Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ

Курсовая работа

Введение

Здоровье детей — это одна из самых важных задач воспитания подрастающего поколения. Заболевания дошкольников включают как острое заболевание, так и хроническое. Целью нашего исследования является изучение влияния музыкальных занятий на здоровье детей дошкольного возраста.

Обзор литературы

По мнению специалистов в области здоровья, музыка на короткое время делает людей более чувствительными и уязвимыми к инфекции, но на долгосрочной основе восстанавливает и укрепляет иммунную систему. Некоторые исследования показали, что музыка имеет положительное влияние на здоровье новорожденных детей. Однако, мало исследований было проведено, чтобы выяснить влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста.

Методика

В исследовании участвовало 50 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Дети были разделены на две группы: первая группа выполняла музыкальные упражнения два раза в неделю, вторая группа не участвовала в музыкальных занятиях.

Для оценки здоровья детей были использованы следующие методы: медицинский осмотр, лабораторные исследования и анкетирование родителей. Для оценки эмоционального состояния и поведения детей были проведены специальные тесты.

Результаты

По результатам исследования, у детей, участвовавших в музыкальных занятиях, было выше физическое состояние и улучшены показатели психического развития. Эти бенефиты видны на коротком, среднем и длительном сроках. Также было замечено улучшение поведения детей.

Таким образом, музыкальные занятия могут играть важную роль в укреплении здоровья детей дошкольного возраста. Следует планировать включение таких занятий в программы воспитания и обучения детей в детских садах.

Заключение

Данное исследование показало положительный вклад музыкальных занятий в улучшение здоровья дошкольников. Важно учитывать этот фактор при планировании дошкольного воспитания. Дальнейшие исследования в этой области помогут в более детальном понимании влияния музыки на здоровье детей в этом возрасте.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду направлена на развитие физического и психического благополучия детей. Исследования В. М. Бехтерева показывают, что музыка способна как вызывать, так и ослаблять возбуждение организма.

В своей работе «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина отмечает, что пение способствует развитию голосового аппарата, речи, укреплению голосовых связок и регулированию дыхания. Ритмика, в свою очередь, улучшает осанку ребенка, координацию и уверенность в движениях. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.

30 стр., 14829 слов

Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников

... работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: ... для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Значимость музыкального воспитания дошкольников пытались обосновать еще ...

Таким образом, музыка является одним из средств физического развития детей.

Понятие, цели и задачи

Здоровье ребенка, согласно Всемирной организации здравоохранения, это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей отражает состояние страны, медицины и отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

В последнее время оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений. Педагоги и медицинские работники ищут новые способы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на диагностике состояния здоровья каждого ребенка.

Исторические источники свидетельствуют о лечебной силе музыки. Древние ученые, такие как Пифагор, Аристотель и Платон, считали, что музыка способна восстанавливать гармонию в человеческом теле. Врачи всех времен и народов использовали музыку для лечения нервных и психических заболеваний. В настоящее время музыкотерапия все чаще применяется врачами в качестве дополнительного метода лечения.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду является новым направлением в музыкальном и физическом воспитании дошкольников.

Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении имеет целью организацию музыкальных активностей, способствующих физическому и психическому здоровью детей, а также развитию и выявлению их музыкальных и творческих способностей. В рамках этой работы осуществляется формирование привычки к здоровому образу жизни.

В процессе музыкально-оздоровительной работы важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, а также его звуковую культуру речи и грамматический строй. При этом используются здоровьесберегающие технологии, которые способствуют развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Одной из основных задач музыкально-оздоровительной работы является формирование начал музыкальной культуры у детей. В процессе общения со сверстниками и взрослыми дети совершенствуют практическое употребление языковых единиц в речи, что способствует развитию их коммуникативных навыков.

Организация предметно-развивающей среды и создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой и физически здоровой личности являются важными воспитательными задачами музыкально-оздоровительной работы. Ребенок должен развивать положительное отношение к окружающему миру, своей семье, сверстникам и самому себе.

Особое внимание уделяется развитию позитивной оценки действительности, взглядов, вкусов и идеалов с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отдельно выделяется одаренность в музыкальной деятельности, которая может проявляться как в детском образовательном учреждении, так и в учреждениях культуры города.

Воспитание уважительного отношения к культуре своей страны, народа и родного города является еще одной воспитательной задачей музыкально-оздоровительной работы. Создание положительной основы для воспитания патриотических чувств является важным аспектом этой работы.

Оздоровительные задачи музыкально-оздоровительной работы направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Создание условий, которые обеспечивают эмоциональное благополучие каждого ребенка, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению адаптивных возможностей детского организма.

Формирование правильной осанки и гигиенических навыков также являются важными оздоровительными задачами музыкально-оздоровительной работы.

В результате музыкально-оздоровительной работы достигается развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья, а также формирование полноценной личности ребенка.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья

Помещения

Процессы

Участники

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика.

Музыкальные занятия.

Индивидуальные занятия.

Театральный кружок.

Праздники, досуги, развлечения

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Групповая комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель

Физкультурный зал

Утренняя музыкальная разминка.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения

Дети, воспитатель- методист по ФИЗО, воспитатели, музыкальный руководитель

Территория детского сада

Праздники, развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники.

Спортивные праздники и развлечения

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель-методист по ФИЗО, родители.

Помещения в ДОУ оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально – оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Гигиенические требования к музыкальному залу:

1.3 Этапы реализации системы музыкально- оздоровительной работы в ДОУ

1 – й этап

Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий

2 – й этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье

3 – й этап

Практический

Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики.

Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.

4 – й этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

2.Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.

2.1 Виды музыкальных занятий

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий –

  • Индивидуальные занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Фронтальные занятия

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются.

Индивидуальные занятия проводятся с целью развития навыков более одаренных детей и совершенствования их исполнительского мастерства. На таких занятиях также осуществляется подготовка сюрпризных моментов, разучиваются песни, пляски и игровые роли. Они особенно полезны для застенчивых и малоактивных детей, а также для тех, кто долгое время не посещал детский сад. Также проводится проверка уровня музыкальных способностей и степени усвоения навыков.

Подгрупповые занятия направлены на усвоение материала, который требует от детей больших усилий. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников и развлечений.

Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы и наполнены различными видами музыкальной деятельности. На них дети учатся вместе, развивают свои навыки и творческие способности.