Культурно-познавательный потенциал Вены как музыкальной столицы Европы

Курсовая работа

Введение

Несмотря на кризис, выездной туризм является одним и преуспевающих сфер экономики. В настоящее время в выездном туризме можно выделить ряд видов: велосипедный, водный, горный, познавательный, спортивный, деловой, музейный, самодеятельный и т.д. Немаловажную роль в развитии современной туриндустрии играет культурно-познавательный туризм, благодаря которому путешественники имеют возможность развить свой духовный потенциал, сохранить и повысить культурный уровень, ознакомиться с традициями, образом жизни, историческими и природными достопримечательностями.

Большими возможностями в развитии культурно-познавательного туризма обладает Вена — музыкальная столица Европы. С Веной связаны судьбы таких великих композиторов как Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Ф. Лист, И. Штраус, Ф. Шуберт, К. Орф, Х. Волф, И. Кальман, И, Брамс, А. Брукнер, К.В. Глюк, А. Сальери. В Вене не только установлены памятники выдающимся музыкантам, но и функционирует множество музеев, позволяющих подробнее узнать творческий путь композиторов и исполнителей. Например, такие музеи как квартира Моцарта, что на Domgasse, 5; музей Бетховена на Mцlker Bastei, 8,; дом-музей Йозефа Гайдна; два музея посвящены творчеству Франца Шуберта — один находится по адресу Nussdorfer Strasse, 54, а второй — Kettenbrьckengasse, 6 и др.

Вену по праву можно считать театральной столицей. Её театры, такие как Венская Государственная Опера, Бургтеатр, театр Ан-Дер-Вин и Народная опера, славящимися своими постановками великих композиторов, давно снискали мировую славу и известность.

Регулярно в Вене проводят музыкальные фестивали, наиболее известный — Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели». Такие фестивали имеют огромную популярность среди путешественников разных стран и континентов.

Наличие большого количества объектов в Вене, связанных с мировой музыкальной культурой позволяет говорить о её огромном потенциале в развитии культурно-познавательного туризма для разных слоев населения, как классической музыки, так и современной.

Общая характеристика культурно-познавательного туризма представлена в работах В.А. Квартального, И.В. Зорина, М.Б. Биржакова.

Музыкальная культура Вены XIII-XIX веков описана в исследованиях Е.Н. Грицак, Ю. Саси, С. Нечаева, Г. Аберта, Д. Шулера, А. Альшванга, Д. Корганова, В. Конена, Э.И. Великович, А. Кенигсберга.

Объектом исследования является культурно-познавательный туризм.

14 стр., 6619 слов

По самообразованию «Развитие познавательных интересов старших ...

... познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, ... активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского ...

Предметом, Цель работы:

Задачи:

1. Ознакомится с общей характеристикой культурно-познавательного туризма.

2. Исследовать музыкальные туры по Европе, как одно из направлений культурно-познавательного туризма.

3. Изучить фестивали, музыкальные балы, театральные премьеры Вены, как явление культурно-познавательного туризма.

4. Рассмотреть соборы, театры, концертные залы, кафе и рестораны, музеи как центры музыкальной культуры Вены.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.

1. Особенности развития культурно-познавательного туризма на современном этапе в Европе

1.1 Общая характеристика понятия «культурно-познавательный туризм»

Определение туризма многоаспектно. Человек путешествовал всегда. От целей, состава участников, времени и места зависели содержание, характер, длительность путешествий и т.д. Именно путешествия послужили основой создания такого вида человеческой деятельности, как туризм. Туризм как особый социально-экономический и культурный феномен возник относительно недавно (уже в индустриальный период жизни человечества) и перерос путешествия и в количественном и качественном планах. В настоящее время путешествие является важным, но далеко не единственным, а зачастую и не главным элементом туризма.

Долгое время к туризму относили временные выезды людей с постоянного местожительства в познавательных, профессионально-деловых, оздоровительных, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Согласно Манильской декларации по мировому туризму «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений. Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад» [2, c. 1].

Согласно федеральному закону от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: туризм — это временные выезды, путешествия людей с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1, статья 1].

В настоящее время туристская среда включает в себя человека, природу, общественные отношения и культуру. Она является достоянием всего человечества. Поэтому Софийская Хартия туризма призвала государства и общества также в интересах настоящего и будущего поколений всемерно защищать эту среду, способствовать росту туристского сознания и содействовать взаимоприемлемым и взаимообогащающим формам контактов посетителей-туристов с местным населением [3, статья III].

В состав Хартии туризма как неотъемлемая его часть входит Кодекс туриста. Этот документ определяет нормы поведения, права и обязанности туристов в процессе участия в туристических экскурсиях, походах и поездках. Главным для всех без исключения туристов является соблюдение такого поведения, которое способствовало бы взаимопониманию и дружеским отношениям между народами и таким образом содействовало бы сохранению мира на нашей планете [3, статья X-XIV].

16 стр., 7725 слов

Жизнь и культура США

... образом, цель данной курсовой работы - получение и расширение знаний о жизни и культуре жителей Соединенных Штатов Америки. Основные задачи проекта: ознакомление с общими данными о США; изучение ... определенной степени предсказать их отношение к нам. Практическое знание базовых черт других культур даст нам необходимое понимание, которое позволит преодолеть былые трудности общения с представителями ...

Рассмотрим понятие культурного туризма. В понятии Международного Совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (IСОМОS) культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов». IСОМОS характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи». Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Как отмечается в программной работе Всемирной туристской организации «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию» [4].

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

На конференции в Мехико (1981 году) было провозглашено два определения культуры. Первое определение — общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение — специализированного характера, построенное на «культуре культуры», то есть на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека. Культурное наследие любого народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и так далее, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и прочее.

Познавательный туризм, по мнению В.А. Квартального охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа [18, с. 65].

Рассмотрим культурно-познавательный туризм, на основе Модельного закона о социальном туризме. Согласно данному закону культурно-познавательный туризм представляет собой туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, объектов природного и культурного наследия.

5 стр., 2117 слов

Разработка экскурсии ‘Рождение шоколадной сказки на фабрике Кэдбери’

... экскурсий можно выделить Экскурсию на шоколадную фабрику «Пейрано», Италия. В целом, экскурсий на данную тематику мало. В основном они входят в программы различных туров как отдельные экскурсии. Анализ методической разработки экскурсии «Рождение шоколадной сказки на фабрике ...

Таким образом, на основе анализа Манильской декларации, закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Софийской Хартии туризма, Международного Совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, а так же трудов В.А. Квартального, можно сделать вывод, что культурно-познавательный туризм — это временные выезды, путешествия людей с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания; туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия; туристские посещения памятников природы, охраняемых природных территорий, объектов природного и культурного наследия.

1.2 Музыкальные туры по Европе, как одно из направлений культурно-познавательного туризма

Музыкальные туры по Европе являются одним из перспективных видов культурно-познавательного туризма. Для любителей музыки туроператоры и турагенты предлагают различные туры, как прямые, так и транзитные. Например, московский туроператор «ДИА тревел Люфтгаза Сити Центр» организует такой тур как «В гости к Моцарту: ВЕНА-ЗАЛЬЦБУРГ». Данный тур включает в себя автобусную обзорную экскурсию по Вене с посещением дворца Шёнбрунн. Эта экскурсия позволяет получить наиболее полное представление о столице Австрии — Вене. Во время экскурсии можно увидеть, как исторические, так и современные районы города, проехать по Рингштрассе с ее грандиозными зданиями, Хофбург (зимнюю резиденцию императора), Парламент, Бургтеатр, Университет, а также Дворец Шенбрунн — летнюю резиденцию Габсбургов; пройти по историческим улицам Вены, посетить Венскую оперу.

Туристское агентство

Детский центр Пеликан предлагает путешествие в музыкальную Вену для малышей и их родителей. Этот тур рассчитан на 22-27 марта, это связано с проведением в Вене фестивалей. В программу данного тура входит:

  • 23 марта — прогулка по городу и экскурсия в Дом музыки, концерт Штрауса и Моцарта в Курсалоне или Керамическая мастерская;
  • 24 марта — экскурсия в Дом Моцарта вечер австрийских композиторов;
  • 25 марта — экскурсия в музей музыкальных инструментов в Хофбурге и прогулка по парку, оперетта «Летучая мышь»;
  • 26 марта — экскурсия в Шенбрунн, детский Музей, МиноПолис — город для детей;
  • 27 марта — отъезд [37].

Туристическое агентство Best Season предлагают индивидуальные экскурсии по Вене и из Вены, вот некоторые из них:

  • пешеходная экскурсия «Музыкальная Вена» 2,5 часа;
  • пешеходная экскурсия «Жизнь императорской династии Габсбургов» 3 часа;
  • «музыкальная Вена» (гид-водитель) 4 часа;
  • «музыкальная Вена» (водитель + экскурсовод) 4 часа [38].

Московский туроператор «Интерс» предлагает вниманию туристов следующие экскурсии:

1. Экскурсия по моцартовским местам (пешеходная экскурсия) 2 часа:

  • Осмотр Фигаро Хаус — дома, где жил Моцарт;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Моцарт и женщины»;
  • «Констанция Вебер — жена Моцарта»;
  • осмотр дома, где скончался Моцарт;
  • посещение одного из самых знаменитых памятников Моцарту;
  • посещение мест, связанных с жизнью и творчеством Моцарта.

Стоимость с русскоговорящим лицензированным гидом: 8770 руб.

12 стр., 5903 слов

Жизненный и творческой путь В.А. Моцарта

... след в творческом развитии восьмилетнего Моцарта. Общение с И. X. Бахом и знакомство с его произведениями имело для Моцарта исключительно ... центром. Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене, действительно, произвели фурор. Музыкальная семья Моцартов была приглашена ко двору в ... городам и странам, играть и импровизировать помногу часов подряд (концерты в то время длились 4--5 часов). Все ...

2. «Музыкальная Вена» (пешеходная экскурсия) 2 часа. На этой экскурсии по памятным местам Моцарта, Бетховена, Шуберта турист попадает в мир, в котором жили и творили гениальные композиторы. Переступая порог их квартир, посетитель получает личные впечатления о жизни композиторов в Вене, о самом городе, с его богатыми музыкальными традициями. Также туристов ждет экскурсия по знаменитой Венской опере.

Стоимость с русскоговорящим лицензированным гидом: 8770 руб.

3. «Музыкальная Вена» (в сопровождении водителя-гида) 3 часа. Эта экскурсия предполагает маршрут по памятным местам Моцарта, Бетховена, Шуберта, а также посещение кладбища, где покоятся великие композиторы.

Стоимость с водителем и русскоговорящим лицензированным гидом: 17195 руб.

4. Город Моцарта — Зальцбург 9 часов. Однодневный тур в город, где родился великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт. По дороге туристы могут насладиться красотами района Зальцкаммергут, который славится своими озерами и великолепными горными пейзажами. В зависимости от времени года покататься на лодке по горному озеру, подняться на подъемнике на высоту 1522 метра. Участников экскурсии ждет обед в ресторане, а затем прогулка по историческому центру города, где Вас ожидает знакомство с самыми известными достопримечательностями: кафедральный собор, Церковь Святого Петра, Дом фестивалей, Дом, где родился великий композитор Моцарт, замок Мирабель с прекрасным видом на крепость Хоензальцбург.

Стоимость с водителем и русскоговорящим лицензированным гидом: 36162 рублей [36].

В результате анализа туроператоров выяснилось, что австрийским направлением занимаются следующие: «Ван Борк», «Вояж-сервис», «Vedi tour grop», «BSI Group», «PAC Group», «Ирма тур», «Счастливый случай». На основе изучения предложений данных туроператоров, можно сделать вывод, что Вена и Зальцбург — основные города которым туристские операторы отдают предпочтения в турпакетах. Одной из популярных услуг турпакета являются экскурсии, например, в Долину Вакхау, Венский лес или Дом Габсбургов. Но кроме тематических, существуют и музыкальные экскурсии. Например, Вена-Зальцбург одна из основных экскурсий, предлагаемых туроператорами, т.к. Вена является музыкальной столицей Европы, а Зальцбург — родиной великого композитора В. Моцарта. Так же часто предлагаемыми экскурсиями являются: «По следам Моцарта в Вене», «Музыкальная Вена», «Очаровательная Вена», и т.д.

Такая распространенность на туристском рынке говорит о Вене как о перспективном и развивающемся регионе и как о центре культурно-познавательного туризма, привлекающем большое количество путешественников.

1.3 Музыкальные балы, фестивали, театральные премьеры Вены, как явление культурно-познавательного туризма

культурный туризм музыкальный вена

Музыкальные балы играют немаловажную роль в жизни венцев. В первые дни января Вена поражает тишиной опустевших улиц. После главных праздников страна отдыхает, запасаясь силами для следующего этапа торжеств. В первую неделю нового года повсюду начинаются мероприятия в рамках праздника Три короля, за ним следуют Новогодний концерт Венского филармонического оркестра, карнавал, фестиваль старинной музыки и далее в феврале открывается бальный сезон.

16 стр., 7833 слов

Социально-воспитательная деятельность музея в условиях школы ...

... норм, ролей и т.д. Социальная роль музея позволяет подчеркнуть ценность музейной среды, в которой социокультурная деятельность осуществляется благодаря возможности общения с подлинником, ... из трех взаимосвязанных звеньев: музейный педагог, музейный предмет и зритель (учащийся). Музейный педагог - специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее. Он организовывает музейно - ...

Как отмечает Е.Н. Грицак, самый знаменитый бал, конечно, проходит в самом знаменитом театре страны. Всего на одну ночь зрительный зал и сцена Штаатсопер (см. Приложение, рис. 1) сливаются вместе, превращаясь в огромную танцевальную площадку. Именно здесь высший свет столицы предстает в сияющем величии бальных туалетов, драгоценностей, сложнейших причесок, лайковых перчаток. Гости медленно поднимаются по великолепной лестнице, направляясь в сторону зала. Мягкий ковер заглушает шум тысяч шагов, начищенный паркет и мрамор стен сверкают при свете роскошных хрустальных люстр. В разноцветье цветочных гирлянд резко выделяются белые туалеты дебютанток и серые фраки их партнеров, тоже участвующих в этом торжестве впервые. Когда-то все танцевальные рауты Вены начинали девочки из аристократических семейств, но теперь, в пору демократии, такое может позволить себе лишь Опера. [14, с. 140].

Церемония первого вальса обычно занимает 3-4 часа. Остальным в это время полагается стоять в стороне, наблюдать, вести светский разговор, попивая шампанское, которое, по бальным традициям, течет рекой. На балах вполне прилично знакомиться и безовсяких рекомендаций. Здесь не имеет значения интеллект, ведь люди приходят развлекаться, поэтому мужчине надо забыть о делах, а женщине следует обольстительно улыбаться, кокетливо помахивать веером и, конечно, много танцевать. Несмотря на то что в Опере в тот день собираются звезды — политики, люди искусства, бизнесмены, — о делах говорить не принято. Между тем некоторые это правило нарушают, как, например, один нефтяной магнат, заключивший миллиардную сделку, заплатив смешную для себя сумму за входной билет. Еще одной героиней бала в Штаатсопер стала простая австрийская девушка, для которой бальное знакомство завершилось свадьбой, причем жених преподнес невесте в подарок остров на Средиземном море.

Бал в Штаатсопер, как и любой другой венский бал, начинается с возгласа распорядителя: «Alles Walzer!» («Все танцуют вальс!»).

По жесту распорядителя музыканты начинают играть мелодию Штрауса, ровными рядами выходят дебютанты, и только тогда гости, которых в зале собирается не менее 4 тысяч, окончательно погружаются в сказочную бальную атмосферу. Каждый житель Вены должен уметь вальсировать, иначе он не

считается истинным венцем. Однако ни один столичный бал не ограничивается вальсом. В течение вечера классические танцы сменяются современными, после полонеза наступает время легкомысленной польки, кадрили, танго, а также простых, доступных всякому танцев, все равно, быстрых или медленных [12, с. 131].

В новогоднюю ночь гостей приглашает Императорский бал (нем. Kaiserball) в Хофбурге. (см. Приложение, рис 2) На нем дамы тоже блистают роскошными длинными нарядами, мужчины облачаются в смокинги, фраки либо в парадные костюмы. Раньше большой бал в своем дворце устраивал император, чья речь служила сигналом к началу праздника. Сегодня роль устроителя взял на себя Венский университет экономики, а вместо монарха вечер, точнее ночь, открывает ректор. Приход Нового года принято встречать глотком шампанского под звуки главного венского колокола Пуммерина и, конечно, вихрем вальса [14, с. 142].

8 стр., 3877 слов

Технология подготовки и проведения фестиваля

... на которую ориентирована его художественная концепция. Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, ... дней до полугода) и содержанию. Существуют Музыкальные фестивали монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или ...

На университетском балу танцы начинают студенты — юноши в серых смокингах и девушки в белых платьях. По окончании первого вальса в центр зала к новичкам выходят все присутствующие. Позже, когда в зале наверху звучат классические мелодии, в нижних помещениях грохочет тяжелый рок. Такой порядок является нарушением традиций, зато утешением служит то, что никто из неистовствующих молодых людей не позволяет себе расстегнуть воротник или снять бабочку. В полночь принято отплясывать кадриль, которая увлекает в круг танцоров любого возраста, от 3-летнего ребенка до едва переставляющей ноги старушки. Последние гости покидают Хофбург рано утром, когда город просыпается. На балу принято делать фотографии; венцы хранят их в специальных альбомах, где снимки внуков соседствуют с изображениями бабушек и дедушек, танцевавших на таких же балах [12, с. 215].

По мнению Е.Н. Грицак, каждая уважающая себя корпорация в эти дни устраивает собственный бал. Вечер хартии Макса Рааба тоже проходит в Хофбурге, привлекая программой, в которой, кроме выступлений певцов, музыкантов и танцоров, организуется показ мод. Удивительно, что все артисты и модели — работают бесплатно, а сборы от продажи билетов идут на поддержку социальных программ. Не нуждается в рекламе бал кондитеров с его богатым выбором пирожных, тортов и других сластей, изготовленных венскими кондитерами.

Собственные балы устраивают охотники, рестораторы, слепые, беженцы и даже африканская диаспора Вены, привлекающая людей с любым цветом кожи зажигательной музыкой, «дикими» танцами и экзотическими закусками. Спорными, но все же с полным правом занимающими свое место в ряду подобных мероприятий, являются так называемые балы дурного тона, самый популярный из которых устраивают трансвеститы [6, с. 56].

Цветочные балы в ратуше начали проводить в Вене с 1920-х годов. Здесь залы декорированы живой зеленью, по окончании танцев гости получают в подарок цветы и комнатные растения. Городские власти различают своих посетителей по возрасту. Если на первый муниципальный бал приглашают молодежь, то второй предназначен для пожилых людей. За небольшую плату старики могут повеселиться, забыв о годах, житейских проблемах и болезнях.

На Кофейном балу в Хофбурге, наряду с музыкой, царит запах свежемолотого кофе.

Похожий по тематике Конфетный бал, где жюри выбирает «сладкую» королеву, каждый год посвящается одному из Австрийских городов. Маскарад Рудольфины Редут — самый старинный и традиционный бал — проводится в первый понедельник маскарадного сезона. Раньше о нем знали только жители Вены, а сегодня гости приезжают даже из Америки. Декольтированные платья, маски, фраки, бабочки, смокинги присущи и весеннему Балу магов, однако на нем, в отличие от других танцевальных вечеров столицы, присутствующие могут посмотреть спектакли с участием всемирно известных иллюзионистов [14, с. 143].

Как отмечает С.Ю. Нечаев, ранней весной знатоки классической музыки посещают фестиваль Гайдна, а в апреле на фестивале «Пасхальный звон» слушают мелодии барокко в исполнении филармонического оркестра. Городской праздник проходит в последнюю субботу того же месяца. Мартовская Вена ждет почитателей таланта великого Гайдна на «Дни Гайдна», а также на «Horgange», фестиваль современной австрийской музыки, и «Венский Весенний Фестиваль», музыкальное весеннее пробуждение, фестиваль Весны в Вене, который выдвигает на первый план произведения, созданные творчеством великих музыкантов и ставшие их частью. Весенний фестиваль, как в звезды в ручейке, отражается более чем в 50 событиях колоссальной венской сцены. В апреле фестиваль современной музыки и Весенняя Вена продолжатся. Теплые летние месяцы в Вене отмечены традиционными фестивалями в рамках Венских Музыкальных Недель, фестивалем Klangbogen — Венское Музыкальное Лето и Фестивалем музыкальных фильмов на площади перед Ратушей [23, с. 221].

2 стр., 937 слов

Открытие музеев в Самаре в 2020 году: где и какие из них начнут работать

... в онлайн-режиме. Музей Эльдара Рязанова Адрес: Самара, Фрунзе, 120. Режим работы: Сайт: Музей-квартира советского комедиографа, как и остальные самарские музеи, закрыта для посещения. И откроется только спустя ... в выставочном зале; лекции, ридинг-группы и другие массовые мероприятия до конца сезона в галерее проводиться не будут. Открытие остальных музеев в Самаре в 2020 году обсуждается.

Венское музыкальное лето — это украшенные цветами экипажи, следующие по дорожкам Пратера. Далее веселье перемещается на Дунайский остров и в другие парки, где проходят ярмарки художественных изделий, живописи, антиквариата, джазовый и театральный фестивали, международный летний конкурс танцев и австрийский фестиваль духовой музыки. Джазовый фестиваль проходит с 15 июня по 17 июля. Самые красивые места города превратщаются в джаз — сцены: от Венской Государственной Оперы, до Ратуши с концертами под открытым небом.

Венский джазовый фестиваль, существует с 1991 года, является опорной точкой международных фестивалей и вехой на культурной карте Вены и Австрии. Венский джазовый фестиваль — это современный фестиваль с международной репутацией в кругу трёх важнейших джазовых фестивалей мира, что делает Вену ещё боле привлекательным местом для поездок.

Октябрь в Вене для молодежи, здесь открывается Международный молодёжный Фестиваль «Jeunessee». И завершают год классические Дни Брамса [29, с. 112].

По мнению М.С. Сененко программа фестивалей в Вене на год выглядит примерно так:

  • Январь — «Резонансы»;
  • март — «Дни Гайдна», «Horgange», «Венский Весенний Фестиваль»;
  • апрель: «Horgange», «Венский Весенний фестиваль», «Osterklang»;
  • май: фестиваль в рамках Венских Музыкальных Недель;
  • июль: Венское Музыкальное Лето, фестиваль музыкальных фильмов на площади перед Ратушей;
  • август: Клангбоген — Венское Музыкальное Лето;
  • октябрь: Международный молодёжный Фестиваль «Jeunessee»;
  • ноябрь: дни Брамса [27, с. 232].

Главной достопримечательностью Австрийской столицы, без сомнения, является Венская опера, знаменитая не только новогодними балами. Она дополняет перечень самых посещаемых туристами мест Вены, включающих и Собор Святого Стефана, и здание австрийского парламента, и памятники композиторам И. Штраусу и В.А. Моцарту.

За долгие десятилетия своего существование Венская опера видела немало шедевров известных сегодня композиторов, их триумфов, а также театральные премьеры, ставшие бессмертными. На сцене театра «Штаатсопер» блистали Густав Малер и Рихард Штраус, Феликс фон Вайнгартен и Клеменс Краус, Клаудио Аббадо и Карл Бем, а также Херберт фон Караян. Густав Малер известен не только как певец и музыкант, но и как директор Венской оперы, а десятилетие его беззаветной работы (1897-1907 гг.) праздновалось на всю Вену. Талантливый композитор посвятил свою жизнь руководству оперным театром, что ему пришлось забыть о том, что он — композитор, Малер сочинял музыку лишь в редкие дни, когда театр был закрыт на сезон. Во время исторических событий Второй Мировой войны здание Венской оперы, как и многие другие памятники архитектуры Австрии и Германии, сильно пострадало, его пришлось воссоздавать из руин. После длительной реставрации Венская опера торжественно открылась 11 мая 1955 года, а зрители восхищались оперой «Фиделио», написанной выдающимся композитором Бетховеном [24, с. 78-87].

12 стр., 5545 слов

Крупные художественные музеи в россии

... революцией". Это Центральный музей В.И. Ленина, Музей Красной армии и флота, Музей революции СССР. В настоящее время, по ряду объективных причин, малые музеи города не входят в сферу внимания ... 9 млн. человек, причем женщин в городе больше, чем мужчин. Рост городской территории в последние годы, жилищное строительст- во, ведущееся в крупных масштабах, обусловили некоторое перераспределе- ние ...

В настоящее время главную часть репертуара Венской оперы составляют произведения, исполняемые штатным филармоническим оркестром. Хотя балет занимает незначительное место, ведется работа и над балетными спектаклями, с 1964 года в оперном театре проходят показы известного на весь мир балета «Лебединое озеро», главную партию в котором долгие годы исполнял талантливый хореограф Рудольф Нуриев, поклонниками которого стали многие жители и гости Вены.

По мнению М. Сененко, в Вене свои спектакли представляет более 50 драматических театров с постоянным репертуаром, как государственные, так и независимые, как классические, так и авангардные. Театральный сезон длится с 1 сентября по 30 июня. Крупные театры обычно дают представления ежедневно, те, что поменьше, делают выходные 1-2 дня в неделю, обычно понедельник и воскресенье [29, с. 75].

На основе анализа трудов Е. Грицак, М. Сененко, С. Нечаева, М. Николаевой, можно сделать вывод, что с новогодних праздников в Вене начинается бальный сезон, в рамках которого каждая уважающая себя корпорация проводит собственный бал. Самыми торжественными являются Императорский бал, бал в Штаатсопер, университетский бал и бал в Ховбурге. Так же, существуют и тематические балы, такие как цветочный бал в Ратуше, кофейный бал в Ховбурге, конфетный бал и даже бал-маскарад Рудельфины Редут.

Круглый год Вена принимает фестивали, среди которых джазовый и театральный, международный летний конкурс танцев и австрийский фестиваль духовой музыки. Сезон фестивалей в Вене начинается с новогодних праздников. Так же, Вена проводит и театральные премьеры в таких больших театрах как Венская опера и Бургтеатр. Музыкальные мероприятия сопровождают этот город круглый год, благодаря чему Вена может дать развитие событийному туризму в рамках культурно-познавательного.

2. Историко-культурный и экскурсионный потенциал Вены, как музыкальной столицы Европы

2.1 Музыкальные музеи Вены, как объекты культурно-познавательного туризма

Имея всего два музея Художественно — исторический и Альбертину, Вена уже могла бы претендовать на звание музейной столицы мира. Однако, помимо них, в столице Австрии существует такое количество постоянных и временных экспозиций, что для знакомства хотя бы с половиной понадобятся годы. В каждом путеводителе перечислены такие почтенные учреждения, как сокровищница Хофбурга, Австрийский этнографический музей, Музей военной истории, Музей изящных искусств, Музей современного искусства во дворце Лихтенштейн, Городской музей, Технический музей промышленности и ремесел, Музей-квартира Зигмунда Фрейда. В этом городе, в самом деле, выставок больше, чем в любой другой столице мира. Список можно дополнить не такими гигантскими, зато не менее интересными выставками в Доме бабочек, на фарфоровой мануфактуре Аугартен, в Обсерватории Урания, а также в очень занимательных музеях цирка и клоунады, футбола, криминалистики, табака, вампиризма, фиакров, в старом венском Музее шнапса [28, с. 121].

Несомненно, в Вене и её пригородах значительное количество музеев, мемориальных комнат, памятников и мест, связанных с жизнью и творчеством величайших композиторов Европы. Здесь в разное время жили и создавали свои произведения В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Й. Гайдн, И. Кальман, И. Брамс, отец и сын Штраусы, Ф. Шуберт — это фамилии только тех композиторов, которые известны даже людям весьма далеким от музыки. А ведь с Веной связана жизнь А. Брукнера, К.В. Глюка, К.М. Цицера, А. Сальери, Ж.Ф. Ланнера, Ф. Легара, Р. Штольца и других, чьи имена со временем подзабылись, но их вклад в мировую культуру от этого меньше не стал [29, с. 180].

Находясь в Вене, можно как минимум день посвятить музыке и её создателям. Начать можно с Центрального кладбища (см. Приложение, рис. 3), на котором упокоилось большинство из великих венских композиторов и исполнителей. Отправиться туда лучше утром, пока закрыты музеи, начинающие работать с 10 часов. Да и туристов в это время будет поменьше, днем же здесь иногда бывает настоящее столпотворение. Одним из первых памятников, которые увидят туристы, будет изящная скульптурная композиция на могиле Вольфганга-Амадея Моцарта (см. Приложение, рис. 4).

На самом деле это символическая могила, так как останков композитора в ней нет, он был погребен на венском кладбище святого Марка, но подлинное место захоронения не сохранилось. Рядом находятся могилы Штраусов, Л.В. Бетховена. Если туристам повезет, можно стать свидетелями импровизированного концерта. Сюда часто приходят музыканты, в том числе и мировые звезды, чтобы рядом с могилами своих кумиров исполнить их произведения [17, с. 50].

С кладбища можно отправиться в один из музеев, они все весьма интересны. Музеи, мемориальные места и памятники композиторам разбросаны по всему городу, поэтому маршруты удобнее составлять самостоятельно, учитывая посещение и других объектов.

Обычно одним из первых туристы посещают музей, разместившийся в единственной из сохранившихся в Вене квартир Моцарта, что на Domgasse, 5. (см. Приложение, рис. 5).

В доме, расположенном в престижном районе Вены, композитор прожил больше двух лет с 1784 по 1787 годы. Кстати, квартира была весьма дорогой, 460 гульденов в год, но тогда композитор мог это себе позволить. Это время было для него периодом славы и творческого подъема. В своих трудах Г. Аберт отмечал, что в этом доме созданы многие известные произведения, включая оперу «Женитьба Фигаро». Сюда в гости к В.А. Моцарту приходил Й. Гайдн. В музее много подлинных экспонатов, связанных с творчеством композитора. Несомненный интерес представляет обстановка, в которой жила семья В.А. Моцарта, инструменты, на которых он играл и сочинял свои произведения. Часть интерьера без изменений сохранилась с тех времен — печь в спальне, оконные рамы, лепнина. Кроме мемориальной квартиры в музее несколько больших экспозиций, разместившихся на трех этажах и в подвале, рассказывающих о венском периоде жизни композитора. При желании можно воспользоваться аудиогидом на русском языке. Недалеко от музея находится собор святого Стефана, связанный со значимыми событиями в жизни композитора. В 1782 году А. Моцарт здесь венчался с Констанцей Вебер, затем крестил двоих детей, в конце жизни получил должность капельмейстера собора, а после смерти здесь его отпели и из соборной часовни увезли на кладбище.

Так же, туристы могут пройти по нескольким адресам, связанным с жизнью А. Моцарта. Композитор неоднократно бывал и выступал во дворце Хофбург, впервые он был приглашен на аудиенцию к императрице Марии-Терезии в 1768 году, когда приехал в столицу с отцом из Зальцбурга, а ведь ему было всего лишь 12 лет. Слева от парадных ворот в Хофбург со стороны площади Michaeler Platz можно увидеть мемориальную доску, посвященную находившемуся в этом месте до 1888 года городскому театру, на ней имеется надпись: «Здесь состоялись премьеры опер Моцарта «Похищение из Сераля», «Женитьба Фигаро» и «Так поступают все женщины». В парке рядом с дворцом установлен памятник композитору, перед которым летом разбивают большой цветник с изображением скрипичного ключа [5, с. 135].

В оранжерее загородного дворца Шёнбрунн в 1786 году происходил «музыкальный поединок» между А. Моцартом и Антонио Сальери в присутствии императора Иосифа II, присудившего победу А. Сальери. На Himmelpfortgasse, 6 раньше был концертный зал, в котором 4 марта 1791 года прошел последний концерт Моцарта. В доме на Rauhensteingrasse, 8 (теперь здесь универмаг «Steffl») композитор провел последние дни жизни, сочинил «Волшебную флейту», работал над «Реквиемом», видимо, предвидя скорую кончину. В 1787 году Моцарту представили юного Бетховена, которому маститый композитор дал несколько уроков. Как отмечает А. Альшванг, в 1792 году (менее года после смерти Моцарта) Людвиг ван Бетховен поселился в Вене, где за все время сменил более 60 адресов. На некоторых домах, включая здание театра рядом с центральным рынком и Венским сецессионом, где композитор жил в служебной квартире в 1803-1804 годах, теперь установлены мемориальные доски. На площади Бетховена установлен памятник композитору. Еще один памятник находится на окраине Вены в парке местечка Heiligen, где Бетховен неоднократно снимал квартиры. Интерес для туристов представляют три музея, посвященных композитору. Наиболее посещаем музей Бетховена на Mцlker Bastei, 8, где он прожил 8 лет. Музей находится на верхнем этаже обыкновенного жилого дома. Здесь можно увидеть личные вещи композитора, партитуры его произведений, картины, включая портрет Бетховена, написанный Йозефом Мёлером. Интересен и внутренний дворик дома, практически не изменившийся с того времени [7, с. 348].

Еще два музея находятся далеко от центра города, в местах, где во времена Бетховена царила сельская идиллия. Сейчас это городские кварталы, куда можно доехать на трамвае. В местечке Heiligen на Probusgasse, 6, расположен небольшой музей, экспозиция которого в основном посвящена одному году из жизни Бетховена. В 1802 году в этом доме композитором было написано письмо братьям, «Хайлигенштадтское завещание», которое он разрешал вскрыть только после его смерти. Бетховен в этот период тяжело переживал прогрессирующую потерю слуха. По его мнению, глухота могла вынудить его прекратить писать музыку. К счастью, столь пессимистический прогноз не оправдался. Подтверждение этого находится по соседству, в зданиях на Grinzigerstrasse, 64, где им в 1808 году была сочинена Пасторальная симфония, и на Pfarplatz, 2, где композитор жил в 1817 году (через 15 лет), написав несколько музыкальных произведений.

Если появится желание осмотреть небольшой музей Бетховена на Dцblinger HauptstraЯe, 92, придется заранее позвонить по телефону, так как посещение организуется только по предварительной заявке. Посвящен он короткому периоду жизни композитора, когда он в деревенской тиши работал летом 1803 года над Третьей (Героической) симфонией [10, с. 152].

Памятные места, музеи, памятники в Вене установлены каждому великому композитору. На основе путеводителей можно сделать музейную карту знаменитых классиков:

Людвиг ван Бетховен:

Музей-квартира: Мёлкербастай (Паскуалатихаус),

  • Вена 19, ул. Дёблингер Хауптштрассе, 92 (Героическая симфония),
  • Вена 19, ул.

Пробусгассе, 6, дом, где было составлено Хайлигенштадтское завещание,

  • Памятники: Бетховенплатц; Вена 19, Хайлигенштадтский парк,
  • Могила: Центральное кладбище, ул.

Зиммерингер Хауптштрассе, 234, ворота 2.

  • Албан Берг:
  • Могила: Хитцингерское кладбище.
  • Иоганнес Брамс:
  • Мемориальная комната в квартире, где жил и умер Гайдн: Вена 6, ул.

Гайднгассе, 19,

  • Памятник: пл. Карлсплатц (Рессельпарк),
  • Могила: Центральное кладбище.
  • Антон Брукнер:
  • Памятник: городской парк.

Кристоф-Виллибальд Глюк:

  • Памятник: ул. Аргентиниерштрассе, 6 (за церковью Карлскирхе),
  • Могила: Центральное кладбище.

Йозеф Гайдн:

  • ул. Гайднгассе, 19 (Дом-музей, где жил и умер композитор),
  • Памятник: ул. Мариахильфер Штрассе, 55.
  • Имре Кальман:
  • Мемориальная комната: пл. Йозефсплатц, 1 (Национальная библиотека),
  • Могила: Центральное кладбище.
  • Иозеф Ланнер:
  • Памятник: парк перед Ратушей,
  • Могила: Центральное кладбище.
  • Франц Легар:
  • Музей-квартира: Хакхофергассе 18,
  • Памятник: парк перед Ратушей.
  • Густав Махер:
  • Могила:, кладбище в Гринцинге.

Вольфганг-Амадей Моцарт:

  • Музей-квартира: ул. Домгассе, 5 (дом Фигаро),
  • Памятники: парк Бурггартен, Вена 1, городской парк,
  • Фонтан: пл. Моцартплатц,
  • Место погребения: кладбище Санкт-Маркс,
  • Памятная могила: Центральное кладбище.

Франц Шуберт:

  • Музей-квартира: ул. Нусдорферштрассе, 54 (дом, где родился Шуберт, музей композитора),

Музей Шуберта: ул. Кеттенбрюкенгассе, 6 (комната, где скончался композитор),

  • Памятники: городской парк, Вена 18, парк Шуберта,
  • Могила: Центральное кладбище.

Роберт Штольц:

  • Памятник: городской парк,
  • Могила: Центральное кладбище.

Иоганн Штраусс, отец:

  • Памятник: парк перед Ратушей,
  • Могила: Центральное кладбище, ул. Зиммерингер Хауптштрассе, 234.

Иоганн Штраусс, сын:

  • Музей-квартира: ул. Пратерштрассе, 54,
  • Памятник: городской парк,
  • Могила: Центральное кладбище.

Франц фон Зуппе:

  • Могила: Центральное кладбище, ул. Зиммерингер Хауптштрассе, 234.

Хуго Вольф:

  • Могила: Центральное кладбище, ул. Зиммерингер Хауптштрассе, 234.

Карл Целлер:

  • Могила: Центральное кладбище, ул. Зиммерингер Хауптштрассе, 234.

Карл-Михаэль Цирер:

  • Мемориальная комната: пл. Йозефсплатц, 1 (национальная библиотека),
  • Памятник: ул. Пратер Хаупталле,
  • Могила: Центральное кладбище [35].

Проанализировав труды Е. Грицак, М. Сененко, А. Альшванга, В. Калмыковой, Г. Аберта, Е. Рачеевой, Э. Великович, можно сделать вывод, что в Вене три музея посвящены Л.В. Бетховену, мемориальная комната И. Брамсу, дом-музей Й. Гайдну, музей-квартира Ф. Легару, два музея В.А. Моцарту, музей-квартира Ф. Шуберту и мемориальная комната К.М. Цицеру. Памятники, фонтаны, мемориальные доски, разбросаны по всей Вене, напоминая местным жителям и туристам о вышеперечисленных композиторах. Аллея композиторов на Центральном кладбище хранит могилы таких композиторов как А. Сальери, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, отец и сын И. Штраусы, К.М. Цицер, Х. Вольф, Р. Штольц, Ф. Шуберт, Г. Маккер, Й. Ланнер.

Наличие такого огромного количества объектов культурно-познавательного туризма позволяет говорить о том, что туристы в полной мере могут ознакомится с биографией, изучить творческий путь великих классиков, окунутся в повседневность исполнителей, изучить вещи, интерьер, музыкальные инструменты того времени, принадлежавшие великим композиторам.

2.2 Соборы и театры, как центры музыкальной культуры Вены

Турист, впервые попавший в Вену, прежде всего устремляется на Штефансплатц — площадь Святого Стефана со знаменитым собором (см. Приложение, рис 6), по имени которого она названа. Его история неотделимо от истории Австрии. Место застройки Штефансдома находилось за стенами римского лагеря, служившими в Средневековье городскими стенами, то есть в предместье. Вокруг новой церкви возникло кладбище, на котором вплоть до XVIII века производились захоронения. В 1732 году по приказу кайзера Карла VI кладбище было закрыто. Некоторые из надгробных камней можно увидеть на стенах собора Святого Стефана, существует доступ и в подземные склепы. На стенах собора немало и других исторических предметов, например, мера длины ткани и размер каравая хлеба. Любой средневековый покупатель мог проконтролировать по ним свой товар, и если обнаруживался обман, продавцу приходилось плохо: булочника, например, в любое время года окунали в его собственной плетёной корзине в Дунай, и часто это становилось последним купаньем. Если вы любознательный турист, то вам удастся найти «фрайюнг» — кольцо, ухватившись за которое, бежавший от преследования, даже если это был преступник, становился неприкосновенным. Будучи рядом с собором Святого Стефана, туристы, разумеется, захотят войти внутрь, где их также ожидает встреча с Прекрасным. Интерьер собора даёт представление о разных стилевых направлениях — поколения художников трудились над украшением Штефансдома. Центральный алтарь изображает казнь Святого Стефана, первого христианского мученика. Справа от входа можно увидеть готический алтарь (1513 год) с изображением Пётчской мадонны. Культ Девы Марии является характерным для католической религии, а данная мадонна любима и почитаема. Примечательна её история, в 1697 году по приказу кайзера мадонну привезли сюда из Венгрии, так как ей приписывалось чудодейственное свойство источать слезы [30].

Истинным шедевром является кафедра, высеченная из камня Антоном Пильграмом. Перила лестницы украшают изображения жаб и ящериц, что имеет символическое значение: жабы — символ тьмы, ящерицы — света, стало быть, борьба Добра со Злом. В верхней части — четыре отца католической церкви, чьи портреты отличаются глубоким психологизмом. Мастер Пильграм увековечил и себя — выглядывающим из окна. Звон колокола можно услышать 31 декабря. В этот вечер толпы народа заполняют площадь. Мощный гул «Пуммерин» разносится по всей Вене, затем звучит неофициальный гимн Австрии — вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», и под его звуки кружащиеся пары входят в Новый год. Летят в воздух пробки из бутылок с шампанским, огненные цветы фейерверка зажигают небосклон, кругом царит веселье. Вена празднует. Традиционно, в декабре-январе в соборе св. Стефана проходят Рождественские концерты Венского камерного оркестра и концерты органной музыки. Кстати, орган здесь уникальный. Четыре мануала, сто двадцать пять регистров и десять тысяч труб сделали этот «орган-великан» одним из крупнейших в Европе. На его основании — самой древней сохранившейся его части, датируемой началом XVI века, можно увидеть бюст Антона Пильграма — мастера, создавшего этот инструмент.

В работах С. Нечаева описаны известные на весь мир театры, такие как Венская государственная опера. Штаатсопер — крупнейший оперный театр в Австрии, центр музыкальной культуры. Придворная опера в Вене возникла в середине XVII века, спектакли оперы шли в различных театрах. В 1863 г. было начато строительство специального здания для Венской оперы по проекту венских архитекторов Августа Сикарда фон Сикардсбурга и Эдуарда ван дер Нюлля; здание было завершено к 1869 г. и открылось 25 мая оперой Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан». В годы оккупации Вены фашистами театр переживал упадок. В 1945 году при бомбардировке Вены здание театра было разрушено. Восстановлено здание было лишь в 1955 году. Тогда же была возобновлена традиция ежегодных балов в Венской опере. [23, с. 325].

Бургтеатр — придворный театр в венском Хофбурге. Учреждён в 1741 году указом императрицы Марии Терезии. В течение XVIII и XIX вв. был одним из наиболее престижных театров германоязычного мира. Здесь были даны премьеры моцартовских опер «Похищение из сераля» (1782), «Женитьба Фигаро» (1786) и «Так поступают все женщины» (1790).

В октябре 1888 г. театр был переведён в новое здание на Рингштрассе. В начале XX века в театре играл один из крупнейших актёров Европы Й. Кайнц. На основной сцене театра шел классический репертуар, а современные авторы ставились преимущественно на сцене филиала, в «Академитеатре». После того как здание театра было уничтожено бомбардировками союзников в 1945 г., театр располагался в бывшем варьете «Ронахер». Здание было восстановлено в 1953-1955 гг. Благодаря активной деятельности Клауса Пейманна, возглавлявшего театр с 1986 по 1999 год, Бургтеатр выдвинулся в число ведущих европейских театров. В нем проходили премьеры новых пьес Т. Бернхарда, Э. Еллинек, П. Хандке, Петера Туррини. В разные годы в театре работали актеры: Ш. Вольтер, М. Девриент, Г. Реймерс, А. Хейне, Р. Аслан, Э. Бальзер, М. Эйс, X. Блейбтрей, О. Треслер, Э. Вольгемут, Р. Альбах-Ретти, В. Краус (1930-40-е гг.); А. Скода, П. Вессели, А. Хербигер, А. Шмид, К. Гольд, К. Дорш, А. Геснер, Герман Тимиг, В. Кова (ок. 1960); К.М. Брандауэр, Б. Ганц, Ульрих Тукур, Сюзанн Лотар (2000-е гг.) [26, с. 30].

В этом театре ставили такие постановки как:

  • «Живой труп» Л.Н. Толстого
  • «Анна Каренина» по Л.Н. Толстому
  • «Венецианский купец» У.

Шекспира. В роли Шейлока — В. Краус.

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов;
  • «Натан Мудрый» Г.Э. Лессинга;
  • «Калипсо» Ф.Т. Чокора;
  • «Счастье и гибель короля Оттокара» Ф. Грильпарцера;
  • «Мария Стюарт» Ф.

Шиллера (реж. Л. Линдтберг);

  • «Нора» Г. Ибсена (реж. Э. Бальзер);
  • «Фауст» И.В.

Гете (реж. А. Ротт);

  • цикл пьес Ф. Грильпарцера (реж. Э. Лотар и Л. Линдтберг);
  • «Преступление и наказание» по Ф.М.

Достоевскому (реж. Ю.П. Любимов);

  • «Ревизская сказка» по Н.В. Гоголю (реж. Ю.П. Любимов);
  • «Ричард III» У.

Шекспира (реж. К. Пейманн);

  • «Площадь героев» Т. Бернхарда (первое исполнение пьесы;
  • реж. К. Пейманн);
  • «Пер Гюнт» Х. Ибсена (реж. К. Пейманн);
  • «Привал, или Этим все занимаются» Э.

Еллинек («Академитеатр»; первое исполнение пьесы; реж. К. Пейманн);

  • «Чайка» А.П. Чехова (реж. Л. Бонди);
  • «Король Лир» У.

Шекспира (реж. Л. Бонди) [37].

Е.Н. Грицак, отмечала такой театр как Ан-Дер-Вин. Театр Ан дер Вин —

расположен в 6-м округе Вены Мариахильф. Театр был построен в 1798-1801 гг. в стиле ампир по проекту архитектора Франца Йегера для труппы под руководством известного импрессарио Эмануэля Шиканедера, первого исполнителя партии Папагено в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта»; в память об этом одни из ворот театра, Ворота Папагено, были украшены скульптурной группой с изображением этого персонажа. Эти ворота сохранились, в остальном здание было значительно перестроено в 1902 году. Театр открылся 13 июня 1801 г. представлением оперы «Александр» Франца Тайбера. В дальнейшем театр функционировал как сцена для представления опер и балетов, а также популярных в начале XIX века пантомим. Кроме того, в начальные годы существования театра в нём давались и концерты. В частности, театр связан с именем Людвига ван Бетховена: здесь состоялись премьеры не только его единственной оперы «Фиделио» (20 ноября 1805), но и Второй (5 апреля 1803), Третьей (7 апреля 1805), Пятой и Шестой (22 декабря 1808) симфоний, скрипичного концерта (23 декабря 1806), Четвёртого фортепианного концерта (22 декабря 1808).

К концу XIX века Театр Ан дер Вин стал одним из главных центров развития венской оперетты. На его сцене, в частности, были впервые представлены «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына (5 апреля 1874), «Нищий студент» Карла Миллёкера (6 декабря 1882), «Продавец птиц» Карла Целлера (10 января 1891), «Весёлая вдова» (30 декабря 1905) и «Граф Люксембург» (12 ноября 1909) Франца Легара. После Второй мировой войны театр вплоть до 1955 г. служил одной из площадок Венской государственной оперы (чьё основное здание было разбомблено и долго восстанавливалось).

Затем в истории театра настали смутные времена, он чуть не был закрыт и перестроен в автостоянку, однако к 1962 г. кризис миновал, и Театр ан дер Вин обрёл новую жизнь в качестве популярной сцены для постановки мюзиклов. Тем не менее, оперная продукция также время от времени ставится на сцене театра [21, с. 181].