История русского национального костюма
Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Развитие и влияние этнографии
Вопросами истории русского национального костюма занимались различные специалисты. Одним из направлений, где данная тема получила наибольшую разработку и оказала наибольшее влияние, является этнография. Исторические и этнографические исследования позволили восстановить и описать различные типы русского народного костюма, его эволюцию и особенности в разных регионах страны.
Роль этнопедагогики
Другим важным направлением в изучении истории русского национального костюма является этнопедагогика. Изучение традиций и культуры народа через его национальный костюм позволяет передать и сохранить эти знания и опыт для будущих поколений. Этнопедагогика помогает понять и прочувствовать ценность и красоту народного костюма как элемента национальной идентичности.
Влияние психологии
Третьим направлением, которое оказало влияние на изучение истории русского национального костюма, является психология. Изучение влияния народного костюма на психику и эмоциональное состояние человека позволяет понять его роль в формировании и выражении национальной идентичности, самосознания и самовыражения.
Островский – создатель русского национального театра. Пьеса «Гроза»
... Пьесу Островского ставили в ряд гоголевских произведений и называли купеческими «Мертвыми душами». Влияние гоголевской традиции в ... национальной жизни, сначала духовно, а потом и физически сокрушить ее. «Он глубоко некультурен, Островский, ... от природы. Она чувствовала красоту русского языка, знала многоголосый говор московских ... о литературе и театре. В конце 40-х годов Островский пробует свои силы ...
Этнография и этнопедагогика в изучении русского народного костюма
Исследование русского народного костюма имеет глубокие этнографические и этнопедагогические корни. Костюм является неотъемлемой частью культуры и идентичности народа. Каждый человек очень любит и гордится своим народным костюмом, прославляет его в песнях. В настоящее время он надевается в торжественных случаях, таких как встреча с иностранными гостями и праздники.
Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов. Они находят вдохновение в традиционных узорах и вышивках, чтобы создать уникальные и стильные наряды.
Мастера, сохранившие и передавшие другим умения по созданию костюма и его элементов, играют важную роль в сохранении традиций. Они передают навыки вышивки, плетения, изготовления поясов и головных уборов. Исследователи, такие как А.В. Арциховский, Г.С. Маслова, Т.В. Станюкович и другие, занимались вопросами русского народного костюма и внесли значительный вклад в его изучение.
Изменяющиеся социально-экономические, экологические, этнические и другие факторы оказали влияние на развитие русского народного костюма в Сибири и его отдельных областях, включая южный Алтай. В современной литературе отмечается необходимость сопоставления сибирского материала с европейским для выявления общерусских традиционных черт и закономерностей их развития. Исследователи, такие как А.А. Лебедева, М.М. Громыко, П.Е. Бардина, В.П. Лебедев и другие, уделяют большое внимание традициям одежды русских крестьян Южного Алтая.
Этнопедагогика и значение народного искусства
Этнопедагогика играет важную роль в изучении народного искусства и русского народного костюма. Народное искусство позволяет человеку познать свое прошлое, ознакомиться с представлениями о прекрасном и эстетическим опытом предшествующих поколений. Оно отражает стремления, мечты, идеалы и традиции народа, передавая духовную культуру прошлого.
Народное искусство несет в себе заряд национальных особенностей и играет незаменимую роль в этнокультурном развитии. Ознакомление с народным искусством в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся способствует развитию их художественного вкуса и формированию потребности ориентироваться на духовные ценности своего народа.
В процессе данной работы мы опирались на труды Л.И. Васеха, Баклановой и Шпикаловой, которые внесли значительный вклад в изучение русского народного костюма и народного искусства в целом.
1. Введение
Проблема индивидуального подхода в формировании личности ребенка и развитии его способностей является одной из ключевых задач в психологии. Отечественная научная школа психологии, представленная такими выдающимися учеными, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др., активно исследовала эту проблему. Она придавала существенное значение внутренним индивидуальным предпосылкам, влияющим на успешность деятельности ребенка, а также влиянию народных традиций.
Важность формирования и воспитания личности ребенка на национальных традициях особенно актуальна в младшем школьном возрасте. Именно в этот период возможно создание сензитивного окружения, способствующего формированию и развитию личности ребенка на основе русских народных традиций.
Игровые технологии на х русского языка в начальной школе
... также взрослого. Цель курсовой работы: рассмотреть и разобрать роль использования игровых технологий в процессе обучения русскому языку в начальных классах. Задачи : Исследование роли игровой технологии на уроках русского языка в начальной школе; рассмотрение приемов и средств создания игровой ситуации на уроках русского языка в начальной школе; определение ...
2. Цель и задачи исследования
2.1 Цель исследования
Целью данной работы является определение педагогических условий изучения русского народного костюма в начальной школе.
2.2 Задачи исследования
- проанализировать элементы русского народного костюма;
- изучить методику преподавания темы «Русский народный костюм» в начальной школе на уроках ИЗО;
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной тематике;
- определить систему занятий и методические рекомендации по изучению русского народного костюма.
3. Объект и предмет исследования
3.1 Объект исследования
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
3.2 Предмет исследования
Предметом исследования является изучение русского народного костюма в начальной школе.
4. Методы исследования
В данной работе используется метод анализа психологической, педагогической и методической литературы по данной проблеме. Это позволяет получить обширный обзор существующих исследований и наработок в данной области.
5. Структура работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические аспекты изучения русского народного костюма в начальной школе
1 Исторические аспекты в изучении русского народного костюма
Своеобразие бытования русской народной одежды заключалось в распространении ее форм с конца XVI — начала XVII вв. на обширных территориях не только Европейского, но и Азиатского континентов — в Сибири и на Дальнем Востоке. Под воздействием изменявшихся социально-экономических, экологических, этнических и других факторов складывались специфические черты одежды русских как Сибири в целом, так и отдельных ее областей, одной из которых является южный Алтай.
На многие вопросы, касающиеся изучения русского народного костюма, ответы нам дает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.
Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд.
Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах.
От долгого лежания в земле обувь превращается в бесформенные комки, а ткань, в лучшем случае, становится тёмно-коричневой. Нужна специальная обработка, чтобы драгоценные клочки не погибли, извлеченные наружу. Однако со временем в руках учёных оказывается почти прежняя туфелька или сапожок, а современная техника помогает выяснить, из каких нитей была соткана материя и частицы какого красителя на ней остались. Существуют и методы, позволяющие установить «возраст» находки — иногда с точностью до нескольких лет.
Традиции русского народного костюма
... одежды использовали кожу, овчину, меха. Глава 2. Русский народный костюм Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы ... которых сохранились описания одежды. И, наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где ... узкоскроенной одежде с длинными рукавами" [6, с.28]. В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал ...
В исследовании рассматривается трудность сбора цельного костюма из полуистлевшей ткани, однако благодаря сохранившимся изображениям и описаниям одежды, мы можем увидеть прошлое. Источниками информации являются фрески древних соборов, рукописи, камень и дерево христианских священных изваяний. В своих работах художники и скульпторы часто изображали знатных людей и мифологические персонажи, хотя их работы были схематичными.
Описания одежды, сохранившиеся в памятниках литературы, также дают нам представление о том, как одевались люди в прошлом. Народный костюм, который можно увидеть в музеях, также предоставляет нам информацию о том, как менялась одежда на протяжении веков. Однако необходимо быть осторожным, так как народный костюм также подвергался изменениям.
В Прикамье, вместе с формированием русского населения, распространялись северно-русский и среднерусский комплекты одежды, которые долго оставались популярными в сельской и городской среде [1]. Для изготовления одежды использовались ткани домашнего производства, такие как льняные холсты, пестряди и набойки. Также использовались кожа, овчина и меха [18].
2 Основные элементы русского народного костюма
Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная — богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.
Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»).
Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии [19].
Проектирование ансамбля молодежной одежды в стиле ретро
... Один из самых актуальных, элегантных и неувядаемых ретро - стилей в одежде для женщин - мода двадцатых годов. Именно он вдохновляет ... Совсем не обязательно с головы до ног облачаться в одежду из кожи и окружать себя различной металлической фурнитурой. ... составляющие комплект, равнозначны, взамоимозаменяемы, что и отличает комплект от ансамбля. Комплекты никогда не надоедают, так как составные части ...
Штаны
Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.
Исследование народной одежды русских
Русская национальная одежда имеет свою богатую историю и множество разновидностей. Одежда играла важную роль в культуре и образе жизни русского народа.
Мужская одежда
Главной частью мужской одежды были рубаха и штаны. Штаны одевались примерно по щиколотку, на голени заправлялись в онучи. Штаны кроились из прямых полотнищ и не были слишком широкими, для удобства ходьбы между штанинами вставляли ластовицу.
Штаны держались с помощью шнурка «гашника», который вставлялся под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. Разреза у штанов не было, и на бёдрах они держались только с помощью шнурка.
В древней Руси гачами называли собственно ноги, затем названием гача стали обозначать и кожу с задних ног зверя, а позднее это слово стало употребляться как название штанов. По сей день гача используется как сокращение слова «штанина».
Другое название мужской ноговой одежды – «портки». ее шили из различных материалов, например из холста или сукна. Шаровары же делали из черного плюша.
Женская одежда
Сарафан – это главная часть женской русской одежды. Сарафан – это длинное распашное или глухое платье, которое закрепляется на плечиках или на лямках.
Этот вид одежды начал использоваться как женская одежда в России начиная c XVII в. Сначала это была цельное глухое платье с рукавами или без них, которое через голову надевалось на тело.
После XVII в. сарафан на лямках стал более популярным. Практически до XX в. сарафан использовался как повседневная, рабочая и праздничная одежда крестьянства. На праздники сарафаны чаще шили из дороже тканей, в остальное время — из домотканого полотна.
Вывод
Таким образом, русская национальная одежда – это неотъемлемая часть истории, культуры и национальной идентичности русского народа. Мужская одежда представляла собой рубаху и штаны, женская – сарафан. Русскую национальную одежду с течением времени испокон веков изменяли в соответствии с потребностями и жизненными обстоятельствами, однако ее основные черты оставались неизменными.
Исследование разнообразия типов сарафанов
В данном исследовании мы рассмотрим огромное разнообразие типов сарафанов, которые были распространены в различных губерниях. Все типы можно условно разделить на четыре большие группы по конструкции, начиная с самого древнего.
Глухой косоклинный сарафан
Один из самых древних типов сарафанов — глухой косоклинный сарафан, который известен в разных губерниях под разными названиями, такими как саян, ферязь, глухарь, сукман и дубас. Изначально этот тип сарафана имел туникообразный крой, при котором передняя и задняя части сарафана формировались из одного полотнища ткани, перегнутого пополам. Горловина могла быть округлой или прямоугольной и вырезалась по сгибу. Иногда добавлялся небольшой нагрудный разрез спереди по центру. С боков подшивались многочисленные продольные клинья. Такие сарафаны в основном шились из домоткани — красного сукна, черной и синей шерсти домашнего изготовления, а также из белого и синего холста. Украшением для таких сарафанов служили обшивки из кумача или крашеного холста на вырезе ворота, проймах и подоле.
Форма и декор одежды стиля Барокко
... и пышность -- характерные черты стиля «барокко». Художественный образ классицизма основан на естественном стремлении к простоте и ... сложных церемоний, праздников, роскоши и строгого этикета. Одежда соответствует медленным плавным движениям, требуемым сложным церемониалом. ... классицизма одной из основных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: ...
Распашной косоклинный сарафан
Постепенно туникообразный крой практически перестал применяться, и большую популярность получил распашной косоклинный сарафан. Он составлялся из трех прямых полотнищ ткани — двух спереди и одного сзади. Существовали различные варианты этого типа сарафана, такие как голевой сарафан, китаешник, китайка, клетовник, клинник, красик, круговой и кумашник. Сарафаны этого типа шились из разнообразных тканей, включая холст и шерсть разных цветов домашнего производства, набойку кумач, тафту, штофный шелк, парчу, нанку, китайку, а также другие хлопчатобумажные материалы. Украшения для таких сарафанов были также весьма разнообразными, включая кружево, красный шнур, бисер и полосы из кумача, позумента или атласа, расположенные вдоль нижнего края подола или вдоль застежки на лямках.
Исследование типов сарафанов в Прикамье
Сарафаны являются одним из самых распространенных и характерных элементов национальной русской одежды. В разных регионах России существовали различные типы сарафанов, отличающиеся по форме, материалу и украшениям.
Круглый сарафан
Наиболее распространенным типом сарафана, широко использовавшимся на всей территории проживания русских, стал круглый (прямой) сарафан. Он состоял из 4-8 прямых полотнищ ткани, образуя высокую широкую юбку, присборенную на груди. Сарафан имел узкие пришивные лямки и маленькую застежку спереди или сбоку. Этот тип сарафана был очень прост для шитья и быстро стал популярен благодаря легкой ткани и удобной форме. Будничные сарафаны этого типа шились из клетчатой домотканой пестряди или фабричной ткани темных расцветок, а праздничные — из набойки, ситца, сатина, кумача, шелка, парчи и других материалов. Круглые сарафаны украшались нашивками позумента, бахромой, шелковыми лентами, тесьмой и даже аппликациями.
Сарафан с лифом
Менее распространенным вариантом круглого сарафана был сарафан с лифом, состоявший из двух частей. Первая часть — это пышная сосборенная юбка из нескольких прямых полотнищ, а вторая — лиф с узкими лямками, облегающий грудь. Лиф пришивался к пышной юбке, частично или полностью. Этот вариант сарафана также был популярен в Прикамье.
Высокая юбка без лямок
В некоторых регионах сарафаном называли и высокую юбку без лямок, которая носилась под грудью. Это был еще один тип сарафана, характерный для Прикамья.
Типы сарафанов в Прикамье
В Прикамье отмечается несколько разновидностей сарафанов. Наиболее ранним видом сарафана следует считать «глухой» сарафан, который имел туникообразный покрой. В XVIII — XIX веках наиболее распространенным типом сарафана в Прикамье был косоклинный сарафан.
Верхняя одежда в Прикамье и на Урале
В традиционной культуре Прикамья и на Урале верхняя одежда имела особое значение и отражала исторические и социальные особенности данного региона. В данной работе мы рассмотрим различные виды верхней одежды, которые были распространены в этих районах.
Моя любимая одежда на английском с переводом 6 класс
... на русский язык Моя любимая одежда — спортивная одежда. Кроме того, мне нравится куртка на молнии. Моей повседневной одеждой являются спортивные штаны или джинсы с лонгсливом (футболкой с длинными рукавами). Моя обувь ... классах. На уроках английского языка для детей полезно разграничить мужскую и женскую одежду, и посмотреть, что носят мальчики и девочки. Итак, одежда для мальчиков на английском ...
Сарафаны и дубасы
В Прикамье сарафаны и дубасы использовались для обозначения одного и того же типа одежды — платья без рукавов с расклешенной юбкой. Однако, термин «дубас» преимущественно применялся для старых моделей сарафанов, чаще всего косоклинных или изготовленных из домотканного холста [1]. До XVII века сарафаны и дубасы отличались лишь по использованию материалов — дубасы изготавливались из крашеного холста, а сарафаны из покупных тканей. В праздничные сарафаны добавляли ленты и кружево, а носили их с очень тонкой рубахой или из покупных тканей. Глухой сарафан, известный как дубас, был одним из самых ранних типов сарафанов в Прикамье. Старые дубасы были косоклинными с прямым швом на всю длину и широкими проймами. В настоящее время они сохранились только у старообрядцев в качестве части молельного костюма и шьются из темного сатина [1].
Кафтаны
Уральская культура также отличалась разнообразием верхней одежды, включая кафтаны. Мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, которые иногда называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азымами [1]. У женщин кафтаны застегивались на правой стороне, а у мужчин — на левой. Кафтаны шили из домашнего сукна с прямым передом и спинкой в талии, иногда сборками или клиньями по бокам. Гуни, покрытые холстом или фабричной тканью, были праздничной и будничной одеждой. Для праздников они покрывались крашенным холстом, а для повседневной носки использовались гуни из синего холста или фабричных тканей. У них была отрезная талия и вначале широкие складки, а позднее — пышные сборки. Полы кафтана обычно застегивались на крючки, и его наличник пришивался только на груди [1].
Шубы и тулупы
В Уральской культуре одежда из овчины также была широко распространена. Шубы носили как покрытые, так и нагольные. Они покрывались холстом, сукном или привозной дорогой материей. Шубы шились по-старинному, в талию и со сборками. Особенно нарядными были женские шубы, покрытые шелковой материей и с воротниками из беличьего или соболиного меха. Также тулупы и зипуны были широко используемыми видами верхней одежды в регионе. Зипуны были изготовлены из холста или серого сукна и носились поверх другой одежды, такой как кафтаны или шубы [1].
Таким образом, верхняя одежда в Прикамье и на Урале отражала разнообразие стилей и материалов, и описанные примеры являются лишь небольшой частью этого богатого культурного наследия.
Одежда и головные уборы в русской культуре
Одежда, носимая русскими крестьянами, имела специальное предназначение для работы и хозяйственных дел.
Мужская одежда
Лузаны — это вид одежды, который использовали мужчины-охотники и рыболовы. Он был заимствован у коми-пермяков и манси. Лузан состоит из специально вытканного поперечнополосатого полотна, которое складывалось вдвое, а по сгибу вырезалось отверстие для головы. Нижние концы закреплялись веревками на талии. Спереди и сзади подшивали холст, образовавшиеся мешки — карманы, которые использовались для хранения и переноски принадлежностей и добычи.
Русский народный костюм
... орнаментом. Непревзойденная декоративность народного костюма – его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное значение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на ... пару уникальной. Нередко на обуви встречались резные ... посередине. Картузы носила молодежь, а ... связано с тем, что дававшая ...
Для хозяйственной работы на поле и дома мужчины надевали запоны — туникообразные изделия с длинными рукавами. Спереди полотно из холста спускалось до колен, а сзади до талии.
Обязательной деталью мужского костюма были пояса. Как правило, мужчины носили кожаные пояса. Для подпоясывания рубахи были узкие тканые пояса — гасники. Верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом. Мужчины завязывали пояс справа.
Женская одежда
Женщины, как правило, носили сарафаны — основную часть женской одежды. Под сарафаном носили тунику — рубаху. Обязательно подпоясывали сарафан поясом. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие, а для верхней одежды подвязывали широкие кушаки. Женщины завязывали пояс с левой стороны.
Головные уборы
Основным материалом головных уборов являлся мех, чаще всего — овчина. Головные уборы были разнообразны по форме — конусы, цилиндры, полушария. Валяные шапки назывались шляпами или конниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке.
Таким образом, одежда и головные уборы в русской культуре имели свою функциональность, а также являлись носителем традиционных укладов и обрядов русского народа.
Головные уборы
Женские головные уборы в древней Руси были очень разнообразными, но все они можно разделить на несколько основных типов: платок, шапка, чепец и девичий венец. Однако, независимо от их разнообразия, все они служили одной цели — скрыть волосы замужней женщины от посторонних глаз.
В русской культуре считалось большим грехом и позором даже частично показать свои волосы, поэтому женщины старались скрывать их под головными уборами. Те, кто нарушал это правило, подвергались общему презрению. Даже попытка снять с головы женщины ее чепец могла привести к судебному процессу.
Замужние женщины укладывали свои волосы вокруг головы и носили кокошник как головной убор. Кокошник украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером, что делало его особенно роскошным. Помимо кокошников, были популярны также повойники, шамшуры и сборники, которые являлись разновидностями чепца. Повойники были шиты из тонкой ткани с ситцевой подкладкой, а шамшуры имели стеганный верх на холщовой основе. Задняя часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом.
Помимо небольших головных уборов, которые скрывали волосы, замужние женщины обязательно носили платок или шаль. Платок, который носили русские женщины, был результатом влияния восточной культуры. Манера завязывать платок под подбородком пришла на Русь в XVI-XVII веках и была заимствована у немцев.
Обувь
Материалы для изготовления обуви в древней Руси включали шкуры животных, дубленую кожу, мех, древесную кору и пеньковую веревку. Самой древней формой обуви была кожаная обувь, которую не шили, а морщили. Они стягивали кусочек кожи веревками так, чтобы по бокам образовывались складки, и привязывали к ноге длинной веревкой. Эта обувь называлась поршни и являлась прямым продолжением древней практики привязывания шкурки небольшого животного к ноге.
Кожаная обувь, похожая на поршни, но сшитая и с подшитой подметкой, называлась коты. Коты носили и женщины, и мужчины, и в будни, и в праздники. Название «коты» происходит от слова «катать», так как изначально их делали из шерсти и катали.
Русский народный костюм реферат по изо
... народный песне и танцах. 1.Основные черты русского народного костюма Виды одежды и особенности кроя. Традиционно крестьянская одежда, ... костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь ... Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали ... составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим ...
Сапоги или чеботы были еще одним видом кожаной обуви с высокими голенищами. Изначально они были без каблуков, а на пятке имели небольшую железную подковку. К сапогам также пришивали бахилы, которые были широкими и неуклюжими. Бахилы имели подметку, которая пришивалась изнутри.
Исследование традиционной одежды и обуви русского народа
Русская традиционная одежда и обувь — важная часть национальной культуры. Кроме своей эстетической функции, они также отражают и исторические, географические черты региона. В этом исследовании мы рассмотрим, как менялась традиционная одежда и обувь русского народа в разных регионах, и изучим материалы, используемые для их изготовления.
Традиционная одежда
Русская традиционная одежда часто является важным элементом российской культуры, которая представляет собой неповторимый синтез славянских традиций и культурных влияний востока и запада. Во многих регионах она является неотъемлемой частью свадебной церемонии, народных праздников или традиционных танцев.
Мужская одежда
Мужская традиционная одежда, как правило, состояла из рубахи, ремня и изготовленной из шести или восьми суконных полушубках (кошелек).
Существовала также верхняя одежда — медведевка или жубон, которые носились в зимний период. На голове мужчины носили круглую шапку, которая согревала уши и затылок. Иногда к шапке был пришит кожаный клапан для защиты лица от холодного воздуха.
Женская одежда
Женская традиционная одежда состояла из платья, набедренника и рубахи. В редких случаях носились юбки. Платье закрывало всю фигуру женщины, за исключением рук и головы. В зимнее время к платью носились обвязанные шерстью и пухом шарфы и платки, которые обинали в различных техниках вышивки крестиком, бисером или серебряной нитью.
Традиционная обувь
Русская традиционная обувь была не только декоративной, но и удобной и функционально-мобильной. Обувь носили в зависимости от климатических условий и времени года.
Обувь для мужчин и женщин
Башмаки — черевички с низким голенищем были популярны как у мужчин, так и у женщин. Также использовались сапоги из грубого суконного полотна и чулки тулупчика — высокие сапоги, которые носили над башмаками.
Обувь для детей
На первое время для новорожденных использовались рубашки отца или матери, но детскую одежду старались кроить из старой одежды родителей. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Лапти
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти — обувь типа сандалий, сплетенные из древесного лыка. Ее привязывали к ноге длинными шнурами, а для тепла пришивали опору или полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку — подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи — длинные узкие полосы ткани, которой оборачивали стопу и голень до колена, а ногу обвивали крест накрест длинными шнурками.
Валяная обувь
Валяная обувь появилась у русских в конце XVII — начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни и к ней часто для крепости пришивали кожаную подошву.
В целом, русская традиционная одежда и обувь представляют яркий пример национальной культуры и исторического развития народа. Одежда и обувь нашей страны не только подчеркивает национальную идентичность, но и отражает культурщсловные и социальные аспекты.
Традиция носить детскую одежду существовала в славянской среде, особенно в деревне, где мало влияния моды. С течением времени этот древний ритуал перехода из детства в юность постепенно исчезал. Многие его элементы были включены в свадебные церемонии. Некоторые взрослые молодые люди, еще не поженившиеся, продолжали ходить в детской одежде, такой как рубашка, завязанная пояском. В других местах детская одежда представляла собой обычный крестьянский костюм в миниатюре. Одежда украшалась вышивкой на воротнике, рукавах и подоле рубашки, так как вышивка обладала определенным защитным значением. В некоторых областях России девушки до свадьбы носили рубаху с поясом, а по праздникам они надевали поверх рубашки передник с рукавами, называемый шушпаном.
Сарафаны девушки надевали только после выхода замуж. Был целый обряд, включающий расплетание косы и переодевание в сарафан.
Девические головные уборы отличались от женских тем, что девушки не скрывали волосы. Голые волосы символизировали чистоту девушки. Девушки носили повязки, венки или почелки. Бедные девушки носили перевязки из пестряди, а более состоятельные — шелковые украшенные вышивкой или бисером. Перевязки и ленты охватывали голову, а свадебные головные уборы, такие как короны, полностью покрывали голову.
3 Знаки и символы русской вышивки
Человек, живший рядом с природой, начал создавать простые узоры и символы, которыми он выражал свое отношение к окружающему миру. Эти символы позволяли ему коммуницировать и понимать непонятные явления природы. Многие из этих символов не только украшали одежду и предметы обихода, но и служили защитными оберегами от злых духов. Они наносились на видные места предметов и одежды.
Со временем первоначальные значения этих символов были утрачены, и они стали использоваться в качестве декоративных украшений.
Исследование русского народного костюма имеет большое значение для обучения, воспитания и развития младших школьников. Это позволяет обратиться к истокам русской культуры, которая является кладезью мудрости и нравственного здоровья. Кроме того, изучение народного костюма помогает понять историю нашей страны и формировать личность, соответствующую современным требованиям общества.
Цвет в русском народном костюме имел особое значение. Белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, а черный был символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный цвет, в свою очередь, ассоциировался с огнем, кровью, солнцем, долголетием, плодородием, силой и властью. Верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, связанными с плодородием.
Орнамент в русском народном костюме имел особое место. Он представлял собой повторение, чередование и варьирование одних и тех же элементов. Орнамент обобщал образы, повторял один мотив, имел природный ритм и симметрию. В костюме использовались растительные, животные, птичьи и геометрические мотивы. Важной особенностью была разработанность этих мотивов, такие как косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды и ромбы с загнутыми отростками.
Мотивов в вышивке было немного, но они постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл. Русская крестьянка в праздничном национальном костюме символизировала Вселенную. Нижний, земной ярус ее одежды был украшен символами земли — семенами и растениями — в черном цвете. Верх одежды украшали изображения птиц и символы дождя. Головной убор завершал убранство праздничного костюма с изображениями солнечных коней и звезд.
Изучение русского народного костюма помогает детям понять историю своей страны, а также развивает их эстетическое восприятие и творческие способности. Оно позволяет познакомиться с традициями и культурой предков, а также сформировать уважение и гордость за свою национальность. Это также способствует развитию толерантности и уважения к другим культурам и народам.
Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в начальной школе
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Для достижения этой цели педагоги начальной школы используют различные мероприятия: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, классные часы, конкурсы и праздники.
При этом важно начинать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Развитие духовно-нравственной составляющей личности помогает создать физически здоровую, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.
Только традиционный жизненный уклад, связанный с народными традициями, может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры. Это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры, русского народа. Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрость духа.
При этом возрождение народных традиций становится приоритетным направлением в педагогической деятельности. Знание истоков культуры своего народа помогает понять и объяснить многие моменты истории и, возможно, поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями. В народной традиционной культуре неразрывна связь времён и поколений. Новое рождается старым, несёт в себе его черты, продолжает его. Нарождающиеся новые формы и стили крепко слиты со старыми, выходят из них, развивают их.
Важным средством формирования духовно-нравственных ценностей учащихся является ИЗО. На уроках ИЗО учащиеся могут наглядно представить творчество русского народа. Технология творческого развития учащихся раскрывается через индивидуальные и групповые работы на заданную тему. Игровое обучение младших школьников доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения и является любимым видом деятельности детей и родителей.
Раздел 1: Введение
Для начальных классов, обучение является ключевой деятельностью. В связи с этим, как учитель начальных классов, я включаю основные духовно-нравственные материалы в различные уроки. Дети особенно воспринимают народные праздники и их связь с природой. Народные праздники — это веками отработанный способ объединения людей через коллективное переживание событий. Используя народный опыт, я могу помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, а также приобщиться к радости коллективного сотворчества [11].
Выводы по первой главе
Народный костюм — это не только яркий и самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. До середины ХХ века, народный костюм передавал традиционные элементы кроя, орнамента, материалов и украшений, характерных для русской одежды прошлого. Формирование состава, покроя и орнаментации русского костюма подвержено влиянию географической среды, климатических условий, хозяйственного уклада и уровня развития производительных сил. Местные культурные традиции также играли важную роль.
До 1930 года, народный костюм был неотъемлемой частью художественного облика сельского населения. Он использовался в русских хороводах, свадебных обрядах, посиделках и других событиях. У многих народов национальный костюм до сих пор является праздничным атрибутом. Он изучается как художественное наследие современными модельерами и живет в творчестве ансамблей народной песни и танца. Ни одна страна в мире не обладает таким многообразием традиций в области национального народного искусства, как Россия. Русский костюм включает разнообразные формы и образы, необычные конструктивно-композиционные решения, красочные элементы и уникальный декор, особенно вышивку. Это огромный и увлекательный мир, который представляет собой своеобразную академию знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Глава II. Методика изучения русского народного костюма в младших классах
1 Анализ программ по изучению русского народного костюма на уроках изобразительного искусства
У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают учиться, работать, общаться друг с другом. Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый и выразительный мир, поэтому он интересен детям.
Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. Кроме того, подготовка и участие в праздниках, инсценировках не только способствует развитию личности ребенка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, гуманизм, толерантность и др.)
В связи с этим необходимо приобщать младших школьников к народному творчеству и одним из ключевых моментов в этом может стать изучение русского народного костюма. Данный вопрос целесообразно рассматривать в разных аспектах при изучении различных предметов: изобразительного искусства, технологии, литературы. Кроме того, можно также предусмотреть внеурочные курсы по изучению народного творчества, где отдельной главой стоит выделить изучение народных костюмов, в том числе и русского народного костюма.
Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Каждый педагог может взять за основу уже известные программы. Таковыми являются программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, В.С. Кузина и др.
По программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» изучение народного костюма начинается с начальной школы, где дети знакомятся с народной культурой, костюмом, бытом, изображая орнаментальные мотивы, изучают цветовую гамму, сравнивают костюмы различных народов. Уже в старших классах учащиеся углубленно изучают специфику народного костюма. Закладывая знания, умения, навыки в младшем школьном возрасте, педагог способствует дальнейшему развитию полученных знаний и умений, а также ориентирует ребенка на духовно-нравственные ценности.
Из этого можно сделать заключение: в начальной школе закладываются основные знания и умения, которые на следующих ступенях образования ребенок развивает и совершенствует.
В своей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Шпикалова Т.Я. глубоко касается народных традиций в костюме. На уроках изобразительного искусства дети рисуют узоры-обереги в русском народном костюме. А на уроках труда уже занимаются объемным конструированием кукол в народных костюмах. Получается, что изобразительное искусство неотделимо от художественного труда. Дети изучают народный костюм визуально, перенося изображение на плоскость. А затем идет развитие практических навыков по созданию элементов, макетов костюма в материале.
2 Система занятий по выполнению элементов русского народного костюма
Для успешного изучения темы «Русский народный костюм» необходимо детально продумать и разработать систему по ее изучению. При этом целесообразно не ограничиваться изучением данного вопроса в младших классах, а продолжить его рассмотрение и в средних классах. Каждый урок по данной теме должен иметь своё место в общей программе преподавания и органично в неё вписываться. Материал необходимо разбить по классам так, что к завершающему этапу обучения (7 класс) ученики могли иметь довольно полное представление о народном костюме и традициях своего края.
Должно быть также предусмотрено постепенное от класса к классу усложнение заданий, продумано их разнообразие. Безусловно, не стоит забывать то, что объём и содержание того или иного материала зависит от состава класса, его подготовленности. В данном случае это определяется учителем. Уроки в системе изучения традиционного народного костюма могут быть выстроены в порядке, показанном в прилагаемой таблице.
Таблица 1. Система занятий по изучению русского народного костюма по программе Б.М. Неменского.
КлассВремя проведения урокаТема урокаСодержаниеИспользование местного материалаЗадание1 кл.2 четверть»Узоры на стекле»Наблюдение за красотой зимних узоров. Сравнение их с росписью шелковой ткани.Яросл. красавицы тоже любили одеваться в шелк, сарафаны из шелка считались самыми красивыми. Их одевали на праздник, например, на Рождественские посиделкиЭскиз по мотивам ледяных узоров на стекле (можно расписать для сарафана Снегурочки ткань) Материал: бумага, воск, акварель, крупные кисти.2 кл. (1-4) 1кл. (1-3)2 четверть»Украшения и фантазия»На уроке демонстрируются и рассматриваются украшения: бижутерия, вышивки, кружева, в которых отражены элементы природы.Рассматриваются примеры изделий из специального кружева (могут принести дети).
Идет рассказ о давнем существовании этого ремесла на Ярославщине. Демонстрируются варианты костюма, где есть украшения сцепным кружевом..Украшение заданной формы «воротничок». Материалы: бумага. воск, акварель, крупн. кисти.3 четверть»Образ человека и его характер»Раскрыть художественные принципы изображения доброго и злого героя. Подбор красок для изображения доброй и нежной «Царевны — Лебедя» и фона в коллективной работе.Обобщение информации о кружевном мастерстве Яросл. крестьянок. Знакомство с традиционными силуэтами народной женской одеждыКоллективные работы (по 2 чел.) «кружевная сказка». девочка «одевает» Царевну-Лебедь, а мальчик создает морской пейзаж по сказке. В конце урока фигура наклеивается на фон.2 кл. (1-4) 1 кл. (1-3)3 четвертьВыражение характера человека через украшенияРассказ о том как и для чего использовал украшения человек. Приводятся примеры украшений русской красавицы и богатыря. Отрабатываются приемы составления узора.Рассказ о том как с помощью чего украшали праздничные головные уборы в Ярославской губернии.Украшение заданной формы «кокошник» и «богатырский шлем». Материалы: бумага, краски, кисти.3 кл. (1-4) 2 кл. (1-3)1 четверть»Мамин платок»Познакомить детей с искусством создания набивных платков, правилами составления узоров на платках. Обучить приемам печати наклейками (клише).Рассказ о работе кустарных мастерских по изготовлению тканей и платков, например, Ярославских. Заострить внимание на местной традиции дарить платки, умении подбирать платок в зависимости от события (свадьба, похороны, праздник сенокоса).Эскиз платка (тонирование листа, изготовление клише, печать, роспись кистью).
Материалы: бумага, картон, клей, гуашь, кисти.1 четверть»Образ русского человека» (женский)Дать комплексное представление образа «русской красавицы» по произведениям художников.Знакомство с сарафанным комплексом Ярославской губернии. Беседа об отличиях девичьей и женской одежды.Изображение русских женских образов, типичных для Яросл. губернии. Материалы: бумага, акварель или гуашь, картон.4 кл. (1-4)1 четверть»Образ русского человека» (мужской)Просмотр произведений искусства, включающих в себя образ мужчины-труженика и защитника. Беседа о мужском образе, как комплексе понятий.Знакомство с мужским народным костюмом Ярославской губернии.Изображение русских мужских образов: пахарь или богатырь, типичных для Яросл.губернии. Материал: бумага, воск, мелки.1 четверть»Язык узора в вышивке»закрепление понятия ритм в узоре. Приобретение навыка работы графическими материалами.Знакомство с элементами Ярославской вышивки, их символикой. рассказ о традиции собирать приданое.Эскиз праздничной вышивки (можно по вариантам).
Материалы: бумага, тушь, перо, фломастеры.5 кл.3 четверть»Что за прелесть эти сказки».(портрет сказочного героя)Просмотр и беседа по иллюстрациям к народным сказкам.Закрепление знаний о народном костюме. Рассказ о свадебном обряде, которым заканчиваются многие сказки.Выполнение портретной работы по мотивам русских сказок. Материалы: бумага, краски, кисти.6 кл.3 четверть»Историческая тема в живописи»Беседа о сложном мире исторической картины. Отличие исторической картины от произведений других жанров.Рассказ о сезонных обрядах и обычаях, бытовавших в Ярославской губернии. Обратить внимание на значение декора в праздничных костюмах.Выполнение работы по теме «традиции русской деревни». Материал: бумага, краски, кисти.7 кл.1 четвертьКонструкция и декор элементов народного костюма Ярославской губернии.Занятие в «крестьянской избе» музея по теме «Народная одежда». Конструирование силуэтов предметов народного костюма. Красочное оформление всех деталей костюма.Обобщение знаний об элементах Ярославского народного костюма. Заострить внимание на местных отличительных чертах декорирования костюма. Обобщение знаний об обрядах и традициях Ярославского края. Конструирование куклы-книжки по народному крестьянскому костюму Ярославской губернии (индивидуально).
Составление коллективных панно с применением кукол. Материалы: бумага, ножницы, клей, кисти, тушь, перо.
2.3 Методические рекомендации для учителей при изучении русского народного костюма на уроках ИЗО
Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать. Все названия элементов женского русского народного костюма необходимо перечислить подробно. Дети должны иметь представление о том, как выглядел традиционный летний женский костюм, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты.
Необходимо также показать, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.
При изучении данной темы следует также учитывать, что основной массе детей трудно рисовать фигуру человека в костюме. В этой теме необходимо акцентировать все внимание не на рисовании фигуры человека, а на изображении и декорировании одежды. Поэтому, чтобы упростить задачу восприятия силуэта костюма, были разработаны шаблоны сарафана и кокошника. Дети быстро обводят по контуру форму сарафана и кокошника и, опираясь на таблицы с изображениями цветовой гаммы и видов орнаментов, применяя графитный карандаш и линейку (по желанию), наносят декор. Использование фломастеров в качестве вспомогательных инструментов декорирования цветом ускорит выполнение задания.
При изучении русского народного костюма на уроках ИЗО учителю целесообразно использовать ИКТ. Это позволит не только облегчить работу педагога, но и увидеть каждому из учеников весь колорит русского национального костюма. При этом возможно использование приведенных ниже Интернет-ресурсов. На основе увиденного материала ученикам предлагается выполнить эскиз народного костюма.
Используемые ресурсы:
1. Женский праздничный народный костюм. Изображение женского праздничного костюма. XVIII в. <#»justify»>Ниже приведем фрагмент урока с использованием данных ресурсов.
Беседа учитель — ученик.
Учитель: Не только в жилищах, предметах быта, но и в одежде люди стремились выразить свое представление об устройстве мира, рассматривая себя как часть вселенной. Какая бывает одежда?
Ученик: Праздничная и повседневная.
Учитель: Используя ресурсы 1 — 3, сравним их. Праздничная одежда имеет трех ярусный строй. На примере праздничной одежде, рассматривая ее, используя ресурсы 1 — 14, обращаем внимание, что головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, подол рубахи или сарафана, украшенный орнаментами, символизируют пашню. Сравниваем между собой верх женского костюма и фронтом дома. Находим между ними общее. Головной убор замужней женщины отличался от девичьего. Замужняя женщина не должна была показывать свои волосы. Найти и записать в тетрадь (Почему?)
По головному убору можно было узнать к какому сословию принадлежит человек. Ресурсы 19 — 20.
Рубаха — основа женского и мужского костюма. Она служила как оберег от сглаза, отдать или подарить рубаху, значило отдать здоровье. Праздничная рубаха украшалось вышивкой. Сочетание белого и красного цвета — отличительная черта русского костюма. На севере и на юге страны шили рубаху из домотканого льна. Ресурс 5.
Найти и записать в творческую тетрадь пословицы и поговорки со словом «рубаха» и объяснить их значение. Пример : рубаха — парень и т.д.
Обратите внимание детей на отличие северорусского и южнорусского костюма, используя ресурсы 6, 8, 12.
В северных районах (сарафан, душегрейка, кокошник, рубаха)
В южных районах (рубаха, юбка панева, кика, передник, навершник)
Найти и записать в тетрадь значение этих слов.
Мужской костюм был не такой затейлив как женский. Ресурсы 14 — 18.
Большое внимание уделялось такому элементу как пояс. Он служил не только как украшение одежды, но и служил оберегом (круг).
Сбор информации и запись в тетрадь.
Далее выполним практическую работу. На основе увиденного материала. Выполняем эскиз народного костюма. Можно использовать заранее приготовленные рисунки человека. Работа выполняется красками.
Выводы по второй главе
Народные традиции и культура — основа нравственного воспитания. Они выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день имеет очень слабое представление о нравственной культуре русского народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины.
Основой и «лицом» культуры того или иного народа всегда был костюм. Многое отражалось в нем. Для каждого человека он был индивидуальным (своего рода паспортом), каждый символ нес определенное значение. Не было и двух одинаковых костюмов. Каждая мастерица вкладывала огромный труд, любовь в создание вещи. Поэтому народный костюм наделялся особыми свойствами.
Осваивая традиционную культуру посредством изобразительного искусства, ребенок вовлекается в процесс познания материальных ценностей, получает базовые знания о народной культуре, складываются представления о духовном мире русского народа. У учащихся формируется способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом. Ведь в народной культуре материальный мир был тесно связан с миром духовным (наделение вещей особенными свойствами, участие этих вещей в обрядах и обычаях и др.).
И главная задача педагогов — в условиях современной ситуации в обществе, государстве сохранить и укрепить духовно-нравственное отношение ребенка к миру.
Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Задача педагога составить программу, ориентированную на изучение народного костюма и традиций русского народа в данном классе с учетом особенностей классного коллектива.
Заключение
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.
Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.
Осваивая традиционную культуру посредством изобразительного искусства, ребенок вовлекается в процесс познания материальных ценностей, получает базовые знания о народной культуре, складываются представления о духовном мире русского народа. У учащихся формируется способность оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом. Ведь в народной культуре материальный мир был тесно связан с миром духовным (наделение вещей особенными свойствами, участие этих вещей в обрядах и обычаях и др.).
И главная задача педагогов — в условиях современной ситуации в обществе, государстве сохранить и укрепить духовно-нравственное отношение ребенка к миру.
Существуют различные подходы к разработке рабочих программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Задача педагога составить программу, ориентированную на изучение народного костюма и традиций русского народа в данном классе с учетом особенностей классного коллектива.
В общеобразовательной школе можно говорить о разноплановых показателях отношения ребенка к изобразительному искусству, в частности к изучению родной культуры. Поэтому очень важно педагогу знать каждого ребенка, делать усилия по воспитанию в нем личности, закладывать основы нравственности и духовности, будучи духовно сильным человеком.
Как показало наше исследование, народная культура несёт в себе огромный воспитательный потенциал. Особое место в её арсенале занимает русский народный костюм, раскрывающийся как комплекс одежды, отражающий собой отношение человека к окружающему социальному и природному миру, к самому себе, к жизни.
Вышесказанное определяет значение русского народного костюма способствующего духовному наполнению личности, формированию гармоничной картины мира, формированию лучших человеческих качеств.
Как известно, Россия — это многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 150 этносов, принадлежащих к языковым группам различных религиозных конфессий, национальностей, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности. И в российских школах обучаются дети различных национальностей. Еще одной немаловажной задачей педагогов изобразительного искусства при изучении народного костюма является сохранение национальных традиций в их взаимосвязи и индивидуальности. Изучение одной культуры не должно быть в ущерб другой.
Таким образом, воспитание духовно-нравственного отношения личности к миру происходит постепенно, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. В семье закладываются основы нравственности; Церковь способствует духовному развитию личности; в школе формируются знания, умения, навыки, а самое главное заключено в воспитании ребенка. Духовно-нравственное отношение педагога к личности каждого ребенка порождает ответное отношение детей к педагогам, к окружающим, к миру.
Каждый гражданин нашей необъятной родины обязан помнить свою культуру. Изучение народных традиций, народного костюма, быта, народных праздников — дело не только профильных учебных заведений, учреждений дополнительного образования детей, а это задача общеобразовательных учреждений. Закладывая эти основы в школе, педагоги способствуют духовно-нравственному развитию молодого поколения.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-izo-russkiy-narodnyiy-kostyum-v-shkole/
1. Агафонова Н.Н. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века / Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова. — Пермь: Книжный мир, 1995. — 176 с., ил.
.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. — М., 2000.- 233 с.
.Белавин А.М. Страницы истории земли Пермской: Рабочая тетрадь по истории Прикамья для средней школы /А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова. — Пермь: Книжный мир, 1997. — 43 с.
.Детям — о традициях народного мастерства. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
.Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону, 1997. — 480 с.
.Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и дрададемовый платок: Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX века / Р.М. Кирсанова. — М. „Книга», 1989. — 119 с., ил.
.Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2005. — 132 с.
.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. — М., 1978. — 142 с.
.Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс, авт. Н.А.Горяева под редакцией Б.М. Неменского. — М. «Просвещение», 2003г.
.Немов Р.С. Психология образования.- М., 1995.- 640 с.
.О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. — на сайте www . ed . gov . ru .
.Поурочные планы «Изобразительное искусство», 5 класс по программе Б.М.Неменского, авт. О.В.Свиридова, изд. «Учитель», Волгоград.
.Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 2009 г.
.Программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Шпикалова Т.Я. 2010 г.
.Просина С. Русский сарафан / С. Просина // Народное творчество. — 2009. — №3. — С.28-31.
.Радугина А.А. Психология и педагогика.- М., 2000.- 256 с.
.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- Санкт-Петербург, 2006. — 85 с.
. Русский народный костюм: Государственный исторический музей. — М.: Сов. Россия», 1989. — 310 с.
.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
.Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. — Волгоград: Учитель, 2008. — 93 с.
.Стрекалов С. Русские исторические одежды от X до XIII века. / С. Стрекалов. — СПб., 1877. — 198с.
.Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. / Г.Н. Чагин. — Екатеринбург, 2002. — 168с.
.Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография / А.В. Черных. — Пермь: Издательство «Пушка», 2007. — 296 с.: ил.
.Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Интернет-ресурс: http://school-collection.edu.ru/