Восприятие акварели часто связывалось с представлением о каком-то очень простом и даже несерьезном способе живописи, подходящем скорее для начального этапа обучения, предваряющем обучение масляной технике. Акварельная техника не вызывала у профессионалов должного серьезного отношения. И сегодня такое устоявшееся мнение не является редкостью. Современные художники стали обращать пристальное внимание на развитие акварельной техники, предприняты первые шаги возрождения классической акварели.. Проблема данного исследования заключена в том, что методы, технологии и приемы акварельной техники недостаточно глубоко изучены. На сегодняшний день в педагогических и художественных учебных заведениях накопился большой методический опыт обучения акварели. Его необходимо изучать, подвергать научному анализу, делать достоянием педагогической и художественной общественности. Таким образом, исследование художественно-выразительных особенностей акварели как средства живописи и графики, анализ методического опыта акварельной живописи и ведущих художников акварелистов, определение наиболее эффективных методических и технических приемов в акварели — все это актуальные проблемы теории и методики обучения будущих художников акварелистов.
Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства в различных формах образования детей, ибо среди художественных материалов для школьников выделяется своей доступностью, не требует сложных специальных приспособлений. Но для того, чтобы обучать этой «доступной» технике, педагог должен сам уверенно владеть навыками письма акварелью, однако подготовка учителей в этой области является недостаточной. Поэтому в высшей педагогической школе искусству акварели должно быть уделено более серьезное внимание. В настоящее время в курсе живописи она часто играет второстепенную роль, становится предварительным этапом к освоению масляной живописи. Важнейшей и вечно актуальной проблемой изобразительного искусства является воспитание зрителя. Чтобы воспринять и оценить достоинства произведения, выполненного акварелью, зритель должен быть знаком с ее возможностями, проникнуться уважением к ней как средству художественного отражения мира
Глава 1. Суть акварели и ее свойства
акварель краски живопись пейзаж
АКВАРЕЛЬ (aquarelle)
Суть акварели в отражённом бумагой свете, проходящем через прозрачные слои красок.
Техника акварели проста. Надо всего лишь уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге одновременно.
Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе
... в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности. Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах. В работе поставлены следующие задачи : изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, ...
Техника акварели легка: за искусством не видно труда. Путь к этой лёгкости лежит через десятки килограммов изведённых листов (акварель не переносит поправок), через соблазны использования белил и иных химических арсеналов (акварель не нуждается в макияже).
Всякий художник может работать акварелью, но не каждый может написать акварель
Каждая акварель неповторима: залогом тому соавторство Воды.
Константин Кузема
Акварель (образовано от латинского слова aqua — вода) — клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель. В этой статье рассматриваются особенности, свойства и ее состав акварели.
Особенность акварели — исключительная прозрачность цвета. Отталкиваясь от данного свойства можно выстроить и остальные. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. Таким же образом увеличивается и насыщенность цвета, если используется один и тот же красящий состав. Иными словами, можно наложить краску так, чтобы просвечивала бумага, можно наложить цвет на цвет, чтобы просвечивал нижележащий слой, образуя новый цветовой оттенок. Это достигается чистотой применяемых материалов, а так же высокой дисперсностью пигментов.
В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых — применение большого количества воды, ведь даже название акварели происхотит от слова «вода». Още одно отличие — сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда «многоцветный» (от 16 цветов и более).
При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота.
Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.
Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).
Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью — способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.
Состав акварели:
пигменты (тонкодисперсные порошки),
связующее — гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,
пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),
поверхностно активное вещество — бычья желчь — позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли, антисептик — фенол, предохраняет краску от плесени.
Акварельные краски:
Художественные (для живописных работ).
Оформительские.
1 Исторические пути развития акварели
Акварельная живопись имеет большую историю и богатейшие традиции. Название «акварель» происходит от латинского слова aqua — вода (французского — aquarelle) и означает вид живописи, произведение, выполненное в этой технике, а также краски, которые разводятся водой. Так как вода является растворителем для этого вида красок, отсюда и название живописи этими красками. Акварель — единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только качеством применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.
Акварельная живопись
... место между различными родами живописи. Краски, служащие для акварели, содержат в себе некоторое ... краски) берутся кистью, смоченной водой, с плиток или чашечек. Акварелью пишут на бумаге: наложенная на нее краска, ... красок и весь вспомогательный материал, нужный для живописца, - все это составляет предмет множества сочинений более или менее практического характера. Вообще, все технические виды живописи ...
Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в миниатюрной живописи.
В XV — XVII вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Отличным примером этого могут быть пейзажи А.Дюрера, голландских и фламандских художников.
Со второй половины XVIII века акварель стала широко применяться в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются первые профессиональные художники-акварелисты. Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажненной бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации с размывками и прорисовкой деталей тонким пером. В Великобритании (А.и Дж.Р.Козенс, Т.Гёртин), во Франции (Ж.О.Фрагонар, Ю.Робер), в России (Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов, С.Ф.Щедрин, Ф.М.Матвеев и др.).
Во второй четверти XIX века в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белой бумаги. Особенности акварели как материала живописи — воздушность, прозрачность и тонкость — явились теми качествами, которые привлекали к ней внимание многих художников. Постепенно под воздействием общего развития живописи, обогащаясь и совершенствуясь, акварель обособилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Возникла станковая акварель, которая по своим живописным достоинствам и художественной ценности достигла совершенства и не уступала картинам, выполненным масляными красками. Одновременно со станковой акварельной живописью развивались иллюстрационная и архитектурная акварельные графики.
В России в этой манере работали К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Своеобразна техника портретной живописи П.Ф.Соколова (с виртуозной моделировкой формы мелкими штрихами и точками, широкими цветовыми заливками), который вдохнул новую жизнь в искусство миниатюрного портрета. Он работал на бумаге чистыми красками без примеси белил. Художник закрепил за акварелью присущие ей главные достоинства — прозрачность и воздушность. Его миниатюрные портреты отличались удивительной простотой, красотой цветовых оттенков и безупречным рисунком («Портрет дамы в зеленом платье», «Портрет молодого офицера» и др.).
Русская историческая живопись первой половины XIX века
... жанру. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. В русской живописи XIX века раскрываются две ... и Большие серебряные медали» [4] . Однако учителя были крайне недовольны теми работами юного художника, в которых он нарушал строгие академические правила. Наиболее ранее произведение Брюллова – ...
В XIX веке акварельное искусство получает значительное развитие. Живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений свойственны работам многих художников. В это время в технике акварели плодотворно работали Э.Делакруа, О.Домье, П.Гаварни во Франции, А.Менцель в Германии, И.Е Репин, В.И.Суриков, М.А.Врубель в России. Продолжался расцвет английской школы акварели (Р.Бонингтон, Дж.С.Котмен, И.Кэллоу, И.Тёрнер).
В конце XIX — начале ХХ в. большой вклад в историю русской акварельной живописи внесли мастера, входившие в творческое объединение «Мир искусства», и художники их круга. Различные творческие личности объединяло общее стремление к высокому профессиональному мастерству и поискам современного языка в искусстве.
Для акварели ХХ века характерна большая свобода технических приемов. В произведениях художников происходит соединение графики и живописи. Большинство «мирискусников», как и примыкавшие к ним по характеру творчества художники А.Я.Головин, Л.С.Бакст, Д.Н.Кардовский, Ф.А.Малявин, М.В.Добужинский, К.Ф.Юон, Б.М.Кустодиев, З.С.Серебрякова в своем творчестве использовали акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, бронзой и другими материалами. Однако в чистом виде акварельная техника в основном сохраняется у художников К.А.Сомова, А.Н.Бенуа и А.П.Остроумовой-Лебедевой.
Ярко и оригинально в лучших традициях русской станковой акварели работают такие мастера живописи, как: Г.С.Верейский, В.М.Конашевич, Н.А.Тырса, К.И.Рудаков, Н.Н.Купреянов, В.В.Лебедев, Л.А.Бруни, П.В.Митурич, С.В.Герасимов, А.В.Фонвизин, Л.В.Сойфертис и многие другие художники.
Период становления и поиска своего творческого языка переживает и белорусская школа акварели. Примеры использования акварельной техники в Беларуси мы можем увидеть в миниатюрах Радивиловской летописи. В XVII — XVIII вв. водяные краски использовались для раскрашивания гравюр.
Творческие процессы XIX — начала XX века, которые наиболее ярко проявлялись в Польше и культурных центрах Российской империи, в полной степени были характерны и для ее провинции — Северо-Западного региона, в состав которого в то время входила территория Беларуси. Здесь работали представители разных художественных школ. Творчество Ф.Смуглевича, Ю.Пешки, Я.Дамеля, Н.Орды, В.Ваньковича было тесно связано с культурной жизнью Беларуси, а также Польши и Литвы.
В произведениях батального жанра Яна Дамеля (1780-1840 гг.), который в последнее время работал в Минске, также, как и в работах его современника Януария Суходольского (1797-1831 гг.), уроженца Гродно, проявилось умение создавать ландшафтные и многофигурные композиции со сложными социальными характеристиками героев.
Польский художник Юзэф Пешка (1767-1831 гг.), который долгое время жил в Витебске, Минске, Могилёве, создал серию акварельных работ с натуры краеведческого и этнографического характера. Они имеют одинаковую ценность и как исторические документы эпохи, и как образцы графического искусства.
Художник, литератор, музыкант Наполеон Орда (1807-1883 гг.), выходец из Гродненской губернии, оставил после себя большое количество акварелей с изображением конкретных исторических мест Беларуси и мотивами природных пейзажей. Достоверность изобразительного повествования придают работам художника не только историческую, но и эстетическую содержательность (замки в Мире, Лиде, Несвижский дворец, виды Гродно, Минска и многие др.).
Развитие графики в Англии: акварель, меццо тинто, гравюра конца ...
... реалистическое искусство. Вместо повторения живописных произведений художники-граверы ... Основоположник национальной школы живописи начинал как гравер. ... акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж. С помощью печатной графики получают тираж произведений искусства. ... на XVIII—XIX вв. Ближе к XIX веку интерес сместился к уникальной, воплотившейся в меццо-тинто и акварельных ...
Позже на их основе были сделаны литографии, которые издавались в альбомах по 20-30 листов.
Краеведческо-этнографическое направление, отмеченное произведениями Н.Орды, Ю.Пешки, продолжилось в акварелях М.Кулешы, Д.Струкова, И.Трутнёва. В начале ХХ века изучением культурного наследия нашего народа, отображая в своих работах известные места родного края, что на Витебщине, занимался Язэп Дроздович.
Примером академической акварели являются портреты Ю.Пэна, ученика П.Чистякова. Его акварельные работы выделяются тонким восприятием живописных качеств водяных красок. В станковой жанровой акварели широкое распространение среди белорусских художников получили произведения Н.Тарасикова, В Кудревича, Л.Лейтмана, В.Волкова, М.Филипповича, А.Остаповича.
Акварельные эскизы к картинам Валентина Волкова (1881-1964 гг.), которые сохранились до наших дней, демонстрируют высокое качество классической акварельной техники. Оставаясь верным принципам реализма, он передал свои взгляды ученикам Витебского художественного техникума. В 30-е годы после окончания художественного техникума, определяется начало творческого пути многих художников, которые в дальнейшем внесли существенный вклад в развитие акварельного искусства Беларуси. Среди них Н.Тарасиков, Е.Красовский, Н.Беда, А.Волков, В.Цвирко, Н.Головченко, Н.Чураба и др. Одним из первых белорусских художников, которого по праву можно назвать ведущим акварелистом, был Лев Лейтман (1896-1974 гг.).
Акварель и гуашь для него на протяжении всего творческого пути были основными средствами художественного самовыражения. Наряду с творческой деятельностью он преподавал в Витебском художественном техникуме, где первые уроки профессионализма получили многие художники следующего поколения. Расширение традиционного диапазона образных средств водяной живописи в творчестве Л.Лейтмана стало той движущей силой, которая подняла белорусскую акварель на качественно новый уровень развития. Он выступил не только как классик акварельной живописи, но и как реформатор её традиционных форм.
Новый этап развития акварели наметился в начале 1960-х годов. Организуются всесоюзные (с 1965 г.) и республиканские (с 1966 г.) акварельные выставки, формируются локальные школы акварели (Витебская школа акварели).
Утверждение акварели как самостоятельного вида живописи и выделение своеобразности белорусского акварельного искусства непрерывно связано с именами таких художников, как: А.Последович, Г.Поплавский, В.Стельмашонок, Г.Ващенко, П.Драчов, И.Протасеня, И.Столяров, Г.Шутов, Ф.Гумен, Н.Марченко и др. Их новаторство и профессиональный опыт, который они внесли в акварельное искусство, значительно усилили идейно-содержательный и стилистический потенциал белорусской акварели.
Значительный подъём творческой активности в области акварельного искусства проявился в Витебске, где роль базовой академической подготовки художников выполнял художественно-графический факультет пединститута (сейчас Витебский государственный университет имени П.М.Машерова).
Среди художников-акварелистов выделились сразу две яркие и непохожие одна на другую творческие личности — Геннадий Шутов (1939) и ученик Ивана Столярова — Феликс Гумен (1941 г.).
Романтизм в живописи и литературе русских художников и поэтов ...
Открытая поэтами-романтиками тема в литературе, получила свое развитие и в творчестве художников, а так как я увлеклась живописью, мне захотелось соединить поэтов и художников, работающих в ... реферат с элементами исследования и презентацию. 1. О романтизме как направлении культуры Романтизм как направление культуры сформировался в Европе на рубеже XVIII – XIX веков. Предметом изображения романтиков ...
Их творческие индивидуальности определились в разных эстетических взглядах и стилистической манере исполнения, но вместе с тем проявилась общая приверженность к графической тенденции в акварели. Творческие принципы Ф.Гумена были поддержаны и получили своё развитие в работах его учеников: В.Ляхович, В.Напреенко, Ф.Киселёва, Л.Вороновой, Н.Миронова, М.Овчинникова, В.Свистунова, В.Рынкевича и др. Работая в разных специальных учебных заведениях республики, художники-педагоги широко распространили и обогатили эстетику и методику акварельной живописи витебской школы, создав свои самостоятельные локальные школы.
В 80-е года в конструкционно-образном строе станковой акварели намечаются элементы графического дизайна. Беспредметный характер изображения, стремление к монохромности, абсолютизация тонального пятна, пластики линии, ритма — внешние приметы нового направления. В достижении выразительности произведения, некоторые художники не ограничивают себя в изобразительных средствах, используя вместе с акварельными красками гуашь, акрил, темперу, анилиновые красители, а также аппликацию. Импровизации комбинированной авторской техники характерны для творчества В.Савича, А.Вахрамеева, Д.Суриновича, П.Драчова, А.Кветковского и др. Одна из тенденций современной акварели — живописная. Здесь главную роль в создании акварельного образа, наполнении его эмоциональным содержанием выполняет цветовой строй композиции. Многие произведения акварельной живописи имеют ярко выраженный декоративный характер. Своеобразны по живописной палитре, имеющей декоративный характер композиции аллегорического и символического содержания Зои Литвиновой (1938 г.).
Плоскостная декоративность композиции, абстрактность форм, сложное письмо комбинированной техники характерны для работ Валентины Ляхович (1945 г.).
Сюжеты акварельных листов Светланы Катковой, Ирины Лобан и Зои Луцевич построены на импровизации живописной пластики ритмов, неожиданной взаимосвязи стилизованных форм живого и предметного мира.
ХХ век и особенно его вторая половина, в истории белорусской акварели характеризуется революционными переменами идейно-образного и стилистического содержания. На второй план отошли прикладная и иллюстративная функции акварели, документально-повествовательные сюжеты уступили место аллегорическим, ассоциативным, абстрактным композициям. Расширение выразительных средств акварельной живописи обогатило традиционное письмо большей условностью форм и свободой технических приёмов.
Белорусская акварель конца ХХ века приобрела статус видовой самостоятельности в структуре морфологии изобразительного искусства, устойчиво заняв место между живописью и графикой. Новый взгляд на традиционный вид живописи значительно увеличил возможности использования акварели в творческом процессе. Примером тому может быть в 2007 году первая в Беларуси Международная выставка акварели, которая состоялась в Полоцке. Выставка и научно-искусствоведческий симпозиум «Акварель: традиции и эксперименты в пространстве современного искусства» выявили необычный интерес к проблеме акварели как самостоятельного вида искусства.
Приведенный краткий исторический обзор возникновения и становления акварели свидетельствует о популярности этого вида живописи среди большинства художников. Одни использовали акварель для эскизов, другие придавали ей не меньшее значение, чем живописи масляной, для третьих акварель стала основой их творческой деятельности. Постепенно определялись принципы и правила акварельной живописи. Одновременно у художников из поколения в поколение росли и совершенствовались технические способы и приемы акварели, устанавливались критерии её оценки, расширялся диапазон технических средств, различных почерков и жанров.
Средства художественной выразительности живописи
... акварельными и гуашевыми красками в течение всего периода обучения [4, с.131]. 3. Выразительные средства живописи Художественными средствами изобразительного искусства в разных ... живописью, нежели графикой; акварельная живопись - техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые - к графике, поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»; живопись ...
Произведения мастеров говорят о том, что возможности и средства технического использования акварели — беспредельны, что при необходимом опыте, живописной грамоте и соответствующей технике письма можно добиться большой выразительности образов, богатства света и цвета, многообразия в передаче формы и фактуры предметов.
Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших тонально-цветовых оттенков натуры, особенно атмосферных явлений. Передача пространственности планов, трепетности воздушной среды, состояния освещенности, материальности предметов — всё это доступно профессионально подготовленному акварелисту. Вместе с тем, традиции отечественной акварели учат начинающего акварелиста быть внимательным в освоении способов и приемов акварельной живописи, изучении основ изобразительной грамоты, особенностей и свойств материалов. Несмотря на кажущуюся легкость, работа в технике акварели в известной степени труднее живописи другими красками (гуашью, темперой, маслом).
Эта трудность состоит в том, что акварель не переносит исправлений и переделок, от которых нарушается верхний слой бумаги и живопись чернеет. «Поэтому от художника требуется большая сосредоточенность и перед началом работы совершенно ясное представление о том, что он хочет и как он должен исполнить задуманное», — писала А.П.Остроумова-Лебедева.
В большей степени усвоена и методически разработана сфера традиционной академической акварели, где ее специфика ограничивается исключительно использованием прозрачности красочного слоя. Историческая эволюция акварели в материалах, технических приемах, образах и особенно ее интенсивное развитие во второй половине нашего столетия раскрыла богатые, ранее не использованные специфические качества акварельной живописи.
Специфические качества акварели определяются в основном двумя факторами: физическими особенностями материалов (бумаги, красок, воды, добавок к краскам, инструментов) и творческой индивидуальностью автора. Если составляющие первого поддаются конкретному анализу, классификации и даже конструированию (используя различные синтетические и природные добавки, можно заранее определить технические эффекты в будущей работе), то второй фактор полностью зависит от личных черт характера художника и в первую очередь от его импровизационных способностей и пластичности мышления. В художественной практике эти факторы неразделимы.
Акварельную живопись характеризует широкий диапазон прозрачности красочного слоя (в создаваемый процесс включается огромный изобразительный потенциал самой бумаги) и динамичность водяной краски, ее движение, самоактивность. Именно эти качества определяют природу акварели. Современная акварель требует не только знания академических законов живописи, но и особой пластичности и быстроты образного мышления непосредственно в час письма. Технические эффекты, которые являются результатом самоактивности акварели, часто не могут быть точно предусмотрены автором заранее. Бороться с ними — значит убирать самые ценные качества акварели: непосредственность, неповторимость, недосказанность. Мастерство акварелиста проявляется в способности заметить ценность эффекта и продолжить работу, скорректировать первоначальные задачи при одновременном сохранении основной идеи произведения. Уникальность акварельных образов, которые нельзя создать, используя другие техники и материалы, свидетельствует о том, что акварель приобрела статус видовой самостоятельности в структуре морфологии изобразительного искусства. Современные тенденции развития акварельной живописи значительно увеличивают возможности использования акварели в учебном процессе подготовки художников разных специализаций.
Акварельная живопись
... растворении краски в воде, которая содержит растительный клей - гумми. Существует два способа акварельного письма. Первый -- по сухому грунту, второй -- по мокрой поверхности бумаги. История акварельной живописи ... настоящим владением материала, приводит к реализации пустых и совершенно бессмысленных работ. 3. Акварель современных художников Искусство наших дней отражает жизнь. Наверное, это главная ...
Акварель — один из наиболее распространенных видов живописи, который применяется в обучении в специальных художественных заведениях. Это обусловлено прежде всего относительной доступностью и простотой пользования водяными красками в процессе овладения основами изобразительной грамоты, навыками создания цветовой гармонии, организации тональной и цветовой композиции, передачи иллюзии трехмерности, пространства, материальности предметов и т.д.
2 Современная акварель
Сейчас как в России, так и за рубежом, существует множество фирм, производящих акварельные краски, но не все они соответствуют высоким требованиям, которые предъявляют к ним художники, работающие в технике акварельной живописи.
Сравнивать достоинства и недостатки профессиональных и полупрофессиональных красок не имеет смысла, так как их различия очевидны, и спутать их трудно. Наша же задача — протестировать современные профессиональные акварельные краски различных мировых производителей и посмотреть, какими возможностями они обладают и для какой техники подходят.
Для тестирования мы взяли несколько наборов акварельных красок.(Daler-Rowney, Англия)
Определить на взгляд, какие цвета перед нами, практически невозможно: чёрные, синие, тёмно-красные и коричневые выглядели одинаково — тёмными пятнами без каких-либо существенных цветовых различий, и только жёлтые, охры, алая и светло-зелёная имели свой собственный цвет.
Остальные же краски пришлось определять опытным путём, пробуя каждый цвет на палитре. И в дальнейшем, во время работы над акварельным листом, это существенно тормозило творческий процесс, хотя работа этими красками оставляет приятное ощущение: они легко смешиваются и дают тонкие колористические переходы. Удобно и то, что краски легко набираются на кисть и мягко ложатся на бумагу. При работе по сырой бумаге в технике Алла Прима после высыхания цвета довольно сильно светлеют, поэтому добиться контрастной живописи можно только по сухой бумаге, перекрывая несколькими слоями ранее положенные мазки. Тогда краски ложатся плотно, как гуашь.(Maimery, Италия)
Мягкая акварель в тюбиках. Эти краски выделяются дизайном, внушительными для акварели тюбиками 15 мл, эстетикой подачи дорогих художественных красок, когда всё продумано и работает на то, чтобы при покупке выбрали именно их. Но нас сейчас интересует самое главное — насколько они удобны в работе и насколько пигменты сохраняют свои свойства и цветовые характеристики при взаимодействии с акварельной бумагой. Уже первые мазки показали, что краски достойны внимания художников, профессионалов, занимающихся акварельной живописью: хорошая цветовая палитра, сочные синие, красные, прозрачные жёлтые, охры мягко взаимодействуют между собой, создавая дополнительные цветовые нюансы акварельной техники. К сожалению, коричневые и чёрные пигменты, даже при повторном наложении мазка, не набирают нужной тональной насыщенности. Чёрная же краска и при многослойной прописи выглядит, как сепия. Есть существенное неудобство и в работе ими. Поскольку акварель в тюбиках мягкая и выдавливается на палитру, при насыщенной живописи пигмент не всегда равномерно набирается на кисть и так же неравномерно ложится на поверхность бумаги. При лессировках, когда краски многократно наносятся на предыдущие высохшие спои, эти недостатки не сильно заметны, но при работе по сырой поверхности бумаги в технике Алла Прима это сильно мешает, поскольку образуются неравномерные сгустки красочного слоя, который при высыхании разрушает цельность положенного мазка. Мягкая акварель больше подходит для классической живописи, хотя при определённом опыте работы этими красками и в технике по-сырому художник-акварелист может создать великолепные образцы.
Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками
... занимательных занятий с материалами по живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет – характерное изобразительное выразительное средство живописи, благодаря которому художник имеет возможность ... трудно бывает отделить живопись от гра фики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике. Живопись может быть однослойной, ...
«Студия» (ОАО «ГАММА», Москва)
Двадцать четыре цвета — палитра не уступает лучшим образцам зарубежных профессиональных акварельных красок. Четыре вида синих — от классического ультрамарина до бирюзового, хорошая подборка, жёлтого, охры, сиен, красных вместе с остальными красками создают богатую цветовую гамму. При работе лессировками по сухой поверхности краски дают прозрачный слой, а при повторных прописях хорошо набирают тон и цвет, не забивая при этом структуру акварельной бумаги. Пигменты хорошо смешиваются и равномерно ложатся на лист. В технике Алла Прима краски дают равномерный мазок, мягко перетекая друг в друга, создавая при этом множество тончайших акварельных нюансов, дополняя без того богатую цветовую палитру. Как художник с большим стажем, работающий в технике акварельной живописи, я был несколько удивлён, не найдя в этом наборе изумрудно-зелёной краски, которая присутствует во всех профессиональных наборах мировых изготовителей акварельных красок, и та зелёная, которая, возможно, должна была заменить изумрудно-зелёную, «звучит» более глухо. Хорошо размешанная краска даёт ровный кроющий слой, оставаясь матовой после высыхания. Таким образом, акварель отвечает всем требованиям профессиональных художников. В остальном краски превосходят многие аналогичные мировые образцы.
«Белые ночи» (Завод художественных красок, Санкт-Петербург)
Передо мной лежит коробка акварельных художественных красок «Белые ночи», выпущенных в 2005 году. Колер легко набирается в ворс кисти и так же легко ложится на лист. Цвет распределяется по поверхности равномерно и в густых, и в прозрачных мазках, после высыхания остаётся матовым, не теряя своей насыщенности. В технике Алла Прима по сырому листу бумаги краски дают множество тончайших акварельных переходов, плавно втекая друг в друга, но при этом более густые рисующие мазки сохраняют форму и насыщенность. Красочный слой не забивает структуру бумаги, даёт ей возможность как бы светиться изнутри и даже при повторных прописях сохраняет свою «акварелыность». Акварель соответствует требованиям профессиональных художников. Следующая задача — выяснить характерные особенности акварельных красок при использовании распространённых технических приёмов. Во время живописи, пока акварель ещё не высохла, её можно снять жёстким кусочком картона, металлическим лезвием или черенком кисти, оставляя тонкие светлые линии и небольшие плоскости.
(Daler-Rowney, Англия)
После того как краски Aquafine мазками легли на акварельный лист, металлическим лезвием мы сняли слой колера с поверхности бумаги. Получились светлые, почти белые линии — в сыром виде краски легко управляемы. Когда акварельный слой высох, мы попробовали смыть его при помощи губки. Оказалось, что промыть добела его невозможно. Колер проник сквозь проклеенную поверхность листа и впитался в волокно бумажной массы. Это значит, что такими красками нужно писать в один сеанс наверняка, без последующих исправлений смывом.(Maimery, Италия)
Такой же тест, проведённый с красками Venezia, показал, что мягкие краски при процарапывании лезвием не снимаются до конца, оставляя затёкшие края и цветовой подмалёвок, а при полном высыхании красочного слоя с использованием губки колер смывается избирательно, в зависимости от плотности и толщины положенных мазков.
Акварельные краски российских производителей «Студия» ОАО ГАММА (Москва) и краски «Белые ночи», выпускаемые заводом художественных красок Санкт-Петербурга, можно объединить в одну группу, так как существенных различий при использовании технических приёмов в этом тексте между ними нет.
Полувлажная поверхность почти полностью снимается лезвием, кусочком жёсткого картона, черенком кисти, от тонкой линии до более широкой поверхности, а после высыхания можно практически полностью смыть акварельный слой, который, конечно, не будет абсолютно белым, но приближен к нему. Добела не смываются также кармин, краплак и фиолетово-розовые.
Ещё один тест, который могут провести самостоятельно как профессионалы, так и начинающие, относится к разряду экстремальных.. Сделайте цветовые пробы красок на акварельной бумаге. Половинку каждой на краски отрежьте и оставьте в папке в мастерской, вторую половину поместите на довольно длительный срок (месяц-полтора) под прямые лучи солнца. Пусть они подвергаются воздействию температурных перепадов, туманов и дождей. Данный тест проявит многие качества красок, в частности, соответствие маркировке на цветостойкость. Зная свойства акварельных красок, никто, конечно, не будет экспонировать свои этюды без защиты стекла или пластика, тем более помещать их в такие безжалостные условия.
Однако данный тест позволит наглядно, на собственном опыте убедиться в том, что акварель тонкий, пластичный, мягкий материал, который требует бережного отношения и соответствующих правил хранения. При их соблюдении ваши произведения будут бесконечно долго радовать вас и окружающих свежестью и «акварельностью», присущей только этому материалу.
Краски для тестов были предоставлены редакцией журнала «Художественный Совет» (АКТ СОУМС11).
В подготовке технической стороны — проведения тестов, съёмке иллюстраций принимал участие студент МГТУ им. А.Н. Косыгина Денис Денисов, консультировал заслуженный художник России, акварелист с более чем пятидесятилетним стажем работы этим материалом Василий Филиппович Денисов.
Глава 2. Теоретические и методические основы выполнения акварельной живописи
1 Рабочий материал
Кисти
К основным принадлежностям при работе с акварелью относятся как минимум две кисти из куньего меха размером от 1 до 3 и от 7 до 9, а также плоская кисть из волоса крупного рогатого шириной около 25 мм. Кисти должны быть лучшего качества и хорошо ухожены.
Бумага
Правильный выбор бумаги так же важен, как качество кистей, при этом необходимо, чтобы основа и нанесенные а нее краски оптически всегда сочетались. Быстро желтеющая бумага одновременно изменяет и цветовой эффект. Поэтому вы всегда должны использовать хорошую бумагу для акварели, которая может быть с разнообразной структурой поверхности, от гладкой до экстра-грубой, или торшоне. Такая бумага для акварели продается в специализированных магазинах в виде проклеенных по бокам блоков или отдельными листами.
Краски
Что касается красок, то вы также должны обращать внимание на их качество и максимальную естественность цвета. Акварельные краски предлагаются в кюветках или в тюбиках. Состав акварельных красок.
Основой состава акварельных красок является тонко перетертый пигмент к которому в качестве связующего добавляется незначительное количество различных клеев растительного происхождения (гуммиарабика, декстрина, траганта, вишневого клея и др.).
Так же в состав в определенных пропорциях входят еще мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые виды смол (преимущественно смолы-бальзамы), благодаря добавлению которых краски обретают твердость, мягкость, пластичность, а также другие необходимые качества.
Как правило, акварель бывает твердой — в виде плиток, размещаемых в специальных маленьких емкостях (кюветах) или мягкой — в тюбиках.
Российские производители акварельных красок
Из числа крупнейших самых известных производителей акварельных красок в России существующих в настоящее время необходимо выделить два. Это московское ОАО «Гамма» и питерский ЗКХ «Невская палитра». Оба предприятия выпускают высококачественную краску, как для профессиональных художников, так и для любителей, учащихся, школьников.
Лучшей по качеству акварелью среди продукции «Гаммы» можно назвать серию «Студия» (выпускается как в кюветах, 2,5 мл., так и в тубах, 9 мл.).
У «Невской палитры» бесспорно лучшей акварелью является серия «Белые ночи» (так же выпускается в кюветах, 2,5 мл. и в тубах, 18 мл.).
Лично я предпочитаю работать именно этими красками (пользуюсь в основном кюветами), но у каждого художника, естественно, свои вкусы и
Кроме «Белых ночей» ЗКХ «Невская палитра» выпускает акварель серий «Сонет» и «Ладога», но и та и другая заметно уступают первой.
о красках, из которых можно получить промежуточные тона. Последовательность, в которой они названы, дает некоторую информацию о частоте использования красок в предложенных примерах. Первая из названных красок является самой большой составляющей, вторая — чуть меньшей, а третья должна добавляться только в малых количествах.
Другие материалы
Кроме того, к основным принадлежностям относятся также два устойчивых стакана для воды, мягкий простой карандаш, пластифицированный каучук, тряпка, палитра или ящик с красками.
2 Техника акварельной живописи
Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов.
Условная классификация акварельных техник.
В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель).
Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.
Работа по-мокрому. Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».
Автор: Владимир Колбасов, Источник: «Акварели Владимира Колбасова»
Достоинства техники по-мокрому.
Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.
Сложности техники по-мокрому.
Основная трудность кроется в главном достоинстве — это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п.
Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу.
Техника A la Prima.
Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.
Достоинства техники A la Prima.
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.
Автор: Катя Михальская, Источник: «Деловой клуб. Женщины будущей России»
Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1-3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.
При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком.
Сложности техники A la Prima.
Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.
Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов).
Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.
Автор: Наталья Сергеевна Рахманина, Источник: «Галерея Третьякова»
Работа «по-сухому».
Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.
Однослойная акварель «по-сухому».
Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.
Однослойный метод сухим-по-сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской.
Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.
В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.
Другой способ исполнения однослойной акварели — мокрым-по-сухому, заключается в том, что каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не просох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними. Для усиления цвета можно влить кистью необходимую краску в еще не просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы закрыть весь лист до того, как подсохнут ранее нанесенные мазки. Это позволяет создать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков.
Многослойная акварель (лессировка).
Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.
Достоинства техники многослойной акварели.
Пожалуй, главным достоинством является возможность создания картин в стиле реализма, т.е. максимально точно воспроизводящих тот или иной фрагмент окружающей среды. Такие работы внешне имеют определенное сходство, например, с масляной живописью, однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность и звонкость цветов, несмотря на наличие нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают акварельным работам особую полнозвучность цвета, легкость, нежность и лучезарность колорита.
Лессировка — это техника насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Там, где стоит задача добиться интенсивности цвета, многослойный прием стоит на первом месте.
Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.
При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно разбить на несколько сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания автора. Это особенно важно при работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.
Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.
Сложности многослойной акварели.
Главная критика, направленная в адрес данной техники, заключается в том, что, в отличие от однослойного стиля письма, максимально сохраняющего прозрачность красок, акварельные работы, исполненные лессировкой, теряют свою воздушность и напоминают изображения маслом или гуашью. Однако, если лессировки накладывать тонко и прозрачно, то падающий на картину свет будет способен дойти до бумаги и отразиться от нее.
Стоит так же отметить, что многослойность письма зачастую скрывает фактуру бумаги и красок или фактурность штрихов полусухой кисти по зернистому листу.
Как и любая живопись акварелью, лессировка предполагает очень аккуратную работу — мазки надо класть осторожно, чтобы не смазать нижние, уже высохшие, слои краски. Потому как совершённую ошибку не всегда можно потом исправить без последствий. Если позволяет бумага и фрагмент изображения, можно размыть жестким колонком, предварительно смоченным в чистой воде, неудачное место, после чего промокнуть его салфеткой или тряпочкой, а затем, когда все просохнет, осторожно восстановить цвет.
Так же, работы могут выполняться в комбинированной (смешанной) акварельной технике, когда в одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому». Например, первый слой краски кладется на мокрую бумагу, для создания нужной размытости заднего плана (или/и отдельных фрагментов среднего и переднего планов), а затем, после высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски при детальной прорисовке элементов среднего и ближнего планов. При желании используются и другие варианты сочетаний письма по-сырому и лессировки.
Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда последний смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных. Соответствующим образом изменится и тональность такого мазка в разных по степени влажности областях бумаги.
Иногда в отношении акварельных работ можно встретить и такой термин как «дихром». Как правило, он употребляется крайне редко и относится к тем изображениям, в создании которых использовались не один, а два цвета.
По степени влажности можно разделить не только рабочую поверхность, но и волосяной пучок кисти во время сеанса живописи. Конечно, это деление более чем условно, так как, в зависимости от желаний художника, одна и та же кисть может менять степень влажности с каждым мазком. Вместе с тем выделим работу сухой (отжатой) кистью, полусухой и мокрой, так как мазки в этих случаях различаются между собой.
Мазок отжатой кистью при письме «по-мокрому» обеспечивает меньшую «текучесть», позволяет лучше сохранять контроль над краской, наносимой на лист. При письме «по-сухому» такой мазок может покрывать бумагу лишь частично, «проскальзывая» (особенно это касается рельефной бумаги, среднезернистой и торшона), что представляет особый интерес для конкретных творческих решений.
Письмо полусухой кистью универсально и хорошо подходит для письма на бумаге разной степени влажности. Конечно, в каждом случае будут свои особенности. Мокрой кистью пишут, как правило «по-сухому», так как по влажной поверхности листа точечные мазки дают сильное «растекание» и плохо поддаются контролю. Вместе с тем мокрая кисть хорошо подходит для заливок, растяжек, отмывок и других приемов, когда требуется сохранить в кисти по возможности максимальное количество воды. Существуют техники, когда акварель смешивается с другими красящими материалами, например, с белилами (гуашью), акварельными карандашами, тушью, пастелью и др. И, хотя результаты также бывают весьма впечатляющими, такие техники не являются «чистыми».
В случае сочетания акварели с карандашами, последние дополняют полупрозрачность красок своими яркими и ясными оттенками. Карандашами можно или подчеркнуть некоторые детали живописного изображения, делая их четче, заостреннее, либо всю работу выполнить в смешанной технике, в которой в равной мере присутствуют линейные штрихи, мазки кисти и красочные разводы.
Пастель не так удачно соединяется с акварелью, нежели карандаш, однако порой художники используют её, нанося пастельные штрихи поверх готовой акварельной отмывки.
Автор: Кравченко Алексей Юрьевич, Источник: «Школа Акварели С.Н.Андрияки» (акварель, пастель)
Тушь, как черная, так и цветная, может быть использована вместо акварели. Однако тушь дает новые возможности и обычно используется в отмывках кистью или рисунках пером. Сочетание рисунка черной тушью и абстрактных акварельных пятен, сливающихся и пересекающих границы нарисованных тушью предметов, придает работе свежесть и выглядит оригинально.
Сочетание акварели и пера очень удачно, например, для книжных иллюстраций.
Как правило, белила (непрозрачный красящий материал, например гуашь) в смешанной технике используются для «упрощения» процесса живописи. Порой «резерваж» отдельных мест картины представляет определенную трудность, особенно когда эти места маленькие и их много. Поэтому некоторые художники пишут без него, а затем «отбеливают» нужные места краской (например, блики на предметах, снег, стволы деревьев и т.п.).
При создании одной работы возможно и комбинирование различных материалов, например, кроме акварели, в процессе живописи употребляются и белила, и тушь и пастель, в зависимости от творческого замысла художника.
В акварели можно условно выделить такие приемы письма, как: мазки, заливка, отмывка, растяжка, резерважи, «вытягивание» краски и др.
Мазки — это, пожалуй, один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичный рисунок от скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.
Заливка — прием, выполняемый в тех случаях, когда требуется прокрыть значительную площадь рисунка одним цветом или сделать плавные переходы между разными цветами. Исполняется по бумаге, наклоненной под углом, как правило, длинными горизонтальными мазками крупной кистью, таким образом, чтобы каждый следующий мазок стекал вниз и «захватывал» часть предыдущего, тем самым органически сливаясь с ним в одну фактуру. Если после завершения заливки остались излишки красящего пигмента, то их можно аккуратно удалить отжатой кистью или салфеткой.
Отмывка — прием акварельной живописи, при котором используется сильно разбавленная водой краска — ею начинают писать прозрачные слои, неоднократно проходя те места, которые должны быть темнее. Общий тон каждого из участков изображения в итоге достигается путем повторных наложений этих слоев, при чем каждый из них наносится только после полного высыхания предыдущего, чтобы краски не смешались между собой. При этом не рекомендуют наносить более трех слоев краски, чтобы не появилась грязь. Поэтому чаще всего второй пропиской усиливают цвета полутонов, а третьей насыщают цвет теней и вводят детали. По сути, отмывка представляет собой многократную заливку одного тона на другой раствором одной концентрации. Чаще всего этот прием применяется архитекторами и дизайнерами, поскольку обычный чертеж не дает зрителю наглядного представления о форме и цвете постройки. Кроме того, работая цветом, архитектор находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта.
Градиентная растяжка — серия последовательных плавно переходящих друг в друга мазков, при которой каждый последующий является более светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют плавный переход от одного цвета к другому.
Часто в акварели применятся такой метод, как «вытягивание» краски. К еще влажному живописному слою аккуратно прикладывается чистая отжатая кисть, волос которой впитывает в себя часть пигмента с бумаги, делая в нужном месте тон мазка светлее. Лучше всего краска вытягивается при письме «по-мокрому», так как поверхность еще влажная и пигмент держит слабо. Если же мазок уже высох, его можно аккуратно смочить чистой мокрой кистью, после чего «вытягивать» краску до нужного тона. Однако по сухой бумаге этот метод менее действенен.
Резерваж — это часть листа, которая сохраняется белой в процессе живописи. Настоящий акварелист соблюдает правила чистоты данной техники, отказываясь от белил. Поэтому уровень мастерства художника, помимо всего прочего, определяется умением качественно выполнить прием резерважа. Существует несколько основных способов.
«Обходка» — самый сложный и самый «чистый» прием резервирования. При таком письме художник оставляет нужные места картины не закрашенными, аккуратно «обходя» их кистью. Метод выполняется как «по-сухому», так и «по-мокрому». В последнем случае нужно иметь в виду, что краска, нанесенная на сырую бумагу, растекается, поэтому резерваж следует выполнять с некоторым «запасом».
Часто употребляется такой способ, как механическое воздействие на высохший слой краски. В нужных местах та процарапывается острым предметом (например, бритвой) до белой поверхности листа. Однако такой прием требует определенного навыка и нарушает фактуру бумаги, что может в итоге привести к негативным последствиям.
Возможно так же применение различных так называемых «маскирующих средств», которые могут использоваться практически на любой стадии развития картины, препятствуя попаданию краски на закрытые ими участки.
С помощью этих растворов можно сохранить белыми яркие световые акценты, блики, брызги, добиться разнообразных эффектов при методе наложения, когда маскировка применяется после того, как нанесена первая отмывка цвета, а поверх наносится второй, более темный оттенок.
Однако, при таком резерваже получаются резкие и контрастные границы между красочным слоем и защищенным участком. Смягчить подобные переходы не всегда успешно удается, поэтому лучше не злоупотреблять использованием маскривовочных средств, применяя их лишь для создания интересных и красивых эффектов.
Так же можно создавать в нужных местах предварительный рисунок восковыми мелками, не закрывая больших плоскостей. Затем всю работу смочить водой и делать заливки красками по еще непросохшему листу. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду.
Еще один способ — это вымывание краски влажной или отжатой кистью. Лучше всего выполняется по непросохшему слою. Однако первоначальной белизны бумаги при этом достичь уже не удается, так как часть пигмента все равно остается в фактуре листа. Вместо кисти можно использовать сухую салфетку, аккуратно прикладывая ее к заданным местам картины (например, «создавая» таким образом облака на небе), и т.п.
Иногда встречается такой прием, как снятие части полупросохшей краски мастихином. Однако он требует определенного мастерства и употребляется лишь в некоторых частных решениях (например, им можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, морских волн, можно изображать деревья, траву и т.д).
Иногда при создании акварельных работ используются некоторые спецэффекты.
Например, кристаллики соли, нанесенные поверх влажного красочного слоя, впитывают в себя часть пигмента, в результате оставляя на бумаге неповторимые разводы, движущиеся тональные переходы. С помощью соли можно получить подвижную воздушную среду в картине, украсить луг цветами, а небо звездами.
Определенный интерес представляет собой акварель, выполненная на предварительно мятой бумаге, благодаря чему краска особым образом скапливается в местах перегибов листа, создавая дополнительный объем.
Тонировка листа черным чаем может способствовать визуальному «старению» бумаги.
В некоторых случаях оправдывает себя нанесение пигмента на лист путем разбрызгивания (например, пальцем с зубной щетки), т.к. воспроизвести множество мельчайших точек обычной кистью достаточно сложно и долго. Но при этом нужно иметь в виду, что частички раствора краски с жестких волос щетки «разлетаются» практически бесконтрольно, поэтому данный прием требует определенного навыка.
Интересный эффект дает обычная пищевая пленка, плотно приложенная к еще влажной краске и затем аккуратно снятая с листа.
3 Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Условия работы на пленэре отличаются от условий работы в помещении. Обилие света, создающее сильное освещение, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, быстрая смена освещенности, различные состояния погоды и времен года — все это особенности пейзажной живописи.
Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. я изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зеленый цвет, летние поля зерновых погружены в теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми и желтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться вполне обдуманно.
Летняя пашня.
— Наметьте карандашом глубоко расположенную линию горизонта, работу красками начните с неба. Используйте небесную лазурь и синий ультрамарин. Основательно смочите бумагу чистой водой до линии горизонта с помощью плоской кисти. При этом вотрите воду вертикальными и горизонтальными движениями кисти и дайте впитаться влаге. Круглой кистью № 7 или № 9 нарисуйте диагональными мазками светлой небесной лазурью верхнюю часть неба, краска должна все больше светлеть к нижнему краю неба. Оставьте несколько незакрашенных участков. Короткими, быстрыми вертикальными мазками разной длины нанесите на нижний край неба сильно концентрированный синий ультрамарин и слегка приподнимите эту сторону листа бумаги вверх, чтобы краска поплыла в нужном направлении.
— Подождите некоторое время и дайте небу слегка подсохнуть до так называемой акварельной влажности. Это означает, что на бумажной основе больше нет лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью. На этой стадии, легко распознаваемой при некоторой тренировке, получаются самые выразительные соединения красок. Усильте частично до высокой концентрации нарисованные синим ультрамарином участки и нанесите формообразующими мазками несколько желтых пятен с помощью индийской желтой. В результате синий ультрамарин будет частично вытеснен и возникнут интересные сочетания. Теперь начните оформление переднего плана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, возьмите кистью интенсивную индийскую желтую и нарисуйте пашню диагональными мазками в направлении, противоположном линии неба. Передний план предварительно не смачивайте. Оставьте несколько белых пятен и усильте желтый цвет в левом нижнем углу и в некоторых местах на горизонте, оставшихся светлыми на наброске. Так как небо еще не высохло, синий ультрамарин частично смешается с желтой краской и возникнут светлые зеленые пятна ультрамарином.
- Далее следует детальная отделка картины. Чистой водой и тонкой кистью размойте несколькими мазками образовавшуюся зелено-желтую область и создайте этим впечатление лежащих далеко у горизонта полей. Затем высушите картину.
— Используя интенсивную оранжевую краску (прочный красный вулкан и желтая) и легкий синий ультрамарин, сделайте несколько тонких мазков кистью и усильте этим характерные контуры переднего плана. Несколько ярких брызг оранжевой краски придают переднему плану дополнительную структуру. Для этого возьмите на кисть насыщенную краску, крепко зажмите в руке конец ручки и быстрыми короткими постукиваниями указательного пальца по гильзе кисти стряхните капли краски. Располагайте капли краски не слишком равномерно. После того как вы посмотрите на картину с некоторого расстояния, внесите, если необходимо, поправки.
Осенняя долина.
Как и прежде, набросок служит формообразующей основой художественного изображения. Здесь горизонт выглядит не прямой линией, он выполнен прогнутыми, частично ломаными штрихами, подчеркивающими естественное состояние зелени. Обратите внимание на наклон стволов деревьев и на покоробленные непогодой, местами обломанные ветви. Вы должны доработать карандашный набросок, чтобы затем иметь возможность выразительнее изобразить форму деревьев кистью.
— Снова начинайте картину с неба и смочите основу до горизонта энергичными диагональными мазками синего ультрамарина. Теперь вы должны работать непрерывно и изобразить кроны деревьев округлыми движениями кисти, использовав индийскую желтую. Краски соединяются с синевой основы, образуя новые смешанные оттенки, и мягко растекаются. На некоторых участках, где краски должны казаться светлее, нанесите кистью немного чистой воды. В результате снимается немного краски и после высыхания появляются более темные структурированные края краски.
— Подождите немного, пока картина не станет почти сухой, а затем размойте тонкой кистью более светлые стволы деревьев. Для этого обмакните кисть в чистую воду, растворите краску мазком кисти, а затем снимите ее предварительно промытой и высушенной кистью. Передний план создается на сухой бумаге, и только там, где примыкают друг к другу отдельные цветовые пятна, они смешиваются и переплетаются. В левой части картины наложены пятна интенсивных цветов с многочисленными включениями белых участков, в то время как справа господствуют спокойные светлые тона. Интенсивно наложите синий ультрамарин, а красный и желтый цвета слегка разбавьте водой. На полученную оранжевую поверхность снова нанесите немного чистой воды. Темный коричневый цвет на переднем плане и на некоторых участках горизонта образуется от смешивания использованных основных красок.
— Плоскостно, сильно разбавленной желтой краской, нарисуйте справа часть луга, под ним сделайте плоской кистью несколько широких, слегка изогнутых мазков светлым ультрамарин. В точках соприкосновения желтый цвет перетекает в голубой. Тонкой кистью, используя слегка разбавленный водой коричневый цвет, подчеркните легкими беглыми мазками структуру ландшафта.
— До того как вы начнете отделку деталей, нужно внимательно рассмотреть картину и образовавшиеся в результате расплывания красок формы. Может получиться так, что благодаря растеканию красок возникли формы более крупные, отличные от тех, которые вы собирались получить. Было бы ошибкой попытаться изменить эти цветовые поверхности насильственным путем, чтобы восстановить предусмотренную форму. Применяя технику рисования по мокрому грунту, нужно с выгодой использовать образовавшиеся структуры и осторожно их, дорабатывать. Частично вы можете внести поправки светлыми лессирующими красками, усилить цвет и форму, как это показано для группы деревьев на фрагменте справа. Для деревьев в левой части пейзажа вы должны использовать только прозрачные краски и усилить лишь края крон деревьев. Следите за тем, чтобы образовавшаяся зубчатость краев не слишком перекрывалась, так как именно в этом состоит очарование техники рисования по мокрому грунту. Интенсивным синим ультрамарином прорисуйте стволы деревьев и ветви на тех участках цветового грунта, которые кажутся вам подходящими для этого. Если необходимо, вы должны отклониться от своего эскиза.
— На переднем плане целенаправленно подчеркните некоторые места голубой, красной и желтой лессирующими красками. В этом случае вы тоже должны только слегка подчеркнуть рельеф. Интенсивным красным и легким коричневым цветом рисовальным мазком кисти подчеркните выразительность неровностей местности в правой части картины
4 Поэтапная работа над пейзажем
Сбор материала. Как и в любой работе, очень важен сбор материалов. Сюда входят различные зарисовки экстерьеров, выполненные различными материалами, краткосрочные этюды выполненные акварелью и гуашью. Кроме различных материалов, следует выполнить этюды на освещенность и различное состояние времени суток. Рассвет — привлекает своей чистотой, нежностью и прозрачностью красок. Солнечный день радует своей теплотой, яркостью и контрастностью освещения. Пасмурный день выражает спокойствие нейтральную цветовую гамму. Вечернее время суток — закат, хорош своим разнообразием, неповторимостью, яркостью цветовых сочетаний. Все это время необходимо искать свою композицию. Цель таких этюдов — передача состояния природы посредством больших отношений. Очень важно найти здесь верные живописные отношения неба к земле, дальнего плана к переднему, отношения земных тонов.
Сделанный с натуры карандашный набросок дает представление о характере ландшафта, деревьях на противоположном берегу озера и слегка структурированном переднем плане. Набросок является важным вспомогательным средством и канвой для разбивки вашей картины на части. Он служит проектом во время работы. Если вы пишете акварелью, используя технику нанесения красок по мокрому грунту, то должны отказаться от точного обозначения форм на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть, как будут расплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске вам бы только помешала. Поначалу может случиться так, что краски расплываются сильнее, чем вы предполагали. Попытки внести исправления, как правило, не удаются. Появляются резко обозначенные края и размытые участки краски. Лучше всего в таком случае учесть своеволие красок и лишь привести в соответствие размеры элементов, изображенных на картине. При данном относительно простом изображении пейзажа вполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работая с красками, вы можете ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске.
- После того как намечена карандашом линия горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги, нужно приготовить краски для вашей картины. Используйте небесную лазурь, индийскую желтую и прочный красный вулкан 3. Зеленые тона образуются прямо на бумаге в результате смешивания голубого и желтого тонов;
- более теплый желтый оттенок вы получите, добавив немного красной краски, коричневый цвет можно получить, смешав на палитре или в коробке с красками голубую с небольшим количеством красной и желтой. На этой картине бумага смачивается не чистой водой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью. Для этого налейте в плоскую посуду немного воды и добавляйте краску до тех пор, пока голубой цвет не приобретет нужную интенсивность. Краску готовьте в достаточном количестве, так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причем едва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь с максимальной равномерностью нанесите горизонтальными мазками на бумагу кистью из волоса крупного рогатого скота. Начинайте с верхней части неба. При этом кисть постоянно обмакивайте в раствор краски и не промывайте в чистой воде. Только таким способом вам удастся равномерно нанести краску. Над линией горизонта вы должны работать максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом. Теперь ваша бумага смочена в области неба. Круглой кистью размера 7 или 9 возьмите слегка разведенную индийскую желтую и формообразующие мазками (см. приведенное рядом пояснение) нарисуйте деревья. Желтый цвет частично смешается с голубым цветом неба, и в результате получится желто-зеленый. В некоторых местах вы должны использовать теплый желто-оранжевый цвет (смешивается из желтого с небольшим количеством красного).
Тонкой кистью проведите по линии горизонта узкую полосу коричневого цвета (смешивается из голубого, красного и небольшого количества желтого).
— Теперь вы приступаете к отделке картины. В легких коричневых тонах тонкой кистью нарисуйте нежные стволы и сучья деревьев. В некоторых местах выше линии горизонта вы должны добавить более интенсивные коричневый и голубой тона. Разбавленной прозрачной краской оранжевого цвета (желтый и красный) пройдитесь местами в верхней части поверхности воды. В местах диагональных мазков оранжевый цвет слегка усиливается и наносится детальными движениями. Еще более интенсивно нанесите его несколькими вертикальными мазками на траву на переднем плане.
— Посмотрите на свою картину с некоторого расстояния и, если необходимо, подчеркните другие нюансы. В принципе, при использовании техники рисования по мокрому грунту вы должны отказаться от детальной отделки картины, чтобы могла полностью проявиться красота этой техники.В конце тонкой кистью осуществляется отделка деталей, которая при использовании техники рисования по мокрому грунту не должна быть слишком подробной
Заключение
По итогам проделанной работы можно сделать вывод что кажущийся на первый взгляд простым такой материал как акварель,совсем не так проста как кажется.Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства в различных формах образования детей, ибо среди художественных материалов для школьников выделяется своей доступностью, не требует сложных специальных приспособлений. Но для того, чтобы обучать этой «доступной» технике, педагог должен сам уверенно владеть навыками письма акварелью, однако подготовка учителей в этой области является недостаточной. Поэтому в высшей педагогической школе искусству акварели должно быть уделено более серьезное внимание.
Мастерство акварелиста проявляется в способности заметить ценность эффекта и продолжить работу, скорректировать первоначальные задачи при одновременном сохранении основной идеи произведения. Уникальность акварельных образов, которые нельзя создать, используя другие техники и материалы, свидетельствует о том, что акварель приобрела статус видовой самостоятельности в структуре морфологии изобразительного искусства. Современные тенденции развития акварельной живописи значительно увеличивают возможности использования акварели в учебном процессе подготовки художников разных специализаций.
Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших тонально-цветовых оттенков натуры, особенно атмосферных явлений. Передача пространственности планов, трепетности воздушной среды, состояния освещенности, материальности предметов — всё это доступно профессионально подготовленному акварелисту. Вместе с тем, традиции отечественной акварели учат начинающего акварелиста быть внимательным в освоении способов и приемов акварельной живописи, изучении основ изобразительной грамоты, особенностей и свойств материалов.
Несмотря на кажущуюся легкость, работа в технике акварели в известной степени труднее живописи другими красками (гуашью, темперой, маслом).
Эта трудность состоит в том, что акварель не переносит исправлений и переделок, от которых нарушается верхний слой бумаги и живопись чернеет. «Поэтому от художника требуется большая сосредоточенность и перед началом работы совершенно ясное представление о том, что он хочет и как он должен исполнить задуманное»
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-jivopisi-akvarelyu-2/
1. Глассворд К. Рисунок пером и тушью. — М.: АСТ, 2009. — 63 с.
- Гомбрих Э. История искусства. — М.: АСТ, 1998. — 688 с.
- Дмитриева Н.
Краткая история искусств. — М.:АСТ, 2000. — 624 с.
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Высшая школа, 2008. — 368 с.
- Малышева Е.М.
Культурология. История мировой культуры. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 287 с.
- Менотти М. Рисунок. Перенимаем секреты знаменитых мастеров. — М.: Эксмо, 2010. — 128 с.
- Сурина М.О.
Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. — М.: Феникс, 2010. — 152 с.
- Маслов А. Каллиграфия: образы иного в потёках туши // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2003, с. 251-260.
Приложение
Этап
2 Этап
3 Этап