Судьба и творчество Оскара Уайльда

Сочинение
    

Оскар Уайльд: Судьба и творчество

«Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл - в искусстве», — с убежденностью пророка утверждал Оскар Уайльд, глава английских эстетов. Влюбленный в красоту Уайльд болезненно переживал её исчезновение из современного ему мира.

Грубая буржуазная действительность с её «материальным прогрессом» и торгашеским духом вызывала неизменную ненависть и презрение Уайльда. XIX столетие, век утверждения капитализма, для него было «скучнейшим и прозаичнейшим из всех веков».

Единственное прибежище от одуряющей скуки, пошлости и монотонного однообразия Оскар Уайльд видит в искусстве. Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

Позади диван натянут кожаный чехол

Свою жизнь и творчество Оскар Уайльд посвятил исканиям истины и красоты (понятия эти для него равнозначны).

  • Однако в своих поисках он часто удалялся от пути, которым шло передовое демократическое искусство Англии.
  • Его творчеству присущи те же противоречия, что и движению, которое он возглавлял: эстетизму свойственны все слабости буржуазной культуры периода упадка, порождением каковой он является, но в то же время он возникает как течение антибуржуазное.

Журнальный столик с товарищем-агос»

Оскар Уайльд родился в 1854 г. в Дублине. Вкусы его матери, поэтессы, женщины экстравагантной, обожавшей театральные эффекты, атмосфера ее литературного салона оказали на него определенное влияние. Страсть к позе, подчеркнутый аристократизм воспитаны в нем с детства. Прекрасно знавшая древние языки, она открыла перед ним красоту «божественной эллинской речи».

Эсхил, Софокл и Еврипид с детства сделались его спутниками...

Установка и контекст

В далекие времена древней Эллады было привязано великое искусство. Сочетание спокойной и безмятежной гармонии с ярким и романтичным страстным выражением образов поражало и удивляло своей великолепной красотой. Именно такая эстетика воплотилась в сердце юного Уайльда, делая древнегреческий мир его вдохновением и наставником.

Годы он провел на учебе в Оксфордском университете с 1874 по 1878 годы, достигнув очень высокого уровня знаний античной поэзии. В тот период Уайльд формировал свою философию искусства, олицетворенную в этом прекрасном месте учебы. Оксфорд славился своей богатой культурой, неизменной стильностью и строгим единством. Этот особый дух окружающей среды глубоко сказывался на чувствительной натуре Уайльда, уже в те годы отвергающей неэстетичность индустриальной Англии.

18 стр., 8866 слов

Философско-эстетическая проблематика романа Оскара Уайльда ‘Портрет ...

... курсовой работы. Глава 1 «Эстетическая проблематика романа» изучает феномен эстетизма и его влияние на творчество Оскара Уайльда, раскрывает эстетическую концепцию автора на искусство. Глава 2 имеет название «Философия романа «Портрет Дориана Грея»». ... произведении "Портрет Дориана Грея" ощущается влияние готических романов о человеке, который продал душу ради молодости и вечной красоты. Данная ...

© Великолепные лекции Рёскина, где эстетика освещалась с яркостью и острым смыслом, стали неотъемлемой частью оксфордского жизненного опыта Уайльда. Очарование личности преподавателя слилось с музыкой его слов, подарив юному студенту полное погружение в красоту, взаимодействие с духом древних греков и стремление к творчеству, которое для Уайльда стало равносильным самой жизни товарищата.

Основываясь на данных, предоставленных в тексте, можно установить, что Уайльд был сторонником бунта прерафаэлитов и протестовал против серой действительности. Он отвергал этическую основу эстетики и законы морали, а вместо этого призывал творить вымышленные миры из симфоний красок. В своих выступлениях он предпочитал использовать привлекательные и оригинальные формы передачи своих идей, сопровождая их трюками и чудачествами.

Роль «апостола эстетизма», которой Уайльд наделил себя, вызывала шум и скандал. Он активно пропагандировал свою религию — эстетизм и производил впечатление на публику своей эксцентричностью. На его турне по Америке в 1882 году, где он читал лекции об искусстве, его успех был двусмысленным. Публика, которая с нетерпением ожидала сенсации, с интересом слушала Уайльда.

Уайльд не только играл роль эстета, но он сам был настоящим эстетом. Его предпочтение выражать свои мысли через каламбуры и остроты стало его характерной чертой. Этическую основу эстетики прерафаэлитов он отвергал, видя в их идеях недостаток привлекательности. Его взгляд на искусство требовал нечто большего и экстравагантного.

Развитие идей эстетики в книге «Замыслы» Оскара Уайльда

Книга «Замыслы» Оскара Уайльда, изданная в 1891 году, выражает его символ веры. В ней собраны ранее написанные трактаты, такие как «Кисть, перо и отрава», «Истина масок», «Упадок искусства лжи» и «Критик как художник». Главная тема книги — прославление искусства, которое Уайльд считал величайшей святыней, верховным божеством. Он сам был фанатическим жрецом этого бога и пытался убедить всех остальных обратиться в свою веру.

Однако в своем стремлении признать абсолютное превосходство искусства, Уайльд доходит до абсурда. Он утверждает, что не жизнь должна подражать искусству, а именно наоборот – жизнь следует за искусством. Он ставит вопрос о роли природы и утверждает, что она вовсе не является великой матерью, породившей нас. С его точки зрения, искусство творит жизнь, оставаясь равнодушным к реальности. Произнося следующие слова: «Великий художник изобретает тип, а жизнь старается скопировать его», Уайльд убеждает нас в своей позиции.

Уайльд приводит убедительные примеры, подкрепляя свою точку зрения. Он говорит о Гамлете и нигилисте, Маске и Демуре. Весь ХIХ век, как он утверждает, придуман Бальзаком. И это, по его мнению, является доказательством широкого распространения художественных типов в жизни. Но Уайльд отказывается признавать, что писатели наблюдают эпоху и создают своих героев, отрицая зависимость художника от времени. Это противоречит его основной идее — независимости искусства, которое растет по собственным законам, так же как и мышление.

18 стр., 8589 слов

Основные вехи эстетики Оскара Уайльда

... и их работы. Основная цель этой работы - попытаться сформулировать основные вехи эстетики Оскара Уайльда. Также важный ... к выправлению норм морали. Для него искусство - это поиск переживаний, изысканных ощущений. ... работах “Принципы социологии” (1876-1896) и “Принципы этики” (1879-1893). Стоит заметить, что в это время в Англии получила широкое распространение философия Ф. Ницше, который утверждал ...

Романтики уже развивали эту идею в своей эстетике, отделяя идеалы от реальности, но Уайльд переносит субъективизм дальше всех. Он признает только искусство как единственную реальность и утверждает, что сцена более правдива, чем жизнь. В его словах прозвучали почти убедительные аргументы: «Единственно реальные люди — это те, которые никогда не существовали».

Искусство на Западе в конце XIX века: причины упадка

В конце XIX века искусство на Западе переживало кризис, вызывающий острое беспокойство у крупных художников того времени, включая Уайльда. Он утверждал, что одной из основных причин этого упадка является утрата искусством способности к лганью, что касается искусства, науки и общественного развлечения. Ранее значимость произведения определялась глубиной реалистических обобщений и мастерством их художественного воплощения. Однако Уайльд высказывает противоположную точку зрения.

Для Уайльда искусственность является наивысшей ценностью в искусстве, в то время как реализм считается им абсолютно неприемлемым. Он утверждает, что метод реализма не подходит, и каждый художник должен избегать современности формы и сюжета. По его мнению, задача художника заключается в том, чтобы очаровывать, восхищать и доставлять удовольствие.

Уайльд считает, что реалисты, забывшие о цели искусства, привели его к упадку. Он особенно негативно относится к натурализму, который он видит как высшую стадию реализма. Для него натурализм слишком близок к жизни, которая, по его мнению, разрушает искусство и опустошает его дом. Таким образом, эстетика Уайльда является антиреалистичной по своей сути.

Уайльд отрицает социальные функции искусства, заявляя, что оно выражает только само себя. Он яростно защищает принцип бесполезности искусства, презирая меркантилизм буржуазии, которая всегда руководствуется правилом полезности. Он утверждает, что искусство абсолютно бесполезно.

Особенно были ненавистны ему те, кто пытался подчинить искусство интересам морали. «Эстетика выше этики»! — спорил с ними Уайльд. «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все». В основе отрицания всякой связи между искусством и моралью лежит прежде всего отрицание Уайльдом самого принципа нравственности.

Свое презрение к общепринятым моральным нормам Уайльд выражает в форме парадоксальных афоризмов. «Милосердие порождает зло… Существование совести есть признак нашего несовершенного развития… самопожертвование — пережиток самоистязания дикарей… Добродетель! Кто знает, что такое добродетель?.. Никто!», «Преступление никогда не бывает вульгарным, но вульгарность — всегда преступление».

Начав с освобождения художника от этических норм, с оправдания его индивидуализма, Уайльд приходит к проповеди аморализма.

Развитие эстетики Уайльда

Анализируя антиреалистическую и антидемократическую сущность эстетики Уайльда, нельзя не отметить ее противоречивость. В то время как Уайльд презирал тех писателей, чьей главной задачей было передавать сообщения о добре и зле через литературу, он высоко ценил творчество великих мастеров слова, таких как Толстой, Достоевский, Флобер и Теккерей. Он смотрел скептически на оценку их работ официальными буржуазными критиками, которые были изначально негативно настроены по отношению к этим авторам.

2 стр., 720 слов

Анализ новеллы Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»

... прагматичность. 10. Отзыв о произведении. Замечательно, что поучительность «Кентервильского привидения» содержится в развлекательном повествовании. Новелла ненавязчиво пробуждает добрые чувства. Понравилось сочинение? А вот ... больше не появлялся. 2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров). «Кентервильское привидение» принято относить к прозаическому жанру — новелле, которая отличается от ...

Уайльд испытывал постоянное восхищение реалистом Бальзаком, и его самым большим горем была смерть героя Люсьена де Рюбампре. Тем не менее, он никогда не считал автора «Человеческой комедии» полноценным реалистом, а всегда относил его к категории романтиков. В чем же заключалось очарование Бальзака для Уайльда? Он ценил его способность творить, а не просто копировать реальность.

Уайльд высоко ценил Бальзака и величил его над Золя, которого он считал «неправильным в отношении искусства». Он был против натуралистического метода и отрицал подход Золя, но в то же время отказывался разделять моральное возмущение соотечественников по отношению к Золе. Как искренний художник, Уайльд не боялся признать правду, тем самым указывая на хитроумие лицемеров. Он напоминал о второй стороне «священного возмущения», хорошо известной буржуа.

Если мы оглянемся на парадоксы Уайльда, мы обнаружим, что за всей их абсурдностью скрываются понятные истины. Часто все наши яростные дебаты против реализма сводятся к требованию признать преимущества творческого воображения над поверхностным подражанием, и это требование живо поддержал бы любой реалист.

Развертывание исследования

Особенности мышления Уайльда и его отношение к морали и культуре

Многие идеи Оскара Уайльда, несомненно, оказались ошибочными и порочными. Тем не менее, его притягательность заключается не столько в самих идеях, сколько в блестящей форме, в которой они выражены. Его неожиданные сравнения и остроумные парадоксы разрывают логические связи, однако читателю начинает становиться ясно, что за этими играми умственной гимнастики следует новая волна перевернутых идей. В то время как Бернард Шоу использовал парадоксы для передачи глубоких и серьезных мыслей, для Уайльда парадокс часто становился самоцелью.

Вполне применима характеристика, данная Уайльдом одному из его романного персонажа: «Он играл мыслью, давая волю фантазии: он жонглировал ею, преображая ее, то отбрасывал, то снова подхватывал; он заставлял ее сверкать, украшая радужными блестками своего воображения, он окрылял парадоксами».

Тем не менее, не случайно Максим Горький видел в стремлении Уайльда и Шоу «перевернуть общепринятые истины» проявление «более или менее осознанного желания насолить миссис Грэнди, подорвать английский пуританизм», полагая, что «парадокс в области морали является законным средством борьбы против пуританизма». Уайльд часто прибегал к этому острию, чтобы расплатиться с буржуазной Англией, «чей дух окутан густыми туманами лицемерия, безмятежности и небылиц». Отказываясь присваивать ей звание страны истинной культуры, Уайльд признает только то, что «она изобрела и установила общественное мнение, эту попытку управлять общественной невежественностью». В своем пребывании в обители чистой поэзии и красоты он все же не забывает о глупости и тупоумии обывателя, которые он иронически определяет как «важный исторический оплот национального благополучия». Упрекая писателей за забвение великого искусства — искусства лжи, он с тонким сарказмом отмечает большие успехи в этой области буржуазной прессы и чиновников, которые «могут превратить черное в белое» без особых усилий.

1 стр., 431 слов

Анализ Кентервильское привидение (Уайльд Оскар)

... каждый имеет шанс быть принятым. Но никто не понимает привидение, кроме Вирджинии. Она единственная, кто пожалел его: “Таким одиноким, ... замочные скважины и разгуливать по ночам. В этом весь смысл моего существования”. “Смерть должна быть прекрасна. Лежишь в мягкой ... становится символом доброты и милосердия. Может быть, автор хотел ответить на вопрос о смысле человеческой жизни и смерти: “Мне положено ...

Анализ творчества Оскара Уайльда

Оскар Уайльд, выдающийся английский поэт и писатель конца XIX века, в своем творчестве проповедовал принципы эстетизма и красоты. Его стихи и проза отличались изысканностью и литературностью, а также использованием образов и мифологических ассоциаций.

Ранние стихи Уайльда отражали влияние импрессионизма, характеризуясь непосредственностью и отражением единичных впечатлений. Но со временем его поэзия приобретает все большую изысканность и холодную искусственную красоту. Полные утонченных образов и стилизованных картин стихи Уайльда не оставляют равнодушным читателя.

Величием своей ранней поэзии считается произведение «Сфинкс». В этом таинственном образе бессмертного Сфинкса, который является свидетелем и участником любовных таинств богов и людей, Уайльд воплощает трагическое противоречие между чувственным и духовным началом любви. Стихотворение «Сфинкс» становится вершиной его раннего творчества и отличается глубоким содержанием.

Однако не только своим творчеством Уайльд сделал заметную отметку в истории литературы, но и своей жизнью. В 1895 году он оказался в центре скандального судебного процесса, после которого был приговорен к двум годам каторжных работ. Его имя стало запретным, книги были изъяты из библиотек, а пьесы сняты со сцены. После освобождения Уайльд вынужден был покинуть Англию и умер в Париже в 1900 году в нищете и безвестности.

Таким образом, творчество Оскара Уайльда отличается уникальной эстетикой и символизмом. Его стихи и проза поражают своей изысканностью и глубиной мысли. Он оставил неизгладимый след в истории литературы, став одним из величайших представителей эстетического направления.

Особенности творчества Оскара Уайльда в жанре рассказа

Оскар Уайльд был настоящим мастером слова и умел создавать невероятно увлекательные и занимательные рассказы. Согласно свидетельству его биографа, Уайльд мог вызвать у слушателей самые разные эмоции: от радости и беззаботной улыбки до бурных приступов хохота и густых слез. Его талант не оставлял равнодушным никого.

Наиболее известными рассказами Уайльда, опубликованными в 1887 году, являются «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвилла», «Сфинкс без загадки» и «Натурщик-миллионер». Эти произведения, конечно, хороши, но далеко не отображают всего творческого потенциала писателя. Кроме этого, не все рассказы, которыми он волновал и восхищал своих слушателей, были оцифрованы и сохранились в письменной форме.

Рассказ «Кентервильское привидение»

Среди написанных Уайльдом рассказов «Кентервильское привидение» считается самым фантастическим и забавным. В нем использован классический прием парадокса, который смешит и удивляет читателя. В рассказе неопытная американская семья приезжает в поместье кентервильских праправнуков с твердой убежденностью, что встретят там старинного обреченного привидения. Но, к своему изумлению, они обнаруживают, что привидение не так уж страшно, наоборот, оно само требует от них почтения и страха.

2 стр., 655 слов

Портрет Дориана Грея

... Эстетическая теория Оскара Уайльда и ее воплощение в романе "Портрет Дориана Грея". презентация Оскар Уайльд - писатель, давший начало эстетизму - художественному направлению, которое основывается на философии " ... романа "Портрет Дориана Грея". курсовая работа Краткая биография и творческий путь О. Уайльда – известного английского писателя, автора стихов, сказок. "Портрет Дориана Грея" как яркий ...

Невероятною юмористичностью отличаются беседы между членами семьи и привидением. В частности, поместье, в котором оно жил, было его собственностью до тех пор, пока не было продано, после чего в нем появился шум и суета. Привидение возмущалось, что там начинают сниматься фотографии и репетиторы приезжают по воскресеньям. Семья поначалу страшилась, затем пыталась помочь и, в конце концов, вывела привидение из себя до такой степени, что оно решилось на нечеловеческий поступок — убийство! Ключевая сцена, в которой шутка рассказа выявляется во всей своей яркости, — эпизод, в котором сын мистера Отиса «неумело уничтожает» кровавый след на полу, на котором торжественно ежедневно бринькал отмычками призрак, выливая на нее чай.

Опубликовав свои рассказы, Оскар Уайльд подарил миру бесценную сокровищницу прекрасного языка и захватывающих сюжетов, долгие годы оставляющих читателей восторженными и тронутыми до глубины души.

Особенности творчества Оскара Уайльда

Оскар Уайльд – английский писатель, поэт, и драматург, который получил широкую известность благодаря своим остроумным афоризмам и бесценным произведениям, которые и по сей день остаются популярными.

Значимость произведений Оскара Уайльда в мировой литературе

Одним из важнейших творений, которое прославило Оскара Уайльда является его роман “Портрет Дориана Грея”, где автор ярко описал мельчайшие детали общественной жизни того времени и проложил свою незабываемую философскую концепцию.

Острые черты характера американских деятелей в работах Уайльда

В рассказе “Кентервильское привидение”, который вышел в печать в 1887 году, Уайльд быстро описал характерные черты американских деятелей, такие как самоуверенность, прямолинейность, деловую хватку, и не только. Писатель мастерски передал специфические особенности поведения американцев и, смешивая воедино острый юмор и интригующий сюжет, создал яркое произведение.

Смешение традиций в “Сказках” Оскара Уайльда

В очень увлекательном и захватывающем сборнике “Счастливый принц и другие сказки”, который вышел в 1888 году, Уайльд демонстрирует смешение различных традиций и стилей. Автор использует яркий слог, умело передает иронию и остроумие, основывая сюжет на сражении между сентиментальной моралью простых и честных людей против бездушных принципов общественной этики.

Нравственные основы творчества Оскара Уайльда

Во всех произведениях Оскара Уайльда можно заметить постоянные моральные основы, которые проявляются в борьбе между разумом и чувствами, между массовой культурой и традициями интеллектуальной элиты, и между долгом и желаниями. В своих работах Уайльд показывает, как важно сохранять чистоту и целомудрие в мире, который слишком легко готов все опорочить.

Особенности стиля Оскара Уайльда в его сказках

Оскар Уайльд был выдающимся художником слова, который создал уникальный стиль в своих сказках. Его фантазия была неистощима, и он творил красивый вымысел, но его сказки не имели ничего общего с вымыслом фольклора. Стиль и язык его сказок были подчинены его пристрастиям к декоративности и экзотике, а также к стремлению лицезреть прекрасное в искусстве и природе.

4 стр., 1988 слов

Уайльд «Портрет Дориана Грея» — «Некоторые ...

... говорите под ним, и отвечает вам тем же…». Вымышленный сюжет часто предопределяет судьбу автора. Думал ли О. Уайльд, когда писал роман «Портрет Дориана Грея», что в этом романе он ... всегда была перед глазами — это его портрет. С каждым новым злым делом портрет Д. Грея становился все страшнее: «С портрета на Д. Грея смотрела его собственная душа и призывала к ...

Экзотические образы в сказках Уайльда включают такие персонажи, как Дева Морская и царь Лунных гор, а также розовые ибисы и птицы, которые разговаривают, так как ему было интересно показать неожиданные социальные связи в нелепых и удивительных мире сказки.

Одним из главных элементов стиля Уайльда было его любовь к декоративности и изысканным вещам. Он описывал украшения, одежду и драгоценности с неистовым восторгом. Примерами этого являются его описания изумрудов, бирюз и меди-халцедонов в сказке «Рыбак и его душа», а также его эстетические упоения от античных статуй в «Молодом короле».

Хотя такой усердный подход к поиску красоты и украшений мог показаться чрезмерным или праздным, Уайльд был уникальным мастером слова и сумел выразить свои пристрастия так, что даже привередливый читатель мог простить ему это всепоглощающее интерес к шикарной прелестью.

Стилистика сказок Уайльда

Уайльд был стремительным и живописным прозаиком, который знал, как удивлять и вдохновлять своих читателей. Его стиль был обильным, но нигде не страдал от недостатка слов или мотивов.

Он всегда был готов играть с формой своих сказок, создавая унисонно рассказ в виде кадров-изображений, таких как цепочки описаний, классических литературных мотивов, или удивительных социальныхисключений. Эти блестящие складки и многословия говорят о его таланте, но изредка могут ощущаться и чрезмерно загруженными.

Вывод

Стиль Оскара Уайльда в его сказках истинно уникален. Его крайне декоративный подход объединяется с яркими фантазиями, создавая устойчивые и сложные мировые описания. Хотя его стиль был насыщенным и, возможно, иногда излишним в глубине его декорации, сказки Уайльда остаются романтическими и красивыми для читателя.

Преодоление реальности и ирония в сказках Оскара Уайльда: анализ

Оскар Уайлд, проявляя свой уникальный талант в создании красивых небылиц, неизбежно сталкивается с реальностью. Именно в этой реальности проявляется его неповторимая ирония, являющаяся ключевым элементом его повествования. Палитра оттенков иронии в произведениях Уайльда весьма обширна: от горьких и грустных тонов до озорных и язвительных. Но вне зависимости от оттенка, ирония всегда проявляется в утонченной и изящной форме, отражая саму природу фантастических сказок.

Уайлдовская ирония часто основана на несоответствии между видимой сущностью явления и его настоящим значением. Такая дихотомия характерна для произведений, как «Преданный друг» и «Замечательная ракета». Иронические парадоксы пронизывают все повествование, иногда даже являясь его основой. Ирония в произведениях Уайльда может быть не только комической, как в «Кентервильском привидении» и «Замечательной ракете», но и трагической.

Например, в сказке «Соловей и роза» главный герой страдает по напрасному. Девушка, которую он любил, отвергает алую розу, символизирующую его сердце, поскольку душевные камни ей кажутся ценнее цветов. В другой сказке «День рождения Инфанты» умирает маленький карлик, чье сердце разбивается, когда он осознает свою уродливость. Весьма прекрасная Инфанта, которую карлик любил, возмущается его гибелью и просит, чтобы у всех тех, кто играет с ней, не было сердца.

15 стр., 7050 слов

Жизнь грея до встречи с ассоль. Напишите пожайлусто о том что ...

... - встретиться, найти друг друга. Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее ... и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром , полного неизбежности. " Эта цитата из повести и раскрывает закономерность встречи... . А сочинение ... счастливой для Ассоль и Грея можно понять из слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – ...

Таким образом, сказки Уайльда пронизаны гуманистическим настроем, в котором автор неожиданно отказывается от своих прежних деклараций о самоцельности искусства и призывает к любви к людям и их скорбям. Освоение и преодоление реальности, осуществляемые через иронию, позволяют Уайльду создать произведения с глубоким подтекстом и оставить читателей смехом и размышлениями.

«Портрет Дориана Грея»

Развитие истории в романе «Портрет Дориана Грея»**

В предисловии своего романа «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд выражает противоречивые идеи, которые взаимодействуют на страницах его произведения. Он поддерживает понятие «чистого искусства», но также ставит его в зависимость от высоких этических идеалов.

Сам роман был задуман как апофеоз искусства, превышающего обыденную жизнь. Он описывает гедонизм — философию наслаждения. С помощью парадоксальных афоризмов, автор повторяет известные основы своей эстетики: художник создаёт красоту, он не является моралистом; искусство отражает того, кто смотрит в зеркало, но не саму жизнь.

Уайльд переходит от теоретических положений к трагической истории Дориана Грея. Мир знает многих героев, которые отдали душу дьяволу, получив взамен богатство, власть, познание истины или возможность быть с любимым человеком. Дориан Грей жертвует своей душой ради вечной молодости и красоты.

Проведя годы, всё так же лицу его неизменно присущи безупречная молодость и неповторимая чистота. Однако портрет страшным образом изменяется: существо, воплощающее душу Дориана, становится испорченным, лживым и угрюмым.

Дориан, поддавшись искушениям своего друга лорда Генри и его рассуждениям о всесиле красоты и превосходстве её над законами, погружается в бездну разврата и преступления. Низменные страсти оставляют на нем лишь малое влияние, и все эти годы его лицо отражает свежесть юности и неповторимость.

Не выдержав мучительных совещаний со своей запятнанной совестью, Дориан вколол нож в портрет, чтобы избавиться от этого страшного свидетеля — он был тем самым ножом, которым убил художника Бэзила, написавшего этот портрет.

Когда слуги вбежали, они увидели великолепный портрет своего хозяина во всей красе его прекрасной молодости. А на полу лежал отвратительный труп, который они опознали по кольцам на дыхание как Дориана Грея.

Сравнительный анализ романов «Шагреневая кожа» Бальзака и «Портрет Дориана Грея» Уайльда

Романы «Шагреневая кожа» Бальзака и «Портрет Дориана Грея» Уайльда имеют сходства в философско-символическом подходе. Однако, присутствуют и отличия.

Уайльд целью своего романа не ставил создать реалистическое произведение, хотя многие сцены в нем правдоподобны. Автор называл свою работу декоративным романом, или золотой парчей. Персонажи созданы в соответствии с идеей, которую они воплощают: Дориан жаждет вечной юности, лорд Генри как представитель нового гедонизма, а Базиль – преданность искусству.

Главным акцентом в романе Уайльда, является тонкая игра ума лорда Генри, в его смелых парадоксах писатель выражает свои заветные мысли. Принц Парадокс провоцирует Дориана, поражая его воображение нестандартными и дерзкими речами. Для Уайльда и его героев, слова играют значительную роль, а не факты. Они полностью отдаются словесным поединкам, в которых участвует лорд Генри.

20 стр., 9784 слов

Творческий путь Оскара Уайльда

... бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира». Свою жизнь и творчество Оскар Уайльд посвя­тил исканиям истины и красоты (понятия эти для него равно ... рассматриваемой нами проблеме. Глава I. Поэтика творчества О. Уайльда 1.1. Творческий путь Оскара Уайльда «Мы все расточаем свои дни в поисках смы­сла жизни. Знайте же, этот смысл — в ...

Новый гедонизм лорда Генри напоминает учение Фридриха Ницше. Оба они пропагандируют культ эгоизма и облагораживают его мечтой о прекрасном, совершенном человеке. «Цель жизни – самовыражение, — говорит лорд Генри. — Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем… Если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту — мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы бы вернулись к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-то еще более ценному и прекрасному».

Однако, лорд Генри ограничивает свое видение истины, и не учитывает интересы других людей. Это делает его позицию ошибочной. Кроме Базиля, никто не пытается опровергнуть его теорию. В мире, где происходит действие романа, культ ума и кокетства являются модными.

Сходства и отличия от романа «Шагреневая кожа» Бальзака

Общим у романов Бальзака и Уайльда является высокий уровень литературных и философских аспектов. Хотя главные герои в обоих произведениях ищут смысл жизни в материальных и эгоистичных устремлениях, они оказываются несчастными и одиночеством.

В «Шагреневой коже» Бальзака, главный герой больше социальный скептик, который анализирует свое прошлое и настоящее, и понимает, что его жизнь была большой ошибкой. В «Портрете Дориана Грея» основные характеры, похожи на бальзаковских. Они желают лишь вечной молодости, наслаждений и богатства, и не задумываются над последствиями своих поступков.

Таким образом, можно сделать выводы, что оба произведения являются высококлассной литературой, они показывают главных героев на фоне социальных проблем и пытаются найти смысл прожитой жизни. Однако, в «Портрете Дориана Грея» отсутствует реалистический стиль, присутствующий в «Шагреневой коже», а радикальные идеи лорда Генри создают заумную философию. В обоих романах сильными остаются слова и умный посыл, уходящий за рамки знакомых нам историй из жизни.

Исследование Дориана Грея как объекта эксперимента лорда Генри

Лорд Генри, одержимый идеей свободы инстинктов, проводит эксперимент над юным Дорианом. Он превращает его в объект наблюдения и полностью подчиняет своей философии, вставляя в его мышление парадоксы и внося сомнения в его мировоззрение.

Несмотря на то, что Лорд Генри добивается своей цели — овладеть душой юноши, это приводит к тому, что Дориан становится неспособным к простым человеческим чувствам. Он начинает любить не людей, а искусство, ищет в нем полное самоопределение и утратив интерес к Сибилле Вэйн безжалостно отталкивает ее, разбивая ее сердце.

Эксперимент Лорда Генри также вызывает гибель и других молодых людей, которые знакомятся с Дорианом и увлекаются его философией жизни.

Выводы из исследования

Исследование Дориана Грея показало, что эксперименты над человеческой душой, переоценка ценностей жизни и отказ от простых человеческих чувств, обязательно приводят к гибели, как в случае с Сибиллой Вэйн, так и другими молодыми людьми.

Каждый человек должен тщательно выбирать ценности и философию жизни, перед тем, как полностью им следовать и овладевать душой остальных людей.

Жизнь Дориана, как описано в тексте, полна преступлений и низостей, которые оставляют на нем отпечаток. Однако он находит способы подавить свое чувство вины и смирения, убеждая себя, что каждый человек выбирает свой путь и несет ответственность только за свои действия. Он видит свои преступления как часть самых потрясающих переживаний и наслаждается атмосферой искусства после них.

В моменты глубокого страдания, таких как самоубийство Сибиллы или убийство Бэзила, Дориан избегает своего чувства вины и обращается к искусству. Например, он отправляется в оперу, чтобы услышать «божественную Патти», или полностью погружается в чтение стихов Готье. Он использует зло как средство для достижения того, что считает красотой жизни. Возможно, по его мнению, скука является наибольшим грехом, которому нет прощения.

Дориан преображает свой мир через свою фантазию, создавая свой собственный мир, который отражается в его увлечениях. Он изучает различные области искусства и науки, такие как католицизм, мистицизм и дарвинизм. Музыка, ароматические вещества, драгоценности и старинные вышивки становятся его новыми страстями и спасают его от страха, возникающего перед его падением.

Дориан приходит к выводу, что культура и разврат сопутствуют друг другу в его жизни. Для него искусство становится нейтральным, не оказывающим влияния на человеческое поведение. Он ранее верил, что обретет вечную молодость, страсть, утонченные и запретные наслаждения, безумие счастья и греха.

Трагедия эгоцентризма и гедонизма в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея»

В романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» развивается тема эгоцентризма и гедонизма. Автор показывает, как главный герой Дориан загрязняет свою душу, преследуя красоту и искусство. Он не задумывается об этических нормах и морали, а ставит на первый план свои личные желания и удовольствия.

Однако, художественная правда оказывается сильнее замысла автора. Уайльд показывает, что красота, лишенная вечности, становится уродством. Дориан стал жертвой своей максималистской страсти — любви к самому себе, и это приводит его к разрушению.

Трагическое завершение романа подчеркивает важность баланса между личными удовольствиями и этикой. Уайльд раскрывает не только личную трагедию Дориана, но и проблему общественной морали, которая должна быть основой для принятия решений.

Мораль романа

Дориан Грей является жертвой своей страсти. Пытаясь убить свою совесть, он убивает самого себя. Таким образом, Уайльд проводит моральный вывод, что наслаждение, ставшее самоцелью, порождает не радость, а муки.

Сочувствие к главному герою

Однако, Уайльд не является последовательным в осуждении своего героя. Дориан вызывает в нем больше сочувствия и сострадания, чем жертвы его страстей. В его судьбе раскрывается трагедия реального противоречия: наслаждение, ставшее самоцелью, порождает не радость, а муки.

Заключение

Роман «Портрет Дориана Грея» является глубоким произведением, которое раскрывает тему эгоцентризма и гедонизма. Автор показывает, что наслаждение, ставшее самоцелью, не приводит к счастью, а к трагедии. Роман напоминает нам о важности баланса между личными удовольствиями и этикой, которые должны быть основой для наших решений.

К этой теме обратился он вновь в одноактной драме «Саломея» (она была запрещена в Англии и поставлена в Париже в 1893 г.).

Страсть иудейской царевны, дочери Иродиады, прекрасной Саломеи вступает в трагический поединок с аскетизмом христианского пророка Иоканаана. Все влечет Саломею к нему: его глаза «точно черные дыры, прожженные факелами в тирских коврах», его тело «белое, как лилия луга, который еще никогда не косили», его волосы, в сравнении с которыми «длинные черные ночи, ночи, когда луна не показывается», кажутся белесыми, его рот, «как гранат, разрезанный ножом из слоновой кости». Жажда чувственного наслаждения обостряется тем, что она сознает духовную чистоту и целомудрие пророка: «Он похож на лунный луч, на серебряный лунный луч». Создается впечатление, будто Уайльд пишет новую «Песню Песней», но это трагическая песнь. Саломея полюбила Иоканаана, она не хочет слышать его призывов к отречению, проклятья, срывающиеся с его уст, оскорбляют, но не останавливают ее. «Дай мне поцеловать твой рот, Иоканаан!»-твердит она п идет навстречу своему желанию, не содрогаясь даже перед смертью. Отказываясь плясать ради половины царства Ирода, Саломея пляшет дивный танец семи покрывал, требуя за это голову Иоканаана. Она достигла своего. «А, ты не хотел мне дать поцеловать твой рот, Иоканаан. Хорошо, теперь я поцелую его». Упрекая его, уже мертвого, в том что он, живой, не захотел взглянуть на нее, сна говорит: «Я знаю, ты полюбил бы меня, потому что тайна любви больше, чем тайна смерти. Лишь на любовь надо смотреть». Но любовь Саломеи оказалась губительной не только для того, кого она полюбила. Она сама стала жертвой собственной страсти и погибла, поцеловав мертвые уста. Оскар Уайльд эстетизирует это противоречие, возвеличивает любовь и жажду наслаждения, превращающиеся в свою противоположность, несущие смерть и страдания. В драме «Саломея» отчетливо проявился декадентский характер его творчества.

Комедии О. Уайльда.

1894-1895 гг.-это годы шумного триумфа уайльдовских комедий. Одна за другой появляются на сцене пьесы: «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным». Уайльд не стал реформатором театра, как Бернард Шоу, но и его заслуга значительна: он возродил искусство английской комедии. Он вернул ей национальный колорит, которого она давно лишилась. В его комедиях перед зрителем предстал замкнутый, узкий круг, который Уайльду знаком лучше всего — «высшее общество», но это был истинно английский высший свет. Только английская леди могла воскликнуть: «Он говорит неправду? Мой племянник Алджернон? Не может быть! Ведь он оксфордец». Буржуазная критика упрекала Уайльда в «ибсенизме» и не случайно. Языком комедии он обличал косность и лицемерие чопорных аристократов, показывал шаткость семейных и социальных устоев в Англии, т. е. по-своему решал те же проблемы, что мастера реалистической драмы. И делал он это легко, словно шутя. «Он просто извлекает из искусства самую квинтэссенцию, — пишет Шоу,-и получает пьесы, которые до того сценичны, что ими восторгаются все театралы, если у них есть хоть капля ума». В комедиях во всем блеске проявилось его искусство остроумнейшего собеседника: его диалоги великолепны. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что порой нет места негодованию по поводу осмеиваемого. Он все умеет подчинить игре, нередко игра ума настолько увлекает Уайльда, что превращается в самоцель, тогда впечатление значительности и яркости создается поистине на пустом месте. Легкость, с какой он это проделывает позволяет предположить, что подобных эффектов может добиться каждый, не обладающий талантом Уайльда, стоит лишь перевернуть прописные истины вверх ногами. Но это впечатление обманчиво. «Его пьесы уникальны…»-предупреждает Бернард Шоу. Уникальность их, как и всех произведений Уайльда, составляет язык, стиль, манера преподнесения фактов, способы характеристики. Фабулы же его пьес не так оригинальны, хотя, безусловно, неожиданны для английской сцены конца XIX в. Подобно Шоу, Уайльд сводит конфликт пьес к противоречию между сущностью человека и его видимостью. Миссис Арбетнот — женщина, не стоящая внимания, по мнению лорда Иллингворта, оказывается благороднее и нравственно сильнее его; Эстер Уорсли, убежденная пуританка, — единственная из всех не только не отворачивается от опозоренной миссис Арбетнот, но преклоняется перед нею. Сэр Роберт Чилтерн, по общему мнению, человек безупречной репутации, на самом деле создал карьеру, выгодно продав государственную тайну биржевому спекулянту.

«Идеальный муж».

Не все комедии Уайльда равноценны. «Идеальный муж» — лучшая и по литературным достоинствам, и по силе социального обличения. Герои пьесы в порыве откровенности делают разоблачающие общественное устройство Англии признания: «Оружие нашего времени — деньги. Кумир нашего времени — деньги. Для того чтобы в наше время чего-нибудь добиться-положения, власти,-нужны деньги». «В наше время всякого можно купить. Только некоторые очень дороги». Особенно смехотворно в связи с этими откровенностями выглядит стремление героев, а в их лице — всех власть имущих, прикрыть свое истинное лицо маской высокой нравственности. И хотя Уайльд накажет в конце «злодейку» — авантюристку миссис Чивли, он поддерживает ее выпад против пуританского ханжества: «До чего вы тут дошли с вашим пуританством! В прежнее время никто не старался быть лучше своих ближних. Это даже считалось дурным тоном, мещанством. Но теперь вы все помешаны на морали. Каждый должен быть образцом чистоты, неподкупности и прочих семи смертных добродетелей. А результат? Все вы валитесь, как кегли, один за другим». Самое ужасное, что ханжество превратилось в государственную политику: «В Англии, если человек не может по крайней мере два раза в неделю разглагольствовать о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией, политическое поприще для него закрыто». Бернард Шоу, назвавший сцену, в которой Чилтерн «противопоставляет размах и смелость своих преступлений жалкому и вымученному идеализму своей глупой и доброй жены», очень современной, подчеркнул типичность происходящего. Уайльд превратил финал комедии в счастливый конец, не лишенный сентиментальности. Но это не ослабляет ее сатирического звучания, хотя бы потому, что уличенный Чилтерн как бы в награду за свои «добродетели» под занавес получает портфель министра. «У вас есть то, что нам сейчас необходимо в общественной жизни, безупречная репутация, высокий моральный уровень, твердые принципы»,-в этих словах, обращенных к Чилтерну, кроется заряд иронии огромной силы. Не случайно Горький замечал, что после Уайльда и Шоу в английской литературе «не может быть места для благодушия».

Уайльд считал, что в жизни его было «два великих поворотных пункта» — Оксфорд и тюрьма. Утонченный эстет, жрец культа наслаждения, Оскар Уайльд в последние годы отрекся от прежней жизни и ее идеалов и признал страдание единственной истиной, высшей реальностью. Причины этого нравственного переворота не только в душевных и физических муках, пережитых самим писателем, но и в том, что он, прежде обращающийся в бегство при виде уродств жизни, теперь смотрел в лицо страдающим людям и признавал, что даже в этих ужасных условиях они сохраняют доброту, жизнерадостность и человеческое достоинство. В исповеди, которой он дал латинское название «Из бездны» (написана в тюрьме), Уайльд заявил, что система и законы, жертвой которых он явился, лживы и несправедливы. Мысль об общественной несправедливости родилась у писателя не в тюрьме, а значительно раньше. В 1891 г. он написал трактат «Душа человека при социализме», в котором утверждал, что «человек создан для лучшего назначения, чем копание в грязи». Он мечтал о том времени, когда «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия»… Анархический социализм Уайльда был далек от научного, но этот трактат, как и некоторые его другие произведения, помогают понять, что коренной переворот во взглядах писателя не является полной неожиданностью. «Ко мне шли, чтобы научиться радостям жизни и радостям искусства. Но — кто знает? — может быть, я избран для того, чтобы научить людей более великому-смыслу и красоте страданий». Уайльд готов служить новому богу. Лишь в одном он неизменен: не может не противоречить самому себе. Обличая все, что заставляет страдать человечество, он готов поклониться самому страданию, видя в нем «единственный путь к совершенству».

«Баллада Рэдингской тюрьмы».

Произведение это, написанное классическим, чеканным, простым стихом, потрясало своим отчаянным трагизмом. Впервые индивидуалист Уайльд слил свое «я» с безымянными «мы», постигнув глубину чужих страданий. Сделав героем баллады юношу, казненного за убийство неверной ^ возлюбленной, Уайльд впервые заговорил о надругательстве над любовью в мире, где царит жестокость, ложь, золото и подлость.

Ведь каждый, кто на свете жил,

Любимых убивал,

Один жестокостью, другой —

Отравою похвал,

Коварным поцелуем — трус,

А смелый — наповал.

Один убил на склоне лет,

В рассвете сил — другой,

Кто властью золота душил,

Кто похотью слепой,

А милосердный пожалел:

Сразил своей рукой.

Кто слишком преданно любил,

Кто быстро разлюбил,

Кто покупал, кто продавал,

Кто лгал, кто слезы лил,

Но ведь не каждый принял смерть

За то, что он убил.

(В пер. В. Брюсова)

«Баллада Рэдингской тюрьмы» — высший и последний поэтический взлет Оскара Уайльда. Затравленный ненавистным ему общественным мнением, Уайльд погиб, не осуществив всех возможностей своего самобытного и яркого дарования.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/