Цели и задачи курса «Сольфеджио»

Курсовая работа

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…..…………………………..24

I. Введение.

Изучение предмета сольфеджио представляет собой познавательную деятельность, направленную на всестороннее развитие музыкального слуха и объединяющую восприятие музыки, её исполнение, оценку и осмысление. Этот вид деятельности охватывает все три плана поведения человека: практический, теоретический и социальный. На уроках развивается ряд навыков, необходимых для будущего музыканта: музыкальный слух, умение верно интонировать, умение определять метр, ритм и темп того или иного произведения и т.д. Как известно, главная цель занятий сольфеджио — разностороннее развитие профессионального «мыслящего слуха» (термин Маслёнковой Л. М.), что должно быть обусловлено систематическими занятиями, формирующими стабильные навыки.

Обучение сольфеджио идет параллельно с обучением прочим музыкальным дисциплинам как теоретического, так и практического характера. Вместе с тем обучение сольфеджио подчас оказывается для ребенка «камнем преткновения», вызывает определенные трудности для понимания и усвоения, что обусловлено в равной мере особенностями учебной дисциплины, которой свойственны точность формулировок, абстрактность и прочие черты, роднящие ее с точными науками. Учащиеся лучше воспринимают учебный материал, когдапедагог преподносит его, обогащая элементами других дисциплин. Поэтому для современного музыкального образования актуальным является изучение материала в соответствии с другими предметами курса музыкальной школы.

Объект исследования настоящей работы – методические принципы в обучении сольфеджио учащихся в ДМШ и ДШИ. Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Предмет работы — межпредметные связи, которые помогают не только усвоению сольфеджио и других дисциплин, но и сближают их, делая урок живым и интересным.

Целью настоящей работы является сопоставительный анализ межпредметных связей в изучении сольфеджио и их роли в повышении научно-теоретической и практической подготовки учащихся ДМШ и ДШИ. В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи: проанализировать основные аспекты сольфеджио как учебной дисциплины; определить межпредметные системы знаний, умений и навыков, необходимые музыканту для усвоения основных элементов музыкального языка. Методологическую основу работы составляют методики музыкантов-теоретиков Н.А. Царевой, М.Н. Бариновой, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугиной, И.А. Котляревского, Ю.А. Полянского и психология музыкальных способностей Б.М. Теплова, А.П. Готсдинер. Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

10 стр., 4739 слов

Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе

... по специальности, а на индивидуальных занятиях в этом классе – знания и понятия, освоенные в курсе сольфеджио. В детских музыкальных школах группы комплектуются по возрастному принципу – это требование педагогики. Методику работы по сольфеджио ...

II. «Сольфеджио» – многопрофильная дисциплина

Цели и задачи курса «Сольфеджио»

Сочетание в сольфеджио черт и особенностей, свойственных теоретическим дисциплинам, с одной стороны, и специальности — с другой, предъявляет особые требования к уроку. Необходимо такое педагогическое мастерство для преподавания сольфеджио, чтобы возбудить у учащегося интерес к занятиям. Увлекательность занятий по сольфеджио — совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. Никогда не удается добиться значительных результатов в развитии слуха там, где царят скука и формальное прохождение сольфеджио.

Сольфеджио — многопрофильная дисциплина, предусматривающая широкий круг задач. В неё включается воспитание слуха, выработка навыков пения, практическое освоение теории музыки и основных музыкально-языковых средств, развитие музыкального мышления. В разные исторические эпохи постановка и решение этих задач постепенно формировали предмет сольфеджио как учебной дисциплины. «Зарождение интереса к психологическим аспектам воспитания музыкального слуха произошло в первой половине ХХ века в трудах Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, С.М. Майкапара и других выдающихся музыкантов. В настоящее время их идеи активно развиваются и оказывают решающее влияние на переосмысление содержания дисциплины сольфеджио и создание фундаментальной научной базы для совершенствования методики её преподавания с привлечением знаний не только из смежных музыкальных дисциплин, но и из психологии, психофизиологии, лингвистики, семиотики, теории информации, педагогики, психотерапии»[1].

За последние десятилетия методика преподавания сольфеджио подверглась ряду коренных изменений. Изменились не только методы преподавания, но и содержание и цели предмета. Перестройка методов преподавания сольфеджио была во многом связана с выработкой новых, прогрессивных методов воспитания музыкантов, базирующегося на углублении и развитии наиболее ценных сторон музыкальной педагогики прошлого.

Цель методики преподавания сольфеджио – планомерно-регулирующее воздействие на слух учащихся системой определенных приемов и методов, воспитание комплекса навыков и умений в слуховом восприятии и интонировании. Это значит, что музыкальный язык должен стать для учащихся таким же простым и доступным, как речь. В курсе сольфеджио есть главные вопросы, без знания которых нельзя исполнить или записать на бумаге мелодию любого стиля. Это прежде всего метроритм, лад, ступени лада – и координация этих явлений. При этом важно, чтобы слух юного музыканта не воспитывался формальным образом, чтобы умение прекрасно разбираться в аналитических структурах не заслоняло главного – способности воспринимать музыку духовно, эмоционально. Ведь музыка – не набор схем и созвучий. Это живой мир эмоций.

Задачи предмета сольфеджио. Общие – развитие музыкального мышления, творческих навыков, памяти, внутренних слуховых представлений. Воспитание гибкого, активного слуха, способного функционировать в условиях постоянного обновления музыкального языка и перестройки слухового сознания. Частные (техническая оснащенность слуха) – совершенствование слухо — двигательного аппарата, выработка быстрой и точной слуховой реакции, правильное интонирование. Инерция слуха и ее преодоление. Необходимость подчинения частных задач достижению главной цели – воспитанию музыкального слуха как орудия музыканта и его профессиональной деятельности. Каждый урок должен не только обеспечить усвоение основных теоретических понятий, но и обеспечить развитие у учащихся образности, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости [6, c. 47].

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей, развитию воображения детей младшего школьного возраста Цель: изучить роль восприятия музыки в ...

В научно-методической литературе, посвящённой проблемам современной школы, подробно анализируется положительное влияние использования межпредметных связей, повышающих эффективность обучения, формирующих комплексное видение рассматриваемых явлений, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Требуются новые технологии обучения, которые будут интересны современному учащемуся, живущему в условиях научно – технического прогресса. Новое, в сочетании с лучшими методическими традициями прошлого, позволит воспитать профессионального музыканта, исполнителя и педагога.