Поэтика прозаического цикла Андрея Усачева (по циклу

Курсовая работа

Творчество Андрея Усачёва является одним из самых ярких и востребованных в современной детской литературе. Писатель работает как в жанре прозы, так и поэзии. Он является автором большого количества детских стихов и сборников сказочных историй для детей. Среди них: «Звукарик», «Сказочная история воздухоплавания», «Жили-были ёжики», «Школа снеговиков», «Бова-королевич», «Почта Деда Мороза» и др.

Среди них наиболее известным является цикл «Умная собачка Соня», во многом благодаря одноимённому мультипликационному фильму, выпущенного киностудией «Экран».

Поэтика произведений Андрея Усачёва является неизученным явлением в современном литературоведении. Несмотря на очевидные литературные, лингвистические, эстетические достоинства, творчество Усачёва до сих п ор не рассматривалось в отдельном исследовании. Отсутствие работ по данной теме обуславливает её актуальность.

Степень изученности. Вопросы субъектной организации в художественном произведении рассматривали: Корман Б. О., Успенский Б. А.

Проблема циклизации художественного произведения изучалась такими учёными как Гареева Л. Н., Дарвин М. Н., Ляпина Л., Сапогов В. А., Старыгина Н. Н. и др.

Цель исследования: выявить особенности поэтики прозаического творчества Андрея Усачёва

Объект исследования: поэтика прозы Андрея Усачёва.

Предмет исследования: прозаический цикл «Умная собачка Соня».

Задачи исследования:

  • выявить особенности сюжета;
  • выявить особенности сюжетной организации;
  • выявить ведущие черты поэтики;
  • выявить специфику цикла.

Методы исследования:

1) описательный;

2) семантико-стилистический;

3) компонентный и сопоставительный методы;

4) все типы анализа художественного слова использовались в комплексе.

Автор не мешает ей, не ставит никаких препятствий, а словно экспериментирует: а что же будет, если не мешать ей познавать мир. Эту цель он преследует на протяжении всего цикла.В следующей истории – «Соня и самовар» – повторяется сюжетный ход: как в случае с эхом Соня не могла объяснить физическое явление отражённого звука, так и здесь её ставит в тупик эффект отражения. Полагая, что каким-то образом оказалась внутри самовара, Соня прыгает, пытаясь спастись бегством от угрозы свариться живьём. Задев самовар, она и в самом деле ошпаривает кипятком хвостик. Вывод собачки Сони, как всегда, оптимистичен: «Хорошо, что я вовремя догадалась выпрыгнуть, — дуя на ошпаренный хвостик, думала умная собачка Соня. — А то бы и не заметила, как сварилась!».Ситуация, восходящая к абсурду: Соня выпрыгиваетиз самовара, в котором не находится. Ей кажется, что она может ошпариться только по той причине, что она отражается в самоваре. В этом ощущается и интертекстуальная перекличка с «Алисой» Кэрролла – с эпизодом, в котором мышь соня спала в чайнике. Сказочная абсурдность вскоре превращается в реальность: Соня действительно ошпаривает кончик хвостика потому, что опрокидывает самовар. Смешной вывод Сони в очередной раз подчёркивает наивность и чистоту её мышления, свойственную детям.

3 стр., 1369 слов

Образ и характеристика Сони Гурвич в рассказе А зори здесь тихие Васильева

... повседневных подвигов слагалась великая общая Победа. Сочинение Соня Гурвич В произведении Бориса Васильева «А зори здесь тихие» показана история совсем молодых девушек ... Но они ошибались. В институте Соня познакомилась с таким же умным, начитанным мальчиком и один вечер ... Гурвич первой из отряда Васкова погибает. Старшина просит Риту Осянину взять его табак, однако та забывает про него, и Соня ...

В истории «Пятно» рассказывается как Соня, пытаясь оттереть пятнышко от вишнёвого варенья с белой скатерти, превращает её в вишнёвую с одним-единственным, теперь уже, белым пятном. Разумеется, хозяин Иван Иванович ругает Соню на проступок. Налицо очередная ситуация перевёртыша и вывод Сони в духе детского мышления: ««А что было бы, — подумала умная собачка Соня, — если бы я оставила то, грязное и некрасивое… Просто страшно подумать!».«Гениальная» идея Сони с точки зрения собачки и ребёнка на самом деле является гениальной. Проявившийся в ней росток творчества и находчивости является той самой чертой, которую нужно поощрять и развивать, и именно это хочет сказать автор. Соня, как и большинство детей в подобной ситуации, сталкивается с непониманием и жестокостью. Взрослым гораздо важнее вещи, чем внутренний мир и фантазии ребёнка. Тем не менее, Соня проявляет оптимизм и мудрость, большую, чем её хозяин. Она не обижается, не плачет, а делает вывод, наиболее верный, на её взгляд: «А что было бы, — подумала умная собачка Соня, — если бы я оставила то, грязное и некрасивое… Просто страшно подумать!» В истории «Радуга» раскрывается в полной мере добрая натура собачки Сони, которая, чтобы утешить плачущую девочку, с помощью льющейся из лейки воды создаёт большую радугу.

К сожалению, не всех устраивает такое положение дел. Вновь Соня сталкивается с жестоким миром обывателей, стремящихся изгнать красоту из своей жизни: «Почему так в жизни всегда получается, — думала потом собачка Соня, что если всем что-нибудь очень нравится, то кому-нибудь это обязательно не понравится?».Завершается цикл историей о том, как Соня нашла рукопись Ивана Ивановича о ней самой. Начинается это с чтения сказок и вечного вопроса Сони: «А что потом?». Её очень интересует, что происходит с героями сказок после окончания истории, за той фантастической гранью, которая разделяет читателя и персонажей книги. Здесь происходит усложнение хронотопа произведения: он обретает свойства хронотопа «матрёшечного» типа, когда в одно художественное пространство вставляется другое. Это следует из манеры изложения повествователя: в мир собачки Сони органично входит пространство сказок, которые она внимательно разбирает, а после – пространство иного художественного текста, в котором героиня читает о самой себе.Последняя миниатюра «А что потом» также более полно раскрывает характеры героини и её хозяина Ивана Ивановича (сердитый и прагматичный, он, пишет книгу).

Оказывается, что и Соня не просто милая, добрая, забавная и любознательная зверюшка, но и творческая личность, желающая не только познавать, но и создавать нечто качественно новое. Об этом свидетельствует её нелюбовь к финальному слову «Конец» во всех литературных произведениях, а также стремление домыслить историю, проникнуть за пределы её окончания, выявить иной, недоступный большинству людей, мир.Именно по этой причине сказка о собачке Соне заканчивается словами: «А что потом?» без общепринятой надписи «Конец». Вывод: сказочная повесть «Умная собачка Соня» представляет собой цикл миниатюр, в которых последовательно раскрывается процесс познавания мира главной героиней – собачкой Соней; показываются её первые столкновения с добром и злом, собственные открытия радости и красоты.Истории о собачке Соне основаны на принципе парадокса, обратной реакции, смешных недоразумениях, перевёртышах. Очевидно, что в своём произведении Усачёв ориентируется на традиции мировой детской литературы, в частности, на Л. Кэрролла с его ситуациями абсурда и А. Линдгрен (мотив вишнёвых косточек явно произрастает их «Трёх повестей о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»).

15 стр., 7491 слов

Умные речи приятно и слушать – по пословице

... речь хорошо и слушать; Михельсон: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Разумов: Умные речи приятно и слушать. Пословицы и поговорки об уме многочисленны, потому что во все времена в . Дурака учить, что на воде писать. . Умные речи приятно и слушать. какое сочинение написать по пословице умные речи приятно и слушать ...

В цикле А. Усачёва представлена модель мира, в которой действует ребёнок (в образе собачки) и взрослые (в образе хозяев).

Эти роли они выполняют на протяжении всего произведения, действуя по своему усмотрению. Соня представляет собой юное существо, движимое здоровым любопытством, стремлением познать мир, пусть даже весьма неординарными способами. Взрослые (хозяин, дворник, другие собаки) препятствуют ей в этом, порой несколько жестоким образом. Функция автора в этом произведении заключается в стороннем наблюдении. При этом он ставит своеобразный эксперимент: на примере собачки Сони он пытается показать, что будет, если ребёнку не мешать познавать мир и оставаться самим собой, а также помочь представить читателю, насколько прекрасен будет этот мир, если смотреть на него глазами ребёнка. 1.2.Субъектная организация цикла: понятие в литературе и его воплощение в цикле Андрея Усачёва.Под субъектной организацией подразумевается соотнесённость носителей речи и их смена в процессе развития сюжета. Здесь также важно учитывать ракурс, с которого герои произведения видят события и друг друга.В субъектную организацию произведения входят объект и субъект речи. Объектом принято называть всё, о ком или о чём повествуется в произведении: люди, предметы, события, ситуации, обстоятельства.Под субъектом понимается рассказчик событий, то есть, носитель речи.

В процессе развития сюжета возникает соотношение между повествователем (субъектом) и объектом, которое называется точкой зрения повествователя.В зависимости от художественного замысла и идеи произведения автором выбирается субъектная форма. Систематизация форм субъектной организации зависит от того, насколько субъект речи выявлен в художественном пространстве текста.В соответствии с этим различают несколько типов субъектов речи. Первый из них – повествователь, так называемый «автор» и носитель речи. Он не назван и не выявлен в тексте, будто «растворён» в нём. Излагая события, он не проявляет никаких эмоций. Он невозмутим и спокоен. Повествователь знает, что было и что будет, оттого его позиция выглядит максимально объективной. Следующий тип – это так называемый личный повествователь. Он также является носителем речи, но при этом имеет существенное отличие от повествователя, а именно – свою названность (“я”).

К третьему типу принадлежит герой-рассказчик. Он является действующим и полноправным персонажем художественного произведения: иногда главным, иногда второстепенным. Он повествует о событиях, высказывает собственное мнение, проявляет различные эмоции. Таким образом, его личность персонифицирована.Обращаясь к сказочной повести А. Усачёва «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек», мы видим, что субъектная организация этого произведения представлена первым типом субъекта – невидимого и «безымоционального» рассказчика. С самого начала повествования он сразу размечает иерархию героев, даёт понять, кто из них главный и при этом не обнаруживает себя:«В одном городе, на одной улице, в одном доме, в квартире № 66 жила-была маленькая, но очень умная собачка Соня.У Сони были чёрные блестящие глаза и длинные, как у принцессы, ресницы и ещё аккуратный хвостик, которым она обмахивалась как веером.А ещё у неё был хозяин, которого звали Иван Иваныч Королёв.Поэтому живший в соседней квартире поэт Тим Собакин и прозвал её королевской дворняжкой.А остальные подумали, что это такая порода».Беспристрастное спокойное повествование сразу расставляет акценты в системе образов: на первом месте собачка Соня.

6 стр., 2635 слов

Анализ произведения

... типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора. Речь повествователя - оценка ... произведения, их поступков и переживаний. 3. Развернутое обоснование выводов. 2. Анализ прозаического литературного произведения Приступая к анализу художественного произведения, ... произведении (многоплановое или одно плановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). ...

Интересно, что рассказчик не только описывает внешность своей героини, но указывает на её привычки и особенности натуры: «очень умная собачка».Далее следует хозяин Сони. Здесь очевиден парадокс, свойственный детской или анималистической литературе, когда животное оказывается главным героем по сравнению с человеком.Итак, хозяин собачки Сони по степени важности следует за своим питомцем. Ему не даётся никакой характеристики, черты его характера будут проявляться исключительно в ходе действия и поступков.Третий персонаж, о котором заявлено в начале произведения, – это реально существующее лицо, детский писатель и поэт Тим Собакин. Сделав его соседом собачки Сони, автор повести прибегнул таким образом как к игре слов (собачка – Собакин), так и к ярко выраженной интертекстуальной перекличке. То, что именно детский поэт даёт оценку героиню, добавляет авторитетности его мнению. Остальные персонажи – собаки, люди – находятся на третьем уровне повествования произведения. Они ценны в этом художественном пространстве лишь тем, что встречаются на пути главной героини.Возвращаясь к субъектной организации произведения, то вопрос о распределении голосов решается следующим образом. На первый взгляд создаётся впечатление, что повесть одноголосна, так как доминирующим в ней является голос повествователя.

Действительно, он даёт характеристики персонажам, озвучивает их действия и поступки, объясняет мотивы поведения. Например, непонятное с точки зрения хозяина стремление Сони потрошить букеты цветов, хорошо понимает повествователь:«Больше всего на свете собачка Соня любила нюхать цветы. Цветы были такие душистые и так приятно щекотали в носу, что, понюхав их, Соня сразу же начинала чихать. Чихала она прямо в цветы, отчего они пахли и щекотали ещё сильнее, а собачка Соня чихала ещё сильнее… и так продолжалось до тех пор, пока у Сони не начинала кружиться голова или не облетали все цветы».Но вскоре в ткань повествования начинают вплетаться и другие голоса: «— Ну вот, — сердился Иван Иваныч. — Опять распотрошила весь букет!».Реплики хозяина обычно звучат контрастно по сравнению с голосом рассказчика. Как уже отмечалось, тон его повествования объективен, лишён эмоций и оценок. Совсем иное – Иван Иванович. Его голос имеет различные оттенки: он сердится, поучает, жалеет, сочувствует, удивляется, ругается, сомневается. С помощью авторской характеристики и открывается его характер.Самая сложная «голосовая партия» у главной героини. Она единственная в повести, кто и говорит, и думает. Её внешняя речь определяет жанровую принадлежность произведения, ведь только в сказках животные умеют разговаривать.

3 стр., 1267 слов

Образ и характеристика Сони Ростовой в романе Война и мир Толстого

... стрежня, который бы давал ей необходимую жёсткость. Образ и характеристика Сони в романе Война и мир Несколько интересных сочинений Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. ... на ошибках прошлого, научиться не повторять их и жить в мире. Одним из таких произведений является “Война и мир” Толстого. Произведение “Война и мир” по праву можно назвать одной из ...

Интересно, что разговаривать с людьми Соня научилась только после удара током. С собаками она ведёт беседу с самого начала. Так в хор голосов (внешних и внутренних) вливаются голоса собак, с которыми встречается героиня.Собачка Соня способна на внутренние монологи. Иногда они однотонны:««Хорошо быть деревом, — думала она. — Деревья — большие и не боятся холода. Если бы я была деревом, я бы тоже жила на улице и ни за что не вернулась домой».Иногда в них вкрапляется голос автора:«Согревшись, она стала мечтать о том, как вырастет большой-пребольшой: как береза, или дуб, или ещё что-нибудь…“Интересно, каким я деревом вырасту? — думала она. — Хорошо бы, каким-нибудь съедобным: например, яблоней или, лучше, вишней… Буду сама срывать с себя вишни и есть. А захочу — наварю себе целое ведро варенья и тоже буду есть сколько захочу!”»Бывают случаи, когда монолог героини обогащается третьим голосом – голосом хозяина, которого собачка представляет самым ясным образом и озвучивает в своём воображении в манере, ему присущей:«Тут Соня представила, что она — большая красивая вишня, а внизу, под ней стоит маленький Иван Иваныч и говорит.“Соня, — говорит он, — дай мне немного вишенок». «Не дам, — скажет ему она.

— Ты зачем прятал от меня варенье в шкафу?!”»Есть в произведении момент, когда в его хронотоп вторгается иное пространство, а именно, – созданное другим текстом. Это происходит, когда собачка Соня находит в столе хозяина тетрадь с рукописью, повторяющей название самой книги. И тогда в пространстве, где обитают собачка и Иван Иванович, начинают звучать голоса их двойников:«— Ну вот и отлично! — сказал довольный Иван Иваныч. И придвинувшись к письменному столу, закончил последний рассказ так:— А ЧТО БЫЛО ПОТОМ? — спросила умная собачка Соня из-под дивана».Таким образом, голоса героев дублируются голосами из произведения, вплетённого в основное повествование. Субъектная организация произведения определяется при помощи пласта авторского текста, диалогов, монологов, внутренних и внешних. Точка зрения определяется двумя позициями: повествователя и главной героини.Помимо голосов повествователя, героини, других персонажей (людей и животных), текста, который читает Соня, в художественном пространстве произведения есть и другие необычные голоса – существ, которых не бывает. Например, Эха:«— Эй! — крикнула Соня, заглядывая в люк.— Эй! — отозвалось из темноты Эхо.— Что ты там делаешь? — спросила Соня.— Живу я здесь! — ответило Эхо.— Выходи! — крикнула Соня.— Это зачем? — насторожилось Эхо.— Поговорить надо! — схитрила Соня».Примечательно, что голос, отвечающий Соне, лишь в её понимании оказывается голосом Эха – непонятного существа, которого никто не видел.

На самом деле голос Эха – это голос рабочего, сидящего в люке. Об этом с самого начала знает повествователь и в конце истории узнают читатели. И только лишь Соня так и остаётся в заблуждении, что разговаривала с Эхом.Говоря о точке зрения, следует отметить что в данном цикле она изменчива. Термин «точка зрения» был введён известным учёным Б. А. Успенским, который ставил этот аспект произведения в «центральную проблему композиции». Опираясь на термин «полифония» (применительно к литературе), введённый М. М. Бахтиным, Успенский пишет: «Если различные точки зрения не подчинены одна другой, то перед нами произведение полифоническое»Различные точки зрения мы встречаем в пласте, касающегося одного из главных вопросов произведения, в названии которого заявлен эпитет «умная» собачка Соня. И ниже добавляется освидетельствование того, что всё «прочитано и одобрено» самой собачкой Соней. Повествователь также очень часто резюмирует, что его героиня очень умна, но в его словах звучит оттенок иронии, поскольку свой вывод он делает на фоне, контрастном его словам, когда Соня оказывается из-за своих действий в нелепой ситуации.Диссонансом в этом общем настроении оказывается точка зрения Ивана Ивановича, когда обнаруживается его рукопись о собственной питомице. Из неё следует, что свою собачку он считает глупой: «Глупая собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»— Неужели это про меня? — удивилась она. — Только почему же — глупая? — обиделась Соня. Она зачеркнула слово глупая, написала — умная — и села читать рассказы». Из этого следует, что взгляд на проблему даётся с диаметрально противоположных точек зрения, следовательно, исходя из теории Б. А. Успенского, можно сказать, что субъектная организация произведения, представляющая собой соотношение сознания и речи их носителей, является полифоничной. Вывод: субъектная организация прозаического цикла выглядит следующим образом: объективный и беспристрастный повествователь, главная героиня – собачка Соня, следующий за ней степени важности её хозяин. Далее – остальные персонажи: люди и животные.Каждый из персонажей имеет свой голос. Собачка Соня обладает и внутренним и внешним голосом (это её отличительная черта от других персонажей).

15 стр., 7405 слов

Лингвистический аспект цикла стихотворений С.А. Есенина «Персидские ...

... Цикл стихов С. А. Есенина «Персидские мотивы», написанный им в 1924 году в период поездки на Кавказ, состоит из 15 стихотворений. Говоря об особенностях фонетической структуры цикла «Персидские мотивы», ... особенное значение звуковому облику своих произведений, иногда даже в ущерб содержанию. Любой истинно художественный текст обычно организован фонетически в соответствии с законами языка: он ...

Сочетание нескольких голосов и наличие различных точек зрения говорит о том, что произведение полифонично.Глава II Поэтика цикла А. Усачёва2.1.Идейно-тематический комплекс прозаического цикла «Умная собачка Соня»Понятие «цикл» появилось в русской литературе сравнительно недавно – примерно в середине прошлого века. Его возникновение было связано с возникновением новых жанров и поиском новых форм выражения. В детской литературе обращение к цикличности было обусловлено ещё и особенностью аудитории: ребёнку было легче воспринимать короткие истории с законченным сюжетом. Одним из условий прозаического цикла является зависимость его элементов друг от друга.Примерами подобных циклов в отечественной детской литературе являются произведения М. Зощенко, Н. Носова, Б. Шергина, Б. Житкова, В. Драгунского. К одним из последних образцов указанного жанра относится сказочный цикл А. Усачёва. Обратимся к анализу повести «Умная собачка Соня». Название произведения, как это обычно принято, определяет главного героя произведения. Из заголовка сразу становится очевидным, о ком пойдёт речь в данном произведении: о некоей собачке Соне.

14 стр., 6508 слов

«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...

... писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. ... лексический уровень. В первой строфе лирический герой говорит ... природы зависит от человека. Вопрос: Какие Вы знаете стихотворения, где природа ... в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу. ...

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/o-tvorchestve-andrey-usachev/

1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 496 с.

2. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 264 с.

3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с

4. Гареева Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) //

5. // «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: Вопросы поэтики. — Ижевск: УдГУ, 2004.

6. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень)//Проблема автора в художественной литературе. Вып. 1. – Ижевск, 1974. – 125 с.

7.Лилеева И. Гений и современники//Бальзак в воспоминаниях современников/Сост., вступ. статья И. Лилеевой и В. Мильчиной; Научн. подгот. тома В. Мильчиной. – М.: Художественная литература, 1986. – 559 с.

8. Ляпина Л. Проблема целостности лирического цикла/ Л.Ляпина// Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. — Донецк: 1977. – 269 с.

9. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока/В.А. Сапогов// Язык и стиль художественного произведения. – М.: 1966. – 389 с.

10. Успенский Б. А. Семиотика искусства. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. – 360 с.

Интернет-ресурсы:

11. Усачёв А. Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек//http://www.litmir.info/br/?b=43816&p