«Формы и методы преподавания музыки»

Курсовая работа

Музыкальное образование — это длительный процесс, в который входят развитие навыков, умений, а также процесс получения музыкального опыта. Он разделяется на части — изучение произведений, исполнительская деятельность, получение теоретических знаний и прочего.

Суть изучения музыкального произведения — его восприятие или исполнение. Что важнее, сложно сказать, но ясно, что они дополняют друг друга: невозможно исполнить произведение без его тщательной проработки в плане понимания смысла и содержания того, что задумал автор и того, как понимает исполнитель. Таким образом, производительность — это процесс улучшения восприятия работы. Разница в том, что исполнить пьесу сложнее, потому что нужно уметь петь или играть. В этом контексте для повышения качества часто используются более простые задачи исполнения: пение или исполнение части пьесы, просто ритмическое исполнение и так далее.

С другой стороны, для детей очень важно петь или играть произведение, которое они понимают: их психология характеризуется сенсорным исследованием и восприятием. С учетом этих фактов создается методика преподавания музыки. Ее составляющими являются прослушивание вокальной и инструментальной музыки, игра (на слух или по нотам).

Все эти действия дополняются соответствующими музыкальными явлениями и дополнительной информацией, связанной с контекстом произведений.

Музыка однозначно выражает индивидуальность (музыкальный вкус, особенности самовыражения) и свою социальность (посещение или участие в концертах, пение дома или на общественных мероприятиях).

Музыка открывает богатый мир социокультурных значений и ценностей. Эстетический опыт этого мира важен для духовной зрелости человека, помогает сформировать гуманистическую личность, чтобы овладеть наиболее важными культурными ценностями нации и мира. Музыкальное образование является необходимой частью гармоничного, всестороннего развития личности.

Опираясь на современные тенденции в обществе и культуре, мы должны быть готовы к новым условиям, чтобы стремиться к музыкальному сознанию, коммуникативному, сознательному и критическому отношению общества к современной музыкальной культуре.

Объектом исследования являются учащиеся детских музыкальных школ начальных классов.

30 стр., 14644 слов

«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного ...

... Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: -формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению ... характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения. Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и ...

Цель состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать формы и методы преподавания музыки, которые доминируют у учеников начальных классов в музыкальном образовании.

Цели:

  • Выяснить у учащихся и преподавателей, что для них значит музыка, музыкальное образование.

  • Проанализировать и найти преобладающие формы и методы музыкального образования (какие методы доминируют, какие методы и формы обучения чаще всего используются учителями).

Методы исследования:

  • Анализ системы музыкального образования.

  • Наблюдение.

  • Диагностическое исследование.

  • Анкетирование.

1. Музыкальное образование в начальных классах.

Музыкальное образование должно обеспечивать возможность ученикам участвовать в музыкальной жизни школы. Это требует базовых знаний в музыкальной культуре, необходимости развивать музыкальные способности и навыки, музыкальные интересы, музыка обогащает личную жизнь воспитанников.

Поэтому цель состоит в том, чтобы:

  • Знакомиться с наиболее яркими произведениями мировой музыкальной культуры, ее настоящим и прошлым, создателями, явлениями, формирующими мировоззрение красоты, искусства и культуры;
  • Воспринимать музыку, как ценность национальной культуры.

Для достижения этих целей учащимся рекомендуется:

  • Участвовать в исполнительских и творческих действиях, заниматься различными музыкальными формами (творчество, пение, игра, художественные перформансы);
  • Слышать, чувствовать, понимать музыку, которая звучит, и которую играют;

28 стр., 13997 слов

«Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...

... обобщить методы музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в обобщении методов и форм ... из реформаторов музыкального образования был Гвидо д'Ареццо (или иногда именуемый Гвидо Арентийский) (ок. 992—1050). Он ввел в употребление ...

  • Знать и понимать музыку своей и других культур и особенности музыкального искусства.

  • Критически оценивать повседневную музыкальную реальность (радио, телевидение, концерт, аудио и видео), а также воспринимать и понимать ценности музыки прошлого и настоящего

Музыкальное образование предназначено для всех желающих. Разные музыкальные способности развиваются путем дифференцирования задач, использования различных методов, которые позволят всем ученикам раскрыться. Различные потребности в музыке должны быть удовлетворены дополнительным предложением музыкального факультатива (оркестр, хор, ансамбль).

Важно, чтобы музыкальное образование было направлено на раскрытие и развитие музыкальных способностей ученика.

Музыкальное образование должно быть целенаправленным

Примечательно, что сама по себе музыкальная деятельность учеников и их музыкальные знания не мешают эффективному обучению. Среди прочего, музыкальная деятельность должна соответствовать задачам музыкальной языковой практики, а музыкальные знания должны быть связаны с более высокими навыками мышления (особенно в случае интерпретации и оценки учениками).

Достижение определенного опыта музыкальных умений связано с различными видами деятельности: пением, игрой, движением, импровизацией, творчеством, аранжировкой, прослушиванием музыки и читкой с листа. Эта деятельность может последовательно обогащать словарный запас ритмов, мелодических интонаций и способность распознавать, воспроизводить и применять на практике.

Цель для учащихся:

  • Мелодичный мотив будет слышен в контексте гармонии;

  • Ритмический мотив — в контексте метроритма;

  • Созвучие — в характеристическом гармоническом свитке;

  • Счет — в типичной технике (гомофония, полифония и т. д.);

  • Совокупность мелодии или текстуры — в контексте фразы;

  • Вся музыкальная работа — в контексте стиля.

Различные музыкальные занятия дополняют друг друга, обогащая музыкальный языковой опыт:

Пение развивает речевые данные (дыхание, навыки артикуляции), слух (слух и интонацию), развивает вкус, ансамблевое ощущение.

Движение оказывает большое влияние на музыкальное чувство ритма и фразы, синхронность с потоком музыки, поэтому нужно стремиться использовать формы выражения движения (пластика тела, дирижирование, танец).

Слушание музыки отражает способность слышать, распознавать, анализировать. Прослушивание музыки является ключевым шагом в познании форм, жанров и стилей музыки.

9 стр., 4417 слов

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста

... музыкой в процессе музыкального восприятия. Цель исследования: обосновать необходимость организации игры, как формы музыкально-творческой деятельности младших школьников и как средства развития их музыкальных представлений. Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей ...

Музыкальное письмо

Слух , тренировка музыкальной памяти (сольфеджио, ритмика) развивает способности слуха, восприятие (внутренний слух и голос, инструмент, движение), чтение с листа и запись нот. Простые, но эффективные методы очень важны для развития музыкальных способностей детей.

Музыкальное образование должно быть последовательным.

В начальных классах ученики часто теряются, хотя их склонность двигаться, петь и играть наиболее естественна. Инновационные задачи могут стать отличным инструментом для развития чувства самовыражения и расширения музыкального опыта.

2. Актуальность форм преподавания музыки

Музыка учит петь, играть, создавать и слушать ее. Это различные формы музыкальной деятельности. Они используются как детьми, так и взрослыми. В школе регулируются формы музыкального образования, они проявляются на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Общей дидактикой в ​​форме обучения называют внутреннюю структуру организации учебного процесса, мероприятия. Это индивидуальные, групповые, фронтальные (урок) формы. Также применяются внешкольные мероприятия, деятельность в классе, занятия дома, образовательные экскурсии на концерты, представления и т.д.

2.1. Пение

С древних времен пение считалось основной формой преподавания музыки. И сейчас пение в школе очень важно. Обязанность педагогов — научить каждого ребенка хорошо петь.

Пение как особая форма интонации между людьми является одним из самых ранних эмоциональных отношений. Ребенок чувствует эти отношения с матерью и окружающей средой с самого начала жизни; пение, напев людей, общение, понимание друг друга лучше, потому что они живут в общих эмоциях, состоянии. Эта форма имеет духовную связь, которая очень важна в общении.

У пения есть особый интонационный язык. Культурная история, этнические традиции, народная педагогика свидетельствуют о том, что пение часто сравнивают с родным языком как коммуникативное общение. Это важно с точки зрения национального образования, национального мировоззрения и самосознания, а также преемственности национальной культуры.

Пение как эмоциональная и семантическая связь является более универсальным, чем словесный языком: пение как интонационный язык игнорирует языковые барьеры. Это не только средство национального, но и международного общения.

Пение как форма обучения музыке создает наилучшие условия для переживания, любви и, наконец, понимания духа и национального менталитета. Народные песни — отличный инструмент для национального образования с самого раннего возраста. Поэтому пению в школах и дошкольных учреждениях всегда уделялось много внимания.

19 стр., 9254 слов

Специфика музыкального воспитания дошкольников

... ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности ... музыкальных в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности ...

Способность детей петь очень различна. Эти различия определяются многими факторами.

Во-первых, различия в генетических кодах. Некоторые наследуют поющий голос и «музыкальный слух», поэтому пение для них не проблема. Другие говорят, что у них «нет голоса» (или хуже — «нет слуха»).

Это неправильные утверждения. Каждый может петь, у каждого есть музыкальный слух. Однако трудность пения заключается в том, что у многих детей недостаточная подвижность нервной системы (отсутствие лабильности), музыкальная интонационная лексика, музыкальное воображение, внутренний слух и недостаток музыкального мышления. С педагогической точки зрения, «музыкальное» слушание, музыкальное мышление, эмоциональная, дружелюбная к детям музыка, помогают улучшить вокальный аппарат, а голос становится более гибким и выразительным.

Во-вторых, состояние певческого голоса, его развитие определяется социальной, культурной средой, в которой заложены нормы пения. Поэтому, дитя с плохими голосовыми данными постепенно начинает петь, играть и улучшать свой голос. В настоящее время на культуру пения детей и молодежи негативно влияют рок, различные массовые мероприятия, антикультура и зачастую антиэстетическая, непристойная, агрессивная и безобразная «поющая» норма. Дети, особенно подростки, любят подражать такому пению. Однако учитель не должен осуждать это безоговорочно. Гораздо важнее научить простому, непритязательному народному, академическому хоровому пению.

Кроме того, голосовое воспитание обусловлено особенностями возраста учеников, гендерных различий и целенаправленности педагогической системы. Чтобы пение было красивым, учителю необходимо знать теоретические и практические аспекты голосового воспитания.

Методика преподавания пения — наиболее изученная область музыкальной педагогики. Тем не менее, педагоги в этой сфере очень важны, так как процесс пения определяет развитие музыкальных способностей детей, поскольку это связано с развитием музыкальности, музыкального мышления, а также с развитием личности.

Воспитания музыкальных способностей недостаточно, чтобы идти «одним путем», то есть развивать элементарные, а затем и продвинутые способности. Необходимо синхронизировать психологические системы горизонтальных и вертикальных музыкальных действий. У песни есть мелодия, которую часто называют душой музыки. Поэтому, чтобы научить петь, улучшить голос, необходимо опираться не только на мелодическую линию музыки, но и на универсальное знание и оценку музыки, которая достигается на психологическом уровне музыкального мышления. Недостаточно научить детей поющим элементам, которые высоко ценятся профессиональными певцами. Именно систематический характер пения необходимо учитывать при развитии певческих навыков. Вокальная артикуляция, все качество пения, сильно зависит от эмоционального и интеллектуального содержания. «Эмоции для певца — это ключ не только к существенным достижениям, но и к оптимальному решению поющих технологических задач (Морозов)».

19 стр., 9081 слов

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста

... работе считаем индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка. Объект исследования - музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования - развитие певческих навыков и умений детей дошкольного возраста. Цель исследования - изучить и обосновать значение развития певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста. ...

При обучении пению важно учитывать корреляцию между восприятием музыки и функционированием голосового аппарата. В школе в первую очередь необходимо научить детей петь, развивать вокал, интонационный слух и только потом выполнять задачи музыкального сознания.

Пение как форма музыкального образования особенно актуальна в младшем и среднем школьном возрасте. Если голоса детей в начальных и средних классах не сформировать (вплоть до мутации голоса), это нанесет непоправимый ущерб. Особенно это заметно по пению мальчиков. Если они активно и красиво поют в детстве, их голосовая мутация происходит быстрее и проще. Мальчики могут петь, хотя намного меньше, во время мутации, и после мутации они приобретают прежнюю певческую силу. Для учителя музыки очень важно знать трудности пения, их причины и тактику их преодоления.

2.2 Исполнительство музыки

Этот термин обозначает несколько значений.

1. Музыка — это игра профессионалов или любителей как традиция, основанная на древнейших музыкальных культурах.

2. Музыка — это качественный уровень профессионального музыкального исполнения, обозначающий мастерство исполнения.

3. Музыка выполняет педагогические задачи, поставленные преподавателем перед учащимися для развития творческих способностей.

В исполнительстве так же, как и в пении, прослушивании музыки, реализован дидактический принцип разнообразия форм музыкальной активации учащихся.

Играя на различных ритмических, мелодических инструментах, учащиеся не только ассоциируют музыку с практикой, развивают различные музыкальные способности, но также изучают музыкальные инструменты и музыку, которую они исполняют.

С педагогической точки зрения музыка играет важную роль в творческом самовыражении детей. Это увеличивает их активность. Они хотят играть, им очень нравится это делать. Хотя это удовлетворение не всегда вызвано эстетическими эмоциями — часто это могут быть эмоции от игр, развлечений. Однако эмоции этого уровня также ценны и желательны.

Играя произведения, дети учатся управлять структурами музыкального языка (метроритм, высота звуков, гармония и т. д.), тем самым достигая принципа сознания.

2.3. Прослушивание музыки

Прослушивание музыки в современной музыкальной культуре — безусловно, самая популярная форма общения людей, особенно молодежи, с музыкой. Исследования показали, что из всех форм досуга студенты предпочитают слушать музыку, используя различные методы аудио и видеосвязи, которые в конце 20-го века приобрели беспрецедентный уровень в истории.

Прослушивание музыки как одного из основных музыкальных занятий детей имеет огромный воспитательный эффект. Слушая вокальную и инструментальную музыку, дети знакомятся с разными жанрами. Они также знакомятся с некоторыми инструментами, видами и средствами исполнения музыки. Слушание музыки развивает постоянное внимание детей, любовь к музыке и развивает эстетический вкус.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... традициям отечественной педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, ...

Музыкальное восприятие — сложный процесс, полный глубоких внутренних переживаний. Он сочетает в себе эмоции и переживания музыкальных звуков, красоту и жизненный опыт, последовательность ассоциаций и музыкальных образов. Эмоционально задуманное музыкальное произведение влияет на все его содержание. Таким образом, ребенка учат лелеять музыку собственного народа и композиторов и музыку других национальностей.

Основными задачами прослушивания музыки являются:

  • Поощрять учащихся слушать музыку;

  • Прививать им любовь к народной музыке, учить их эмоционально отвечать на нее;

  • Познакомить с некоторыми композиторами;

  • Учить музыке всех видов и форм;

  • Ввести некоторые средства контрастного музыкального выражения;

  • Развивать чувства любви и дружбы между народами;

  • Углубить понимание социальных и природных явлений с помощью музыки.

Музыканты-ученые подчеркивали, что для понимания музыки необходимо прежде всего внимательно слушать. Полноценное прослушивание музыки — тоже художественная деятельность, и этому искусству нужно систематически обучать в школе. Правильное применение этой формы обучения, разумное сочетание с пением, игрой может, как показывает практика, достичь значительных результатов в культурном духовном образовании человека. У преподавателей есть желание развивать более высокую художественную духовную культуру молодого поколения, которая могла бы быть невосприимчивой к обычному эстетическому вкусу, мерзости, духовной деградации. Слушание хорошей музыки, а также чтение хороших книг, просмотр хороших фильмов или выступлений, могут очень помочь.

С точки зрения ценности содержания обучения все произведения, которые должны быть услышаны, должны быть высокого художественного уровня. Но нужно учитывать, насколько дети подготовлены к прослушиванию. Новички не могут внимательно слушать длинную и сложную музыку или ее длинный фрагмент. Однако полностью переходить на прослушивание миниатюр, также не считается выходом. Исследования по музыкальной педагогике (Н. Ветлугина, Т. Вендрова и другие) доказали, что дети смогли слушать и понимать гораздо более сложные, художественно яркие, длинные фрагменты. Слушание такой музыки помогает ускорить развитие детей, музыкальное сознание учащихся, обогатить их словарный запас, эстетический и духовный опыт.

С психологической точки зрения важно понимать, что слушание музыки в процессе обучения не является пассивным психическим состоянием ученика и педагога. В школе слушание музыки часто неправильно понимают: его даже называют аллогенным термином «пассивная деятельность». Целенаправленно организованное прослушивание музыки — имеет серьезное художественное и педагогическое назначение. Это духовная интеллектуальная деятельность, которая на высшем уровне только для мыслящего и чувствующего человека. Он может слышать музыку, мечтать, погружаться в ее красоту, духовную глубину, медитировать. Здесь опять-таки стоит вспомнить качественную разницу между музыкальным восприятием и музыкальным мышлением. Самое главное не только слышать, но и слушать (согласно Б. Астафьева) интонацию ее изменений и переходов.

7 стр., 3434 слов

Методы музыкального воспитания

... ­кусством. Поэтому для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной. Аналогично вышесказанному своеобразие и других общепедагогических методов музыкального воспитания заключается в при­менении наглядного и ...

Мирное, одухотворенное слушание музыки требует художественной чувствительности, психологической тонкости, хороших музыкальных знаний и педагогической тактики. Вполне возможно научить одаренных учеников создавать музыку, дать им основы музыкального ремесла.

Для повышения эффективности обучения слушанию музыки и развития личности целесообразно придерживаться психологически обоснованной системы сенсорного и интеллектуально-духовного познания музыкальных произведений и основанного на ней методологического механизма. Он эффективен, когда в его основе лежат вышеупомянутые последовательно взаимосвязанные цепочки разных уровней: эмоциональный опыт музыки (уровень ощущений) и восприятие последовательности комплексов музыкальных интонаций (на уровне восприятия).

С педагогической точки зрения для учителя важно создать благоприятные условия для взаимодействия ребенка с музыкальной работой и требованиями преподавателя. Здесь процессы музыкального мышления связаны с задачами музыкального образования. Эти условия будут созданы, если:

  • Учитель поймет, что, требуя правильного исполнения музыки от ученика (пение, игра, чтение с листа), необходимо позаботиться о том, чтобы он / она получал своевременные и актуальные музыкальные ценности, слушая музыку;

  • Придерживаться принципов дидактики музыки, закономерностей учебного процесса;

  • Обучая музыке, эта работа будет органически связана с пением, двигателем, который позволяет «материализоваться», чтобы услышать важный ритмический импульс;

  • Сам преподаватель в музыкальном произведении «увидит» не только форму («как»), стиль, но и личность, самого себя, отношения с ценностями жизни, бытия и будет стремиться к тому, чтобы ученики поняли эти отношения;

  • Требуя, чтобы ученики идентифицировали эмоциональные и значимые отношения с музыкой, которую они слушают, учитель будет примером «раскрывающейся» музыки, если вербализация музыкальных впечатлений будет чувствительной, точной, умеренной, разнообразной, если учитель принимает собственные концепции учеников, терпит другие высказывания и оценки учеников.

С точки зрения профессионализма учителя необходимо не только обладать достаточными знаниями, уметь петь и играть, но и быть знатоком высокой культуры. Как это ни парадоксально, такого рода культуры часто не хватает учителям музыки. Так может ли человек научить детей любить музыку, научить их понимать, если ему самому не хватает этого?

45 стр., 22314 слов

Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...

... формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках музыки с применением средств информационных и коммуникационных технологий путем применения собственного опыта и навыка, полученного в процессе обучения. Дипломная работа ...

Учителя, который мало слушает музыку и рассматривает ее как форму музыкального образования во время игры, пения и дирижирования, вряд ли считают профессиональным учителем музыки, потому что поверхностное обучение слушанию музыки затрудняет надлежащее выполнение задач музыкального образования.

Это очень хорошо, если учитель музыки может выступать в качестве профессионального исполнителя. Но он должен хорошо понимать музыку в художественной семье и в гуманитарных науках в целом. Не достигнув такого уровня готовности учителя, преподавание музыки в школе не продуктивно, неполноценно.

Музыка сопровождает нас на каждом шагу. Она несется из телевизоров, радиоприемников и магнитофонов. Мы ее слышим в кинозалах, домах, на улицах. Сегодняшняя музыка настолько сильна, что иногда мы ее не воспринимаем. Это бессознательное «присутствие в музыке» вряд ли можно назвать прослушиванием музыки. Истинное слушание музыки — преднамеренные усилия: слушая музыку, человек сосредотачивается на звуках, которые попадают в его сознание из внешнего мира. Они следуют своим собственным внутренним переживаниям звуков музыки и их комбинаций, но только взрослый может сосредоточиться на этом. Дети не очень дисциплинированная и пассивная аудитория; они учатся слушать музыку, действуя — общаясь, двигаясь, играя. Способность концентрироваться на продолжительное время возникает не сразу. Учитель, работающий с младшими детьми, не должен об этом забывать.

2.4 Обучение сочинительству

Дети любят не только подражать взрослой деятельности, но и создавать. Они также любят творчество в области музыки: создают колыбельные для куклы, мелодическую импровизацию, сочиняют песенки на бытовые темы. Педагогика творческой деятельности трактуется как определенный уровень обучения, в большинстве случаев он просто необходим. Для музыкального творчества правильное обучение написанию музыки важно. Правда, больших целей в данном виде творчества не ставится. Достаточно того, на что способны ученики. В таком процессе музыкальные явления, вдохновленные детьми, открывают перспективу осознания, наиболее необходимого для развития музыкального восприятия. Обучение написанию музыки — это функция ритма, высота звуков мелодии выражается в графических и других символах, в словах. Музыкальные персонажи (например, соответствующие символы) позволяют изобразить музыку графическим способом, а словесная информация обеспечивает большую творческую свободу.

Написание музыки является одним из компонентов содержания обучения. В его преподавании формируется система музыкальных приемов и навыков. Однако преподавание музыки, а также пение или прослушивание — не самоцель, а способ овладеть основами музыкального искусства; следовательно, преподавание музыкального письма как особой формы обучения музыкальному языку помогает (должным образом организовать эту работу) решать образовательные задачи.

В европейской культуре нет системы преподавания музыки в школе, которая вообще игнорировала бы музыкальное письмо и не использовала бы его, по крайней мере, на базовом уровне. Ключевыми вопросами являются то, как, сколько и особенно когда учить детей основам написания музыки и теории, чтобы, как если бы обучение не затмевало, это усилило бы их восхищение красотой музыки. Чтобы научить писать музыку, необходимо учитывать наиболее важные задачи музыкального образования и условия обучения:

  • Обучение написанию музыки должно быть своевременным. Не следует торопиться в этом вопросе. Прежде всего, детей следует учить не письменному музыкальному языку, а восприятию и пониманию музыкального «разговора» и умению «говорить» на этом языке (петь, играть, импровизировать).

    Интонационная лексика ребенка обогащается только при общении с музыкой. Подобно тому, как учится читать или писать, у ребенка этот период в школе может длиться несколько лет, в зависимости от уровня музыкальной грамотности. Используя упрощенные, обобщенные, наглядные изображения музыкальных языковых структур, дети могут полностью научиться петь, играть, слушать, создавать, импровизировать. Приобретя опыт музыкального мышления.

  • В школе нереально учить учеников «без бумаги», не увеличивая количество уроков. Целесообразно ограничиться минимумом написания музыки. Он должен быть освоен в той степени и на том уровне, на котором он не мешает, а помогает в достижении наиболее важных задач музыкального образования. Реально иметь «нижний предел», легко достигаемый в начальных классах: учить простые мелодические свитки, основанные на интонациях народных песен, использовать музыкальное письмо в качестве дополнительного учебного процесса. Написание музыки никогда не должно быть отдельным уроком. При решении задач музыкальной грамотности было бы достаточно «по пути» петь, слушать, играть музыку, не тратя много времени, эпизодически подходя к написанию музыки. Придерживаясь последовательного и систематического подхода, ученики ненавязчиво и легко усваивают начальные навыки сочинения музыки.

Таким образом, преподавание музыкального письма, теоретических знаний в начальной школе не является однозначным и эквивалентно другим формам преподавания музыки. Этот подход к проблеме обучения написанию музыки основан на аргументах, основанных на данных психологии музыки, достижениях теории и практики музыкальной педагогики, логике развития и консолидации непрофессиональной музыкальной культуры. Конечно, такой подход требует дополнительных систематических исследований.

Как показывает практика, музыкальное образование на уроке происходит через другие формы, не обсуждаемые в работе: ритмические упражнения, сольфеджирование, импровизация, творчество.

Их разнообразие и использование в классе во многом зависит от учителя, его творчества, самих учеников и многих других факторов. Эти формы интегрируются в пение, музыку и музыкальное письмо. Все это разнообразит преподавание музыки, позволяет контролировать и оценивать знания учеников и лучше организовывать качество процесса музыкального образования.

3. Методы обучения музыке

Метод музыкального образования — это система преподавательской и ученической деятельности, которая помогает ученикам развивать музыкальную культуру. Здесь понятие метода используется в концептуальном смысле, что означает определенный способ музыкального образования, основанный на совокупности форм и цепочек преподавания музыки. Это широкое понимание метода музыкального образования, в этом смысле его часто ассоциируют с именем создателя концепции обучения музыке (например, З. Кодайя, С. Судзуки и многие другие.)

Подразделяются на три группы методов:

1) информационный (пояснительно-иллюстративно-воспроизводимый);

2) практически-эксплуатационный;

3) креативный.

Эти методы обучения включают в себя различные формы музыкального образования.

Иллюстративно-репродуктивные методы, Прикладная демонстрация, иллюстрирующие методы., Наблюдение (созерцание), анализ и интерпретация, упражнения, Практико-оперативные методы

В дополнение к информационным методам используются методы повторяющегося и основанного на проблемах разговора и разговора с более узкой специализации.

Существенным характером музыки, как и искусства в целом, является ее творческий характер. Правда, глубокое знание музыки всегда требует творческой активности. Одной из основных причин провала музыкального образования является часто проявляющееся репродуктивное мышление педагогов и их учеников. Педагогическая теория должна быть не законом мастера, а мудрым другом.

Скромные методы тренировки слуха ослаблены акцентом на художественную деятельность в классе. Рутинные методы ослабляют удивление, опыт новизны — чувства и мысли, которые очень важны в искусстве и его изучении.

движение и музыка

Другие методы творческой деятельности:

  • Создание мелодий с текстом;

  • Создание произведений с использованием ударных и мелодических инструментов, языка, вокальных возможностей;

  • Импровизация и исполнение музыки с использованием различных звуковых записей.

  • Создание художественного контекста является важным творческим методом. Его цель — «исключить» учеников за пределы музыкальной работы, то есть показать им музыкальные связи с другими видами искусства, с природой, историей, социальной и духовной реальностью. Этот метод позволяет развить общее художественное мышление ученика, что помогает лучше узнать музыку и жизнь.

Все познается в сравнении. Поэтому универсальным методом является сравнение . Музыкальные произведения, их элементы (ритм, интонации, формы и т. д.) сравниваются на основе их сходства и контрастов (жанры, стили, формы, исторические, этнические, авторские и т. д.).

Также приемлемо сравнение музыки с другими видами искусства, пространственными формами, художественными переживаниями, с повседневными эмоциональными реакциями, типами человеческих характеров и т.д.

3.1 Критерии выбора методов

Мастера педагогического искусства используют самые разнообразные методы. И очень важно выбрать именно такие, которые не противоречили бы музыкально-художественному характеру деятельности, но помогли бы достичь необходимых результатов художественного и духовного воспитания. Правильный подбор методики является свидетельством педагогического профессионализма учителя.

Критерии выбора следующих методов:

1. Метод обучения должен соответствовать предмету. При обучении музыке (не только музыке, но и ее теориям) она должна носить художественный (даже концептуально-логический) характер. Звук музыки, ее фрагменты, ритмическая мотивация (усилиями учителя или учеников) должны быть выразительными, эмоциональными и осмысленными. Даже разговор, объяснения, комментарии к музыкальному произведению должны быть эмоционально «окрашены» в соответствии с состоянием музыкального произведения.

2. Существует потребность в методах и соответствующем содержании учебного плана, которые требуют от учащихся не только развивать элементарные музыкальные способности, но и выражать свои мысли в музыкальном плане. Более того, методы должны сосредоточить учебную деятельность (пение, игру, слушание, анализ) на консолидации и развитии музыкального мышления как эпицентра учебно-методической деятельности.

3. Выбранные методы должны полностью усиливать мотивацию к обучению и, следовательно, побуждать учащихся: расти в профессиональном понимании, слушать, принимать решения, создавать, оценивать и так далее.

4. При выборе методики важно учитывать особенности возраста учеников. Различные методы применимы в любом возрасте. Тем не менее, дети в возрасте до 13-14 лет больше подходят для практических и творческих методов. Помимо практической — оперативная информация и креативные методы особенно используются при работе с подростками и старшими школьниками.

5. Поскольку способности учеников исполнять музыку сильно различаются, важно сочетать групповые и индивидуальные методы работы. Например, проблемы индивидуального размышления могут быть «компенсированы» коллективным анализом успешной групповой музыки и других форм групповой работы.

6. Требуется множество методов. Обучение по своей структуре представляет собой сложный, многомерный, динамичный художественный и логический процесс, в котором есть много способов преподавания, звуковой и визуальной демонстрации, эвристической беседы(наводящие вопросы для самостоятельного поиска учащимися решения), творческого комментирования, акустического и знакового моделирования музыкальных структур и многих других методов работы. Однако разнообразие методов и их сложное применение сами по себе не представляют ценности; это не должно быть самоцелью. Разнообразие методов должно быть скромным, а уместность методов должна определяться целью образования, конкретным содержанием урока.

7. Методы обучения, которые разнообразны и интересны, должны быть системными, интегральными по своему характеру. Все они должны быть связаны четко ощущаемой «осью» образования. В этом отношении все методы должны расширяться, дополнять, углублять и естественным образом сплетать друг друга, образуя гармоничную и красивую косу. Методы, часто взаимозависимы, без тесной прямой связи с целью музыкального образования не дают существенных результатов.

На методы обучения, а также на содержание обучения влияют и многие другие факторы: социальные, географические, этнические и другие особенности среды обучения. Методы экскурсий по музыкальным театрам можно чаще использовать в городских школах, а в сельских школах — методы, которые помогают лучше раскрыть этнические условия и традиции народной музыки (наблюдение, описание, отбор материала и другие методы).

Выбор методов обучения определяется также критериями материальной базы обучения. Компьютерное оборудование, различные видео, подходящие учебники, учебные пособия оказывают большое влияние на процессы демонстрации музыки, ее создания и импровизации.

Опрос учеников на тему «Отношение к музыкальному образованию»

1. Тебе нравится урок музыки?

2. Что вы обычно делаете на уроках музыки?

3. Вы часто поете на уроках музыки?

4. Вы часто слушаете музыку во время уроков музыки?

5. Вы часто играете на уроках музыки?

6. Что тебе больше всего нравится в уроках музыки?

Опрос учителей на следующий вопрос: « Какие методы вы обычно используете во время занятий?»

Опрошенные педагоги перечислили следующие основные и наиболее часто используемые методы в своей работе:

объяснение;

демонстрация;

дидактические игры;

творческие задания;

беседа;

Эти пять методов преобладали среди многих респондентов. Таким образом, можно сказать, что учителя используют разные методы в своей педагогической практике.

Выводы

Музыкальное образование возможно благодаря пению, игре, прослушиванию музыки. Это конкретная деятельность. Выявляется соответствующее воздействие на когнитивную культуру человека при сохранении связи с контекстной культурой. На произведение, которое является неотъемлемой частью содержания музыкальной деятельности и контекста, влияет художественное качество культуры человека. Это самый простой и основной учебный план.

Помимо общеобразовательных и воспитательных целей, не менее важны конкретные музыкальные цели обучения музыке: школа должна давать общее музыкальное образование, то есть обучать слуху, учить пению, слушать музыку, поощрять потребность в музыке, обучать красивым песням, узнавать лучшее. А также изучать наиболее значимые музыкальные произведения, поднимающие роль народного творчества в общей музыкальной культуре. Мы преследуем все эти цели, обучая детей петь, играть и слушать музыку, объединяя их в общий педагогический процесс, основанный на всех принципах обучения и преподавания.

Правильные педагогические условия не решат проблем преподавания музыки и образования, а также проблем, которые возникли в этом процессе. Все определяется творческой работой учителя, особенно умением применять методы обучения. Любая форма музыкального образования для детей (слушание музыки, пение, игра, ритмическая подготовка, обучение основам написания музыки и т. д.), которая должным образом применяется, позволит успешно достичь целей музыкального образования и воспитания детей.