Возникновение древнерусской литературы

Курсовая работа

Языческие предания в Древней Руси

В Древней Руси языческие предания не были записаны, а передавались устно. Существовала древняя традиция устного народного творчества, в рамках которой передавались мифы, легенды и предания о богах и героях. Эти рассказы передавались из поколения в поколение, сохраняясь и преображаясь под влиянием времени и культурных изменений.

Появление книг с принятием христианства

С принятием христианства на Руси появилась потребность в записи и сохранении христианского учения. В отличие от языческих преданий, христианское учение было излагалось в книгах. Первые книги были привезены из Византии, Греции и Болгарии. Древнеболгарский и древнерусский языки были похожи, поэтому Русь могла использовать славянский алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием.

Нехватка книг в Древней Руси

Во времена принятия христианства на Руси была велика потребность в книгах, однако их было мало. Процесс переписывания книг был долгим и сложным. Первые книги не писались, а рисовались, каждая буква вырисовывалась отдельно. Слитное письмо появилось только в XV веке. Одной из самых древних русских книг, дошедших до нас, является Остромирово Евангелие, которое было переведено в 1056-1057 годах по заказу новгородского посадника Остромира.

Развитие русской литературы

Оригинальная русская литература начала развиваться примерно в середине XI века. Одним из жанров древнерусской литературы стала летопись. Слово «летопись» происходит от слов «лето» (год) и «писать». Летопись как жанр возникла в середине XI века и завершилась в XVII веке, с окончанием древнерусского периода литературы.

Особенности жанра летописи

Летопись представляла собой описание событий, расположенных по годам. Каждая летопись начиналась словами «В лето», затем указывался год от сотворения мира, например, 6566, и излагались события текущего года. Летописец, как правило, был монахом, не мог жить вне христианского мира и традиции. Для него прошлое и настоящее соединялись, а современность была результатом прошлых деяний и влияла на будущее страны и судьбы отдельных людей.

Работа летописца

Летописец не мог самостоятельно рассказать о событиях прошлого, поэтому он использовал более ранние летописи и дополнял их рассказами о своем времени. Чтобы упростить свою работу, ему приходилось опускать некоторые события или переписывать их своими словами.

Жанры литературы Древней Руси

В отборе событий, в пересказе летописец вольно или невольно предлагал свой взгляд, свою оценку истории, но всегда это был взгляд христианина, для которого история — это цепь событий, имеющих прямую взаимосвязь. Древнейшая летопись — это «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Заглавие написано так (конечно, в переводе с древнерусского языка): «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля».

2 стр., 784 слов

по направлению «Год литературы». Книга или компьютер? ...

... верить, что в будущем нас ожидает не только противостояние, но и сотрудничество книги и компьютера. Романова М.В. ... их способность вместить в себя целые библиотеки литературы, дешевизна использования, функциональность, сохранение экологии… В то же ... что компьютер – прямой конкурент книги, нельзя. Среди высказываний на тему «Компьютер» почему-то преобладают ироничные и довольно язвительные. «Компьютер ...

А вот ее начало: «Так начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. …Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата и жили каждый в своей части. Был единый народ… По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне». Связь с современностью. Это библейское событие о разделении земли летописец связывал с современной жизнью. В 1097 г. собрались русские князья для установления мира и говорили друг другу: Зачем губим русскую землю, сами между собою устраивая распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей.

Русские летописи давно прочитаны и переведены на современный язык. Наиболее доступно и увлекательно о событиях русской истории и жизни наших предков написано в книге «Рассказы русских летописей » (автор-составитель и переводчик Т.Н. Михельсон).

Чтобы понять особенность и самобытность оригинальной русской литературы, оценить смелость, с которой русские книжники создавали произведения, «стоящие вне жанровых систем», такие, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника и подобные им, для всего этого необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми образцами отдельных жанров переводной литературы.

Развертывание

Интерес к прошлому Вселенной и истории других стран удовлетворялся переводами византийских хроник. Хроники начинали свое изложение с сотворения мира и пересказывали библейскую историю. Они также приводили отдельные эпизоды из истории стран Востока и рассказывали о походах Александра Македонского. Затем в хрониках описывалась история стран Ближнего Востока и древнейшая история Рима, начиная с легендарных времен основания города. Большую часть хроник занимали повествования о римских и византийских императорах, а завершалось изложение событиями, современными их составлению.

Таким образом, хронисты стремились создать впечатление о непрерывности исторического процесса и «смене царств». В XI веке на Руси переводы «Хроники Георгия Амартола» и «Хроники Иоанна Малалы» из византийских хроник стали наиболее известными. «Хроники Георгия Амартола» доходили до середины IX века, а «Хроники Иоанна Малалы» — до времен императора Юстиниана (527-565).

13 стр., 6239 слов

Человек и история в фольклоре древнерусской литературе 18 века

... произведений: сначала говорилось о любимцах народа, затем о великих людях, и в итоге о простых людях необразованных. Сочинения по русскому языку и литературе Сочинение на тему «человек и история в фольклоре, древнерусской литературе 18 века» ...

Одной из определяющих черт композиции хроник было стремление к исчерпывающей полноте династического ряда. Это было характерно как для библейских книг, где встречаются длинные родословные перечни, так и для средневековых хроник и исторического эпоса.

«Александрия»

В «Александрии» встречаются остросюжетные и псевдоисторические коллизии. Это произведение является неотъемлемой частью всех древнерусских хронографов. С каждой редакцией «Александрии» приобретает все больше приключенческой и фантастической тематики, что свидетельствует об интересе к сюжетно-занимательной стороне произведения, а не к его историческому содержанию.

«Житие Евстафия Плакиды»

Исследователи давно заметили, что просторные жития византийских святых в некоторых случаях весьма напоминали античный роман: внезапные изменения судьбы героев, мнимая смерть, узнавания и встречи после многолетней разлуки, нападения пиратов или хищных зверей — все эти традиционные сюжетные мотивы романа приключений странным образом уживались в некоторых житиях с идеей прославления подвижника или мученика за христианскую веру. Характерный пример такого жития — «Житие Евстафия Плакиды», переведенное еще в Киевской Руси.

Апокрифы. Постоянный интерес у древнерусских книжников, начиная с древнейшей поры истории русской литературы, вызывали апокрифы — легенды о библейских персонажах, не вошедшие в канонические (признанные церковью) библейские книги, рассуждения на темы, волновавшие средневековых читателей: о борьбе в мире добра и зла, о конечной судьбе человечества, описания рая и ада или неведомых земель «на краю света».

Большинство апокрифов — это занимательные сюжетные рассказы, которые поражали воображение читателей либо неизвестными им бытовыми подробностями о жизни Христа, апостолов, пророков, либо чудесами и фантастическими видениями. Церковь пыталась бороться с апокрифической литературой. Составлялись специальные списки запрещенных книг — индексы. Однако в суждениях о том, какие произведения являются безусловно «отреченными книгами», то есть недопустимыми для чтения правоверными христианами, и какие лишь апокрифическими (буквально апокрифические — тайные, сокровенные, то есть рассчитанные на искушенного в богословских вопросах читателя), у средневековых цензоров не было единства.

Индексы различались по составу; в сборниках, порой весьма авторитетных, мы встречаем рядом с каноническими библейскими книгами и житиями также апокрифические тексты. Иногда, впрочем, и здесь их настигала рука ревнителей благочестия: в некоторых сборниках листы с текстом апокрифов вырваны или текст их зачеркнут. Тем не менее апокрифических произведений существовало очень много, и они продолжали переписываться в течение всей многовековой истории древнерусской литературы.

Патристика

Патристика – это направление в религиозной литературе, которое зародилось в раннем христианстве и активно развивалось в Византии. Авторы патристических произведений стремились разъяснить догматы христианской религии, толковать Священное писание, утверждать христианские добродетели и обличать пороки, а также ставить различные мировоззренческие вопросы. Однако, помимо своей учительной функции, произведения патристики имели и эстетическое значение.

10 стр., 4690 слов

По истории «Древнерусская икона»

... и цветущем Царствии Небесном. Первые иконы появились в V веке. Некоторые культурологи (И.В. Кондаков «Введение в историю русской культуры») считают, что для древнерусской живописи характерна внеличность творчества. Если, ... Великого царя, и везут для него дары. Золото - как царю, ладан – как богу, смирну (благовонное масло) – как человеку. Рядом с пещерой изображается омовение (купание) младенца, а ...

Авторы, создавая торжественные речи, предназначенные для произнесения в церкви во время богослужения, искусно создавали атмосферу праздничного экстаза или благоговения, которая должна была охватывать верующих при воспоминании о прославляемом событии церковной истории. Они в совершенстве владели искусством риторики, которое они унаследовали еще из античности. Не случайно многие из византийских богословов учились у риторов-язычников.

На Руси особую известность приобрел Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.).

Его слова, как приписываемые ему, так и принадлежащие ему, составляли основу целых сборников, носивших наименования «Златоуст» или «Златоструй».

Особенно красочным и богатым тропами языком отличаются богослужебные книги. Приведем несколько примеров. В одном из служебных минеев XI века можно прочитать следующую фразу: «Зрел грозд явися мысльныя лозы, в точило же мучения ввержен, умиления нам вино источил еси». Буквальный перевод этой фразы может разрушить художественный образ, поэтому поясним лишь суть метафоры.

Святого сравнивают со зрелой гроздью виноградной лозы, но подчеркивают, что эта лоза – не реальная, а духовная («мысльная»).

Святой, подвергнутый мукам, уподобляется винограду, который давят в «точиле» (яме, чане), чтобы «источить» сок для изготовления вина. Мучения святого «источают» «вино умиления» – чувство благоговения и сострадания к нему.

Еще несколько метафорических образов из тех же служебных миней XI в.: «Из глубины злоб последьняя коньцю высоты добродетели, яко орел, высоце летая, преславно востече, Матфею прехвальне!»; «Напряг молитвенныя лукы и стрелы и змия лютаго, ползающую змию, ты умертвил еси, блаженна, от того вреда святое стадо избавив»; «Возвышающееся море прелестьное многобожия бурею божественным правлением славно прошел еси, пристанище тихое всем быв утапающим». «Молитвенные луки и стрелы», «буря многобожия», которая вздымает волны на «прелестном [коварном, обманчивом] море» суетной жизни, — все это метафоры, рассчитанные на читателя, обладающего развитым чувством слова и изощренным образным мышлением, превосходно разбирающегося в традиционной христианской символике.

И как можно судить по оригинальным произведениям русских авторов — летописцев, агиографов, создателей поучений и торжественных слов, это высокое искусство было полностью воспринято ими и претворено в своем творчестве.

Говоря о системе жанров древнерусской литературы, необходимо отметить еще одно важнейшее обстоятельство: эта литература долгое время, вплоть до XVII в., не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими войсками Александр Македонский, что в мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ.

28 стр., 13600 слов

Исследовательская работа «Древнерусская литература. Своеобразие жанров»

... своём значении. Сочинение по древнерусской литературе − 7 класс , Вариант 1 Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет ... самых процветающих и культурных городов средневековой Европы. В развитии древнерусской литературы (а существовала она более 700 лет) можно условно выделить четыре основных периода. Первый период. Х1- ...

Введение

Исторические события, описываемые древнерусскими авторами, часто представлялись в разных версиях, что порой приводило к взаимоисключающим утверждениям. Одни авторы говорили так, как сообщал летописец или хронист, а другие — иначе. Однако, взгляды авторов того времени не допускали мысли о том, что эти версии могли быть просто выдумками или сочинениями с литературными целями. Литературный вымысел не был признан возможным, что определяло систему жанров и предметов, которыми могло заниматься литературное произведение.

Развитие

Вымышленные герои появились в русской литературе относительно поздно, примерно в XV веке. Однако, даже тогда они часто маскировались под героев далеких стран или давних времен. Откровенный вымысел допускался только в жанре аполога или притчи. В этих рассказах-миниатюрах каждый персонаж и весь сюжет существовали лишь для иллюстрации определенной идеи. Таким образом, аполог был рассказом-аллегорией.

В древнерусской литературе, которая не признавала вымысла, мир представлялся как нечто вечное и универсальное. События и поступки людей были обусловлены системой мироздания, где вечно соперничали добро и зло. Мир и его история были хорошо известны, и будущее уже было предопределено. Пророчества о конце мира, «втором пришествии» Христа и Страшном суде были широко распространены и ожидались всеми людьми.

Заключение

Мировоззрение древнерусской литературы, основанное на христианских ценностях, определяло изображение мира и его правила. Литература того времени подчинялась особому литературно-эстетическому этикету, который регламентировал ее содержание и форму.

3. Периодизация истории древней русской литературы

Литература Древней Руси — свидетельство жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливает периодизацию литературы. Литературные изменения в основном совпадают с историческими. Как же следует периодизировать историю русской литературы XI-XVII вв.?

Первый период истории древнерусской литературы — период относительного единства литературы. Литература в основном развивается в двух (взаимосвязанных культурными отношениями) центрах: в Киеве на юге и в Новгороде на севере. Он длится век — XI — и захватывает собой начало XII в. Это век формирования монументально-исторического стиля литературы. Век первых русских житий — Бориса и Глеба и киево-печерских подвижников — и первого дошедшего до нас памятника русского летописания — «Повести временных лет». Это век единого древнерусского Киево-Новгородского государства.

Второй период, середина XII — первая треть XIII в., — период появления новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского; в это время возникают местные черты и местные темы в литературе, разнообразятся жанры, в литературу вносится сильная струя злободневности и публицистичности. Это период начавшейся феодальной раздробленности.

9 стр., 4458 слов

Значение древнерусской литературы

... 1. Древнерусская литература, как часть культуры. 1.1 Возникновение древнерусской литературы. В конце X века, возникла литература Древней Руси, литература, на основе которой развилась литература трёх братских народов – русская, украинская и белорусская. Древнерусская литература ...

Целый ряд общих черт этих двух периодов позволяет нам рассматривать оба периода в их единстве (особенно принимая во внимание сложность датировки некоторых переводных и оригинальных произведений).

Оба первых периода характеризуются господством монументально-исторического стиля.

Далее наступает сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, взятии Владимира Залесского, «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского». Литература сжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства. Этот короткий, но яркий период следует рассматривать отдельно. Он легко выделяется.

Период Предвозрождения (XIV-XV в.)

Следующий период, конец XIV и первая половина XV в., — это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли в годы, непосредственно предшествующие и последующие за Куликовской битвой 1380 г. Это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания, исторического повествования и панегирической агиографии.

Во второй половине XV в. в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной светской повествовательной литературы (беллетристики), возникают первые оригинальные памятники такого типа, как «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». Эти явления были связаны с развитием реформационно-гуманистических движений в конце XV в. Однако недостаточное развитие городов (которые в Западной Европе были центрами Возрождения), подчинение Новгородской и Псковской республик, подавление еретических движений содействовало тому, что движение к Возрождению затормозилось. Завоевание турками Византии (Константинополь пал в 1453 г.), с которой Русь была тесно связана культурно, замкнуло Русь в собственных культурных границах. Организация единого Русского централизованного государства поглощала основные духовные силы народа. В литературе развивается публицистика; внутренняя политика государства и преобразования общества занимают все больше и больше внимания писателей и читателей.

С середины XVI в. в литературе все больше сказывается официальная струя. Наступает пора «второго монументализма»: традиционные формы литературы доминируют и подавляют возникшее было в эпоху русского Предвозрождения индивидуальное начало в литературе. События второй половины XVI в. задержали развитие беллетристичности, занимательности литературы.век — век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуального начала во всем: в самом типе писателя и в его творчестве; век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности, индивидуального, личностного протеста, связанного с трагическими поворотами в биографии писателя. Личностное начало способствует появлению силлабической поэзии и регулярного театра.

8 стр., 3832 слов

Конспект по литературе «Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

... к работе, робкому духу человека. Другие сочинения: ← Маленький человек в повести Гоголя Шинель↑ ГогольОбраз и характеристика Собакевича → Критика В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению ... передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву. Н. В. Гоголь не входит в топ-10 ...

Особенности древнерусской литературы

Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течение семи веков до Петровской эпохи. Древнерусская литература — это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточием русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской, поэтому эти произведения затрагивают сокровенные струны наших сердец.

Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велика. Так образы, идеи, даже стиль сочинений унаследовали А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием Христианства как единой религии. Первые литературные произведения, появившиеся на Руси, переводные. Переводились те книги, которые были необходимы для богослужения.

Первые же оригинальные сочинения, т. е. написанные самими восточными славянами, относятся к концу XI-началу XII в. в. Происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, особенности, обуславливающие ее специфические черты, определенную несхожесть с литературой наших дней.

Цель данной работы — показать особенности древнерусской литературы и ее основных жанров.

Особенности древнерусской литературы

1. Историзм содержания.

События и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Авторы художественных произведений, даже если описывают подлинные события реальных лиц, многое домысливают. Но в Древней Руси все было совсем не так. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVII в. Появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.

1. Введение

В данной работе рассматривается особенность рукописного бытования и проблему авторства в древнерусской литературе. Известно, что древнерусская литература была очень популярна, но ее бытование происходило преимущественно в рукописных копиях, что создавало проблемы с сохранностью текстов и определением авторства произведений. Рукописное бытование имело свои особенности, затрудняющие исследование источников древнерусской культуры, но в то же время оно способствовало особому почитанию книги.

2. Рукописный характер бытования

Одной из особенностей древнерусской литературы является рукописный характер бытования. Даже появление печатного станка на Руси не смогло изменить ситуацию вплоть до середины XVIII века. Рукописное бытование вело к особому почитанию книги, о чем писали даже отдельные трактаты и наставления. Но с другой стороны, рукописное бытование создавало нестабильность литературных памятников, конечный вид которых формировался в результате работы многих и многих людей: автора, редактора, переписчика. Поэтому в научной терминологии существуют понятия «рукопись» (написанный от руки текст) и «список» (переписанное произведение).

7 стр., 3229 слов

Тема победы в древнерусской литературе

... занимал важное место в древнерусской литературе и культуре. Особенно ярко этот мотив проявился в эпоху Владимирской Руси XII века, во ... и злодея крестопреступника Святополка. Ведущей, как и в повести в целом, выступает тема Креста: начинается произведение сценой ... и поселяется в ближайшем к Феодосиевым пещерам женском монастыре. Кстати, в текстах жития Леонтия Ростовского, жития Феодосия Печерского ...

Рукописи могли содержать списки разных сочинений и могли быть написаны как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин «редакция», то есть целенаправленная переработка памятника, вызванная изменениями функции текста, общественно-политическими событиями или различиями в языке автора и редактора.

3. Проблема авторства

Авторское начало в древнерусской литературе было приглушено, неявно. Древнерусские книжники часто не были бережливы с чужими текстами и перерабатывали их при переписывании: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые «украшения». Иногда идеи и оценки автора заменялись даже на противоположные. Списки одного произведения могли существенно отличаться друг от друга. Древнерусские книжники вовсе не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам. Однако ошибочно приписать кому-то другому сочинения Епифания Премудрого, написанные в его изощренном «плетении словес», или же послания Ивана Грозного с дерзким смешением велеречивости и грубой брани, учеными примерами и слогом простого разговора.

Исследование древнерусской литературы

Древнерусская литература — это особенный мир, в котором каждое произведение сохранило свою уникальность и неповторимость. Исследовать и понимать этот мир помогают термин «литературный этикет» и различные жанры, которые нашли свое место в древнерусской словесности.

1. Литературный этикет

Литературный этикет — это совокупность правил, которые определяют, как должен быть описан тот или иной ход событий, какое поведение должен продемонстрировать герой, какие слова должны быть использованы при описании. Это манера письма, которая выражается в тщательном соблюдении традиций и правил.

2. Жанры древнерусской литературы

2.1. Житийный жанр

Житие — это рассказ об жизни святого, который был заслуживающим уважения и богопочитания. Типичными чертами данного жанра являются скромность, бедность, смирение, этичность. Главный герой жития обычно выдержан в образе святого, который жертвует своей жизнью, чтобы защитить и спасти людей.

2.2. Повести-сказки

Повести-сказки — это жанр детской литературы, который был создан для массового чтения. Особенность данного жанра заключается в том, что главные герои — это животные, которые передают определенные моральные уроки и принципы поведения для маленьких читателей.

2.3. Воспоминательный жанр

Воспоминательный жанр — это рассказы, которые передают личный опыт и воспоминания героя. Характерной особенностью данного жанра является сильное внимание к деталям и описанию моментов, которые оставили неизгладимый след в жизни героя. Воспоминания могут быть как краткими рассказами, так и большими книгами, наполненными воспоминаниями, историями и происшествиями.

7 стр., 3490 слов

Литература Древней Руси

... древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский. Одна из самых популярных книг Древней Руси ... им по поводу построения монастырской стены, или житие святого. Произведения строились по "анфиладному принципу". Житие дополнялось с течением веков службами святому, описанием ...

2.4. Былины

Былины — это песни, которые передают исторические события и героические поступки славных рыцарей. Они сопровождались народными мелодиями и играли важную роль в развитии культуры средневековой России.

2.5. Поэзия

Поэзия — это один из самых ценных и признанных жанров древнерусской литературы. Она включает в себя различные направления, от декламации и описаний природы до эпических поэм и лирики. Древнерусская поэзия отличается яркими образами, богатейшими метафорами и рифмами, которые органично сочетаются в единое целое.

2.6. Сказания

Сказания — это рассказы о свершившихся событиях из истории России. Характерными чертами данного жанра являются точность в передаче событий, невымышленность главных героев и максимальная близость к действительности.

Вывод

Древнерусская литература не перестает удивлять нас своей красотой и уникальностью. Благодаря традициям, литературному этикету и высокому мастерству многих талантливых авторов, произведения древнерусской словесности остаются популярными и в наше время.

Развитие русской житийной литературы

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из которых были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, в которой отражались духовные идеалы Древней Руси.

Композиционная и словесная формы жития отшлифовывались веками. Основная тема — рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу, — определяет образ автора и стиль повествования. Автор жития ведет повествование взволнованно, не скрывая своего восхищения святым подвижником и преклонения перед его праведной жизнью. Эмоциональность автора и его взволнованность окрашивают всё повествование в лирические тона и создают торжественное настроение. Такую атмосферу поддерживает и стиль повествования — высокий, торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.

При написании жития агиограф (автор жития) обязан следовать целому ряду правил и канонов. Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала. Во вступлении автор просит прощения у читателей за неумение писать, за грубость повествования и т.д. За вступлением следовало само житие. В нем отбираются только те факты из жизни святого, которые соответствуют его идеалам святости. Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного и случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий и имен исторических лиц. Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность является одной из особенностей житийного стиля.

В заключении жития должна быть похвала святому. Эта часть жития требует большого литературного искусства и хорошего знания риторики.

Среди древнейших русских агиографических памятников можно выделить два жития: жития князей Бориса и Глеба, а также Житие Феодосия Печорского.

2. Красноречие

Красноречие — область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники церковного и светского красноречия делятся на два вида: учительное и торжественное.

Торжественное красноречие требовало глубины замысла и большого литературного мастерства. Оратору необходимо было умение эффектно построить речь, чтобы захватить слушателя, настроить на высокий лад, соответствующий теме, потрясти его пафосом. Существовал специальный термин для обозначения торжественной речи — «слово». (Терминологического единства в древнерусской литературе не было. «Словом» могла называться и воинская повесть.) Речи не только произносились, но писались и распространялись в многочисленных копиях.

Торжественное красноречие не преследовало узкопрактические цели, оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания «слов» — богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.

Древнейшим памятником торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, написанное в период между 1037 и 1050 годами.

Учительное красноречие — это поучения и беседы. Они обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени древнерусском языке. Поучения могли произносить деятели церкви, князья.

Поучения и беседы имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. «Поучение к братии» Луки Жидяты, новгородского епископа с 1036 по 1059 год, содержит перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину: не мстить, не молвить «срамные» слова. Ходить в церковь и вести себя в ней смирно, чтить старших, судить по правде, чтить князя своего, не проклинать, соблюдать все заповеди Евангелия.

Феноменальный Феодосий Печерский и его поучения для монахов

Феодосий Печорский — всемирно известный духовный лидер православия и один из венценосных игументов, основавших Киево-Печерскую лавру, уникальный и неповторимый в своем роде. Восемь поучений, которые оставил он своим последователям, является одним из лучших примеров ориентации верующих на истинно духовные ценности.

Заветы, которые оставил Феодосий Печерский своим братством, направлены на to то, чтобы укрепить веру и духовно насытить каждого монаха. Ведь укрепленный христианский дух необходим для всех: монахов, простых верующих и даже для посетителей храма. В одном из своих поучений он напоминает о правилах церковной жизни – не опаздывать на богослужение, соблюдать порядок при пении молитв и прочих богослужебных формах. Для него было важно, чтобы каждый член монашеского сообщества посвятил себя служению Богу, проводя пребывание всегда в молитвенном состоянии.

Большое внимание Феодосий Печерский уделял также суровому обличению различных грехов и пороков, которые сводят с разума человека и отдаляют его от Бога. В первую очередь, он акцентировал внимание на праздности и невоздержанности в пище. Все это отвлекает от духовного развития, создает много преград на пути к Богу. Монах и простой верующий должен следить за своими поступками, чтобы не порекомендовать себя в глазах Бога как грешника.

Летопись как источник познания истории

Летопись — это старинный документ, с помощью которого можно получить сведения о событиях прошлого. Такие записи начинались со слов о текущем годе и содержали рассказы о разных событиях разного характера: общественных, культурных, политических и т. д.. Летопись является не заменимым источником для историков, потому что, как правило, она описывает события, которые нашли свое отражение в летописях конкретных регионов или государств и считаются их главными страницами истории.

Летопись было предназначено отражать основные события в жизни общества и народа, и поэтому она всегда оставалась в высоком качестве полевым орудием даже на фоне разнообразных трудов.»Летописцы» были часто богословами (членами Церкви) и как правило они с помощью Церкви получали профессию.

В Древней Руси летописцы были задача представлять исторические события в объективном свете и распространять информацию о событиях как можно более широко среди граждан общества. Это была важная работа, и именно благодаря умению летописцев воспроизвести правдивую информацию, представить ее в законченном виде, нам удается знать историю своей страны как ее события и причины.

Заключение

Исследуя труды Феодосия Печерского и основываясь на летописях Древней Руси, мы можем достоверно сообщить, что кроме своей духовной составляющей, этих этапов истории нашего государства зачастую было мало известно. Однако благодаря трудам летописцев у нас есть возможность заглянуть в прошлое, понизовать важность каждого происшествия и думать о том, какие уроки мы можем извлечь через многое лет всего этого весьма малого периода.

Исследование летописного памятника «Повесть временных лет»

Величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси – «Повесть временных лет», был составлен в Киеве в 10-е годы 12 века. Возможным составителем этого произведения является монах Киево-Печерского монастыря Нестор, который также известен своими другими сочинениями. «Повесть временных лет» создавалась на основе летописей традиции 11 века и включала в себя многочисленные материалы, собранные ее составителем.

Одним из таких материалов стали византийские хроники, которые помогли расширить историческую основу «Повести временных лет». Тексты договоров Руси с Византией также были использованы в создании данного летописного произведения. Кроме того, в «Повести» были включены памятники переводной и древнерусской литературы, а также устные предания.

Целью составителя «Повести временных лет» было не только рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец детально описывает расселение славянских народов в древности, а также заселение восточными славянами территорий, которые позже стали частью Древнерусского государства. Он также освещает нравы и обычаи различных племен.

В «Повести временных лет» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, которые были созданы в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием. Это является одним из важнейших моментов в истории Руси, отмечаемых летописцем.

Особое внимание в «Повести временных лет» уделяется принятию христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительстве храмов, а также возникновении монашества и успехах христианского просвещения занимает центральное место в данном летописном произведении.

«Повесть временных лет» является богатым источником исторических и политических идей, отражающих глубокие мысли и талант составителя данного произведения. Он не только редактировал текст, но и являлся историком и публицистом, создавая уникальное летописное сочинение. Опыт и творчество автора «Повести» оказали значительное влияние на многих летописцев последующих веков, которые стремились подражать ему и включали текст этого памятника в начало своих летописных сводов.

Заключение

Таким образом, основным кругом произведений древнерусской литературы являются религиозно-назидательные сочинения, жития святых и богослужебные песнопения. Она возникла в XI веке, а одним из первых памятников стала «Слово о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом Иларионом в 30-40-е годы XI века. XVII век стал последним веком древнерусской литературы, в течение которого традиционные каноны постепенно разрушались, возникали новые жанры и новые представления о мире и человеке.

Термин «литература» включает в себя произведения древнерусских книжников, тексты авторов XVIII века, творения русских классиков прошлого столетия и сочинения современных писателей. Хотя есть различия между литературой XVIII, XIX и XX веков, вся русская литература последних трех столетий имеет много общего с памятниками древнерусского словесного искусства.

Культурный горизонт человечества непрерывно расширяется. В XX веке мы понимаем и ценим не только классическую античность, но и западноевропейское средневековье, которое в XIX веке казалось варварским и «готическим». В наш культурный багаж входят византийская музыка и иконопись, африканская скульптура, эллинистический роман, фаюмский портрет, персидская миниатюра, искусство инков и многое другое. Мы освобождаемся от «европоцентризма» и эгоцентрической сосредоточенности на настоящем.

Глубокое проникновение в культуры прошлого и других народов

Глубокое проникновение в культуры прошлого и культуры других народов является важной составляющей процесса сближения времен и стран. Сегодня мы все больше осознаем единство мира и понимаем, что расстояния между культурами сокращаются. Это приводит к уменьшению места для национальной вражды и шовинизма, что является великой заслугой гуманитарных наук и искусств. Тем не менее, полное осознание этой заслуги произойдет только в будущем.

Важность памятников искусства слова Древней Руси

Одной из насущнейших задач современного чтения и понимания является введение в круг чтения памятников искусства слова Древней Руси. Искусство слова тесно связано с изобразительным искусством, зодчеством и музыкой. Полноценное понимание одного из этих видов искусства невозможно без понимания всех остальных областей художественного творчества Древней Руси. Великая и своеобразная культура Древней Руси объединяет изобразительное искусство, литературу, гуманистическую и материальную культуру, а также выражает национальное своеобразие при широких международных связях.

Список литературы

  • Лихачев Д.С. Великое наследие // Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987.
  • Поляков Л.В. Книжные центры Древней Руси. — Л., 1991.
  • Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X — начало XII в. — М.,1978.
  • Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII вв. — М.-Л., 1962; Текстология. Краткий очерк. М.-Л., 1964.
  • Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. — Л., 1971.
  • Кожинов В.В. История Руси и Русского слова. — М.: Алгоритм, 1999.
  • Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси. — ТОДРЛ. Л., 1972, т. XXVII.

. Литература древней Руси. / Автор-составитель И.В. Силантьев. — М.: Мнемозина, 1999 (Калининград: Янтарный сказ, ГИПП).

— 96 с.

. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. — Л., 1971.