Философско-эстетическая проблематика романа Оскара Уайльда ‘Портрет Дориана Грея’

эстетический уайльд роман нравственный

Интерес к исследованию философско-эстетической проблематики произведения «Портрет Дориана Грея», безусловно, связан с общими процессами в современной духовной жизни людей. 21 век — эпоха процветания коммерциализации и массовости культуры, эпоха массового потребления. С невероятно быстрым развитием новых технологий, меняется личность меняется искусство, и отношения человека к нему. Мы можем наблюдать засилье фильмов, ТВ передач, музыки, не представляющие собой художественной ценности В погоне за прибылью искусство приобрело исключительно развлекательный характер, не обладая духовностью. Прослеживается упрощение форм, унификация и стандартизация продуктов творчества, утрачивается представление о назначение художника в этом мире, о предназначении истинного искусства. Меняются социальные ориентиры, на первый план выходят материальное благосостояние, обладание вещами, универсальные каноны красоты и внешности, к которым стремится большинство. На основе сказанного мы видим основания для проведения параллели между описываемыми событиями в романе «Портрет Дориана Грея» и нашей реальностью.

Единственный роман Оскара Уайльда, созданный в 1891 году, является весьма противоречивым произведением. «Портрет Дориана Грея» не принадлежит к числу «вечных спутников» духовной жизни люди. Как и при его создании, так и в последующие годы его преследовала критика и слова восхищения, обвинение в аморальности и звание одного из самых нравственных произведений. Сам Оскар Уайльд в письме к Артуру Конану Дойлу говорит о романе следующее: «Не возьму в толк, как можно объявлять «Дориана Грея» безнравственным. Для меня трудность состояла в том, чтобы подчинить присущую роману мораль художественному и драматическому эффекту, и мне всё равно кажется, что мораль слишком очевидна».

Это рассказ о жизни удивительно привлекательного Дориана Грея, который был натурщиком своего приятеля, художника Бэзила Холлуорда, но затем в жизнь молодого человека ворвался Генри Уоттон, «дьявол — искуситель», переправивший Дориана на тёмную сторону, вознеся философию гедонизма в культ. И юноша отдался омуту порока и отрицания морали, позабыв о человеческом нравственном обличии. Казалось бы, такая история имеет место быть в реальности. Но мистическим проводником совести Грея стал его портрет, который отвечал за все греховные низменности героя. В то время, как красота юноши не претерпевала изменений времени, на портрете отражались все страсти и преступления Дориана.

17 стр., 8006 слов

Символические средства в романах «Шагреневая кожа» ...

... жизни, широтой философского разнообразием, замысла наблюдений – "Шагреневая кожа" образует исходный истинный пункт "Человеческой комедии". [Корсаков В. С. французских Особенности романов ... вжиться культурные и духовные миры. Традиции и ... очередь. Очень соблазнительно Дориана отождествить с доктором-чернокнижником ... переписывать начатый им портрет хоть год ... (целой Руссо: от эпохи до постмодернизма), у ...

В произведении ощущается влияние готических романов о человеке, который продал душу ради молодости и вечной красоты. Данная фабула имеет свои литературные корни. Прототипом романа послужила «Шагреневая кожа» Бальзака, откуда была заимствована идея волшебного талисмана. Можно назвать следующие произведения со схожей тематикой. В этом же ряду стоят творения Э.Т.А. Гофмана, И.В. Гете, «Чудесная история Петера Шлемиля» А. Шамиссо, роман Б. Дизраэли «Вивьен Грей», «Пэлем, или Приключения джентльмена» Э. Бульвер-Литтона. Нельзя не отметить роман Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», именно та «отравляющая книга» («poisonous book»), которую вручил Дориану лорд Генри. Название этой книги не упоминается, однако ни у кого из толкователей романа не возникло сомнений насчет того, что подарена была именно это произведение. Из него в работу Уайльда пришло ощущение терпкой чувственности. В основу сюжета заложена увлекающая фантастика и напряженность психологического триллера. В отличии от «Наоборот», в «Портрете Дориана Грея» есть множество событий, любовная линия, а персонажи глубоко раскрыты. Чуковский, рассуждая о настигшей всемирной славе Уайльда после «Портрета Дориана Грея», говорит о том, видит в писателе беллетризатора идей основоположников эстетической школы, мастера эффектной фабулы, благодаря которой эти идеи стали доступны «широкой международной толпе». Необыкновенную популярность Уайльда в России он связывает с тем, что «русские не знали ни Китса, ни Суинберна, ни прерафаэлитов, ни Рескина, ни У. Пейтера, ни Саймонса, ни других вдохновителей того ренессанса, блестящим эпигоном которого явился Оскар Уайльд. В способности творить не для узкого круга, а для всего мира Чуковский видит силу писателя, особенный присущий ему дар, обратной стороной которого становится беспочвенность, безнациональность, а значит, слабость его как творца[].

Роман Уайльда — является симбиозом философских заключений и воплощение эстетизма автора, это протест против века мещанской посредственности, вульгарности и прославление и поиск назначения истинного искусства. Писатель проводит чёткое разделение между моралью и искусством, дав понять читателю, что «художник не моралист, подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля», и в тоже время Уайльд проводит непосредственную параллель между искусством и нравственностью, ведь истинное искусство не может быть безнравственным. Не звучит ли это противоречиво? В этом вся сущность романа «парадокса», так искусно созданного автором. У него этика и эстетика становятся по разные стороны баррикад, призывая отказаться от буржуазной морали и ложного, посредственного искусства. Оскар Уайльд с присущим ему аристократизмом на страницах «Дориана Грея» отразил постулаты эстетизма, что позволило ему поднять немаловажные проблемы эстетического характера.

Прекрасный и вызывающий роман за завесами эстетизма и присущей ему высокопарности словесного слога таит в себе глубоко нравственные и философские ответы на вечные вопросы. Философскую подоплеку за рассказом об аморальном поведении главного героя сумели разглядеть не все и не сразу. Однако обращаясь к декадентству, Оскар Уайльд пытался в свойственной ему манере привлечь внимание читателя к волновавшим его проблемам: какова истинно верная философия жизни, что есть свобода совести и богатство души.

13 стр., 6215 слов

Рыцарский роман в средневековой литературе

... нашей курсовой работы. Цель нашего исследования - рассмотреть особенности Средневекового английского романа на примере анализа произведения «Тристан и Изольда» Задачи исследования: 1. рассмотреть особенности рыцарского романа как ... процессе написания исследования нами были работы Алексеева М.П., Пуришева Б.И., Артамонова Н.А., Дьяконовой Н.Я., Елистратовой А.А., Кетт А. и др. В рыцарском романе - и ...

Актуальность курсовой работы заключается в рассмотрении основных философских и эстетических вопросов жизни общества, которые имеют место быть в современном социуме. Затрагиваемая проблематика основных вопросов в изучаемом произведении представляет научный и общественный интерес для общественности в настоящее время.

Целями курсовой работы

·подробное исследование философско — эстетической проблематики романа «Портрет Дориана Грея»;

·анализ основных вопросов произведения;

·выявление и осмысление авторской концепции при раскрытии проблематики романа «Портрет Дориана Грея».

Объект исследования, Предметом исследования

Данные цели предполагают решить следующие задачи :

·определение сущности философских и эстетических проблем в романе;

·анализ отражения эстетизма в произведении;

·выявление эстетических задач романа;

·изучение философии гедонизма.

Материалом работы послужил роман «Портрет Дорина Грея».

В процессе работы над курсовой были использованы следующие методы научного исследования: формализация; анализ, обобщение.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списков использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, раскрывается актуальность курсовой работы.

Глава 1 «Эстетическая проблематика романа» изучает феномен эстетизма и его влияние на творчество Оскара Уайльда, раскрывает эстетическую концепцию автора на искусство.

Глава 2 имеет название «Философия романа «Портрет Дориана Грея»». В этой главе проводится анализ философских идей и проблематик романа, интерпретация стилистических особенностей Оскара Уайльда и их значение для решения поставленных автором задач нравственно-философских вопросов.

В заключении изложены результаты курсового исследования.

Библиография включает в себя список работ, послуживших источником исследования.

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (16 октября 1854 — 30 ноября 1900) — ирландский поэт, писатель, эссеист, один из самых неоднозначных представителей литературы позднего Викторианского периода. Его имя постоянно сопровождали слухи, догадки, скандалы. Вряд ли в 19 веке можно встретить еще одного писателя, чей авторитет и положение в обществе так часто подвергались изменениям. Это человек, который создал свое имя. И сам же его погубил. Взлеты и падения, ошеломительный успех и изгнание с позором. Уайльд поистине был неординарной личностью. Манера речи, внешний вид, литературное творчество — всё это вызов обществу, способ выражения собственного «Я». Уайльду повезло родиться в обеспеченной буржуазной семье, вовлечённой в мир искусства и культуры. Отец был врачом и по совместительству писателем книг по искусству и фольклору. Мать Оскара — известная женщина, обожавшая театральные эффекты, поэтесса. Безусловно, среда, в которой рос писатель, повлияла на становление его как личности. Уайльд с детства попал под очарование творческой и светской атмосферы литературного салона, проникся подчеркнутым аристократизмом и разговорами о высоком.

4 стр., 1656 слов

Життєвий і творчий шлях Оскара Уайльда

... ПРЕКРАСНЕ ЧИ МОРАЛЬНЕ "ПОРТРЕТ ДОРІАНА ГРЕЯ". Літературна спадщина Оскара Уайльда напрочуд різноманітна і багатогранна : першими значними творами його ... !" Життєвий вибір. "Вічної молодості , безмежних пристрастей , насолод , витончених і потаємних , несамовитих веселощів і ще ... , аж погляд відвертало..." Роман "Портрет Доріана Грея" —— вершина естетизму О. Уайльда і водночас великої мистецької сили ...

Обучение в Оксфордском университете Оскар считал одним из поворотных моментов в своей жизни. Именно там он принялся к созданию нового себя — истинного англичанина, оттачивал искусство ораторской речи и пытался избавиться от ирландского акцента. По приезде в Лондон Уайльд быстро влился в аристократическое общество благодаря ярким речам и не менее ярким нарядам. Он приковал внимание общественности, пришёл к своему образу английского денди, стал известен в светских кругах как интеллектуал, способный с лёгкостью рассуждать на различные темы.

1. Эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея», .1 Эстетическая концепция Уайльда и её отражение в романе

Оскар Уайльд всегда стремился к прекрасному, считал настоящим спасением от примитивной пошлости обыденности в искусстве, «верной обители Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира». Отсюда любовь к пышным, ярким одеяниям, манерность речи Уайльда. «Для меня красота — это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом». Свой взгляд на прекрасное, на искусство и эстетику в целом писатель выразил в романе «Портрет Дориана Грея». Мы в нашем в исследовании будем рассматривать роман как одно из самых выдающихся произведений эстетизма.

Эстетизм — течение в эстетической мысли и искусстве, зародившееся в 1870-е годы и утратившее свои позиции в начале XX века. Ярче всего эстетизм сказался в Англии, его крупнейшими представителями были У. Пейтер и О. Уайльд. Поэтому обычно эстетизм рассматривается как явление английской культуры Идеи эстетизма являлись своего рода религией. Те, кто был обращен в эту «веру», безвозвратно влюблялись в красоту.

По мнению Т. Кривиной, «эстетизм — художественное направление, возведшее в абсолют идею чистой Красоты, возвышающейся над реальной жизнью, являющейся субстанцией рафинированного, изысканного искусства».

Если мы обратимся к древнегреческой литературе, то уже тогда сможем увидеть отголоски принципов торжества великого искусства над сущим. Вспомним миф о Пигмалионе, создавшего невероятно прекрасную статую, в которую он влюбился. Впоследствии в литературе мы всё чаще можем встретить подобные попытки поднять вопрос о том, что искусство всё-таки превыше низменной реальности.

18 стр., 8931 слов

Подготовка к итоговому сочинению-допуску по повести Н.В.Гоголя «Портрет»

... образцом сочинения на тему « На Востоке считают, что « истинно могуч тот, кто побеждает самого себя ». ... когда видит деньги, найденные в раме портрета? Что для души Чарткова было благом, ... хладела и тупела, и он нечувствительно заключился Потеря в однообразные, определённые, давно изношенные формы» таланта ... чтобы выглядеть в чужих глазах лучше, чем он является в действительности, не оголяя при ...

Джон Рёскин, крупнейший английский эстетик (1819-1900).

Наиболее подробно в трудах «Лекции об искусстве» он подробно описал принципы романтической эстетики. «Красота как абсолют», одна из теорий Рёскина, была принята О. Уайльдом и получила дальнейшее развитие в сборнике «Замыслы» и романе «Портрет Дориана Грея». Однако одно из разительных отличий теорий Уайльда И Рёскина заключается в следующем: Джон считал, что искусство обладает поучительным характером, оно способно направлять в нужное русло человеческие добродетели. Искусство служит улучшению общества и возвышению души как самого художника. Оскар Уайльд в сборнике «Замыслы» и в предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» говорит о том, что «…нравственная жизнь человека — лишь одна из тем творчества»[]. Уайльд различает понятия нравственности и искусства.

Наибольшее влияние на творчество Оскара Уайльда оказал ученик Дж. Рёскина Уолтер Пейтер (1839-1894).

Пейтер считает, искусство не обязано давать уроки добра, оно остаётся равнодушным к морали. Прекрасное субъективно, поэтому задача критика лишь выразить личное переживание от встречи с произведением искусства.

Важная категория эстетизма — идея «чистого искусства», или «искусства ради искусства». Это концепция художественного творчества, максимально абстрагированного от действительности. Реальность, согласно теории «чистого искусства», не может быть эстетическим объектом, поскольку красота (а значит и истина) проявляется не в изображении обыденной жизни, а в совершенной форме художественного произведения. После Пейтера пальму первенства в течение эстетизма получил Уайльд.

Обратимся конкретно к эстетической концепции Оскара Уайльда. 25 афоризмов предисловия определяют систему эстетических взглядов автора. Задача предисловия — внушить читателю особый взгляд на искусство как на «нечто находящееся в совершенно иной плоскости, которая не совпадает с уровнем повседневности» [2].

Если же рассматривать точку зрения Т.А. Боборыкиной на «Портрет Дориана Грея» как на роман, который «уже написан не только Уайльдом-прозаиком, но и Уайльдом-драматургом» [2], мы можем соотнести предисловие романа с авторской ремаркой или драматической афишей, где, по сути, представляется одно главное действующее лицо романа: искусство.

Автору чужд мещанский образ жизни, в понятия которого не укладывается осознание всякого искусства, как реалистического, так и романтического. И писатель выразил это весьма остроумно, сказав в предисловии: «Ненависть девятнадцатого века к Реализму — ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения»[].

Для автора объектом искусства была фантазия, вымышленная реальность. Реальность — это нечто безобразное, пошлое, Уайльд же любил красоту. И он находил её в вымысле, в прекрасной лжи, которая унесет читателя как можно дальше от бренной реальности. Он отрицает принципы принцип натурализма, подлинного реализма в литературе. Действительность, по мнению писателя, непоэтична, антиэстетична. Поэтому она не заслуживает того, чтобы ее делали предметом художественного изображения. Это и есть один из принципов эстетизма автора — уход от действительности, создание иллюзорного. Безупречно красивого мира. «Искусство не имеет и не должно иметь что-то общее с истиной. Искусство, по словам Уайльда, не выражает ничего, кроме самого себя. Как гласит один из афоризмов в предисловии романа: «Раскрыть себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство».

6 стр., 2746 слов

Життєвий та творчий шлях О. Уайльда

... атмосфері боротьби між різноманітними естетичними напрямками і течіями розпочинає власну творчу діяльність Оскар Уайльд. Оскар Вайльд народився 16 жовтня 1854 року в Дубліні. Батько, сер Вільям Вайльд, ... Артура Севіля", "Кентервільський привид", "Зразковий мільйонер", "Сфінкс без загадки" (всі — 1887), "Портрет містера Н." (1889). Новела "Злочин лорда Артура Севіля" розповідає, як головний герой, ...

Уайльд отрывает эстетику от этики и отрицает какую бы то ни было связь искусства с моралью. «Художник — не моралист <…>», заявляет автор в предисловии к «Портрету Дориана Грея». Уайльд отрицал открыто нарочитую мораль буржуазии, Самая возвышенная мораль не задевает читателя, если в произведении художественности. Но истинное искусство не может быть безнравственным. Автор умело играет с моралью, меняет ее русло, создавая парадоксальные суждения и ситуации. Уайльд придерживается мнения, что искусство не ставит для себя задачей воспитание нравственности, самая основная его цель — привнести в жизнь красоту и эстетику. Так осуществляется принцип Уайльда. Что искусство не должно иметь ничего общего с истиной и моралью.

«Портрет Дориана Грея» выражает в полной мере эстетизм Уайльда. Писатель раскрывает связь искусства с жизнью. Во время чтения человек переносится в мир, созданный непревзойдённой тонкостью пера. Уайльд создал прекрасную иллюзию, где читателя окружают или красивые люди, или красивые места, или же красивые речи героев. Автор смог перенести нас в мир царства красоты благодаря исключению неприятных настоящей действительности. О. Уайльд настолько стремился вызвать в нас ощущение красоты, что местами подлинную красоту подменил внешним блеском, пустым украшательством, но такие случаи весьма редки.

Рассматривая роман Уайльда как гимн эстетизму, многие исследователи отмечают, что произведение можно назвать «эстетической антиутопией». На протяжении всего сюжета встречается множество противоречий. Наиболее ярко мы можем проследить это в русском литературоведении. На пороге XX века некоторые критики (Луков В.А), исследуя творчество Уайльда, акцентировали внимание на «противоречиях между эстетизмом и имморализмом, с одной стороны, и, с другой тяготением Уайльда к решению этических проблем»[]. Одним из самых известных и авторитетных сторонников данного мнения был К.И. Чуковский, считавший, что «творчество Оскара Уайльда оказалось сильнее его самого. Чувство художественной правды, как это постоянно бывает с большими художниками, заставило Уайльда, вопреки его ложному замыслу, раскрыть перед читателем гибельность и гнилость идеи, которую он хотел возвеличить, и показать душевное банкротство героя, которому он замыслил создать ореол»[].

Весьма часто Уайльда упрекали в постепенном отдалении от канонов эстетизма: строго разделения этического и эстетического. Но на самом деле это становится невозможным. Ведь искусство, абстрагируясь от жизни и общественных моральных норм и морали, создает свою внутреннюю этику. И по мнению Уайльда, этика является способностью, которая принадлежит автономной личности, а мораль же лишь традиционный набор ценностей, навязанный обществом. Не смотря на многочисленные споры о том, что Уайльд противоречит своим убеждениям и убеждениям эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея, автор нашел свой особенный, нестандартный путь решения проблемы. Он сотворил в своих литературных работах мир, в котором этическое и эстетическое выступают в иной форме, чем в жизни. В творчестве они не отрицают друг друга, а под знаменем Красоты выступают в новой роли, образуя единое и неделимое целое. В этом и заключается самобытность отражения эстетической концепции Оскара Уайльда.

17 стр., 8430 слов

Что такое настоящее искусство (по тексту паустовского)

... URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-paustovskomu-oge/ Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/477_sochinenie-15-3-na-temu-chto-takoe-nastoyashhee-iskusstvo-po-tekstu-paustovskogo/ Сочинение 15.3 на тему: Что такое настоящее искусство (по тексту К. Паустовского) | Литрекон Автор: ... древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно. (23)А по небу Планетария летело небесное светило ...

1.2 Проблема столкновения искусства и действительности

Следующая проблема, которую мы рассмотрим в данной работе, это столкновение искусства и действительности. Данная тема пронизывает весь роман. Её отголоски мы находим в поднятых вопросах прекрасного и красоты, непостоянности момента и вечности прекрасного, отношении творца и его творения, в сравнении формы и содержания, в взаимосвязи искусства с человеком.

Обратимся к взаимодействию творца и его творения. Бэзил Холлуорд — художник, создавший великолепное произведение, портрет Дориана Грея, юноши с необыкновенной внешностью. Холлоуорд был поглощён предметом своего обожания — натурщиком. Юноша вдохнул в жизнь как в него самого, так и в его творчество. «В истории человечества есть только два важных момента. Первый — это появление в искусстве новых способов изображения, другой — появление в нём нового образа»: уверяет Бэзил. Грей на картине был совершенен и он же был истинным совершенством в глазах Холлуорда. Именно поэтому, когда душу Дориана поглотила тьма, художник впадает в отчаяние. Он ощущает чудовищный разрыв между идеальным содержанием, вложенным в его творение, и жизнью, которая разбивает его мечты, лишает возможности реального счастья.

Отношения картины, на основе которой строится весь сюжет романа, и молодого человека, изображённого на ней, удивительно интересны. Дориан Грей, взглянув на произведение искусства и находясь под впечатлением от слов Гарри «Пройдёт молодость, а с нею и красота — и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло»[], познает всю ценность своей красоты. Он поражён своей пленительной прелестью молодости и произносит слова: «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» С этого момента душа Грея и картина связаны нерушимыми связями. Портрет и натурщик совершают по началу незримый обмен, искусство встало на место действительности. Отныне портрет становится совестью, моралью, внутренним миром героя, на котором отражаются все пороки, а сам Дориан Грей — прекрасная оболочка, внешняя форма без содержания. Для юноши изначально удивительно красивый портрет стал его собственным «Я», а Грей же превратился в подобие человека с безупречными чертами лица.

Разительные метаморфозы происходят с Сибилой Вэйн, которая блистательно играла в обшарпанных декорациях заурядного театра. Девушка с небывалой легкостью перевоплощалась в шекспировских героинь, проживала их истории. Она была неотразима, играя Розалинду, Имоджену, Джульетту. Вся убогость места, где играла Сибила, уходила на второй план благодаря искусству актерского мастерства этой девушки. Сибила была настолько хороша, что сумела влюбить в себя небывалого красавца Дориана Грея. На вопрос Генри, что же он нашёл в этой актрисе, Дориан утверждает, что влюблён в её игру, что Сибила способна воплощать лучшие женские образы на сцены. Грей был обольщён прекрасным искусством театральности, искусством лжи.

7 стр., 3182 слов

Дипломная работа по изо портрет

... композиционное решение портрета; выполнить портрет в технике масляная живопись; отразить женскую красоту: ее величественность, незыблемость во времени. Так же в моей дипломной работе освещены многие ... своего героя, по существу, обладать способностями психолога, артиста, чтобы в портрете максимально выразить суть личности, ее внутренний стержень. Портрет, как жанр изобразительного искусства, давно ...

Но как только Сибила Вэйн познала истинное чувство любви к Дориану, чьё имя она даже не знала и называла его лишь «Прекрасным принцем», её настигло осознание всей тщетности игры на подмостках сцены. «Я узнала любовь настоящую. Искусство — только её бледное отражение», признаётся Вэйн. К несчастью, настоящее чувства привело к неминуемой гибели таланта. Играть любовь, когда все мысли были заняты чем-то новым и волнующим, совершенно не получилось. Спектакль, на который пришли Дориан, Гарри и Бэзил, стал решающе трагичным для судьбы девушки. Джульетта в её исполнении была столь неубедительна, что все гости театра, в том числе и друзья Грея, отметили бездарную игры актрисы. И этого любовь Дориана не смогла вынести. Называя Сибиллу «Святыней», он после заговорит со всеми иначе: «Хотел бы я думать, что она больна, — возразил Дориан. — Но вижу, что она просто холодна и бездушна. Она совершенно изменилась. Вчера еще она была великой артисткой. А сегодня — только самая заурядная средняя актриска». Грей не смог смириться с упадком искусства Сибилы, отрекся от нее. Молодой человек был под впечатлением лишь от красивой театральной игры. Сама же девушка его отныне перестала интересовать. Тем самым он предпочёл форму оболочке. Это столкновение реальности и искусства привело к печальным последствиям.

Ирина Кузьминчук в статье «Парадоксы Оскара Уайльда» условно определила героев романа на два лагеря: люди, что создают искусство (художники) — Сибилла, Холлуорд; и люди, что воспринимают, размышляют об искусстве (критики) — Дориан и Лорд Генри [].

Художник, по размышлению автора — это тот, кто создаёт прекрасное. Критик — тот, кто способен в новой форме или при помощи других способов передать впечатления от прекрасного. Возможно поэтому «художники» дружбу, любовь ценят выше, чем искусство. Их души более ранимы и восприимчивы. «Критики» в свою очередь не имеют возможности заглянуть за оболочку, отбрасывают настоящее чувства, удовлетворяясь увиденным, — театральным, эстетичным. «На сцене все гораздо реалистичнее, чем жизни» — говорит лорд Генри.

А.А. Фёдоров рассматривает роман, как «произведение, где ставится художественный эксперимент на платоновскую тему соотношения между идеальным и действительным»[], самим Уайльдом, который переносит «платоновское учение о прекрасном» в Лондон конца 19 века. На судьбе Дориана, который «выведен в романе представителем целого поколения людей конца века»[], Уайльд делает выводы о «недоступности духовного восхождения, на какое надеялся Платон в своём «Государстве».

Конфликт искусства и действительности изображен на примере жизни Дориана Грея, вставшего на путь разврата и греха. Он пытался превратить свое существовании в величайшее и красивейшее произведение искусства. Герой скупал прекрасные полотна, предметы быта и роскоши. Однако в это же время его истинная жизнь становилась всё ужаснее и ужаснее, он всё глубже опускался в бездну порока. От этого страдала душа, совесть Дориана и портрет претерпевал страшнейшие метаморфозы. Но о торжестве искусства над действительностью, его бессмертности мы можем судить, вспоминая концовку романа. Дориан Грей вонзает нож в ужасный портрет, изуродованный пороками нестареющего и все еще юного натурщика. После этого героя настигает гибель, он превращается в страшного старика. Портрет же вновь обретает свой первозданный вид. Оскар Уайльд этим поворотом сюжета, безусловно, хотел указать за на то, что истинное творчество нерушимо, оно вечно в своём великолепии.

4 стр., 1959 слов

Оскар уайльд біографія реферат на українській мові

... Тургенєва; Робесп'єр прямо зійшов із сторінок Руссо тощо. Проголошуючи право художника на цілковитий творчий сваволю, Оскара Уайльда каже, що мистецтво “не можна судити зовнішнім мірилом подібності з ... здавалося, що той, хто женеться лише красою - на поганому шляху. Мені краса -не абстракція, але результат.” Оскара Уайльда не побачив трагічних контрастів капіталістичної Америки, проте зрозуміло ...

1.3 Назначение истинного искусства

Проблема искусства, его места и назначения в мире, безусловно, волновала Оскара Уайльда. Темам, связанных с творчеством, писатель посвятил немало размышлений и теорий. Наиболее ярко выражены главные тезисы и взгляды писателя на основы «чистого» искусства в романе «Портрет Дориана Грея.

Уайльд интерпретирует свои мысли следующим образом: важнейшая задача художника поиск красоты, которая возведена в абсолют, но лишена нравственного начала. Самое главное — эстетика восприятия, создание истинного произведения искусства, а возможно это лишь при использовании вымышленных образов. Красоте, её изображению, отдается важнейшее место. Лишь в таком случае возможно создание чего-то прекрасного. Уайльд ценит красоту, его роман гимн силе искусства, созидающей и разрушительной, это произведение о великой жертве ради него.

«Художник — тот, кто создает прекрасное», заявляет Оскар Уайльд в предисловии к роману. Творец с большой буквы в свою очередь ради создания чего-то великолепного должен быть готовым пожертвовать многим, в том числе и собственной жизнью. Этими словами писатель наталкивает нас на размышления о миссии художника в мире, каково его предназначение. Образ художника, так или иначе связанный с проблемой чистого искусства, воплощает Бэзил Холлуорд. Этот герой воплощает преданность искусству, из-за которого он принял впоследствии смерть. Безил, написавший судьбоносный портрет Дориана грея, влюблен в красоту и пленен внешностью юноши, вдохновившего его на создания картин. И эта одухотворенность, некая влюбленность позволяют Холлуорду погрузиться с головой творческий акт, раствориться в нём, оставляя реальность на 2 план. Автор вложил в персонаж Бэзила психологию творческого акта, естественно неподвластного законам нравственности.

Таланту совершенно не обязательно осознавать свои истоки. Однако Холлуорд походит к этому знанию на слишком близкое расстояние. Его викторианское мировоззрение протестует против истинных чувств к Дориану, которые служили основой творчества. После прекращения каких-либо отношений с Греем, художник вновь вернулся на свой обычный уровень живописи. но продолжает издали с тревогой следить за Дорианом.

Не удивителен тот факт, что Бэзил — единственный, кто берется читать Дориану мораль (глава XII), взывает его оставить порочную жизнь позади, Холлуорд желает вновь «увидеть душу» того прекрасного юноши, изображенного на портрете. Дориан в ответ открывает взору художника картину (глава XIII), «изъеденную изнутри проказой порока». Бэзил, пораженный увиденным, просит Грея вместе помолиться, тем самым провоцирует Дориана на убийство. Молодой человек, потерявший нравственные ориентиры, винит в своих моральных преступлениях. Бэзил погиб из-за написанной картины, перевернувшей судьбу натурщика и творца. Но убить можно создателя портрета, а сам портрет, символ души, уничтожить нельзя, как нельзя уничтожить вечную душу. Именно поэтому Холлуорд символизирует бесконечную преданность, жертвенность во имя искусства. Художника настигла гибель на алтаре служения искусству как воплощению всемирной красоты.

Поскольку искусство ставится превыше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не может означать, что писатель считает все искусство безнравственным. Данным противоречивым утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. Самая возвышенная мораль не задевает читателя, если в произведении нет художественности, эстетики и таланта. «Хорошо написанная книга» как произведение искусства всегда найдет отклик в душе человека, потому что создана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. Истинное искусство не может быть безнравственным.

Предельная острота эстетического чувства может быть источником трагического, пример чему дал уже Бальзак в «Неведом шедевре». У великого реалиста обрисована объективная трагедия художника, который, стремясь к совершенству, почти разрушил собственное творение.

В романе «Портрет Дориана Грея» также поднимается тема влияния искусства на душу. Настоящее искусство не должно иметь фальши, прекрасное должно быть прекрасным, а если же это не так, тогда это нечто ненастоящее и невечное. Так и красота Дориана Грея — она не была настоящей. Была прекрасна лишь внешняя оболочка. Внутренняя красота, внутренний мир был испорчена и, в конце концов, Дориан Грей не выдерживает такой двойной жизни. Дориан Грей только наслаждался своей красотой, но никогда не мог по достоинству оценить таланта художника. Его утомляло быть натурщиком, а факт, что юношу принуждают «к бесполезному занятию», ужасно расстраивал героя. Ведь Бэзил рисует одно и то же по несколько раз, заставляя Грея проводить по несколько часов в одной позе неподвижно. Дориан не видел в работах художника красоты, не понимал его стараний и трепетного отношения. Можно сказать, что Дориан не понимал полностью величия искусства.

Обратимся вновь к более подробной трактовке «чистого искусства» в трудах Уайльда и известных литераторов. «Искусство для искусства», «чистое искусство» это сложившееся во Франции в 19 веке условное название ряда эстетических предпочтений и концепций, общий внешний признак которых — утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. [] Желание создать мир наперекор реальности, вопреки «убожеству ее замысла, непостижимой грубости, изумительной монотонности»[]. Задача искусства — создание «рукотворной красоты», не существующей в природе. И для Уайльда творчество — это прежде всего способ самовыражения, воплощения его самых смелых эстетических мыслей и взглядов. Поэтому на страницах литературных работ Оскара может появится «луна, желтая, как отшлифованный янтарь; зерна спелого граната для него будут светиться, как камни в прекрасном колье; глаза юной девушки напомнят сияние сапфиров». Лишь искусство, искусно созданное творцом, не выражающее ничего, кроме него самого, может считаться истинным. «Задача каждого лжеца заключается в том, чтобы очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие», говорит Уайльд.

В отечественной литературе проблема «искусства ради искусства» была поднята в произведениях А.С. Пушкина «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», в которых он выражал своё видение на свободу и назначение творца. Противники «гоголевского направления» (А.В. Дружинин, С.С. Дудышкин, П.В. Анненков, отчасти «молодые» славянофилы) абсолютизировали отдельные лирические формулы поэта («Не для житейского волненья…» и т.д.), выдавая их за основной мотив пушкинской эстетики и обходя их конкретно — исторический смысл. К школе «чистого искусства» в русской поэзии 19 века привычно относили ряд поэтов (А.А. Фет, А.Н. Майков отчасти Н.Ф. Щербина в «антологических» стихах), потому что в своей поэзии они иногда демонстративно сторонились политической и гражданской проблематики.

О чистом искусстве, назначении художника говорил Н.В. Гоголь в произведении «Портрет». В основе повести Гоголя и романа Уайльда лежат мысли о нравственности и искусстве. Писатели утверждают, что не существует никаких причин, ради которых можно отступить от постулат морали и нравственности. А искусство оба автора ставят на высшую ступень человеческого бытия. Чартков, герой повести Гоголя, ради славы и денег, жертвует истиной во имя благообразия. Его портреты тешат самолюбие заказчиков, но не несут художественной ценности, лица изображаемых людей пусты, в них нет жизни. Взглянув на картину, любой другой человек не ощутит никаких великих чувств, которые могут затронут душу. И несмотря на славу модного живописца, Чартков осознает свою непричастность к настоящему искусству. Однажды Чарткова потрясла великолепная картина молодого художника (вероятно, Гоголь даёт обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи).

Но чувства, испытанные Чартковым от восхитительно талантливой картины, не открывают ему глаза на свою жизнь. Они лишь пробуждают в нем злость и зависть. Художник начинает скупать и портить великолепные полотна, уничтожать прекрасное искусство. Все это привело его к сумасшествию и смерти. Чартков не был истинным творцом и в то же время не сумел постичь прелесть божественного начала искусства.

Так в чем же именно заключается проблема «чистого искусства» у Оскара Уайльда? Жертвенное искусство это истинное искусство. Лишь тот творец, который стал изгоем, почувствовал муки физические и моральные, вправе считаться создателем Искусства с большой буквы. Отдать все, ради создания великого произведения, может не каждый. Для этого нужна невероятная самоотверженность, сила духа, готовность отдать себя и свою жизнь на одре искусства. Нужно раствориться в своем идеале, забыть о погоне за славой. На это способен отнюдь не каждый.

Истинное произведение искусства-то, в чем есть душа, эстетика, вдохновленная творцом жизнь. Искусство не должно изображать реальность такой, как она есть. Настоящее творчество должно привносить в мир красоту и великолепие. Любое другое искусство уже нельзя назвать истинным по своей сути.

Итак, в данной главе мы рассмотрели эстетическую проблематику произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Можно с уверенностью отметить, что литературное течение эстетизма оказало колоссальное влияние на данное произведение. Однако автор привнес в эстетизм нечто своё, создав свою концепцию этики и эстетики. Книга пронизана идеей «чистого искусства» и служению красоте. Уайльд абсолютизирует искусство, утверждая его главенствующие позиции в мире. «Великий художник изобретает тип, а жизнь старается скопировать его… Литература всегда предвосхищает жизнь. Она не копирует ее, но придает ей нужную форму»[].

2. Философия романа «Портрет Дориана Грея»

.1 Морально-нравственные характеристики образов героев как воплощение авторской философской концепции

Роману Оскара Уайльда свойственна высокая степень художественной условности. Как и во многих философских произведениях, в сюжете «Портрета Дориана Грея» содержится волшебное, магическое допущение, так и образы персонажей книги в какой-то мере не до конца правдоподобны. Сочетание реальности и вымысла ярко прослеживается в произведении.

Как и «Шагреневая кожа» Бальзака, прототип «Портрета Дориана Грея» — роман философско — символический. У Бальзака однако фантастический вымысел не затеняет реальных мотивов повествования, а лишь усиливает их. Произведение Уайльда далеко от реализма. Хотя в нем есть эпизоды вполне правдоподобные, не они в итоге определяют художественный метод автора. Ведь в поведение их определяется не логикой жизненных обстоятельств, а как нечто заданное автором. Они не являются в подлинном смысле слова характерами со всей сложностью и многогранностью реакций на действительность.

Основные герои являются по большей мерей проекций авторской концепции, они изображают, иногда в гипертрофированной форме, взгляды и идеи писателя, вследствие чего действующие лица романа могут характеризоваться особенной целостностью и заданной миссией. Три центральных персонажа произведения играют роль рупора авторских философских воззрений.

Герои воплощают разные стороны самобытной личности Уайльда. Бэзил олицетворял преданность искусству, Грей желал быть вечно юным для того, чтобы сделать свою жизнь прекрасной, как произведении искусства, а лорд Генри пропагандировал культ наслаждения. Обратимся к анализу нравственных образов Генри Уоттона и Дориана Грея, взаимоотношения которых могут считаться основой философской проблематики романа.

По сюжету образу лорда Генри суждено быть наставником, демоном-искусителем для невинного Дориана. Лорд Генри овладевает душой молодого человека, заражает ее навязчивой идеей приобщения к философии гедонизма. Несомненно, культ юности и красоты, возведённый Дорианом в абсолют, внушил ему Генри. Лорд, его внешность, манеры, поведение соответствуют определению «денди». Это социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения, изысканностью речи. [] Лорд Генри надевал лаковые штиблеты, ходил с тростью из черного дерева, его жесты легки и утончены, он выдыхал затейливые клубы дыма, куря сигареты с опиумом, а во время беседы обрывал лепестки маргаритки или крутил в пальцах оливку. Облик Уоттона излучал неподдельную уверенность в себе и своих речах, поэтому Грей без труда угодил в его ловушку. Нельзя не упомянуть то. Что и сам Оскар Уайльд прослыл истинным денди, любителем экстравагантных одежд и безукоризненно изящной манерой вести себя обществе.

Отдельного внимания заслуживает речевой портрет Генри. Лорд, как и его создатель, владеет искусством слова как никто другой. Беседа, разговор, спор — здесь нет равных лорду Генри, он в этом признанный мастер. Автор одарил Уоттона великолепным голосом, звучащим, как приятнейшая мелодия. Все слова лорда, афоризмы, парадоксы, высказывания цепляют слух. И не менее сильно цепляют слушателя, его душу и ум. Автор не устает упоминать его природное остроумие, саркастичность и красноречие: «То, что он говорил, было увлекательно, безответственно, противоречило логике и разуму. Слушатели смеялись, но были невольно очарованы и покорно следовали за полетом его фантазии, как дети — за легендарным дудочником».

Изречения лорда Генри чаще всего парадоксальны, которые идут вразрез с общественным мнением. К примеру, он выступает против интеллекта, тогда как с эпохи Просвещения разумность признавалась важнейшим качеством личности. Для лорда Генри «высоко развитый интеллект уже сам по себе некоторая аномалия, он нарушает гармонию лица. Как только человек начинает мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-нибудь другое портит его лицо». [] Но человек, живущий словом, не может быть по-настоящему антиинтеллектуален. Поэтому лорд Генри, который влюблён в постоянную филигранную игру словами, находит философские и логические доказательства для своей позиции, посвящая Дориана в таинство философии гедонизма. Индивидуализм, отрицание филистерства и пуританства — вот что остается в философии лорда Генри от классического дендизма, новое же у него — это привнесенная эстетизмом открытая проповедь красоты, наслаждения.

Высказывая свои парадоксы, на которых держится его успех в светском обществе, лорд Уоттон сам же следовал только тому, что вписываются в рамки дозволенного. Из Дориана же он создала проекцию всех нереализованных тайных желаний и мыслей. Сам Генри находиться в тени и по прежнему считается светским человеком. Он не совершил ни одного поступка, выходящего из ряда вон, о котором он с легкостью мог говорить. Его неординарность, нестандартность и смелость мышления осталась лишь на словах. Оскар Уайльд долгое время корил себя в том же, и не случайно он писал по поводу романа: «Боюсь, что он похож на мою жизнь — сплошные разговоры и никакого действия». В позднем разговоре с Дорианом лорд Генри подчеркивает: «Убийство — это всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда». Таким образом, с точки зрения дендизма, лорду Генри свойственна двойственность мотивов: на словах он отстаивает возведение принципов дендизма на уровень философии, на деле ведет достаточно конформистский образ жизни.

Воплощать в жизнь всё то, на что не способен Лорд Генри, он доверил Дориану Грею. Его он выбрал не случайно: «Этот юноша в самом деле был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нем чувствовалась искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость. Легко было поверить, что жизнь еще ничем не загрязнила этой молодой души»[]. Именно эта невинность и пылкость привлекают лорда Генри, когда он решает «перелить свою душу в другого…передать другому свой темперамент как тончайший флюид или своеобразный аромат»[]. И Дориан сразу же оказывается в плену у своего «демона- искусителя», ощущая, что для этого незнакомца его душа была открытой книгой. Генри сразу дал понять, что сумеет открыть все тайны жизни, о которых и не подозревал юноша. После их первой встречи сознание Грея полностью подчинилось и стало восприимчиво ко всему, что говорит и чему учит Уоттсон.

Дориан принял за руководство к действию слова лорда Генри: «Подлинный секрет счастья — в искании красоты»[]. Автор посылает ему проверку на прочность: любовь к Сибилле Вэйн. Её присутствие заставляет Грея стыдится учений Уоттона. Уайльд-моралист отмечает превосходство чистой любви над «отравляющими» теориями, но вмести с этим говорит, что зло уже пустило свои корни, эти теории проникли в сознание Дориана. Сибилла совершенно не в силах понять причину отказа от брака. После ее самоубийства на портрете появляется первая жестокая складка у рта, слегка испортившая картину. А муки совести после случившегося с Сибиллой Дориану помогает преодолеть все тот же лорд Генри.

Этот момент является отправной точкой Дориана на пути в бездну разврата и преступлений. Он теперь вступил в двойную игру, полную фальши. Красивая, светская жизнь, великолепная, нетронутая внешность скрывали за собой полнейшее нравственное падение личности. Желая превратить свою жизнь в произведение искусства, стремясь получать лишь только наслаждение, Дориан перешёл грань добра и зла. Он отдался без остатка всем темным порокам и преступлениям, которые изуродовали его душу. Зло же стало для него одной сторон эстетики наслаждения жизнью.

С образом Грея Оскар Уайльд ассоциирует стихийность, непостоянность, эмоциональность его непростого жизненного пути. Дориан живет ярко, бурно, однако отношение к своей персоне в высшем свете ему не безразлично. Совершая страшные поступки, о которых умалчивает автор, герой не пренебрегает манерами и правилами этикета в светском обществе. Нетленная красота не позволяет людям отвернуться от него и позволяет оставаться в глазах общественности чистым и непорочным юношей. Специфическое удовольствие нашел для себя Дориан, он любил сравнивать «портрет его совести», изъеденный пороками и своё отражение в зеркале. «Чем разительней становился контраст между тем и другим, тем острее Дориан наслаждался им. Он всё больше наслаждался собственной красотой и всё с большим увлечением наблюдал разложение своей души»[]. Он не может покинуть портрет, им движет постоянное желание взглянуть на себя самого, на подлинного Дориана Грея.

Герой в погоне за «истинной жизнью» оказался в водовороте страстей, низостей, которые привели его к неминуемой гибели. «Каждое преступление вульгарное, так же, как и каждая вульгарность — преступление», — утверждает Оскар Уайльд. Данное высказывание, на наш взгляд, отражает одну из главных мыслей романа и жизненных ориентиров автора в целом. В жизни все должно быть красивым, не подвергнутым пагубным влиянием вульгарности и аморальных действий.

2.2 Сюжетно-композиционные парадоксы и их значение в романе «Портрет Дориана Грея»

Роман Оскара Уайльда — уникальное произведение. За завесой щегольства и красивых фраз скрывается глубокая философия автора, его мысли и взгляды на мир. Однако, чтобы понять задумку писателю, читателю придётся погрузиться в мир парадоксов и противоречий, суметь увидеть в этом сущность идей Уайльда. Автор «Портрета Дориана Грея» известен как умелый мастер слова, «принц парадоксов». «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть Действительность надо видеть как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки какие проделывает Истина мы можем правильно судить о ней» — утверждал создатель «Портрета Дориана Грея». Личность Уайльда и сама представляет собой множество противоречий. В своих высказываниях он предстает то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком; призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии; естественность для него — трудная поза ничегонеделание — самое тяжкое в мире занятие маска — интереснее лица театр — реальнее жизни; по его мнению жизнь больше подражает искусству нежели искусство подражает жизни.

Уайльд сам вскрыл психологическую подоснову своего пристрастия к парадоксу. «Чем в области мысли был для меня парадокс тем в области страсти стала для меня извращенность» — писал поэт ретроспективно оценивая свою жизнь и творчество. Интеллектуальная игра Уайльда подобна фейерверку. Он ярко вспыхивает на фоне черного неба и сверкает разноцветными огнями. Страх перейти в банальную и пошлую форму изложения мысли, нежелание превратить свои высказывания в «гастрономию пустых фраз» (выражение В. Эллана) привили со временем Уайльду удивительную способность преподносить банальные вещи с остротой и парадоксальной подоплекой.

Он бросает вызов обществу, читателю, заставляет задуматься над сказанным. Писатель так погружен в искусство игры парадокса, что сюжет его произведения «Кентервильское привидение» является крайне противоречивым и необычным: не люди боятся призрака, а они пугают несчастное приведение.

Но не стоит видеть в парадоксальности изъявлений мысли Уайльда лишь игру. За всем этим скрывается мировоззрение высоко развитого человека, который в своем сознании выявил противоречивые явления и обнаруженные в их глубинах сходства сущностей. «Парадокс у него — это только истина, поставленная торчком, чтобы привлечь внимание. За всем его дразнящим хвастовством стояла серьезная философия, как за пренебрежительной софистикой скрывалось глубокое и простое сердце поэта», — пишет современник Уайльда, английский критик и поэт Ле-Гальен[]. Страсть Уайльда к парадоксам не только его индивидуальное свойство. В этом есть нечто большее. Он сын века, методично утверждавшего «положительные» идеи. Эту «положительную» мудрость Уайльд судит с точки зрения ее реальных результатов и убеждения в том, что все великие истины, провозглашённые веком, не украсили жизни и не подняли человека на большую высоту.

Н.Т. Федоренко относит парадоксы Уайльда к жанру афористики, справедливо отмечая, что традиционной чертой английского афоризма является склонность его к парадоксальности[].Критик говорит о парадоксе как о субъективной истине, способе демонстрации собственного «я» и изощрённости мысли. Исследователь считает афористичность главной чертой эссеистики[].

Роман «Портрет Дориана Грея» проникнут парадоксальностью мысли автора: сюжетные ситуации, речи героев порой удивляют своей противоречивой семантикой. Уайльд зачастую использует парадоксы для того, чтобы пролить свет на убогость буржуазной морали, против сущность многих явлений в социальной жизни английского общества.

В произведении говорится о том, как парадокс помогает жизненной правде стать видимой: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает истина, мы можем правильно судить о ней»[].

В романе множество интересных изречений о любви и браке, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Писатель не раз парадоксально высказывался о женщинах. Уайльд считал, что хитрее и лукавее женщины нет существа на свете. Она всегда знает что сделать чтобы обвести мужчину вокруг пальца и достичь своей цели. Автор активно сравнивал представителей сильного и слабого пола. «Женщина — это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью» — истинный парадокс. Оскар Уайльд с предубеждением относился к браку, искреннее считая его деморализующим фактором для мужчины: «Человек который хочет жениться — знает либо все либо ничего о семейной жизни»[].Множество парадоксов писателя посвящены теме «жизнь», «человек в жизни», «человек в обществе».

Но самыми важными, животрепещущими темами «принца парадоксов» можно считать красоту и искусство. Бесконечно очарованный красотой, Уайльд действительно беспокоится из-за её исчезновение из мира, в котором он жил. Писатель презирает грубую действительность с ее «материальным прогрессом» и мещанским укладом, который препятствует творческому мышлению и убивает высокие идеалы. Жизнь и творчество Оскар Уайльд отдает поиску истины и красоты.

В романе поднята тема молодости и красоты, к ней не оставался равнодушен и сам автор. Старость для Уайльда не только утрата красоты. «Трагедия старости не в том что человек стареет, а в том что он душой остается молодым» — утверждает автор. И эта цитата заставляет поистине задумать, ложный ли это парадокс или нет.

Однако парадоксы, входящие в основу повествования автора, не всегда соответствуют его взглядом. Но они являются способом отображения окружающей действительности, помогают найти путь к осмыслению происходящего. Как уже упоминалось ранее в данной исследовательской работе, Уайльд не видит прелести в настоящей реальности, считая необходимым для писателя изображать ее в ином свете. Поэтому и парадоксы и ситуации иногда настолько не совместимы с обычной жизнью. По мнению Уайльда, только через личность автора, действительность получает эстетическую окраску, потому что в реальности нет таких форм красоты и гармонии, которые благодаря художнику существуют в искусстве. Писатель зачастую играет на контрасте: сравнивает добро и зло, внешнюю красоту и внутреннее уродство.

В чём же главное значение использования парадоксов в творчестве Оскара Уайльда? На наш взгляд, сталкивая понятия, объективно разные и даже противоположные, Уайльд дает возможность увидеть то, что не подвластно традиционному типу мышления. Парадоксальность суждений писателя обусловлена желанием разрушить стереотипы, поколебать уверенность в однозначности истины и общепринятых ценностей. Автор в принципе заставляет читателя вдумываться в смысл сказанных им фраз, а не просто читать то, что написано на бумаге. С парадоксами можно соглашаться или не соглашаться, вступать в полемику с автором, таким образом размышляя о поставленном Уайльдом вопросом. Намеренный конфликт традиционного с нетрадиционным, абсурдного и парадоксальным позволяет писателю углубить и уточнить устоявшиеся понятия. Оскар Уайльд разрешает противоречия с помощью парадоксов, давая понять читателям, что крайности имеют право существовать. Писатель убежден, что «без крайностей нет прогресса». Истина, по мнению Уайльда, субъективна.

2.3 Разрушающая сила философии гедонизма

На страницах «Портрета Дориана Грея» разворачивается целое философское учение — гедонизм, проповедником которого стал несравненный мастер упоительных речей Лорд Генри. Воплощением же его идей в жизнь стал Дориан Грей, в серьез увлекшись отравляющей душой философией. Писатель в романе прибегнул к намеренному столкновению двух полярных противоположностей и взаимоисключающих друг друга философских течений мысли. Оскар Уайльд поднимает конфликт аскетизма и гедонизма.

Раскроем сущность понятий. Аскетизм — метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т.е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму[].Гедонизм на первый план ставит удовольствие, которое и является критерием морали. Гедонист стремится получить от жизни всё, осуществить все потаенные желания, окружить себя предметами роскоши. Лишь открыв и познав всё, получив истинное наслаждение от настоящего момента, гедонист ощущает себя полноценной личностью.

Субъективно и гедонисты, и аскеты стремятся к высшему благу, к достижению истины, к собственному счастью, они наслаждаются жизнью — каждый по-своему. Но что же разделяет этих людей по разным полюсам? Где та грань и существует ли баланс? Уайльд на страницах своего бессмертного романа подробно излагает о разрушительной силе погони за удовольствием, которая превращается лишь в путь порока и низменных страстей. Рассмотрим подробнее описание принципов гедонизма и их влиянии на душу Дориана Грея и проведем некую аналогию с современной реальностью.

Дориан Грей преследовал идею превращения жизни в искусство, извлечение из неё лишь только прекрасного. Саму жизнь он считал первозданным и величайшим из всех искусств. Главный герой романа отдавался без остатка своим чувствам и страстям, не думая о моральности совершаемых действий. По его мнению, «бессмысленное, упрямое отречение, уродливых формы самоистязания безмерно более страшнее, чем так называемое «падение», от которого люди в своем неведении стремились спастись. В нашей жизни не должно быть место аскетизму, умертвляющему чувства. Гедонизм научит во всей полноте переживать мгновение жизни»[]. На путь к существованию ради получения наслаждения Грея направил лорд Генри, заворожив сознание юноши отравленными речами и вручив ему книгу, которая научила Дориана жить по другому.

Оскар Уайльд отмечает, что после начала нравственного разложения личности Грея, герой открыл в себе невыносимо сильную тягу к предметам роскоши и искусства. Автор вновь играет на контрастах: чем страшнее и греховнее становится жизнь Дориана, тем больше он старается окружить себя красивыми вещами. Нельзя не отметить, что такое поведение имеет место быть и в наше время. Как много людей, живущих вразрез с нравственными ориентирами, гонятся за мнимой роскошью, скупая дорогие вещи, дома, машины. Их внешний вид привлекателен, богатство интерьеров поражает. А что стоит за всем этим? Деньги, заработанные нечестным путем, душевная пустота и глупость. Поведения, действия таких представителей чаще всего таят за собой глубокую распущенность.

Парадокс, на котором основан и конфликт романа:, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Греем, где гедонист убивает аскета имеет более сильную значимость. Это убийство получает символистично — аллегорическое значение: наслаждение расправляется с Аскезой.

Сторона аскетов романа не заканчивается Бэзила Холлуорда. Представителем аскетизма был и Алан Кэмпбэлл, старый приятель Дориана, одна из жертв пагубного влияния Грея, герой против своей воли оказывался втянут в кровавую историю убийства Холлуорда.

Алан Кэмпбэлл активно занимался наукой, имел свою лабораторию, успешно окончил университет. Но однажды жизнь свела его с Дорианом. Лишь осознав всю порочность этой связи, Алан попытался вновь вернуться к биологии. Отрешиться от всего. Посвятить себя науке. Он стал аскетом. Вполне вероятно, что герой-антипод гедониста Грея Кемпбел его одинокой жизнь отдавал жизнь науке не только из-за совего призвание. Возможно, он видел в этом спасение от страшных людей, как, например, Дориан. Или же в науке Алан видел способ искупления от грехов, совершенных во время дружбы с Греем. Но Дориан вновь втянул его в свои «темные дела», заставив не без помощи шантажа избавиться от тела убитого художника. И Алану пришлось подчиниться, после мы узнаем, что он покончил жизнь самоубийством. Вновь гедонизм одержал верх над аскетизмом. Однако это торжество не окончательно.

Вся гедонистическая концепция входит вразрез с понятием о добре и зле. Новый гедонизм лорда Генри в некотором смысле схож учением Ницше. Оба они облагораживают культ эгоизма мечтой о прекрасном, совершенном человеке. «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем». Не согласиться с лордом Генри трудно, порой он оказывается прав, но эти частичные истины не могут исправить ложность его исходной позиции.

«Совесть — официальное название трусости», говорит «учитель» философии наслаждения Генри Уоттон. По мнению гедонистов, совесть прикрываются лишь слабые духом люди, воспитанные пуританскими взглядами. Совесть препятствует раскрытию их личности, самореализации. Трусы прячутся за запретными заветами и не следуют зову счастья. «Лучший способ избавиться от искушения — это уступить ему». Как известно, новый гедонизм преподносит мнение, что моральные принципы должны остаться тени, если в дело касается наслаждения. У человека, живущего по совести, внутри происходит борьба между искушением и голосом нравственности. И если искушение поведет человека за собой, то за первым нехорошим поступком последует и второй, тем самым вводя человека в бесконечную западню распутства. Об этом говорит и Оскар Уайльд на страницах «Портрета Дориана Грея». Казалось бы, неужели есть нечто плохое, если человек следует зову сердца, преследуя истинное удовольствие физическое и эстетическое? Следовать прекрасному, эстетическому — это человеческая природа. Искать нечто красивое, удовлетворять свои возвышенные желания и делать себя счастливым не так страшно. Но страшно перейти ту незримую грань между наслаждением и моралью, добром и злом, где заканчивается «нормальное» поведение и начинается нечто, именуемое грехом. Дориан Грей не выдержал такого испытания совестью, он наслаждался своим падением, наслаждался одной из самых эгоистических философий — гедонизмом, которая его погубила как личность и как человека. Герой превратился в низко падшего, отрицавшего любые светлые чувства и качества, человека. Им руководила лишь жажда превращения собственной жизни в калейдоскоп мнимого наслаждения и греха. Гедонизм подчинил Грея себе.

Оскар Уайльд считает, что в жизни непременно следует найти баланс для того, чтобы человек был поистине счастлив. Стоит найти идеальное соотношение, чтобы уравновесить желания чувственно — физические с интеллектуальными стремлениями личности. Не забывая при этом о морали и этике, которая не позволяет личности потерять ее человеческое обличие и не оказаться в пучине «темного мира» разврата. Необязательно отказывать себе во многом, нужно лишь всегда помнить о других людях, о законах нравственности, благодаря которым общество все еще существует.

Философия гедонизма, её крах наглядно изображают, что под тягостной ношей порока разрушается душа человека. Рано или поздно ее уничтожит это бесконечное увлечение аморальными вещами, как это произошло и с Дорианом. Развернув перед читателя философию «нового гедонизма», писатель на самом деле уготовил ей неминуемую гибель. Привлекая внимание читателя и рассказывая о преимуществах гедонизма над аскетизмом, Уайльд неожиданно в конце произведения провозгласил моральную победу аскетизма и его духовной составляющей. Финал романа является крайне моралистическим: Дориан от своих же рук получает наказание за свою распущенность и порочность, тем самым ознаменовав крах гедонизма. Героя настиг нравственный кризис. Грей пытался облегчить свою ношу, уничтожить терзавшие его муки совести, проснувшейся так поздно. Дориан видел единственный выход — уничтожить портрет, уничтожить свою совестью, но этим он подписал себе смертный приговор. Сделав попытку отрешиться от собственной души, он потерял самое главное — человечность. Не сумевший более противостоять собственным угрызениям совести, решает «покончить со сверхъестественной жизнью души в портрете, и когда прекратятся эти зловещие предостережения, он вновь обретет покой. Дориан схватил нож и вонзил его в портрет». Вонзая нож в портрет, Дориан пытается убить свою совесть — и гибнет сам. В чем же именно заключается философский подтекст и что этим поворотом сюжета стоит понимать? На наш взгляд, автор хотел сказать, что человек не может существовать без души и совести, без того, что делает его именно человеком.

Таким образом, если подвести итог над всей проделанной работой мы можем увидеть всю глубину романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанное прекрасным слогом непревзойденного мастера афоризмов и парадоксов, произведения, безусловно, манит своим ощущением некоего аристократического шика. Однако за всем этим стоит глубина мыслей, глубина задумки автора. Философия и эстетика гармонично сочетаются в данной книге, этот союз, лежащий в основе романа, оказался способным поднять многие проблемы, как эстетического, этического, так и философско — нравственного характера. Вопросы, которые раскрываются в произведении, безусловно буду актуальны многие годы. Поиск настоящей красоты, понятие истинного творчества, философия человека, его совесть и образ жизни — эти и другие темы ещё долгое время будут притягивать взор читателя к роману «Портрет Дориана Грея».

Заключение

Оскар Уайльд внёс весомый вклад в английскую и мировую классическую литературу. Его первый и единственный роман «Портрет Дориана Грея» вошел в историю как нечто провокационное, неоднозначное. свойственной. Позволим выразить мнение, что «Портрет Дориана Грея» — стал в некотором смысле вершиной творчества Оскара Уайльда, которая в полной мере отражает его эстетические взгляды. Проведя исследование романа «Портрет Дориана Грея», мы определили основные эстетико — философские проблемы.

Во-первых, было изучено влияние эстетизма на творчество Уайльда, выявлены и проанализированы основные положения авторской эстетической концепции: автор отрицает изображение настоящей действительности в искусстве, превышает грань между реальностью и творчеством; высоко оценивает влияние искусства на нашу жизнь; отрицает примитивные моральные ценности в искусстве; отводит главенствующее место красоте как в жизни, так и в творчестве»; утверждает, что истинное произведение искусства способен создать лишь истинный творец, не побоявшийся отдать этому свою жизнь. Эстетический взгляды Оскара Уайльда носили двоякий характер. Роман «Портрет Дориана Грея», помимо утверждения основных эстетических принципов, в некотором род был нацелен на разоблачение эстетизма, предвосхитив его кризис. Художник, по мнению О. Уайльда, вправе изображать все, что посчитает нужным, не ограничиваясь строгой достоверностью. Как писатель, он ставил цель создания нечто прекрасного, приятного послевкусия после прочтения. Уайльд считал крайне важным воздействовать на эстетические чувства, перенося читателя в искусно созданный мир.

Во-вторых, были исследована философская сущность романа. Он раскрывает не только тему эстетизма, но и многие философские вопросы. В сюжете произведения прослеживаются взаимоотношения 3 героев: Лорда Генри, Дориана Грея. Безила Холлуорда. Каждый из персонажей несет определенную смысловую нагрузку и отражает задумку философской концепции автора. Генри Уоттон являет собой куль гедонизма, Дориан Грей представляет культ красоты и молодости, Бэзил отражает служение искусству. Для привлечения внимание читателя к главным вопросам романа Оскар Уайльд использует парадоксы и афоризмы для создания основы идейного содержания произведения, для придания ему образности и оригинальности. Используя провокационные словесные конструкции, признанный «мастер острого слова» разрушает стереотипы, противостоит устоявшимся взглядам.

Заслуживает отдельного внимания развернутая автором философия гедонизма Гедонизм О. Уайльда, нацеленный на доставление тонкого наслаждения, в ту же очередь стал носить характер эпатирующего, сенсационного метода, лишенного всякой морали и наделенного бесконечной свободой. Но автор неожиданно развенчал культ этой философии, уготовив ей крах. Писатель отказался от принципов гедонизма, дискредитировав их.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/oskar-uayld-portret-doriana-greya/

1.Аникст, А.А. Вступительная статья [Текст]/А.А. Аникст. — М.:О. Уайльд. Избранные произведения в 2-х т., 1960 — 36 с.

2.Бобрыкина, Т.А. Драматургия Оскара Уайльда [Текст]/ автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. н./ Бобрыкина Татьяна Александровна [Ленингр. гос. пед. инст.]. — Санкт-Петербург, 1982. — 21 с.

.Луков, В.А. Эстетизм[Текст]: учеб. пособие для вузов /В.А. Луков. — М.: Академия 1, 2008. — 512 с.

.Кузьменчук, И.П. Парадоксы Оскара Уайльда[Текст]/И.П. Кузьменчук // Зарубежная литература. — РДЛ, 2006. — 160 с.

.Федоренко Н.Т. Афористика. [Текст]/Н.Т. Федоренко, Л.И Сокольская. — Москва: Наука, 1990.-415 с.

.Федоров А.А. Английский эстетизм: понятие красоты и альтернативы индивидуального сознания [Текст]/ Федоров А.А. // Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы. — М: Свердловск, 1990. — с. 144.