольшего развития у человека достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, с его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению, — писал С.Л. Рубинштейн, — что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты». Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

амнезиями

акцентуации

ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия

Основатель психоанализа З. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

3.4. Теории и законы памяти.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

ассоциативная теория.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи меж-ду отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долго-временных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Бла-годаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза.

4 стр., 1555 слов

Как мало мы знаем о профессиях обычных людей живущих рядом с нами

... же орбите, i (26)Как мало мы знаем о профессиях обычных I людей, живущих рядом с нами, и как редко возни­кает разговор об этом! I (По С. Львову) 22 Львов Сергей ... нему в депо и мне пред- | ставлялась его работа, память сразу подсказала при- ' вьгчные слова: стальные магистрали, по ним ... к нему в депо и мне представлялась его работа, память сразу подсказала привычные слова: стальные ма­гистрали, по ним ...

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию. Понадо-билось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распре-деления элементов во времени; как сохраняются в памяти элемен-ты запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

гештальттеория.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение струк-турирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль наме-рений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мне-мических процессов).

Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной ос-нове.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека опре-деленную установку на запоминание или воспроизведение. Соот-ветствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избира-тельности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся об-разования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.

бихевиоризма

Заслугой З.Фрейда и его последователей в исследовании памя-ти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие инте-ресные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

смысло-вая теория памяти.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов состав-ления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритми-ческому моделированию процессов памяти.

7 стр., 3068 слов

«Влияние музыки на здоровье человека» материал по музыке

... что без каких-либо специальных , память человека улучшались пропорционально тому, на сколько долго он в детстве занимался музыкой. Еще одним доказанным фактом положительного влияния музыки на здоровье человека, является тот факт, что звучные ...

информационно-кибернетической.

теорией деятельности.

Начало изучению памяти как деятельности было положено рабо-тами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

теории происхождения высших психи-ческих функций.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механиз-мов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А. А. Смирнов. Он устано-вил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодо-лением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, полу-чил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатле-ваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить собы-тия, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уве-ренным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспро-изведения событий и уверенностью в этой точности не всегда суще-ствует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до коли-чества, превышающего максимальный объем кратковременной па-мяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличе-нии такого ряда возрастает и количество необходимых для его запо-минания повторений. Например, если после однократного запомина-ния в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспро-извести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет рав-но 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повто-рений.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его увоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти вос-производятся его начало и конец («эффект края»).

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктив-но для его запоминания, чем распределение таких повторений в те-чение определенного периода времени, например в течение несколь-ких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ас-социативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две за-кономерности:

  • память человека связана с его личностью, причем таким обра-зом, что патологические изменения в личности почти всегда сопро-вождаются нарушениями памяти;
  • память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восста-новлении памяти дело обстоит наоборот, т.

е. сначала восстанав-ливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наибо-лее сложные и недавние.

анализ, систематизация, обобщение, синтез

При воспроизведении какого-либо текста с целью его запомина-ния в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Установка на запоминание

связать его с основной целью деятельности.

повто-рения.

Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным А. Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

реминисценцией.

4. Заключение.

Подведем итоги того, что было сказано о памяти, и одновременно попробуем сформулировать на основе изложенного мною материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.

1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух.

Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоми-нается.

2. Если предметом запоминания является текст, то наличие зара-нее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста , способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопро-сы к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.

В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые — на приобретении и активном использовании в процес-сах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.

4. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять внима-нием, могут оказаться полезными и дли запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания дошкольниками и младшими школьниками учебного материала, кото-рый стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизволь-ный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

5. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмо-ции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоцио-нальный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

6. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоми-нания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавли-вается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания чело-век находится в приподнятом или подавленном настроении, то искус-ственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

7. Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запо-минание, то приемы направленные на развитие воображения у де-тей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковремен-ной и оперативной памяти в долговременную.

8. Привычка к осмысленному восприятию материала также свя-зана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершен-ствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей, составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностя-ми и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т.п.

В заключение, я хотела бы сказать, что мы не представляем наш мир, нашу жизнь без памяти, что еще раз подтверждает ее огромное значение. Поэтому каждому человеку и тем более каждому медицинскому работнику необходимо развивать у себя память, которая является очень важным и необходимым психофизиологическим и культурным процессом, выполняющим в жизни человека огромное количество различных функций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Узнавание фигур, или Как проверить свою память.

Цель. Исследование процессов восприятия и узнавания у детей и взрослых.

Описание., Первая инструкция., Вторая инструкция., Обработка результатов.

E = M/9 + N,

где М — число правильно узнанных фигур,

N — число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем луч-ше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процес-сы узнавания другого материала — буквенного, цифрового, словесного.

Методика исследования кратковременной памяти, или

Как выбрать нужную информацию.

Цель. Определение объема кратковременной зрительной па-мяти.

Описание., Инструкция.

Оценка. По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной па-мяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, — 10 еди-ниц материала. Средний уровень: 6 — 7 единиц.

3. Методика «Оперативная память», или Как запомнить много за короткий срок.

Цель. Изучение оперативной памяти (для взрослых испытуемых).

Инструкция.

Числовые ряды.

а) 5, 2, 7, 1, 4

е) 4, 2, 3, 1, 5

б) 3, 5, 4, 2, 5

ж) 3, 1, 5, 2, 6

в) 7, 1, 4, 3, 2

з) 2, 3, 6, 1, 4

г) 2, 6, 2, 5, 3

и) 5, 2, 6, 3, 2

д) 4, 4, 6, 1, 7

к) 3, 1, 5, 2, 7

Ключ.

а) 7 9 8 5

е) 6 5 4 6

б) 8 9 6 7

ж) 4 6 7 8

в) 8 5 7 5

з) 5 9 7 5

г) 8 8 7 8

и) 7 8 9 5

д) 7 9 7 8

к) 4 6 7 9

Обработка данных.

3. Методика «Образная память», или

Как отличить предмет от его изображения.

Цель. Изучение кратковременной образной памяти.

Описание., Инструкция.

Оценка. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме — это 6 и более правильных ответов.

Оценка,

баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество воспроизведенных образов

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5

4

3

1-2

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/znachenie-pamyati-i-vnimaniya-dlya-meditsinskogo-rabotnika/

1) Е.И. Рогов «Общая психология». Москва, 1995г.

2) О.И. Полянцева «Психология для средних медицинских учреждений». Ростов — на — Дону, 2004г.

3) Р. Римская, С. Римский «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других». Москва, 2001г.