1. Из истории акварельной живописи
Акварельная живопись является одной из ведущих техник в живописи. Существует много способов передать окружающий мир на бумаге или холсте, но акварель может с тонкостью показать нам мир во всех красках, не требуя особых затрат и используя минимум средств и максимум выразительности. Это легкая, воздушная, очень живая и подвижная живопись, которая требует особого умения и терпения. Но, несомненно, для такого динамичного и тонкого творчества не обойтись без определенной смелости, изобретательности и проворности. Именно так рождается эффектная живопись на бумаге.
Акварель – это без сомнения сложная и тонкая техника станковой живописи. Впервые термин «акварель» встречается в 1437 году в «Трактате о живописи» Ченнино Ченнини, где речь шла о растворении краски в воде, которая содержит растительный клей — гумми.
Существует два способа акварельного письма. Первый – по сухому грунту, второй – по мокрой поверхности бумаги. История акварельной живописи начиналась с рисования именно по сухому грунту и предположительно в начале XIX века в Англии появилась более прихотливая манера – писать по-мокрому. Наверное, ничего удивительного в этом нет, так как остров, окруженный водным пространством, сам горделивый «туманный Альбион» с вечно повышенной влажностью воздуха пожелал распорядиться и сделать живопись легкой и мягкой. С тех самых пор английская акварель, написанная на сырой бумаге, заполучила глубину и ощущение воздушной перспективы.
Однако художники уже на протяжении нескольких столетий использовали водорастворимые связующие с пигментами. Еще в конце 15 века великий немецкий мастер Альберт Дюрер (1471-1538) создал замечательную серию натурных пейзажей, работая водными красками. В качестве основы Дюрер использовал пигмент и бумагу, сгущая цвет наложением дополнительных слоев краски и используя белизну бумаги для светлых участков.
В графике 17 века можно часто встретить монохромные рисунки, выполненные пером и чернилами, к которым добавлена размывка, а бывало, художники работали просто кистью и размывкой, как, например, Никола Пуссен (1594-1665) и Клод Лоррен (1600-1682).
Преимущественно так выполнялись эскизы и наброски.
История развития акварели
Акварель — одна из самых многообразных и уникальных техник живописи. Ее история насчитывает множество вех и вкладов различных художников, которые внесли свой вклад в развитие этого искусства. Одним из первых мастеров, предвосхитивших будущие достижения в акварели, был Тернер. Он владел этой техникой так, как ни один художник до него и редко кто позже.
Живопись в русской истории XVIII века
... отличие от французских художников XVIII в., изящно обыгрывавших фривольные сюжеты античной мифологии, русская живопись не признает подобных ... собравшись в кружок, поют вокруг чашечки для подаяния. Акварели поражают глубоким противоречием жалкого рубища и тончайших ... его внимания была античная мифология и национальная история, впервые осмысливавшаяся созвучно идеалам гражданственности и патриотизма. ...
Тернер отошел от простого закрашивания линейного рисунка и экспериментировал с цветом, вводя новые пигменты и различные виды бумаги. Он использовал цвет очень свободно, первым начал работать «по сырому», смывая, промакивая губкой или соскребая уже нанесенную краску. Такие эксперименты позволили ему расширить возможности акварели и создать уникальные произведения.
Однако Тернер не был единственным «первопроходцем» в искусстве акварели. В Англии и Франции было много других художников, которые также внесли значительный вклад в развитие этой техники. Например, Джон Констебл делал эскизы на природе, работая в сильной и непосредственной манере, часто соскребая краску, чтобы создать особую фактуру поверхности.
Характеристика акварельной живописи
Акварель является предвестницей различных техник и стилей в живописи. Ее многоликая природа позволяет оценить мастерство художника. Умелое использование и сочетание различных приемов живописи, виртуозное маневрирование в диапазоне «сухости-влажности» становятся оценочными критериями.
Важно понимать, что акварельные рисунки не имеют самостоятельной техники, они всегда подчинены цели и задумке художника. Поэтому акварель является многообразной и индивидуальной, как и почерк каждого человека. Искусство акварели особенно восприимчиво к «темпераментному движению кисти», которое исходит из духа мастера. Здесь скрыта основная тайна и фундаментальная проблема владения техникой акварели.
Роль акварели в современном искусстве
Искусство всегда отражало жизнь, и современные художники стремятся передать ее эстетику в своем творчестве. Акварель – не исключение в этом отношении.
Современные художники используют акварельные техники, чтобы передать индивидуальность и уникальность своего видения мира. Одним из таких талантливых художников является Илья Карим. Его работы, выполненные акварелью и чернилами, являются ярким примером современного искусства.
Рисунки Ильи Карима поражают своей модностью и небанальностью. Они напоминают эскизы дизайнеров и раскраски одежды. Карим создает нежные и яркие произведения с минимальной детализацией. Его работы отличаются от стандартных акварельных работ и набросков — они пронизаны актуальностью и трендами современной жизни.
Работы Ильи Карима оцениваются критиками как воплощение современного искусства. Они считают его работы истинными произведениями контемпорари-арт.
Тем самым, Илья Карим доказывает, что акварельная живопись является актуальным и эффективным инструментом, который позволяет художникам передать свою эстетику и уникальное видение мира.
Продолжая изучать акварельные рисунки, следует отметить работы Лаурента Парцельера, которые будто передают фоторепортажи различных мест, посещенных художником. Его искусство захватывает воображение и погружает зрителя в атмосферу изображенных мест.
Не менее впечатляющие работы русского художника Аруша Воцмуша, выполненные в сложной технике акварели. Цветовое решение и виртуозное соединение фактуры и линии делают его произведения уникальными. Сюжеты его картин отличаются утонченной иронией и игрой.
Аруш Воцмуш родился в Омске в 1967 году, закончил Крымское художественное училище, и его богатая биография заслуживает отдельной статьи. Художник является членом Союза российских художников, Международного художественного Фонда и Международной ассоциации художников (UNESCO).
Контрольная работа: Действие – основа сценического искусства
1. Сценическое действие Действие, будучи материалом актерского искусства, является носителем всего, что составляет актерскую ... чем больше человек удерживает себя от внешнего выявления чувства, тем на первых порах это чувство еще сильнее и ярче разгорается ... к данному виду действий следует отнести все разновидности физической работы (пилить, строгать, рубить, копать, носить и т.п.); действия, носящие ...
Великолепное творчество современного художника Улугбека Джураевича Мухамедова, удалось воссоздать дух средневекового Востока в своих работах. Его акварели поражают филигранной техникой и способностью передать глубокое содержание через малые художественные средства. Он рассказывает о жизни узбекского народа, его истории и культуре, создавая эпическое философское звучание в миниатюрных по размерам работах.
Работы Улугбека вызывают у зрителей домыслы, позволяя им «дорисовывать» сцены и глубже понимать представленную суть произведений.
Исследование творчества Улугбека Мухамедова и Стива Хэнкса
Улугбек Мухамедов — художник, чьи работы вызывают восхищение даже у опытных мастеров. Он мастерски использует художественные материалы, близкие к нашему подсознанию, и повествует истории образов, похожих на сны. Его концепция в искусстве представляет собой новый подход, способный найти массу поклонников среди профессиональных культурологов и искусствоведов.
Стив Хэнкс когда-то карьеру начинал спортсменом, но со временем обратился к искусству, изучая это дело в Академии художеств в Сан-Франциско. Он настиг успешный период своей карьеры в акварельном мастерстве с начала 1970-х годов. Хэнкс создает реалистичные и законченные произведения настолько хорошо, что они напоминают работы с маслом, а ряд наград и признаний, полученных им на протяжении многих лет, свидетельствует о его творческих качествах. За все время он стал одним из самых известных американских художников XX века.
Творчество Улугбека Мухамедова: новый импульс в мировом изобразительном искусстве
Работы художника Улугбека Мухамедова никого не оставляют равнодушным. Он замечательно оперирует сложными художественными материями и создает образы, похожие на сны. Картины Мухамедова подарят зрителю яркий и удивительный мир, и настоящий феномен в мировом искусстве, который уже вызвал интерес искусствоведов и культурологов со всего мира.
Методика творчества Улугбека Мухамедова
Улугбек Мухамедов создает поистине уникальные произведения и искусный мастер оперирования художественными материями. Он находит новые формы выражения и создает феноменальную концепцию в искусстве. Его метод заключается в использовании образов в образе, создавая сны в снах и вызывая у зрителей максимальное впечатление.
Исследование творчества Улугбека Мухамедова
Творчество Улугбека Мухамедова изучают искусствоведы и культурологи, чтобы понять уникальную концепцию, лежащую в основе его работ. Его картины дают новый импульс в мировом искусстве и открывают колоссальные возможности для его дальнейшего развития.
Творчество Стива Хэнкса: законченные акварели настоящего художника
Стив Хэнкс — один из самых известных американских художников, специализирующихся на акварельной живописи. Его работы сочетают остроумие и точность, при этом настолько качественны, что порой воспринимаются, как живописные работы с маслом. Его творчеству уделяют большое внимание искусствоведы и критики.
Метод творчества Стива Хэнкса
Стив Хэнкс создавал ранее карикатуры карандашом и маслом, пока не настигла аллергия на масляные краски. Тогда он начал работать с акварелью и разработал собственную методику, которая позволила ему создавать акварели с такой точностью и качеством, что порой они запутывают зрителей.
Исследования. 1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
... -творческих работ; 4) создать серию композиций натюрморта по теме исследования. 1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. В изобразительном искусстве натюрморт ... верхнего слоя. Белая бумага важна для акварельной живописи, для выполнения рисунков углем или сангиной ... Таким образом, способ работы «мокрым» соусом по-своему близок к технике работы акварелью (гризайль). Работать соусом ...
Награды и признание Стива Хэнкса
Стив Хэнкс получил ряд престижных наград за свои работы, включая Arts for the Parks Marine Art Award of Excellence, National Watercolor Society Merit Award, золотую медаль Национальной академии западного искусства, а также он был включен в Зал славы искусства.
4. Способы акварельной живописи
Акварельная живопись — это техника, которая часто используется художниками для создания многослойных работ. Она начинается с нанесения общего или моделирующего тонирования, называемого подмалевкой, а затем художник постепенно добавляет прозрачные слои краски, чтобы достичь нужной световой силы.
Такой метод работы был широко распространен в русском искусстве XVIII-XIX веков, а также в искусстве Италии, Франции, Германии, Испании и Англии. Советские художники также применяли эту технику.
Способ М.А. Врубеля
Многие художники конца XIX века, такие как П.П. Чистяков, И.Е. Репин и В.И. Суриков, использовали этот способ акварельной живописи. Однако наиболее полное и последовательное его воплощение можно найти в работах М.А. Врубеля.
Обычно это небольшие акварели, размером «с почтовую открытку», а также 20х30 см, 30х40 см и иногда большего размера. Некоторые работы П.П. Чистякова и И.Е. Репина имеют примерно такой же размер современного листа ватмана.
Опираясь на воспоминания, исследования, письма М.А. Врубеля и самые акварели, мы можем представить возможную последовательность работы по этому методу.
1. Сначала на хорошо проклеенной бумаге средней или мелкой зернистости художник делает подробный и четкий рисунок, используя твердый карандаш. Он включает в себя внешние и внутренние контуры объектов, а также блики, полутона, тени и другие детали, такие как складки тканей и орнаменты.
Примером такого подробного рисунка может служить незавершенный портрет Н.И. Забелы-Врубель 1904 года, на котором М.А. Врубель успел сделать несколько мазков на прическе и головном уборе, позволяя нам увидеть весь этот удивительный подготовительный рисунок.
2. Прокрытие объектов общим локальным цветовым тоном
Второй этап работы предполагает прокрытие изображаемых объектов общим локальным цветовым тоном, который должен быть на 1/3 от полной цветовой силы и светлоты. При этом необходимо оставить непокрытыми блики и другие светлые места. Главная цель этого этапа — подчеркнуть разницу в цвете между предметами или их частями.
3. Нанесение цветовых плоскостей изображаемого объекта
На уже высохший предварительный слой необходимо нанести отдельные цветовые плоскости изображаемого объекта в полной силе. Создавая некого рода цветовую мозаику, следует начинать с более крупных заливок и плавно переходить к более мелким. Если не хватает цветового тона, можно покрыть следующие слои по высохшим предыдущим. Этот процесс нужно продолжать до завершения работы, которая должна представлять собой объект, состоящий из граней и площадок, расположенных по-разному в пространстве.
Техника живописи акварельными красками
... возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белой бумаги. Особенности акварели как материала живописи - воздушность, прозрачность ... и без воды, если краски свежие. Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель). Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса ...
4. Размывки и детализация
На данном этапе возможны размывки кистью, которые могут смягчить резкие края некоторых заливок, обобщить отдельные участки работы и ослабить цветовой перегруз в случае ошибки. После высыхания данного участка на него можно нанести нужный цветовой тон. Иногда могут использоваться мелкие точки и штрихи для доведения небольших цветовых участков до нужного тона. Таким образом заполняются мелкие промежутки между отдельными заливками.
Примеры работ, выполненных по данной последовательности
Следуя указанной последовательности работы акварелью, можно увидеть ранние работы М.А. Врубеля, такие как «Натурщица в обстановке Ренессанса» 1883 года, «Портрет старушки Кнорре за вязанием» 1883 года, натюрморт «Ткани» 1884 года, а также незаконченный портрет В. Е. Ершовой из 1880-х годов, который благодаря своей незаконченности демонстрирует особенности данного способа.
Дополнительный прием П. Сезанна
Стоит добавить, что этот способ можно дополнить еще одним приемом, используемым в начале работы после выполнения рисунка. На лист бумаги необходимо нанести слабый цветовой тон акварели, соответствующий общему тону изображаемой сцены. Это придаст работе особый цветовой настрой и обобщит ее. Название этого способа указывает на его происхождение — он был впервые использован художником Полем Сезанном, который помимо масляной живописи также мастерски использовал акварельные краски. Сохранились интересные акварели художника, некоторые из которых написаны всего двумя цветами — сине-пепельным и охрой красной. В других работах Сезанн использовал немного более широкую палитру, включающую зеленый, охру, красный и желтый цвета, при этом сохраняя сине-пепельный цвет в качестве основы.
В своих работах Сезанн опирался на один из трех принципов Поля Синьяка, который заключался в том, чтобы никогда не накладывать одну краску на другую, так как любой положенный поверх другого тон выцветает. Но в последние годы П. Сезанн, продолжая страстно увлекаться акварелью, писал совершенно по-другому.
Он перекрывал один цвет другим, затем третьим и так далее, используя при этом основные цвета — синий, красный, зеленый и желтый, примешивая к ним в небольшом количестве черный цвет, с помощью которого делал незначительные штриховые акценты поверх мазков. Самое главное, что П.Сезанн не смешивал основные цвета между собой, а использовал как бы принцип наложения друг на друга цветовых стекол.
Вот что писал об этом Эмиль Бернар в 1904 году: «Он начел с легкой тени, наносил пятно, покрывал его другим, большим пятном, затем третьим, пока все эти цветовые градации, перекрывая друг друга, не вылепливали цветом форму предметов».
Художник работал над всей композицией, касаясь то первого, то второго плана, то неба, а когда возвращался к тому или иному участку, новое положение краски не смывало предыдущий слой. Прозрачность акварели сохранялась.
Трудно сейчас сказать с уверенностью, кто наряду с П. Сезанном мог использовать этот способ, так как многие его современники работали, стараясь не перекрывать один чистый цвет другим.
Так или иначе, описанный способ просматривается в работах художников конца XX века. Мне приходилось видеть выполненные похожим образом работы на московских выставках. Их отличала воздушность в сочетании с особой звонкостью и свежестью цвета.
Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками
... живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет – характерное изобразительное выразительное средство живописи, ... акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи – цвет, ... обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развиваются умения самостоятельно находить способы ...
Последовательность работы этим способом следующая.
- На лист бумаги нанести свободный рисунок графитным карандашом средней мягкости без использования ластика. Ошибочные линии, если они не столь интенсивны, можно оставить на бумаге, они дополнят будущий цветовой слой некоторой игрой линий.
- Нанести цвет, начиная с синего, на тех участках, где он может присутствовать в той или иной степени. Мазки следует делать небольшие, по форме предмета, прозрачные, легкие.
Исследование проведено с целью изучения двух способов акварельной живописи: постепенного перехода от светлых к темным тонам и классического способа. Оба способа были широко применялись в акварельной живописи ХIХ века и имеют свои особенности и преимущества.
Способ постепенного перехода от светлых к темным тонам
Для выполнения работы по этому способу необходимо следовать определенной последовательности действий.
- Начните с нанесения на лист акварельной бумаги строгого неяркого рисунка твердым карандашом. Рисунок должен быть подробным и детальным.
- Затем нанесите общий цветовой фон на изображаемый предмет или объект. Этот фон должен соответствовать светлым участкам, за исключением бликов и светлых пятен, которые останутся без цвета.
- После этого нанесите остальные цвета постепенно один за другим. Переход от более светлых тонов к темным должен быть плавным. Можно добавить немного черного цвета для создания эффекта. Перекрытие цветовых пятен может быть неполным, чтобы предыдущий цвет просматривался в чистом виде.
- На данном этапе можно добавить цветовые акценты с использованием черного цвета, чтобы подчеркнуть форму предмета или объекта.
- Для интересного эффекта можно использовать земельные цвета вместо чистых ярких цветов. Например, охру светлую, охру красную, окись хрома, голубую ФЦ и черный.
- Для разнообразия можно выполнить рисунок цветным карандашом, чтобы он был хорошо заметен на бумаге.
Классический способ
Классический способ акварельной живописи был активно применялся в портретной живописи и в других жанрах искусства. Он характеризуется нарочитым подходом и не является типичным для акварельной живописи.
Для выполнения работы по этому способу следует следующая последовательность действий.
- Нанесите на бумагу строгий неяркий рисунок твердым карандашом. Рисунок должен быть подробным и детальным.
- Нанесите общий цветовой фон на предмет или объект, соответствующий светлым участкам.
В настоящее время классический способ акварельной живописи практически не применяется из-за его трудоемкости. В прошлом он был широко использован мастерами ХIХ века в миниатюрной акварельной живописи.
В результате исследования были выявлены особенности и преимущества каждого способа акварельной живописи. Способ постепенного перехода от светлых к темным тонам позволяет создать плавные переходы и особую цветовую прелесть, а классический способ акцентирует внимание на деталях и форме предмета.
Примерный перечень тем курсовых работ (Живопись)
... работ. В нем освещаются вопросы организации работы студентов, руководства их деятельностью, требования к курсовой работе (содержание, структура, объем Выполнение курсовой работы по дисциплинам предметной подготовки (живопись, ... (1-1,5 стр.) содержится: тема работы; цель работы; актуальность изучаемой темы, ее обоснование; характеристика объема и структуры работы; краткое содержание основной части ( ...
3. После высыхания первого слоя нанести последовательно друг на друга следующие слои-заливки, начиная со светлых полутонов и заканчивая самыми темными участками, собственными и падающими тенями. Края отдельных слоев — заливок не должны быть размыты. Каждый последующий слой нужно наносить на хорошо просушенный предыдущий. Таким образом, изображение доводится до неполной степени законченности, когда можно еще нанести примерно 1-2 слоя.
4. Острым кончиком тонкой кисти (возможно это современные №1, 2) на поверхность просохшего изображения или какой то его части нанести штриховой слой акварели, аналогичный карандашному или первому рисунку. Этот слой смягчает резкие края отдельных заливок, моделирует форму, доводит изображение до законченного состояния по светлоте и цветовой насыщенности и создает ощущение материальности изображаемого.
Наносимый штриховой слой, в котором штрихи могут пересекаться, накладывая друг на друга, может быть как одного цвета (обобщающего), так и разных цветов, в зависимости от состоящих перед художником задач.
Например, художники XIX века при моделировке лица на предварительный золотистый тон в светлых местах наносили розоватые штрихи, а в теневых — синеватые. Достоинство такого приема заключалось в его особой пластической выразительности, что позволяло «не замылить» форму и не сделать ее грубой. Это требовало большого мастерства.
В пейзажных и портретных работах мне приходилось проявлять огромную смелость, чтобы суметь воспользоваться хотя бы в незначительной степени этим способом, всякий раз оставляя надежды на будущие работы. Но даже самая незначительная удача при этом вызывала чувство удовлетворения и радости.
Способ А.В. Фонвизина
Рассматриваемый способ акварельной живописи назван по имени замечательного художника Артура Владимировича Фонвизина, работавшего в удивительной, неповторимой манере. И хотя существует мнение, что Фонвизин традиционен в своих работах, его скорее всего можно отнести к тому обстоятельству, что художник не пользовался белилами, не примешивал к акварели гуашь, т. е. был традиционен в чистой акварели.
В остальном его работы носят глубоко индивидуальный характер.
Акварельная живопись А.В. Фонвизина: особенности и техника исполнения
Акварельная живопись Александра Владимировича Фонвизина производит особое впечатление на многочисленных последователей и подражателей. Современные молодые акварелисты находят в его работах вдохновение и образцы мастерства.
Несмотря на это, некоторые художники и искусствоведы ошибочно полагают, что Фонвизин работал на влажной поверхности бумаги. Однако воспоминания современников художника, его моделей и внимательное рассмотрение его работ свидетельствуют об обратном.
Работы Фонвизина выполнены на ватманских листах ГОЗНАК ручной работы с незначительной зернистостью. Бумага была прикреплена к планшету кнопками, след от которых можно увидеть на некоторых работах.
Интересно отметить, что автор не делал подготовительного рисунка карандашом, а начинал рисовать тоненьким кончиком кисти, лишь намечая незначительные контуры изображаемого. Этот прием придавал его работам особый шарм и лаконичность, делая их незавершенными и при этом очаровательными.
Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...
... обучения живописи. Цель курсовой работы: Задачи: 1. Проанализировать психологические возрастные особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи. 2. Выявить педагогические условия развития творческих способностей учащихся детской художественной школы ...
Мастерство Фонвизина заключалось в умелом управлении широкими цветовыми потеками с помощью кисти. Он наносил крупную кисть, смоченную водой с краской, на поверхность бумаги, мягко втирая ее и добавляя дополнительные цвета для создания необходимого тона. Таким образом, на самой работе создавалась уникальная палитра.
В некоторых случаях Фонвизин добавлял цветовые акценты на уже высохшей поверхности, чтобы подчеркнуть форму или цветовое пятно. Особое внимание уделялось глазам и губам в портретной живописи.
Следует отметить, что в поздних работах художник начинал использовать метод размывания цветовых участков, сочетая их с четкими заливками и накладывая несколько слоев цвета друг на друга. Тем не менее, это не делало его работы многослойными, они по-прежнему оставались свежими, прозрачными и светоносными.
В заключение хочется добавить следующее. Рассматривая акварели современных молодых художников, увлеченных творчеством А. В. Фонвизина, хочется верить, что они в конечном счете смогут от подражания большому мастеру, скорее формальному, подойти к глубокому осмыслению его творчества и, используя основные, принципиальные подходы художника к акварели, создают свои неповторимые работы.
Способ К.П. Брюллова
Основой способа является подмалёвок, выполненный в холодный тонах.
Название способа говорит само за себя. Как известно, К. П. Брюллов был виртуозным акварелистом, овладевшим в совершенстве этой техникой, использовавшим в своих работах разные изобразительные приемы.
Мастерство художника можно видеть в его однотонных и многоцветных сюжетных работах.
Тем не менее во многих портретах просматривается способ, в котором он ограничивает свою красочную палитру, выполняя в начале с помощью синей и черной красок подмалевок, расцвечиваемый затем с помощью охры желтой и охры красной.
Надо отметить, что похожим приемом пользовались и другие русские художники.
Вспомним пейзажные работы М.Н. Воробьева и особенно большую группу акварелей А.А. Иванова, в которых он прокладывает по сути дела одни голубые холодные тени, решая таким образом задачу передачи пространства и воздушной перспективы.
Подробнее работы можно встретить у П. Сезанна, который спустя шесть десятилетий так сформулировал свою позицию в письме к Э. Бернару от 15 апреля 1904 года: «…природа для нас, людей, — это скорее глубина, чем плоскость: отсюда необходимость ввести в наши световые ощущения, передаваемые красными и желтыми цветами, достаточное количество голубого для того, чтобы чувствовался воздух».
По-видимому, те же задачи ставил перед собой К. П. Брюллов еще в начале ХIX века, добиваясь передачи воздушной среды и пространства в сюжетной и портретной акварельной живописи и приходя к еще более цельному цветовому решению.
Мы имеем удивительную, редкую возможность увидеть в начале XXI века замечательный портрет Г.Н. и В.А. Олениных среди атрибутов архитектуры на фоне римского пейзажа, а также женских портретов, выполненных мастером способом, о котором идет речь.
Исследование показало, что рассматриваемый способ живописи имеет применение в различных жанрах, включая пейзаж и портретные работы. Также он может быть использован для создания натюрмортов, когда композиция состоит из предметов классической формы, сочетаясь с гипсовыми слепками на фоне холодных тональных драпировок.
Оптимальные методы консервации и реставрации произведений станковой ...
... реставрационный дневник заполнить паспорт реставрации представить итоги работы на рассмотрение реставрационного совета. Основой для подготовки данной работы послужили исследования в области консервации и реставрации станковой живописи таких известных ученых ...
Данный способ позволяет передать пространственность и атмосферу, особенно в случаях, когда предметы имеют низкую цветовую насыщенность. Он также подходит для изображения интерьера. Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод о универсальности этого способа живописи.
Для работы в данном методе предлагается следующая последовательность шагов:
- На подходящей по текстуре бумаге средней или мелкой зернистости выполнить детальный рисунок твердым карандашом. Важно, чтобы изображение было четким, без углублений, которые могут просвечивать сквозь слой акварели.
- Далее следует выполнить подмалевки использованием голубой и черной красок в технике гризайль. На осушившуюся поверхность нанести красочные слои последовательно от светлых к темным.
- Для завершения работы использовать светло-желтую и красную охру, а также возможно мастихин или английскую красную. Перекрытие синей краски желтой создает зеленоватые оттенки, красная — фиолетовые, желтая и красная вместе — оранжевые, а все вместе — коричневые. Если в работе отсутствует синий цвет, желтый и красный ярче проявляются. Черную краску можно добавить в незначительном количестве.
- На этом этапе возможно внесение цветовых и тональных акцентов с помощью черного цвета, а также незначительные исправления с помощью легких размывок. Однако, в данном способе работы не рекомендуется использовать эти приемы.
Следует отметить, что данный способ живописи редко встречается в современной акварельной живописи, и работы выполненные таким образом редко встречаются на выставках.
Иллюстративно-декоративный способ в акварельной живописи
Иллюстративно-декоративный способ акварельной живописи является одним из наиболее популярных в современной иллюстративной графике и при выполнении декоративных работ. Он основан на одноразовом нанесении красочного слоя на определенный участок изображения, с четко обозначенными границами.
Главная особенность данного способа заключается в плавном перетекании цветовых оттенков на данном участке, создавая гармоничное и эстетически привлекательное визуальное впечатление.
Для выполнения работ по иллюстративно-декоративному способу акварельной живописи необходимо иметь эскиз предстоящей работы в натуральную величину. На эскизе должны быть четко обозначены все будущие цветовые участки, определяемые характером композиционного построения изображения.
На следующем этапе осуществляется выполнение основной цветовой части работы. Насыщенным красочным слоем, вводя в него последовательно все необходимые цветовые оттенки, плавно переходящие друг в друга, покрывается прорисованный по контуру участок изображения. Заливку следует выполнять кистью мягко, с достаточным количеством воды по всей поверхности участка, не допуская высыхающих пятен.
Иллюстративно-декоративный способ акварельной живописи особенно эффективен при создании зимних пейзажей, где можно использовать золотисто-желтую, охру красную и яркую зелень для расцветки. Однако, при работе над теплыми майскими пейзажами с цветущей ивой и зеленью над рекой, пришлось использовать алую красную, зеленую и синюю краски для передачи теплоты воздуха.
Иллюстративно-декоративный способ акварельной живописи также может быть эффективно использован для создания композиций из цветов, овощей, фруктов и других предметов быта. Однако, его применение в пейзаже является реже, а в портрете практически не применимо из-за своеобразных цветовых заливок, которые могут быть неожиданными.
Введение
Искусство акварельной живописи имеет богатую историю, насчитывающую несколько веков. Этот вид живописи отличается особой техникой и использованием водорастворимых красок. В своей работе художники могут применять различные методы и приемы, одним из которых является иллюстративно-декоративный способ. В данной статье мы рассмотрим особенности данного способа и его влияние на современное искусство.
Основная часть
Понятие и суть иллюстративно-декоративного способа
Иллюстративно-декоративный способ является одним из методов работы акварельными красками. Главной целью данного способа является создание свежего, сочного, переливающегося эффекта цветового участка на холсте.
Для этого способа художник использует последовательные нанесения краски на полностью просохший участок холста. После нанесения одной краски холст можно повернуть и нанести другую краску, создавая желаемый эффект.
Применение иллюстративно-декоративного способа
Иллюстративно-декоративный способ широко практикуется современными художниками-иллюстраторами и станковистами. Он позволяет придать работам декоративный характер и выразительность. Также в этом способе можно увидеть отголоски работы некоторых выдающихся художников прошлого.
Хороший пример технических приемов, применяемых в иллюстративно-декоративном способе, можно увидеть в работах эстонской художницы М.В. Лейс. Ее работы впечатляют своей оригинальной динамичной композицией, графической изысканностью и яркими цветовыми решениями.
Влияние иллюстративно-декоративного способа на современное искусство
Иллюстративно-декоративный способ нашел широкий отклик в творчестве молодых художников-акварелистов. Он предоставляет возможность экспериментировать с техникой и создавать оригинальные и выразительные работы.
Кроме того, иллюстративно-декоративный способ акварельной живописи оказывает влияние на современное искусство в целом. Он дополняет и обогащает технический арсенал художников, позволяя создавать новые и оригинальные произведения искусства.
Заключение
Иллюстративно-декоративный способ акварельной живописи является одним из интересных и оригинальных методов работы с акварелью. Он предоставляет художникам возможность создавать свежие, сочные и переливающиеся цветовые участки на полностью просохшем холсте. Этот способ находит широкий отклик в современном искусстве и позволяет художникам выразить свою яркую и оригинальную индивидуальность.
Работа по сухой поверхности бумаги.
При этом способе поверхность бумаги не смачивается перед началом работы цветом, как при первом способе. Живопись ведется отдельными участками или, как говорят художники, «от куска». Участки приписываются друг к другу. Бумага для работы может иметь как ярко выраженную зернистую структуру, так и не очень заметную.
Хорошо подходят листы не сильно проклеенные. Художники-акварелисты называют эту бумагу «мягкой». Такой способ акварельной живописи очень хорошо подходит для учебных краткосрочных заданий. Он используется также многими профессиональными художниками для решения творческих задач. Прекрасным примером применения этого способа живописи являются работы замечательного мастера акварели А.П. Остроумовой-Лебедевой, которые можно видеть в собрании Государственной Третьяковской галереи и в различных учебниках по акварельной живописи. Последовательность работы по сухой поверхности бумаги такова:
На лист бумаги нанести более подробный рисунок, чем при первом способе. Если работа не с натуры на природе, желательно сделать рисунок с предварительно выполненного эскиза, чтобы не испортить ластиком поверхность бумаги, исправляя ошибки. Затем лист прикрепить к планшету.
Акварельную краску взять кистью большого размера в полную цветовую силу с некоторым запасом на пожухание, с активным набором воды и нанести на поверхность бумаги, заполняя цветом определенный «кусок» и добавляя, где это необходимо, дополнительные цветовые оттенки.
К законченному «куску» приписать следующий и так далее до полного заполнения листа. Размеры «кусков» могут быть различными, они определяются характером изображаемого. Не совсем просохшие края отдельных соседних «кусков» в некоторых местах могут слегка перетекать друг в друга, образуя цветовые переливы, не требующие исправления и придающие работе своеобразную цветовую выразительность.
После завершения основной стадии работы, когда практически вся поверхность листа заполнена, переходите к нанесению дополнительных цветовых акцентов. Это включает в себя также незначительные размывки, которые не должны утратить свежесть работы. Важно также уделить внимание заполнению мелких участков бумаги, оставшихся между отдельными элементами вашего произведения.
Некоторые художники предпочитают оставить части бумаги без заполнения, используя это как интересный художественный прием. В процессе работы с планшетом можно варьировать угол наклона листа под разными углами, направляя текущий красочный слой в нужном направлении.
Акварельно-графический способ
Этот метод объединяет графические и акварельные приемы, найденные в подкрашенных гравюрах и рисунках XVIII-XIX века. В отличие от этих работ, где преобладало графическое начало, в акварельно-графическом методе рисунок и акварель взаимодействуют, дополняя друг друга. Карандашный штрих играет здесь такую же важную роль, как и цвет, создавая единое художественное выражение.
Примером этого стиля служат акварели П. Синьяка начала 30-х годов ХХ века. В его работах основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый, дополненные немного черным, подчеркивают первоначальный карандашный набросок. Это создает игру линий в пустотах, разграничивая пространства, которые предстоит расцветить.
В начале ХХ века с этим методом работали художники, такие как А.П. Остроумова-Лебедева и Д.И. Митрохин. Их акварели отличались строгим цветовым характером и выразительным линейным рисунком, поддержанным теневой штриховкой и иногда цветным карандашом.
Акварельно-графический метод успешно применяется в иллюстративных и станковых работах, а также в пейзаже, натюрморте и портрете. Он особенно полезен, когда требуется создать выразительный этюд за короткий срок для последующей работы.
При работе в этом стиле важно следовать последовательности, описанной выше.
Техники акварельного рисунка
Акварельный рисунок – это уникальная техника, которая позволяет создавать нежные и живописные работы. В данной статье будут рассмотрены основные техники акварельного рисунка и новаторские подходы к использованию материалов.
1. Графитный или черный карандаш
Первый этап создания акварельного рисунка – нанесение свободного интенсивного рисунка на бумагу. Это может быть выполнено при помощи графитного или черного карандаша. Формы предметов могут быть моделированы штрихами, и в некоторых местах фон также может быть заполнен штрихами. Важно отметить, что ластик использовать не обязательно, поскольку легкие предварительные линии добавляют работе живость.
2. Переходы цветов
После завершения рисунка можно нанести на него полноценный слой акварельных красок, чтобы создать плавные переходы цветов. Акварель отличается текучестью, поэтому один цвет может плавно перетекать в другой. Это позволяет создать более гармоничный и живой образ.
3. Усиление теней и фактур
На этом этапе можно усилить тени, добавив дополнительные цветовые пятна на уже просохший рисунок. Это можно сделать с помощью угольного карандаша или размывая мягким акварельным слоем. Также можно использовать различные цветовые карандаши для подчеркивания фактуры.
Другие новаторские техники в акварельной живописи
Вместе с классическими методами акварельного искусства, развиваются и новые материалы и техники для его создания. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Корректирующая жидкость (штрих)
Корректирующая жидкость используется для того, чтобы оставить светлый след, наносящийся на бумагу. Она позволяет создать контраст между светлыми и темными участками работы. После высыхания может быть удалена с помощью ножа.
Парафиновая свеча
Парафиновая свеча может быть использована для создания рисунка, который будет сохраняться после нанесения акварельных красок. Парафин отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный этой свечой, будет защищен от влияния красителя.
Бумажная салфетка или полотенце
Бумажные салфетки или полотенца могут использоваться для удаления излишков краски и создания особых эффектов. Несколько поглаживаний бумажной салфеткой или полотенцем помогут сделать рисунок более мягким и объемным.
Клейкая лента
Клейкая лента, особенно строительная на бумажной основе, может быть использована для закрытия больших пространств бумаги. Она является альтернативой штриховой технике и позволяет создать светлые участки работы.
С помощью этих новаторских техник можно достичь новых эффектов и добавить интересный элемент в акварельную живопись. Важно экспериментировать и найти свой собственный стиль и подход к созданию произведений искусства.
Использование набрызгов краски в том числе и по корректирующим элементам (штриху, клейкой ленте, парафину).
Набрызг краски удобнее всего производить с помощью обычной зубной щетки.
Использование фена для быстрой просушки бумаги с целью ускорения работы.
Использование мелко нарезанной бумаги и бумажных трафаретов (что приближает технику живописи акварелью к технике вырезной бумажной гравюры)
Использование гуммиарабика для стабилизации эффекта размытости акварели. Его применение не позволяет краске растекаться на соседние участи.
Заключение
Сегодня акварель можно встретить на каждом шагу: выставки, музеи, галереи — всюду витает дух акварели. Однако, несмотря на распространенность и доступность, техника акварели загадочна и непостижима.
Из всех видов и техник живописи акварель является самой приятной для глаза и восприятия, и имеет большую популярность среди художников. К сожалению не многим удается раскрыть потенциал этого материала, но те кому это удается без сомнения выдающиеся и оригинальные художники. Они поражают нас яркостью и необычностью своих работ, даря только положительные эмоции.
Акварель — это воздух и вода на бумаге. Каждый акварелист создает ни с чем несравнимое пространство на листе, которое так и хочется вдохнуть и впитать в себя.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-jivopisi-akvarelyu/
1) http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/istoriya-texniki-akvareli
2) http://art-veranda.ru/paintings-and-drawings/akvarel-zhivopis-risunki-akverelyu/#ixzz2T6QtEAb4
3)
4)
5) http://gallerix.ru/storeroom/1910072626/
6) http://xe-korneva.narod.ru/index/0-18