Орнаментальные композиции гжельской народной росписи придают предметам посуды нарядность, узорчатость, необычность. Показ декоративных элементов гжельской народной росписи обогащает сюжетные рисунки старших дошкольников. Кроме того, произведения искусства, выполненные в сине-белой манере дают детям возможность увидеть разнообразие оттенков синего цвета.
В научной литературе много работ, посвященных изобразительной деятельности дошкольников: работы Е. М. Буровкиной, А. С. Галанова, Г. Г. Григорьевой, Т. Дороновой, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, В. Ф. Котляр, Н. П. Саккулиной и др. А вот исследований по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством гораздо меньше: труды А. А. Грибовской, О. Л. Князевой, Т. Королевой, О. А. Соломенниковой, М. В. Тихоновой, А. П. Усовой. Работ по ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы Н. Алексахина, Ю. Г. Дорожина, В. М. Логинова.
актуальности
^
^
Предмет исследования:
^
2) дать характеристику гжельской народной росписи и методике обучения составлению орнаментальной композиции детьми 6 – 7 лет по мотивам гжельской народной росписи;
3) выявить уровень развития умения рисовать орнамент у старших дошкольников;
4) провести серию занятий по формированию знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у детей 6 – 7 лет;
5) выявить динамику уровня сформированности знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у детей 6 – 7 лет.
гипотеза:
- будет сопровождаться демонстрацией образцов;
- будет содержать игровые элементы;
- будет сопровождаться рассказом педагога о данном народном промысле.
^
^
^
1.1 Влияние народного искусства на развитие творческой активности у детей 6 – 7 лет
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. «Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер» [5,64]. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
«Теоретические основы развития навыков свободной кистевой ...
... народном искусстве, Т. Я. Шпикалова отмечает: «Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее: 1) народное искусство ... композиции, технологических навыках. Тема росписи ... в работах Н.С. ... росписи в технике двойного мазка. 5. Описать методологические рекомендации по технике двойного мазка в свободной кистевой росписи. 6. Познакомиться с технологией свободной кистевой росписи в технике ...
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов и наши исследования, наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности [7], [12], [18], [30].
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:
- воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности
программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей;
- сотрудничество педагога и ребенка;
- использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка.
«Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям» [26, 13].
В центре внимания эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки. Исследования показали, что целесообразно строить эту работу поэтапно.
На первом этапе необходимо отобрать произведения музыкального и изобразительного народного творчества, учитывая:
- доступность по содержанию и форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности;
- привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызывает положительные эмоции и интерес;
- наглядность;
- возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности;
- единство содержания и формы;
- коллективность эстетических переживаний и творчества;
- индивидуальный подход;
- учет возрастных особенностей.
На этой же основе строится и детская художественная деятельность.
Искусство русской народной вышивки
... древнего орнамента, зная лишь то, что в них заключена сила добра. Язык русской народной вышивки Раскидистое древо, часто с большими плодами, увенчанное солнцем и окруженное птицами. Узоры, ... Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни Искусство народной вышивки оформилось в народный художественный промысел уже в XIX в., в связи с развитием промышленного ...
В ряде случаев возможна взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Знакомить с изделиями народных мастеров можно как на специальных занятиях, так и вне занятий со всей группой, с подгруппами детей и индивидуально, используя такие методы и приемы:
- ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства с целью дать детям общие представления о связи искусства с жизнью и бытом народа, о народных промыслах;
- рассматривание образцов народного декоративного искусства с целью ознакомления детей с народным орнаментом, колористическими решениями народных узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента,
композиции;
- рассматривание изображений на открытках, в альбомах, иллюстрациях, диапозитивах;
- рассказ о художественном наследии русского народа в традиционных изделиях народных мастеров;
- экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства с целью закрепления знаний детей о разнообразии видов и жанров народного искусства;
- беседа о том или ином виде народного искусства;
- прослушивание русской народной музыки;
- использование потешек, народных сказок, стихов, загадок;
- лепка, рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование;
- игра или танец с оформленными народными атрибутами (ободок на голову, поясок, фартук и т.п.), в изготовлении которых принимали участие дети;
- организация в детском саду выставок народного декоративного искусства и детских работ по его мотивам.
«В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, важно развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы), а также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине» [36, 53].
Работу по развитию восприятия предметов декоративно-прикладного искусства рекомендуется проводить на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи по методике, разработанной Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, А. А. Грибовской, используя подлинные народные образцы в синтезе с ярким поэтическим словом, пробуждающим у детей интерес: рассказы о творчестве мастеров хохломской, городецкой, жостовской росписи, дымковской игрушки, гжельской керамики, а также о материалах, инструментах, красках, которыми пользовались мастерам [30], [19], [7].
Детям демонстрируется иллюстрированный материал: альбомы, наборы художественных открыток, например «Искусство жостовских мастеров», «Хохлома», книги о ремеслах на Руси; диапозитивы с изображениями образцов народных росписей, цветные фотографии. Воспитатели объясняют, что главная задача умельцев — передать радостное видение реального мира, создание красивых вещей, делающих жизнь ярче, разнообразнее, прекраснее. В народном творчестве художников золотой хохломы выражены мечты о красивой и счастливой жизни — отсюда радостная приподнятость настроения, праздничность. Внимание детей обращается на широкое использование мотивов природы, растительного и животного мира.
Декоративно – прикладное искусство. Палех
... в историю искусство палехских мастеров. Я узнала, что несмотря на то, что палехская миниатюра ещё сравнительно молодой вид искусства, она ... Подобная поэтизация современности связана с фольклорным восприятием народного мастера, придающим его образам особую теплоту и непосредственность. ... солнечный. В этом узоре активную роль играет золотая роспись: все увиденное в окружающем мире Зубкову “хочется ...
Остановимся подробнее на том, как можно проводить с детьми отдельные части или виды работ, составляющие целостную систему эстетического воспитания средствами народного искусства.
Включать декоративно-прикладное искусство в работу с детьми целесообразно в двух формах:
1) знакомство с определенным видом искусства (рассматривание предметов, иллюстраций, рассказ воспитателя, беседы);
2) практические занятия, позволяющие детям овладеть приемами воссоздания в изобразительной деятельности мотивов народного орнамента.
«Сначала внимание детей необходимо обратить на предметы, имеющиеся в группе в уголке народного искусства: украшенные дымковской росписью игрушки, хохломской росписью — чаши, деревянные ложки, стаканчики, столы и стулья, жостовские подносы и т.д.» [26, 16].
Большую радость вызывают у детей встречи с яркими народными игрушками: индюком-свистулькой, фигурками людей, петухом и другими. Они вводят ребенка в красочный мир сказки и фантазии. Дети сами лепят фигурки барышень, баранов, раскрашивают их яркими красками по мотивам народных росписей.
На занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают сначала дымковскую, филимоновскую росписи, а затем растительный орнамент городецкой росписи, изображение птиц, животных и далее — хохломскую, гжельскую и т.д.
Освоение растительного орнамента вызывает у детей затруднения: элементы узора сливаются для ребенка в единую композицию, из которой они не могут вычленить основные, повторяющиеся компоненты, поэтому, чтобы облегчить детям восприятие элементов узора и узор в целом, необходимо учить их расчленять узор на составные элементы, находить их сочетания. Сначала следует учить находить один элемент, затем — два (проводить рукой по полосе, обводить кольцо, дотрагиваться до точки), выделять мотив, затем группу мотивов, их расположение.
По мере овладения детьми умением анализировать один вид росписи необходимо учить их переносить это умение на другой вид народного орнамента, выделять в нем существенные признаки. Знакомство с одним из видов народного искусства должно заканчиваться серией занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации. Все дети проявляют интерес к этим занятиям, но уровень овладения навыками и умениями не одинаков.
«Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять узоры, например хохломской узор в квадрате, состоящий из большого «завитка», украшенного травинками, ягодками, листочками» [21, 105].
Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...
... народного творчества. Народное творчество самым тесным образом, естественно, связывалось с социальной, трудовой и бытовой практической деятельностью. На всем протяжении истории человечества искусство ... работы с детьми и семьей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается ... садово-парковой, предметов искусства и утилитарно-декоративных художественных изделий. При этом огромную ...
Поначалу дети, как правило, оставляют много свободного места на бумаге, узор занимает лишь середину листа. Воспитатель вновь обращает внимание детей на роспись предметов, предлагает прорисовать элементы узора в свободное от занятий время. После этого композиции узоров, выполненных детьми, становятся более содержательными, дети рисуют узор, за-
полняя всю форму изделия.
На занятиях по созданию декоративных композиций по мотивам народного декоративного искусства надо чаще использовать народную музыку. Это вводит детей в атмосферу народного искусства, создает определенное настроение, оказывает более глубокое воздействие, способствует формированию положительного эмоционального отношения к таким занятиям. Знакомя детей с народным декоративно-прикладным и музыкальным искусством во взаимосвязи, необходимо опираться на художественные эталоны, средства выразительности, характерные для каждого вида искусства. Так, в изобразительном искусстве детей учат определять по отдельным характерным признакам филимоновские, дымковские игрушки, предметы с хохломской, жостовской, городецкой росписью, различать по росписи семеновские, калининские, загорские, полохов-майданские матрешки.
«Детей знакомят с русскими национальными костюмами. Они видят одетых кукол, рассматривают части национальной одежды, знакомятся с элементами русского костюма: сарафан, кокошник, косоворотка — и сами одевают кукол. Обращается внимание на использование мастерицами в вышивках белого цвета, многоцветного узора с преобладанием красного цвета. Рассматривается вышивка на салфетках, полотенцах, в которых искусно сочетается свободный растительный орнамент с сетками и мережками, акцентирующими лепестки и сердцевины цветков» [26, 17].
Полученные представления дают детям возможность включаться в активную самостоятельную деятельность: они принимают участие в подготовке деталей костюмов (кокошников, деталей украшения сарафанов и т.п.).
Так, к празднику «Здравствуй, Зимушка-зима» они вместе с педагогами украшают аппликацией кокошники, совместно с родителями готовят русские костюмы для народного танца «Сударушка», сарафаны — для праздника народной песни. В процессе такой работы звучит народная музыка.
Детей следует активно включать в анализ выполненных изображений и музыкальных движений.
Итак, важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
^
Дивные, диковинные синие цветы, травы и листья мы наблюдаем на изделиях мастеров из Гжели. Так называлась деревня, расположенная в 60 км от Москвы, давшая имя знаменитому на весь мир фарфоровому производст-
венному объединению «Гжель».
«Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, выполненные легко кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз» [27, 15]. Но прошло много лет, прежде чем Гжель стала такой, какой мы полюбили ее.
Давным-давно, еще в XIV веке, на гжельской земле (бывшие Бронницкий и Богородский уезды) была найдена особая глина, пригодная для изготовления керамических изделий.
Гораздо позже, в XVIII веке, в России появились первые керамические фабрики, на которых делали разнообразную посуду, декоративные настенные тарелки, маленькие скульптурки людей и животных. В те времена посуду и скульптуру украшали желтой, зеленой, коричневой, синей и вишневой красками. Слава об этих изделиях разнеслась по всей Руси.
Работы старых мастеров сохранились и дошли до наших дней, а увидеть их теперь можно только в музеях.
«Сегодня Гжель в новом, бело-синем наряде. Современные художники переняли у старых мастеров роспись широкими мазками, заполняют всю поверхность изделия цветами, птицами, сценками. Гжель отражает национальные черты, ярко выражен самобытный, народный характер» [1, 120].
Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки, часы, даже шахматы. Все изделия, как правило необычайной причудливой формы, расписаны витиеватым сказочным узором. Можно только удивляться богатой фантазии художников. Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Только в одном они одинаковы — все в бело-синем цвете. Художники дают своим произведениям, образные названия: масленка «Рыба-кит», «Колокол», «Лужок». Любую вещь, выполненную в Гжели можно подолгу рассматривать, о каждой можно сочинить сказку, особенно интересны маленькие скульптуры. Бело-синее фарфоровое чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов.
«Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Например, кружка. Какая она будет? Невысокая и круглая, прямая, напоминающая бочонок; ручка фигурная, затейливая. Придумал художник и все нарисовал на бумаге, затем вылепил кружку из пластилина, выполнил эскиз росписи на бумаге. Теперь можно отправить ее на завод. Здесь одни мастера делают по образцу художника форму кружки, другие — расписывают ее, ведут по белому фону кисточкой с синей краской — кобальтом. Сначала весь рисунок кажется блеклым, а синим, ярким становится после обжига в специальной печи. Вот тогда кружка готова» [27, 16].
Детям очень нравятся яркие, сказочные, нежные гжельские узоры на посуде, фарфоровые фигурки. У детей развивается художественный вкус, создание собственных композиций дарит детям радость творчества, развивается «умелость», координация рук.
Методика обучения составлению орнаментальной композиции по мотивам гжельской народной росписи старших дошкольников включает в себя следующее.
Педагог предлагает детям вспомнить какие изделия они знают, и приглашает их в новое увлекательное путешествие в Страну синей гжели. Можно рассказать о гжельском промысле или прочитать рассказ Н. С. Сурьянино-вой «Синие цветы гжели»: «Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, — называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом
фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!
Самый излюбленный узор — гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные — веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Гжельские мастера — большие фантазеры. Одни чашки — стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!
А этот совсем необычный, невиданный. Его словно составили из двух чайников.
Фарфоровая масленка «Рыба-кит»… На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита — фонтан с завитушками, а глаз рыбы — точно роза. Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбочени-
лась. Гордится своей работой.
Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину, и гордый конь.
Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
А эта скульптурка – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.
Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой важно разгуливает сказочная синяя птица.
Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» [33, 3 — 7].
После чтения книги педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации.
Педагог приглашает детей посетить выставку «Эта звонкая сказка — Гжель». Звучит народная музыка. Педагог рассказывает: «Сказки… Они бывают разные: веселые, грустные, оптимистические и не очень, но всегда поучительные и добрые. Искусство мастеров Гжели — словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Конька-Горбунка и других сказочных героев».
Детям предлагается внимательно рассмотреть выставку, а затем — ответить на вопросы: почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие элементы гжельской росписи можно выделить? Какие изделия тебе понравились и почему? Как ты думаешь, для чего нужны гжельские изделия?
Перед детьми выставка изделий народного искусства. Педагог загадывает загадку:
Синяя сказка — глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая…
(Гжель)
Педагог предлагает детям найти на выставке изделия из Гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?
Педагог рассказывает: «Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенность и цельность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть дает возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом» [32, 77].
Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек и роз. показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка; способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.
Педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.
Педагог показывает способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок, узор. Дети самостоятельно придумывают различные узоры с капелькой и продолжают украшать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организует выставку работ.
Педагог показывает детям на гжельских изделиях розу и рассказывает: «Синяя роза — один из главных мотивов гжельской росписи. Мазок с тенями — это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка правильное распределение краски по кисти — к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки» [23, 48].
Педагог показывает детям особенности рисования мазка с тенями и способ рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем — гжельскую розу. Гжельские цветы, изображенные детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.
Педагог вместе с детьми рассматривает выставку гжельских игрушек; обращает их внимание на глиняные скульптуры малых форм: котика, собачку, козлика, мишку и предлагает выбрать наиболее понравившуюся игрушку в качестве образца для лепки. Педагог уточняет последовательность и способ лепки игрушек, по мере необходимости оказывает детям помощь.
После того как изделие просохнет, педагог предлагает детям покрыть его белой гуашью.
Педагог предлагает детям придумать гжельский узор и расписать игрушки. В случае затруднения дети могут воспользоваться подлинными образцами гжельских игрушек. По окончании работы педагог организует выставку работ. Дети любуются вылепленными и расписанными игрушками.
Таким образом, гжельская народная роспись выполняется в сине-голубой цветовой гамме. Сосуды украшаются лепными орнаментами и скульптурой. Имеют место мотивы цветочной росписи. Для гжельского письма характерны легкий, прозрачный мазок, тонкая линия рисунка, контрастное сочетание белой поверхности со сплошной заливкой. При обучении старших дошкольников гжельской росписи педагог прежде всего учит детей выделять характерные особенности гжельского промысла, затем закрепляет навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом; наконец, закрепляет умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами.
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у детей 6 – 7 лет
^
Исследование проходило на базе ДОУ №24 г. Саранска. В нем участвовало 20 детей в возрасте 6 – 7 лет (12 мальчиков и 8 девочек).
В ходе исследования было проведено три эксперимента – констатирующий, формирующий и контрольный. Дети были разделены на две группы по 10 человек. Дети экспериментальной группы (6 мальчиков и 4 девочки) участвовали в констатирующем, формирующем и контрольном экспериментах. Дети контрольной группы (6 мальчиков и 4 девочки) участвовали только в контрольном эксперименте.
Была поставлена следующая цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития умения рисовать орнамент у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе эксперимента была использована методика «Нарисуй орнамент», разработанная О. А. Соломенниковой [31, 43].
Цель. Определить уровень развития умения развития умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах.
Материал.
^
Педагог предлагает ребенку выбрать две геометрические фигуры, затем задает вопросы.
- Как называются эти геометрические формы?
- Если их украсить узором, на что они станут похожими?
Затем педагог предлагает ребенку украсить одну фигуру геометрическим орнаментом, а другую — растительным.
В конце можно спросить ребенка, что у него получилось.
^
^
тельным и геометрическим орнаментом представленных фигур. Испытывает незначительные затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыка
ми кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них (тонкие линии, капельки, листики и за
витки).
Для украшения использует печатку-тычок.
^
Полученные результаты детей экспериментальной группы по методике мы оформили в таблицу (Таблица 1).
Таблица 1 – Уровень развития умения рисовать орнамент у старших дошкольников экспериментальной группы
п/п |
Ф.И.О. |
Уровень развития умения рисовать орнамент |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Инна З. Влад С. Вика У. Денис Б. Коля С. Стас М. Юля В. Алеша О. Люда В. Артем А. |
средний низкий низкий средний высокий низкий низкий низкий средний низкий |
Анализ данных таблицы показал, что лишь 1 ребенок (10 %) обладает высоким уровнем развития умения рисовать орнамент, у 3 дошкольников (30 %) зафиксирован средний уровень, у 6 испытуемых (60 %) – низкий.
Коля С. назвал все предложенные геометрические фигуры правильно, смог самостоятельно составить узор из геометрических и растительных форм. Он умеет смешивать краски для получения нужного оттенка, владеет навыками кистевой росписи.
Инна З, Денис Б., Люда В. не всегда правильно называют геометрические фигуры, при составлении узора иногда обращаются за помощью к педагогу. При украшении фигур орнаментом эти дети допускают незначительные ошибки, а также при смешивании красок. В целом навыки кистевой росписи сформированы.
Влад С., Вика У., Стас м., Юля В., Алеша О., Артем А. затруднились назвать основные геометрические фигуры, при составлении узора постоянно обращались за помощью к педагогу. При украшении фигур эти дошкольники допускают значительные ошибки, испытывают затруднения при смешивании красок. Показывают слабые навыки кистевой росписи.
Итак, 60 % детей обладают низким уровнем развития умения рисовать орнаментальные композиции. Довольно большой процент испытуемых, не обладающих умением создавать орнаментальные композиции, настораживает. Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по улучшению данной ситуации.
^
Целью второго этапа экспериментальной работы было формирование знаний и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у старших дошкольников.
В эксперименте принимали участие дети только экспериментальной группы. В ходе эксперимента было проведено 7 занятий, на которых детям рассказывалось о гжельской народной росписи, давались навыки выполнения орнамента в стиле гжели.
Занятие 1., Тема: Искусство гжельских мастеров.
Цель. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров, с историей промысла, характерными особенностями Гжели.
Развивать эстетическое восприятие, интерес к художественному творчеству.
Материал:
^
Воспитатель в сарафане украшенном элементами гжельской росписи приглашает детей в зал на выставку мастеров Гжели.
«России чудо голубое,
Равных нет тебе, поверь,
И я восхищаюсь тобою,
Искусство великое – Гжель».
^
В некотором царстве, в нашем Российском государстве, недалеко от Москвы на берегах реки Гжель жили-поживали люди. Сеяли рожь, пшеницу, гречиху, но урожаи были плохие. И нашли люди в земле глину белую-пребелую. Стали лепить из нее разные изделия: кувшины, кумганы, квасники, вазы, чайники, тарелки и еще много чего, необходимого русскому человеку в быту, украшали свои изделия лепными фигурками зверей, птиц, людей, деревьев и зданий, известных сказочных персонажей, даже целых сценок из быта.
А как расписывали?
По белому фону наносят художники рисунок синей краской. Потом изделие ставят в специальную печь для обжига. И там, где художник нажимал на кисть посильнее, цвет получился тёмно-синий, а где слабо — светло-голубой. Рисовали листья, цветы: ромашки, колокольчики, розы, птиц, людей. Украшали рамочками, сеточками, завиточками Наносили рисунки мазками, линиями, отводками.
Эту роспись не спутаешь ни с какой другой. Называют ее «нежно-голубое чудо». Мастера гжели ли говорят: «Не землей мы кормимся: глина -золото!».
И сейчас в старинном городке Гжели растут внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продолжают славную традицию — лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, радуют своим мастерством.
Рассматривание репродукций, и раций
Вопросы:
1. Что слепил мастер?
2. Как украсил свое изделие?
3. Какое изделие больше всего понравилось?
4. Что бы вы хотели слепить? Как бы украсили?
Занятие 2., Тема: Рисование элементов гжельской росписи.
Цель. Учить рисовать элементы гжельской росписи (завиток, цветы, листья).
Сочетать дугообразные, петельные линии с мазками. Закреплять навык рисования всей кистью, ее концом. Воспитывать интерес к изображению элементов узоров гжельской росписи.
Материал:
^
- О какой росписи мы говорили в прошлый раз?
- Что расписывают гжельской росписью?
- Какими красками?
Рассматривание иллюстраций, открыток, выделить основные элементы орнамента Гжели. Это завиток, листья, цветы.
Обратить внимание детей на таблицы с элементами росписи. Показ способов изображения цветы — мазками, листья — примачиванием, завиток –
концом кисти. Прорисовка форм в воздухе.
В конце отметить наиболее удачные элементы росписи. Использовать работы для украшения игрового уголка.
Занятие 3., Тема: Коврик для куклы.
Цель. Учить детей составлять композицию по мотивам гжельской росписи на широкой полосе бумаги способом по сухому.
Развивать чувство композиции, способности к ритмичному и симметричному построению узора, по знакомить с техникой использования трафарета.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Материал:
^
Предложить самостоятельно как художники Гжели придумать узор на коврик для куклы из знакомых элементов. Рассматривание таблиц, обратить внимание детей на ритмичное и симметричное расположение элементов узора в полосе. Сначала объяснить как с помощью трафарета можно украсить края коврика каймой. В середине дети самостоятельно выполняют узор.
Привлекать детей к самоанализу:
- качество отпечатывания трафарета;
- ритмичное выполнение узора;
- качество выполнения цветов по сухому.
А что еще можно украсить таким узором?
Занятие 4., Тема: Роспись тарелок для трех медведей.
Цель. Учить детей рисовать гжельскую росу способом по-сырому в круге. Учить составлять оттенки синего цвета путем заливки, рисовать концом кисти и всем ворсом. Делать набросок розы простым карандашом в середине круга. Поддерживать интерес к народному творчеству.
Материал:
рель, круги белого цвета трех размеров.
^
- Три медведя из сказки любят красивую посуду, особенно им нравятся тарелки расписанные розами. Маленький Мишутка нечаянно разбил все тарелки и мишки очень рассердились.
Предложить помочь мишкам и расписать тарелки гжельской розой.
Рассматривание цветка на таблице. Показ и объяснение рисования розы способом по-сырому путем заливки после того, как сделан набросок карандашом в середине круга.
Сначала дети пробуют на палитре, после расписывают тарелочки, добавляя знакомые элементы: листья, завитки.
В конце занятия дети самостоятельно определяют, получились или нет оттенки синего цвета путем заливки.
Занятие 5., Тема: Роспись чайника (плоскостное изображение).
Цель. Учить составлять композицию по мотивам гжельской росписи способом по-сырому на бумажных контурах чайников разной формы (круглой, квадратной, шестигранной), Развивать умения подбирать элементы узора и располагать их в соответствии с расписываемой формой.
Закрепить умение составлять оттенки синего цвета путем заливки. Воспитывать интерес к колориту и изображению элементов.
Материал:
^
Загадать загадку:
«В брюхе-баня,
В носу — решето,
На голове — пупок,
Всего одна рука,
И та — на спине» (чайник)
Гжельские мастера любят лепить и расписывать чайники. Рассмотреть иллюстрации, обратить внимание на то, что на боках чайников нарисованы крупные цветы, а низ и верх чайников украшены сеточками, рамочками, на ручке и рожке — мелкие узоры.
Предложить детям рассказать как рисовать гжельскую розу. Этот цветок мы расположим на боку чайника.
Сеточки рисуют концом кисти очень аккуратно. Они состоят из прямых линий, которые могут идти слева-направо, сверху-вниз, наискосок и пересекаться (показ).
Рамки состоят из узких и широких линий, дуг, точек, веточек, могут чередоваться (показ).
В ходе самостоятельной работы помочь подобрать узор для рамок и сеточек, посоветовать побыстрее рисовать розу, чтобы не высохла вода и краска. В конце спросить:
- удалось ли получить оттенки синего цвета;
- отметить тонкие, ровные сеточки;
- аккуратность, ритмичность рамок.
Занятие 6., Тема: Учебная мастерская художников.
Цель. Познакомить детей с новым способом рисования акварелью — мазковым способом.
Учить детей оттеночному мазку при работе акварелью.
Воспитывать интерес к колориту.
Материал:
^
Художники, прежде чем заниматься росписями, много учатся в специальных художественных мае терских. Давайте и мы, ребята, побываем в их роли, устроим учебную мастерскую художников гжельской росписи.
Рассмотреть рисунки гжельской росписи оттеночным мазком.
Чем они отличаются от других? (рассказ об этом способе рисования).
Показ и объяснения способа рисования оттеночным мазком.
Обратить внимание на то, как набираем краску на ворс плоской кисточки. Смочить кисть водой, и с одной стороны ворса набираем синюю
краску, после прикладываем весь ворс к бумаге и проводим прямую линию. Получилась полоска с одной стороны синяя, в середине полоски темно-
голубой цвет, с другой стороны полоска бледно-голубая.
Занятие 7., Тема: Роспись посуды.
Цель. Закреплять умения составлять композиции по мотивам гжельской росписи на бумажных контурах посуды (вазы, кувшины, квасники, кумганы, самовары) акварелью и гуашью.
Подбирать элементы узора и располагать их в соответствии с расписываемой формой, получать цветовые тона.
Закреплять умения работать кистью и дополнительными средствами: трафаретом, печатками, лягушачьим пальчиком.
Воспитывать устойчивый интерес к рисованию.
Материал:
^
Ребята, мы умеем рисовать гжельскую роспись тремя способами. Сегодня попробуем как настоящие художники Гжели придумать свой узор и нарисовать его на бумажное контуре любым из трех способов, пользоваться трафаретами, печатями, лягушками.
Как располагать узор на предмете? (в центре крупный узор или цветок, по краям — мелкие узоры).
С чего начинать роспись? (с наброска простым карандашом).
Как можно получить голубую краску?
В ходе работы индивидуальная помощь, напоминания, похвала, пояснение.
Анализ:
- качество выполнения способа рисования;
- заполнение украшаемой поверхности;
- использование дополнительных средств рисования;
- аккуратность.
Таким образом, анализ продуктов деятельности и наблюдение за проведением детей показали, что во время занятий почти никто не подглядывал друг у друга. Каждому хотелось удивить педагога и сверстников красотой и оригинальностью своей работы. В деятельности Влада С., Вики У., Стаса М., Юли В. появились старательность, желание завершить начатое, воплотить задуманное в росписи. Больших успехов в технике гжельской росписи достигли Коля С., Инна З., Денис Б., Люда В., Артем А.
^
Целью контрольного эксперимента было выявление степени эффективности экспериментальной работы по формированию знаний и умений создать орнаментальные композиции гжельской народной росписи в декоративном рисовании у старших дошкольников.
В эксперименте принимали участие дети экспериментальной и контрольной групп.
В эксперименте использовалась модифицированная методика «Расскажи и укрась бумажный силуэт», разработанная О. А. Соломенниковой [31, 42 — 44].
^
Материал.
^
Педагог. Продавец должен знать о своем товаре все, должен уметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел приобрести эти предметы народного искусства. Как называется эта посуда? Что ты можешь рассказать о ней?
Для определения уровня знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи у старших дошкольников нами были выдвинуты следующие критерии.
^
^
^
Полученные результаты детей экспериментальной группы по методике мы оформили в таблицу (Таблица 2).
Таблица 2 – Уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи у старших дошкольников экспериментальной группы
п/п |
Ф.И.О. |
Уровень сформированности знаний и умений |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Инна З. Влад С. Вика У. Денис Б. Коля С. Стас М. Юля В. Алеша О. Люда В. Артем А. |
низкий высокий низкий средний высокий средний низкий низкий средний низкий |
Анализ данных таблицы показал, что у 5 дошкольников (50 %) зафиксирован высокий уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умении создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, у 4 детей (40 %) – средний уровень, у 1 ребенка (10 %) – низкий.
Результаты детей контрольной группы отражены в следующей таблице (Таблица 3).
Таблица 3 – Уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи у старших дошкольников контрольной группы
п/п |
Ф.И.О. |
Уровень сформированности знаний и умений |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Марат С. Лена М. Боря И. Илья Р. Никита П. Маша П. Максим Г. Катя Г. Кирилл М. Лиза Ч. |
высокий средний средний высокий высокий средний высокий низкий высокий средний |
Анализ данных таблицы показал, что лишь 2 ребенка (20 %) обладают высоким уровнем сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, 3 дошкольника (30 %) – средним уровнем, 5 детей (50 %) – низким.
Инна З., Денис Б., Коля С., Юля В., Люда В. проявили интерес к
гжельской посуде и с удовольствием вступили в игру. Эти дети с легкостью смогли назвать характерные особенности гжельского фарфора, а также украсить предложенные бумажные силуэты в соответствии с гжельским народным промыслом. Эти дошкольники верно использовали оттенки темно-синего и голубого цветов.
Влад С., Вика У., Стас М., Артем А. проявили незначительный интерес к гжельской посуде, однако с удовольствием вступили в игру. Эти дети не смогли правильно назвать все характерные особенности гжельского фарфора, бумажные силуэты украсили в соответствии с гжельским народным промыслом, однако не без помощи взрослого, не всегда верно использовали нужные оттенки.
Алеша О. проявил слабый интерес к гжельской посуде, не захотел вступать в игру, с трудом назвал 2 – 3 характерных особенности гжельского фарфора, украсил бумажные силуэты не в соответствии с гжельским народным промыслом.
Результаты детей контрольной группы схожи с результатами экспериментальной на этапе констатирующего эксперимента.
Итак, сравнивая результаты экспериментальных данных детей контрольной и экспериментальных групп, можно сделать следующие выводы. Показатели детей экспериментальной группы заметно улучшились с момента констатирующего эксперимента и значительно превосходят показатели детей контрольной группы. Этому способствовали педагогические условия, созданные на этапе формирующего эксперимента.
Заключение
Народное искусство несет в себе конкретные образы, доступно и интересно дошкольнику. Оно воздействует на чувства ребенка естественно и ненавязчиво, воспитывает эстетический вкус дошкольника. Одним из видов народного промысла, доступным освоению старшими дошкольниками, является гжельская народная роспись.
Дети учатся наносить мазки с растяжением синего цвета, рисовать крупные цветы, с помощью капельки воды отмечают середину цветка, рисуют концом кисти синей краской середину цветка и несколько округлых лепестков. Рассматривая расписанные гжелью предметы, дошкольники любуются сочными синими оттенками, определяют принцип чередования ритмов.
В результате экспериментального исследования были получены следующие данные.
В ходе констатирующего эксперимента была использована методика «Нарисуй орнамент», разработанная О. А. Соломенниковой. Было выявлено, что лишь 10 % детей экспериментальной группы обладают высоким уровнем развития умения рисовать орнамент, 30 % дошкольников – средний уровень, 60 % детей – низким.
В ходе формирующего эксперимента было проведено 7 занятий, включавших в себя знакомство с историей народного художественного промысла Гжели, анализ произведений Гжели, обогащение словаря названиями элементов узора, названиями предметов быта. Обращалось внимание детей на характерные особенности творчества гжельских мастеров, происходило освоение элементов узоров, техники рисования (по сухому, по сырому, оттеночным мазком), составление узоров, орнаментов в прямоугольнике, круге, овале, квадрате, многоугольнике, на плоскостных изображениях предметов (посуды).
Имело место на занятиях и составление декоративных композиций на плоскостных и объемных изображениях.
В ходе контрольного эксперимента использовалась модифицированная методика «Расскажи и укрась бумажный силуэт», разработанная О. А. Соломенниковой. Были получены следующие результаты. 50 % детей экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, 40 % дошкольников – средний уровень, 10 % — низкий.
20 % детей контрольной группы обладают высоким уровнем сформированности знаний о гжельской народной росписи и умений создавать орнаментальные композиции гжельской народной росписи, 30 % дошкольников – средним уровнем, 50 % — низким.
Таким образом, проведенная работа дала ощутимые положительные результаты. Занятия по созданию орнаментальных композиций гжельской народной росписи способствовали эффективному формированию знаний и умений по данному народному промыслу. Поставленные задачи были решены. Нашла свое подтверждение и выдвинутая гипотеза: процесс формирования умения составления старшими дошкольниками орнаментальных композиций гжельской народной росписи в декоративном рисовании будет более успешным, если:
- будет сопровождаться демонстрацией образцов;
- будет содержать игровые элементы;
- будет сопровождаться рассказом педагога о данном народном промысле.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/oznakomlenie-doshkolnikov-s-gjelskoy-rospisyu/
-
Алексахин, Н. О кистевой росписи Гжели / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 10. – С. 119 – 126.
-
Борисова, Е. Развиваем творческие способности / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. — № 2. – С. 2 – 6.
-
Буровкина, Е. М. Опыт развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности / Е. М. Буровкина // Детство. – 2003. – С. 24 – 27.
-
Буровкина, Е. М. Художественно-творческое развитие детей / Е. М. Буровкина // Детство. – 2002. — № 2. – С. 2 – 6.
-
Возвращение к истокам : народное искусство и детское творчество : учеб.- метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : Владос, 2000. – 272 с.
-
Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. – М. : Сфера, 2000. – 80 с.
-
Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве : учеб. – нагляд. пособие для детей дошк. возр. / А. А. Грибовская. – М. : Просвещение, 2002. – 31 с.
-
Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности : кн. для восп. дет. сада / Г. Г. Григорьева. – М. : Просвещение, 1995. – 64 с.
-
Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. для студ. вузов / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 272 с.
-
Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Г. Григорьева. – М. : Кафедра – М, 2000. – 344 с.
-
Дорожин, Ю. Г. Сказочная Гжель : рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М. : Мозаика – Синтез, 2000. – 42 с.
-
Доронова, Т. Изобразительная деятельность с детьми / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 2 – 8.
-
Дрезнина, М. Г. Каждый ребенок – художник : обучение дошкольников рисованию / М. Г. Дрезина. – М. : Ювента, 2002. – 199 с.
-
Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы : разработки занятий / сост. Н. Ф. Штейнле. – Волгоград : Корифей, 2004. – 128 с.
-
Изобразительное искусство детей в детском саду и школе : преемственность в работе детского сада и начальной школы / науч. ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 150 с.
-
Казакова, Т. Искусство, которое мы называем изобразительным / Т. Казакова // Дошкольное образование. – 2006. — № 10. – С. 90 – 96.
-
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа : учеб. – метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб. : Детство – Пресс, 2002. – 300 с.
-
Комарова, Т. Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет / Т. Комарова // Обруч. – 2007. — № 1. – С. 24 – 27.
-
Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 143 с.
-
Королева, Т. Учим детей декоративному рисованию : ознакомление с декоративно-прикладным искусством и на его основе обучение декоративному рисованию / Т. Королева, В. Дмитриева // Ребенок в детском саду. – 2001. — № 3. – С. 57 – 65.
-
Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : учеб. пособие / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1987. – 124 с.
-
Котляр, В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Ф. Котляр. – Киев : Радянська школа, 1986. – 95 с.
-
Логинов, В. М. Эта звонкая сказка – Гжель / В. М. Логинов, Ю. П. Скальский. – М. : Сварог, 1994. – 92 с.
-
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : учеб. пособие / под ред. Н. П. Саккулиной. Т. С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1979. – 272 с.
-
Народное искусство в воспитании детей : для пед. дошк. учр. / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 208 с.
-
Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста / Г. П. Новикова. – М. : Аркти, 2002. – 215 с.
-
Обучение детей 5 – 7 лет гжельской росписи // Детство. – 2000. — № 4. – С. 15 – 18.
-
Пахомова, А. О методике преподавания ИЗО / А. Пахомова // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 2. – С. 17 – 23.
-
Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : Сфера, 2004. – 126 с.
-
Саккулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для восп. / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
-
Соломенникова, О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 9. – С. 42 – 45.
-
Соломенникова, О. А. Радость творчества : ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика — Синтез, 2005. – 167 с.
-
Сурьянинова, Н. С. Синие цветы Гжели : книжка – картинка / Н. С. Сурьянинова. – М. : Малыш, 1986. – 35 с.
-
Тихонова, М. В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : Детство – Пресс, 2000. – 208 с.
-
Тихонова, О. Декоративное рисование в детском саду / О. Тихонова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 11. – С. 36 – 40.
-
Усова, А. П. Русское народное творчество детскому саду : кн. для восп. дет. сада / А. П. Усова. – М. : Просвещение, 1972. – 78 с.
-
Щербакова, И. В. План углубленной работы по изодеятельности в подготовительной к школе группе / И. В. Щербакова // Дошкольная педагогика. – 2007. — № 6. – С. 24 – 30.
|