Глава 1. Развитие личности ребёнка в изобразительной деятельности
1.1 Развитие ребенка как субъекта в изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием этой деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.
Одно из важнейших условий развития ребенка — это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.
Развитие детской изобразительной деятельности, теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Общая потребность — жить одной жизнью с взрослыми людьми, участвовать в их деятельности и отношениях — рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Так, известно, что в раннем возрасте доминирует ориентация ребенка на предметный мир и способы употребления предметов. То есть отношение «ребенок — общественный предмет» является главным, основным. Это отношение реализуется в предметной деятельности, которая становится ведущей в данный период. Зарождающаяся изобразительная деятельность в этот период так же несет на себе отпечаток этой потребности. Полагаем, что она возникает не как художественная, а как разновидность предметной деятельности и развивается определенное время по ее законам. Важно видеть поэтому, как постепенно она вычленяется из предметной и становится целенаправленной изобразительной деятельностью, сохраняя при этом на всех последующих этапах ее развития многие черты предметной деятельности.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок также испытывает потребность жить одной жизнью с взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нем. Однако предмет этой потребности меняется. Ребенок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И потому он в большей степени ориентирован не столько на предметный мир, сколько на человека и его действия с этими предметами, взаимодействие и отношения людей в деятельностном общении. Ведущим становится отношение «ребенок — взрослый человек».
Наиболее доступной деятельностью, в которой ребенок реализует эту потребность и практическим путем постигает, осмысливает описанные выше явления, становится игра. Она приобретает ведущее значение для развития ребенка. Игра в большей степени отвечает этой доминирующий потребности ребенка и возможностям ее удовлетворения. Изобразительная деятельность, в этот период, развиваясь по своим законам, в то же время несет на себе влияние сменившихся приоритетов в предметах потребности. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности, о чем будет сказано ниже. Специфика и место изобразительной деятельности в иерархии других деятельностей в большой степени определяются доминирующим отношением ребенка к миру, т. е. социальной ситуацией развития, а, следовательно, и ведущим видом деятельности.
Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Психологическая ...
... изобразительной деятельности слиты в единое неразрывное целое. Психологическая готовность ребёнка к творчеству. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих ... их положение, принести пользу, оказать помощь. Значимой для дошкольников является потребность в общении со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную ...
Процесс освоения изобразительной деятельности малышом есть процесс становления его как субъекта этой деятельности. При этом реализуются субъектно-объектные отношения в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются и субъект-субъектные отношения. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно направленных, с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата (созданных образов).
Таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему общественных отношений через содержание деятельности (общественно направленный мотив, социальное содержание замыслов, эстетическое восприятие готовых образов другими людьми).
Кроме того, возникают субъект — субъектные отношения ребенка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке; в процессе обучения ребенка педагогом и т. п.).
Иными словами, процесс освоения деятельности ребенком есть процесс развития ребенка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребенка. Творческий характер деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований этого периода — воображения, творчества, что также свидетельствует о развитии личности ребенка.
1.2 Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника
Велико значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Другими словами, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и её осуществления. Т.е., способности нельзя отделять от личности. Поэтому вполне правомочно сделать следующий вывод: развитие способностей, в том числе и изобразительных, это, прежде всего, развитие личности.
В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:
Организация творческой деятельности детей в условиях коррекционной ...
... деятельности в творческом развитии личности затрагивали Жарков А. Д., Мотозова В. И., Кисилева Т. Г., вопросы методики и педагогических технологий организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями рассматривали Василевский А. К., Рубинштейн С. ... в теоретическом и практическом плане. Развитие творческих способностей и потенциалов детей приобрело в настоящее время большое ...
- значительно облегчают формирование способностей;
- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;
- определяют высоту достижения;
- обуславливают ранние проявления способностей Григорьева Г.Г.
Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Академия, 1999. С.42..
Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия — обучении.
Изобразительная деятельность — это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Сакулина Н. П., исследуя данную проблему, выделяла две группы способностей к изобразительной деятельности:
1. способность к изображению;
2. способность к художественному выражению.
1. Способность к изображению состоит из трёх компонентов:
— восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму — в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
— овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения этими графическими умениями способность к изображению нельзя сформировать.
- овладение техникой рисунка.
2. Способность к образному выражению состоит из следующих компонентов:
— эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета помогает делать рисунок не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нём особенно впечатляющее, т.е. создается художественный образ, а не просто графическое изображение. В этом свойстве наиболее ярко появляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).
— интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно — выразительного образа. Необходимое условие этой активности — наличие осознанной цели: стремления создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. С.64..
Одиночество ребёнка в мире людей
... л нас автор. Трагична судьба детей, оставшихся без попечения родителей. Увы, проблема одиночества, сиротства детей сегодня актуальна, как никогда. Сжимается ... взяв друг друга за руки, отгородившись от жестокого мира. «Никто» — страшная кличка главного героя, данная ему ... Валентином, человеком, втянувшим мальчишку в преступный мир. Николай Топорков – Никто, кличка из имени и фамилии. ...
Не смотря на то, что не у каждого ребёнка есть способности к изобразительной деятельности, активные занятия этим видом творчества будут благотворно влиять на развитие его личностных качеств и изобразительных знаний и умений.
Особенно большое значение здесь играет поощрение. Причем, если сначала это простое поощрение работы ребенка («Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»); то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к изодеятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие «личные находки» ребенка («Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!»).
Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности.
Еще одно непременное условие развития способностей — создание атмосферы Радости и Понимания на занятии. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю! Могу!» (предложить воспитателям объяснить значение этой фразы).
В заключение отметим, что, не смотря на то, что не у каждого ребёнка есть способности к изобразительной деятельности, активные занятия этим видом творчества будут благотворно влиять на развитие его личностных качеств и изобразительных знаний и умений.
Глава 2. Проблемы детского изобразительного творчества
2.1 Детский рисунок как продукт художественного творчества
Рисунок — продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни, обычно начиная с 2-3-лет, с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; «верность» рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.
Рисунок как продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних исследователей привлекает непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривают его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, характера выразительности образов, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков. В анализе детского рисунка мы сделаем акцент на его эмоциональном содержании.
Для понимания детского изобразительного творчества, и ребенка в частности, необходимо знать некоторые характерные особенности детского мышления, специфику восприятия мира в конкретном возрасте, которые находят свое отражение в рисунке.
Развитие детской изобразительной деятельности идет теснейшим образом с общим развитием мотивационно-потребностной сферы личности. Ребенок в дошкольном возрасте стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности взаимодействия и отношения людей в деятельностном общении. Ведущим становится отношение «ребенок-взрослый человек».
Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, он изображает идею, внутреннюю модель. М. Продомью утверждает, что ребенок рисует не предмет сам по себе, он рисует представление о предмете Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 1999. С.102.. Детское и искусство отражает внутренний реализм, необходимый аспект нашего мышления, указывающий на то, что самый важный элемент, влияющий на представление ребенка и рисунка, — это эмоциональный фактор. Рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение, они выражают внутренний, а не визуальный реализм, характеризуют, прежде всего, самого ребенка, нежели служащей моделью предмет. Ребенок рисует не реалистичную картину мира, а некий «комплекс идей». У ребенка реализм психологический, а не реализм внешнего подобия, он передает свои переживания по поводу того, что видел и чувствовал. Поэтому детский рисунок — важнейший материал для понимания эмоционального мира ребенка, отражающий его душевное и психическое состояние.
Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...
... и Н.А.Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию ... направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их ... гимнастики в детском саду и ритмика, «если под ритмикой понимать занятия по развитию умения ...
Среди достоинств детского рисунка можно выделить: искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства); содержательность — все, что окружает детей и волнует, становится темой творчества; смелость и оптимизм. Рисунки детей можно узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от мира и только добра. Это удивляет и радует взрослых, и в то же время немного печалит от осознания того, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Интересно, что создавая образ человека, предмета, стремясь к полноте и правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета, отходит от наиболее точного воспроизведения натуры и стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить собственное мироощущение, эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного мышления и детского рисунка. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции.
Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно может использовать цвет, создавая выразительные образы. Многие исследователи детского рисунка замечают, что ребенок использует цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребенок обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей. Желтый цвет для ребенка на первом месте среди цветов. Желтый имеет символический характер, так как несет в себе солнечный цвет. Солнце есть — значит в мире все в порядке. Оранжевый цвет занимает второе место среди любимых цветов детей. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более реалистичным.
Характерным для дошкольника является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся улица: над автомобилем располагается троллейбусная линия, еще выше — дома, дорога тянется через весь лист. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.
« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...
... мира. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Цель: изучить изобразительную деятельность как условие развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Задачи: ...
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, — линия. Исследователи замечают, что предметы и явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, некрасивые, по его мнению, события отражает нарочито небрежной линией Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. С.103.. Дошкольник нередко использует прием гиперболизации, они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что для них является наиболее значимым.
Ребенок в своем рисунке пытается отобразить конструкцию мира, в частности, необходимость четкого различения идеи верха и идеи низа, по отношению к которым должен ориентировать свою позицию человек. Склонность ребенка передавать в рисунке не конкретные зрительные образы и впечатления, а результат личного знания о мире является характернейшей чертой рисования дошкольников. Они используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги. Поэтому рисование в дошкольном возрасте является одним из способов упорядочивания системы детских представлений о мире. Линия «земли» может быть передана коричневой или зеленой чертой, набрана из вертикальных черточек, цветочков или грибочков. Так реализуется идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится. Линия «неба» может изображаться синей чертой или полосой, может состоять из набора ряда птичек, самолетиков, звезд. А между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят так, чтобы каждый был в полноте своей самости — целиком во весь рост. В сознании ребенка главным стуктурообразющим принципом является вертикаль — разделение листа наверх, середину и низ. Этот древнейший в истории культуры принцип символической организации пространства, который воплощен в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ).
Это самая ранняя в истории развития отдельного человека схема, при помощи которой ребенок пытается построить модель обитаемого мира.
К шестому году жизни ребенок овладевает представлениями о горизонтали и вертикали; если раньше он рисовал человека в наклонном положении, то теперь он начинает его изображать строго вертикально. К шести годам ребенок часто рисует руки от верхней части туловища, появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Раннедетские изображении всегда обращены к зрителю. Профильные рисунки появляются гораздо позже, для того, чтобы передать идею направленного движения. Пространственная близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, общность цвета и атрибутов, другие параметры рисунка несут смысловую нагрузку. Они служат для выражения душевной близости или отчужденности персонажей рисунка, их значимости или малоценности, отражают их характеры и свойства.
Итак, детский рисунок является мощным диагностирующим средством, позволяющим выявить эмоциональное состояние (благополучие, тревожность, враждебность, трудности в общении, низкую самооценку, демонстративность) ребенка.
Особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием
... в ходе развития изобразительной деятельности детей с умственной отсталостью. Многие исследователи (Боровик О.В., Гаврилушкина О.П., Умственно отсталые дети не ... У умственно отсталых детей наблюдается замедление процесса восприятия, слабость анализа и синтеза при узнавании предметов и ... становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития. Многие дефектологи, начиная с ...
Среди показателей рисунка, являющимся своеобразными индикаторами его эмоционального состояния, можно выделить: нажим, своеобразие линии, цвет, расположение фигур в пространстве, наличие штриховки, степень тщательности и детализированности изображений.
Осуществляя педагогическую деятельность, воспитателям ДОУ необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка, корректировать траекторию педагогического общения в зависимости от показателей эмоционального дискомфорта ребенка.
2.2 Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования.
Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников:
- на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел.
- характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают.
Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.);
- третий этап — получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.).
В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально — интеллектуальный опыт.
В изодеятельности ребенка дошкольного возраста все эти этапы сокращены во времени.
2.3 Факторы, определяющие своеобразие детского художественного образа
Своеобразие художественного образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка — дошкольника.
В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующие творческую активность. Особого внимания заслуживает анализ воображения.
Воображение — основа творческой деятельности,
Творчество — один из существующих показателей развития личности, одна из существующих ее характеристик.
В то же время воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период секзитивен для его развития, следовательно, одна из главных задач взрослых — создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в тех которые основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать.
«Аппликация как вид продуктивной деятельности ребенка дошкольного ...
... аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: ... как своеобразная полу готовая игрушка. 3. Задачи обучения и развития детей дошкольного возраста в аппликационной деятельности. Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, ...
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.
Воображение у человека развивается всю жизнь. Способность человека выделить сначала целое, потом части. Воображение проявляется в придумывании и реализации замыслов. Сознание невозможно без воображения. Ребёнок — исследователь, он выдвигает гипотезы, проверяет их. Воображение и чувства в творческом процессе тесно взаимосвязаны. У ребёнка чувства неглубокие, но яркие; недостаточное осознание. Детское воображение отличает яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ изображаемого обстоятельства.
Сравнивая детское воображение с взрослым, Выготский подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослых. Он также отметил такое качество образов детского воображения как субъективность. Выготский выделил 2 типа воображения:
- пластическое (объективное) — материалы внешних впечатлений;
- эмоциональное (субъективное) — взятые изнутри.
Большой интерес вызывают работы В.В.Давыдова. Он отмечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей не получило в психологии должной конкретизации.
Существенное замечание ученого о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой репродуктивных представлений. В воображении главное — перенос определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство — главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа.
Давыдов В.В. подчеркивал, что именно в замысле ребенка обнаруживается одна из важных особенностей воображения — умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел — некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие происходит в процессе реализации и воплощения замысла».
Дьяченко установила, что воображение имеет 2 компонента:
- порождение общей идеи решения задачи;
- составление плана реализации идеи.
Дети подразделяются по видам воображения. К 3-ём годам начинаем дифференцировать детей по видам воображения:
- познавательное воображения предмета — сюжет, детально;
- эмоциональное — схематичное.
Оригинальность выше у детей с эмоциональным воображением. Более оригинальные работы — младшая и подготовительная, менее — средняя, старшая.
К 7-ми годам ребёнок освоил (в игре) нормы, правила, ценности. Он стремится к социально значимой, социально оцениваемой деятельности, поэтому образы оригинальны. Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.
Семантика изображений на предметах культа народов Севера Сибири ...
... работы могут быть в дальнейшем использованы в качестве справочного материала по семантике изображений на предметах культа якутов и эвенков. Работу ... элементы тотемизма, отмеченные ёще в литературе XVIII в. Каждый род имел ... «сур». Когда рождался ребенок, богиня покровительница матерей и детей Айыысыт соединяла три компонента ... многие архаические культы. Вместе с тем, во многих случаях ритуальной практики ...
2.4 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества
Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что — то новое для себя, а для окружающих — новое о себе.
Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:
- отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
- качество способов творческих действий;
- качество продукции детского художественного творчества (см.
рис. 1) Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М.: ВЛАДОС, 2006. С.62..
Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.
Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:
- содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации);
- передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
- строение предмета: части предмета расположены верно;
- их местоположение немного искажено;
- части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно);
- передача пропорций предмета в изображении;
- композиция — вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений).
Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое).
Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое).
Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги;
- передача движения. Статическое изображение. Начальный момент изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы).
Неумело выраженное движение в целом. Передано сложное движение достаточно четко и определенно;
- цвет.
Передана реальная окраска предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные, теплые или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов. Есть отступления от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него;
- характер линий. Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линии грубые, жесткие. Линия слабая, легкая, сильная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура, выходит за линии контура);
- какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного их выбора;
- уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликации):
а) Требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась?
б) Обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю?
в) Есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями?;
- эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения:
а) насколько ярко (сильно, слабо или никак внешне), эмоционально относится к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту своей деятельности и других детей?
б) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное, по замыслу) предпочитает, как объясняет свое предпочтение?
в) Как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная характеристика оценки)?;
- использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа;
- творчество.
Отметить, что нового внес ребенок в изображение, самостоятельность замысла, его реализацию. Оригинальность изображения.
Исходя из критериев, были выделены уровни развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень:
Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.
Средний уровень:
У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.
Высокий уровень:
- У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция).
В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения;
- при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.
Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших возрастов.
Глава 3. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности
3.1 Цель и задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности
Цель обучения дошкольников изобразительной деятельности — развитие умений в изобразительной деятельности, обогащение эмоционального мира ребенка. Воспитатель создает для этого все условия: обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
Одна из основных задач обучения детей изобразительной деятельности — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки.
Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет.
Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.
Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.
Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.
Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке — это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом. Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами.
Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.
Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.
3.2 Классификация и характеристика методов обучения детей изобразительной деятельности
Под методами обучения детей изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
- информативно — рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
В информационно — рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
- беседу;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово.
Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда — сюда», «сверху — вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе — сотворчество педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно — рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.
Глава 4. Игра в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности
4.1 Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью
Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Все игровые приемы можно разделить условно на две группы:
- сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала);
- сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активного действия с ним более ограниченны).
Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала, очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.).
Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).
Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.
Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.
Другой прием — обыгрывание изображения. Как правило, этот прием применяется по окончании рисования, (лепки).
Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.
Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и т.д. Нарисовал малыш дорожку — по ней будут «ходить» звери, люди и т.п. Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. изобразительный художественный игровой аппликация
Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.
В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям — роль зайчиков, медведей и т.д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры.
Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы. Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.
Глава 5. Виды детской изобразительной деятельности
К основным видам изобразительной деятельности в детском саду относятся такие виды занятий, как:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- конструирование.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур.
Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
5.1 Рисование
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций , дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
5.2 Лепка
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
5.3 Аппликации
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).
Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
5.4 Конструирование
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/metodika-izov-detskom-sadu/
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Академия, 1999.
4. Григорьева Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. М.: АСАDЕМА, 2000.
5. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Комарова Т. С. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2005.
6. Диело Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель пресс, Изд-во ЭКСМО, 2002.
7. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. — № 4. — 2004. — с. 21-29; № 5. — 2004.