Изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка является для детей необходимой духовной потребностью, сказка воспитывает, сказка учит. Задача учителя – привлечь, заинтересовать детей изучением сказок, как в школе, так и дома.
Роль сказки необходимо рассматривать в трех аспектах: в психологическом, эмоциональном и когнитивном. Так для осуществления воспитательных намерений по отношению к ребенку она предлагает создать такую психологически благоприятную ситуацию, в которой ребенку будет комфортно, и он будет чувствовать себя уверенно, где он будет наслаждаться сказочными действиями, поскольку впечатления раннего детства, когда мать читала сказку, закреплены в подсознании, что обусловливают лучшее восприятие текста. Что касается эмоционального аспекта, то изучение сказки находит поддержку и некий отклик в группе детей. Тогда ребенок обретает смелость и желание действовать в соответствии с ролью, так сказка «будит» в ребенке эмоциональное начало, вызывает чувство радости, тревогу за судьбы героев. Когнитивный же аспект выражается в том, что содержание сказки способствует активному построению картины мира, вводит ребенка в мир культуры, благодаря чему предоставляется хорошая возможность для сравнения разных культур, для проведения языковых и культурных параллелей.
О важности обучения учащихся восприятию сказки пишут многие известные методисты, такие как М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская, О. И.Никифорова, М. С. Соловейчик, А. А. Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа сказки, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.
Работа со сказкой открывает широчайший мир возможностей для младших школьников, педагогов и родителей. Можно смело сказать, что «сказочная методика» несет в себе разнообразный арсенал педагогических средств и приемов, которого подчас недостает в современной школе.
К сожалению, сегодня педагогический потенциал сказки в школе используется мало. И даже когда педагоги пытаются включить работу со сказкой в свой арсенал, к сожалению, приходится констатировать, что подход их остается таким же, как десятки лет назад.
Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
... и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему ...
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Цель данной работы заключается в изучении особенностей методики работы над сказками в начальной школе.
задачи исследования
1. Определить особенности
2. Описать п
3. Проанализировать сказки, изучаемые в начальной школе.
4. Описать ф
5. Изучить методику работы над сказкой в начальной школе.
6. Ознакомиться с основными методическими рекомендациями по работе над сказкой в начальной школе.
Объект исследования -, Предмет исследования —
ГЛАВА 1. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе 1.1. Особенности изучения сказки как литературного жанра в начальных классах
Начальные классы являются самым ответственным звеном в системе обучения и воспитания, так как в начальной школе закладывается база литературного и духовного развития школьников [2, с. 47].
Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей [22, с. 151].
Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Образы в сказках колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки [12, с. 135].
Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.
В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. Безусловно, у каждой сказки есть и своя композиционная особенность. Поэтому только по указанной выше специфике композиции произведения нельзя делать учащимся вывод о том, сказка перед ними или нет. Важно учить школьников при распознавании жанра произведения учитывать совокупность его признаков [12, с. 136].
«Возможности русских народных сказок в начальной школе»
... проверить психолого-педагогические возможности использования потенциала сказки как средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе. Проблема: в связи с неустойчивостью ... внимания к нравственному воспитанию на основе народных традиций. В работе выдвигается следующая гипотеза : если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности сказок, то это ...
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Рассмотрим наиболее характерные из них.
1. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д.
2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция;
3. В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.
Учитывая вышеперечисленные пункты, можно сформулировать первое условие работы со сказкой: прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки [22, с. 151].
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации [8, с. 33].
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [1, с. 121].
1.2. Принципы работы со сказками в начальных классах
Рассмотрим требования к уровню сформированности
— жанры произведений — рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;
жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;
тема произведения;
» сказки на предложенный сюжет»
... вас, ребята! Вы справились с трудным заданием, отгадали героев волшебных сказок. А теперь наш путь лежит в сказочную страну. На чем же мы туда отправимся? Какие волшебные ... вами на сказочной поляне (На поляне стоят игрушки). Ребята, что это перед нами? (Ответы). Из каких они сказок? Значит, мы с вами попали в гости к героям волшебных сказок. ...
основная мысль;
сюжет;
герой-персонаж, его характер, поступки;
писатель, автор, рассказчик;
— средства художественной выразительности в тексте — эпитеты, сравнения; в стихах — звукозапись, рифма.
Литературоведческие знания необходимы для более углубленной работы с произведением. Эти знания не даются ученику в готовом виде, а «открываются» детьми в ходе их читательской деятельности.
Наблюдения за разнообразными формами сказок (народных и литературных) приводят детей к выводу, что у некоторых сказок есть необычное вступление или концовка в виде прибаутки, шутки. Отбор сказок с присказками, их чтение расширяют круг чтения начинающего читателя, обогащают речь и читательский опыт. Подбирая шутки, прибаутки, пословицы для присказок или придумывая свои присказки к знакомым сказкам, рассказывая сказки с присказками, учащиеся познают мир сказок и овладевают литературоведческим понятием «присказка» [15] .
Выделяют
-
Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача педагога — показать ученикам, что одно событие , даже, несмотря на то, что, на первый взгляд, это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки. Этого можно достигнуть задавая вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?
-
Множественность – понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов. Задача педагога – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
-
Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача педагога кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях [23].
Процесс знакомства с литературным произведением невозможен без восприятия. Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность читателя сопереживать героям, авторам произведений, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Картина осознания одного и того же произведения учениками будет неоднородной. Восприятие литературы варьируется в зависимости от уровня, на котором находится читатель.
Герои произведения Сказка о мертвой царевне
... не стоит копить в своём сердце зависть и злость. Герои произведения Сказка о мертвой царевне Несколько интересных сочинений Онегин интересный человек. По-старому жить не хочет, побывал в ... мире. Характеристика героев Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» – это одна из самых красивых историй о любви. Именно это произведение стало прообразом многих детских сказок, самая ...
Рассмотрим, каковы особенности понимания сказки младшими школьниками в зависимости от их уровня восприятия литературного произведения. Находясь на фрагментарном уровне (соответствует учащимся 1 класса), младший школьник может испытывать определенные чувства к сказке, например, понравилась она или нет. Дети не могут найти вымысел, не могут воссоздать внешний образ и качества характера героев, а высказывают лишь впечатления по отношению к герою (жалость, переживание, волнение).
Переходя на констатирующий уровень (соответствует учащимся 2 класса), восприятие литературной сказки приобретает некую целостность. Ребенок может пересказать основное содержание сказки, воссоздать портреты основных героев сказки (их внешность, характер, действия), запоминаются повторяющиеся конструкции сказки. Дети уже могут выявить элемент чуда в сказке.
На уровне героя (соответствует учащимся 3 класса), восприятие литературной сказки становится более целостным. Ребенок не только запоминает образы и действия героев, их психологические портреты, но и обращает внимание на отдельные детали, которые меняются на протяжении сказки. Дети начинают анализировать поступки героев, стараются предугадать их, выявляет какие условия (перемещения, волшебные предметы, действия других персонажей сказки) повлияли на совершение того или иного поступка героем. Появляется оценка героя.
Завершающим в восприятии является уровень идеи (соответствует учащимся 4 класса).
На этом этапе можно сказать о полноценном восприятии ребенком литературной сказки. Так как читатель способен не только правильно проанализировать сказку, но и обратить внимание на ее художественную форму, т. е. понять, почему автор наделил героев определенными способностями, для чего и какую роль несут в себе испытания героев, помощников и т. д.
Юные читатели обращают внимание на особенности трехступенчатого строения сюжета. На данном уровне могут выявить идею литературной сказки, проанализировав композицию, речевой стиль автора сказки и раскрыть авторскую позицию с помощью учителя. Учитывая вышеизложенные особенности восприятия литературного произведения детьми, можно сформулировать второе условие при работе со сказкой: педагогу необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу соразмерно с выявленными результатами. Особенности сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке.
Разнообразие сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и визуальных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения [22, с. 152-153].
Статья » Как прививать любовь детям к чтению»
... сейчас вы впадете в ностальгию. В большинстве случаев частое чтение одних и тех же книг проходит у детей в 6-7 лет. Выбирайте правильные аргументы, чтобы побудить ребенка к чтению Рабочие Неубедительные Я ... чтобы он не читал, обоснуя тем, что эта сказка вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. В конце концов любопытство возьмет верх, ведь запретный ...
Учителю следует учесть, что большое количество сказок и их многообразие позволяет найти и посоветовать каждому ребёнку тот или иной пример для подражания героя сказки. Весьма важно не только найти пример, но поддержать выбор школьника. Опосредованное влияние зачастую более
эффективно, нежели постоянные замечания ребёнку особенно перед классом. Ученик может рассказать о том, чем нравится ему герой, и чему бы он у него хотел научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности школьников [9, с. 324].
1.3. Анализ сказок изучаемых в начальных классах
В фольклористике имеется несколько классификаций состава сказочного жанра, среди которых общепринятыми типами сказки можно считать следующие:
— сказки о животных;
— фантастические (мифологические) или волшебные сказки;
— новеллистические (бытовые) сказки [7, с. 77].
Далее идет классификация по сюжетам, темам, персонажам (например, о ловких и умных отгадчиках, о хозяевах и работниках
и т.п.).
Соответственно раздел несказочной прозы включает рассказы этиологического характера (объясняющие причины чего-либо), былички, легенды, предания, сказы [3, с. 201-202].
Сказки о животных., Волшебные сказки., Бытовые сказки.
В сказках говориться о характерах людей, повадках животных.
Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.
Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.
Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость [23] .
Литературная сказка – это вторичный по отношению к фольклорной сказке жанр: прозаическое или поэтическое произведение с установкой на вымысел, сохраняющее традиции пражанра, при этом определяющим в нем является образ автора и его идейно-эстетические установки. Литературная сказка, характеризующаяся двоемирием (совмещением реального и фантастического), имеет собственные принципы композиционного построения, оригинальный хронотоп, систему образов персонажей, характеристика которых обусловлена наличием «чудесного». Литературная сказка выполняет эстетическую, развлекательную, дидактическую и другие функции. Она бывает двухадресной либо ориентированной отдельно на детского и на взрослого читателя [5, с. 9] .
Главным отличием литературной сказки от фольклорной является осознанное, индивидуальное творчество. Вместе с тем литературная сказка является производной формой сказки фольклорной. Литературная сказка тесно связана с народной своей тематикой, сюжетами, мотивами и даже стилем [17] .
«Горжусь своим отцом» Дети – о работе сотрудников МЧС
... о работе сотрудников чрезвычайного ведомства, а также хотят ли они стать спасателями и пожарными. Учащимся разных школ области было предложено написать небольшое сочинение на данную тему. Дети отнеслись ... к этому с энтузиазмом, и сочинений набралось много. Поэтому, ...
Сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей: для девочек – это красна девица, умница, рукодельница и пр., а для мальчиков – добрый молодец, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий родину [6, с. 425].
Важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми – это образность. В сказочных героях обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (например: за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя; за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ; посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.).
То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п. [6, с. 426].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В народной сказке, по его мнению, великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы [21].
Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе, в Павлышской средней школе дети сами творили сказки. По мнению В.А. Сухомлинского, сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления. Пять, десять раз ребенок может повторять одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея-Бессмертного. Но он воплощает в эти образы добро и зло и выражает свое личное отношение к хорошему и плохому [20].
В учебники по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе — углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников в соответствии с «Обязательным минимумом содержания начального общего образования» включают в себя загадки, пословицы, скороговорки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы [15].
С понятием «сказка» учащиеся знакомятся во 2 классе, изучая сказки русского народа («У страха глаза велики», «Снегурочка», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей» и другие), сказки народов России (ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь», чукотская сказка «Хвост»), сказки народов мира (украинская сказка «Колосок», английская сказка «Как Джек ходил счастья искать», норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»).
Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...
... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность ...
Параллельно в круг чтения вводятся литературные сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», В.Даля «Девочка Снегурочка», Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка», бр. Гримм «Семеро храбрецов», Б. Заходера «Серая звездочка». Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.
В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, особенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах. Третьеклассники знакомятся с народными и литературными сказками с загадками (русская народная сказка «Семилетка», сказка бр. Гримм «Умная дочь крестьянская», сказка А. Платонова «Умная внучка»).
Самостоятельное чтение и сравнение этих сказок позволяет третьеклассникам узнать о многовековой жизни сказки с загадками, об интересе к ней народов мира и писателей. В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина («Сказка о жабе и розе»), В.А. Жуковского («Сказка о царе Берендее»), Пушкина («Сказка о мертвой царевне») и другие.
В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения, повышения уровня начитанности. Четвероклассники повторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок, изучают литературные сказки (А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, В.М. Гаршина, П.П. Ершова, Х.К. Андерсена и др.).
Такое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные читательские умения [15].
Выводы по первой главе
Сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.
Ученики уже с первого класса знакомятся с устным народным творчеством, в том числе и со сказками
Сказки имеют большое психологическое значение для детей разного возраста в зависимости от проблем, волнующих ребенка.
Для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, так как младший школьный возраст является восприимчивым для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки.
Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго — герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа.
Роль сказки в жизни ребёнка
... курсовой работы звучит так «Роль сказки в детском чтении». Объект изучения - детская сказка. Предмет изучения - сказка и её роль в досуговой деятельности ребенка. Цель - изучить роль сказки в досуговой ... жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле. Специалисты, изучавшие сказки во всемирном масштабе, сначала держались убеждения: сказки похожи потому, что были придуманы в ...
Таким образом, можно сделать вывод, что сказки являются важнейшим воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Поэтому знакомство с народными сказками должно обязательно входить в систему начального образования, а также нравственного и трудового воспитания школьников.
ГЛАВА 2. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе
2.1. Формы и приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками
Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.
Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.
Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.
Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.
Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.
В учебниках школы представлены все виды сказок.
Работа в данном направлении состоит из нескольких этапов:
- содержательный анализ сказки;
- выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;
- определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям;
- создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);
- обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики;
- нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;
определение специфики сказки через особенности ее системы образов.
При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Со всеми этими персонажами младший школьник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности.
Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.
Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов:
уяснение основных мотивов сюжета, обнаружение причинно-следственных связей между ними;
- определение отдельных функций – действий персонажей, характерных для целого ряда волшебных сказок;
- выделение так называемых «сюжетных вех», или элементов сюжета (завязки, развития действия, переломного момента, кульминации, развязки);
соотнесение каждого элемента сюжета с характерами действиями и поступками героев.
Существенными для отличия волшебной сказки от сказки другого жанра являются ее композиционные особенности: замкнутость сказочного действия, троекратные повторы, типичные сказочные зачины и концовки, особенное пространственно временное построение и др. Поэтому при изучении волшебных сказок нужно уделить внимание и их композиции.
Можно выделить следующие основные направления работы с детьми в этом плане:
- сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки, отличающейся условностью и информативной насыщенностью;
- сформировать умение видеть специфическое начало сказки – «зачин» – и благополучный для положительных героев конец – «концовку»;
- сформировать представление детей о таком характерном приеме в построении сказки, как троекратные повторы;
- научить их находить повторы в тексте сказки и определять в каждом конкретном случае их функцию и роль в развитии сюжета и образов героев сказки;
- сформировать представление об условности сказочного пространства и времени (хронотопа волшебной сказки); научить детей видеть пространственно-временные рамки волшебной сказки, определять особенности сказочного пространства и времени в связи с развитием сюжетного действия сказки.
В работе над зачином и концовкой волшебных сказок дети должны уловить их повторяемость из сказки в сказку и в то же время их варьирование, многообразие [22].
Работа со сказкой имеет различные формы:
Во время школьного занятия можно использовать разнообразные формы работы со сказкой.
1. Прочтение и анализ. После ознакомления с текстом предлагается обсудить мотивы поведения персонажей, оценить их, сделать выводы. Важно ответить с классом на вопросы «О чем эта сказка?», «Чему она учит?», «Какие персонажи понравились, а какие нет и почему?». Сказочные сюжеты необходимо осмыслить и проработать, сравнивая и связывая их с жизненными ситуациями, находя в них подсказки к решению проблем.
2. Рассказывание. Интересным ходом является не простой пересказ текста, а воспроизведение его от первого лица. При этом можно предложить детям рассказывать от лица не главного, а второстепеннного героя (или даже персонажа не этой сказки).
Пусть представят, как видят события «Курочки Рябы» Мышка или Ряба, Кощей Бессмертный или Иван-дурак. Такой прием развивает воображение и способность к децентрированию, видению чужой точки зрения.
3. Переписывание. Если ребенку не нравится какой-то поворот сюжета или конец сказки, предложите ему переписать или дописать ее. Это помогает увидеть внутреннее состояние ребенка, так как именно им продиктовано решение событий, которое выбирает школьник. Таким способом происходит освобождение от внутреннего напряжения.
4. Изображение. С помощью рисунка, пластилина, аппликации также можно получить информацию о состоянии ученика. Рисуя или работая с материалом для лепки, легче выразить возникающие ассоциации и высвободить терзающие эмоции. Появление темных цветов демонстрирует сильные и зачастую негативные эмоции. После такого всплеска дальнейшие иллюстрации той же сказки могут стать светлее и доброжелательнее.
5. Постановка эпизодов. Школьники с энтузиазмом принимают мини-представления. Это может быть как актерская игра, так и кукольный театр. Важно, что во время постановки каждый участник может непосредственно прочувствовать ситуацию, выразить те эмоции, которые в обычной жизни он сдерживает или не хочет признавать. К такой работе можно привлечь и родителей, чтобы они помогли в изготовлении декораций, костюмов и кукол. Совместная работа детей и взрослых благоприятно скажется на их взаимоотношениях.
6. Сочинение. Можно дать детям задание придумать свою сказку. Представляя, какие трудности возникают на пути героя, и как он с ними справляется, дети нередко описывают личные проблемы и тревоги [18].
Формы работы со сказкой могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой. Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимание.
2.2. Методика работы над сказкой в начальной школе
Методика анализа сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов, используются те же формы и приемы работы с текстом, чтобы ученики начальной школы ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни [14, с. 194].
В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов и средств. Среди множества методов и приемов работы со сказкой о животных на уроках литературного чтения основными и обязательными являются: составление плана пересказа сказки, пересказ, определение главной мысли (урока) сказки, составление описания персонажей сказки.
Важным является формирование представлений у младших школьников об особенностях композиции сказок, усвоение младшими школьниками литературоведческих терминов необходимых, для описания структуры и композиции сказок (персонаж, автор, троекратность ситуаций, диалогизм, многократность встреч и т.д.) [11, с. 7-8].
В методике анализа сказок в школе используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие. Большую роль при работе над сказками играют творческие методы: самостоятельное написание сказок, инсценировка сказок, описание и составление иллюстраций сказок. Методическая схема изучения сказки может быть следующей:
-
выяснение конкретного содержания сказки:
— выделение персонажей сказки, разграничение их ролей;
— определение места действия (обычный мир или иной), последовательности событий;
— определение характерных черт на основании поведения и поступка героя (персонажа);
— выяснение причин поведения;
— обсуждение взаимоотношений героев;
-
словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;
-
сравнение персонажей;
-
определение основной мысли сказки (что одобряется или осуждается в сказке);
-
определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;
-
наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями, яркими изобразительными средствами);
-
чтение в лицах либо инсценирование эпизодов (какая-либо творческая работа).
Существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой. Рассмотрим некоторые из них:
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.
2. Коллаж из сказок.
3. Сказка от считалки.
Считалка:
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел
Гу –гу –гу, чу – чу- чу,
Я на волю полечу.
Начало сказки: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку……..
4. Сказки от «живых» капель и клякс.
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появиться какой – то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от « живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?
5. «А что потом?».
— мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;
— развивать воображение ребенка;
Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.
6. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»
Новая ситуация: на пути девочки встречается волк…….
Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……
Сказка «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой……
7. Перевирание сказки.
8. Сказки, но по-новому.
Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.
Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Сказка по –новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.
9. Сказки от превращений.
Начало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.
Я превращаюсь * В бабочку.
Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….
Я превращаюсь * В цветок
Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…….
10. «Салат из сказок».
11. Словесная режиссерская игра.
12. Психогимнастика.
Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:
-
найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
-
сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе
« длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»…..
-
произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с, «Золушка»- з л ш к.