Национальные хоровые композиторы Пермского края. Татарские композиторы

Курсовая работа

1. Татарская музыка

Татарская музыка – народное, в основном вокальное искусство, представленное одноголосными песнями устной традиции.

Тематика песен охватывала все стороны жизни народа.

Наиболее своеобразны протяжные сольные лирические и лирико-эпические песни “озын көй”. Для них характерны волнообразное развертывание мелодии(нередко из одного тематического зерна) с тенденцией поступенного движения к нижней опоре, ритмическая свобода, переменный метр, асимметричность структуры.

Большую роль играют импровизируемые певцом мелизматические распевы. В целом мелодия развивается спокойно, плавно, на широком дыхании, без акцентирования.

Приглушенные тембры, мягкость интонирования и манера пения вполголоса придают старинным напевам особую душевность и теплоту.

“Чыгарсыңмы каршы алырга” (“Встретишь ли меня?”)

“Сагыну”(“Тоска”).

В старинных напевах преобладают бестерцовые разновидности лада, в более поздних – терцовые, создающие ощущение маңжорного и минорного лада. Традиционное исполнение музыки – одноголосное, преимущественно сольное, без инструментального сопровождения.

В современной практике певцы поют в сопровождении баяна.

Самыми распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были гармонь-тальянка, курай (подобие флейты), кубыз (скрипка), сурнай (музыкальный инструмент стран Востока), мандолина.

Распространение получило коллективное унисонное пение хороводных, игровых, деревенских песен. Встречается и хоровое пение с элементами многоголосия.

Первые записи татарских народных песен относятся к концу 19 века:

  • В.А. Мошков «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края»
  • С.Г. Рыбаков «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта»

В 20 веке возникли новые разновидности песни, сформировались новый тип мелодики, интонационные обороты, и некоторые стилистические особенности.

Интенсивно начало развиваться оперное творчество.

В 1941 году Ф.З.Яруллин на основе слияния народных музыкально-поэтических традиций с принципами классического балета создал первый национальный балет «Шурале».

Татарская симфоническая музыка зародилась в 20-30-е гг. 20 века в творчестве С.З. Сайдашева, Н.Г. Жиганова.

Медленнее развивается хоровая музыка. Путь к ней прокладывался через хоровые обработки народных песен. В этой области известны произведения Ключарева, Музафарова, Ш.К. Шарифуллина, А.Г. Валиуллина. Среди исполнителей татарской музыки известны певцы: А.З. Аббасов, С.Г. Садыкова, Л. Батыр-Булгари и т.д, дирижеры: Д.Ж. Садрижиганов, Х.В. Фазлуллин.

9 стр., 4143 слов

История народной песни во Франции

... по характеру мелодии. «Песня о Рено» издавна считается классическим типом народной песни. Так же известны «Жермин», «Жуссом», «Порщеронн», ... патуа, остатках древнего языка, вытесненного языком центральной Франции, народные песни написаны чистым французским языком. Когда крестьянин хочет ... так свойственна французскому национальному духу, что ее влияние простирается и на любовные песни. В них редко ...

2. Композиторы Пермского края

В Пермском крае исторически сложилось так, что хоровое исполнение татарских песен являлось как бы исключением, однако оказывается влияние других этнокультурных групп на музыку, и все шире получают распространение хоровые обработки татарских народных песен, авторские многоголосные произведения.

В Пермском крае небольшое количество хоровых композиторов.

Это Саубан Габдрахманович Чуганаев, Масгут Габдрахманович Имашев, Адис Хурматович Маликов и т.д.

Саубан Габдрахманович Чуганаев

Саубан Габдрахманович родился в 1948 году в прекрасном уголке Бардымского района – в деревне Юкшур, в семье Габдрахмана и Набиры Чуганаевых. Он рано познал горечь сиротства и лишений… Когда ему было 7 лет, умер отец, а в 15 он остался без матери. «Наверное, эти потери и то, что я рано остался сиротой, повлияли на мою жизнь, привнесли в неё оттенок горечи, грусти…С раннего детства я любил слушать и петь татарские и башкирские народные песни…» — рассказывает Саубан. Трудовая биография начинается в 15 лет. Он работал учеником слесаря-сборщика на заводе «Торгмаш». Работал и учился – вечерняя школа, вечернее ПТУ…потом армия, Тихоокеанский флот… После армии он еще несколько лет проработал на том же заводе, а по вечерам репетировал в ансамбле татарской песни при Дворце культуры и техники имени Я. М. Свердлова. На сцену выходил сначала как исполнитель, затем в качестве баяниста.

“Бер елганың ике ярында”(“На разных берегах одной реки”), “Яран гөл”(“Цветок Герани”).

Но его влекло профессиональное музыкальное образование. В Перми без начального музыкального образования в музучилище не принимали, и тогда Саубан поступил в Уфимское училище искусств. После 2 курса он добился перевода в Пермское Музыкальное училище на отделение “Хоровое дирижирование”, которое успешно закончил. С 1976 года он художественный руководитель ансамбля песни и танца. Под его руководством также работал вокальный студенческий ансамбль в Сельхозинституте. В эти годы Саубан Габдрахманович сочинил около 50 песен, которые высоко бвли оценены на конкурсах “Золотая долина”(Челябинская област, г. Миус, 1993), “Уральская песня”(Г. Екатеринбург), “Татарская песня-93” (Пермская область).

А на конкурсе, который проводила Татарская Государственнная Телерадиокомпания в 1993 году, песня “Яран гөл” была названа песней года.

В 1994 году в Бардымском издательстве был издан первый сборник “Яран гөл”, в который вошла 31 песня. С 1995 года творчество и жизнь связаны с Бардымским домом культуры и Бардымским отделом культуры. Он работал там ведущим методистом по национальной культуре, объездил всю область, наладил сотрудничество с татарами и башкирами других районов. Также он занимался организацией конкурсов, фестивалей не только в Пермском крае, но и в Республиках Татарстан и Башкортостан: Чуганаев активно участвовал в организации проведения Дней татарской литературы и искусства в Прикамье 2-6 апреля 2000 года. В 2001 году в г. Зайнек Республики Татарстан вышел в свет новый сборник «Уральские напевы», в который вошли 35 песен Чуганаева. В 2006 году по инициативе этого талантливого человека создается творческий союз композиторов, который объединил самодеятельных татарских композиторов Пермского края. Песни Саубана звучат в исполнении таких звезд, как Фердинанд Саляхов, Салават Фатхетдинов, Зайнап Фархетдинова, Зуфар Билалов, и другие. Саубан Габдрахманович уделяет много внимания работе с молодыми певцами, подающими надежду. Он помогает реализовать творческий потенциал, совершенствовать свое мастерство. Неоднократно его ученики становились дипломантами и лауреатами различных престижных конкурсов.

8 стр., 3864 слов

Анализ произведения «Песнь о Нибелунгах»

... более позднего происхождения произведения или жанра. Примером этого является вторая часть песни о Нибелунгах, повествующая о мести Кримхильды. От этого правила, однако, может быть отступление: рассказ ... битва», «честь», «месть», «жертвенность» и другие стали основой новой этической системы. Поскольку сочинения авторов той эпохи были тенденциозны, но развились из древних сказаний, следует заметить, ...

Также огромный вклад вносит Чуганаев в развитие театрального творчества татар и башкир. Его песни и музыка украшают спектакли, помогая ярче раскрывать образы героев. Но Чуганаев не оставляет свое певческое творчество. За исполнительское мастерство в 2002 году на областном конкурсе «Мир вашему дому» он награжден дипломом лауреата.

В 2006 году за заслуги в развитии и пропаганде татарского песенного творчества ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан». В 2007 году за огромный вклад в развитие культуры объявлена благодарность министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Однако его самое большое достижение – сын Ринат, окончивший Казанскую консерваторию, и ставший профессиональным оперным певцом.

«Саубуллашу»(«Прощание») и «Кошлар кайткан чак иде»(«Когда летели птицы…»)

«Саубуллашу»(«Прощание»)

Это песня о птицах, которые улетают в теплые края, о природе, которая увядает, об опавших листьях…

Птицы вернутся с весной, но любовь не вернется никогда…

Эта одна из песен, отражающих чувства автора, их искренность…

В этой песне автор использует многоголосие (от унисона к 3-хголосию)

«Кошлар кайткан чак иде» —

татарская музыка композитор чуганаев

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-tatarskie-kompozitoryi/

Д.Г. Закиров. Татары и башкиры Перми. Об историческом вкладе татар и башкир в становление и развитие города: Историко-публистическое и научное издание. – Пермь: ОАО «ИПК «Звезда», 2008. – 496 с.

М.Н. Кашипов. Любимые песни(на татарском языке).

– Казань: Татарское книжное издательство, 1990. – 47 с.

А.Г. Яхин, З.М. Гинниятова, Х.Г. Файзрахманова, Т.Р. Шакирова, И.И. Кадырова. Кладезь мудрости. Татарское народное творчество(на татарском языке).

– Казань: Магариф, 1999. – 287 с.

Газета «Звезда», №18(997)

Г.М. Науменко. Жаворонушки. – Москва: Советский композитор, 1988, 112 с.

Сайт Бардымского района.

Заключение

Мной была проведена научно-исследовательская работа по выявлению национальных композиторов Пермского края, пропаганде народной музыки, популяризации татарской культуры, творческой деятельности композитора Саубана Габдрахмановича Чуганаева.

21 стр., 10268 слов

Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования

... в качестве поля исследовательской работы. Таким образом, цель дипломной работы – проанализировать развитие вокальной национальной культуры в системе дополнительного образования ... с Востоком, распространилось политическое влияние на Кавказ. Тем самым Россия выполнила одну из своих ... определяет достаточно мягкую протекционистскую политику государства по отношению к представителям различных конфессий в ...

Мне эта тема показалось очень интересной, актуальной, и необходимой в наше время, т. к. сохранение, популяризация национальных особенностей необходима для передачи будущим поколениям. Наша задача – сохранить самобытность, индивидуальность, характерные черты каждой национальности, культуры, т.к. идет процесс видоизменения, утрачивается колорит, происходит влияние современной музыки на исполнение.

I. Приложения

Саубуллашу

1.Прощальная моя, моя мелодия…

И птицы вон летят, да гнутся тополя.

И листья машут мне: «Прощай!», летя к земле.

Припев:

И в птичьих голосах слышна моя печаль…

Зима уйдет, весна придет, Любовь моя, прощай!

Любовь, прощай!

2.Летает желтый лист, а в небе стая птиц, Уж осени пора…

Искать свою весну как сердцу моему? Любовь так далека…

Припев

3.И осень, и зима прошли, идет весна… И гуси вон летят.

Но невозможно мне вернуться к той весне, Ведь молодость прошла…

Припев