Введение
Здоровье детей — это одна из самых важных задач воспитания подрастающего поколения. Заболевания дошкольников включают как острое заболевание, так и хроническое. Целью нашего исследования является изучение влияния музыкальных занятий на здоровье детей дошкольного возраста.
Обзор литературы
По мнению специалистов в области здоровья, музыка на короткое время делает людей более чувствительными и уязвимыми к инфекции, но на долгосрочной основе восстанавливает и укрепляет иммунную систему. Некоторые исследования показали, что музыка имеет положительное влияние на здоровье новорожденных детей. Однако, мало исследований было проведено, чтобы выяснить влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста.
Методика
В исследовании участвовало 50 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Дети были разделены на две группы: первая группа выполняла музыкальные упражнения два раза в неделю, вторая группа не участвовала в музыкальных занятиях.
Для оценки здоровья детей были использованы следующие методы: медицинский осмотр, лабораторные исследования и анкетирование родителей. Для оценки эмоционального состояния и поведения детей были проведены специальные тесты.
Результаты
По результатам исследования, у детей, участвовавших в музыкальных занятиях, было выше физическое состояние и улучшены показатели психического развития. Эти бенефиты видны на коротком, среднем и длительном сроках. Также было замечено улучшение поведения детей.
Таким образом, музыкальные занятия могут играть важную роль в укреплении здоровья детей дошкольного возраста. Следует планировать включение таких занятий в программы воспитания и обучения детей в детских садах.
Заключение
Данное исследование показало положительный вклад музыкальных занятий в улучшение здоровья дошкольников. Важно учитывать этот фактор при планировании дошкольного воспитания. Дальнейшие исследования в этой области помогут в более детальном понимании влияния музыки на здоровье детей в этом возрасте.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду направлена на развитие физического и психического благополучия детей. Исследования В. М. Бехтерева показывают, что музыка способна как вызывать, так и ослаблять возбуждение организма.
В своей работе «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина отмечает, что пение способствует развитию голосового аппарата, речи, укреплению голосовых связок и регулированию дыхания. Ритмика, в свою очередь, улучшает осанку ребенка, координацию и уверенность в движениях. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.
Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников
... работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: ... для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Значимость музыкального воспитания дошкольников пытались обосновать еще ...
Таким образом, музыка является одним из средств физического развития детей.
Понятие, цели и задачи
Здоровье ребенка, согласно Всемирной организации здравоохранения, это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей отражает состояние страны, медицины и отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
В последнее время оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений. Педагоги и медицинские работники ищут новые способы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на диагностике состояния здоровья каждого ребенка.
Исторические источники свидетельствуют о лечебной силе музыки. Древние ученые, такие как Пифагор, Аристотель и Платон, считали, что музыка способна восстанавливать гармонию в человеческом теле. Врачи всех времен и народов использовали музыку для лечения нервных и психических заболеваний. В настоящее время музыкотерапия все чаще применяется врачами в качестве дополнительного метода лечения.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду является новым направлением в музыкальном и физическом воспитании дошкольников.
Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении имеет целью организацию музыкальных активностей, способствующих физическому и психическому здоровью детей, а также развитию и выявлению их музыкальных и творческих способностей. В рамках этой работы осуществляется формирование привычки к здоровому образу жизни.
В процессе музыкально-оздоровительной работы важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также его звуковую культуру речи и грамматический строй. При этом используются здоровьесберегающие технологии, которые способствуют развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников.
Одной из основных задач музыкально-оздоровительной работы является формирование начал музыкальной культуры у детей. В процессе общения со сверстниками и взрослыми дети совершенствуют практическое употребление языковых единиц в речи, что способствует развитию их коммуникативных навыков.
Организация предметно-развивающей среды и создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой и физически здоровой личности являются важными воспитательными задачами музыкально-оздоровительной работы. Ребенок должен развивать положительное отношение к окружающему миру, своей семье, сверстникам и самому себе.
Особое внимание уделяется развитию позитивной оценки действительности, взглядов, вкусов и идеалов с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отдельно выделяется одаренность в музыкальной деятельности, которая может проявляться как в детском образовательном учреждении, так и в учреждениях культуры города.
Воспитание уважительного отношения к культуре своей страны, народа и родного города является еще одной воспитательной задачей музыкально-оздоровительной работы. Создание положительной основы для воспитания патриотических чувств является важным аспектом этой работы.
Оздоровительные задачи музыкально-оздоровительной работы направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Создание условий, которые обеспечивают эмоциональное благополучие каждого ребенка, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению адаптивных возможностей детского организма.
Формирование правильной осанки и гигиенических навыков также являются важными оздоровительными задачами музыкально-оздоровительной работы.
В результате музыкально-оздоровительной работы достигается развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья, а также формирование полноценной личности ребенка.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.
Условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья
Помещения |
Процессы |
Участники |
Музыкальный зал |
Утренняя гимнастика. Музыкальные занятия. Индивидуальные занятия. Театральный кружок. Праздники, досуги, развлечения |
Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Групповая комната |
Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель |
Физкультурный зал |
Утренняя музыкальная разминка. Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Музыкально-спортивные праздники и развлечения |
Дети, воспитатель- методист по ФИЗО, воспитатели, музыкальный руководитель |
Территория детского сада |
Праздники, развлечения. Музыкально-физкультурные праздники. Спортивные праздники и развлечения |
Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель-методист по ФИЗО, родители. |
Помещения в ДОУ оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально – оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Гигиенические требования к музыкальному залу:
1.3 Этапы реализации системы музыкально- оздоровительной работы в ДОУ
1 – й этап Организационный |
Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий |
2 – й этап Диагностический |
Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье |
3 – й этап Практический |
Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений. |
4 – й этап Обобщающий |
Исследование результатов практической деятельности |
2.Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
2.1 Виды музыкальных занятий
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Виды занятий –
- Индивидуальные занятия
- Подгрупповые занятия
- Фронтальные занятия
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются.
Индивидуальные занятия проводятся с целью развития навыков более одаренных детей и совершенствования их исполнительского мастерства. На таких занятиях также осуществляется подготовка сюрпризных моментов, разучиваются песни, пляски и игровые роли. Они особенно полезны для застенчивых и малоактивных детей, а также для тех, кто долгое время не посещал детский сад. Также проводится проверка уровня музыкальных способностей и степени усвоения навыков.
Подгрупповые занятия направлены на усвоение материала, который требует от детей больших усилий. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников и развлечений.
Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы и наполнены различными видами музыкальной деятельности. На них дети учатся вместе, развивают свои навыки и творческие способности.