Любовь как философская категория
Говоря о любви вообще, мы не имеем права ограничивать это понятие какими-то частными проявлениями. Любовь не только эмоция, не только чувство между мужчиной и женщиной или между родителями и детьми. Любовь — всеобщее универсальное мировое понятие.
Любовь настолько всеобъемлющая категория, что в нее вмещается практически любая человеческая цель. И не только человеческая. Любовь как категория часто используется применительно к животным, растениям, и к так называемым неодушевленным объектам Вселенной. Не менее часто мы думаем о любви к миру, к Природе, к Богу.
Для любви важно не просто единство, уничтожающее индивидуальность человеческого Я, растворяющее человека в объекте любви или, наоборот, растворяющее объект любви в человеческом Я. Нет. Если отсутствует Я или объект любви, не может быть и самого чувства. Любовь — это единение в целом, означающее согласованность, сочетающую одновременно единство и индивидуальность любящего Я и объекта его любви.
Любовь — это то, что дает человеку сильнейшее, возможно максимальное, удовольствие.
Любовь — это то, что приносит человеку счастье.
Любовь — это то, что позволяет нам не замечать страданий.
Думаю, каждый человек может дать свое определение любви. А это означает, что определений любви миллиарды и все они правильны. И у выдающихся личностей, таких как поэты, писатели, философы были свои определения. Приведу некоторые, на мой взгляд, самые выразительные и яркие.
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении» А. де Сент-Экзюпери.
«Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье» Г. Лейбниц.
«Любовь подобна зеркалу. Когда вы любите другого человека, вы становитесь его зеркалом, а он — вашим…. И, отражаясь в любви друг друга, вы взираете в бесконечность» Л. Бускалья
«Ангелы зовут это небесной отрадой, черти — адской мукой, люди — любовью» Г. Гейне
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» Библия, Новый Завет, Колос. 3:14.
Счастье человека
... Сочинение рассуждение Счастье человека Счастье – это что-то очень разное для всех. Твоё счастье может проявляться в любимом деле, в сильной любви к семье, к своему дому. Счастье нельзя получить за какие ... К примеру взять несчастную любовь. В детстве я полюбил одноклассницу. Это была девочка идеальна для меня, я любил ... … Реальность часто сталкивает мечту с её «пути». Всё потому, что они разные. Когда мы ...
2. Понятие любви и её виды, .1 Истоки зарождения и эволюция понятия любви
Истоки зарождения понятия любви восходят еще к античным временам. Так, древние философы не сомневались в могуществе и силе любви. Однако она считалась неким вселенским даром, космическим чувством, способным порождать в равной степени как добро, так и зло. Любовь рассматривалась как универсальный космический процесс, в котором человек участвует, но не играет решающей роли, нежели как факт личной жизни. Брак же мужчины и женщины рассматривался как соединение двух противоположных полисов (по аналогии с процессами, происходящими в природе, где каждое явление считалось либо мужским, либо женским началом, а их соединение — гармонией).
Причем каждый из полисов выполнял свою функцию, откуда и произошла идея о неравенстве мужчины и женщины в любовных отношениях. И уже тогда философы пытались определить природу любви. Например, у Аристотеля понятие любви скорее плотское, он относил это чувство к одной из первичных энергий человеческого тела. Платон же в своём трактате «Пир» вводит существенно иную формулировку- утверждение связи любви и познания. Любовь у него — процесс непрерывного движения. Платонический эрос — есть эрос познания.
В христианстве любовь превратилась в бескорыстную добродетель, связанную с верой и надеждой. Отсюда евангельский императив «Возлюбите!», который теряет смысл, если мы сводим любовь к спонтанно возникшей симпатии. Большое распространение имеет формула «Бог есть любовь».
По-своему понимали это чувство суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так, в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.
Эпоха Ренессанса стала переходным этапом между философией христианства и Нового времени. Для этого периода характерны попытки вернуть эротической любви ее права, притесненные божественным авторитетом. Стремление к получению наслаждений, названных проявлениями человеческой Природы, рассматривалось в качестве основного смысла любви. Через труды Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других развивалось течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывала этику и эстетику и оказывала значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.
Любовь в европейской куртуазной рыцарской субкультуре была связана с культом Прекрасной Дамы, где и сформировалось представление о любовной клятве. Здесь любовь из простой симпатии превращается в решимость, требующую немалой силы воли для преодоления преград, появляющихся на пути любви. Под влиянием христианства зародилась идея о единственной любви.
Эпоха Нового времени, впитав в себя опыт предыдущих исторических этапов развития человеческой мысли, породила целую плеяду философов, каждый из которых высказал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной. Каждая из философских концепций глубоко индивидуальна, однако их всех объединяет общая идея антропоцентризма, ставшая ведущим мотивом всей идеологии Нового времени.
Философия Владимира Соловьева ( )
... философию создавал Владимир Соловьев, опираясь на традиции христианства, хотя его трактовка христианского вероучения, как уже говорилось, весьма отличалась от официальной. Его философия начинается с понятия ... и мировой культуры. Идея всеединства – центральная идея философии В. Соловьева В философии термином “онтология” ... докторской диссертации свой труд “Критика отвлеченных начал” и начал ...
Бурное развитие естествознания в XVII веке, связанное с зарождением капитализма, а также целый ряд открытий в различных областях наук, которые разбивали античные и средневековые представления о мире, не могли не оказать воздействия на философию своего времени, в котором происходит решительный разрыв с религией, крах церковных догм и падение авторитета церкви. В центре внимания философии Нового времени человек с его естественным стремлением к добру, счастью, гармонии, то есть полностью отрицается средневековая идея об изначальной греховности людей. Философии Нового времени присущ гуманизм и антропоцентризм.
Проблема «божественной любви» уходила на задний план, «любовь земная» все прочнее занимает свои позиции. Особенно ярко это проявлялось во французском обществе, которое в последние десятилетия перед революцией отличалось легкомысленным и фривольным отношением к этому чувству. В придворных и аристократических кругах оно превращалось в изощренное искусство флирта, бездушное и бессердечное. Сама любовь и верность стали нечто старомодным, их заменило мимолетное увлечение. Любовь века рококо — это уже не любовь, а скорее подражание ей.
В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду — иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.
Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от исключительно биологического описания к социальной и культурной составляющим как к основам явления. Это новое направление, зародившееся в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.
В новейшее время осуществляются попытки дать определение любви с точки зрения биохимии. Например, открытие нейрохимического вещества- окситоцина или, как его еще называют, «гормон любви» или «гормон доверия», вызывающего чувство любви и притупляющего страх. Или в подведение научной базы под существование «вечной любви», когда уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших.
2.2 Виды любви
Франсуа де Ларошфуко писал: «Любовь одна, но она принимает разные обличья». Действительно, во все времена люди пытались не только понять, что такое любовь, проникнуть в ее сущность, но и определить ее типы, «разложить по полочкам» ее разновидности в зависимости от выбранного критерия.
Например, в греческой философии критерием являлось восприятие любви и ее сила. Таким образом, греки различали следующие виды любви: эрос, людус, сторге , мания, прагма, агапе, филиа.
Сочинение печальная история любви людей из разных социальных слоев
... наверное, для молодого человека из солидной семьи связь ... из характерных особенностей творчества БунинА – он никогда не писал о счастливой любви, о соединении двух любящих сердец. Несмотря на болезненный разрыв, на ... история заканчивается смертью героев, либо одного, либо обоих. Книгу “Темные аллеи” часто называют “энциклопедией любви ... Любовь в этих рассказах всегда недолговечна, и чем она сильнее, тем ...
Филиа — любовь-приязнь по осознанному выбору, сюда относится любовь к родителям, к детям, родственникам, любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти, славе, свободе, добру.
Эрос — страстная любовь-увлечение, в форме почитания, направленного на объект любви и стремление к полному физическому обладанию любимым.
Людус — это любовь-игра, игра в свое удовольствие. В такой любви чувства достаточно поверхностны, причем настолько, что допускается измена с обеих сторон.
Сторге — любовь-дружба, основанная на нежных, теплых, надежных отношениях, семейная любовь
Прагма — совокупность людуса и сторге. Чувства в этом стиле не столь уж глубоки, но элементы теплоты и надежности имеют место. Это любовь по расчету, но она не имеет ничего общего с браком по расчету, потому что в таком браке любви может и не быть. Такая любовь легко поддается рассудочному контролю. Как видно из самого названия, любовь — прагматичная, с элементами выгоды (далеко не всегда материальной).
Человека может устраивать общение с партнером, его личные качества, сексуальные достоинства и так далее. Это может быть даже любовь в обмен на любовь того, кого любишь. Это тоже ведь расчет.
Агапэ -совокупность эроса и сторге. Это бескорыстная любовь-самоотдача, жертвенная любовь, растворение любящего в заботе о любимом. Здесь все — и страсть, и нежность, и надежность, и беззаветная преданность. Этот стиль встречается не так уж и часто. Но если оба партнера любят в этом стиле, им можно только позавидовать. Здесь другая беда. Если вдруг человек, любящий в таком стиле теряет объект любви, смысл жизни для него может оказаться утраченным.
Мания — совокупность эроса и людуса. Это иррациональная любовь-одержимость. И сопутствует ей обязательно неуверенность и зависимость от объекта любви. Это тот самый случай, когда в любовь бросаются «как в омут». Именно такая любовь ломает людям жизнь, разрушает семьи… Но иногда благодаря ей семьи возникают. А люди становятся счастливыми. Однако вечно так любить нельзя, этот стиль любви разрушителен. Мания рано или поздно должна перерасти в другой стиль либо исчезнуть.
Встречается и другая классификация — по типу удовольствия, получаемого человеком от любви. Исходя из нее, любовь может быть внутренней (источник — внутреннее удовольствие), внешней (источник — внешнее удовольствие) и всеобщая, то есть ко всему (источник — абстрактное удовольствие).
При этом каждый вид любви подразделяется на уровни.
Уровень «физического тела» — это уровень внешней любви. Человек стремится к «физической любви» — к гармоничному физическому единению с объектом любви. И это не только половая любовь (лишь частный случай), это желание иметь максимальный контакт с любым объектом любви, используя все восприятия «физического тела». Стремление видеть его, слышать, осязать, находиться рядом в пространстве и времени. Объектом такой «физической любви» может быть свое тело, любой человек, группа людей, животное, растение, любой «физический» объект, любое место на Земле, вся Земля, Солнце, звезды и так далее.
«Чем отличается любовь от влюбленности?»(По роману ...
... она не перерастет в любовь. Важное место занимает тема любви и влюбленности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наверное, все виды, оттенки и нюансы любви можно встретить на страницах этого романа. Андрей ...
Следующие два уровня — это уровни внутренней любви.
.Уровень «эмоций». Этот уровень показывает стремление человека к «эмоциональной любви» — к гармоничному эмоциональному единению с объектом любви. На этом уровне происходит обмен одинаковыми эмоциями — и не только эмоциями радости. Объектом «эмоциональной любви» может быть и сам человек, и супруг, и дети, и родители, вообще любой человек или любая группа людей, животное, любой предмет, как «физический», так и «не физический» (объект, воспринимаемый на других уровнях).
Это могут быть мысли, чувства, слова (стихи), звуки (музыка), идеи и так далее. Главное условие «эмоциональной любви» — возможность гармоничного единения с объектом на эмоциональном уровне.
.На «интеллектуальном» уровне человек хочет постичь к «интеллектуальную любовь» — гармоничное интеллектуальное единение с объектом любви. Здесь также происходит обмен но уже мыслями, словами, идеями, образами, и появляется стремление говорить на одном языке. Человек тянется к объектам, с которыми можно делиться своими размышлениями, передавать им информацию, у которых, в свою очередь, можно получить новые знания, новую для себя информацию. Объекты «интеллектуальной любви» — свое Я, другой человек или сообщество людей, говорящих на одном языке и обладающих общими знаниями. Или книга, компьютер и любой другой источник или носитель информации. В общем, это любые объекты, позволяющие познать общие принципы и причины, познать всеобщее единство и всеобщую необходимость.
Есть еще два уровня и они относятся уже ко всеобщей любви. Это уровень «высших чувств» человека, желание обрести «высшую душевную любовь» — гармоничное душевное единение с объектом любви. Человек старается одновременно воспринимать от объекта и отдавать ему одни и те же высшие чувства — уважения, совместного творчества и совершенствования. Это потребность ощутить душевную близость, душевное родство, душевную теплоту. Это любовь к человеку (в том числе, к себе) как к личности, то есть неповторимой индивидуальности. Это стремление подарить объекту любви «высшую радость» и для этого человек готов пожертвовать практически всем на уровнях «рассудка», «эмоций» и «физического тела». Это «сердечная» любовь не только к одному человеку, не только к близким, не только к общности людей, к которой мы все принадлежим. Это может быть любовь к любым живым существам, любым объектам Природы, а также к тому, что объединяет эти объекты.
И второй — «духовный» — уровень, на котором человек ставит своей целью достижение «духовной любви», то есть ощущение внутренней гармонии, гармоничное духовное единение не только с конкретным человеком, не только с группой людей, но и единение со всеми объектами Природы, частями которой являются люди. Также человек устремляется к осознанию единства, сущности, смысла, цели бытия не только своего Я, не только всех людей, но и всей Вселенной. Стремится к единству с каждым объектом — от атома и мотылька до планеты Земля и скопления галактик. Старается духовно слиться с Высшей силой, с Сознанием, с Духом, с Богом, с Абсолютом (названия здесь могут быть самые разные).
Проблема любви человека к природе
... того великого множества живых организмов, которые её населяют. Любовь к природе в разные периоды жизни и у разных людей находит различное выражение. Дети выражают свою привязанность наиболее непосредственно ... возрасте очень остро и отчётливо. Таким образом, любовь к природе – не просто необходимое, но даже и неотъемлемое свойство человека, претворяющееся в жизнь индивидуально для каждого из нас. ...
Так какое же из перечисленных частных проявлений любви является или может быть смыслом человеческой жизни? Оказывается, ни одно из них в отдельности не может быть смыслом жизни, не может принести полного удовлетворения и хоть немного счастья. Любовь физическая без любви эмоциональной, любовь эмоциональная без любви душевной, любовь душевная без любви духовной, а любовь духовная без любви интеллектуальной рано или поздно ведут к страданию — именно об этом нам говорит опыт человечества. Об этом говорит и повседневный опыт каждого человека.
Любовь внутренняя — к себе и к своим частям, невозможна без любви внешней — к людям, к любым объектам Природы. Любовь внешняя, в свою очередь, невозможна без любви абстрактной, всеобщей — ко всей Природе в целом, к Единству всех объектов, к Абсолюту, к Богу. Верно и обратное утверждение. Никакая всеобщая любовь невозможна без любви к каждому конкретному объекту, невозможна она и без любви к самому себе.
Частичное гармоничное единство невозможно по определению. Любое проявление любви в одной сфере, на одном уровне, к одной группе объектов всегда будет ограниченным и неполным, всегда будет только шагом на пути к любви полной, к полноценной гармонией с окружающим миром.
Существует также классификация Декарта. Он предложил различать три вида любви: привязанность, дружба и благоговение. Эти виды любви различались не по предмету, на который они направлены, а по степени ценности, которую люди извлекают при сравнении с собой. Если предмет цениться меньше себя, то это привязанность, если наравне с собой — дружба, если больше себя, то это уже благоговение.
Изучив эти классификации, я вывела собственную типологию, обобщающую предыдущие, и построила ее в зависимости от объекта любви: 1) любовь к Природе; 2) любовь Мужчины и Женщины; 3) любовь к родителям/детям; 4) любовь к искусству; 5) любовь к Богу; 6) любовь к себе; 7) любовь к друзьям; 8) любовь к материальному (вещи, драгоценности, деньги).
2.3 Отличия любви от влюбленности
Влюбленность, сладкая болезнь души и тела — это самая распространенная и самая яркая подделка под любовь.
Любовь и влюбленность путать не надо, это такие же разные вещи, как эксклюзивное произведение мастера и вещь «кустарного» производства. По мнению христиан, влюблённость принадлежит к животной природе человека, тогда как любовь — к духовной. Способность к любви — показатель душевного здоровья и Богатства, а склонность влюбляться говорит скорее о детских чертах личности, а в некоторых случаях — и о неврозе.
Влюбиться в определенном возрасте несложно, много ума не понадобиться, для этого, в первую очередь, нужно состояние предвлюбленности — особенное нервное состояние, когда влюбиться очень хочется и готов. Готов «падать в любовь». Для того, чтобы влюбиться, не нужно мужества: достаточно пустить всё на самотёк и дать себе волю.
Рассуждение «Любовь человека к животным»
... ведь главные качества этих прекрасных существ — взаимоуважение и любовь к человеку. Рассуждение на тему любви к животным Любовь к животным — это когда человек дарит любовь и ласку не только своим домашним питомцам, но и ... не хватает, а животные, в свою очередь, помогают человеку обрести умиротворение и душевный покой. что даже хомячок нуждается в соответствующем отношении и уходе: сбалансированное ...
Любовь встречается реже, чем влюбленность, и требует от человека большей глубины и мудрости. Любовь, как отражение культуры, надо в себе еще воспитать. Чтобы влюбиться, достаточно быть здоровым. Чтобы быть любящим и любить, очень многому нужно научиться и до любви необходимо дорасти. Ведь во влюблённости человек видоизменяет, искажает реальную действительность, приспосабливая её к этим отношениям; в любви реальность становится неотъемлемой частью отношений, возвышая и укрепляя их.
В состоянии влюблённости образ другого человека становится наваждением, без него жизнь кончена; в любви партнёр всегда присутствует, отношения с ним продолжаются всё время, потому что мы построили или строим вместе с ним замысел бытия, саму жизнь. Влюблённость — это не замысел, это лишь восторженность момента, даже если она продолжается месяцы или годы.
Влюблённость покрывает глубокое внутреннее одиночество, человек стремится быть вместе с партнёром для того, чтобы чувствовать себя живым; в любви наш духовный мир — автономный, независимый от партнёра — в результате свободного выбора соединяется с миром любимого человека, чтобы идти дальше вместе.
Влюблённость — это искра, принимаемая за огонь; любовь — это пламя, которое постоянно поддерживается.
Во влюблённости восторженное состояние возможно только в присутствии партнёра; в любви счастье составляет постоянную основу жизни.
Влюблённость создаёт иллюзию роста, будучи только остановкой; любовь по определению являет собой личностный и, как следствие, совместный рост.
Влюблённость боится смерти; в любви переживается много смертей, но все они растворяются благодаря умению во всём видеть смысл, значение.
Во влюблённости отрицается предел; в любви предел ищут, признают, принимают и превозносят.
Влюблённость по самой своей природе исключительна; любовь универсальна.
Влюблённость — это обладание; любовь — дар.
Влюблённость господствует над людьми, переживающими её; идущие по пути любви вместе управляют своей любовью, а не управляются ею.
Сомнения ранят влюблённость, но укрепляют любовь.
Влюблённость состоит в основном из ощущений; любовь, помимо этого, включает в себя волю.
Влюблённость по существу созвучна психологии ребёнка, который в своём детском стремлении ко «всемогуществу» желает получить всё и сразу; любовь — удел зрелых людей, которые не боятся времени, но напротив, принимают его в расчёт.
Влюблённость поверхностна и довольствуется наружностью; любовь черпает силы из глубины личности партнёра. Любовь никогда не бывает поверхностной.
Влюблённости присуща потребительская логика; любви — логика бытия, познания.
Страдание убивает влюблённость; любовь включает его в себя.
Любовь есть духовное возрождение
... доказательством духовного возрождения людей посредством любви. Ведь действительно, какой бы ни была любовь, она всегда приведет к возвышению души человека, повышению интереса к духовным вещам. Следовательно, она является духовным возрождением. Свойства любви Свойства любви Любовь ...
Во влюблённости двое превращаются в ничто; в любви они умножаются.
Влюблённость легка, но она опустошает; любовь трудна, но она наполняет.
По окончании влюблённости человек испытывает ощущение огромной пустоты: возможно, оно всего лишь открывает пустоту, которая была и прежде, а теперь стала ещё более горькой. Любовь же не видит конца, потому что пустоты не было никогда, даже до её начала.
Но как путь в тысячу миль начинается с первого шага, так и дорога к любви начинается, как правило, с влюбленности. Влюбленность может дорасти до любви, при условии, что человек духовно готов к этому.
2.4 Взгляды философов на любовь
Любви покорны не только все возрасты, но и все люди, все времена и все эпохи без исключений. И всегда находились люди, которые писали труды о любви, пытаясь осмыслить это неземное чувство. Одним из таких людей был Аристотель. В своем труде «Этика к Никомаху» он писал о добродетели и затрагивал тему любви и дружбы, то есть такую любовь, которая в древней Греции именовалась «филией». Аристотель утверждал, что в душе есть три вещи — страсти, способности и устои. Страстями, или переживаниями, философ называет влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь — вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания. Значит, любовь вызывает либо страдание, либо удовольствие, но никак не может возникнуть эти два чувства сразу, так как эти два чувства противоположны по своей природе и являются взаимно исключающимися. Способности — это то, благодаря чему мы считаемся подвластными страстям, благодаря чему нас можно, например, разгневать, заставить страдать или разжалобить. Нравственные устои, или склад души, — это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем своими страстями, например гневом: если гневаемся бурно или вяло, то владеем дурно, если держимся середины, то хорошо.
Еще одну мысль Аристотель высказал о происхождении любви. Он считал, что «филия» заложена в человеке изначально, что она является творением природы. Первая любовь в жизни человека, это любовь к главе семьи («В домочадцах заложена любовь к главе семьи»).
В семье все отношения должны строиться на принципах любви, для гармоничного существования, особенно по отношению к главе семьи.
Аристотель резко разводил понятия «эрос» и «филия», для него они противоположны по своему значению. «Филия» — это духовный покой, а «эрос» скорее страсть. «Филия» очень ценилась Аристотелем, по его мнению, «это самое необходимое для жизни». Он её ставит даже выше, чем справедливость. «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде»,- утверждал философ.
Френсис Бэкон, английский мыслитель позднего возрождения, с одной стороны почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой — уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её тщательному разбору.
Христианская любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человека добрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной», -считал философ.
Тема любви в философии
... мне разобраться в том, что же такое любовь? Для начала я хочу рассмотреть учения древнегреческого философа Платона, для которого любовь была следствием красоты. Когда человек, который смотрит на что-то красивое, вспоминает ... Тем не менее, учёные спорят о том, какой характер носила эта любовь: чисто духовной, либо всё же предполагала сексуальные взаимоотношения. Не смотря на то, что греки философию ...
Рассуждая о земной любви, он не хвалил её, но и не порицал, так как не имел достаточных оснований на то или иное. Он выделил два ряда аргументов — за любовь и против нее.
«За любовь выступают следующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великая страсть — наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества.
Против любви: любовь хороша на сцене — в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи».
Ф. Бэкон считал, что вырасти этой безумной страсти в себе позволяет лишь слабый человек. Есть даже поговорка «невозможно любить и быть мудрым», и именно на эту поговорку опирался мыслитель. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте, раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Ф. Бэкон не был против «земной» любви, он был против только её чрезмерности и безумия.
Рене Декарт — французский философ и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу. Его научный подход заключался в использовании рационалистического метода рассуждения, а также он опирался на эмпирические данные естествознания. Прежде всего, следуя своим методам, философ выделил среди огромного количества человеческих страстей простые и первичные. Их оказалось шесть: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести. По мнению Р. Декарта, простые и первичные страсти не могут быть двоякими. Но про любовь он говорил: «Принято различать два вида любви, из которых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добро тому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желание обладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только к проявлениям любви, а не к ее сущности».
«Самое главное желание человека (обладать любимым) вызывается воображаемым совершенством представителя другого пола». Р. Декарт утверждал, что есть у всех определённый возраст, когда каждый человек чувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинки кажется ему наивысшим благом. Причем человек хочет обладать не многими половинками, а лишь одной-единственной, так как по природе этого достаточно. И философ замечал, что именно эта страсть к одной половинке называется любовью, которая вдохновляет писателей и поэтов. Он вывел некий животный дух и этот дух возникает автоматически, то есть непроизвольно. Он считал, что «этот дух движется по нервам и заставляет мышцы сокращаться, и те уже совершают действия». Такова была научная теория любви Рене Декарта.
Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII — первой трети XIX веков — Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Георг Гегель — выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви.
Иммануил Кант прежде всего провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к Богу) и любовью «патологической» (то есть чувственным влечением).
Он стремился утвердить человека как единственного законодателя своей теоретической и практической деятельности, и поэтому занял достаточно трезвую позицию в вопросах отношений между полами, соответствующую его скептическим представлениям об окружающем мире и подкрепленную холодными наблюдениями одинокого холостяка. В «Метафизике нравов» (1797) И. Кант рассматривал явление любви с этической точки зрения и только. «Любовь понимается здесь не как чувство (не этически), то есть не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь-симпатия; любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние». Следовательно, для философа любовь к человеку противоположного пола и «любовь к ближнему, хотя бы он заслуживал мало уважения» фактически было одним и тем же. Это долг, моральное обязательство, и только.
И. Кант утверждал, что там, где есть любовь, не может быть равного отношения между людьми, ибо тот, кто любит другого больше, чем тот его, невольно оказывается со стороны партнера, чувствующего свое превосходство, менее уважаемым. Философ считал важным то, что между людьми всегда должна оставаться дистанция, иначе пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная отдача в любви для И. Канта вещь недопустимая. По иному быть и не может, ибо любовь — это долг, хоть и добровольная, но обязанность человека.
Иоганн Фихте не принял трезвую и расчетливую теорию Канта и размышлял о любви как об объединении «Я» и «Не Я» — двух противоположностей, на которые сперва разделяется мировая духовная сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. Позиция И. Фихте весьма жесткая: несмотря на то, что брак и любовь — это не одно и то же, не должно быть брака без любви и любви без брака. В сочинении «Основы естественного права на принципах наукочтения» (1796) философ создал установку единства физиологического, морального и юридического аспектов в отношениях между полами. Причем мужчине приписывается полная активность, а женщине — абсолютная пассивность во всех сферах. Женщине не следует мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье. Покорность и послушание — вот что уготовил ей И. Фихте. Будучи радикал-демократом, философ всей своей радикальности придает сугубо мужской характер, давая этому философское объяснение, основанное на строении всего мира: «Разуму свойственна абсолютная самодеятельность, а страдательное состояние ему противоречит и целиком его оттесняет».Причем «разум» — синоним мужского начала, а «страдательное состояние» — женского.
Фридрих Шеллинг, провозгласив любовь «принципом наивысшей значимости», в противовес И. Фихте признавал равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. Отвергал Ф. Шеллинг и миф о существовании «третьего пола», который объединял в себе и мужское, и женское начало, ибо если каждый человек ищет уготовленную ему партнершу, то при этом он не может оставаться целостной личностью, а является лишь «половинкой». В любви каждый из партнеров не только обуреваем желанием овладеть любимым, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло.
Понимание любви Георга Гегеля нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменялось. Зрелые работы философа представляют собой наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе.
Г. Гегель решительно отрицал всякий мистицизм в любви. В его понимании, субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда объект любви достоин субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь и становится ее проявлением, ведь любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.
В «Лекциях по эстетике» философ высказал резко отличавшееся от только что приведенных размышлений представление о любви. На сей раз он отличал подлинную любовь как глубоко индивидуализированное обоюдное чувство от любви религиозной и от стремления к наслаждениям, выше которых ни средневековые, ни античные философы не поднимались. «Потеря своего сознания в другом, видимость бескорыстия и отсутствие эгоизма, благодаря чему субъект снова находит себя и приобретает начало самостоятельности, самозабвение, когда любящий живет не для себя и заботится не о себе — это и составляет бесконечность любви». Примечательно и то, что в этом труде Г. Гегель отказывается от стереотипа о неравноправии полов и говорит о том, что женщина в любви — далеко не «растение», а мужчина — не «животное». «Любовь прекраснее всего в женских характерах, ибо в них преданность, отказ от себя достигает наивысшей точки», — писал философ, признавая эстетическое превосходство женщины в любви.
Школу гегелевского понимания человеческих отношений прошел и немецкий материалист середины XIX века Людвиг Фейербах, ярко показавший величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей и поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии.
С точки зрения философа, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека — это другой человек. Именно в любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека).
Из всех человеческих чувств Л. Фейербах особо выделял чувство любви. «Любовь есть познание личности». «Есть только одно зло, — писал он, — это -эгоизм; и только одно благо — любовь. Любовь делает человека Богом и Бога — человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть нелепость… Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить — одно и то же.»
Л. Фейербах попытался создать учение о морали, полностью основанное на принципах биопсихической чувственности. Поэтому он считал, что «половое отношение можно прямо характеризовать как основное нравственное отношение, как основу морали». По этой причине его этика ориентируется прежде всего на достижение чувственного счастья. Любовь по Л. Фейербаху и символ единства человека с человеком, и стремление людей к совершенству. Здесь соединялись объективное и субъективное, познавательное и предметное. Такое расширенное представление позволило философу превратить любовь в главную социологическую категорию. Он обожествлял самого человека и отношения людей между собой, выводя их из потребности «Я» и «Ты» друг в друге, их взаимонуждаемости в смысле половой любви. И только на это наслаиваются все остальные производные потребности людей в общении и совместной деятельности. Л. Фейербах отрицал первостепенную значимость личности, считая, что она слаба и несовершенна. И только «муж и жена, соединившись, представляют собой совершенного человека», то есть любовь сильна, бесконечна, вечна и делает людей полноценными.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению философа, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви — любви к другим людям.
Человек у Л. Фейербаха должен жить полнокровной жизнью, однако в такой жизни еще нет места предметно-практической деятельности. Л. Фейербах — материалист, но жизнь людей в его материалистическом учении проходит в созерцании природы и сердечном общении Я и Ты.
2.5 Любовь глазами женщин и мужчин
Я считаю, что в отношениях полов всегда будут разногласия по поводу любви. Ведь мужчины и женщины видят мир по-разному, то, что кажется ключевым женщинам, является второстепенным для мужчин. Так и с этим прекрасным чувством. Не зря же люди придумали выражение «мужчины с Марса, женщины с Венеры».В чем же разница представлений о любви мужчин и женщин?
Любовь мужчины, в отличие от любви женщины, больше сводится к физиологической потребности. Любовь женщины сильнее и выше, она наполнена духовностью. Вот почему женщина моногамна, а мужчина полигамен.
Для мужчин любовь неоднозначна. Существует множество мужских подходов к любви. Для кого-то главное, чтобы женщина любила его, для кого-то важен исключительно, кому-то нужна домохозяйка, которая и обед приготовит, и рубашку погладит. Все мужские подходы к любви справедливы и обоснованы. Ведь женщина всегда более открыта, чем мужчина.
Мужчины не любят копаться в себе и анализировать свои чувства. У мужчины нет потребности в ежедневных свиданиях. И это вовсе не говорит о его нелюбви, просто он не видит необходимости встречаться так часто. Из чего же любовь мужчины? Она состоит из трех составляющих: страх потерять любимую, желание о ней заботиться и восхищение ею.
«Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине — легче признаться, чем влюбиться. Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят» (В.О. Клочевский)
Женщины, в основном, представляют себе любовь, как взаимоотношение двух людей, уважение и понимание — это главное в любви по мнению женщин. По женской логике, мужчина должен оберегать женщину, дарить подарки, защищать и так далее. Женщине всегда хочется слышать приятные слова в её сторону, ей нравится получать подарки от любимого человека, нравится, когда за ней ухаживают и оберегают.
Женщины благодарны за любовь, мужчины требуют благодарности.
Большинство мужчин просят доказательств любви, которые, по их мнению, рассеивают все сомнения; для женщин, не существует таких доказательств.
любовь влюбленность чувство
Заключение
Большинство людей на вопрос «В чем заключается смысл жизни?» с легкостью и не задумываясь, в независимости от веры, цвета кожи, национальности, моральных принципов, ответят сразу — любовь. Не имеет значения сколько времени пройдет, пятьдесят или сто лет, хоть целая вечность, любовь была и остается главным, что есть в жизни человека. Не имеет значения, как человек для себя определяет любовь, ведь любое определение и любая точка зрения будут правильными.
Испокон веков любовь в мире наполняет жизнь людей смыслом, вдохновляет на создание шедевров в культуре и искусстве, толкает на подвиги, делает их просто счастливыми. Доказательством же того, что любовь действительно делает это с самых древних эпох могут служить труды таких мыслителей, как Аристотель («Этика к Никомаху»), Платон («Пир»).
Любовь развивалась и получала новые определения в каждой исторической эпохе. В христианстве любовь — бескорыстная добродетель. Деятели эпохи Возрождения говорят нам о том, что любовь — это стремление к красоте. В Новое время любовь становится «земной», занимая место в человеческих сердцах вместо «божественной». И в современном мире, в Новейшее время, люди делают попытки осмыслить любовь с точки зрения биохимии.
Любовь всегда была и будет необходимой составляющей смысла и цели существования человека. Осуществление смысла или реализация цели жизни человека возможно только через непрерывный рост его любви — стремления к гармоничному единству и его осознанию. Любви к себе, любви к каждому человеку, любви к человечеству в целом, любви к окружающим объектам Природы. Гармоничной любви на всех уровнях и во всех сферах.
Любовь — это вулкан эмоций, который может толкать людей на поступки, порой безумные, порой прекрасные, которые они раньше считали невозможными. У любви нет времени, нет преград, нет запретов, любовь дает крылья и возносит к небесам тех, кому однажды довелось испытать это ни с чем не сравнимое чувство.
Порой любовь заставляет страдать, но эти страдания чаще идут на благо человеку, чем во вред. В таких страданиях человек самосовершенствуется, ведь они помогают осознать ошибки, совершаемые человеком, и устранить их. Эти ошибки чаще всего идут от характера, и ,чтобы их не стало, человеку нужно изменить самого себя. И люди меняются, со временем осознавая, что любовь помогла им, пускай даже через страдания, стать лучше. Безупречных людей нет, но ничего не мешает человеку стремится к идеалу. И, на мой взгляд, любовь как нельзя лучше помогает в этом стремлении. Но в этом стремлении редко помогает влюбленность, которая представляет собой увлечение, флирт и является показателем того, что человек еще сохранил в себе слишком много детских черт.
Философы тоже рассуждали о том, что любовь это и самые прекрасные моменты жизни, и муки. Эти рассуждения были различными. Кто-то, как Аристотель, считал любовь порождением духа. А кто-то, например Иммануил Кант и Людвиг Фейербах, видел любовь через призму материализма и считал это чувство сугубо физическим. Но все они сходятся в том, что любовь должна быть, что человечеству она необходима, иначе что будет дарить людям крылья и окрашивать наш порой скучный и серый в яркие краски? Даже несмотря на различия взглядов Мужчины и Женщины на любовь, они все равно продолжают любить, верить и надеяться, что Бог ниспошлет им это чувство, заставляющее порой поступать безрассудочно, но всегда безошибочное. Почему безошибочное? Потому что каждый человек, которого мы любили, привнес в нашу жизнь и сознание что-то новое, что-то свое, частичку себя. И мы будем жить с этой частичкой всю жизнь, со временем понимая, как она необходима нам и недоумевая, как мы раньше жили без нее.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/lyubov-kak-smyisl-chelovecheskogo-suschestvovaniya/
#»justify»>Философия любви. М., 1990. Ч. 1-2
- #»justify»>Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями — М., 2008. — с. 664.
- #»justify»>#»justify»>#»justify»>Аристотель. Этика к Никомаху //Философы Греции: М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999.