Литература Древнего Рима

Курсовая работа

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет никаких оснований отрицать существование римской устной поэзии, возникшей в далеком прошлом. Самые ранние формы поэзии несомненно связаны с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это древнейший памятник свободной поэтической шкалы курсива, аналогии с которым мы находим в устной поэзии других народов.

появления

народной драмы

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.).

Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

2. Ранние формы римской прозы

К древним временам относится и начало римской прозы. В первые дни появились писаные законы, трактаты и литургические книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Мы также находим признаки того, что похоронные речи появились в Риме уже в раннем возрасте.

3. Первые римские поэты, Ливий Андроник,

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Его язык не отличался изяществом, и в нем встречались даже словесные образования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. Многие годы они учились в римских школах по переводу Андроника «Одиссеи.

14 стр., 6721 слов

Рассуждение Вариант 6 Сенина «Поэзия стала частью моей жизни…» ...

... влияние поэзии на человека, обнаружили, что это, как мантра, завораживает своим звучанием и помогает восстанавливать энергетическое поле человека. Такое воздействие стихов связано ... жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски. Влияние поэзии на здоровье человека ... в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, ...

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые были переводами или переделками греческих произведений.

Гнея Невия

Кроме того, Неви написал несколько трагедий, в том числе основанных на римских легендах.

Поскольку римляне выступали в трагедиях Невиуса, одетые в церемониальный костюм — тогу с пурпурной каймой, — эти сочинения называются fabulaepraetextae.

Неви также писал пьесы, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Неви был заключен в тюрьму и освобожден оттуда только благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

Энния(239-169 гг.)

Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр.

Анний пользовался славой при жизни, а после смерти его почитали как одного из лучших поэтов.

Из произведений всех трех перечисленных поэтов — Ливио, Андроника, Неви и Энни — до наших дней сохранились лишь фрагменты.

3.1. Плавт

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254—184 гг.).

Плавт родился в Умбрии. Прибыв вРим , он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими к самым разным слоям итальянского населения.

Комедии Плавта подражательны по сюжету, оформлению и характеру. Они созданы под влиянием неоаттической комедии, которая, в отличие от политической комедии классической эпохи, была комедией повседневной жизни. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новой аттической комедии, появляются условные типы.

Большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют в комедии прихлебатель (паразит) и сводник; женские роли несколько однообразны; на сцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно лежит любопытная интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. Юпитер приходит к жене в образе самого Амфитриона, а Меркурий — в облике слуги Амфитриона. Через некоторое время настоящий слуга возвращается, чтобы предупредить жену о прибытии своего хозяина, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главный герой — Пиргополинник, воин на службе Селевко. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Основная роль в этом — раб Палестрон и добрый старик, сосед воина. Клиент старика притворился влюбленным в воина, назначил ему встречу, и он, желая избавиться от афинской девушки, отпустил ее с богатыми дарами. В последнем акте раскрывается интрига, дерзкого воина под всеобщий смех избивают рабы старого мудреца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

9 стр., 4447 слов

Анализ трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»

... легиона, четко выверенная речь Цезаря и его уверенность дали начало гражданской войне. Шекспир Юлий Цезарь краткое содержание Широко шагая, Цезарь брал города. Не помогло ... подчиняет Александрию. По возвращении в Рим, Цезаря провозглашают диктатором. Он проводит ряд законов касательно римского гражданства, вводит закон против роскоши, ... Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVII, стр. 783.}. В памфлетах, ...

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. В его пьесах мы находим протест против ростовщичества, против аристократического высокомерия. Комедия «Хвастливый воин», вероятно, была направлена ​​против наемников и напомнила зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжеты Плавта не оригинальны, в его пьесах выводятся условные типы, но у Плавта есть неповторимые комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта было много грубых выражений, но тем не менее он считался образцовым.

3.2. Теренций

К кругу Сципиона Эмилиана принадлежал другой автор комедий, Публий Теренций Африканец (около 190—159 гг.).

Он был родом из Карфагена и приехал в Рим в раннем возрасте в качестве раба. Его господин дал ему образование и отпустил на волю.

Теренций вращался в кругах римского высшего общества, и его пьесы рассчитаны на образованную публику. Теренций также подражал греческим авторам и, прежде всего, Менандру, известному автору неоаттической комедии. Все произведения Теренция отличались изяществом языка. В этом смысле они считались образцовыми и неоднократно комментировались грамматиками.

3.3. Сатиры Луцилия

сатирами,

Со времен Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим развитие в следующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, сначала подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается автономно. Литература внесла новые идеи в римское общество, способствовала созданию того латинского языка, который затем изучался на протяжении многих веков.

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

Видное место в римской литературе конца республики занимает Гай Юлий Цезарь. За ним утвердилась слава второго, после Цицерона, римского оратора. Примечательны как по форме, так и по содержанию его военные мемуары, известные как «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Ему принадлежали и другие, не дошедшие до нас сочинения. Как оратор Цезарь примыкал к аттицистам. Речей его не сохранилось, но Цицерон называл их изящными и говорил об умении Цезаря держаться на трибуне; произносились они, говорится в другом источнике, с таким же пылом, с каким Цезарь вел войны.

14 стр., 6796 слов

Пояснительная записка. Федеральное государственное казенное образовательное ...

...   ББК 67.408     © Уральский юридический институт МВД России, 2012 Пояснительная записка Программа итогового государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право» подготовлена в соответствии с ...

Мемуары Цезаря преследовали политические цели. «Записки о Галльской войне» оправдывали его войны в Галлии и указывали на значение новых завоеваний. «Записки о гражданской войне» возлагали всю ответственность за войну на противников Цезаря и показывали их военную неспособность.

Рассказ Цезаря поражает своею последовательностью и ясностью. Его суждения о своих действиях отличаются умеренностью, он нигде не комментирует те свои действия и события, о которых рассказывает. Живая и непринужденная история соответствует простому и изысканному языку. Цицерон находил «Записки» Цезаря прелестными; по его словам, они лишены искусственных приёмов, как бы обнажены.

Тот жанр, к какому принадлежат «Записки» Цезаря, нашёл своих подражателей: близкий к Цезарю офицер его Гирций (консул 43 г., погибший при Мутине) продолжил труд Цезаря и написал восьмую книгу «Записок о Галльской войне». Хирт и другие участники войн Цезаря описали другие кампании Цезаря.

1.2. Гай Саллюстий Крисп

Исторические произведения, посвященные отдельным событиям римской истории, также были близки к воспоминаниям. Среди историков того времени особой известностью пользовался Гай Саллюстио Криспо, сторонник Цезаря. Его произведения «О заговоре Катилины», «Война Югуртина» и даже «Письма к Цезарю» являются не только важными историческими источниками, но и важными литературными произведениями.

1.3. Марк Теренций Варрон

Одним из самых плодовитых писателей того времени был Марк Теренций Варрон (116—27 гг.).

Он изумлял сво их читателей разнообразием сюжетов, какие затрагивались в его произведениях, и количеством всего написанного.

Произведения Варрона охватывали, чуть ли не все отрасли знаний. Но Варрон не только прозаик, но и владеет рядом поэтических произведений. Известностью пользовались его сатиры. На основании дошедших до нас отрывков можно сказать, что они преследовали определенные политические и дидактические цели. Например, неудачные философские рассуждения расходятся с римской повседневной мудростью. Касался Варрон и животрепещущих политических вопросов. После создания первого триумвирата он опубликовал сатиру под названием «Трехголовый монстр».

2. Римская поэзия I в. до н. э.

Прошлый век республики ознаменовался не только расцветом латинской прозы, но и необычайными успехами в области поэзии. В школах преподавали стихотворение, и умение сочинять стихи было признаком хорошей формы.

В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».

2.1. Тит Лукреций Кар

О жизни Лукреция нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию, обращаясь к нему, как к равному. Возможно потому, что он принадлежал к высшему кругу , хотя некоторые склонны считать его человеком демократического происхождения. Христианский писатель IV—V вв. н. э. Иероним говорит, что Лукреций потерял рассудок из-за глотка любви, что он писал свое стихотворение только в те моменты, когда приходил в сознание и покончил жизнь самоубийством. Однако в поэме нет никаких следов болезненности сознания; версия эта относится, видимо, к последующему периоду и сочинена противниками философии Лукреция.

17 стр., 8312 слов

Тема святости в произведениях И.С. Тургенева «Живые мощи» ...

... Живые мощи», где Лукерья перед смертью будет думать не о себе, а попросит барина, чтобы уменьшили оброк с крестьян. Антикрепостнический пафос книги Тургенева ... духовные интересы человека, как обыкновенно обхватывает их произведение собственно художественное. Даже самая летопись, чтобы ... молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную ...

Поэма «О природе вещей» — философское произведение. Автор использовал ритмический дискурс и различные формы поэтического изложения, чтобы сделать предмет своего творчества доступным для читателя. Разоблачая свое учение «в звучных и сладких стихах», он ведет себя, по его словам, как врач, «который намазывает медом края миски, когда дает детям горькое и целительное питье».

Лукреций — стойкий сторонник и страстный проповедник учения Эпикура, которое, по его мнению, должно освобождать людей от суеверий и приносить им счастье.

Поэма начинается гимном очень доброй Венере, олицетворению уникальной и вечно живой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основа учения обо всём сущем: из ничего ничего не происходит, а всё рождается и произрастает от мельчайших первичных тел , из которых состоят все тела. Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.

В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицает бессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтому смерть — неизбежный конец существования. В четвертой книге утверждается, что наши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятой развёрнута величественная картина мироздания. Мир возник вследствие разнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не застаивается в своем положении, все преходяще, природа вечно меняется. Лукреций рассказывает историю образования Земли и появления на ней живых существ. Он даёт набросок развития первобытного общества. Первые люди были больше похожи на животных, у них не было общинных законов и правил, между ними царило насилие. Но постепенно люди покорили силы природы, научились разводить огонь, стали использовать шкуры животных, появилась семья, в результате договора возникла компания. В шестой книге объясняются различные природные явления: грозы, землетрясения, перепады температур, эпидемические заболевания.

Поэма раскрывает целостное, принципиально материалистическое и механистическое мировоззрение. Автор её — не только рационалист-мыслитель, но и поэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.

Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтического восприятия автором явлений природы. Одна из главных задач Лукреция — избавить людей от страха смерти и суеверий. Естественный образ мира не оставляет места божественному вмешательству. В согласии с Эпикуром Лукреций говорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел. Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении её явлений были причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всяких зол.

Идеал Лукреция — это мудрец, познавший законы жизни и природы, свободный от суеверий, отрешенный от забот и наслаждающийся своим спокойствием. Эпикурейская этика в основе своей аполитична. Он оправдывает индивидуализм, отстранение человека от общественной жизни.

12 стр., 5626 слов

Золотой век римской поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий)

... Золотого века» римской поэзии. Задачи: охарактеризовать предпосылки возникновения римской литературы. выделить основные темы и идеи «Метаморфозы» -- эпос П. Овидия Назона. охарактеризовать творчество Вергилия. выделить основные черты и особенности поэзии Горация. ... золотым веком поэзии время Августа являлось. Стихи Вергилия, Горация и других римских поэтов эпохи Августа ... богах). Произведение ... Катулла, ...

Он предпочитает жизнь первобытного общества жизни, полной суетливых забот, вдали от природы и отягощенной борьбой. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Восхищение природой, вера в ее неиссякаемую силу сочетается с извинением человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.

Поэма «О природе вещей» — величайшее произведение мировой литературы, продолжает поражать глубиной мысли и не раз являлась источником творческого вдохновения. Доктрина, по своей сути, противоречит многим явлениям римского общественного строя, полному ритуалов и суеверий, Лукреций облачился в традиционную латинскую поэтическую форму. Он следовал не александрийскому образцу, а римскому поэту Эннио, к которому относился с большим уважением.

александринизма.

2.2. Гай Валерий Катулл

Первое место среди новых поэтов принадлежит, несомненно, Катуллу. Гай Валерий Катулл (около 87-54 гг. до н.э.) родился в транспаданском городе Вероне. Поселившись в Риме, он сблизился с представителями аристократической молодежи, среди которых было много талантливых людей.

Катуллу была хорошо известна греческая и эллинистическая поэзия. Ряд его стихотворений написан в чисто александрийском духе («Свадьба Фетиды и Пелея», две брачные песни —эпиталамии и др.).

Катулл воздавал должное подчеркнутой мудрости, которая требовалась от поэта александрийской школы, но в то же время он давал правильные характеры, полные реализма человеческих чувств и страстей. Особое значение в мировой литературе приобрели лирические стихи Катулла, основные из которых он посвятил своей возлюбленной Лесбии.

Под этим вымышленным именем скрывалась, как это установили ещё в древности, аристократка Клодия, сестра известного трибуна 58 г., не раз упоминаемая в произведениях Цицерона. Стихи Катулла знакомят нас с перипетиями всего романа: Катулл говорит о своей страсти, приводя его к застенчивости. За первым энтузиазмом и радостью успеха последовало разочарование: у Катулла есть подозрения, которые вызывают ревность и вскоре подтвердились. Катулл испытывает противоположные чувства, с особой силой впечатляемые им в куплете, который начинается словами: «Даже если я ненавижу, я люблю».

В конце концов, Катулл расстается с Клавдией, и этот разрыв заставляет его, так сказать, онеметь. Он молит богов избавить его от любовной болезни; он разочарован в любви и впоследствии не пожелал вернуться к своей прежней возлюбленной.

Любовь к Клавдии — не единственная причина в операх Катулла. Он пишет стихи о смерти любимого брата и многочисленные и разнообразные стихи, посвященные друзьям. Замечательны стихи Катулла о природе. Стихотворение, обращённое к родному полуострову Сирмию, написано поэтом по возвращении из Вифинии; родные края дороже Катуллу всех других «полуостровов и островов, тинийских и вифинских полей».

Таким образом, тексты Катулла отражают сложный спектр личных переживаний поэта. На него влияли не только александрийцы — он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха).

6 стр., 2655 слов

По литературе «Тема праведничества в русской литературе» (по ...

... нормы, да и просто добрый высоконравственный человек. Теперь можно приступать к изучению темы праведничества в литературе. «Очарованный странник»: «Мне за народ очень помереть хочется». семи зависящими от ... разных людей о том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в литературных произведениях русских писателей. Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди ...

Катуллу удалось найти слова исключительной силы и обаяния, чтобы выразить сложные человеческие переживания, и его по праву можно считать первым великим римским лирическим поэтом. В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.

Катуллу не чужды были и политические мотивы. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу антицезарианской молодёжи; ему принадлежит несколько резких эпиграмм по адресу Цезаря и особенно по адресу любимца последнего, Мамурры. правда, в одном из стихотворений Катулл восхищается успехами Цезаря в Великобритании.

В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи — Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотделимы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времён принципата Августа.

III. Литература ранней Империи

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-drevnego-rima-2/

1. Литературная жизнь в эпоху Августа

Эпоха Августа — период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие литературные и художественные произведения, которые приобрели всемирно-историческое значение и на протяжении многих веков оставались образцами. Эти произведения — результат многовекового развития римской культуры, но в то же время они выражают те идеологические течения, которые характерны для эпохи Августа.

Ко времени правления Августа относится расцвет римской поэзии. Гражданские войны не пресекли той линии развития, начало которой относится к середине I в. до н. э. Поэты августовой эпохи продолжали традиции Лукреция и Катулла.

Несомненное значение имел мир, установленный Августом, особенно благоприятный для привилегированных слоев итальянского общества. Недаром все поэты — италики по своему происхождению. Италия дала Риму таланты, сделавшие бессмертной римскую поэзию.

Для художественной прозы этого времени характерен исторический жанр. Выдающимся произведением эпохи является «История» Тита Ливия. Другие исторические произведения эпохи Августа до нас не дошли. Многие из них, судя по имеющейся у нас скудной информации, по-видимому, носили журналистский характер.

Век Цицерона — расцвет римского красноречия. Риторика сохраняет своё значение в эпоху Августа; ее преподают в школах, она оказывает влияние на самые разнообразные литературные жанры. Но ораторское искусство начинает приходить в упадок, социальные условия не способствовали его процветанию. Тацит так объяснял это явление: «Продолжительное спокойствие, непрерывное бездействие народа, постоянная тишина в сенате и всего более строгие порядки принцепса умиротворили и самое красноречие, как и всё остальное».

Вместе с тем эпоха Августа—время творчества лучших римских поэтов. Старшие из них—Вергилий и Гораций — начали свою поэтическую деятельность ещё во времена гражданских войн.

2. Вергилий

Публий Вергилий Марон (70—19 гг. до к, в.) родился в северной Италии, недалеко от города Мантуи, в семье богатого землевладельца, он получил хорошее образование, изучал литературу, риторику, был знаком с эпикурейской философией. Бурные события эпохи гражданских войн отразились и на судьбе Вергилия. Небольшое имение его должно было перейти к ветеранам. Его спасло, однако, заступничество друзей перед Октавианом. На этот раз Вергилий сохранил свою землю, но ему всё-таки пришлось потерять её при следующем разделе. Однако с помощью Мецената (в круг которого вошёл Вергилий) он стал собственником другого небольшого имения.

2 стр., 902 слов

Литература языковедение : Образ времени в одном из произведений ...

... день" ориентировано на время. В заключение я хочу сказать, что именно с помощью этой художественной категории мне удалось лучше понять этот непростой роман. Список литературы [Электронный ресурс ... появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с прошлым, позволяя ощутить глубины народной памяти. ...

Вергилий приобрёл известность своими «Буколиками». Они состоят из десяти стихотворений, эклог, написанных под влиянием идиллий греческого поэта III в. до н. э. Феокрита. В ряде эклог Вергилий изображает пастухов, состязающихся на лоне природы в поэтическом творчестве. Они воспевают окружающую природу, свои стада. В некоторых эклогах есть любовные мотивы; уделено значительное место и различным мифологическим образам. Как и у Феокрита, действие в некоторых эклогах происходит в Сицилии, в других же оно развёртывается в родной поэту северной Италии. В этих произведениях, посвящённых природе, мирным стадам и деревенской жизни, отразились и современные автору политические мотивы. В девятой эклоге говорится о безбожных воинах, которые захватывают землю. В первой эклоге (написанной, вероятно, позднее других) один из пастухов вынужден оставить родную пашню, другой же обещает возносить молитвы в честь нового божества, которое находится в Риме и под которым Вергилий разумел, несомненно, Октавиана.

Несколько особняком стоит эклога четвертая, написанная в 40г., после Брундизийского мира. В ней автор предсказывает рождение божественного младенца, который принесёт на землю мир и счастье людям. Эта эклога не похожа на другие; она носит характер торжественного пророчества. Уже в древности спорили о том, кого имел Вергилий и виду под предвечным младенцем, рождение которого предсказывал. Комментаторы видели в нём сына Азинния Поллиона, консула 40 г., известного общественного деятеля и писателя, которому посвящена эклога. Но, по всей вероятности, это произведение создалось под влиянием восточных пророчеств, которые под названием Сивиллиных книг получили в то время широкое распространение.

Около 29 г. до н. э. появляется новое произведение Вергилия—«Георгики». Это—дидактическое произведение, дающее наставление сельскому хозяину. Произведение написано по инициативе Мецената; в нём поощрялся почётный труд земледельца, и воспевалась Италия. Достоинство «Георгик» заключается в том, что это не сухой трактат о сельском хозяйстве, написанный стихами. Различные отступления, жанровые сцены, описания природы, звучные стихи, умелое пользование образными средствами речи—всё это позволяет отнести «Георгики» к высокохудожественным сочинениям. Вергилий поэтизирует Италию, сатурнову землю, самую плодородную и самую лучшую в мире. Славным прошлым Рима должна гордиться вся Италия. Немало строк посвящено прославлению Октавиана. Главное поэтическое произведение Вергилия по имени легендарного предка рода Юлиев Энея носит название «Энеида». Оно создано по образцу величайших греческих поэм — «Илиады» и «Одиссеи».

Замысел и основная идея «Энеиды» вполне соответствуют политическим тенденциям Августа. Вергилий воспел легендарного его предка, добивающегося успеха не только благодаря своей храбрости, но и вследствие своего благочестия, которое проявляется как в отношении божеств, так и своих близких. В образе благочестивого Энея дан идеальный римлянин, поведение которого должно служить примером для потомков. Поэма носит религиозно – дидактический характер. Она должна восстановить старое римское благочестие, уважение к богам, страх перед ними, веру в знамения и побудить к выполнению заветов благочестия и религиозных обрядов.

10 стр., 4980 слов

Греческая литература периода Римской Империи

... римских поэтов. Общее о романе и его истории Знакомясь с античным романом, читатель знакомится с первыми шагами того жанра, который, начиная с XIX столетия, занимает главенствующее положение в литературе ... сокращенных пересказов и фрагментов, поэтому любовные и приключенческие романы, обычно и считаются истинными греческими романами. В этих романах мы находим высоко и тонко разработанный тип ...

В истории римской литературы творчество Вергилия является одним из важнейших этапов. Вергилий был знаком с александрийской школой; александризм оказал влияние на его творчество, но, тем не менее, Вергилий создал чисто римские поэтические произведения.

3. Творчество Горация

К кружку мецената принадлежал и другой выдающийся поэт времени Августа Крит Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.).

Одними из ранних произведений Горация были сатиры. Гораций следует примеру Луцилия, но больше, чем тот обращает внимания на изящество формы. Гораций порицает пороки и недостатки окружающих его людей: скупость, чванство, чрезмерную роскошь, погоню за наследством. Он осуждает бездарных поэтов, разбогатевших выскочек. В стихах его нет горечи и негодования. Сатиры писались в тяжелые времена господства вторых триумвиров; этим объясняется, может быть, то, что автор не называет ни имен, ни общественных групп.

Свои политические настроения Гораций выразил в «эподах», которые, также как и сатиры, написаны в ранний период его творчества.

Лучшими произведениями Горация, бесспорно, являются его оды. И в них нашла отражение политическая жизнь того времени. Однако главное в одах Горация – не политические темы. Подобно Катуллу Гораций — лирический поэт. Он проповедует умеренность, но вместе с тем разумное пользование наслаждением. Carpediem – «Пользуйся днем» – вот его лозунг.

В знаменитом своем произведении, известном под названием «Памятник», вызвавшем впоследствии немало подражаний, Гораций говорит, что его имя будет почитаться до тех пор, пока существует Рим, так как он «перелил эолийский напев в италийскую песнь».

IV . Римская литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-drevnego-rima-2/

I II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-drevnego-rima-2/

Эпоха Августа отмечена леятельностью римских поэтов; недаром время это называется золотым веком римской литературы. Но уже в последние годы правления Августа можно заметить некоторый упадок литературы; но несмотря на это, поэзия «вошла в моду». Увлечение поэзией характерно как для времен Нерона, так и для последующих периодов. Плиний Младший говорит об «урожае поэтов», которые жаждут слушателей и ценителей. О том же свидетельствуют произведения римских сатириков Марциала и Ювенала.

На основании того, что дошло до нас из произведений поэтов того времени, можно установить некоторые черты, характерные для художественной литературы I-II веков. Поэзия получила распространение в Риме. Обычай реоцитации, публичного чтения своих произведений, введенный при Августе Азинием Поллионом, стал общепринятым. Появились поэты-профессионалы, жившие не столько изданием своих произведений, сколько милостью своих покровителей.

В этот период получили распространение всякого рода афоризмы и короткие, рассчитанные на эффект стоихотворения. В поэзии этой эпохи мало оригинальности. Подражание латинским образцам является одной из характерных черт. Канонизировался Вергилий. Ему подражают многие поэты, даже Колумелла, написавший вполне прозаическое произведение о сельском хозяйстве, книгу об уходе за фруктовыми деревьями, изложил его в стихах, как бы восполняя тем самым существенный пропуск в «георгиках». Италия и Рим во времена Юлиев-Клавдиев и Флавиев сохраняли свой приоритет в культурной жизни. Но если во времена Августа почти все поэты были италийскими уроженцами, в последующие периоды большое значение приобрели провинциалы. Лукан, Коломелла, Сенека, Марциал, Квинтилиан были выходцами из испанских городов, а Апулей – африканец.

Из писателей этого времени наибольшую известность приобрели два поэта – Марциал и Ювенал.

2. Марциал

Марк Валерий Марциал (около 40 – 104 г.г.), уроженец Испании, получил на родине риторическое образование и прибыл в Рим еще во времена Нерона. В своих произведениях он не раз возвращается к описанию жизни бедняка – поэта, питающегося подачками богачей, зависящего от своих патронов, среди которых оказываются люди высокомерные, скупые и бессердечные. Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милости от своих покровителей.

3. Ювенал

О жизни Децима Юния Ювенала известно мало. Родился он в италийском городе Аквине во второй половине I века нашей эры, получил риторическое образование; писательская деятельность его протекала во времена Трояна и Адриана. Ювенал заслужил славу одного из непримиримых и суравых сатириков.

Осуждение современных ему нравов граничит у Ювенала с полным пессимизмом. Сохранившиеся 16 сатир касались различных сторон римской жизни. Он затрагивал ту же тему, что и Марциал, когда писал о том, как трудно честному и талантливому человеку найти патронов, которые воздали бы ему по заслугам, а также об унизительном положении клиентов. Одна из сатир посвящена порокам римских женщин. Ювенал осмеивает пороки знатных людей, их тщеславие, хвастовство отдаленными предками.

V. Литература поздней Римской империи

Этот период в истории римской литературы не прошел незаметно. Были созданы произведения выдающиеся, не уступавшие памятникам классической эпохи. Для IV века характерным было то, что высшее общество оставалось еще верно языческим традициям. В литературе этого времени сохранялись еще языческие мотивы и раздавались голоса, выражавшие резкий протест против христианства. Мифологические сюжеты продолжали быть излюбленными для поэтов, но произведения эти удовлетворяли лишь ограниченный круг людей. Среди последних античных поэтов выделяются Деций Магн Авзоний (310 – 393 г.г), Клавдий Клавдиан (конец IV – начало V веков) и Клавдий Рутилий Намациан.

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, а дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных “варварских королевств” было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви” грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставаласьязыком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас.

Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды римских авторов извлекались из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.

С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Европейская литература постоянно обращалась к античности, и все более прочной становилась связь между ними. Обрабатывались античные сюжеты: “Антоний и Клеопатра”, “Юлий Цезарь” у Шекспира, “Федра”, “Британик” у Расина, “Медея”, “Гораций”, “Помпей” у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы: “Комедия ошибок” Шекспира повторяла “Менехмов” Плавта, а “Скупой” Мольера – плавтовский “Ларчик”. Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые.

Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18 веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой “Памятник” в подражание “Памятнику” Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Мережковский (“Юлиан Отступник”), Брюсов (“Алтарь победы”), Андреев (пьесы “Похищение сабинянок” и “Конь в сенате”).

XII . Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literatura-drevnego-rima-2/

1. Машкин Н.А. «История Древнего мира», Л., 1948

2. Троянский И.М. «История античной литературы», 3-е издание, Л., 1957

3. Под редакцией Блаватского В.Д. «Античная цивилизация», М., 1973