Философско-эстетическая проблематика романа Оскара Уайльда ‘Портрет Дориана Грея’

Курсовая работа

Исследование философско-эстетической проблематики произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

В настоящее время общество сталкивается с процессами коммерциализации и массовости культуры. Однако, как показывает роман «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, искусство должно иметь духовный характер и серьезный подход к выражению глубоких философских и эстетических проблем.

Во времена романа авторы провоцировали к рассмотрению идей, развиваемых в литературе, и действительно становились лидерами в культурной жизни. В нашу эпоху играющую столь важную роль Интернет и просмотр телепередач, а музыка и фильмы нередко не несут собой творческой ценности. Складывается впечатление, что во многих случаях старые уже технологии исчерпали свой потенциал.

Роман «Портрет Дориана Грея» написанный в 1891 году, стал своего рода провокацией на тему морали и нравственности в эпоху, когда эти вопросы были особенно актуальны. Творение Оскара Уайльда, создающего целые миры из слов, оставляет прочный след в истории литературы.

Противоречия в произведении

Многих читателей романа может смутить его противоречивый характер. Первый взгляд на книгу может создать впечатление, что читатель сделал ошибку в выборе произведения, поскольку главный герой Дориан Грей — не нравственный человек и действует беззастенчиво. Однако, глубокий подход Уайльда к написанию романа, на самом деле направлен на рассуждения над моральной границей добра и зла, а также на проблему собственной личности.

Эстетизм Уайльда и морализм романа

В книге Уайльда морализм не противостоит эстетизму. Характер Дориана Грея с его буйным внешним миром, бликовыми конфетами жизни, показывает, что с продуктами искусства необходимо работать, как с калифорнийским золотом. Сцена с унижением «эстета» можем проследить за очень важным моментом: художник, фактически, должен находиться за чтением собственных произведений. Возможно, об этом говорит тот факт, что сам Уайльд был очень bueno в налагательном плане (см в продолжении стенограмму суда, где например «сотрудники гостиниц», отводячие направо?), что большое впечатление, на нас, читателей, производят метафоры, которыми обильно снабжено произведение, а также его сюжетная линия.

Философия романа

Также в романе рассматривается философский вопрос, связанный с идеей о личном долге, на которую часто забывают в нашем обществе. С другой стороны, «Портрет Дориана Грея» , напоминает нам о том, что жизнь — это настоящее чудо, которое должно полностью восприниматься со всеми перепадами, независимо от круга взглядов. Резюмируя всё выше перечисленное, важно понимать, что роман Уайльда является актуальным даже в нашей состоящей из электроники, искусственный интеллект и быстропотер consumerscultutre. Важно запомнить, что искусство никогда не утрачивает своего значения и престижа.

4 стр., 1988 слов

Уайльд «Портрет Дориана Грея» — «Некоторые ...

... под ним, и отвечает вам тем же…». Вымышленный сюжет часто предопределяет судьбу автора. Думал ли О. Уайльд, когда писал роман «Портрет Дориана Грея», что в этом романе он отобразит свое будущее, ... всегда была перед глазами — это его портрет. С каждым новым злым делом портрет Д. Грея становился все страшнее: «С портрета на Д. Грея смотрела его собственная душа и призывала к ...

История жизни Дориана Грея является удивительным примером привлекательности искусства, соблазна и погружения в мир порока. Он был музой для своего друга, талантливого художника Бэзила Холлуорда, чьи работы восхищали всех, кто видел их. Однако, все изменилось, когда в жизнь Дориана ворвался Генри Уоттон, человек, искушенный и дьявольски притягательный.

Генри Уоттон был искусителем, который заманил Дориана Грея на темную сторону. Он пропагандировал философию гедонизма, призывая молодого человека отказаться от морали и погрузиться в безудержные страсти и удовольствия. Под влиянием Уоттона, Дориан отказался от нравственных принципов, забыв о человеческом достоинстве и добродетели.

Однако, мистическим проводником совести для Дориана стал его портрет, созданный Бэзилом. В то время, как молодость и привлекательность Дориана не подвергались изменениям со временем, на портрете отражались все его грехи и пороки. Каждое преступление, каждая страсть и каждое безумство были зафиксированы на полотне, становясь свидетельством его развращенности.

Портрет стал символом истинной природы Дориана, скрывающейся за его внешней красотой. Он стал мучеником его совести, напоминая о его грехах и несправедливостях. Каждый раз, когда Дориан совершал новое зло, портрет становился все более искаженным и отвратительным, отражая его душу, искаженную пороком.

Таким образом, история Дориана Грея является предостережением о последствиях погружения в мир беззастенчивости и отрицания морали. Она показывает, что даже самая привлекательная внешность не может скрыть истинной природы человека и его грехов. Величие искусства и привлекательность могут быть обманчивы, и только совесть может стать проводником на путь истинного человеческого существования.

В произведении «Портрет Дориана Грея» ощущается влияние готических романов о человеке, который продал душу ради молодости и вечной красоты. Данная фабула имеет свои литературные корни. Прототипом романа послужила «Шагреневая кожа» Бальзака, откуда была заимствована идея волшебного талисмана. Можно назвать следующие произведения со схожей тематикой. В этом же ряду стоят творения Э.Т.А. Гофмана, И.В. Гете, «Чудесная история Петера Шлемиля» А. Шамиссо, роман Б. Дизраэли «Вивьен Грей», «Пэлем, или Приключения джентльмена» Э. Бульвер-Литтона. Нельзя не отметить роман Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», именно та «отравляющая книга» («poisonous book»), которую вручил Дориану лорд Генри. Название этой книги не упоминается, однако ни у кого из толкователей романа не возникло сомнений насчет того, что подарена была именно это произведение. Из него в работу Уайльда пришло ощущение терпкой чувственности. В основу сюжета заложена увлекающая фантастика и напряженность психологического триллера. В отличии от «Наоборот», в «Портрете Дориана Грея» есть множество событий, любовная линия, а персонажи глубоко раскрыты.

3 стр., 1176 слов

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

... на роман «Портрет Дориана Грея», выделив основные проблемы, раскрытые писателем. Объектом исследования является творчество Оскара Уайльда (в данном случае - роман «Портрет Дориана Грея»). Предметом исследования является проблематика творчества писателя. Материалом работы послужили сказки и роман «Портрет Дориана Грея». Теоретическая ...

Чуковский, рассуждая о настигшей всемирной славе Уайльда после «Портрета Дориана Грея», говорит о том, видит в писателе беллетризатора идей основоположников эстетической школы, мастера эффектной фабулы, благодаря которой эти идеи стали доступны «широкой международной толпе». Необыкновенную популярность Уайльда в России он связывает с тем, что «русские не знали ни Китса, ни Суинберна, ни прерафаэлитов, ни Рескина, ни У. Пейтера, ни Саймонса, ни других вдохновителей того ренессанса, блестящим эпигоном которого явился Оскар Уайльд. В способности творить не для узкого круга, а для всего мира Чуковский видит силу писателя, особенный присущий ему дар, обратной стороной которого становится беспочвенность, безнациональность, а значит, слабость его как творца[].

Развертывание курсовой работы

Роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» является симбиозом философских заключений и воплощением эстетизма автора. Он представляет собой протест против века мещанской посредственности, вульгарности и прославление и поиск назначения истинного искусства. Согласно Уайльду, художник не моралист, и подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Тем не менее, Уайльд проводит непосредственную параллель между искусством и нравственностью, утверждая, что истинное искусство не может быть безнравственным. Весь роман «Портрет Дориана Грея» отражает эту противоречивую идею, которую автор искусно создал.

Прекрасный и вызывающий роман за завесами эстетизма и присущей ему высокопарности словесного слога таит в себе глубоко нравственные и философские ответы на вечные вопросы. Философскую подоплеку за рассказом об аморальном поведении главного героя сумели разглядеть не все и не сразу. Однако обращаясь к декадентству, Оскар Уайльд пытался в свойственной ему манере привлечь внимание читателя к волновавшим его проблемам: какова истинно верная философия жизни, что есть свобода совести и богатство души.

Актуальность курсовой работы заключается в рассмотрении основных философских и эстетических вопросов жизни общества, которые имеют место быть в современном социуме. Затрагиваемая проблематика основных вопросов в изучаемом произведении представляет научный и общественный интерес для общественности в настоящее время.

Цели курсовой работы:

  • Подробное исследование философско-эстетической проблематики романа «Портрет Дориана Грея».
  • Анализ основных вопросов произведения.
  • Выявление и осмысление авторской концепции при раскрытии проблематики романа «Портрет Дориана Грея».

Объект исследования, Предмет исследования

Данные цели предполагают решить следующие задачи :

  1. определение сущности философских и эстетических проблем в романе;
  2. анализ отражения эстетизма в произведении;
  3. выявление эстетических задач романа;
  4. изучение философии гедонизма.

Материалом работы послужил роман «Портрет Дорина Грея».

В процессе работы над курсовой были использованы следующие методы научного исследования: формализация; анализ, обобщение.

31 стр., 15080 слов

Искусство скорее покрывало чем зеркало

... художника на полную творческую свободу, Оскар Уайльд говорит, что искусство "нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало". Доводя свою мысль до крайне ... ряду выдающихся писателей всех времён. Избранные мысли из романа "Портрет Дориана Грея", 1890 "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, сразу по выходе в свет (1890) снискавший скандальную славу ...

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списков использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, раскрывается актуальность курсовой работы.

Глава 1 «Эстетическая проблематика романа» изучает феномен эстетизма и его влияние на творчество Оскара Уайльда, раскрывает эстетическую концепцию автора на искусство.

Глава 2 имеет название «Философия романа «Портрет Дориана Грея»». В этой главе проводится анализ философских идей и проблематик романа, интерпретация стилистических особенностей Оскара Уайльда и их значение для решения поставленных автором задач нравственно-философских вопросов.

В заключении изложены результаты курсового исследования.

Библиография включает в себя список работ, послуживших источником исследования.

Оскар Уайльд: жизнь и творчество

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (16 октября 1854 — 30 ноября 1900) — ирландский поэт, писатель, эссеист, один из самых неоднозначных представителей литературы позднего Викторианского периода. Его имя постоянно сопровождали слухи, догадки, скандалы. Вряд ли в 19 веке можно встретить еще одного писателя, чей авторитет и положение в обществе так часто подвергались изменениям. Это человек, который создал свое имя. И сам же его погубил. Взлеты и падения, ошеломительный успех и изгнание с позором. Уайльд поистине был неординарной личностью. Манера речи, внешний вид, литературное творчество — всё это вызов обществу, способ выражения собственного «Я». Уайльду повезло родиться в обеспеченной буржуазной семье, вовлечённой в мир искусства и культуры. Отец был врачом и по совместительству писателем книг по искусству и фольклору. Мать Оскара — известная женщина, обожавшая театральные эффекты, поэтесса. Безусловно, среда, в которой рос писатель, повлияла на становление его как личности. Уайльд с детства попал под очарование творческой и светской атмосферы литературного салона, проникся подчеркнутым аристократизмом и разговорами о высоком.

Обучение в Оксфордском университете Оскар считал одним из поворотных моментов в своей жизни. Именно там он принялся к созданию нового себя — истинного англичанина, оттачивал искусство ораторской речи и пытался избавиться от ирландского акцента. По приезде в Лондон Уайльд быстро влился в аристократическое общество благодаря ярким речам и не менее ярким нарядам. Он приковал внимание общественности, пришёл к своему образу английского денди, стал известен в светских кругах как интеллектуал, способный с лёгкостью рассуждать на различные темы.

1. Эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд всегда стремился к прекрасному, считал настоящим спасением от примитивной пошлости обыденности в искусстве, «верной обители Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира». Отсюда любовь к пышным, ярким одеяниям, манерность речи Уайльда. «Для меня красота — это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом». Свой взгляд на прекрасное, на искусство и эстетику в целом писатель выразил в романе «Портрет Дориана Грея». Мы в нашем исследовании будем рассматривать роман как одно из самых выдающихся произведений эстетизма.

18 стр., 8589 слов

Основные вехи эстетики Оскара Уайльда

... их работы. Основная цель этой работы - попытаться сформулировать основные вехи эстетики Оскара Уайльда. Также важный момент – найти отражение этой теории в творчестве автора, в частности в романе “Портрет Дориана Грея” [7 ...

Эстетизм — течение в эстетической мысли и искусстве, зародившееся в 1870-е годы и утратившее свои позиции в начале XX века. Ярче всего эстетизм сказался в Англии, его крупнейшими представителями были У. Пейтер и О. Уайльд. Поэтому обычно эстетизм рассматривается как явление английской культуры. Идеи эстетизма являлись своего рода религией. Те, кто был обращен в эту «веру», безвозвратно влюблялись в красоту.

По мнению Т. Кривиной, «эстетизм — художественное направление, возведшее в абсолют идею чистой Красоты, возвышающейся над реальной жизнью, являющейся субстанцией рафинированного, изысканного искусства».

Если мы обратимся к древнегреческой литературе, то уже тогда сможем увидеть отголоски принципов торжества великого искусства над сущим. Вспомним миф о Пигмалионе, создавшего невероятно прекрасную статую, в которую он влюбился. Впоследствии в литературе мы всё чаще можем встретить подобные попытки поднять вопрос о том, что искусство всё-таки превыше низменной реальности.

Эстетика Джона Рёскина и Оскара Уайльда

Джон Рёскин, крупнейший английский эстетик (1819-1900), в своих трудах «Лекции об искусстве» подробно описал принципы романтической эстетики. Он разработал концепцию «Красоты как абсолюта», которая была принята Оскаром Уайльдом и получила дальнейшее развитие в его сборнике «Замыслы» и романе «Портрет Дориана Грея».

Однако существует различие между теориями Рёскина и Уайльда. Джон Рёскин считал, что искусство имеет поучительный характер и способно направлять добродетели человека в нужное русло. Он считал, что искусство служит улучшению общества и возвышению души художника.

Оскар Уайльд, в свою очередь, в своих работах говорил о том, что нравственная жизнь человека является лишь одной из тем творчества и отличает понятия нравственности и искусства.

Наибольшее влияние на творчество Оскара Уайльда оказал его учитель Дж. Рёскина — Уолтер Пейтер (1839-1894).

Пейтер считал, что искусство не обязано давать уроки добра и остается равнодушным к морали. Он считал, что прекрасное является субъективным и задача критика — выразить свои личные переживания от встречи с произведением искусства.

Важной категорией эстетизма является идея «чистого искусства» или «искусства ради искусства». Согласно этой концепции, художественное творчество должно быть максимально абстрагировано от действительности. Реальность не может быть эстетическим объектом, так как красота проявляется в совершенной форме художественного произведения.

Оскар Уайльд разделял эти взгляды и продолжил развивать концепцию «чистого искусства». В предисловии к своему роману «Портрет Дориана Грея» и в сборнике «Замыслы» он выражал свои эстетические взгляды и подчеркивал, что искусство находится на совершенно иной плоскости, отличной от повседневности.

Анализ точки зрения Т.А. Боборыкиной

Т.А. Боборыкина рассматривает роман «Портрет Дориана Грея» как произведение, написанное не только Уайльдом-прозаиком, но и Уайльдом-драматургом. Она сравнивает предисловие романа с авторской ремаркой или драматической афишей, где основным действующим лицом романа является искусство.

12 стр., 5857 слов

Судьба и творчество Оскара Уайльда

... веков». Единственное прибежище от одуряющей скуки, пошлости и монотонного однообразия Оскар Уайльд видит в искусстве. Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью красоты, ... «Единственно реальные люди - это те, которые никогда не существовали»,-убежденно проповедует Уайльд. Искусство на Западе в конце XIX в. переживает кризис, большие художники в связи ...

Автору чужд мещанский образ жизни, в котором нет места для понимания искусства, будь то реалистическое или романтическое. Уайльд остроумно выразил это в предисловии, называя ненависть девятнадцатого века к реализму «яростью Калибана, увидевшего себя в зеркале», а ненависть к романтизму — «яростью Калибана, не находящего в зеркале своего отражения».

Для Уайльда объектом искусства стала фантазия, вымышленная реальность. Реальность представляется ему безобразной и пошлой, в то время как он находит красоту в вымыслах и прекрасной лжи, которая уносит читателя от бренной реальности. Уайльд отрицает принципы натурализма и подлинного реализма в литературе, считая действительность непоэтичной и антиэстетичной. Поэтому она не заслуживает быть предметом художественного изображения. Это один из принципов эстетизма автора — стремление уйти от действительности и создать иллюзорный, безупречно красивый мир. Как гласит один из афоризмов в предисловии романа: «Раскрыть себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство».

Введение

В данной статье будет рассмотрена эстетика Оскара Уайльда и его отношение к связи искусства с моралью. Основной акцент будет сделан на романе «Портрет Дориана Грея», который является ярким проявлением эстетизма Уайльда. Также будут рассмотрены противоречия, которые возникают в произведении и влияют на его этическую составляющую.

Основная часть

Эстетика и мораль в произведениях Уайльда

Оскар Уайльд является сторонником отделения эстетики от этики и отрицает связь искусства с моралью. В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» автор заявляет, что художник не является моралистом. Он открыто отрицает нарочитую мораль буржуазии и считает, что истинное искусство не может быть безнравственным.

Уайльд придерживается мнения, что главная цель искусства — привнести в жизнь красоту и эстетику. Он умело играет с моралью, создавая парадоксальные ситуации и суждения. Автор стремится вызвать в нас ощущение красоты и часто подменяет подлинную красоту внешним блеском и украшательством.

Роман «Портрет Дориана Грея» как проявление эстетизма Уайльда

В романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд раскрывает связь искусства с жизнью. Во время чтения читатель переносится в мир, созданный непревзойденной тонкостью пера автора. Уайльд создает прекрасную иллюзию, где окружают нас красивые люди, места и речи героев.

Автор стремится исключить неприятную реальность и перенести нас в мир царства красоты. Однако, несмотря на это, роман также содержит противоречия и вызывает размышления о этических проблемах.

Противоречия в романе «Портрет Дориана Грея»

Многие исследователи рассматривают роман «Портрет Дориана Грея» как эстетическую антиутопию. В произведении присутствуют множество противоречий между эстетизмом и имморализмом, а также тяготением Уайльда к решению этических проблем.

Критики отмечают, что Уайльд, несмотря на свое стремление к красоте, раскрывает гибельность и гнилость идеи, которую он хотел возвеличить. Он также показывает душевное банкротство главного героя, который становится жертвой своей собственной жажды красоты.

2 стр., 655 слов

Портрет Дориана Грея

... романе "Портрет Дориана Грея". презентация Оскар Уайльд - писатель, давший начало эстетизму - художественному направлению, которое основывается на философии "чистого искусства" и "искусства ради искусства". Взгляды писателя на искусство, красоту и самого художника в романе "Портрет Дориана Грея". реферат ...

Заключение

Таким образом, Оскар Уайльд отрывает эстетику от этики и отрицает связь искусства с моралью. В романе «Портрет Дориана Грея» он раскрывает свою эстетическую концепцию, создавая мир красоты и иллюзий. Однако, произведение также содержит противоречия и вызывает размышления о этических проблемах. Уайльд умело играет с моралью, меняет ее русло и создает парадоксальные ситуации, что делает его произведения уникальными и привлекательными для читателей.

1.3 Роль прекрасного и красоты в романе

Проблема прекрасного и красоты занимает значимое место в романе «Портрет Дориана Грея». Уайльд вводит читателя в мир созерцания и иллюзий, где красота как бы царствует сама по себе и стоит надо всеми земными проблемами.

Более того, главный герой романа Дориан Грей, зачарованный идеей вечной молодости и красоты, готов пойти на любые меры, чтобы сохранить свою внешнюю привлекательность и ослепительные черты юности. Он настоящий эстет, которому важен только внешний облик и внешние проявления, поэтому он жертвует своей душой и своим нравом, чтобы сохранить свою молодость.

Таким образом, Уайльд посылает читателю сильное эстетическое послание, призывая прекратить погоню за внешней красотой и научиться ценить красоту души и внутреннюю гармонию. Красота, в свою очередь, выступает символом духовного совершенства, которое должно описывать художник своими произведениями и которое должно отражаться в качестве нравственной личности.

1.3.1 Образ Дориана Грея и его противоголос Бэзила Холлоуда

Внешние качества Дориана Грея поражают воображение всех, кого он окружает, и в изображении его красота является одним из главных портретов. Он сам является живой идеей красоты, и блестящей красотой обладает не только его лицо, но и внутренние проявления его характера.

Всё же, сама красота обладает таинственной силой, которая, как зеркало, отражает то, что внутри, и этот мотив представлен в романе в броском концове и вращении основной сюжетной нити. На Бэзила Голлуорда, художест- наива, возлагается задача зеркала, где он душевным своим портретом отражает человека-символ свободного духа — Дориана Грея. Троясь под различными влияниями, Дориан в своем теле является выражением иформы, точнее — выражением благородной красоты и богатства, что неспособны экзорцировать дьявольские возможности дикой подчиненности, что у highlight «marker-red»>одновременно выражается на уровне образности книги.

1.3.2 Идеал красоты и его отношение к реальному праве тоталитарного сознания

Портрет Грея в романе Уайльда — это не только произведение искусства, но и своего рода метафора, обобщающая этические проблемы, которые рассматриваются в романе. В частности, на метафорическом уровне отражаются главные темы романа, такие как маска жизни и иллюзия бессмертия.

Идеал красоты в романе Уайльда имеет кеанскую направленность, и символом красоты является Бэзил Холлуорд. Для Бэзила Холлоуда творительность – это благородство души июнот, преклоненный над своим творением и своей волей отдающийся во сбережение главной надчеловеческой ценности – красоты. К сожалению, тотальное сознание честолюбия приводит Холлуорда к его гибели. Гибели по данному сюжету предшествует неотступное желание себя самого, оставшись на фоне укрощения авторской и академической бедности за счет розыгрыша своего примитивного чувства.

4 стр., 1776 слов

Рюмина Дарья ::: по произведению Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

... Дориан Грей - тот, каким автор хотел бы видеть себя в другое время (фраза из письма). Юношу, в общем то, сгубило искусство. Портрет ... письме отмечал: "Книги, которая отравила или сделала верхом совершенства Дориана Грея не существует; это только моя фантазия". Отравила или ... одна "обманка". Это таинственная "книга странного цвета", которую лорд Генри присылает Дориану. Эту книгу потом искали и в ...

Отношения картины и Дориана Грея

Картина, на основе которой развивается сюжет романа, вызывает у Дориана Грея особый интерес. Под впечатлением от слов Гарри о том, что молодость и красота уходят со временем, Грей осознает ценность своей молодости. Он восхищается своей привлекательностью и произносит фразу: «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» Это становится точкой поворота, когда душа Грея и картина становятся неразрывно связанными. Портрет становится отражением морали и внутреннего мира героя, а сам Дориан Грей превращается в оболочку без содержания. Портрет становится его совестью, а он сам — лишь внешней формой с безупречными чертами лица.

Отношения Дориана Грея и Сибилы Вэйн

Сибила Вэйн, блестяще играющая в скромном театре, подвергается резким изменениям. Она с легкостью перевоплощается в героинь Шекспира, живет их истории. Благодаря актерскому мастерству Сибилы, вся убогость театра уходит на второй план. Она была непревзойденна в ролях Розалинды, Имоджены, Джульетты. Сибила была так прекрасна, что смогла покорить сердце Дориана Грея, невероятно привлекательного молодого человека. Когда Гарри спрашивает, что Грей видит в Сибиле, тот отвечает, что влюблен в ее искусство, способность воплощать лучшие женские образы на сцене. Грей был обольщен искусством актерской игры, искусством лжи.

Раскрытие темы

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» является исследованием противоречий между искусством и реальностью, а также между людьми, создающими искусство, и теми, кто его воспринимает и анализирует. В романе представлены две группы героев — художники и критики, каждая из которых имеет свои особенности и взгляды на искусство.

Художники и их отношение к искусству

Сибила Вэйн и Бэзил Холлуорд представляют собой группу людей, создающих искусство. Сибила, как актриса, стремится передать на сцене истинные чувства и эмоции, она влюбляется в Дориана без ведома его имени и видит в нем «Прекрасного принца». Однако, когда она познает настоящую любовь, она осознает, что искусство — лишь бледное отражение настоящего чувства. Ее талант страдает, и ее спектакль становится трагичным для ее судьбы. Бэзил, в свою очередь, является художником, который изображает красоту и прекрасное в своих работах. Он видит в Дориане идеал красоты и влюбляется в его внешность. Однако, его искусство страдает, когда Дориан решает скрыть свою истинную природу, и это приводит к грустным последствиям.

Критики и их восприятие искусства

Дориан Грей и Лорд Генри являются представителями группы критиков, которые воспринимают и размышляют об искусстве. Дориан, под влиянием Лорда Генри, начинает видеть искусство только как форму оболочки, игнорируя настоящие чувства и эмоции. Он отказывается от Сибилы, когда она теряет свой талант, и предпочитает эстетичный внешний вид бездушной красоте. Лорд Генри, в свою очередь, считает, что искусство на сцене гораздо реалистичнее, чем в реальной жизни, и удовлетворяется только эстетическими аспектами.

2 стр., 688 слов

По литературе Роман-символ «Портрет Дориана Грея»

... Дорианом греет? Что его убило - искусство? Нет, конечно. Портрет был отражением души Дориана. Он убил себя своим бездарным жизнью. Портрет - символ искусства, ... красоте Дориана Грея божество и стремился судить его поступки с позиций общественной морали. Но Грей презирал моральные ... Уайльд. .. Закрываю глаза, чтобы яснее представить себе этого человека ... 1895, перрон редингського вокзала. Стоит ...

Таким образом, роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» раскрывает противоречия и конфликты между искусством и реальностью, а также между людьми, создающими искусство, и теми, кто его воспринимает. Художники ценят искусство выше, чем людей, их души более ранимы и восприимчивы. Критики же ограничиваются эстетическими аспектами и не видят за оболочкой истинных чувств. Этот конфликт приводит к печальным последствиям и гибели таланта.

1.3 Назначение истинного искусства

Проблема искусства, его места и назначения в мире, безусловно, волновала Оскара Уайльда. Темам, связанным с творчеством, писатель посвятил немало размышлений и теорий. Наиболее ярко выражены главные тезисы и взгляды писателя на основы «чистого» искусства в романе «Портрет Дориана Грея».

Уайльд рассматривает искусство как средство для проведения художественного эксперимента на платоновскую тему соотношения между идеальным и действительным[]. В своем романе, он переносит «платоновское учение о прекрасном» в Лондон конца 19 века, где на судьбе главного героя, Дориана, делает выводы о «недоступности духовного восхождения, на какое надеялся Платон в своем «Государстве»[].

Конфликт искусства и действительности в романе изображен на примере жизни Дориана Грея, который выбрал путь разврата и греха в своем стремлении превратить свое существование в величайшее и красивейшее произведение искусства. Герой скупал прекрасные полотна, предметы быта и роскоши, но его истинная жизнь становилась все ужаснее и ужаснее, он погружался в бездну порока. Душа и совесть Дориана страдали, а портрет героя претерпевал страшные метаморфозы. Однако, истинное творчество, его торжество над действительностью и его бессмертие становятся явными в концовке романа. Дориан Грей вонзает нож в ужасный портрет, изуродованный пороками, и после этого героя настигает гибель, он превращается в страшного старика. Портрет же вновь обретает свой первозданный вид[], что указывает на нерушимость и вечность истинного творчества.

Исследование о художественной концепции Оскара Уайльда

Оскар Уайльд, выдающийся английский писатель и драматург, в своих работах представляет свою уникальную художественную концепцию. Одним из ключевых аспектов его мышления является поиск абсолютной красоты, лишенной нравственных начал. Уайльд утверждает, что главная задача художника заключается в создании истинного произведения искусства, которое способно восхищать эстетическим восприятием. При этом автор подчеркивает, что использование вымышленных образов может быть необходимым условием для достижения этой красоты. Красота и ее изображение занимают центральное место в его концепции, поскольку именно через них возможно создание чего-то поистине прекрасного. Уайльд высоко ценит красоту и рассматривает свой роман как гимн силе искусства, способной как созидать, так и разрушать, великими жертвами ради нее.

В предисловии к своему роману Уайльд заявляет: «Художник — тот, кто создает прекрасное». По его мнению, истинный художник должен быть готов пожертвовать многим, включая свою собственную жизнь, ради того, чтобы создать нечто великолепное. Эти слова побуждают нас задуматься о миссии художника в мире и о его предназначении. Образ художника, неразрывно связанный с проблемой чистого искусства, воплощается в персонаже Бэзила Холлуорда. Он символизирует преданность искусству и готовность пойти на жертвы ради него. Бэзил, написав портрет Дориана Грея, влюблен в красоту и пленен внешностью юноши, которая вдохновила его на создание произведений искусства. Эта одухотворенность и влюбленность позволяют Холлуорду погрузиться в творческий акт, оторваться от реальности и полностью раствориться в нем. В персонаже Бэзила Уайльд передает психологию творческого акта, который естественно освобожден от нравственных ограничений.

Талантливому художнику не всегда необходимо осознавать истоки своего творчества. Однако Бэзил Холлуорд приближается к этому пониманию на очень близком уровне. Его викторианская мировоззренческая позиция не согласуется с истинными чувствами, которые лежат в основе его творчества и связаны с Дорианом. После прекращения отношений с Греем художник возвращается к своему обычному уровню работы, но продолжает с тревогой наблюдать за Дорианом издалека.

Развитие темы в исследовательской работе

Не удивительно, что в произведении «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд обращается к вопросу о взаимосвязи искусства и морали. В главе XII герой Бэзил призывает Дориана оставить порочную жизнь и вновь обрести душу, изображенную на портрете. Однако, когда Дориан показывает художнику свою искусственно сохраненную молодость и прокаженность души, Бэзил, потрясенный увиденным, предлагает помолиться вместе, что приводит к провокации Дориана на убийство.

Смерть Бэзила становится символом гибели натурщика и творца, перевернувшей его судьбу. Однако, сам портрет, символ души, не может быть уничтожен, подчеркивая бесконечную преданность искусству. Художник становится жертвой на алтаре служения искусству как воплощению всемирной красоты.

Оскар Уайльд подчеркивает, что искусство не может быть безнравственным, несмотря на то, что оно ставится выше жизни. Хорошо написанное произведение искусства всегда найдет отклик в душе человека, так как оно создано с позиций идеала и по законам красоты, которым чуждо все безнравственное. Истинное искусство не может быть безнравственным.

Примером трагической ситуации, вызванной предельной остротой эстетического чувства, является произведение «Неведомый шедевр» Оноре де Бальзака. В этом романе автор описывает объективную трагедию художника, который, стремясь к совершенству, почти разрушил собственное творение.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИСКУССТВА И ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ ГЕРОЕВ РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» ОСКАРА УАЙЛДА

Роман «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда является классическим произведением мировой литературы, культовой книгой эпохи английского фин-де-сиекля. Одной из главных тем романа является взаимосвязь между духовными ценностями искусства и душевным состоянием героев.

Философия искусства для Уайльда заключается в утверждении самоценности художественного творчества, чистоты и прекрасности искусства, а также его независимости от политики, общественных требований и воспитательных задач. В романе «Портрет Дориана Грея» воплощается концепция «чистого искусства», где задача художника состоит в создании «рукотворной красоты», не существующей в природе.

Дориан Грей, главный герой романа, является рисующимся персонажем в работах Бэзила Холлуорда, знакомится с его концепцией «чистого искусства», но при этом он не может по достоинству оценить таланта художника. Вместо этого он наслаждается своей внешней красотой, не понимая величия искусства.

Красота Дориана Грея — это нечто ненастоящее и невечное. Его внутренняя красота, внутренний мир был испорчен, и, в конце концов, он не выдерживает такой двойной жизни. Герой не видел в работах художника красоты, единственный его интерес к этой сфере был связан с понятием своей красоты, внешнего оболочки. Он жил в мире своих иллюзий и мрачных фантазий, отчуждающийся от реальности.

В романе «Портрет Дориана Грея» на примере главного героя показана опасность игнорирования духовных ценностей искусства, его влияния на жизнь и сознание человека. Все эти проблемы сильно сказываются на душевном состоянии героя и провоцируют совершение необратимых поступков и гибель.

Проблема искусства ради искусства в отечественной литературе

Проблема «искусства ради искусства» является одной из ключевых тем в отечественной литературе. Она была поднята в произведениях А.С. Пушкина, где автор выражал свое видение на свободу и назначение творца. В своих произведениях, таких как «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», Пушкин исследовал роль искусства в обществе и отношение к нему.

Противники «гоголевского направления» также затрагивали проблему «искусства ради искусства». Они абсолютизировали отдельные лирические формулы Пушкина, выдавая их за основной мотив его эстетики и обходя их конкретно-исторический смысл. Среди них были А.В. Дружинин, С.С. Дудышкин, П.В. Анненков, а также некоторые представители «молодых» славянофилов.

В русской поэзии 19 века была школа «чистого искусства», к которой относили ряд поэтов, таких как А.А. Фет, А.Н. Майков и отчасти Н.Ф. Щербин в своих «антологических» стихах. Эти поэты иногда демонстративно сторонились политической и гражданской проблематики, что позволило отнести их к школе «чистого искусства».

Роль искусства и нравственности в произведении Н.В. Гоголя «Портрет»

О чистом искусстве и назначении художника говорит Н.В. Гоголь в своем произведении «Портрет». В основе этой повести лежат мысли о нравственности и искусстве. Оба автора утверждают, что нельзя отступать от постулатов морали и нравственности ради каких-либо причин. Искусство, по их мнению, занимает высшую ступень человеческого бытия.

В повести Гоголя главный герой Чартков ради славы и денег жертвует истиной и подменяет ее благообразием. Его портреты приятны заказчикам и тешат их самолюбие, но они не несут художественной ценности. Лица изображаемых людей пусты и лишены жизни. Взглянув на картину, никто другой не испытает великих чувств, которые могут затронуть душу. Несмотря на славу модного живописца, Чартков осознает, что он не является истинным творцом и не способен постичь прелесть настоящего искусства.

Однажды Чарткова потрясает великолепная картина молодого художника, но эти чувства не пробуждают в нем осознания собственной жизни. Вместо этого они вызывают злость и зависть. Чартков начинает скупать и портить великолепные полотна, уничтожая прекрасное искусство. В результате он теряет рассудок и погибает.

Таким образом, Гоголь в своей повести «Портрет» поднимает проблему соотношения искусства и нравственности. Он показывает, что искусство должно быть не только визуально привлекательным, но и обладать глубиной и душевным содержанием. Искусство, которое игнорирует нравственные принципы, не может считаться истинным искусством.

Так в чем же именно заключается проблема «чистого искусства» у Оскара Уайльда? Жертвенное искусство это истинное искусство. Лишь тот творец, который стал изгоем, почувствовал муки физические и моральные, вправе считаться создателем Искусства с большой буквы. Отдать все, ради создания великого произведения, может не каждый. Для этого нужна невероятная самоотверженность, сила духа, готовность отдать себя и свою жизнь на одре искусства. Нужно раствориться в своем идеале, забыть о погоне за славой. На это способен отнюдь не каждый.

Истинное произведение искусства-то, в чем есть душа, эстетика, вдохновленная творцом жизнь. Искусство не должно изображать реальность такой, как она есть. Настоящее творчество должно привносить в мир красоту и великолепие. Любое другое искусство уже нельзя назвать истинным по своей сути.

Итак, в данной главе мы рассмотрели эстетическую проблематику произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Можно с уверенностью отметить, что литературное течение эстетизма оказало колоссальное влияние на данное произведение. Однако автор привнес в эстетизм нечто своё, создав свою концепцию этики и эстетики. Книга пронизана идеей «чистого искусства» и служению красоте. Уайльд абсолютизирует искусство, утверждая его главенствующие позиции в мире. «Великий художник изобретает тип, а жизнь старается скопировать его… Литература всегда предвосхищает жизнь. Она не копирует ее, но придает ей нужную форму»[].

2. Философия романа «Портрет Дориана Грея»

.1 Морально-нравственные характеристики образов героев как воплощение авторской философской концепции

Роману Оскара Уайльда свойственна высокая степень художественной условности. Как и во многих философских произведениях, в сюжете «Портрета Дориана Грея» содержится волшебное, магическое допущение, так и образы персонажей книги в какой-то мере не до конца правдоподобны. Сочетание реальности и вымысла ярко прослеживается в произведении.

Как и «Шагреневая кожа» Бальзака, прототип «Портрета Дориана Грея» — роман философско — символический. У Бальзака однако фантастический вымысел не затеняет реальных мотивов повествования, а лишь усиливает их. Произведение Уайльда далеко от реализма. Хотя в нем есть эпизоды вполне правдоподобные, не они в итоге определяют художественный метод автора. Ведь в поведение их определяется не логикой жизненных обстоятельств, а как нечто заданное автором. Они не являются в подлинном смысле слова характерами со всей сложностью и многогранностью реакций на действительность.

Основные герои являются по большей мерей проекций авторской концепции, они изображают, иногда в гипертрофированной форме, взгляды и идеи писателя, вследствие чего действующие лица романа могут характеризоваться особенной целостностью и заданной миссией. Три центральных персонажа произведения играют роль рупора авторских философских воззрений.

Герои воплощают разные стороны самобытной личности Уайльда. Бэзил олицетворял преданность искусству, Грей желал быть вечно юным для того, чтобы сделать свою жизнь прекрасной, как произведении искусства, а лорд Генри пропагандировал культ наслаждения. Обратимся к анализу нравственных образов Генри Уоттона и Дориана Грея, взаимоотношения которых могут считаться основой философской проблематики романа.

По сюжету образу лорда Генри суждено быть наставником, демоном-искусителем для невинного Дориана. Лорд Генри овладевает душой молодого человека, заражает ее навязчивой идеей приобщения к философии гедонизма. Несомненно, культ юности и красоты, возведённый Дорианом в абсолют, внушил ему Генри. Лорд, его внешность, манеры, поведение соответствуют определению «денди». Это социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения, изысканностью речи. [] Лорд Генри надевал лаковые штиблеты, ходил с тростью из черного дерева, его жесты легки и утончены, он выдыхал затейливые клубы дыма, куря сигареты с опиумом, а во время беседы обрывал лепестки маргаритки или крутил в пальцах оливку. Облик Уоттона излучал неподдельную уверенность в себе и своих речах, поэтому Грей без труда угодил в его ловушку. Нельзя не упомянуть то. Что и сам Оскар Уайльд прослыл истинным денди, любителем экстравагантных одежд и безукоризненно изящной манерой вести себя обществе.

Отдельного внимания заслуживает речевой портрет Генри. Лорд, как и его создатель, владеет искусством слова как никто другой. Беседа, разговор, спор — здесь нет равных лорду Генри, он в этом признанный мастер. Автор одарил Уоттона великолепным голосом, звучащим, как приятнейшая мелодия. Все слова лорда, афоризмы, парадоксы, высказывания цепляют слух. И не менее сильно цепляют слушателя, его душу и ум. Автор не устает упоминать его природное остроумие, саркастичность и красноречие: «То, что он говорил, было увлекательно, безответственно, противоречило логике и разуму. Слушатели смеялись, но были невольно очарованы и покорно следовали за полетом его фантазии, как дети — за легендарным дудочником».

Изречения лорда Генри чаще всего парадоксальны, которые идут вразрез с общественным мнением. К примеру, он выступает против интеллекта, тогда как с эпохи Просвещения разумность признавалась важнейшим качеством личности. Для лорда Генри «высоко развитый интеллект уже сам по себе некоторая аномалия, он нарушает гармонию лица. Как только человек начинает мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-нибудь другое портит его лицо». [] Но человек, живущий словом, не может быть по-настоящему антиинтеллектуален. Поэтому лорд Генри, который влюблён в постоянную филигранную игру словами, находит философские и логические доказательства для своей позиции, посвящая Дориана в таинство философии гедонизма. Индивидуализм, отрицание филистерства и пуританства — вот что остается в философии лорда Генри от классического дендизма, новое же у него — это привнесенная эстетизмом открытая проповедь красоты, наслаждения.

Высказывая свои парадоксы, на которых держится его успех в светском обществе, лорд Уоттон сам же следовал только тому, что вписываются в рамки дозволенного. Из Дориана же он создала проекцию всех нереализованных тайных желаний и мыслей. Сам Генри находиться в тени и по прежнему считается светским человеком. Он не совершил ни одного поступка, выходящего из ряда вон, о котором он с легкостью мог говорить. Его неординарность, нестандартность и смелость мышления осталась лишь на словах. Оскар Уайльд долгое время корил себя в том же, и не случайно он писал по поводу романа: «Боюсь, что он похож на мою жизнь — сплошные разговоры и никакого действия». В позднем разговоре с Дорианом лорд Генри подчеркивает: «Убийство — это всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда». Таким образом, с точки зрения дендизма, лорду Генри свойственна двойственность мотивов: на словах он отстаивает возведение принципов дендизма на уровень философии, на деле ведет достаточно конформистский образ жизни.

Воплощать в жизнь всё то, на что не способен Лорд Генри, он доверил Дориану Грею. Его он выбрал не случайно: «Этот юноша в самом деле был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нем чувствовалась искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость. Легко было поверить, что жизнь еще ничем не загрязнила этой молодой души»[]. Именно эта невинность и пылкость привлекают лорда Генри, когда он решает «перелить свою душу в другого…передать другому свой темперамент как тончайший флюид или своеобразный аромат»[]. И Дориан сразу же оказывается в плену у своего «демона- искусителя», ощущая, что для этого незнакомца его душа была открытой книгой. Генри сразу дал понять, что сумеет открыть все тайны жизни, о которых и не подозревал юноша. После их первой встречи сознание Грея полностью подчинилось и стало восприимчиво ко всему, что говорит и чему учит Уоттсон.

Дориан принял за руководство к действию слова лорда Генри: «Подлинный секрет счастья — в искании красоты»[]. Автор посылает ему проверку на прочность: любовь к Сибилле Вэйн. Её присутствие заставляет Грея стыдится учений Уоттона. Уайльд-моралист отмечает превосходство чистой любви над «отравляющими» теориями, но вмести с этим говорит, что зло уже пустило свои корни, эти теории проникли в сознание Дориана. Сибилла совершенно не в силах понять причину отказа от брака. После ее самоубийства на портрете появляется первая жестокая складка у рта, слегка испортившая картину. А муки совести после случившегося с Сибиллой Дориану помогает преодолеть все тот же лорд Генри.

Этот момент является отправной точкой Дориана на пути в бездну разврата и преступлений. Он теперь вступил в двойную игру, полную фальши. Красивая, светская жизнь, великолепная, нетронутая внешность скрывали за собой полнейшее нравственное падение личности. Желая превратить свою жизнь в произведение искусства, стремясь получать лишь только наслаждение, Дориан перешёл грань добра и зла. Он отдался без остатка всем темным порокам и преступлениям, которые изуродовали его душу. Зло же стало для него одной сторон эстетики наслаждения жизнью.

С образом Грея Оскар Уайльд ассоциирует стихийность, непостоянность, эмоциональность его непростого жизненного пути. Дориан живет ярко, бурно, однако отношение к своей персоне в высшем свете ему не безразлично. Совершая страшные поступки, о которых умалчивает автор, герой не пренебрегает манерами и правилами этикета в светском обществе. Нетленная красота не позволяет людям отвернуться от него и позволяет оставаться в глазах общественности чистым и непорочным юношей. Специфическое удовольствие нашел для себя Дориан, он любил сравнивать «портрет его совести», изъеденный пороками и своё отражение в зеркале. «Чем разительней становился контраст между тем и другим, тем острее Дориан наслаждался им. Он всё больше наслаждался собственной красотой и всё с большим увлечением наблюдал разложение своей души»[]. Он не может покинуть портрет, им движет постоянное желание взглянуть на себя самого, на подлинного Дориана Грея.

Герой в погоне за «истинной жизнью» оказался в водовороте страстей, низостей, которые привели его к неминуемой гибели. «Каждое преступление вульгарное, так же, как и каждая вульгарность — преступление», — утверждает Оскар Уайльд. Данное высказывание, на наш взгляд, отражает одну из главных мыслей романа и жизненных ориентиров автора в целом. В жизни все должно быть красивым, не подвергнутым пагубным влиянием вульгарности и аморальных действий.

2.2 Сюжетно-композиционные парадоксы и их значение в романе «Портрет Дориана Грея»

Роман Оскара Уайльда — уникальное произведение. За завесой щегольства и красивых фраз скрывается глубокая философия автора, его мысли и взгляды на мир. Однако, чтобы понять задумку писателю, читателю придётся погрузиться в мир парадоксов и противоречий, суметь увидеть в этом сущность идей Уайльда. Автор «Портрета Дориана Грея» известен как умелый мастер слова, «принц парадоксов». «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть Действительность надо видеть как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки какие проделывает Истина мы можем правильно судить о ней» — утверждал создатель «Портрета Дориана Грея». Личность Уайльда и сама представляет собой множество противоречий. В своих высказываниях он предстает то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком; призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии; естественность для него — трудная поза ничегонеделание — самое тяжкое в мире занятие маска — интереснее лица театр — реальнее жизни; по его мнению жизнь больше подражает искусству нежели искусство подражает жизни.

Уайльд сам вскрыл психологическую подоснову своего пристрастия к парадоксу. «Чем в области мысли был для меня парадокс тем в области страсти стала для меня извращенность» — писал поэт ретроспективно оценивая свою жизнь и творчество. Интеллектуальная игра Уайльда подобна фейерверку. Он ярко вспыхивает на фоне черного неба и сверкает разноцветными огнями. Страх перейти в банальную и пошлую форму изложения мысли, нежелание превратить свои высказывания в «гастрономию пустых фраз» (выражение В. Эллана) привили со временем Уайльду удивительную способность преподносить банальные вещи с остротой и парадоксальной подоплекой.

Он бросает вызов обществу, читателю, заставляет задуматься над сказанным. Писатель так погружен в искусство игры парадокса, что сюжет его произведения «Кентервильское привидение» является крайне противоречивым и необычным: не люди боятся призрака, а они пугают несчастное приведение.

Но не стоит видеть в парадоксальности изъявлений мысли Уайльда лишь игру. За всем этим скрывается мировоззрение высоко развитого человека, который в своем сознании выявил противоречивые явления и обнаруженные в их глубинах сходства сущностей. «Парадокс у него — это только истина, поставленная торчком, чтобы привлечь внимание. За всем его дразнящим хвастовством стояла серьезная философия, как за пренебрежительной софистикой скрывалось глубокое и простое сердце поэта», — пишет современник Уайльда, английский критик и поэт Ле-Гальен[]. Страсть Уайльда к парадоксам не только его индивидуальное свойство. В этом есть нечто большее. Он сын века, методично утверждавшего «положительные» идеи. Эту «положительную» мудрость Уайльд судит с точки зрения ее реальных результатов и убеждения в том, что все великие истины, провозглашённые веком, не украсили жизни и не подняли человека на большую высоту.

Н.Т. Федоренко относит парадоксы Уайльда к жанру афористики, справедливо отмечая, что традиционной чертой английского афоризма является склонность его к парадоксальности[].Критик говорит о парадоксе как о субъективной истине, способе демонстрации собственного «я» и изощрённости мысли. Исследователь считает афористичность главной чертой эссеистики[].

Роман «Портрет Дориана Грея» проникнут парадоксальностью мысли автора: сюжетные ситуации, речи героев порой удивляют своей противоречивой семантикой. Уайльд зачастую использует парадоксы для того, чтобы пролить свет на убогость буржуазной морали, против сущность многих явлений в социальной жизни английского общества.

В произведении говорится о том, как парадокс помогает жизненной правде стать видимой: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает истина, мы можем правильно судить о ней»[].

В романе множество интересных изречений о любви и браке, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Писатель не раз парадоксально высказывался о женщинах. Уайльд считал, что хитрее и лукавее женщины нет существа на свете. Она всегда знает что сделать чтобы обвести мужчину вокруг пальца и достичь своей цели. Автор активно сравнивал представителей сильного и слабого пола. «Женщина — это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью» — истинный парадокс. Оскар Уайльд с предубеждением относился к браку, искреннее считая его деморализующим фактором для мужчины: «Человек который хочет жениться — знает либо все либо ничего о семейной жизни»[].Множество парадоксов писателя посвящены теме «жизнь», «человек в жизни», «человек в обществе».

Но самыми важными, животрепещущими темами «принца парадоксов» можно считать красоту и искусство. Бесконечно очарованный красотой, Уайльд действительно беспокоится из-за её исчезновение из мира, в котором он жил. Писатель презирает грубую действительность с ее «материальным прогрессом» и мещанским укладом, который препятствует творческому мышлению и убивает высокие идеалы. Жизнь и творчество Оскар Уайльд отдает поиску истины и красоты.

В романе поднята тема молодости и красоты, к ней не оставался равнодушен и сам автор. Старость для Уайльда не только утрата красоты. «Трагедия старости не в том что человек стареет, а в том что он душой остается молодым» — утверждает автор. И эта цитата заставляет поистине задумать, ложный ли это парадокс или нет.

Однако парадоксы, входящие в основу повествования автора, не всегда соответствуют его взглядом. Но они являются способом отображения окружающей действительности, помогают найти путь к осмыслению происходящего. Как уже упоминалось ранее в данной исследовательской работе, Уайльд не видит прелести в настоящей реальности, считая необходимым для писателя изображать ее в ином свете. Поэтому и парадоксы и ситуации иногда настолько не совместимы с обычной жизнью. По мнению Уайльда, только через личность автора, действительность получает эстетическую окраску, потому что в реальности нет таких форм красоты и гармонии, которые благодаря художнику существуют в искусстве. Писатель зачастую играет на контрасте: сравнивает добро и зло, внешнюю красоту и внутреннее уродство.

В чём же главное значение использования парадоксов в творчестве Оскара Уайльда? На наш взгляд, сталкивая понятия, объективно разные и даже противоположные, Уайльд дает возможность увидеть то, что не подвластно традиционному типу мышления. Парадоксальность суждений писателя обусловлена желанием разрушить стереотипы, поколебать уверенность в однозначности истины и общепринятых ценностей. Автор в принципе заставляет читателя вдумываться в смысл сказанных им фраз, а не просто читать то, что написано на бумаге. С парадоксами можно соглашаться или не соглашаться, вступать в полемику с автором, таким образом размышляя о поставленном Уайльдом вопросом. Намеренный конфликт традиционного с нетрадиционным, абсурдного и парадоксальным позволяет писателю углубить и уточнить устоявшиеся понятия. Оскар Уайльд разрешает противоречия с помощью парадоксов, давая понять читателям, что крайности имеют право существовать. Писатель убежден, что «без крайностей нет прогресса». Истина, по мнению Уайльда, субъективна.

2.3 Разрушающая сила философии гедонизма

На страницах «Портрета Дориана Грея» разворачивается целое философское учение — гедонизм, проповедником которого стал несравненный мастер упоительных речей Лорд Генри. Воплощением же его идей в жизнь стал Дориан Грей, в серьез увлекшись отравляющей душой философией. Писатель в романе прибегнул к намеренному столкновению двух полярных противоположностей и взаимоисключающих друг друга философских течений мысли. Оскар Уайльд поднимает конфликт аскетизма и гедонизма.

Раскроем сущность понятий. Аскетизм — метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т.е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму[].Гедонизм на первый план ставит удовольствие, которое и является критерием морали. Гедонист стремится получить от жизни всё, осуществить все потаенные желания, окружить себя предметами роскоши. Лишь открыв и познав всё, получив истинное наслаждение от настоящего момента, гедонист ощущает себя полноценной личностью.

Субъективно и гедонисты, и аскеты стремятся к высшему благу, к достижению истины, к собственному счастью, они наслаждаются жизнью — каждый по-своему. Но что же разделяет этих людей по разным полюсам? Где та грань и существует ли баланс? Уайльд на страницах своего бессмертного романа подробно излагает о разрушительной силе погони за удовольствием, которая превращается лишь в путь порока и низменных страстей. Рассмотрим подробнее описание принципов гедонизма и их влиянии на душу Дориана Грея и проведем некую аналогию с современной реальностью.

Дориан Грей преследовал идею превращения жизни в искусство, извлечение из неё лишь только прекрасного. Саму жизнь он считал первозданным и величайшим из всех искусств. Главный герой романа отдавался без остатка своим чувствам и страстям, не думая о моральности совершаемых действий. По его мнению, «бессмысленное, упрямое отречение, уродливых формы самоистязания безмерно более страшнее, чем так называемое «падение», от которого люди в своем неведении стремились спастись. В нашей жизни не должно быть место аскетизму, умертвляющему чувства. Гедонизм научит во всей полноте переживать мгновение жизни»[]. На путь к существованию ради получения наслаждения Грея направил лорд Генри, заворожив сознание юноши отравленными речами и вручив ему книгу, которая научила Дориана жить по другому.

Оскар Уайльд отмечает, что после начала нравственного разложения личности Грея, герой открыл в себе невыносимо сильную тягу к предметам роскоши и искусства. Автор вновь играет на контрастах: чем страшнее и греховнее становится жизнь Дориана, тем больше он старается окружить себя красивыми вещами. Нельзя не отметить, что такое поведение имеет место быть и в наше время. Как много людей, живущих вразрез с нравственными ориентирами, гонятся за мнимой роскошью, скупая дорогие вещи, дома, машины. Их внешний вид привлекателен, богатство интерьеров поражает. А что стоит за всем этим? Деньги, заработанные нечестным путем, душевная пустота и глупость. Поведения, действия таких представителей чаще всего таят за собой глубокую распущенность.

Парадокс, на котором основан и конфликт романа:, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Греем, где гедонист убивает аскета имеет более сильную значимость. Это убийство получает символистично — аллегорическое значение: наслаждение расправляется с Аскезой.

Сторона аскетов романа не заканчивается Бэзила Холлуорда. Представителем аскетизма был и Алан Кэмпбэлл, старый приятель Дориана, одна из жертв пагубного влияния Грея, герой против своей воли оказывался втянут в кровавую историю убийства Холлуорда.

Алан Кэмпбэлл активно занимался наукой, имел свою лабораторию, успешно окончил университет. Но однажды жизнь свела его с Дорианом. Лишь осознав всю порочность этой связи, Алан попытался вновь вернуться к биологии. Отрешиться от всего. Посвятить себя науке. Он стал аскетом. Вполне вероятно, что герой-антипод гедониста Грея Кемпбел его одинокой жизнь отдавал жизнь науке не только из-за совего призвание. Возможно, он видел в этом спасение от страшных людей, как, например, Дориан. Или же в науке Алан видел способ искупления от грехов, совершенных во время дружбы с Греем. Но Дориан вновь втянул его в свои «темные дела», заставив не без помощи шантажа избавиться от тела убитого художника. И Алану пришлось подчиниться, после мы узнаем, что он покончил жизнь самоубийством. Вновь гедонизм одержал верх над аскетизмом. Однако это торжество не окончательно.

Вся гедонистическая концепция входит вразрез с понятием о добре и зле. Новый гедонизм лорда Генри в некотором смысле схож учением Ницше. Оба они облагораживают культ эгоизма мечтой о прекрасном, совершенном человеке. «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем». Не согласиться с лордом Генри трудно, порой он оказывается прав, но эти частичные истины не могут исправить ложность его исходной позиции.

«Совесть — официальное название трусости», говорит «учитель» философии наслаждения Генри Уоттон. По мнению гедонистов, совесть прикрываются лишь слабые духом люди, воспитанные пуританскими взглядами. Совесть препятствует раскрытию их личности, самореализации. Трусы прячутся за запретными заветами и не следуют зову счастья. «Лучший способ избавиться от искушения — это уступить ему». Как известно, новый гедонизм преподносит мнение, что моральные принципы должны остаться тени, если в дело касается наслаждения. У человека, живущего по совести, внутри происходит борьба между искушением и голосом нравственности. И если искушение поведет человека за собой, то за первым нехорошим поступком последует и второй, тем самым вводя человека в бесконечную западню распутства. Об этом говорит и Оскар Уайльд на страницах «Портрета Дориана Грея». Казалось бы, неужели есть нечто плохое, если человек следует зову сердца, преследуя истинное удовольствие физическое и эстетическое? Следовать прекрасному, эстетическому — это человеческая природа. Искать нечто красивое, удовлетворять свои возвышенные желания и делать себя счастливым не так страшно. Но страшно перейти ту незримую грань между наслаждением и моралью, добром и злом, где заканчивается «нормальное» поведение и начинается нечто, именуемое грехом. Дориан Грей не выдержал такого испытания совестью, он наслаждался своим падением, наслаждался одной из самых эгоистических философий — гедонизмом, которая его погубила как личность и как человека. Герой превратился в низко падшего, отрицавшего любые светлые чувства и качества, человека. Им руководила лишь жажда превращения собственной жизни в калейдоскоп мнимого наслаждения и греха. Гедонизм подчинил Грея себе.

Оскар Уайльд считает, что в жизни непременно следует найти баланс для того, чтобы человек был поистине счастлив. Стоит найти идеальное соотношение, чтобы уравновесить желания чувственно — физические с интеллектуальными стремлениями личности. Не забывая при этом о морали и этике, которая не позволяет личности потерять ее человеческое обличие и не оказаться в пучине «темного мира» разврата. Необязательно отказывать себе во многом, нужно лишь всегда помнить о других людях, о законах нравственности, благодаря которым общество все еще существует.

Философия гедонизма, её крах наглядно изображают, что под тягостной ношей порока разрушается душа человека. Рано или поздно ее уничтожит это бесконечное увлечение аморальными вещами, как это произошло и с Дорианом. Развернув перед читателя философию «нового гедонизма», писатель на самом деле уготовил ей неминуемую гибель. Привлекая внимание читателя и рассказывая о преимуществах гедонизма над аскетизмом, Уайльд неожиданно в конце произведения провозгласил моральную победу аскетизма и его духовной составляющей. Финал романа является крайне моралистическим: Дориан от своих же рук получает наказание за свою распущенность и порочность, тем самым ознаменовав крах гедонизма. Героя настиг нравственный кризис. Грей пытался облегчить свою ношу, уничтожить терзавшие его муки совести, проснувшейся так поздно. Дориан видел единственный выход — уничтожить портрет, уничтожить свою совестью, но этим он подписал себе смертный приговор. Сделав попытку отрешиться от собственной души, он потерял самое главное — человечность. Не сумевший более противостоять собственным угрызениям совести, решает «покончить со сверхъестественной жизнью души в портрете, и когда прекратятся эти зловещие предостережения, он вновь обретет покой. Дориан схватил нож и вонзил его в портрет». Вонзая нож в портрет, Дориан пытается убить свою совесть — и гибнет сам. В чем же именно заключается философский подтекст и что этим поворотом сюжета стоит понимать? На наш взгляд, автор хотел сказать, что человек не может существовать без души и совести, без того, что делает его именно человеком.

Таким образом, если подвести итог над всей проделанной работой мы можем увидеть всю глубину романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанное прекрасным слогом непревзойденного мастера афоризмов и парадоксов, произведения, безусловно, манит своим ощущением некоего аристократического шика. Однако за всем этим стоит глубина мыслей, глубина задумки автора. Философия и эстетика гармонично сочетаются в данной книге, этот союз, лежащий в основе романа, оказался способным поднять многие проблемы, как эстетического, этического, так и философско — нравственного характера. Вопросы, которые раскрываются в произведении, безусловно буду актуальны многие годы. Поиск настоящей красоты, понятие истинного творчества, философия человека, его совесть и образ жизни — эти и другие темы ещё долгое время будут притягивать взор читателя к роману «Портрет Дориана Грея».

Заключение

Оскар Уайльд внёс весомый вклад в английскую и мировую классическую литературу. Его первый и единственный роман «Портрет Дориана Грея» вошел в историю как нечто провокационное, неоднозначное. свойственной. Позволим выразить мнение, что «Портрет Дориана Грея» — стал в некотором смысле вершиной творчества Оскара Уайльда, которая в полной мере отражает его эстетические взгляды. Проведя исследование романа «Портрет Дориана Грея», мы определили основные эстетико — философские проблемы.

Во-первых, было изучено влияние эстетизма на творчество Уайльда, выявлены и проанализированы основные положения авторской эстетической концепции: автор отрицает изображение настоящей действительности в искусстве, превышает грань между реальностью и творчеством; высоко оценивает влияние искусства на нашу жизнь; отрицает примитивные моральные ценности в искусстве; отводит главенствующее место красоте как в жизни, так и в творчестве»; утверждает, что истинное произведение искусства способен создать лишь истинный творец, не побоявшийся отдать этому свою жизнь. Эстетический взгляды Оскара Уайльда носили двоякий характер. Роман «Портрет Дориана Грея», помимо утверждения основных эстетических принципов, в некотором род был нацелен на разоблачение эстетизма, предвосхитив его кризис. Художник, по мнению О. Уайльда, вправе изображать все, что посчитает нужным, не ограничиваясь строгой достоверностью. Как писатель, он ставил цель создания нечто прекрасного, приятного послевкусия после прочтения. Уайльд считал крайне важным воздействовать на эстетические чувства, перенося читателя в искусно созданный мир.

Во-вторых, были исследована философская сущность романа. Он раскрывает не только тему эстетизма, но и многие философские вопросы. В сюжете произведения прослеживаются взаимоотношения 3 героев: Лорда Генри, Дориана Грея. Безила Холлуорда. Каждый из персонажей несет определенную смысловую нагрузку и отражает задумку философской концепции автора. Генри Уоттон являет собой куль гедонизма, Дориан Грей представляет культ красоты и молодости, Бэзил отражает служение искусству. Для привлечения внимание читателя к главным вопросам романа Оскар Уайльд использует парадоксы и афоризмы для создания основы идейного содержания произведения, для придания ему образности и оригинальности. Используя провокационные словесные конструкции, признанный «мастер острого слова» разрушает стереотипы, противостоит устоявшимся взглядам.

Заслуживает отдельного внимания развернутая автором философия гедонизма Гедонизм О. Уайльда, нацеленный на доставление тонкого наслаждения, в ту же очередь стал носить характер эпатирующего, сенсационного метода, лишенного всякой морали и наделенного бесконечной свободой. Но автор неожиданно развенчал культ этой философии, уготовив ей крах. Писатель отказался от принципов гедонизма, дискредитировав их.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/oskar-uayld-portret-doriana-greya/

1.Аникст, А.А. Вступительная статья [Текст]/А.А. Аникст. — М.:О. Уайльд. Избранные произведения в 2-х т., 1960 — 36 с.

2.Бобрыкина, Т.А. Драматургия Оскара Уайльда [Текст]/ автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. н./ Бобрыкина Татьяна Александровна [Ленингр. гос. пед. инст.]. — Санкт-Петербург, 1982. — 21 с.

.Луков, В.А. Эстетизм[Текст]: учеб. пособие для вузов /В.А. Луков. — М.: Академия 1, 2008. — 512 с.

.Кузьменчук, И.П. Парадоксы Оскара Уайльда[Текст]/И.П. Кузьменчук // Зарубежная литература. — РДЛ, 2006. — 160 с.

.Федоренко Н.Т. Афористика. [Текст]/Н.Т. Федоренко, Л.И Сокольская. — Москва: Наука, 1990.-415 с.

.Федоров А.А. Английский эстетизм: понятие красоты и альтернативы индивидуального сознания [Текст]/ Федоров А.А. // Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы. — М: Свердловск, 1990. — с. 144.